Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правового воспитания современной студенческой молодежи'

Актуальные проблемы правового воспитания современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1065
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / НЕЮРИДИЧЕСКИЙ ВУЗ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ / FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LAW-ABIDING BEHAVIOR / UNIVERSITY YOUTH / NON-LAW DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неклюдова Виктория Валентиновна

Статья посвящена изучению результатов правого воспитания современной студенческой молодежи. Проанализировано значение социальных институтов по формированию правового сознания и правового поведения молодежи. Представлены результаты собственного исследования студентов аграрного вуза по диагностике сформированности правосознания. Даны рекомендации по правовому воспитанию студентов неюридического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неклюдова Виктория Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING LEGAL AWARENESS AMONG MODERN STUDENTS WITH NON-LAW DEGREE

This paper is devoted to legal education of modern university youth. Moreover soical institutions value in terms of foundation both legal awereness and behaviour among youth is analysied. The results of self-conducted research on agricaltural students legal awareness are hihlighted. Also set of recommendations for legal education to non-law degree students is given.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правового воспитания современной студенческой молодежи»

обучающимся в образовательных организациях МВД России. // В сборнике: Наука и молодежь Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов. 2017. С. 489-493.

5. Говердовская Е.В., Карлина О.А. Высшее образования в регионе: проблемы и решения. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 3. С. 29-33.

6. Говердовская Е.В., Карлина О.А. Становление поликультурной компетентности будущего специалиста через решение профессиональных задач. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 5. С. 20-23.

7. Коблов Ф.Ч. Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 4. С. 79.

8. Коблов Ф.Ч. Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 237-240.

9. Коркмазов А.В. Категория «личностно смысловая сфера» как психолого - педагогический феномен. // В сборнике: теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 240-243.

10. Морозов А.Н. Педагогические основы развития исследовательских компетенций бакалавров в процессе дипломного проектирования. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 6. С. 30-33.

11. Нагоева М.А. Логические приемы, используемые в педагогическом процессе обучения специалиста. // Успехи современной науки. 2016. т. 1. № 10. С. 199-200.

12. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

13. Шелехова Л.В., Коркмазов А.В. Психолого-педагогические приемы формирования и развития системы личностных смыслов в образовательном процессе. // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-10. С. 253-265

14. Ярычев Н.У. Подготовка будущих учителей к обеспечению прав ребенка в образовательном учреждении. // Москва, 2017.

Педагогика

УДК 378: 343.95

кандидат медицинских наук, доцент кафедры истории, социологии и права Неклюдова Виктория Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова» (г. Пермь)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена изучению результатов правого воспитания современной студенческой молодежи. Проанализировано значение социальных институтов по формированию правового сознания и правового поведения молодежи. Представлены результаты собственного исследования студентов аграрного вуза по диагностике сформированности правосознания. Даны рекомендации по правовому воспитанию студентов неюридического вуза.

Ключевые слова: студенческая молодежь, правовое воспитание, неюридический вуз, формирование правосознания, правопослушное поведение.

Annotation. This paper is devoted to legal education of modern university youth. Moreover soical institutions value in terms of foundation both legal awereness and behaviour among youth is analysied. The results of self-conducted research on agricaltural students legal awareness are hihlighted. Also set of recommendations for legal education to non-law degree students is given.

Keywords: university youth, legal education, non-law degree, the formation of legal consciousness, law-abiding behavior.

Введение. Проблемы низкого уровня правосознания студенческой молодежи, проявляемые в выраженном снижении или отсутствии стремления придерживаться социально-правовых норм поведения, правовом инфантилизме, правовом нигилизме, пренебрежительном отношении к праву, неверии в закон и порядок, ситуативном доверии закону, оправдании противоправных поступков и т.д., - повод для особого внимания со стороны государственных структур, общественных организаций и системы образования в отношении правового воспитания будущих специалистов, управленцев, политиков. Правовое воспитание помимо значения в личностном развитии индивида, имеет смысл в формировании культурного, социально активного и законопослушного общества, развитии правового государства, а также в безопасности страны.

