Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова Марина Григорьевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования правового сознания и правовой культуры у молодежи в современном российском обществе. Правовая культура рассматривается как особое социальное явление, взятое в единстве всех составляющих его компонентов: правового и нравственного сознания, объективных и субъективных правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву. В статье указывается взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания с патриотическим и нравственным воспитанием; анализируется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», выносятся предложения по ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарова Марина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF LEGAL CULTURE AND LEGAL CONSCIOUSNESS OF YOUTH IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article is devoted to the consideration of the peculiarities of the formation of legal consciousness and legal culture among young people in modern Russian society. Legal culture is considered as a special social phenomenon, taken in the unity of all its components: legal and moral consciousness, objective and subjective legal relations, legality and law and order, legal activity, legal awareness, respect for the law. The article examines the relationship of legal culture and legal education with patriotic and moral education, the State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation" is analyzed, proposals for its implementation are made.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_49 УДК 342

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ THE PROBLEM OF FORMATION OF LEGAL CULTURE AND THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF YOUTH IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

НАЗАРОВА Марина Григорьевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир. 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: nmg1972@mail.ru;

Nazarova Marina Grigor'yevna,

Assistant Professor of the Department of Humanities and Socio-Economik Disciplines, PhD in Philosophy; VLI of the FPS of Russia, Vladimir.

600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: nmg1972@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования правового сознания и правовой культуры у молодежи в современном российском обществе. Правовая культура рассматривается как особое социальное явление, взятое в единстве всех составляющих его компонентов: правового и нравственного сознания, объективных и субъективных правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву. В статье указывается взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания с патриотическим и нравственным воспитанием; анализируется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», выносятся предложения по ее реализации.

Abstract: The article is devoted to the consideration of the peculiarities of the formation of legal consciousness and legal culture among young people in modern Russian society. Legal culture is considered as a special social phenomenon, taken in the unity of all its components: legal and moral consciousness, objective and subjective legal relations, legality and law and order, legal activity, legal awareness, respect for the law. The article examines the relationship of legal culture and legal education with patriotic and moral education, the State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation" is analyzed, proposals for its implementation are made.

Ключевые слова: правовая культура, нравственная культура, правовое сознание, девиантное поведение.

Keywords: legal consciousness, legal culture, moral culture, deviant behavior.

Дата направления статьи в редакцию: 05.10.2021

Дата публикации: 29.10.2021

Сегодня правовую культуру рассматривают как особое социальное явление, взятое в единстве всех составляющих его компонентов: правового и нравственного сознания, объективных и субъективных правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной правовой гражданской позиции.

Р.Р. Палех рассматривает правовую культуру в качестве основного элемента содержания правового воздействия [12]. Правовую культуру он также исследует как социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, оказывающих существенное влияние на характер и направленность правового воздействия.

В узком смысле правовая культура - это знание правовых норм, включая уважительное отношение к правовым ценностям, главные среди которых конституция, судебная власть, исполнительная власть и др. [4].

С точки зрения Ф.Х. Галиева, правовую культуру необходимо понимать как «реализованное правосознание, воплощение права в реальное поведение людей, как результат правового воздействия на сознание и поступки людей» [5]. Системы социальных норм, их регулятивный характер, законотворческая деятельность государства формируют особый синкретический характер правовой культуры, оказывающей правовое воздействие на общественные отношения.

Если в советский период развития нашего общества правовую культуру личности формировали учителя не только в школе на уроках, а также через приобщение к пионерской и комсомольской организациям, старались развивать такие качества личности, как коллективизм, взаимовыручка, патриотизм, интернационализм, социальная активность; то в переломные 90-е годы комсомол и пионерская организация утратили свое значение и молодежь, подростки остались без высоких ценностных ориентиров. Эксперименты в образовательной системе, развал воспитательных центров - всё сразу негативно сказалось на правовой и нравственной культуре целого поколения, которое оказалось упущенным в воспитательном плане и это явление способствовало росту преступности среди подростков и молодежи.

Рассмотрим, какие основные пути формирования правовой культуры школьников и молодежи сложились в наши дни.

Главным каналом формирования правовой культуры школьников по-прежнему остается получение знаний о праве в рамках школьных предметов, школьных программ. О праве, его роли в жизни общества и государства учащиеся узнают на уроках обществознания только в 8-9 классе. О том, что такое «государство», «правовое государство», «гражданское общество», «правоохранительные органы», «права и свободы человека и гражданина» и другие важнейшие понятия и вопросы рассматриваются только на уроках обществознании и истории в 9 классе. Также только на уроках обществознания происходит первое знакомство с Конституцией РФ, ее основами, статьями, хотя необходимо начать знакомство с основами государства и права гораздо раньше, осуществляя в более простой и доступной для школьников форме.

