УДК 378.147 ББК Ч448.027.6
ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Т.И. Колесниченко
Необходимость воспитания правовой культуры объясняется тем, что в последние годы складывается тревожная ситуация с такими явлениями как детская безнадзорность, преступность и наркомания. Педагогические исследования указывают на нарастание агрессии у подростков, стремление проявить себя в асоциальных поступках, наблюдается тенденция отторжения детей из семей, находящихся в социально опасном положении. Целью работы является определение содержания понятия «воспитание правовой культуры как фактора социализации подростков». Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа исследований по проблеме правовой культуры, законодательных и нормативно-правовых документов в сфере воспитания, сравнение позиций ученых по сущности понятия «воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков». Определено содержание понятия «воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков». Уточнены признаки понятия «воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков». Материалы исследования могут быть использованы в практике правовой социализации подростков, также в различных типах учреждений дополнительного образования при разработке авторских программ по правовому воспитанию подрастающего поколения.
Ключевые слова: воспитание, социализация, правовая культура, правосознание, правовая социализация.
Цивилизованность общества неотделима от правовой культуры граждан. Правовая культура является важнейшим фактором социализации личности, развития человека как гражданина. Большое значение в этой связи имеет вопрос о правовой культуре подрастающего поколения в условиях становления и развития демократических институтов в России в течение последних десятилетий.
Вступая в жизнь, молодежи необходимо быть готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой -к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры молодежи, что способствует формированию социально активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.
Актуальность воспитания правовой культуры как фактора социализации подростков объясняется тем, что в последние годы скла-
дывается тревожная ситуация с такими явлениями как детская безнадзорность, преступность и наркомания. Педагогические исследования указывают на нарастание агрессии у подростков, стремление проявить себя в асоциальных поступках, наблюдается тенденция отторжения детей из семей, находящихся в социально опасном положении. Исследование проблем формирования правовой культуры имеет особое значение для таких наук как педагогика, юриспруденция, социология, философия, а потому носит комплексный характер. Изучение данной проблемы позволяет проследить сложные закономерности социализации личности.
Рассмотрим понятия «правовая культура», «правовое воспитание», «правовая социализация». Понимание правовой культуры как особого качественного состояния правовой жизни начинается в ХХ веке. Воспитание нового человека требовало активного воздействия на общественное сознание. В этом большую роль сыграл фактор заидеологизи-рованности. Источником формирования представлений о понятии правовой культуры нередко служили идеи партийного руководства. Системные исследования правовой культуры предпринимаются в 60-70-е годы XX века
Колесниченко Т.И.
Воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков
(работы Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кей-зерова, В.П. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой и др.). Основополагающие подходы к формированию современной дефиниции понятия «правовая культура» были сформулированы в 80-е годы ХХ века.
Общими теоретическими вопросами правовой культуры и правового воспитания занимались такие отечественные исследователи как И.Ф. Рябко [14], Е.А. Лукашева [9], Е.В. Аграновская [2], Е.В. Известнова [7], Н.М. Кей-зеров [8], Т.И. Демченко [5], И.Ю. Елхов [6] и др. Так, И.Ф. Рябко в работе «Вопросы правового воспитания масс в советском обществе» [14] характеризует правовое воспитание как «определенное, целеустремленное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) с целью формирования у них глубоких и устойчивых представлений, убеждений и чувств, вооружения навыками юридического общения и внедрения высокой правовой культуры, отвечающей уровню и требованиям современного общественного развития».
Одной из первых к анализу понятия «правовая культура» обратилась Е.А. Лукашева [9]. Соизмеряя его с правосознанием, она в своих работах пришла к выводу, что «правовая культура представляет собой определенное отношение людей к праву, выражающее знание и понимание права, а также сознание необходимости выполнить все его требования...». Несколько иначе определяет сущность правовой культуры В.А. Медведев [10]. По его мнению, правовая культура личности -«это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность» [10, с. 6]. Он справедливо выделяет составляющие правовой культуры личности: правосознание и правовое мышление; правомерное поведение; результаты правомерного поведения и правового мышления. Анализ психолого-педагогических источников показал, что проблема воспитания правовой культуры рассматривалась лишь как определенный способ воздействия на личность, при этом недостаточное количество работ посвящены именно несовершеннолетним правонарушителям.
