Научная статья на тему 'ТРУД КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБУСТРОЙСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)'

ТРУД КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБУСТРОЙСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Равия Фаритовна, Солдатова Алена Владимировна, Степаненко Герман Николаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в сфере трудовых отношений. Внимание авторов акцентируется на философско-правовом осмыслении категории"труд" с позиций ее позитивного социального потенциала в процессах идентификации индивидуального с общественным. Обосновывается идея о роли и значении труда как фактора детерминации конструктивного социального взаимодействия в постиндустриальном обществе, подтверждаемая положениями философско-правовых концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степаненко Равия Фаритовна, Солдатова Алена Владимировна, Степаненко Герман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR AS A MANIFESTATION OF IDENTITY IN THE ARRANGEMENT OF THE SOCIAL STATE (PHILOSOPHICAL AND LEGAL ASPECTS)

The article deals with the actual problems of ensuring the balance of interests of the individual, society and the state in the field of labor relations. The authors' attention is focused on the philosophical and legal understanding of the category "labor" from the standpoint of its positive social potential in the processes of identification of the individual with the public. The idea of the role and importance of labor as a determinant of constructive social interaction in post-industrial society is substantiated, supported by the provisions of philosophical and legal concepts.

Текст научной работы на тему «ТРУД КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБУСТРОЙСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _45 УДК 342

ТРУД КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБУСТРОЙСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ) THE LABOR AS A MANIFESTATION OF THE IDENTITY IN THE ARRANGEMENT OF THE WELFARE STATE (PHILOSOPHICAL AND LEGAL ASPECTS)

СТЕПАНЕНКО Равия Фаритовна,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета,

профессор кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ». 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, 13. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

СОЛДАТОВА Алена Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права

УВО «Университет управления «ТИСБИ».

420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, 13.

E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

СТЕПАНЕНКО Герман Николаевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Казанского (Приволжского) федерального университета. 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

Stepanenko Raviya Faritovna,

Doctor of Law, Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kazan (Volga Region) Federal University;

Professor of the Department of Theory and History of State and Law UVO "University of Management "TISBI". 13 Mushtari str., Kazan, 420012, Republic of Tatarstan. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

Soldatova Alena Vladimirovna,

the candidate of the legal Sciences, associate Professor,

the associate Professor of the Department of the theory and history of state and law The University of management "TISBI". 13 Mushtari str., Kazan, 420012, Republic of Tatarstan. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

Stepanenko Herman Nikolaevich,

the candidate of the Philosophical Sciences,

Associate Professor of the Department of Social Philosophy

Kazan (Volga Region) Federal University.

420008, Republic of Tatarstan, Kazan, Kremlevskaya str., 18.

E-mail: soldatovaalena@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в сфере трудовых отношений. Внимание авторов акцентируется на философско-правовом осмыслении категории"труд" с позиций ее позитивного социального потенциала в процессах идентификации индивидуального с общественным. Обосновывается идея о роли и значении труда как фактора детерминации конструктивного социального взаимодействия в постиндустриальном обществе, подтверждаемая положениями философско-правовых концепций.

Abstract. The article deals with the actual problems of ensuring the balance of interests of the individual, society and the state in the field of labor relations. The authors' attention is focused on the philosophical and legal understanding of the category "labor" from the standpoint of its positive social potential in the processes of identification of the individual with the public. The idea of the role and importance of labor as a determinant of constructive social interaction in post-industrial society is substantiated, supported by the provisions of philosophical and legal concepts.

Ключевые слова: труд, идентичность, социализация, социальная ценность, социальное государство.

Keywords: labor, identity, socialization, social value, social state.

Для цитирования: Степаненко Р.Ф., Солдатова А.В., Степаненко Г.Н. Труд как проявление идентичности в обустройстве социального государства (философско-правовые аспекты) // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 45-48. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_45.

For citation: Stepanenko R.F., Soldatova A. V., Stepanenko H.N. The labor as a manifestation of the identity in the arrangement of the welfare state (philosophical and legal aspects) //Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 45-48. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_45.

Статья поступила в редакцию: 21.11.2022

Современная когнитивная сфера социогуманитарной науки наполняется все новыми междисциплинарными исследованиями, формирующимися в зависимости от динамично проистекающих политических, экономических, духовно-нравственных и общественных процессов, лежащих в основе суждений, идей, гипотез и образов о месте и роли человека в социальном пространстве. Заметно возросший запрос общества на справедливость интенсифицирует не только научную, но и правотворческую мысль, стремящуюся реагировать на социальные ожидания общества. Одним из подтверждений сказанного является процесс внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, в котором, помимо поправок общегосударственного значения, предложено дополнить статью 75 Основного закона положениями: об уважении человека труда, обеспе-

чении сбалансированности прав и обязанностей человека и гражданина, социальном партнерстве и социальной солидарности, что и было осуществлено в статье 75.1. В ней отмечается, что: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда...» [1].