Актуальность вопросов правового воспитания современной студенческой молодежи обусловлена тем фактом, что студенчество и выпускники вузов являются наиболее активной частью молодежи, потенциальной участницей социально-экономических и политических действий.

Формулировка цели статьи: Проанализировать значение социальных институтов по формированию правового сознания и правового поведения молодежи. Изучить уровень правосознания студентов аграрного вуза, сформулировать рекомендации по правовому воспитанию будущих молодых специалистов.

Изложение основного материала статьи. Современные условия построения демократического, правового российского общества, укрепления законности и правопорядка предъявляют особые требования к личности гражданина, который должен обладать правовыми знаниями, высокой степенью сознательности, социальной ответственностью, внутренней потребностью сохранения законности. Формирование данных личностных качеств возможно посредством правового воспитания на всех уровнях педагогического влияния на личность: в семье, при получении образования, через средства массовой информации и т.д. Сложно

переоценить значение личности, с одной стороны, юридически грамотной, с другой стороны, - обладающей внутренней убежденностью и готовностью искренне соблюдать правовые нормы и правила. Воспитание такой личности - задача всех социальных институтов, ответственных за правовое воспитание, правовую социализацию индивида.

Решение вопросов правового воспитания возможно при совместных действиях представителей юриспруденции, педагогики, психологии и других смежных наук. В настоящее время современное представление правового воспитания на государственном уровне позиционируется как правовоспитательная деятельность государства, введено понятие института правового воспитания, что подчеркивает государственную значимость данного вида воспитания.

Проблемам совершенствования правового воспитания посвящена научная литература юридического, педагогического, психологического направлений. С конца 50-х годов XX столетия отмечается внимание к данной проблеме правоведов. В разработку общих проблем правового воспитания свой вклад внесли такие видные теоретики советского и российского права, как С.С. Алексеев, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, Н.С. Малеин, А.В. Мицкевич, П.Б. Недбайло, А.С. Пиголкин, В.Д. Попков, Т.Н. Радько, А.Ф. Шебанов, Л.С. Явич и др.

В связи с нерешенной и нарастающей проблемой правового воспитания, правового сознания, правовой культуры в российском обществе, в целом, и среди молодежи, в частности, у ученых и практиков юристов, педагогов, психологов, философов сохраняется и повышается интерес к проблемам правовоспитательного процесса, вопросам методологии и методики преподавания правовых дисциплин в неюридических высших учебных заведениях, а также к проведению социально-психологических исследований по вопросам правового воспитания [8].

Вопросам изучения правового воспитания посвящена научная педагогическая литература, в ряду которой находятся труды П.П. Баранова, Т.С. Блонского, А.Д. Бойкова, М.М. Галимовой, А.Ю. Головатенко, Н.Н. Иорданского, К.Д. Кавелина, П.Ф. Каптерева, Л.М. Корниенко, К.Р. Корнилова, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Г.Д. Марковой, А.В. Мицкевич, О.Ф. Мураметс, А.Ф. Никитина, В.С. Олейникова, А.С. Павлова, И.Ф. Рябко, И.С. Самощенко, С.М. Соловьева, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тищенко, И.Е. Фарбер, Т.С. Шацкого, Б.Н. Чичерина, Г.А. Энгеля, Н.И. Элиасберг [3].

Проведенные исследования ученых различных научных школ и направлений дают полное представление о сущности и роли правового воспитания в современном российском обществе.

Согласно словарю понятий и терминов по образованию и педагогике В.М. Полонского, правовое воспитание - целенаправленный процесс формирования правового сознания и поведения, осознанного восприятия законов, правовых норм и обязанностей, уважения к установленным законам, недопустимости их нарушения [7].

