НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
проблемы
В.В. ГОРДИЕНКО,
начальник Академии управления МВД России, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор
Л.М. КОЛОДКИН,
профессор кафедры психологии, педагогики и работы с кадрами, доктор юридических наук,
профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
(Академия управления МВД России)
Д.К. НЕЧЕВИН,
профессор кафедры административного права, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор (Московская Государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина)
Полицейская этика: научно-правовой и исторический аспект
Что прилично, то достойно уважения, что достойно уважения, то всегда прилично
Цицерон
Juris praecepta sunt haec: honeste vivere, alterum non laedre, suum cuique tribuere1
В статье проблема формирования этики современного сотрудника полиции рассматривается в историческом аспекте.
Реформирование органов внутренних дел, полицейская этика, деонтологический кодекс полицейского, нормы этики.
Яолыцейская этика. На современном этапе реформирования всех сфер государственного управления вопросы правоохранительной и правоприменительной деятельности по защите прав и свобод населения, обеспечению правопорядка и общественной безопасности приобретают все большее значение.
Широкими полномочиями в сфере борьбы с преступностью и иными правонарушениями наделены органы внутренних дел, и главную роль в решении этих задач играют подразделения полиции.
1 Право требует: честно жить, другого не обижать, каждому воздать должное (лат.).
Личный состав полицейских структурных подразделений органов внутренних дел в целях выполнения должностных обязанностей наделен правом применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Злоупотребление такими правами — реальная угроза качеству жизни общества, этот аспект требует от полиции дополнительных гарантий легитимности, разумности и добросовестности, здравого смысла.
Такими гарантиями являются режим законности, служебная дисциплина и нормы профессиональной этики. Каждая составляющая системы гарантий может быть предметом специального исследования; нами рассматриваются только нормы профессиональной этики — международные полицейские стандарты, деонтологические кодексы поведения сотрудников полиции различных стран мира. При этом следует иметь ввиду, что профессиональная этика как частная этическая теория до настоящего времени находится в стадии разработки.
И <
ш о а С
и S а
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< I
4
Профессиональная этика связана с разделением труда, обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Сотрудники органов внутренних дел выполняют одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.
В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций, поскольку с вышеуказанными проблемами занятые в данных сферах деятельности люди сталкиваются особенно часто. Одной из таких профессий, для которых профессиональная этика имеет важное значение, является служба в органах внутренних дел.
Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном контакте с другими людьми, проникая в их внутренний мир, вступают с ними в нравственные отношения, существуют специфические профессиональные «нравственные кодексы». Такова и этика работников органов внутренних дел, полиции, сотрудников прокуратуры, судейского корпуса, руководителей и т. д.
Существование нравственных кодексов определенных профессий — свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Полицейская этика требует делать все ради безопасности граждан, вопреки трудностям и даже пренебрегая собственной безопасностью. Есть этика ученого, которая включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Существует этика офицера полиции, которая обязывает служить Отечеству, своему народу, проявлять стойкость и мужество, строго соблюдать законность и дисциплину.
Исторические корни этики. Этика — это отрасль философии, наука о сущности, законах и закономерностях возникновения и исторического развития морали, ее специфических функциях и нравственных ценностях общественной жизни [11, с. 812].
Термин «этика» этимологически восходит к древнегреческому слову «этхпос», которое обозначало место совместного пребывания, т. е. общественный характер жизни. Затем это слово стали употреблять в значении «обычай, характер, темперамент отдельного человека». Изменил его значение Аристотель, употребляя термин «этический» в определении класса чело-
веческих добродетелей, а науку о добродетелях он назвал «этикой»: впервые этот термин был введен в научный оборот в сочинении Аристотеля «Никомахова этика».
Современная этика включает описание реальности нравственной жизни людей, излагает социально-историческое развитие нравственности, моральных ценностей и идеалов, санкций морального одобрения или осуждения тех или иных поступков или действий.
Вторую часть этики составляют вопросы общетеоретического характера о специфике и сущности морали, ее функциях и взаимодействии с политикой, правом, искусством, религией.
Третья составляющая представляет собой нормативную, предписывающую часть, определяющую такие понятия, как «добро», «зло», «совесть», «честь», «долг», «достоинство» в их императивном значении [5].
Для организации служебной деятельности полицейских важное значение приобретает специфическое направление данной отрасли знания — этика ненасилия.