Актуализация проблемы уважения к человеку труда явилась вполне научно предсказуемым ответом на существенные преобразования общественного сознания российского населения в части восприятия моделей поведения человека потребительского общества, пришедших к нам одновременно со сменой национальных социокультурных мировоззренческих парадигм на прозападные, специфические индивидуально-прагматические ценности утилитарного, в своем большинстве, характера. Общеизвестные проблемы центробежного проникновения «идеологии потребления» в российское сознание и культуру, сугубо материальный контекст значения трудовой деятельности, значительно модифицировали представления о труде молодого поколения, ощущающего сегодня себя скорее необходимой частью глобального интернет-пространства, нежели собственной национальной государственности, идентичность с которой оказывается не столь востребованной как хотелось бы и обществу и властно-государственным институтам. Последнее спорадически возрождается в попытках и призывах к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, что вызвано, на наш взгляд, не только идеологической константой государственной политики, но и сугубо прагматическим характером того круга проблем, который складывается, в том числе, в острой международной политико-правовой, экономической санкционной, демографической и др. сферах (старение населения, низкая рождаемость, дефицит пенсионного фонда, утечка интеллектуального и денежного капитала и многое другое).

Воззвания к уважению человека труда, с одной стороны, объясняют попытку реанимации того, что являлось нормой в период социалистического государства, где отдельные явления (тунеядство, спекуляция, валютные операции и т.д.) пресекались посредством норм применения публичного права. С другой стороны, понимание смысла давно утраченных иллюзий в отношении восстановления ранее существующего положения и необходимость поиска новых идеологем и призывов к Общему благу, со всей очевидностью обращает, прежде всего, научную мысль к вопросу о том, возможно ли сегодня добросовестно исполняющему свои трудовые обязанности человеку отождествлять себя с тем социальным Целым, к которому он должен примкнуть? Во имя чего необходима идентификация себя с «социальной общностью»? Какие связи с этим «единым социальным» могут сподвигнуть человека к позитивному движению в нужном для государства и общества направлении?

Методология междисциплинарности, с недавнего времени развивающаяся в социогуманитарной науке, по мнению В.М. Баранова, сегодня становится «одним из ведущих трендов юриспруденции», гармонично сочетая в себе общенаучные контенты в «абстрактном и текучем правовом мышлении», востребованным особо в процедурах правового моделирования [4]. Действительно, сегодня развитие юридических наук, прежде всего, связывается с философскими основаниями современного бытия. «Используются разработанные в философии и свойственные ей основополагающие категории, сложившиеся в рамках философского познания. «бытие», «культура», «сознание», «мышление», «пространство» ... и др., являются одновременно значимыми для формирования и использования в юридической науке» [11, С. 10-11], справедливо отмечается в работе «Философия для юристов», под редакцией профессора О.Ю. Рыбакова.

В полной мере к числу острых философско-правовых проблем, представляющих для правоведения научный интерес, относится и философская категория «идентичность». Ее осмысление в философском дискурсе, участвующем в процессе правового моделирования социогуманитарной конструкции «труд - проявление идентичности», приводит нас к ретроспекции объяснительных процедур выдвигаемой гипотезы в работах известного английского философа XVIII века Давида Юма.

Будучи представителем «действительно творческого философского ума», по мнению авторитетного советского философа И.С. Нар-ского, творчество Юма приходится на период великой промышленной революции в Англии, где стремительный рост городов, предприятий, металлургии, текстильного производства, заводов, фабрик и др., способствовали возрастанию внимания науки к изучению сферы трудовых отношений. Категория «труд», как представляется, оказала существенное влияние и на преобразование отдельных аспектов самого философского учения Д. Юма. Отождествление человека с животным, будучи некогда весьма популярным в философской среде («политическое животное», «разумное животное» - Аристотель; или в версии «философии жизни» - «несостоявшееся животное» и др.), наполняют раннее творчество Д. Юма, не видевшего: «... принципиальной разницы между мыслящими людьми и импульсивно реагирующими на раздражение извне животными». [7, С. 86] Позднее, причастность к социологизированному подходу во взглядах на человеческую природу Давида Юма проявляется, по нашему мнению, в его «альтруистическом» взгляде концептуализации «добра» и его полезности в «единстве взаимопомощи и симпатии - как чувствам коллективного сопереживания [7, С. 112]. Представляется, такое сопереживание, в том числе через совместный труд, примиряет известную оппозицию «индивидуального - социального» в позднем научном творчестве Д. Юма, возможно, нетрадиционно интерпретируемого нами в контексте его триады этических принципов в вопросах теории морали.