Представление о правовом воспитании на стыке права, педагогики и психологии было дано А.А. Кваша через разделение процесса формирования правосознания, правовой культуры на следующие части: «передачу, накопление и усвоение знаний принципов и норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности, как следствие - необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем -во внутреннюю потребность соблюдать закон» [5].

Оосбенность проблемы правового воспитания современной студенческой молодежи обусловлена социально-экономическими и социально-политическими условиями формирования и развития личности молодых людей: их рождение - совпало с периодом распада СССР и первых лет формирования нового российского государства, детство - с последствиями экономического кризиса (дефолт 1998 года), отрочество - с финансово-экономическим кризисом 2008-2010 гг., юношество - с валютным кризисом 2014-2016 гг.

Смена политического строя, социально-экономическая нестабильность, рост преступности как внешние факторы, влияющие на формирования юной личности, переживающей собственные возрастные кризисы, явились одной из основных причин формирования правового нигилизма как крайнего проявления пренебрежительного отношения к конституционно-правовым нормам государства, закону, правопорядку.

Исследователи правовой социализации современной российской молодежи Д.Н. Загутин, П.С. Самыгин, С.И. Самыгин отмечают следующие факторы, влияющие на формирование личности молодых людей: «кардинальные изменения в политике, экономике, праве, трансформация правовых и политических традиций, острая социальная дифференциация, правовая и социокультурная реформации - изменили положение человека в обществе, расширили границы автономии формирующейся личности». Учеными отмечается особая социальная ситуация развития, характеризующаяся противоречивыми условиями, вызванными значительной трансформацией институтов правовой социализации: семьи, системы образования, средств массовой информации, политических, правовых и общественных организаций [4].

Вследствие того, что негативные социальные тенденции наибольшее воздействие оказывают на молодежь как на социальную группу с неустойчивым сознанием, то именно молодежь реагирует «социальной дезориентированностью, психологической растерянностью и маргинальностью» [2].

Необходимо отметить, что все социальные институты имеют значение для правового воспитания молодежи вследствие того, что каждый из них является проводником информации о праве, законе, правопорядке, событиях общественной жизни, эмоционально отмеченных нравственно-правовыми оценками и влияющих на становление правовых взглядов.

В зависимости от этапа социализации индивид получает правовые знания в семье, образовательных учреждениях, средствах массовой информации, государственных органах и общественных организациях. «Правовой ликбез» ребенок, подросток проходит в семье и школе, формируя «правовой минимум», позволяющий начать развитие правового сознания и правовой культуры вне зависимости от его социального положения. Существенное значение на всех этапах правовой социализации имеют средства массовой информации, не учитывающие потребности в юридических знаниях, но поступающие неограниченным потоком (особенно, интернет) и допускающие безоценочный или оправдательный тон комментариев противоправных поступков, нарушений законности, а также не формирующие нетерпимого отношения к правонарушениям.

Основная нагрузка по правовому воспитанию лежит на послешкольном образовании: в средних и высших учебных заведениях в гуманитарном и социально-экономическом цикле обязательны для изучения правовые дисциплины.

Среди общих функций образования современной педагогической науки ученые выделяют воспитательную функцию, способствующую становлению личностной системы ценностей обучающихся, их мировоззрения, правосознания, мотивационной и поведенческой сферы [1].

Одной из общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата, сформулирована следующим образом: «способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности» [9].

Следует отметить, что в аграрном вузе обучающиеся по программам бакалавриата изучают различные отрасли права: конституционное право; гражданское право, административное право, уголовное право; специальные отрасли: трудовое право, семейное право, экологическое право, земельное право, аграрное право, финансовое право, налоговое право, процессуальное право. Специальные отрасли права студенты изучают в процессе освоения профессионального цикла, и, соответственно, овладевая профессиональными компетенциями. Несмотря на то, что формирование профессионального правосознания является необходимым условием обучения юристов, данный вид правового сознания будет преимуществом при профессиональной деятельности любого специалиста.