Деонтология — это раздел (подраздел) этики, исследующий вопросы долга, моральных обязательств человека перед обществом, социальной средой обитания. Одновременно это учение о специальных отраслях должного поведения отдельных профессиональных групп (медицинская деонтология, правовая деонтология). Термин «деонтология» ввел в оборот английский философ, правовед и социолог Иеремия Бентам (1748—1832 гг.) для обозначения специального направления научных знаний о нравственности.
Полагаем, что термин этика целесообразно использовать для обозначения отрасли философии и учебной дисциплины «Профессиональная этика», а свод норм, относящихся к нравственным аспектам правоохранительной деятельности, обозначать как «Деонтологиче-ский кодекс полицейского».
Кодекс происходит от латинского слова codex, который в переводе обозначает, как ни странно, «дерево, ствол, доска, чурбан». Поскольку древние римляне писали на навощенных деревянных дощечках, то слово «кодекс» стало обозначать книгу, исписанную таблицу. Фраза «referre in codecem codex extrema cera» употреблялась в значении «записать в книгу на последней дощечке».
В современном значении под кодексом понимается приведенный в установленную систему свод норм правового или нравственного характера. Поэтому деонтологическим кодексом следует считать систематизированный свод норм и правил поведения, обеспечивающих нравственный характер отношений между населением и социальными группами, выполняющими специфические профессиональные обязанности.
Такие профессионально-этические своды требований стали возникать в глубокой древности в отношении жрецов-прорицателей, врачевателей. Так, например, знаменитая «Клятва Гиппократа» представляет собой дошедший из IV в. до наших дней текст, в сжатой форме излагающий моральные нормы поведения врача.
В средневековых городах-коммунах создавались разнообразные правила, ставящие членов цеховых общин в равное положение и равные условия трудовой деятельности. Они содержали ряд нравственных норм по отношению к труду, его качеству, деловой репутации мастерства, отношения к членам общины [9, с. 5].
Применительно к правоохранительной деятельности особый интерес представляет свод этических норм средневекового рыцарства. С XII по XV вв. в Западной Европе как ответ на нашествия варваров создается привилегированный социальный слой (страта) рыцарства, включающий светских феодалов, воинов монашеских орденов, мелких собственников земельных наделов. От своих сеньоров рыцари, связанные с ними узами феодального вассалитета, получали за военную службу земельные наделы — феоды. Рыцари были конницей, стоявшей в первой шеренге войска. Нахождение в ней давало основание называть это место — кадром. Отсюда ведет свое происхождение понятие «кадры», «кадровая работа». Рыцари должны были приобретать коня, оружие, доспехи (меч, копье, щит, латы, сбрую и конные доспехи).
Дети мужского пола этого военного сословия получали рыцарское воспитание. Оно включало в себя пребывание в семье и получение домашнего образования от рождения до достижения семи лет. С семи до четырнадцати лет мальчик находился при дворе своего сеньора в качестве пажа (придворного слуги), с 14 до 21 года будущий рыцарь сопровождал сеньора в боях и походах в роли оруженосца. Рыцарское воспитание включало изучение богословия, знакомство со Священным писанием, овладение придворным этикетом и «восемью рыцарскими добродетелями» — верховой ездой, фехтованием, владением копьем, плаванием, искусством охоты на крупного зверя, сочинением стихов, пением серенад в честь дамы сердца и игрой в шашки.
Для претендента на рыцарство считалось обязательным соблюдение «норм рыцарской чести» — смелость в бою и на турнире, верность сеньору и служебному долгу, бескорыстие, защита слабых и нуждающихся в помощи, благородство по отношению к женщинам.
По достижению 21-го года оруженосец мог быть посвящен в рыцари. В этом ритуале много внимания уделялось усвоению «новичком» правил рыцарской этики. При посвящении в рыцари,
после совершения литургии, священнослужитель выносил и зачитывал книгу свода этических норм рыцарства, что с большим вниманием выслушивали все присутствующие на ритуале.
Нормы, которые возлагались на принявшего рыцарское звание, сводились к следующему. «Рыцарям вменяется в обязанность иметь страх Божий, чтить Его, служить Ему и любить Его всеми силами своими, сражаться за веру, умирать, но не отрекаться от христианства.
Рыцари обязаны служить своему законному государю и защищать свое отечество, не жалея для этого и самой жизни.
Щит рыцарей должен быть прибежищем слабого и угнетенного, мужество рыцарей должно поддерживать всегда и во всем правое дело того, кто к ним обратится.
Да не обидят рыцари никогда и никого и да убоятся более всего злословьем оскорблять дружбу, непорочность отсутствующих, скорбящих и бедных.
Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками, но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдой.
Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным, да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не возобладают ими в ущерб прав ближнего. Они не должны вступать в неравный бой, не должны идти несколько против одного. Они должны избегать всякого обмана и лжи.
Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью, да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие.
Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству.
Да сохраняют они под своим знаменем порядок и дисциплину; да не допускают они разорения жатв и виноградников, да наказуется ими строго воин, который убьет курицу вдовы или собаку пастуха или нанесет малейший вред на земле союзника.
Да блюдут они честно свое слово и обещание, данное победителю, взятые в плен в честном бою, да выплачивают они верно установленный выкуп, или да возвращаются они по обещанию в означенный день и час в тюрьму.
В противном случае они будут объявлены бесчестными и вероломными.
По возвращению ко двору государей, да отдадут они верный отчет о своих похождениях, даже и тогда, когда этот отчет не послужит им на пользу, под опасением исключения из рыцарства» [10, с. 33-34].
5
И <
ш о а С
и S а
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< I
6
После окончания чтения свода рыцарских норм посвящаемый в рыцари преклонял колени перед государем и произносил следующие слова: «Обещаю и клянусь положением рук моих на святое Евангелие тщательно блюсти законы славного рыцарства».
Посвященные в рыцари не оставались без дела. Во время военных действий конный «кадр» находился в первых рядах сражающихся на поле брани, а в мирное время они становились странствующими, перемещаясь из одной страны в другую и повсюду наблюдая за тем, чтобы не было произвола и притеснения сильными слабых. В Европе широкое распространение получило «право силы», ему и противостояли странствующие рыцари, восстанавливая нарушенную справедливость порой силой оружия.
Одновременно рыцари усваивали нравы и обычаи иностранцев и завершали свое воспитание. Таким образом, рыцарство выполняло функции поддержания правопорядка и защиты населения от произвола местных феодалов и разбойников.
Интересно отметить, что на другом краю света японские самураи (воины) руководствовались сводом этических норм «Бусидо» — «Путь Воина», содержащим четыре заповеди: «... не позволяй другим превзойти себя на пути воина; будь верен и полезен своему господину; помни сыновний долг; презирай корыстолюбие и помогай людям, проявляя великое сострадание» [3, с. 24-25; 8, с. 127-145].
На Руси не получили развития феодальные отношения вассалитета и не сформировалось сословие для защиты «слабых» от произвола «сильных». На землях Киевской Руси, Владими-ро-Суздальского княжества, Московии не было аналогов институтам рыцарства европейского или восточного самурайства. Не было и славянских вариантов кодексов этики. Не получили такого статуса ни «Домострой», ни «Стоглав», ни петровское «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Вместо верного служения своему господину и защиты слабых военное сословие активно участвовало в междоусобной борьбе за власть и захвате уделов. Летописец с горечью отмечает специфику нравов того времени: «... А князьями Московскими были Василий II сын Василия Дмитриевича, который потерпел поражение на Клязьме в 1433 году и князем стал Юрий Дмитриевич. Он в том же году уступил московское княжение Василию. Юрий собрал войско и разбил воинство Василия у Ростова Великого и стал князем в марте 1434 года, а умер 5 июня того же года. Князем Московским стал Василий Косой. Его прогнал из Москвы Василий и княжил до 1446 года. Дмитрий Шемяка взял штурмом Москву и заточил князя Василия в Троицкую лавру в фев-
рале 1446 года. Василий II из монастыря сбежал, собрал войско, занял Москву, прогнал Дмитрия и княжил до смерти в 1462 году» [6, с. 1-7].
Русские воины убивали русских в кровопролитной борьбе за возведение претендентов на великокняжеский «стол». О какой этике могла идти речь? Служба рассматривалась как «тягло», и широко практиковались переходы подданных от одного князя к другому, у которого «тягло» было легче и прибыльней.
Ввести нравственные основы государевой службы неоднократно пытались российские монархи. В июне 1719 г. Петр I специальным указом устанавливает присягу на верность службе. Предписывает привести к присяге всех служителей Сената и коллегий, губернаторов, столоначальников, управителей, включая личный состав созданной столичной полиции. В 1720 г. он утверждает Генеральный регламент, а два года спустя - «Табели о рангах».
В этих и последующих законодательных актах о службе в перечень нравственных требований чиновничества включались «верность к службе», «лояльность к власти», «радение о должности», «усердие и трудолюбие», «добрая воля», «здравый рассудок», «человеколюбие», «честность», «бескорыстие и воздержание от мзды и лихоимства (взяточничества)», «покровительство невинному и скорбящему». Власть преследовала цель сформировать персонал государственного аппарата из людей высокой нравственности [12, с. 8].
