Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate
(e-mail: [email protected]), Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
TEACHER'S CONTROL AND EVALUATION ACTIVITIES
The level of training of students of higher educational institutions requires an objective assessment at a high level, and since the modernization of the educational space is a complex and lengthy process, the higher educational institution must constantly seek new tools, methods and technologies for assessing the results of educational activities. The article reveals the characteristic of control and evaluation, activities and its functions. Control and evaluation activity is one of the main and integral elements of the teacher's professional activity. The control and evaluation activity of a teacher of an educational institution of higher education is an integral component of the holistic process of education, the key purpose of which is the ability to control, analyze and evaluate the quality of students mastering specific educational disciplines, modules, internships and performing various types of educational and research work.
Keywords: teacher's control and evaluation activities, higher education, professional education, control, assessment, professional and pedagogical competence
УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Колдина Маргарита Игоревна, к.пед.н.
(e-mail: [email protected]) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина
Осуществление правового воспитания студентов вуза на современном этапе является одной из приоритетных задач государства. Правовое воспитание играет огромную роль, ведь стимулирование правопослушного поведения направлено, в первую очередь, на обеспечение законности и развитие Российской Федерации как правового государства. Знание преподавателем отличительных основ и специфики правового воспитания, даёт ему возможность подбирать содержание, эффективные формы и способы проведения мероприятий, сосредоточенных на формирование правовой культуры студентов. Роль педагога при осуществлении правового воспитания студентов вуза очень значительна. Осуществление педагогом организации и управления педагогом учебным процессом при использовании диалога реализует также собственные личностные позиции педагога и студентов. Правовое воспитание может также осуществляться во внеаудиторное время (беседы, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, институты правовых познаний, юридические олимпиады, викторины, диспуты на правовые темы, встречи с работниками суда и прокуратуры,
проведение собраний в группах с обсуждением поведения правонарушителей-студентов.). Успешными в правовом воспитании являются учебные деловые игры, когда обучающиеся могут выступать в них в роли правозащитников, а также судей и присяжных. Правовое воспитание студентов вуза является систематическим и поэтапным воспитательным воздействием на студентов вуза в области стимулирования правопослушного поведения, а также развития навыков защиты своих прав и свобод. Правовое воспитание студентов вуза основывается на различных принципах педагогической теории и осуществляется на основе профессионализма педагогов.
Ключевые слова: правовое воспитание, правопослушное поведение, воспитание, студент вуза, профессионализм педагогов.
Правовое воспитание студентов вуза представляет собой важнейший процесс, реализуемый образовательной организацией, в частности, педагогами. Сущность правового воспитания состоит в формировании у студентов знаний в области юриспруденции, а также в развитии у них правопос-лушного поведения. Осуществление правового воспитания студентов вуза на современном этапе является одной из приоритетных задач государства, что выражается также в наличии нормативно-правовой базы, касающейся данной тематики. Правовое воспитание играет огромную роль, ведь стимулирование правопослушного поведения направлено, в первую очередь, на обеспечение законности и развитие Российской Федерации как правового государства.
Воспитание в широком значении является целенаправленным процессом, который выражается в постепенной передаче старшим поколением своего опыта младшему поколению. Воспитание в более узком значении представляет собой целенаправленное воздействие каких-либо субъектов на определённых людей с целью формирования у них некоторых нравственных ориентиров и ценностей, знаний и взглядов, а также убеждений.
Правовое воспитание в широком значении является процессом формирования правовой культуры у определённых групп людей. Правовое воспитание в узком значении представляет собой педагогический процесс, который направлен на формирование у студентов правовой культуры и правосознания, что непосредственным образом выражается в таких качествах, как правовая грамотность, правомерное поведение, уверенность в соблюдении нравственно-правового поведения.
Знание преподавателем отличительных основ и специфики правового воспитания, даёт ему возможность подбирать содержание, эффективные формы и способы проведения мероприятий, сосредоточенных на формирование правовой культуры студентов.
Обучение праву в вузах учитывает формирование у обучающихся осознания общественного значения права и его роли в обществе, смысл закон-
ности, правопорядка, юридической ответственности, что соответствует предписаниям правовых норм.