Изучая региональный опыт России в практическом решении проблемы формирования правовой культуры личности, Е.А. Певцова
[12] пришла к выводу о существовании определенных закономерностей в сфере образовательного процесса и формирования правовой культуры, которые требуют юридического обоснования, а также обобщения опыта, который необходимо научно проанализировать для того, чтобы определить дальнейшие пути формирования и совершенствования правовой культуры.
Процесс воспитания правовой культуры довольно сложен и многосторонен, особенно если работа в этом направлении ведется с несовершеннолетними правонарушителями. С.В. Григорьева в своем исследовании [4] обращает особое внимание на особенности воспитания правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей, выделяет лично-стно-деятельностный подход в исследовании правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей и делает акцент на нравственно-правовой аспект разрабатываемой проблемы, уделяет особое внимание психологическим особенностям несовершеннолетних правонарушителей. Научная новизна исследования Е.Н. Шумелкиной состоит в том, что ею уточнено понятие «нравственно-правовая культура», которое трактуется как «исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, процесс его творческой нравственно-правовой деятельности, социально значимой по своей сущности и направленной на освоение и изменение его внутреннего мира» [16, с. 6].
Логика нашего исследования определяет задачу рассмотрения центрального в педагогике понятия «воспитание». Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания выявил несколько подходов. Мы, вслед за В.И. Смирновым [15], трактуем воспитание как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей. Данная дефиниция не бесспорна, но достаточно универсальна. На основе данной дефиниции понятия «воспитание» мы определяем воспитание правовой культуры как целенаправленный специально организуемый процесс формирования правосознания подростка, необходимый для его успешной социализации. Воспитание правовой культуры подростков может рассматриваться как структурный элемент механизма воспитательного
Вопросы общего образования
взаимодействия и средство влияния на правосознание и поведение; как некий этап социализации личности, который включает в себя не только целенаправленное воздействие на человека, но и спонтанные процессы, оказывающие на него влияние. При этом нельзя исключить воздействие стихийных элементов на воспитание правовой культуры, а потому ее исследование не может изучаться изолированно. В процессе воспитания формируются качества личности, необходимые ей для успешной правовой социализации. Все указанное выше означает, что правовая социализация индивида - это процесс его становления под воздействием различных факторов, в том числе экономических, политических, правовых.
Социализация - это многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности; общественная категория с конкретно заданным результатом. «Социализация личности будет успешной, если процесс подготовки воспитанника к жизни будет способствовать изменению личностных ценностных ориентаций, поиску оптимального сочетания своих ценностей и требований социальной роли, развитию умений оценивать понимание моральных личностных ценностей» [3, с. 46]. Современное общество жестко формулирует требования к качествам личности. В будущем личность сама будет делать выбор в определении путей своего собственного процесса социализации. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы социализации личности: семья, отношения равенства, школа, средства массовой информации, труд, различные общественные формирования. Мы считаем, что воспитание правовой культуры является фактором социализации подростков и пронизывает все вышеназванные факторы. Вслед за Г.Я. Гревцевой [3] «фактор социализации» понимается нами как условие освоения системы правовых знаний и умений, необходимых человеку для жизнедеятельности в конкретном обществе. В нашем исследовании воспитание правовой культуры является фактором социализации подростков, причиной, влияющей на содержание и результат процесса. Понятие «правовая социализация» мы рассматриваем как процесс усвоения подростком знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальными ролями, позволяющими ему осуществлять социально-культурную деятельность и функционировать в качестве
полноправного члена общества. Процесс социализации направлен на установление правильных взаимоотношений с людьми, на познание мира и себя. В течение жизни человека меняются формы и виды деятельности, составляющие базу для социализации личности.