Павел I попытался превратить российских дворян в средневековых рыцарей с их представлениями о благородстве, верности, чести, храбрости и беззаветного служения государю. Император стремился дисциплинировать, четко организовать служащее сословие шпаги, сделав из дворян опору императорской власти. В этих целях в 1798 г. Павел I принял должность Великого магистра Мальтийского ордена, ограничил вхождение по чину «в благородное шляхетство» представителей других сословий. Все это было не в традициях российской элиты, и заговор против Павла I созрел. Его возглавил генерал от кавалерии, столичный военный губернатор П.А. фон дер Пален. В состав заговорщиков входили видные сановники двора, высшие гвардейские офицеры и даже наследник императорского престола Александр Павлович.
11 марта 1801 г. «свирепая шайка палачей»-заговорщиков ворвалась в покои императора в Михайловском замке и задушила его офицерским шарфом. Императором был провозглашен отцеубийца Александр I. Так бесславно окончил свои дни российский мальтийский рыцарь [2, с. 504-509].
Попытки сформировать нравственные начала в российской государственной службе в силу
отсутствия традиций и преемственности не имели успеха. Исторически сложилось так, что роль государства была навязана «сверху» и воспринималась обществом негативно. Одной из причин такого положения была неразвитость этических норм поведения.
Полагаем, что не было в России другой такой социальной группы, которая бы, как государственные служащие, изо дня в день при любом правителе подвергалась столь постоянной и резкой критике со всех сторон. Чиновников особенно поносили и ненавидели низкие слои населения, видевшие в них своих главных притеснителей [7, с. 11]. Неприязнь населения особенно была сильна по отношению к служителям полиции. Негативное отношение обывателей вызывало ответную реакцию в форме «тащить и не пущать» — служители полиции игнорировали и презирали «чернь». Более того, и сама высшая власть не упускала случая критиковать «будочников». Этот прием использовался, чтобы частично снять с себя ответственность за те или иные непопулярные действия и продемонстрировать столь несложным образом свое «понимание народных бед» [12, с. 8].
В результате в обществе сформировался феномен «двойного стандарта»: с одной стороны, согласно ст. 189 Устава о службе должности в полиции должны были замещать люди «достойные и способные», с другой стороны, в обществе царила «несправедливость» по отношению к закону и его служителям. Заметим, что Н.Г. Чернышевский предупреждал о том, что важнейший капитал нации — нравственность народа. Так же по поводу этики, применительно к уголовно-процессуальному доказыванию, высказывался судебный деятель А.Ф. Кони, рассуждая о том, что после свершившейся в России судебной реформы 1864 г., ознаменовавшей переход к демократическому уголовному процессу, основанному на принципе равенства сторон и состязательности, гласности судебного разбирательства, праве обвиняемого на защиту, и, что особенно важно, утвердившей принцип свободы оценки доказательств по внутреннему убеждению и предоставившей право решать вопросы факта «людям улицы» — присяжным заседателям, первостепенной задачей является обращение к нравственным началам в уголовном процессе.
Коммунистическая этика. После революции 1917 г. в нашей стране в процессе строительства «нового мира» этические нормы государственной службы разрушались «до основания, а затем подменялись нормами партийной этики», а мораль прикрывалась «нормами целесообразности».
Там, где существует одна общая, высшая цель, писал Ф.А. Хайек, не остается места ни для каких этических норм и правил [13, с. 115]. Эта мысль лауреата Нобелевской премии по эко-
номике подтверждалась этико-культурологическими изысканиями А.А. Богданова, широко известными в 20-е гг. XX в. в России, согласно которым нормы морали должны быть заменены нормами социальной целесообразности — научно-техническими правилами, указывающими наилучшие способы достижения цели. При этом следует отбросить понятия нравственности, стыда, угрызений совести как бесплодную растрату психических сил.
Итогом дискуссий, завершившейся накануне «великого перелома», стало учение о классовой пролетарской морали как норме жизни строителей социализма, подменявшей нравственные начала социально-утилитарной целесообразностью.
В.И. Ленин считал, что в основе коммунистической направленности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. С учетом этой позиции формировался советский государственный аппарат, закалялась в огне гражданской войны и борьбы с кулачеством и «врагами народа» рабоче-крестьянская милиция, структуры НКВД. Ни о каких нормах профессиональной этики тогда не могло быть и речи.
Между тем «... власть должна знать и исповедовать перед всеми — словом и делом — свое высшее призвание, свою правоту и благородство своего воленаправления. Она должна блюсти свое духовное достоинство, как национально-политическую драгоценность, как корень государственного правосознания и государственного бытия народа» [1, с. 158].