Семья также является важным каналом для получения правовой информации, т.к. родители участвуют в выборах, обсуждают политические вопросы, и дети невольно становятся слушателями и наблюдателями, обретая небольшой собственный правовой опыт.

Необходимо отметить еще один важный канал формирования правовой культуры подростков и молодежи - средства массовой информации, так как они распространяют и невольно навязывают определенные шаблоны поведения, моральные нормы, внедряют в сознание слушателя (зрителя) образцы, к которым надо стремиться. Так, до сих пор (хотя только в определенные часы) идет на каналах телевидения реклама алкогольных напитков, пропаганда свободы сексуальных отношений, что по-прежнему негативно влияет на подрастающее поколение. Важным шагом в сфере формирования нравственной и правовой культуры стал ввод возрастных ограничений на фильмы и передачи, что должно уберечь школьников от просмотра сцен насилия, убийства.

Педагоги отмечают, что одной из причин низкого уровня правовой культуры среди школьников и молодежи, приводящих к нравственной деградации, и затем к преступности является еще достаточно слабая система нравственного, гражданско-правового воспитания молодежи в нашей стране. Необходимо придерживаться следующего принципа: лучше сразу предупреждать, пресекать правонарушение, а для этого объяснять права и обязанности, т.е. нужны, в первую очередь, превентивные меры, а значит, надо создавать программы и проводить занятия профилактического воспитательного характера.

Рассматривая тему правосознания и правовой культуры, хотелось бы остановиться еще на одном важном моменте: вопрос об уровне правовой культуры молодежи давно должен стать вопросом первостепенной важности для российского государства, так как с этим связан уровень подростковой и молодежной преступности в стране, который пока остается достаточно высоким и это будет до тех пор, пока не поднимется на более высокую ступень развития правосознание и правовая культура молодежи.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой девиантного поведения молодежи отмечают, что рост криминальной культуры, криминального потенциала подростковой и молодежной среды напрямую связан с неблагополучием в социальной и нравственной сферах жизни общества. Это вызвано тем, что молодежная преступная среда в последнее время активно пополняется детьми из неблагополучных семей. Сначала подростками совершаются небольшие правонарушения, которые переходят в систему и постепенно приводят его на путь преступности. Потом, оказавшись в пенитенциарном учреждении, подросток зачастую теряет себя для нормальной законопослушной жизни в обществе. Отмечают, что большинство подростков, преступивших черту закона, нигде не учатся и не работают [11, С.372]. Также вызывают тревогу факты роста подростковых группировок антиобщественной направленности, увеличение числа экстремистских проявлений среди молодежи.

Среди основных причин криминализации молодежной и подростковой среды по-прежнему остается алкогольная и наркотическая зависимость [2, С.3]. Признав все эти факты как угрозу социальной основе конституционного строя, еще в 2002 году был создан Межведомственный оперативный штаб по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних под руководством министра внутренних дел Российской Федерации [13].

В 90-е годы ХХ века в стране фактически распалась ранее существовавшая советская система мер профилактики преступности несовершеннолетних, включавшая в себя свыше 50 социальных институтов - разнообразных государственных, общественных организаций и учреждений. Созданные «в последние годы институты не могут осуществлять свою работу должным образом, не имея соответствующего опыта и необходимого финансового обеспечения» [7].

В 90-х годах ХХ века в России появились такие явления, как нищета, беспризорность, правовая незащищённость несовершеннолетних. По статистике еще в начале 2000 -х годов «около 60 тысяч детей ежегодно попадало в детские приемники-распределители, более 20 тысяч покидало школы-интернаты из-за жестокого обращения, пополняя ряды беспризорников, преступников» [11]. По разным источникам, в России в ту пору насчитывалось примерно «от 1,5 млн. до 2 млн. беспризорных несовершеннолетних. Почти 3 млн. детей и подростков бродяжничало и было вовлечено в преступные криминальные группировки» [3]. Лицами, не достигшими 18 лет, совершалось около 11 % всех зарегистрированных преступлений.