Принцип «симпатии» сформулированный Р. Кэдвортом, Р. Кемберлендом, рассматриваемый Д. Юмом и А. Смитом, хотя и объясняемый разными мыслителями различно, представляется нам крайне удачным с позиций интерпретации процессов единения, социальной солидарности, преодоления эгоизма, индивидуализма, утилитаристских настроений и т.д. На пути к гипотетической социальной и патриотической солидарности его можно признать одним из способов утверждения значимости категории «труд» в измерениях «индивидуального - социального».

Примечательно, что «симпатическая» концепция Д. Юма находит свое продолжение в трудах российского (советского) историка и философа Л.Н. Гумилева спустя двести лет. Проблема социального обустройства государства в его эволюции отражена в известной теории пассио-нарности этногенеза, где под пассионарностью понимается жизненная энергия и социальная активность человеческого общества. Последние

возникают циклично: «... из чувства комплементарности - подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей [6, С. 11]. Этнический толчок, историческим параметром которого является пассионарность, образует внутри человеческой популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию», стремящихся изменить в лучшую сторону «окружающее», объединяя в единую целостность (этнос) различные старые и новые системы. За первой стадией («пассионарный толчок») следует акматическая фаза, которая после предельного уровня активности пассионариев, демонстрирует колебания (флуктуации), вызывающие рост сугубо индивидуалистических настроений в обществе, желание человека быть самим собой. «Излишки пассионарности выбрасываются из системы и этносы продолжают инерционное существование на базе уже сложившихся ценностей», ведущих в последствии к распаду этносоциальных систем. Заключительная стадия - мемориальная, характерна отсутствием социальной активности, в ней наличествуют «вялые и эгоистические люди», предпочитающие «обывательский покой с потребительской психологией», [6, С. 11-20] иждивенческими настроениями и равнодушием ко всему социально-полезному, в том числе к труду. Следующая стадия цикличности предполагает движение к новому «толчку», наступление которого темпорально неопределенно, не может быть связано только с протестом человеческого сообщества по поводу, например, неудовлетворительных материальных условий своего существования.

В этом смысле «труд», понимаемый в социальной философии преимущественно через категорию «деятельность», особенно в условиях индустриального общества, абстрагируется из проблемного поля «индустриального бытия человека» в зону изучения «отчуждения трудом». Попытки извлечь максимум прибыли ценой «выжимания» из работника физических и психических сил в капиталистическом обществе, что отмечал еще К. Маркс, не приводят к желаемому собственником средств производства эффекту. Внутренние противоречия между желаниями самореализации и отчуждением результатов труда, препятствуют идентификации, но остаются одним из способов приемлемого взаимодействия индивидов, хотя заметно снижая значение и роль коммуницирования. Серьезнейшим фактором, интенсифицирующим возрастание десоциализа-ции, сегодня становится «удаленность» от традиционного межличностного диалогизма в информационное пространство, усугубляемая, например, ситуацией коронопандемии в недавнем прошлом.

Отношение к труду, как социокультурному феномену, исторически объединяющему в пространстве социальной активности и полезности человеческую деятельность с возможностью само- и социореализации, в социологии труда и занятости, рассматривается через призму совместной деятельности. Социология видит, как правило, в человеке - как субъекте труда -индивида: а) способного подчиниться традициям и правилам, существующим в обществе; б) способного трудиться во благо общества и на безвозмездных началах; в) признающего традиции и преемственность профессий, в том числе семейные; г) «привязанного» к коллективу, кругу общения и месту жительства [8, С. 17] и др. Но «Человек экономический» в сегодняшней парадигме общества потребления и риска, имеет своей целью максимальное извлечение выгоды, им руководит строгий расчет, последовательность и др., не зависящие от «архаичных» социологизированных, духовно-нравственных и культурных социальных ценностей. Это отражает модель человека как продукта, «замысла» идеологов западного общества, на самом деле, «продукта» весьма прагматичного и не воспринимающего типичные для российских граждан ментальные архетипы общественного, в том числе, правового сознания.