Поэтому «поле бытия» органов государства, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, должна содержать социально-нравственные феномены профессиональной морали, профессиональной этики с ее деонто-логическими принципами и нормами.
Преобразование российской милиции в полицию является не просто изменением наименования и форменной одежды, а включением возрожденной полиции России в международное полицейское сообщество с его стандартами, нормами служебной и корпоративной этики. Вне морали и профессиональной этики должностные лица, поддерживающие правопорядок, рискуют превратиться в угрозу для граждан, банду насильников и мародеров.
Современный российский полицейский должен быть профессионально компетентным, обладать знанием социальных проблем общества, быть приверженцем идеи демократических свобод, прав человека и гражданина, соблюдать нормы служебного поведения и профессиональной этики. Указанные нормы и требования содержатся в кодексах поведения должностных лиц правоохранительных органов, кото-
7
И <
ш о а С
и S а
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< I
8
рые представляют собой модернизированный свод рыцарской этики. Каждая страна вносит в эти деонтологические нормы поведения полицейских свои дополнения, исходя из национального менталитета, исторических традиций, миссии полицейских органов, их социального назначения, требований общества к нравственному облику правоохранителя.
Современные полицейские корпорации должны быть в нравственном отношении подобны средневековому рыцарству. В этих целях 17 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций был принят эталонный акт - Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка относится к такого рода актам.
Генеральная Ассамблея ООН, приняв этот документ, обратилась к правительствам всех стран-членов ООН с рекомендацией использовать Кодекс в качестве свода принципов, которыми должны руководствоваться все должностные лица по поддержанию правопорядка.
Кодекс обязывает полицейских всех стран -членов Организации Объединенных Наций исходить из того, что они выполняют возложенные на них законом служебные обязанности, служа общине (населению, проживающему на территории обслуживания), а не абстрактным символам. Полиция обеспечивает «качество жизни» людей, защищает всех и каждого от противоправных актов с высокой степенью ответственности, требуемой профессией должностного лица по поддержанию правопорядка [14, с. 319-325].
Правовые нормы и должностные регламенты, определяющие содержание и характер служебных отношений между служащими органов внутренних дел и населением, затрагивают далеко не все стороны этого взаимодействия. За пределами правового поля остается множество ситуаций, коллизий, конфликтов, интересов, потребностей, не поддающихся только правовой регламентации. Это - сфера действия моральных норм, здравого смысла, добросовестности и разумности, т. е. понятий, не поддающихся только правовому регулированию [4, с. 245-246].
Впервые этическим нормам службы полицейского было уделено внимание в период «просвещенного абсолютизма»: по велению Екатерины II они были включены в Устав благочиния («полицейский устав») от 8 апреля 1782 г. Примечательно, что императрица рас-
сматривала благочиние в качестве синонима прилагательного «полицейский».
Термин «благочиние» во второй половине XVIII в. широко употреблялся в речевом обиходе русской православной церкви и обозначал «строгий порядок и его поддержание, соблюдение установленных в обществе правил, благопристойное поведение и обхождение». По мнению императрицы, назначение полиции - быть «душою гражданства», что требует от служителей свято соблюдать «золотое правило нравственности» - «не чини ближнему чего сам терпеть не хочешь». Служителям полиции предписывалось не только «ближнему не творить лиха, но творить ему добро». К числу правил добронравия полицейских относились требования: «веди слепого, дай кровлю неиме-ющему, напои жаждущего, сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему, с пути сошедшему указывай путь».
К сожалению, эти этические нормы не оказали благотворного воздействия на личный состав российской полиции и оказались «глаголом вопиющего в пустыне». И в наши дни требования профессиональной этики часто игнорируются.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка ООН требует от полицейских уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека по отношению ко всем лицам. Права человека в качестве общепризнанных норм и принципов международного права содержатся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Декларации Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международной конвенции о пресечении преступлений апартеида и наказаний за него, Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ «О полиции» указанные международные документы относятся к актам, предусмотренным ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а их знание (наряду с Конституцией, законодательными актами Российской Федерации в сфере внутренних дел) является одной из основных обязанностей российского полицейского.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка ООН предписывает применение мер принуждения при выполнении служебных обязанностей только в случае край-
ней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения этих обязанностей.
В комментарии к ст. 3 Кодекса подчеркивается, что применение силы должно носить исключительный характер, являться разумно необходимым при данных обстоятельствах в целях предупреждения преступления, правомерного задержания правонарушителей, оказании помощи при таком задержании, применение огнестрельного оружия полицейскими считается крайней мерой. Оно не должно применяться, за исключением случаев, когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление, или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры недостаточны.