Педагог права обязан знать, как и где будут трудиться выпускники, а также о трудностях, с какими они столкнутся. Тогда у педагога появится возможность сориентировать обучающихся, а также понять при помощи каких средств их трудности могут быть решены [3].
Н.М. Борытко говорит о том, что правовое воспитание, осуществляемое педагогом в вузах, представляет собой целенаправленную специально организованную деятельность, направленную на студентов с целью формирования у них правосознания. Предполагаемый педагогом результат правового воспитания студентов - это их активная правовая деятельность, которая является формой утверждения ценностных правовых установок.
При осуществлении правового воспитания педагогу следует понимать социально-психологический портрет каждого студента по отдельности. Необходимо понимать, что каждый студент имеет свои жизненные ориентиры и нравственные личностные качества. Также важнейший аспект осуществления правового воспитания педагогом - это диалог. В настоящее время педагогическая практика основывается на принципе предпочтения диалога как формы учебного взаимодействия, что непосредственно взаимосвязано с правовым воспитанием студентов. Диалог представляет собой одну из многочисленных форм организации гуманистически направленного учебного процесса. Осуществление педагогом организации и управления педагогом учебным процессом при использовании диалога реализует также собственные личностные позиции педагога и студентов.
Роль педагога при осуществлении правового воспитания студентов вуза очень значительна. Конечный результат такого правового воспитания достигается посредством как раз-таки решением педагогом постоянно преобразующихся, повседневных педагогических воспитательных задач, направленных на формирование правосознания студентов. Конечно, формирование правосознания может происходить у человека в течение всей его жизни, но обучение в образовательной организации является важным и длительным этапом жизни человека как раз в период формирования у него различных ценностей и установок, поэтому роль педагога в данный период его жизни так важна.
Характеризуя правовое воспитание студентов вуза, следует отметить, что ключевыми направлениями и формами их, приемлемыми для вузов, выступают:
- правовая агитация;
- педагогическое сопровождение;
- правовая пропаганда;
- правовое просвещение;
- участие в обеспечении правопорядка [5].
Следует отметить, что правовое воспитание является приоритетной задачей государства, следовательно необходимо провести некоторую харак-
теристику нормативно-правовой базы в рамках данной проблемы. Таким образом, нормативно-правовая база, действующая на территории РФ, в значительной мере характеризует процесс правового воспитания.
Следует также провести характеристику правового воспитания посредством анализа принципов, на основе которых оно осуществляется.
Принцип единства правового воспитания исходит из того, что основы и общепризнанные нормы морали имеют единый характер, обхватывают все аспекты публичной жизни и регулируют деятельность граждан, их ценностное отношение к обществу в целом. На этих нравственных нормах основываются общепризнанные нормы права и правоотношения. То есть в основе правового воспитания лежит мысль о том, что нормы морали и нравственности имеют первоочередной характер.
Принцип своевременности воспитания предусматривает юридическую трактовку принятых нормативно правовых актов, а также проведение мероприятий по целенаправленной правовой воспитательной работе там, где были где обнаружены случаи нарушений дисциплины или же правовые нарушения. То есть данный принцип раскрывает необходимость повышения юридической грамотности, а также выявления и пресечения нарушений установленных в образовательной организации правил.
Сущность принципа сочетания убеждения с принуждением содержится в том, что в правовой воспитательной работе не считая средств убеждений, часто используются средства принуждения (к примеру, непосредственные наказания для обучающихся в образовательной организации). Это вынуждает невоспитанного обучающегося вести себя в рамках общепризнанных морально-правовых норм поведения. Но всё же следует отметить, что преобладающим средством правового воспитания должно быть убеждение.
Успешное осуществление правового воспитания требует от педагога самому придерживаться общепризнанных правовых норм и правил поведения, ведь слова бессильны, когда они не оправдываются примером самого воспитателя.
Правовое воспитание может также осуществляться во внеаудиторное время (беседы, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, институты правовых познаний, юридические олимпиады, викторины, диспуты на правовые темы, встречи с работниками суда и прокуратуры, проведение собраний в группах с обсуждением поведения правонарушителей-студентов.) [1].
