Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ '

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое воспитание / междисциплинарный подход / правовые ценности / правовая память / правосознание / формы правовоспитательного процесса / legal education / interdisciplinary approach / legal values / legal memory / legal awareness / forms of legal education process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Равия Фаритовна, Солдатова Алена Владимировна, Степаненко Герман Николаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового воспитания в условиях новых вызовов, с которыми сталкивается современное российское общество, сопровождающиеся снижением уровня общей культуры, широким распространением массовой культуры потребления, виртуализацией социальных связей и т.д. Отельное внимание авторы уделили вопросам специфики правовоспитательного процесса молодого поколения, которое в силу возраста, особенностей психики и иных факторов более внушаемо и восприимчиво к информации, поступающей вне учебных и воспитательных мероприятий, что актуализирует проблемы формирования системы правовых идеалов и поведенческих ориентиров, соответствующих традиционным духовно-нравственным ценностям. В социально-философском контексте анализируются причины современных процессов дезориентации правовоспитательных тенденций. Авторы приходят к выводу о необходимости междисциплинарного объединения усилий в целях дальнейшей модификации форм, методов, средств, приемов правового воспитания для достижения его наибольшей эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN PROBLEMS OF THE LEGAL EDUCATION: THEORETICAL, LEGAL AND SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECTS

The article discusses the current problems of legal education in the context of new challenges faced by modern Russian society, accompanied by a decrease in the level of general culture, widespread mass culture of consumption, virtualization of social ties, etc. The authors paid special attention to the specifics of the legal education process of the younger generation, which, due to age, mental characteristics and other factors, is more suggestible and receptive to information received outside of educational and educational activities, which actualizes the problems of forming a system of legal ideals and behavioral guidelines corresponding to traditional spiritual and moral values. In the socio-philosophical context, the causes of modern processes of disorientation of legal-educational tendencies are analyzed. The authors come to the conclusion that it is necessary to combine interdisciplinary efforts in order to further modify the forms, methods, means, and techniques of legal education in order to achieve its greatest effectiveness.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _24 УДК 342

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ THE MODERN PROBLEMS OF THE LEGAL EDUCATION: THEORETICAL, LEGAL AND SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECTS

СТЕПАНЕНКО Равия Фаритовна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета,

профессор кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ». 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, 13. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

СОЛДАТОВА Алена Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент,

заведующая кафедрой теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ». 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, 13. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

СТЕПАНЕНКО Герман Николаевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Казанского (Приволжского) федерального университета. 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

Stepanenko Raviya Faritovna,

Doctor of Law, Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kazan (Volga Region) Federal University; Professor of the Department of Theory and History of State and Law UVO "University of Management "TISBI". 13 Mushtari str., Kazan, 420012, Republic of Tatarstan. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

Soldatova Alena Vladimirovna,

the candidate of the legal Sciences, associate Professor,

the associate Professor of the Department of the theory and history of state and law the University of management "TISBI". 13 Mushtari str., Kazan, 420012, Republic of Tatarstan. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

Stepanenko Herman Nikolaevich,

the candidate of the Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Philosophy Kazan (Volga Region) Federal University. 18 Kremlevskaya str., Kazan, 420008, Republic of Tatarstan. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы правового воспитания в условиях новых вызовов, с которыми сталкивается современное российское общество, сопровождающиеся снижением уровня общей культуры, широким распространением массовой культуры потребления, виртуализацией социальных связей и т.д. Отельное внимание авторы уделили вопросам специфики правовоспитательного процесса молодого поколения, которое в силу возраста, особенностей психики и иных факторов более внушаемо и восприимчиво к информации, поступающей вне учебных и воспитательных мероприятий, что актуализирует проблемы формирования системы правовых идеалов и поведенческих ориентиров, соответствующих традиционным духовно-нравственным ценностям. В социально-философском контексте анализируются причины современных процессов дезориентации правовоспитательных тенденций. Авторы приходят к выводу о необходимости междисциплинарного объединения усилий в целях дальнейшей модификации форм, методов, средств, приемов правового воспитания для достижения его наибольшей эффективности.