С этих позиций международного права вызывает сомнение предусмотренное в п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» право сотрудника полиции применять огнестрельное оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан. При условии моратория на смертную казнь, даже для наказания серийных убийц-педофилов, вряд ли разумно подвергать опасности жизнь водителей, пассажиров, других участников дорожного движения при стрельбе по движущемуся транспортному средству из движущегося транспорта.
Анализ случаев применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в 2012 г. демонстрирует, что чаще всего (33,3 %) полицейские стреляют именно для остановки транспортного средства. Второе место по частоте применения (23,5 %) занимает производство предупредительного выстрела для подачи тревоги или вызова помощи, и третье — для обезвреживания опасных животных (17,7 %).
Применение огнестрельного оружия при задержании лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося сдать находящееся при нем оружие, боеприпасы, взрывчатые устройства, радиоактивные и ядовитые вещества, составило только 11,7 % от всех случаев применения, для защиты себя и других лиц от опасного посягательства — 4,2 %, при освобождении заложников — 0,12 % [15]. В то время как при выполнении служебных обязанностей в 2012 г. погибло 304 сотрудника органов внутренних дел, были ранены (травмированы) около 4 тыс. сотрудников. В расчете на 10 тыс. личного состава больше всего жертв от правонарушителей среди сотрудников спецподразделений (ООН и ОСН), уголовного розыска и патрульно-постовой службы полиции. Всего в 2012 г. зафиксировано 68 691 случай противо-
правных действии в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Для сравнения: в Великобритании, где полиция традиционно несет службу без огнестрельного оружия, в 2012 г. были убиты при разрешении семейной ссоры две женщины-полицейские. Это событие потрясло всех подданных Короны, за последние двадцать с лишним лет не было ни одного случая гибели полицейских от рук преступников в Англии.
Международным документом ООН категорически запрещается осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к пыткам, жестоким, бесчеловечным или унижающим человеческое достоинство видам обращения с задержанными или арестованными.
При этом полицейский ни при каких условиях не может оправдать применение этих мер ссылкой на распоряжения, приказы вышестоящих должностных лиц, исключительные обстоятельства или любое другое чрезвычайное положение.
На полицейских Кодексом ООН возлагается ответственность за принятие немедленных необходимых мер по обеспечению оказания медицинской помощи в случае необходимости, за обеспечение полной охраны здоровья задержанных ими лиц. Они обязываются не совершать каких-либо актов коррупции, так как любой акт коррупции, как и любое другое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка.
Полицейские, строго придерживающиеся требований Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка во всех странах—членах ООН, заслуживают доверия и поддержки населения, высокой оценки их служебной деятельности начальством, уважения и одобрения коллег.
СССР присоединился к резолюции № 34/169 и принял на себя обязательства соблюдать требования Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, включает Кодекс в свою правовую систему. Его требования имплементированы в нормы федерального законодательства о службе в органах внутренних дел и о полиции.
Десять лет спустя, после принятия Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, на 15-м пленарном заседании Экономического и Социального совета Организации Объединенных Наций были приняты «Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (резолюция 1989/61 от 24 мая 1989 г.). В этом международном документе в разделе «А» «Общие принципы» декларируется, что требования
9
и <
ш о а С
и S а
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< I
10
Кодекса должны отражаться в национальном законодательстве и применяться на практике в процессе правоохранительной деятельности. При этом нормам Кодекса придается как можно более широкое толкование.
Под расширенным толкованием норм Кодекса поведения должностных лиц следует понимать их распространение на более широкий круг субъектов (членов судейского сообщества) или правоотношений, не содержащихся прямо в восьми статьях Кодекса (оперативно-разыскные и административно-деликтные правоотношения), чем это следует полагать, исходя из буквального смысла норм данного международного акта. В этих случаях действует формула: «Кто применяет Кодекс, тот толкует Кодекс», но ООН ориентирует государства на расширительное его толкование.
Итогом расширительного толкования стало распространение действия Кодекса на всех должностных лиц, задействованных в поддержании правопорядка, независимо от их ведомственной принадлежности. Правительства государств—членов ООН обязуются принимать меры для ознакомления с требованиями Кодекса, положениями национального законодательства и другими документами, регламентирующими вопросы о правах человека сотрудников правоохранительных органов, в ходе основного обучения, на курсах переподготовки и повышения квалификации.