Успешными в правовом воспитании являются учебные деловые игры, когда обучающиеся могут выступать в них в роли правозащитников, а также судей и присяжных.
Правовое воспитание содействует увеличению роли обучающихся вуза в студенческом самоуправлении. Также реализуются права студентов в распоряжении делами вуза в ходе практической работы. В данной связи главное - это сделать правовую базу самоуправления обучающихся, то есть администрация вуза должна содействовать студентам, предоставлять по их
желанию требуемую для принятия решений информацию, а также здания для проведения различных правовых мероприятий, оборудование и материальные средства в установленные сроки. Коллективы обучающихся должны иметь право приостанавливать выполнение решений администрации, которые нарушают права студентов вуза. То есть осуществление педагогом правового воспитания даёт студентам огромную пользу - они могут использовать свои знания в области юриспруденции для защиты собственных прав [2].
Так, такая проблема как формирование правового сознания у студентов вуза представляет собой комплексный и трудный процесс, который требует от педагогов творческого подхода, а также желания и готовности к данной деятельности и навыков её осуществления. Правовое воспитание студентов вуза является систематическим и поэтапным воспитательным воздействием на студентов вуза в области стимулирования правопослушного поведения, а также развития навыков защиты своих прав и свобод [4].
Правовое воспитание студентов вуза - это комплексная работа, осуществляемая образовательной организацией и, в первую очередь, педагогами. Правовое воспитание необходимо, потому что оно стимулирует к право-послушности и непосредственным образом взаимосвязано с обеспечением законности и развитием правового государства. Правовое воспитание осуществляется при помощи различных методов и средств, к примеру, осуществлению правового воспитания способствует проведение учебных деловых игр, различных акций и мероприятий. Правовое воспитание студентов вуза основывается на различных принципах педагогической теории и осуществляется на основе профессионализма педагогов.
Список литературы
1. Ваганова О.И., Нуреева М.А., Трутанова А.В. Особенности формирования правовой грамотности студентов В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 34-38.
2. Кутепов М.М., Алешугина Е.А., Максимова К. А. Особенности процесса формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 17-20.
3. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
4. Шпилева, Е. В., Романенко, Л. Н. Воспитательный процесс как фактор формирования активной гражданской позиции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35): в 2-х ч. Ч. 1. С. 215-217.
5. Тхакохов А. А. Проблемы правового воспитания современного студента // Молодой ученый. 2015. №7. С. 618-620. URL https://moluch.ru/archive/87/16571/ (дата обращения: 21.03.2020).
KoldinaMargarita Igorevna, candidate of pedagogical sciences (e-mail: [email protected])
Nizhny Novgorod State Pedagogical
University named after K. Minina, Nizhny Novgorod, Russia Barabina Irina Evgenievna, undergraduate (e-mail: [email protected]) Nizhny Novgorod State Pedagogical
University named after K. Minina, Nizhny Novgorod, Russia MODERN PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION OF STUDENTS
The legal education of university students at the present stage is one of the priority tasks of the state. Legal education plays a huge role, because the promotion of law-abiding behavior is aimed primarily at ensuring the rule of law and the development of the Russian Federation as a rule of law state. The teacher's knowledge of the distinctive foundations and specifics of legal education gives him the opportunity to select the content, effective forms and methods of conducting activities focused on the formation of students' legal culture. The role of the teacher in the legal education of university students is very significant. The implementation by the teacher of the organization and management of the teacher by the educational process when using dialogue also implements the personal personality positions of the teacher and students. Legal education can also be carried out during extracurricular hours (conversations, round tables, questions and answers evenings, institutes of legal knowledge, legal Olympiads, quizzes, disputes on legal topics, meetings with court and prosecutor's employees, meetings in groups to discuss the behavior of offenders -students.). Successful in legal education are educational business games, when students can act in them in the role of human rights defenders, as well as judges and juries. Legal education of university students is a systematic and phased educational impact on university students in the field ofpromoting law-abiding behavior, as well as the development of skills to protect their rights and freedoms. Legal education of university students is based on various principles ofpedagogical theory and is based on the professionalism of teachers.
Key words: legal education, law-abiding behavior, education, university student, professionalism of teachers.