Abstract. The article discusses the current problems of legal education in the context of new challenges faced by modern Russian society, accompanied by a decrease in the level of general culture, widespread mass culture of consumption, virtualization of social ties, etc. The authors paid special attention to the specifics of the legal education process of the younger generation, which, due to age, mental characteristics and other factors, is more suggestible and receptive to information received outside of educational and educational activities, which actualizes the problems of forming a system of legal ideals and behavioral guidelines corresponding to traditional spiritual and moral values. In the socio-philosophical context, the causes of modern processes of disorientation of legal-educational tendencies are analyzed. The authors come to the conclusion that it is necessary to combine interdisciplinary efforts in order to further modify the forms, methods, means, and techniques of legal education in order to achieve its greatest effectiveness.

Ключевые слова: правовое воспитание, междисциплинарный подход, правовые ценности, правовая память, правосознание, формы правовоспитательного процесса.

Keywords: legal education, interdisciplinary approach, legal values, legal memory, legal awareness, forms of legal education process.

Для цитирования: Степаненко Р.Ф., Солдатова А.В., Степаненко Г.Н. Современные проблемы правового воспитания: теоретико-правовые и социально-философские аспекты // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 24-27. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_24.

For citation: Stepanenko R.F., Soldatova A.V., Stepanenko G.N. The modern problems of the legal education: theoretical, legal and socio-philosophical aspects //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 24-27. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_24.

Статья поступила в редакцию: 02.10.2023

Вопросы формирования, развития и повышения уровня правовой культуры, как отдельного индивида, так и социальных групп, общества в целом, в последние десятилетия входят в перечень актуальных для исследования проблем не только правоведения, но и иных социогума-нитарных наук. Отчасти это обусловлено тем, что правовая культура имеет сложный, многоаспектный генезис, а также широкий спектр влияния на развитие социума и государства. В этой связи актуализируется поиск новых методологических схем и алгоритмов познания правового воспи-

тания, как процесса целенаправленного воздействия на правовую культуру, характеризующегося значительным гуманитарным потенциалом.

В современных условиях одним из базовых методологических направлений в правоведении, как видится, становится культурологический подход, вполне приложимый к изучению общеправовых феноменов, в том числе правовой культуры и правового воспитания. При этом данные явления подвержены влиянию многоаспектных факторов окружающей действительности: политико-правового, социально-экономического, духовно-культурного характера, что необходимо учитывать при исследовании проблем повышения эффективности правовоспитательного процесса. Следует отметить, что цели и задачи правового воспитания являются исторически обусловленными, определяемыми модификацией правовой идеологии, типов правопонимания и иных социальных процессов. Необходимо учитывать и тот факт, что правовое воспитание, а также его результаты взаимосвязаны с педагогическим, семейным, политическим, экономическим и иными видами воспитательного процесса, что помогает вовлечь человека в сложившуюся в данном обществе систему ценностей и правил поведения.

Постановка проблем правового воспитания в социально-философском дискурсе позволяет выявить глубинную причинность современных процессов дезориентации правовоспитательных тенденций. Анализируя состояние неопределенности, турбулентности, отчужденности отечественного правосознания, детерминированных политикой деидеологизации постсоветского периода, выявляются симптоматические явления духовно-нравственного искажения российских правовых ценностей, сформированных предшествующими столетними эпохами. Особенно восприимчивым к «впитыванию» чуждых российскому мировоззрению идей и идеалов является поколение молодежи.

Еще в античной период развития науки великим Аристотелем было обращено внимание на вопросы духовно-нравственного воспитания, добродетели, значению воспитания граждан государством. В «Никомаховой этике» проблемы воспитания государственно-правовыми способами отмечено: «Общественное внимание к воспитании. Возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам... Добродетель обладает нормативным характером» [2]. Забота о воспитании должна быть общим делом государства, в этой связи Аристотель выделяет три элемента воспитания: нравственный, умственный и физический, при этом соотнося их с целеполаганием воспитательного процесса. «В настоящее время существует разногласие по поводу практики воспитания. не выяснена также и цель воспитания - развитие ли умственных способностей или нравственных качеств.». [3] Ориентаия на приоритетность нравственно-этического воспитания, в зависимости от возраста, психоэмоциональных, социально-экономических, политических и иных социокультурных факторов всегда представляет научный интерес гуманитариев всех времен и народов. Закономерным является и вопрос о правовом воспитании (воспитанию правом), периодически обостряющихся в переходные периоды развития государственности и связанных с ними проблем социализации, самоидентификации и т.д.

