Формирование правовой культуры у несовершеннолетних в контексте профилактики правонарушений
Карданова Диана Мухамедовна
аспирант Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, Карачаевск, Россия [email protected] 0000-0003-2018-3644
Принята Опубликована
02.11.2020 30.12.2020
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме, связанной с необходимостью формирования правовой культуры у несовершеннолетних с целью предотвращения преступлений и иных правонарушений, дезадаптации подростка, отсутствия правосознания. Настоящее системы образования обозначено трансформационными процессами. В период глобального развития правового государства детерминируется важность воспитательной составляющей. При таких условиях актуализируется проблема правового воспитания учащейся молодежи. В контексте нормативно-правовой основы особое значение приобретает правовоспитательная работа с учащейся молодежью. Развитие государства на основе верховенства права и демократических ценностей предопределяла необходимость формирования правового пространства в стране и правового сознания граждан. Как свидетельствуют архивные источники, общество в постсоветское время характеризовалось правовым нигилизмом. Процесс реформ был отмечен разрушением идеологических стереотипов в правосознании граждан, формированием новых принципов права на основе международных документов. Массовый характер правового образования реализовался через привлечение граждан к участию в образовательных правовых программах - с целью формирования правовой компетентности была организована просветительская деятельность в учреждениях образования, общественных организациях, средствах массовой информации. Формирование правовой культуры необходимо рассматривать, не только как способ своевременного предупреждения и коррекции противоправного поведения несовершеннолетних, но и как условие их успешной социализации.
Ключевые слова
Законопослушное поведение; правопорядок; воспитание; правовая культура.
Введение
Одним из приоритетных задач образовательных учреждений юридического профиля должно являться формирование законопослушного поведения и правовой культуры в целом у несовершеннолетних. Эта необходимость обусловлена изменениями, имеющими место быть в различных сферах жизнедеятельности общества.
В основном законе нашей страны говорится: «Россия есть правовое демократическое государство» [5].
А построение правового государства предполагает наличие у граждан этого государства высокого уровня сформированности правовой культуры личности, одним из важных аспектов которого является формирование законопослушного поведения, рассматривающегося как поведение соответствующее требованиям закона, нормам права и предполагающее подчинение им [12], «законопослушное, т.е. общественно-значимое полезное поведения», соответствующее точке закона [13].
Законопослушное - это поведение, устанавливающее грань между «возможным» и «запрещенным», определяющее обязанности и свободы личности.
Поступила в редакцию 27.10.2020
Материалы и методы исследования
Формирование у каждого подрастающего поколения законопослушного поведения будет способствовать укреплению законности и правопорядка, создавать благоприятную среду для жизни общества и каждой отдельно взятой подрастающей личности. Но, учитывая тот факт, что в последнее десятилетие резко увеличилось количество преступлений разной категории тяжести и проступков среди лиц, не достигших 18 лет, возникает острая необходимость в повышении уровня правовой культуры у несовершеннолетних. И чем раньше происходит регулирование и сам процесс формирования знаний в области права, тем лучше, ведь именно от этого зависит процесс правомерного развития личности, вследствие чего не будет возникать склонность к различным формам отклоняющегося поведения.
При этом значимыми этапами регулирования процесса формирования правовой культуры являются: профилактика правонарушений, коррекция поведения подростков.
Правовая культура тесно связана с развитием, воспитательным процессом, духовно-нравственной культурой, системой ценностных установок, мировоззрением подростка, так как именно взгляды, убеждения, потребности и его интересы предопределяют мотивы и формы поведения несовершеннолетнего.
Результаты и обсуждение
Современная педагогическая мысль опирается на обширные исследования, проведенные на тему развития, становления и формирования образовательного пространства [11].
Наряду с усилением правовоспитательной работы, социально-экономические изменения в стране детерминировали рост уровня безнадзорности, бродяжничества и наркомании, увеличение количества правонарушений среди несовершеннолетних. Указанные негативные явления в обществе обусловили необходимость совершенствования содержания образовательной линии «основы правоведения» в соответствии со стратегией развития правового, демократического государства.
Изменения, происходившие в обществе, обновление нормативно-правовых основ, регулирующих функционирование государства, в первую очередь сказались на содержании правоведческих предметов. Указанные процессы делали невозможным применение устаревшего программного материала по правовому образованию и методическому инструментарию. Учитывая это, актуальной задачей для педагогов стало обновление учебно-методического обеспечения правовых дисциплин и методики преподавания, что позволило бы повысить производительность правовоспитательной работы. И, особенно важным, в данном контексте является обоснование научно -методических основ упомянутого процесса, которые должны отражать современное развитие государства, обеспечивать формирование актуального правового содержания и моральных ценностей.