В этом смысле: «Важнейшая задача права - помогать народу в собственной идентификации», [9, С.21] справедливо утверждает В.Н. Синюков. В связи с чем, юридическая наука, изучающая труд в контексте конституционного, трудового права, права социального обеспечения и др., на протяжении длительного времени, уделяет внимание данному феномену, прежде всего, с точки зрения защиты трудовых прав, правовой регламентации и организации трудовой деятельности и т.д. Теоретическое правоведение, однако, в последние десятилетия редко останавливает внимание на проблемах социальной полезности труда, как ранее признаваемой необходимой составляющей правомерного поведения и образа жизни. Тем не менее, сегодня, в частности, в рамках теории юридической ответственности [10] внимание уделяется: аспектам юридической ответственности как добросовестного исполнения своих обязанностей и полномочий трудящимися субъектами; модернизации и модификации правоотношений в сфере труда; проблемам правонарушаемости в связи с безработицей; вопросам нарушения требований законодательства, его пробельности или неопределенности в связи с осуществлением субъектами правоотношений своих трудовых функций и т.д.

Проблема иждивенчества, рассматриваемая ранее советским правоведением (уголовная ответственность за ведение антиобщественного, паразитического образа жизни по Уголовному Кодексу РСФСР 1960 г.), сегодня исследуется под иным углом зрения. Так, внимание правоведов останавливается на новых институциональных образованиях, таких, например, как прекариат, т.е. часть трудоспособного, но не занятого в легитимной трудовой сфере индивидов. Как отмечают известные ученые в области социальной философии З.Т. Голенкова и Ю.В. Голиусова, приблизительно 1/5 часть молодежи в возрасте до 29 лет относится к безработным или получающим случайные заработки, не желает социализироваться и не проявляет активности к поиску работы, [5] что не только обращает на себя внимание правоведов, психологов и социологов, но обсуждается на философско-правовом уровне, с точки зрения обеспечения социальной безопасности, в том числе самой молодежи, рассчитывающей на социальную помощь государства в пожилом возрасте.

Сегодня внимание фундаментальной юриспруденции останавливается и на изучении нового для российской правовой системы феномена фрилансерства или так называемых «фрилансерах», работа которых ориентирована «на самого себя» (писатели, дизайнеры, реставраторы, репетиторы, маркетологи, программисты и др.) и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. К числу преимуществ данного вида занятости, несомненно, следует отнести: минимум организационных «затрат»; отсутствие «привязки» к определенному месту работы; отсутствие работодателя и т.д. Специально для самозанятых граждан, в частности, разработан новый налоговый режим - введена пониженная налоговая ставка. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в течение 10 лет в экспериментальном режиме для физических лиц и предпринимателей устанав-

ливает 4% ставку в отношении доходов физических лиц и 6% с доходов индивидуальных предпринимателей, порядок уменьшения суммы налога (налоговый вычет) и многое другое [2].

С позиций обеспечения экономической безопасности граждан, для которых труд является единственным источником материального благополучия, такая законодательная регламентация трудовых правоотношений является, безусловно, значимой. В то же время, значение данных правоустановлений нивелируется в проблемном поле обеспечения социальной безопасности, особенно в периоды непредвиденных (закрытие бизнеса, получение увечья, периоды нетрудоспособности, наступление «предельного возраста» трудовых отношений и т.д.) обстоятельств. Именно последние продуцируют проблемные ситуации правовой защиты граждан в социальной сфере.

Здесь актуализируются не только проблемы финансирования программ социальной поддержки граждан, обеспечение которых в сложные ситуации модификаций общественных отношений сталкиваются с недостаточностью материальных средств. Важное значение в рассматриваемой области приобретают и духовно-нравственные основания [12, 13] солидаризирующих начал социально полезного труда. Как отмечается в Указе Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностях» от 09.11.2022 № 809, «к традиционным ценностям, наряду с жизнью, достоинством, правами и свободами, гражданственностью и др., относится созидательный труд, то есть все то, что способствует повышению сплоченности российского общества» [3].

В этой связи актуализируется значение отмеченных нами концепций Л. Гумилева и Д. Юма. Симпатии - как наиважнейшие позитивные эмоции человеческой психики, образуют такие жизненно важные духовно-нравственные паттерны поведенческих моделей, при участии которых оживляются согласие и взаимное уважение в социальной среде, в государстве. В этих условиях труд становится не просто «занятием, упражнением, делом, что требует напряжения телесных или умственных сил; тем, что утомляет» - по В. Далю, а преобразуется в необходимость и радость от производной ценности. Отнюдь не праздный вопрос о том, что нужно сделать для возрождения этой симпатии, остается пока без ответа и требует приложения серьезных усилий научного сообщества социогуманитаристики в познании заявленной проблематики.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 6.10.2022) // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 11.11.2022 г.).

2. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима '^алог на профессиональный доход" (с изменениями и дополнениями)

3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 11.11.2022 г.).

4. Баранов ВМ Правовая рискология в технико-юридической сфере // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 9-16.

5. Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. Российский прекариат: проблемы накопления человеческого капитала. Вестник института социаологии. 2016. №3 (18). С.

58-68.

6. Гумилев Л.К От Руси к России. M. Эксмо, 2015. - 286 с.

7. Hарский И.С. Давид Юм. Издательство «Mысль». M. 1973. - 180 с.

8. Попов Ю.К, Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. M. Дело. 2005. - 200 с.

9. Синюков В.К Российская правовая система. Введение в общую теорию / В.К Синюков. - 2-е изд., доп. - M.: Hорма, 2014. - 672 с.

10. Солдатов, Я. В. Актуальные тенденции развития юридической науки и образования в социокультурных традициях: история и современность / Я. В. Сол-датов // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2019 : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 19 августа 2019 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. - С. 82-85. - EDN HPXMKS.

11 .Философия для юристов: учебник для бакалавриата /Под ред. О.Ю. Рыбакова, В.И. Пржиленского. - M.: Hорма: ИHФРА-M., 2019. - 368 с.

12. Хамидуллина Ф.И. Основы нравственности как комплексная юридическая конструкция. Право и государство: теория и практика. 2018. №1 (157). С. 71-75.

13. Хамидуллина, Ф. И. Функциональный анализ в цивилистическом исследовании права и нравственности / Ф. И. Хамидуллина // Вопросы российского и международного права. - 2017. - Т. 7. - № 11A. - С. 14-23.

References:

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (v red. ot 6.10.2022) // "Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii" (www.pravo.gov.ru) (data obrashcheniya: 11.11.2022 g.).

2. Federal'nyj zakon ot 27 noyabrya 2018 g. N 422-FZ "O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima "Nalog na professional'nyj dohod" (s izmeneniyami i dopolneniyami)

3. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej" // "Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii" (www.pravo.gov.ru) (data obrashcheniya: 11.11.2022 g.).

4. Baranov V.M. Pravovaya riskologiya v tekhniko-yuridicheskoj sfere // YUridicheskaya tekhnika. 2019. № 13. S. 9-16.

5. Golenkova Z.T., Goliusova YU.V. Rossijskij prekariat: problemy nakopleniya chelovecheskogo kapitala. Vestnik instituta sociaologii. 2016. №3 (18). S. 58-68.

6. Gumilev L.N. Ot Rusi k Rossii. M. Eksmo, 2015. - 286 s.

7. Narskij I.S. David YUm. Izdatel'stvo «Mysl'». M. 1973. - 180 s.

8. Popov YU.N., SHevchuk A.V. Vvedenie v sociologiyu truda i zanyatosti. M. Delo. 2005. - 200 s.

9. Sinyukov V.N. Rossijskaya pravovaya sistema. Vvedenie v obshchuyu teoriyu / V.N. Sinyukov. - 2-e izd., dop. - M.: Norma, 2014. - 672 s.

10. Soldatov, YA. V. Aktual'nye tendencii razvitiya yuridicheskoj nauki i obrazovaniya v sociokul'turnyh tradiciyah: istoriya i sovremennost' / YA. V. Soldatov // Tendencii razvitiya obrazovaniya: pedagog, obrazovatel'naya organizaciya, obshchestvo - 2019 : Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, CHeboksary, 19 avgusta 2019 goda. - CHeboksary: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Izdatel'skij dom «Sreda», 2019. - S. 82-85.

11. Filosofiya dlya yuristov: uchebnik dlya bakalavriata /Pod red. O.YU. Rybakova, V.I. Przhilenskogo. - M.: Norma: INFRA-M., 2019. - 368 s.

12. Hamidullina F.I. Osnovy nravstvennosti kak kompleksnaya yuridicheskaya konstrukciya. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2018. №1 (157). S. 71-75.

13. Hamidullina, F. I. Funkcional'nyj analiz v civilisticheskom issledovanii prava i nravstvennosti / F. I. Hamidullina // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. -2017. - T. 7. - № 11A. - S. 14-23. - EDN YRULLR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.