УДК 378
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА Челнокова Елена Александровна, кандидат педагогических наук (e-mail: [email protected]) Челноков Александр Сергеевич, магистрант (e-mail: [email protected]) Максимова Ксения Алексеевна, студент (e-mail: [email protected]) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: [email protected]) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail:[email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В настоящее время вопросы и проблемы осуществления правового воспитания молодёжи являются широко обсуждаемыми и нуждающимися в более детальном анализе и наиболее точной характеристике. Цель статьи - изучить теоретические основы и практические аспекты правового воспитания студентов. ключевыми направлениями и формами их, приемлемыми для вузов, выступают правовая агитация, правовая пропаганда, правовое просвещение, участие в обеспечении правопорядка. Авторы рассмотрели характеристику правового воспитания посредством анализа принципов: единства правового воспитания, своевременности воспитания, сочетания убеждения с принуждением. Правовое воспитание осуществляться во время беседы, «круглого стола», вечера вопросов и ответов, института правовых познаний, юридических олимпиад, викторин, диспутов на правовые темы, встреч с работниками суда и прокуратуры, при проведении собраний в группах с обсуждением поведения правонарушителей-студентов. Успешными в правовом воспитании являются учебные деловые игры, когда обучающиеся могут выступать в них в роли правозащитников, а также судей и присяжных. Правовое воспитание содействует увеличению роли обучающихся техникумов в студенческом самоуправлении. Правовое воспитание студентов техникумов является систематическим и поэтапным воспитательным воздействием на студентов техникума в области стимулирования правопослушного поведения, а также развития навыков защиты своих прав и свобод. Целью правового воспитания студентов техникумов является формирование правового сознания, осознанного восприятия правовых норм, правомерного поведения, то есть точного, строгого соблюдения студентами юридических предписаний и гражданской сознательности. Результатом правового воспитания является формирование у студентов техникумов важных для государства и общества личностных качеств, которые также способствуют качественному выполнению профессиональных задач.
Ключевые слова: правовое сознание, воспитание, студенты, педагог, самосознание молодежи, социальная активность, учебный процесс, гражданская сознательность.
В настоящее время вопросы и проблемы осуществления правового воспитания молодёжи являются широко обсуждаемыми и нуждающимися в более детальном анализе и наиболее точной характеристике.
Характеризуя правовое воспитание студентов техникумов, следует отметить, что ключевыми направлениями и формами их, приемлемыми для вузов, выступают: правовая агитация, то есть целенаправленное распространение актуальной правовой информации в переживаемый момент жизни образовательной организации при подготовке и проведении каких-то акций и мероприятий; правовая пропаганда; правовое просвещение; участие в обеспечении правопорядка - переход от слов к действиям, убеждение на опыте [1].
Следует отметить, что правовое воспитание является приоритетной задачей государства, следовательно, необходимо провести некоторую характеристику нормативно-правовой базы в рамках данной проблемы. Таким образом, нормативно-правовая база, действующая на территории РФ, в значительной мере характеризует процесс правового воспитания [2].
Следует также провести характеристику правового воспитания посредством анализа принципов, на основе которых оно осуществляется.
Принцип единства правового воспитания исходит из того, что основы и общепризнанные нормы морали имеют единый характер, обхватывают все аспекты публичной жизни и регулируют деятельность граждан, их ценностное отношение к обществу в целом. На этих нравственных нормах основываются общепризнанные нормы права и правоотношения. То есть в основе правового воспитания лежит мысль о том, что нормы морали и нравственности имеют первоочередной характер.
Принцип своевременности воспитания предусматривает юридическую трактовку принятых нормативно правовых актов, а также проведение мероприятий по целенаправленной правовой воспитательной работе там, где были, где обнаружены случаи нарушений дисциплины или же правовые нарушения. То есть данный принцип раскрывает необходимость повышения юридической грамотности, а также выявления и пресечения нарушений, установленных в образовательной организации правил.
Сущность принципа сочетания убеждения с принуждением содержится в том, что в правовой воспитательной работе не считая средств убеждений, часто используются средства принуждения (к примеру, непосредственные наказания обучающихся в образовательной организации). Это вынуждает невоспитанного обучающегося вести себя в рамках общепризнанных морально правовых норм поведения. Но всё же следует отметить, что преобладающим средством правового воспитания должно быть убеждение [3].
Успешное осуществление правового воспитания требует от педагога самому придерживаться общепризнанных правовых норм и правил поведения, ведь слова бессильны, когда они не оправдываются примером самого воспитателя.
Правовое воспитание может также осуществляться во внеаудиторное время (беседы, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, институты правовых познаний, юридические олимпиады, викторины, диспуты на правовые темы, встречи с работниками суда и прокуратуры, проведение собраний в группах с обсуждением поведения правонарушителей-студентов).
Успешными в правовом воспитании являются учебные деловые игры, когда обучающиеся могут выступать в них в роли правозащитников, а также судей и присяжных.
Правовое воспитание содействует увеличению роли обучающихся техникумов в студенческом самоуправлении. Также реализуются права студентов в распоряжении делами техникумов в ходе практической работы. В данной связи главное - это сделать правовую базу самоуправления обучающихся [4]. То есть администрация техникума должна содействовать студентам, предоставлять по их желанию требуемую для принятия решений информацию, а также здания для проведения различных правовых мероприятий, оборудование и материальные средства в установленные сроки. Коллективы обучающихся должны иметь право приостанавливать выполнение решений администрации, которые нарушают права студентов техникума. То есть осуществление педагогом правового воспитания даёт студентам огромную пользу - они могут использовать свои знания в области юриспруденции для защиты собственных прав [5].