Современный вектор развития правового государства и демократизации общества определяют ценностные ориентиры, направленные на преодоление правового нигилизма и повышение гражданской компетентности каждого человека. Особую актуальность приобретает правовоспитательная работа с учащимися, поскольку правовую культуру личности необходимо формировать с раннего возраста как в учебном заведении, так и в семье. Семейно-школьное пространство является средой, объединяющей воспитательные традиции семьи и образовательную деятельность школы на основе интеграции, преемственности и взаимодополнения принципов, целей, содержания, форм и методов правового воспитания учащейся молодежи.
1. Формирование семейно-школьного пространства. Предусматривает поддержку педагогическим коллективом инициатив родительской общественности, взаимодействие в планировании и реализации правового воспитания детей и учащейся молодежи.
С целью обеспечения единства воспитательных принципов школы и семьи, целесообразно создавать условия для педагогизации родителей, информируя их о достижениях современной психолого-педагогической отрасли. Формы взаимного осотрудничества для пропаганды правового воспитания возможны при создании «школы сознательного родительства», а также при проведении мероприятий (лекториев, «круглых столов», консультационных пунктов, викторин, конкурсов), направленных на развитие правовой культуры в семейно-школьном просторе.
2. Разработка ценностно-формирующего и практико-ориентированного содержания школьного правового образования.
Современное демократическое развитие страны определяет необходимость формирования не только правовых знаний, но и гражданской активности личности, осознание ею собственной важности и значения в общественной жизни и ответственности за развитие государства.
Постоянное обновление нормативно-правовой базы актуализирует вопросы правового образования и воспитания. Кроме этого, актуальность проблемы правового воспитания обусловлена следующими факторами:
- разносторонним развитием личности, предполагающим формирование культуры поведения -культурный человек, имеющий основательные знания, хорошо работающий или учащийся, не может нарушать признанные обществом моральные нормы и действующее законодательство;
- актуальностью профилактики детской преступности, количественные показатели которой постоянно растут (ост преступности среди несовершеннолетних опережает общую тенденцию к увеличению правонарушений в стране в целом).
Учитывая это, правовоспитательная работа с учениками необходима как в семье, так и с первых дней пребывания в учебном заведении.
Таким образом, понятие «правовое воспитание» и «правовое образование» можно считать системой процесса социализации, которая сочетает в себе:
- морально-этические качества;
- правовые знания;
- правовую культуру.
Частью гражданского воспитания, без сомнения, можно считать указанные категории, поскольку их взаимосвязь не вызывает сомнений. Образовательное заведение является базой формирования гражданской компетентности, которая непосредственно влияет на общий уровень правовой культуры и сознания учащейся молодежи. Именно в школе ребенок получает основу будущих правовых знаний, происходит формирование у него умений и практических навыков, развивается чувство достоинства гражданина своей страны.
Влияние на правовое воспитание учащейся молодежи осуществляется непосредственно во время образовательного процесса по направлениям:
- Разработка тематики бесед правовоспитательного направления. С основами правовых знаний ученики знакомятся, обычно, в школе во время воспитательных часов. С учениками среднего и старшего звена часто проводят практические упражнения на усвоение основ правовых знаний, механизмов деятельности государства, общественных принципов, прав и свобод граждан РФ, профилактические беседы с целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
- Интеграция правового воспитания в образовательный процесс. Сочетание воспитательных и образовательных процессов, без выделения приоритетного направления. Добавление внеучебных и внеурочных мероприятий к уже существующей программе правового воспитания.
- Внедрение правового воспитания во внеурочный и внеучебный процесс. Для достижения этой цели используются различные формы и методы правового воспитания, предусматривающие экскурсии, диспуты, соревнования, лекции и тому подобное. Подобные мероприятия дают возможность практического закрепления приобретенных знаний, позволяют поработать над развитием коммуникационных навыков.
- Обеспечение прав и свобод во время пребывания в образовательном учреждении. Как было отмечено выше, именно в школе наиболее благоприятная среда для эффективного формирования правовоспитательных знаний, умений и навыков.
Одной из форм закрепления полученных знаний можно считать ученическое самоуправление.
Итак, в современных типовых образовательных программах закреплен ряд обязательных дисциплин, включенных в инвариантную часть типовых рабочих учебных планов: «Гражданское образование», «Человек и мир», «Правоведение» [6]. Основная цель упомянутых курсов - дать учащимся представление об основных понятиях и категориях права, которые могут иметь место в повседневной жизни молодежи; усилить роль права, аргументировать необходимость соблюдать
действующее законодательство; способствовать развитию правового сознания учащейся молодежи, как признаки правового государства. Коррекция содержания правового образования за счет увеличения часов для практического применения полученных знаний, умений и навыков, по нашему мнению, позволит усилить уровень правового сознания учащихся (разбор ситуативных задач, решение правовых задач, подготовка к дебатам, практика составления элементарных нормативных документов и тому подобное).