Из сказанного следует, что правовое воспитание рассматривается не только в качестве целенаправленного педагогического воздействия на воспитуемого в целях формирования развитого правосознания, но и в качестве составной части правовой социализации личности. В диссертационном исследовании Крыгиной И.А. отмечается, что в широком смысле правовое воспитание понимается как процесс формирования правосознания и правовой культуры общества, в том числе под влиянием социально-экономического уклада, нравственной атмосферы, политического режима и т. д., а в узком - выражается в целенаправленной и организованной деятельности государственных органов, общественных организаций, [8, С.59] в рамках своих полномочий и компетенций, призванных способствовать реализации задач правового воспитания на практике.

На сегодняшний день, к большому сожалению, мы можем наблюдать определенный диссонанс в содержании и целях целенаправленного воспитательного воздействия в условиях окружающей политико-правовой действительности, в том числе обусловленные существенными трансформациями духовно-культурной сферы, особенно в молодежной среде. Поэтому свойством воспитательного воздействия на личность в правовой сфере должны обладать не только знания о праве, окружающая правовая реальность, но и иные факторы, особенно духовно-нравственного характера, что должно найти отражение в содержании реализуемой государством политики в правовой и культурной сферах.

Продолжающийся на протяжении последних десятилетий процесс насаждения европейских ценностей индивидуализма, прагматизма и потребительской ориентации молодежи, во многом способствовал правовой декультурализации подрастающего поколения. «Культура переупотребления» - консюмеризм - как мейнстрим мыследеятельностных идеалов молодежи, сузил понимание успешности человека до материального обладания им неким набором экономических благ (квартира, машина, заграничные путешествия и др.), являющихся мотиваторами их жизненных стратегий. Само по себе удовлетворение данных потребностей действительно является подтверждением качества жизни, но способы обеспечения данных потребностей, в своем большинстве, выходят за рамки правовых и нравственных установлений (множественные займы и кредиты, неправомерные способы заработков, расточительство и показушное богатство). Разумное потребление, популяризируемое в советский период, пресекается желанием удовлетворения ложных, порой безнравственных потребностей, обусловливающих аддиктивные модели поведения вне права и морали.

Справедливым будет отметить и умаление значения нравственных и морально-этических норм самого права. В качестве примера можно привести отказ от обязанности трудиться, которая была сформулирована еще в Конституции РСФСР 1918 г. С принятием Конституции 1993 г. обязательность труда отменена, что повлекло за собой смену социокультурных нарративов понимания труда как способа самоидентификации с общественно-полезным участием граждан в развитии российской государственности. Также стоит отметить декриминализацию таких общественно-опасных деяний как частно-предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество с использованием государственных, кооперативных и иных общественных форм; спекуляция; систематическое занятие бродяжничеством и попрошайничеством, незаконное врачевание и т.д. Все это создает предпосылки правового нигилизма, означающего пренебрежение, отрицание и отвержение тех ценностей права, которые обосновывались предыдущим поколением российских правоведов.

Важную роль в правовом воспитании играет правовая память, свидетельствующая о преемственности правовых ценностей, создаваемых в исторической ретроспективе российскими юристами. «Правовая память», интегрируется в качестве: а) преемственности в нормативных

правовых аспектах; б) как модели, образцы правового сознания и культуры, которые передаются от поколения поколению; в) признака правовой культуры и юридического прогресса, в переходные периоды приобретает особое значение. [12]

Сказанное напоминает нам об известном факте существования тесной взаимосвязи и взаимовлияния права и иных социальных регуляторов, в связи с чем, они достаточно часто основываются на одних и тех же понятиях и категориях философско-абстрактного характера и оперируют ими (Свобода, Равенство, Мера, Справедливость и др.). Например, в праве мера определяет границы возможного и должного поведения человека в рамках социального взаимодействия, в морали и религии эти границы распространяются не только на деяния, но и на мысли и чувства человека, его отношения с окружающим миром, в целом.

Как отмечал известный русский мыслитель, философ и правовед И.А. Ильин,: «Совсем не случайно люди стали облекать правовые правила поведения в форму логических тезисов и записывать их. Дело не только в том, что «verba volant, scripta manent" - слова улетучиваются, записанные остаются». Право принимает форму объективного смысла для того, чтобы внести в общественную жизнь начало разумного, мирного и справедливого порядка (курсив И.И.) [7, C. 323].