Наряду с обучением необходимо придавать первостепенное значение отбору кандидатов на замещение должностей в правоохранительных органах. Во исполнение этого в Российской Федерации 6 декабря 2012 г. принято специальное постановление Правительства РФ № 1259 «Об утверждении правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», в котором установлены достаточно высокие требования к моральному и нравственному облику кандидатов. Предписывается и создание эффективных механизмов обеспечения служебной дисциплины, общественного контроля и ведомственного надзора за служебным поведением должностных лиц по поддержанию правопорядка, приема и рассмотрения жалоб на должностных лиц, доведение информации об этих механизмах до сведения общественности.
Второй раздел документа — «осуществление Кодекса» — содержит два подраздела: осуществление Кодекса на национальном и международном уровне. В первом блоке указано, что все должностные лица, задействованные в поддержании правопорядка в странах—членах ООН, и соответствующие компетентные власти должны иметь «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» на родном язы-
ке. Это требование в Российской Федерации не выполняется в полном объеме. Выборочный опрос авторами данной статьи слушателей Академии управления МВД России показал, что большинство сотрудников органов внутренних дел не были знакомы с текстом «Руководящих принципов осуществления Кодекса», а само издание Кодекса на государственном языке Российской Федерации имели единицы.
Вместе с тем правительства обязывались распространять нормы Кодекса и все устанавливающие его вступление в силу внутренние (национальные) законы, обеспечивать ознакомление широкой общественности с принципами и правами, содержащимися в нем. В этих целях рекомендуется проведение симпозиумов, конференций, семинаров о роли, функциях, социальном предназначении служебной деятельности должностных лиц по поддержанию правопорядка, их вкладе в дело защиты прав человека, предупреждения преступлений и изобличения лиц, их совершивших.
В разделе, регламентирующем использование Кодекса на международном уровне, правительствам стран предлагается информировать Генерального секретаря ООН о степени реализации норм Кодекса не реже одного раза в пять лет. При этом признается целесообразным направлять Генеральному секретарю тексты законов, постановлений и административных инструкций, касающихся применения Кодекса, и сведения о возможных трудностях его реализации. На основании этой информации Генеральный секретарь ООН готовит периодические доклады о ходе осуществления норм Кодекса. Доклады направляются в Комитет по предупреждению преступности и борьбы с ней для рассмотрения и принятия мер.
ООН распространяет Кодекс и Руководящие принципы его эффективного осуществления на всех языках Организации Объединенных Наций, оказывает экспертные услуги, содействует широкому распространению указанных документов, содействует проведению национальных и региональных семинаров и совещаний по вопросам осуществления требований Кодекса, аналогичные рекомендации адресованы институтам ООН.
Одновременно с Кодексом ООН была принята полицейская Декларация Европейского Совета (Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы № 690 от 8 мая 1979 г.). Некоторые статьи Полицейской Декларации в иной редакции буквально воспроизводят текст норм Кодекса ООН. Так, ст. 1 и 2 раздела «А» предписывают полицейскому выполнять определенные законом обязанности защиты сограждан и общества в целом от насилия, хищений и других деяний, наносящих вред, т. е. представляю-
щих общественную опасность. При этом полицейский обязуется исполнять служебный долг честно, беспристрастно, с достоинством, противясь и избегая всех видов коррупции.
Особенностью Полицейской Декларации Совета Европы является категорический запрет участия полиции в массовых казнях, пытках, других формах бесчеловечного обращения с людьми, их наказания. Наказание виновных является прерогативой судебных органов, и полиция не должна противозаконным образом брать на себя эти функции. Декларация обязывает полицейских не повиноваться приказам начальников выполнять перечисленные действия.
Во время Второй мировой войны полиции ряда стран с тоталитарным режимом власти запятнали себя участием в жестоком обращении с этническими группами населения, их депортации и массовом уничтожении. Европейские страны извлекли уроки из истории XX в.
Полицейский должен противостоять любым нарушениям закона. Он обязан в соответствии со ст. 5 Полицейской Декларации, используя все свои возможности, принимать безотлагательные меры по пресечению правонарушений.
Декларация подразделяет все нарушения закона на две категории.
Первая категория содержит деяния, непосредственно причиняющие существенный вред. К ним относятся акты апартеида, геноцида, массовых казней. При проявлении такого рода правонарушений полицейский должен сам принимать немедленное решение о своем неучастии и принятии мер к их прекращению.
Вторая категория охватывает правонарушения, которые не причиняют невозмещаемого существенного вреда. При этих правонарушениях полицейский обязывается доложить о них своему начальству и дать ход, инициировать отправление правосудия судебными органами. При этом полицейский, действующий по предписаниям Полицейской Декларации, не подлежит дисциплинарной ответственности за отказ выполнять противозаконное распоряжение и участвовать в преступных акциях, и не может быть предан судебному преследованию.