3. Развитие ученического самоуправления. Учащаяся молодежь активно участвует в школьном самоуправлении, которое является важным элементом проявления самостоятельности и интеллектуального развития личности. Эффективные результаты получаются благодаря тому, что ученическое самоуправление может иметь несколько вариантов форм и проявлений.
Учебное заведение - это, без сомнения, общество. И это не удивительно, потому что основы формирования начальных знаний и гражданских навыков мы получаем именно там. Таким образом, ученическое самоуправление позволяет создать условную модель общества с целью получения социальных навыков. Педагогический коллектив выполняет консультативную роль, способствуя самостоятельному принятию решений учащихся. Одним из основных условий развития ученического самоуправления должен быть профессионализм педагога, который заинтересован в сотрудничестве.
Главная цель формирования правовой культуры у лиц подросткового возраста - это научить их уважать и соблюдать закон, осознавать свои поступки и возможные последствия противозаконных деяний. Не менее важным является создание условия для успешной адаптации личности к условиям жизнедеятельности в правовом, социальном, демократическом обществе. При этом надо отметить, что существенными аспектами являются следующие: как и насколько серьезно происходит восприятие подростком соответствующей информации, каков его психоэмоциональный настрой, каково его субъективное отношение к требованиям закона, какова его ценностная оценка правовых явлений? Т.е. речь идет не только о знании и умении применять законы, уважительно относиться к ним, но и о формировании высоконравственной, добросовестной, справедливой и ответственной личности, которая не допустить нарушение не своих прав, ни прав других членов общества.
В соответствующих условиях, в рамках осуществления профилактической деятельности среди несовершеннолетних, важно не только повышать уровень правового сознания, правовой культуры, но и формировать активную жизненную позицию и готовность действовать в различных ситуациях, участвовать в правовой жизни общества во имя укрепления законности и правопорядка для экономического и правового процветания страны.
Само понятие «правовой культуры» можно рассматривать как «состояние правовой жизни социума», от которого зависит и уровень его жизни [3]. Правовая культура в широком смысле является частью культуры личности и социума [1 ]. Данная дефениция должна представлять ценность для людей и общества, поскольку именно правовая культура дает возможность для развития и успешной социализации, включающей в себя эмоционально-чувственную, мотивационную, интеллектуальную сферы, выражающиеся в правомерном поведении личности несовершеннолетнего [7]. И своевременное ее формирование является эффективным способом выявления и предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних.
В целях регулирования процесса формирования правовой культуры педагогам, сотрудникам правоохранительных органов необходимо организовывать, а подросткам принимать участие в конференциях по правовым вопросам, открытых занятиях, в мероприятиях профилактического характера, проводимых сотрудниками органов внутренних дел, например, таких как «Мой взгляд на будущее», «Я и закон», «Мы против наркомании и алкоголизма» и т.д.
Следует отметить, что разработка и внедрение в учебный процесс образовательных учреждений программ, мероприятий и разных методик правовой направленности, способствует формированию правовой культуры у лиц, не достигших 18 лет [8]. На практике эффективно использовать такие методы как тестирование, беседа, консультирование, просмотр презентационных материалов предупредительного характера, способствующих повышению правовой грамотности подростков.
Заключение
Таким образом, в основе осуществления профилактической деятельности среди несовершеннолетних должны лежать не только выявление и своевременное устранение причин, способствующих совершению противозаконных деяний и формированию различных форм отклоняющегося поведения у подростков, но и регулирование процесса формирования правовой культуры у данной категории лиц.
Возникает еще один важный вопрос: от чего же зависит уровень развития правовой культуры и почему у одних подростков она развита больше у других меньше?
А зависит это не только от уровня воспитания, возраста, состояния психики, интеллектуального развития, правосознания несовершеннолетних, но и от:
- степени развитости и состояния законодательства страны;
- содержания и развитости юридического образования;
- качества исполнения своих должностных обязанностей соответствующими субъектами: педагогами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам профилактической деятельности и защиты прав и интересов личности и т.д.
Важно помнить, что человек разбирающийся, соблюдающий и уважающий законы, уважает в первую очередь себя.
Список литературы
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права / 2-е изд.доп. М: Финансовый контроль, 2004. 410 с.
2. Дражина И.Е., Пономаренко Е.В. Правовое освоение действительности в системе юридических категорий. Тюмень, 2015. 144 с.
3. Емельянов Б.М. Теория государства и права: курс лекций. М.: МИЭМП, 2009. 344 с.
4. Кондрашков Н.Н. Правовое воспитание: организационные и методологические принципы). М.: Знание, 1977. 46 с.
5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 13.09.2020).
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 2017. 198 с.
7. Кулапов В.Л. Проблемы теория государства и права: учебное пособие. Саратов: Изд. ГОУ ВПО «СГАП»,2009. 426 с.