Проблемы формирования и развития у студентов техникумов национального и патриотического самосознания, социальной активности, уважения к основным правам и свободам человека, которые представляют собой основополагающий гарант свободы личности, любви к семье, собственной Родине - являются основополагающими проблемами современного правового воспитания студентов техникумов [6].
Так, такая проблема как формирование правового сознания у студентов техникумов представляет собой комплексный и трудный процесс, который требует от педагогов творческого подхода, а также желания и готовности к данной деятельности и навыков её осуществления. Правовое воспитание студентов техникумов является систематическим и поэтапным воспитательным воздействием на студентов техникума в области стимулирования правопослушного поведения, а также развития навыков защиты своих прав и свобод.
Для того, чтобы оптимально разрешать возникающие проблемы, нужно создать в техникуме такую воспитательную систему, которая бы непосредственно влияла бы на студентов техникума на протяжении всего периода их обучения.
Также следует обязательно отметить, что основополагающим нормативно-правовым актом федерального уровня в рамках разбираемой темы является Конституция РФ, которая гарантирует всем гражданам РФ около шестидесяти прав и свобод. Проблемы, которые разрешает администрация техникума, должны разрешаться в соответствии с данным нормативно правовым актом, то есть действия коллектива техникума не должны ему противоречить.
В сфере правового воспитания выработалась собственная методическая система, которая даёт возможность разрешать ключевые проблемы правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи для наиболее оптимального и эффективного разрешения перечисленных проблем правового воспитания студентов техникумов, необходимо выделить методические приёмы, которые наиболее подходят для решения этой задачи.
В свою очередь, метод обучения - есть метод организации упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, то есть учебно-воспитательной деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в рамках учебного процесса.
Педагог, применяя в своей непосредственной педагогической деятельности методы обучения, осуществляет определённый перечень действий, который ориентирован на выполнение различных педагогических задач.
Таким образом, для эффективного осуществления педагогами правового воспитания студентов техникумов могут применяться различные средства и методы, в частности, методические приёмы.
Значит правовое воспитание студентов техникумов - это комплексная работа, осуществляемая образовательной организацией и, в первую очередь, педагогами. Правовое воспитание необходимо, потому что оно стимулирует к правопослушности и непосредственным образом взаимосвязано с обеспечением законности и развитием правового государствах [7]. Правовое воспитание осуществляется при помощи различных методов и средств, к примеру, осуществлению правового воспитания способствует проведение учебных деловых игр, различных акций и мероприятий. Правовое воспитание студентов техникумов основывается на различных принципах педагогической теории и осуществляется на основе профессионализма педагогов.
Результатом правового воспитания является формирование у студентов техникумов важных для государства и общества личностных качеств, которые также способствуют качественному выполнению профессиональных задач.
Таким образом, проведя анализ понятия и сущности правового воспитания студентов техникумов, выделив и оценив роль педагога в правовом воспитании, проведя подробную характеристику процесса правового воспитания, были обозначены современные проблемы и разработаны методические приёмы правового воспитания студентов техникумов.
Список литературы
1. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 1.
2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.
3. Ярыгин О.Н. Роль компетентностного подхода в образовательной системе и развитии общества в целом //Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2011. № 3. С. 75-78.
4. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.
5. Ваганова О.И., Седых Д.В., Пирогова А.А. Правовые основы электронного обучения в вузе //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 5659.
6. Седова А.С., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Возможности технологии развития критического мышления студентов вуза у будущих правоведов//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 160-164.
7. Аничкин Е. С., Коваленко К. Е. Развитие правового регулирования высшего образования России в постсоветский период//Алтайский юридический вестник. 2016. № 4 (16). С. 7-11.
Chelnokova Elena Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences
(e-mail: [email protected])
Chelnokov Alexander Sergeevich, undergraduate
(e-mail: [email protected])
Maksimova Ksenia Alekseevna, student
(e-mail: [email protected])
Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate
(e-mail: [email protected])
Barabina Irina Evgenievna, undergraduate
(e-mail: [email protected])
Nizhny Novgorod State Pedagogical
University named after K. Minina, Nizhny Novgorod, Russia LEGAL EDUCATION OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL Abstrakt. Currently, the issues and problems of implementing legal education of youth are widely discussed and need a more detailed analysis and the most accurate description. The purpose of the article is to study the theoretical foundations and practical aspects of the legal education of students. the key areas and forms of them that are acceptable for universities are legal agitation, legal propaganda, legal education, and participation in ensuring the rule of law. The authors examined the characteristic of legal education by analyzing the principles: the unity of legal education, the timeliness of education, the combination of persuasion and coercion. Legal education is carried out during a conversation, a round table, an evening of questions and answers, the institute of legal knowledge, legal Olympiads, quizzes, disputes on legal topics, meetings with employees of the court and the prosecutor's office, during meetings in groups with judging the behavior of student offenders. Successful in legal education are educational business games, when students can act in them in the role of human rights defenders, as well as judges and adjourned.
Keywords: legal consciousness, upbringing, students, teacher, youth self-consciousness, social activity, educational process, civil consciousness.