С целью изучения уровня сформированности правосознания как критерия правовой воспитанности студентов-аграриев была проведена психодиагностика студентов аграрного вуза выпускных курсов.

Эмпирической базой исследования выступает Пермский государственный аграрно-технологический университет (Пермский ГАТУ). Субъектом исследования являются студенты Пермского ГАТУ, обучающиеся по программам бакалавриата. Простую случайную выборку составили студенты очной формы обучения четвертых курсов следующих направлений подготовки: «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Почвоведение» в количестве 97 человек, обоих полов в возрасте от 20 до 24 лет. Выборку составили студенты, имеющие сформированное представление о праве (в процессе обучения в вузе изучали право, правоведение, специальные отрасли права: экологическое право, земельное право, семейное право, трудовое право и пр.). Использованный метод психодиагностики: методика Е.В. Распопина [10].

В результате опроса студентов Пермского ГАТУ были получены следующие данные:

• 44 % опрошенных студентов показали правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к праву вплоть до его полного отрицания, неверие в закон и порядок, убежденность в том, что законом правят деньги, связи, социальный статус;

• 56 % опрошенных студентов показали ситуативное доверие закону, средний уровень правовой ориентированности поведения;

• 35 % респондентов обнаружили оправдание противоправных поступков, им присуще мнение о том, что преступления есть и будут совершаться всякий раз, когда для этого есть благоприятные условия, что путем противоправных действий можно добиваться определенных, в том числе и «благих» целей;

• 65 % респондентов продемонстрировали ситуативное отношение к противоправному поведению, средний уровень терпимости/нетерпимости к противоправным поступкам;

• у 52 % опрошенных студентов выявлен низкий уровень правосознания, выраженное снижение или отсутствие стремления придерживаться социально-правовых норм поведения;

• 48 % опрошенных студентов показали средний уровень правосознания, ситуативную готовность личности придерживаться социально-правовых норм поведения.

По сравнению с результатами опроса, проведенного автором в предыдущие годы среди студентов, обучающихся на экономических направлениях, уровень сформированности правового сознания у студентов-аграриев несколько выше, что свидетельствует о более эффективном правовом воспитании агрономов, агрохимиков и почвоведов [6].

Данные результаты психодиагностики уровня сформированности правосознания необходимо использовать при дальнейшем развитии правопослушного поведения, при правовом воспитании в рамках обучения в вузе (по программам бакалавриата и магистратуры) и в профессиональной деятельности (например, при правоприменительной практике на производстве).

Рекомендуем руководителям производственной практики давать задания студентам, касающиеся профессиональной правоприменительной деятельности. Профессорско-преподавательскому составу необходимо привлекать к лекционным, практическим занятиям руководителей предприятий, должностных лиц государственного аппарата с целью обсуждения вопросов законодательной и правоприменительной деятельности, что будет способствовать формированию правовой культуры студентов.

Также возможно привлечение студенческой молодежи к практике «претворения в жизнь» правовых норм (работа в студенческом совете вуза, молодежном парламенте и др. общественных организациях).

Выводы. Обобщая вышесказанное, необходимо отметить низкий уровень правового воспитания современной студенческой молодежи. С целью диагностики и коррекции правового воспитания, формирования правовой культуры рекомендуем регулярную психодиагностику правосознания студентов различных направлений подготовки и форм обучения, особенно, неюридических вузов, а также корректировку психоэмоционального отношения к закону, праву, правопорядку с целью формирования уважительного отношения к закону, внутренней убежденности соблюдения правовых норм и правил.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

2. Гусарова М.А. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в период аномизации / М.А. Гусарова // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - № 3. - С. 149-153.

3. Даничев Н.В. Анализ проблемных вопросов правового воспитания в педагогической литературе и практике / Н.В. Даничев // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 11. - С. 185-196.

4. Загутин Д.С. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в трансформирующемся обществе / Д.С. Загутин, П.С. Самыгин, С.И. Самыгин // Философия права. - 2017. -№ 1(80). - С. 113-117.