Таким образом, необходимость повышения правовой и нравственной культуры в начале 2000 годов в российском обществе назрела. Основными факторами криминализации общества и распространения её элементов среди несовершеннолетних являются:

- низкий уровень нравственной культуры общества;

- кризис семьи и семейных ценностей;

- влияние негативной информации из средств массовой информации, способствующих криминализации молодежи.

Психологи и педагоги, изучая вопросы девиантного поведения молодежи, сформировали основные направления противодействия молодежной преступности, среди которых выделяют:

-нравственное и правовое воспитание, способствующее формированию законопослушного гражданина (осуществляющееся в семье, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, вузах);

-развитие института шефства, кураторства старших над младшими;

- активное участие в творческой созидательной деятельности;

-вовлечение общественных организаций, общественных объединений в воспитательный процесс [11, С.373-374].

Достаточно резкую оценку влиянию Интернета на молодежь дал Президент Федерального ведомства уголовной полиции Германии Йорг Цирке, отметив, что Интернет стал «университетом» терроризма и радикализации. К такому же выводу пришли на совещании руководители спецслужб, которое проходило в январе 2011 г. в Екатеринбурге [8; 16]. Они выявили, что всемирная «паутина» становится не только средством вербовки

новых членов, но и площадкой для проведения террористами финансовых операций. Эксперты выявили, что террористы активно используют технологические достижения развитых государств для того, чтобы разрушать веками созданную мировую и национальную культуры [8; 16].

Таким образом, проблема низкой правовой культуры и высокой подростковой и молодежной преступности - это реальность сегодняшнего дня и изменить данную ситуацию могут практические мероприятия по противодействию угрозе.

Педагоги сегодня выделяют два основных процесса в данной воспитательной деятельности:

-воспитание и предупреждение;

-перевоспитание и исправление [3].

Особенность современного общественного развития делает актуальным выявление эффективных способов воздействия права на общественные отношения, на общественное сознание, повышение качества правовой жизни общества, что ведет к дальнейшему совершенствованию правовой культуры.

В государственных программах по патриотическому воспитанию граждан и иных нормативных правовых актах указывается на взаим о-связи физического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Учитывая проблемы современного гражданского общества, Арутю-нян Т.Г. И Власов В.А. считают, что физическое и патриотическое воспитание молодежи является важной задачей государства, общества и образовательных учреждений РФ. Авторы, проведя исследование в дошкольных, общеобразовательных, высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, выдвинули предложение о целесообразности разработки проекта и принятии Федерального закона «О физическом, патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения» [1].

Начиная с 2001 года Правительством Российской Федерации каждые пять лет утверждается обновленная Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 2945-р утвержден План мероприятий по реализации в 2021-2025 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. (в дальнейшем - Стратегия).

В данном документе отмечено, что «развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания включает проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей» [14]. Здесь мы видим, что включены все виды и аспекты воспитания в единую систему, что является правильным подходом к процессу формирования личности в целом.

Также программа включает анализ моделей воспитательной работы, выявление лучших практик воспитательной работы, профилактической работы, направленной на предупреждение различного рода случаев проявления общественно опасного поведения подростков и молодежи.

Одним из пунктов плана мероприятий по реализации Стратегии является развитие инфраструктуры создаваемых в субъектах РФ военно-патриотических парков культуры и отдыха «Патриот» и обеспечение на их базе комплекса мероприятий по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи [14].

Значимым явлением в образовательной, интеллектуальной сферах и культурной жизни молодежи стало создание в 2015 году образовательного центра поддержки одаренных детей в России «Сириус», который стал своеобразной базой для прохождения образовательных программ естественно-научной, инженерно-технической и творческой направленности; местом выявления талантливой молодежи (г. Сочи).

Также немаловажную роль в сфере формирования правовой и политической культуры в последние годы стал играть всероссийский молодёжный образовательный летний форум «Территория смыслов» (проходящий ежегодно с 2015 года по инициативе Федерального агентства по делам молодёжи «Росмолодёжь», для молодёжи от 18 до 30 лет включительно, который до 2019 года проходил в Камешковском районе Владимирской области на реке Клязьма, а начиная с 2019 года проводится на озере Сенеж города Солнечногорск Московской области).

29 сентября 2021 года в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации прошла международная научно-практическая конференция "Уголовный закон и нравственность», на которой выступил советник Уполномоченного по правам человека в РФ Сергей Футо. Он отметил, что, в современных условиях вопросы нравственности в уголовном законе являются важнейшим предметом уголовно-правовой политики государства. Эта проблема является спутником уголовного законодательства на всех исторических этапах его развития [15].