Основным средством, способствующим эффективному воспитанию правовой культуры, являются правоведческие дисциплины. Л.И. Петражицкий считал, что право оказывает значительное воспитательное воздействие и способно формировать установку на определенную модель поведения человека в обществе: «Право представляет существенный психический фактор социальной жизни и развития духовной культуры, а именно, его значение двоякое: мотивационное и культурно-воспитательное, педагогическое» [13, с. 284]. Эффективность процесса воспитания правовой культуры зависит от того, насколько хорошо родители, учителя, работники правоохранительных органов будут знать реальный уровень правосознания несовершеннолетнего правонарушителя, его представления в области права, усвоенные им правовые понятия, отношение к закону, к соблюдению тех или иных норм.
Литература
1. Азаров, А.Я. Права человека: Новое знание / А.Я. Азаров. - М. : О-во «Знание» России, 1995. - 255 с.
2. Аграновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е.В. Аграновская. - М. : Наука, 1988. - 230 с.
3. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации / Г.Я. Гревцева. - СПб. : СМИО-ПРЕСС: Челяб. гос. пед. ун-т, 2005. - 504 с.
4. Григорьева, С.В. Воспитание правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Григорьева. - СПб., 1999. - 174 с.
5. Демченко, Т.И. Основные вопросы правового воспитания в социалистическом обществе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Т.И. Демченко. - Всесоюзный юридический заочный институт, 1971. - 18 с.
6. Елхов, И.Ю. Педагогические условия социально-правовой ориентации учащихся старших классов: автореф. дис. . канд. пед. наук /И.Ю. Елхов. - Челябинск, 1996. - 16 с.
7. Известнова, Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания: автореф. дис. ...
Колесниченко Т.И.
Воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков
канд. пед. наук / Е.В. Известнова. - М., 1988. -16 с.
8. Кейзеров, Н.М. Политическая и правовая культура: методологические проблемы / Н.М. Кейзеров. - М.: Наука, 1983. -280 с.
9. Лукашева, Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развернутого строительства коммунизма // Советское государство и право. - 1962. -
№ 7.
10. Медведев, В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития: дис. ... канд. юрид. наук / В.А. Медведев. - Казань, 2004. - 19 с.
11. Обухов, В.М. Педагогические основы формирования социально-правового опыта подростков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.М. Обухов. - М., 1988. - 32 с.
12. Певцова, Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества / Е.А. Певцова. - М. : АПК и ПРО. - 2002. - 195 с.
13. Петражицкий, Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности / История русской правовой мысли. - М. : Наука, 1998. - С. 284.
14. Рябко, И.Ф. Вопросы правового воспитания масс в советском обществе / И.Ф. Рябко. -М., 1969. - С. 18.
15. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. - М. : Пед. о-во России, 2000. - 416 с.
16. Шумелкина, Е.Н. Формирование нравственно-правовой культуры несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Шумелкина. - Саратов, 2005. - 170 с.
Колесниченко Татьяна Игоревна, майор юстиции, старший следователь следственного отдела следственного управления, Следственный комитет Российской Федерации по Кемеровской области (Осинники), [email protected].
Поступила в редакцию 27 ноября 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences" _2015, vol. 7, no. 1, pp. 42-46
TRAINING OF LEGAL CULTURE
AS A SOCIALIZATION FACTOR OF ADOLESCENTS
T.I. Kolesnichenko, Investigation Committee of Russian Federation in Kemerovo region, Osynniky, Kemerovo region, [email protected]
The need to train legal culture is explained by the fact that in recent years child neglect, crime and drug addiction have been increased. Pedagogical papers analyzed show that adolescents have become more aggressive and to prove they are strong they participate in different antisocial acts. Moreover, many children are excluded from the dysfunctional families. The aim of the work is to determine the theoretical and methodological content of the concept "training of legal culture as a factor of socialization of adolescents". To achieve this goal we analyzed the literature on the problem of legal culture as well as legal and regulatory documents in the field of education and compared the positions of scientists on the nature of concepts: "legal culture" and "socialization". The content of the concept "training of legal culture as a factor of socialization of adolescents" was determined and its characteristic features were clarified. The results of the research can be used in the practice of socialization of adolescents in various types of institutions of additional education, in particular, for the development of the programs on legal education of the younger generation.
Keywords: education, socialization, legal culture, sense of justice, legal socialization.