5. Кваша А.А. Правовые установки граждан / А.А. Кваша // автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. -Волгоград: 2002. - 27 с.

6. Неклюдова В.В. Правопослушное поведение студентов экономических направлений как результат сформированного правосознания / В.В. Неклюдова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 5. -С. 342-347.

7. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

8. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики / Т.М. Почтарь // дисс. ... канд. юрид. наук. - М.: 2000. - 207 с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1431 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. -Ы{р8://минобрнауки.рф/документы/924 (дата доступа 01.02.2018)

10. Распопин Е.В. Исследование морально-психологических качеств личности на примере правосознания // Прикладная юридическая психология, 2015. - № 4. - С. 138-144.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Плотникова Екатерина Евгеньевна

Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета (г. Борисоглебск);

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Лисина Екатерина Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Аннотация. Ключевым фактором в семейном воспитании детей выступает педагогическая культура родителей, которая представляет собой их уровень личностного образования (знания, умения, навыки) по вопросам воспитания и развития личности ребенка в современных социальных условиях. Формирование педагогической культуры является актуальной задачей как общества в целом, так и образовательных организаций. Уровень педагогической культуры находится в прямой зависимости от уровня образованности, богатства жизненного опыта семьи, общественной направленности личности, системы ценностей личности, индивидуальных особенностей родителей и тесно связан с их воспитательными целями и устремлениями. В статье анализируются цель, задачи, методы формирования и саморазвития педагогической культуры родителей на основе взаимодействия школы и семьи.

Ключевые слова: семья, родители, ребенок, взаимодействие, педагог, самообразование.

Annotation. The key factor in the family education of children is the pedagogical culture of parents, which represents their level of personal education (knowledge, skills, skills) on the upbringing and development of the child's personality in modern social conditions. Formation of pedagogical culture is an actual task for both society as a whole and for educational organizations. The level of pedagogical culture is directly dependent on the level of education, the wealth of life experience of the family, the public orientation of the individual, the system of personal values, individual characteristics of parents and is closely related to their educational goals and aspirations. The goal, tasks, methods of formation and self-development of parents' pedagogical culture on the basis of interaction between school and family are analyzed in the article.

Keywords: family, parents, child, interaction, teacher, self-education.

Введение. В условиях современного общества повышаются требования к полноценной реализации семьей ее воспитательных функций. Общество нуждается в педагогически грамотных родителях, способных к взаимодействию со школой для обеспечения социализации и развития личности. Со стороны общественных структур поддержка семьи пока достаточно слаба. Связь семьи со школой как ведущим институтом воспитания не вполне достаточна. В настоящее время отсутствует и система работы с родителями по формированию педагогической культуры. Поэтому ее формирование становится важнейшей задачей общества и школы.

Низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей влияет на характер взаимоотношений их с детьми: формализация и обеднение контактов, уменьшение совместных форм деятельности, дефицит теплоты в отношениях друг к другу и др. При этом у родителей проявляется потребительское отношение к школе. Это приводит к определенным проблемам семейного воспитания, которые выражаются в безответственном отношении к выполнению родительских обязанностей, слабой мотивации и безграмотности в организации семейного воспитания, самоустранении многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Формулировка цели статьи и задач. Проанализировать структуру и специфику формирования педагогической культуры родителей как основного компонента воспитательного потенциала семьи.

Изложение основного материала статьи. В педагогической энциклопедии, понятие «культура» определено как уровень развития общества, способностей и творческих сил человека. Уровень культуры выражается в деятельности, организации жизни и создаваемых людьми ценностей.

Г.П. Выжлецов рассматривает «культуру» как высшую степень облагороженности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений. Культура осваивается живущими людьми и передается ими по наследству последующим поколениям» [2].

В.Н. Сагатовский считает, что культура может анализироваться одновременно как процесс и результат человеческой деятельности. Посредством культуры люди реализуют ценности и жизненные смыслы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.