По мнению Татьяны Москальковой (Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации), нравственность выступает осн о-вой для гуманизации уголовного закона и декриминализации деяний, не представляющих общественной опасности [15].

29 сентября Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова в видеоформате обратилась к участникам дискуссии, посвященной 10-ой годовщине Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека, 48-ой сессии Совета по правам человека ООН1. В своем обращении она рассказала о деятельности в области правового просвещения: в рамках Декларации в России реализовано более 12 программ и прошло 40 различных мероприятий. Москалькова Т.Н. ежегодно проводит Всероссийский единый урок «Права человека», в нем уже приняли участие 27 млн школьников и студентов, преподавателей и людей, для которых права человека имеют важное значение. «В целях продвижения этих проектов мы создали национальный научно-образовательный центр по правам человека, в котором омбудсмены в регионах и правозащитники получают необходимые знания. Были организованы лектории, занятия для инвалидов, коренных малочисленных народов, пенсионеров и других категорий граждан. Вместе с Верховным комиссаром ООН по правам человека в нашей стране

1 Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека принята Генеральной Ассамблеей 19 декабря 2011 года. Документ направлен на формирование и поощрение всеобщей культуры прав человека, обеспечение образования и подготовки в этой области.

проходит магистерская программа «Международная защита прав человека» [15].

Таким образом, уровень развития правовой культуры молодежи российского общества напрямую зависит от идейных, правовых и нравственных установок, выбранных государством. Дальнейшее развитие российского государства и общества зависит от стратегии и реализации плана воспитания молодежи. Основным каналом для формирования правового сознания, правовой и нравственной культуры остается правовое воспитание и просвещение.

Сегодня, в отличие от 90-х гг. XX века, уже многое сформировано и создано для патриотического, правового и духовно-нравственного развития молодежи и подростков (парк «Патриот», образовательный центр «Сириус», форум «Территория смыслов» и др.). ^обходимо продолжать разрабатывать и реализовывать программы по повышению уровня правосознания и правовой культуры среди подростков и молодежи, а также совершенствованию образовательных и воспитательных программ, чтобы усилить в них роль предметов, изучающих основы государства и права, направленных на совершенствование нравственного, правового и патриотического воспитания молодого поколения.

Библиогра фия:

1. Арутюнян Т.Г., Власов В.А. Правовые основы взаимосвязи физического, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения //Право и государство: теория и практика. 2020. № 5 (185). С. 26-28.

2. Архипов Д.К Актуальные проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения России / Материалы научно-практической конференции (г.Рязань, 18 ноября 2011 г.) / Под общ.ред.к.ю.н. Д.К Архипова; науч.ред. к.ю.н. А.С. Xанахмедова. - Рязань: Рязанский филиал Московского универ-та МВД России, 2011.

3. Блясов И.Ю. Проблемы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних в постсоветский период // вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 27 (281). С.76-82.

4. Власенко HA Теория государства и права: учебное пособие. - 2- е изд., перераб. и доп. - М., 2015. С. 253.

5. Галиев Ф^. Правовая культура и правовое воздействие //Теория государства и права. Башкирский государственный университет. 2016. №4. С.

24-33.

6. Королев А. А. Террор и терроризм в психологическом и идеологическом измерении: история и современность. М.: Московский гуманитарный университет, 2008.

7. Крошилина Е.А. Правовая культура современной российской молодежи / Законы педагогической сферы общества: Материалы 6-ой Международной Hижегородской Ярмарки идей. ^^овгород, 2003.

8. Hазарова М.Г. Hравственно-патриотическое воспитание молодежи как фактор противодействия терроризму в конце XX - начале XXI века / Ученые записки: Hаучно-практический журнал. №4. (Материалы Международной научно-практ. конф. «Актуальные проблемы истории российской государственности», 23 ноября 2012 г.). - Владимир: Изд-во Владимирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2012. С.65-67.

9. Hазарова М.Г. Правовое образование школьников, принявших решение поступать в юридический вуз, с учетом специфики правового образования и воспитания в школах и вузах России / Актуальные проблемы правового образования и воспитания : материалы конференции. - М.: Юрист, 2012. С. 92-98.

10. Hазарова М.Г. Формирование гуманистических ценностей средствами образования и воспитания в современном мире // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 1. С. 176-178.

11. Отмахова H.H. К вопросу о противодействии подростковой преступности /Законы педагогической сферы общества: Материалы 6-ой Международной ^жегородской Ярмарки идей. ^^овгород, 2003.