Упомянутые выше категории Свободы и Справедливости также одинаково значима для права и иных социальных норм. Так, Справедливость в праве - это высшая цель развития общественных отношений, установления правопорядка, достижения благополучия индивида. Справедливость в религии и нормах морали воспринимаются как один из идеалов, которому должен стремиться человек на пути самосовершенствования. Следовательно, взаимодействие права с иными социальными регуляторами и осуществление правового воспитания в системе с другими видами воспитательного процесса способны кратно повысить эффективность их целенаправленного созидательного воздействия на сознание человека, формируя определенные образы и представления о возможном и должном, добре и зле, справедливости и несправедливости, чести, достоинстве, ответственности и т.д. Данное обстоятельство особо ценно, если речь идет, как отмечалось, о правовом воспитании молодого поколения, поскольку, как справедливо отмечается в научной литературе, правовое воспитание является процессом, формирующим у несовершеннолетнего лица, главным образом, нравственную основу законопослушного поведения, а также закрепляющим в его сознании образцы социально-одобряемого и должного поведения. [1, C.13]

Учитывая новые вызовы, с которыми сталкивается современное общество, сопровождающиеся снижением уровня общей культуры, широким распространением массовой культуры потребления, виртуализацией социальных связей и т.д., одной из главных задач государства и социума становится предоставление каждому индивиду возможности не только получения знаний, но и построение мировоззренческой, ценностной основы для их успешного усвоения. Формирование системы правовых ценностей, базирующихся в своем большинстве на традиционных духовно-нравственных постулатах, по сути, и есть одна из стратегических задач правового воспитания, без выполнения которой иные цели и задачи представляются труднодостижимыми. Поэтому необходимо методологическое преобразование научных подходов социогуманитаристики. Здесь важно не сужение взглядов на проблему правового воспитания посредством экспликации или юридических, или психологических и иных проблем. Расширение методологических дискурсов в пространство междисциплинарности сегодня необходимое условие эффективной научно-исследовательской и практической деятельности.

Справиться с решением данной проблемы способно воспитание, осуществляемое в системном единстве всех его видов. Подчеркнем, что взаимосвязь различных видов воспитания, наиболее тесной из которых является связь между правовым и нравственным воспитанием, послужила основанием для выделения в философской научной литературе такого феномена как нравственно-правовое воспитание, определяемое характером взаимосвязи права и морали: право «воспитывает, регулируя», а мораль «регулирует, воспитывая». [4, C.45]

В процесс решения обозначенной задачи правового воспитания, как видится, должен быть вовлечен весь имеющийся в распоряжении инструментарий, включая, к примеру, произведения литературы, кино и т.д. Образность содержащейся в них и доносимой до адресата информации способствует ее более глубокому усвоению в несложно воспринимаемой форме, то есть обладает достаточно высокой эффективностью, в том числе в правовой сфере. Соответственно, в систему правового воспитания вполне гармонично можно интегрировать, на первый взгляд, не типичные, однако, необходимые и весьма эффективные инструменты, приемы и методы.

Как справедливо отмечается в современной научной литературе, на сегодняшний день «актуальны как совершенствование традиционных форм и методов правового воспитания, их адаптация к условиям современности, так и поиск новых форм правового воспитательного воздействия на личность». [6, C.115] Выбор конкретных методов во многом зависит от поставленных задач, волевой позиции сторон воспитательного процесса и иных факторов. Вместе с тем важно понимать, что перечень методов правового воспитания нельзя ограничивать исключительно юридическими средствами и приемами формирования системы правовых знаний, мотивов правомерного поведения, уважительного отношения к государственно-правовым явлениям. Используемый в этих целях междисциплинарный комплекс методов и средств должен быть разносторонним, что соответствует многогранности развитой правовой культуры, на формирование которой и направлен правовоспитательный процесс.