Вопросы общего образования
References
1. Azarov A.Ya. Prava cheloveka: novoe znanie [Human Rights: New Knowledge]. Moskow, Zna-nie Publ., 1995. 255 p.
2. Agranovskaya E.V. Pravovaya kul'tura i obespechenie prav lichnosti [Legal Culture and Ensure of the Individual Rights]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 230 p.
3. Grevtseva G.Ya. Grazhdanskoe vospitanie shkol'nikov kak faktor sotsializatsii [Civic Education as a Factor in the Socialization of Students]. St. Petersburg, MAS-Press Publ., 2005. 504 p.
4. Grigor'eva S.V. Vospitanie pravovoy kul'tury u nesovershennoletnikh pravonarushiteley. Dis. kand. ped. nauk [Legal Culture Upbringing among Juvenile Offenders. Cand. Sci. Diss.]. St. Petersburg, 1999. 174 p.
5. Demchenko T.I. Osnovnye voprosy pravovogo vospitaniya v sotsialisticheskom obshchestve. Avtoref. kand. diss. [Key Issues of Legal Upbringing of a Socialist Society. Abstract of kand. diss.]. Moscow, 1971.
6. Elkhov I.Yu. Pedagogicheskie usloviya sotsial'no-pravovoy orientatsii uchashchikhsya starshikh klassov. Avtoref. kand. diss. [Pedagogical Conditions of Socio-Legal Orientation of High School Students. Abstract of kand. diss.]. Chelyabinsk, 1996. 16 p.
7. Izvestnova E.V. Formirovanie grazhdanstvennosti vos'miklassnikov v protsesse pravovogo vospi-taniya. Avtoref. kand. diss. [Formation of Citizenship Eighth Graders in the Process of Legal Education. Abstract of Kand. Diss.]. Moscow, 1988. 16 p.
8. Keyzerov N.M. Politicheskaya i pravovaya kul'tura: metodologicheskie problemy [Political and Legal Culture: Metodological Problem]. Moscow, Nauka Publ., 1983. 280 p.
9. Lukasheva E.A. [On Upbringing of Legal Consciousness and Legal Culture in the Period of the Comprehensive Building of Communism]. Soviet State and Law, 1962, no. 7.
10. Medvedev V.A. Pravovaya kul'tura rossiyskogo obshchestva: osobennosti i tendentsii razvitiya. Dis. kand. jurid. nauk [Legal Culture of Russian Society: Characteristics and Development Trend. Cand. Sci. Diss]. Kazan', 2004. 19 p.
11. Obukhov V.M. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya sotsial'no-pravovogo opyta podrostkov. Avtoref. dokt. diss. [Pedagogical Bases of Formation of Teenagers' Social-legal Experience. Abstract of doct. diss.]. Moscow, 1988. 32 p.
12. Pevtsova E.A. Pravovoe obrazovanie v Rossii: formirovanie pravovoy kul'tury sovremennogo obshchestva [Legal Education in Russia: the Formation of Legal Culture of Modern Society]. Moscow, APK i PRO Publ., 2002. 195 s.
13. Petrazhitskiy L.I. Teoriya gosudarstva i prava v svyazi s teoriey nravstvennosti [Theory of State and Law in Connection with the Theory of Morality]. Moscow, Nauka Publ., 1998. 284 p.
14. Ryabko I.F. Voprosy pravovogo vospitaniya mass v sovetskom obshchestve [Questions of Legal Education of the Masses in the Soviet Society]. Moscow, 1969. 18 p.
15. Smirnov V.I. Obshchayapedagogika v tezisakh, definitsiyakh, illyustratsiyakh [General Pedagogy in Theses, Definitions, Illustrations]. Moscow, Pedagogicheskoe Obshchestvo Rossii Publ., 2000. 416 p.
16. Shumelkina E.N. Formirovanie nravstvenno-pravovoy kul'tury nesovershennoletnikh v innova-tsionnom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Dis. kand. ped. nauk [Formation of Moral and Legal Culture of Juveniles in Innovative Educational Institutions. Cand. Sci. Diss]. Saratov, 2005. 170 p.
Received 27November 2014