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 13.09.2020).
9. Психологические условия и механизмы воспитания подростков: сборник научных трудов // под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1983. 160 с.
10.Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 139-144.
11.Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности. М.: Педагогика, 2012. 224 с.
12.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник / под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Изд. «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. 384 с.
13.Шабуров А.С., Ж.С. Жайкбаев. Теория государства и права: учебное пособие. Курган: Изд. Курганский гос. университет, 2019. 382 с.
14.Cairns R., Cairns В., Neckerman H., Gest S., Gariepy J-L. Social networks and agressive behavior: Peer support or peer rejection ? // Dev.PsychoI. 2019. №6. Pp. 815-823.
15.Schafer W., Polk K. Delinquency and the schools // Task Force report: Juvenile delinquency and youth crime. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1967. Pp. 222-277.
Formation of a legal culture among minors in the context of crime prevention
I
Kardanova Diana Muxamedovna graduate student Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev; Karachayevsk, Russia [email protected] 0000-0003-2018-3644
Received 27.10.2020
Accepted 02.11.2020
Published 30.12.2020
Abstract
This article is devoted to the current problem related to the need to form a legal culture among minors in order to prevent crimes and other offenses, maladaptation of a teenager, and lack of legal awareness. The present education system is indicated by transformational processes. During the period of global development of the rule of law, the importance of the educational component is determined. Under such conditions, the problem of legal education of young students is updated. In the context of the legal framework, legal education with young students is of particular importance. The development of the state on the basis of the rule of law and democratic values predetermined the need to form the legal space in the country and the legal consciousness of citizens. According to archival sources, society in the post-Soviet era was characterized by legal nihilism. The reform process was marked by the destruction of ideological stereotypes in the legal consciousness of citizens, the formation of new principles of law on the basis of international documents. The mass nature of legal education was realized through the involvement of citizens in educational legal programs - in order to create legal competence, educational activities were organized in educational institutions, public organizations, and the media. The formation of a legal culture must be considered, not only as a way to timely prevent and correct the illegal behavior of minors, but also as a condition for their successful socialization.
Keywords
Law-abiding behaviour; the rule of law; education; legal culture.
1. Abdulaev M.I. Teoriya gosudarstva i prava / 2-e izd.dop. M: Finansovy'j kontrol', 2004. 410 s.
2. Drazhina I.E., Ponomarenko E.V. Pravovoe osvoenie dejstvitel'nosti v sisteme yuridicheskix kategorij. Tyumen', 2015. 144 s.
3. Emel'yanov B.M. Teoriya gosudarstva i prava: kurs lekcij. M.: MIE'MP, 2009. 344 s.
4. Kondrashkov N.N. Pravovoe vospitanie: organizacionny'e i metodologicheskie principy'). M.: Znanie, 1977. 46 s.
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993 g. s izmeneniyami, odobrenny'mi v xode obshherossijskogo golosovaniya 01.07.2020 g. // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus»: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (data obrashheniya: 13.09.2020).
6. Kulagina I.Yu. Vozrastnaya psixologiya: razvitie rebenka ot rozhdeniya do 17 let. M.: Izd-vo URAO, 2017. 198 s.
7. Kulapov V.L. Problemy' teoriya gosudarstva i prava: uchebnoe posobie. Saratov: Izd. GOU VPO «SGAP»,2009. 426 s.
8. Ob osnovax sistemy' profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnix: federal'ny'j zakon ot 24 iyunya 1999 g. №120-FZ // Informacionno-pravovoj portal «Garant»: [portal]. URL: https://base.garant.ru/12116087/ (data obrashheniya: 13.09.2020).
Reference
9. Psixologicheskie usloviya i mexanizmy' vospitaniya podrostkov: sbornik nauchny'x trudov // pod red. D.i.Fel'dshtejna. M., 1983. 160 s.
10.Rean A.A. Xarakterologicheskie osobennosti podrostkov-delinkventov // Voprosy' psixologii. 1991. №4. S. 139-144.
11.Feldshtejn D.i. Psixologicheskie osnovy' obshhestvenno poleznoj deyatelnosti. M.: Pedagogika, 2012. 224 s.
12.Xropanyuk V.N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. V.G. Strekozova. M.: izd. «interstil », «Omega-L», 2008. 384 s.
13.Shaburov A.S., Zh.S. Zhajkbaev. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnoe posobie. Kurgan: izd. Kurganskij gos. universitet, 2019. 382 s.
14.Cairns R., Cairns V., Neckerman H., Gest S., Gariepy J-L. Social networks and agressive behavior: Peer support or peer rejection ? // Dev.PsychoI. 2019. №6. Pp. 815-823.
15.Schafer W., Polk K. Delinquency and the schools // Task Force report: Juvenile delinquency and youth crime. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1967. Pp. 222-277.