12. Палеха Р.Р. Правовая культура как элемент содержания правового воздействия // Право и государство: теория и практика. №5 (185). 2020. С. 68-

б9.

13. Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 года №154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» //[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/12126064/ (дата обращения: 02.10.2021).

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 2945-р по утверждению Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// static.government.ru (дата обращения: 02.10.2021).

15. Татьяна Москалькова // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.rbc.ru/tags/?tag (дата обращения: 02.10.2021).

16. Шестаков Д.А. Криминология на рубеже двух тысячелетий // Вестник СПбУ МВД РФ, 2010. № 2. С. 69.

References (transliterated):

1. Arutyunyan T.G., Vlasov V.A. Pravovye osnovy vzaimosvyazi fizicheskogo, patrioticheskogo i duhovno-nravstvennogo vospitaniya podrastayushchego pokoleniya //Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020. № 5 (185). S. 26-28.

2. Arhipov D.N. Aktual'nye problemy duhovno-nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya molodogo pokoleniya Rossii / Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (g.Ryazan', 18 noyabrya 2011 g.) / Pod obshch.red.k.yu.n. D.N. Arhipova; nauch.red. k.yu.n. A.S. Hanahmedo-va. - Ryazan': Ryazanskij filial Moskovskogo univer-ta MVD Rossii, 2011.

3. Blyasov I.YU. Problemy profilaktiki prestupnosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v postsovetskij period // vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 27 (281). S.76-82.

4. Vlasenko N.A. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnoe posobie. - 2- e izd., pererab. i dop. - M., 2015. S. 253.

5. Galiev F.H. Pravovaya kul'tura i pravovoe vozdejstvie //Teoriya gosudarstva i prava. Bashkirskij gosudarstvennyj universitet. 2016. №4. S. 24-33.

6. Korolev A. A. Terror i terrorizm v psihologicheskom i ideologicheskom izmerenii: istoriya i sovremennost'. M.: Moskovskij gumanitarnyj universitet, 2008.

7. Kroshilina E.A. Pravovaya kul'tura sovremennoj rossijskoj molodezhi / Zakony pedagogicheskoj sfery obshchestva: Materialy 6-oj Mezhdunarodnoj Nizhe-gorodskoj YArmarki idej. -N.Novgorod, 2003.

8. Nazarova M.G. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak faktor protivodejstviya terrorizmu v konce HKH - nachale HKHI veka / Uchenye zapiski: Nauchno-prakticheskij zhurnal. №4. (Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakt. konf. «Aktual'nye problemy istorii rossijskoj gosudarstvennosti», 23 noyabrya 2012 g.). - Vladimir: Izd-vo Vladimirskij filial federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii», 2012. S.65-67.

9. Nazarova M.G. Pravovoe obrazovanie shkol'nikov, prinyavshih reshenie postupat v yuridicheskij vuz, s uchetom specifiki pravovogo obrazovaniya i vospitaniya v shkolah i vuzah Rossii / Aktual'nye problemy pravovogo obrazovaniya i vospitaniya : materialy konfe-rencii. - M.: YUrist, 2012. S. 92-98.

10. Nazarova M.G. Formirovanie gumanisticheskih cennostej sredstvami obrazovaniya i vospitaniya v sovremennom mire // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2008. № 1. S. 176-178.

11. Otmahova N.N. K voprosu o protivodejstvii podrostkovoj prestupnosti /Zakony pedagogicheskoj sfery obshchestva: Materialy б-oj Mezhdunarodnoj Nizhe-gorodskoj YArmarki idej. -N.Novgorod, 2003.

12. Palekha R.R. Pravovaya kul'tura kak element soderzhaniya pravovogo vozdejstviya // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. №5 (185). 2020. S. 68-69.

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 marta 2002 goda №154 «O dopolnitel'nyh merah po usileniyu profilaktiki besprizornosti i beznadzornosti nesovershennoletnih na 2002 god» //[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: https://base.garant.ru/12126064/ (data obrashcheniya: 02.10.2021).

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 12 noyabrya 2020 goda N 2945-r po utverzhdeniyu Plana meropriyatij po realizacii v 2021-2025 gg. Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http:// static.government.ru (data obrashcheniya: 02.10.2021).

15. Tatyana Moskal'kova // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL:https://www.rbc.ru/tags/?tag (data obrashcheniya: 02.10.2021).

16. SHestakov D.A. Kriminologiya na rubezhe dvuh tysyacheletij // Vestnik SPbU MVD RF, 2010. № 2. S. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.