Полицейскому категорически запрещается сотрудничать с лицами, осуществляющими слежку, задержание, арест, охрану или транспортировку людей, не совершивших преступлений, но преследуемых из-за их расовой принадлежности, политических убеждений, вероисповедания.
Это значит, что полицейский любой страны не должен подвергать человека аресту только за то, что он является цыганом или евреем, членом политической партии или религиозной общи-
ны. Но если полицейский обоснованно подозревает лицо в совершении уголовного преступления, то он не имеет права воздерживаться от принятия активных мер из-за этнической принадлежности, политических убеждений или вероисповедания подозреваемого.
Полицейский должен нести личную ответственность за свои собственные действия, незаконные действия или бездействие, совершенные по его указанию. При этом всегда должна быть возможность установления начальника, ответственного за действия того или иного полицейского.
Сотрудник полиции при исполнении служебных обязанностей обязан действовать решительно для достижения цели, предписанной законом, но при этом применять силу только в разумных пределах. Полицейский должен получать ясные и четкие указания по поводу обеспечения порядка и определения обстоятельств применения оружия. Он обязан гарантировать медицинский уход нуждающемуся в нем задержанному, сохранять тайну секретных материалов. Полицейский, выполняющий положения Декларации, имеет право на активную моральную и физическую поддержку общества, которому он служит.
Раздел «В» Декларации посвящен статусу полицейского. Полиция объявляется государственной службой, созданной в соответствии с законом, в обязанности которой входит поддержание и охрана правопорядка. Любой гражданин, отвечающий определенным требованиям, может поступить на службу в полицию.
Декларация провозглашает равенство прав полицейского со всяким гражданином перед судом. Раздел «С» рассматривает действия полицейского в условиях войны или других чрезвычайных обстоятельствах, включая оккупацию территории государства иностранной державой. В этих случаях полицейский не должен иметь статуса «воюющей стороны»; он обязан продолжать выполнять свои задачи в интересах гражданского населения.
Декларация о полиции является эталонным документом для стран Западной Европы. Она вобрала в себя лучшее из исторического наследия духовно-военной корпорации рыцарства, представлявшего собой тесное переплетение легитимности, этики и сакральности. Но каждая страна постаралась включить в деонтологи-ческие кодексы полицейских свои отражающие исторические традиции национальные особенности, сохранив преемственность позитивных этических норм в сфере охраны правопорядка.
В Российской Федерации Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел был принят в октябре 1993 г. (с последующими изменениями). В связи с пре-
11
образованием российской милиции в полицию в новой редакции деонтологического кодекса полицейского Российской Федерации необходимо найти место принципам и общепризнанным нормам международного кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Полицейской Декларации Европы и требованиям международных стандартов полицейской деятельности.
Становление новой российской полиции должно сопровождаться обновлением не только юридических, но и деонтологических норм служебной деятельности.
Прав был Р. Эмерсон, сказавший, что истинный показатель успеха — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.
и <
ш о а С
и S а
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
о X
< X
12
10.
11.
12.
Список литературы
1. Ильин И.А.. О сущности правосознания. 9. М., 1993.
2. Исторический лексикон. XVIII век: энциклопедический справочник. М., 1996.
3. Книга самурая. Бусидо / пер. Р.В. Котенко, А.А. Мищенко. СПб., 2000.
4. Колодкин Л.М. Свод норм этики правоохранительной деятельности. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел // Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика: сб. науч. ст. М., 2008.
5. Ксенофонтов В.Н. Этика: генезис, содержание, особенности. М., 2000.
6. Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины царя Иоанна Васильевича. СПб., 1792. Ч. III.
7. Оболонский А.В. На государственной службе: бюрократия в старой и новой России. М., 1997.
8. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М., 1985.
Профессиональная этика: учеб. пособ. / под ред. В.В. Макарова и др. Волгоград, 2002. Руа Ж.Ж., Миша Ж.Ф. История рыцарства. М., 2007.
Социологическая энциклопедия: национальный общественно--научный фонд / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. В 2-х т. М., 2003. Т. 2. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих (социально-философский аспект). М., 2000. 13. Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству / пред. Н.Я. Петракова. М., 1992. Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990. О состоянии кадрового обеспечения в органах внутренних дел Российской Федерации: иллюстративно-справочные материалы. М., 2013.
E-mail: [email protected];
[email protected]. Тел.: 8 (499) 745-95-63.
14.
15.