Данная специфика имеет особое значение для правового воспитания молодого поколения, которое в силу возраста, особенностей психики и иных факторов более внушаемо и восприимчиво к информации, поступающей вне учебных, воспитательных мероприятий. При этом роль и значение последних в деле формирования системы правовых ценностей и поведенческих ориентиров сложно переоценить. Следует вести речь о необходимости междисциплинарного (философия, история, юриспруденция, психология, педагогика и т.д.) объединения усилий в целях дальнейшей модификации форм, методов, средств, приемов целенаправленного правового воспитания (обучения) для достижения его наибольшей эффективности. В этой связи актуализируются вопросы аксиологических основ образования, который сочетает в себе обучение и воспитание. [13]

Сложно не согласиться с мнением, высказываемым в научной литературе, что молодежь отличается недостатком знаний, ограничен-

ным жизненным опытом, несформированностью критического мышления и т.д. В силу этого основной целью воспитания должно стать «формирование позитивного образа права и его роли в жизни каждого человека и общества». [5, C.160] Формирование позитивно ориентированного правового сознания, особенно у несовершеннолетних граждан, уровень правовой культуры у которых, как правило, достаточно низкий, связано и с тем, что правовое воспитание обладает огромным потенциалом в области превенции совершения противоправных деяний. В этом заключается его основное практическое значение. Несомненно, правы авторы, утверждающие, что «правовое воспитание является также эффективным способом профилактики правонарушений, преодоления негативных явлений и последствий правового нигилизма». [11, C.563] Соответственно, целью правовоспитательного процесса является перевод правовых предписаний, идей в личные убеждения воспитуемого, в норму его социально-полезного и социально-активного, нравственного поведения.

Как отмечают специалисты, большую озабоченность вызывают негативные тенденции в мотивации преступного поведения несовершеннолетних: наблюдается рост умышленных преступлений по отношению к ситуационным, а также преступлений, имеющих взрослую мотивацию (жестокость, корысть, агрессивность, садизм), а не детскую. В целях решения данных проблем необходимо создать такую систему профилактики и государственной поддержки, которая бы смогла обеспечить несовершеннолетним доступ к знаниям об их обязанностях и основных правах на этапе профилактики преступности, а не после факта противоправного деяния. [9] Из сказанного следует, что процесс правовой социализации личности должен иметь системный, подконтрольный характер, что обеспечило бы адекватное восприятие правовых ценностей и установок, выполняющих роль ориентиров в осознанном выборе варианта поведения.

Правовое воспитание, несомненно, должно осуществляться на профессиональной основе. В этом контексте слова всемирно известного советского педагога Макаренко А.С. о том, что «умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картину...», [10, C.458] воспринимаются не просто как констатация факта. Очевидно, что для занятия воспитательной деятельностью требуется не столько наличие высокопрофессиональных навыков, компетентностного мастерства, сколько необходимо обладать духовно-нравственными качествами, творческими способностями. Ведь результаты воспитания, в том числе правового, должны стать итогом выражения внутреннего и внешнего мира. Сам же правовоспитательный процесс носит преобразующий характер, воздействуя на формирование и развитие правосознания, правовой культуры, имеющих важное значение для социальной стабильности и правопорядка.

Таким образом, правовое воспитание в своей совокупности и взаимодействии с иными видами воспитания способно обеспечить достижение одной из ключевых целей преобразовательного воздействия на личность - соблюдение нравственных, морально-этических и правовых норм, основанное на личных убеждениях в правильности выбранной позиции, то есть коррелирующих по своему содержанию духовно-нравственным ценностям и моделям правомерного поведения.

Библиография:

1. Адаева О.В. Особенности правового воспитания несовершеннолетних II Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 13-15.

2. Аристотель. Никомахова этика. II Аристотель. Сочинения: в 4-х Т. (Серия «Философское наследие») М.: Мысль, 1975-19B3. - Т. 4.

3. Аристотель. Политика. VII - 13, 1334 а.

4. Брутян В.А. Религия, мораль, право и нравственно-правовое воспитание личности. II Norwegian Journal of Development of the International Science. 2018. № 7-2 (20). С. 43-46.

5. Виноградов В.В., Резникова А.П. Правовое воспитание как основной метод государственного воздействия на несовершеннолетнего с целью формирования правовой культуры II Вестник ВИЭПП. 2018. № 1. С. 15B-161.

6. Демидова И.А. Правовое образование и правовое воспитание: теоретико-юридический аспект. II Общество и право. 2021. № 2 (76). С. 112-117.

7. Ильин И.А. Теория права и государства. 2-е изд., доп. I Под ред. и с биографическим очерком В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2008. 550 с..

8. Крыгина И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н1Д, 1999. 189 с.

9. Кукушкина Л.А., Редков Н.А. правовое воспитание несовершеннолетних в условиях роста детерминации преступности II Вестник Костромского государственного университета. 2019. Т. 25. № 2. С. 251-255.

10. Макаренко А. С. Собр. соч. Т. 4. М., 1958.

11. Пальчевский, И. В. Правовое воспитание и правовое образование в системе высшего образования I И. В. Пальчевский II Правовая культура в современном обществе : Сборник научных статей, представленных на Международной научно-практической конференции «Правовая культура в современном обществе», посвященной 70-летию образования Могилевского института МВД; Научное электронное текстовое издание, Могилев, 16 мая 2018 года I Отв. ред. И. А. Демидова. - Могилев: Учреждение образования "Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь", 2018. С. 562-565.

12. Рыбаков, О. Ю. Российская правовая политика и правовая память I О. Ю. Рыбаков II Философия права. - 2004. - № 4(12). - С. 25-29.

13. Солдатов, Я. В. Аксиологические константы в системе современного высшего образования I Я. В. Солдатов, М. В. Салимгареев II Образование и право. -201B. - № 3. - С. 245-250. - EDN YVFMHL.

References:

1. Adaeva O.V. Osobennosti pravovogo vospitaniya nesovershennoletnikh // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2016. № 7-2. S. 13-15.

2. Aristotel'. Nikomakhova ehtika. // Aristotel'. Sochineniya: v 4-kh T. (Seriya «Filosofskoe naslediE») M.: Mysl', 1975-19B3. - T.4.

3. Aristotel'. Politika. VII - 13, 1334 a.

4. Brutyan V.A. Religiya, moral', pravo i nravstvenno-pravovoe vospitanie lichnosti. // Norwegian Journal of Development of the International Science. 201B. №7-2(20). S.43-46

5. Vinogradov V.V., Reznikova A.P. Pravovoe vospitanie kak osnovnoj metod gosudarstvennogo vozdejstviya na nesovershennoletnego s cel'yu formirovaniya pravovoj kul'tury Il Vestnik VIEHPP. 2018. № 1. S.158-161.

6. Demidova I.A. Pravovoe obrazovanie i pravovoe vospitanie: teoretiko-yuridicheskij aspekt. II Obshchestvo i pravo. 2021. № 2 (76). S. 112-117.

7. Il'in I.A. Teoriya prava i gosudarstva. Izdanie 2-e, dopolnennoe / pod redakciej i s biograficheskim ocherkom V.A. Tomsinova. - M.: Zercalo, 200B. 550 s..

B. Krygina I. A. Pravovaya kul'tura, pravovoe vospitanie i upravlenie pravovospitatel'nym processom v sovremennom rossijskom obshchestve : dis. ... kand. yurid. nauk. Rostov n/D, 1999. 1B9 s.

9. Kukushkina L.A., Redkov N.A. pravovoe vospitanie nesovershennoletnikh v usloviyakh rosta determinacii prestupnosti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 25. № 2. S. 251-255.

10. Makarenko A. S. Sobr. soch. T. 4. M., 195B.

11. Pal'chevskij, I. V. Pravovoe vospitanie i pravovoe obrazovanie v sisteme vysshego obrazovaniya / I. V. Pal'chevskij // Pravovaya kul'tura v sovremennom obshchestve : Sbornik nauchnykh statej, predstavlennykh na Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pravovaya kul'tura v sovremennom obshchestvE», posvyashchennoj 70-letiyu obrazovaniya Mogilevskogo instituta MVD; Nauchnoe ehlektronnoe tekstovoe izdanie, Mogilev, 16 maya 201B goda / Otv. red. I. A. Demidova. - Mogilev: Uchrezhdenie obrazovaniya "Mogilevskij institut Ministerstva vnutrennikh del Respubliki Belarus'", 201B. S. 562-565.

12. Rybakov, O. YU. Rossijskaya pravovaya politika i pravovaya pamyat' / O. YU. Rybakov // Filosofiya prava. - 2004. - № 4(12). - S. 25-29.

13. Soldatov, YA. V. Aksiologicheskie konstanty v sisteme sovremennogo vysshego obrazovaniya / YA. V. Soldatov, M. V. Salimgareev // Obrazovanie i pravo. - 201B. - № 3. - S. 245-250. - EDN YVFMHL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.