Педагогика Социология
УДК 376
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Лапшина Ирина Александровна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
Уровень подготовки обучающихся высших образовательных учреждений требует объективной оценки на высоком уровне, а поскольку модернизация образовательного пространства процесс сложный и длительный - высшее учебное заведение должно постоянно изыскивать новые средства, методы и технологии оценки результатов образовательной деятельности. В статье раскрывается характеристика контрольно-оценочной, деятельности и ее функций. Контрольно-оценочная деятельность - это один из главных и неотъемлемых элементов профессиональной деятельности педагога. контрольно-оценочная деятельность педагога образовательной организации высшего образования представляет собой неотъемлемый компонент целостного процесса образования, ключевой целью которого является возможность проводить контроль, анализ и оценку качества освоения обучающимися конкретных образовательных дисциплин, модулей, прохождения практик и выполнения разного рода видов учебной и исследовательской работы.
Ключевые слова: контрольно-оценочная деятельность педагога, высшее образование, профессиональное образование, контроль, оценка, профессионально-педагогическая компетентность
На сегодняшний день в системе высшего образования происходят глобальные изменения, которые стали следствием, во-первых, серьезных социально-экономических преобразований в обществе, во-вторых интеграционных процессов, произошедших в европейском образовательном пространстве. В данных условиях вопрос качества образования не только не потерял своей актуальности, но и приобрел новые грани. Уровень подготовки обучающихся высших образовательных учреждений требует объективной оценки на высоком уровне, а поскольку модернизация образовательного пространства процесс сложный и длительный - высшее учебное заведение должно постоянно изыскивать новые средства, методы и технологии оценки результатов образовательной деятельности.
Сколько бы изменений не происходило в сфере высшего образования, контрольно-оценочная деятельность - это один из главных и неотъемлемых элементов профессиональной деятельности педагога.
Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей в рамках современной системы высшего образования требует постоянного совершенствования. Педагогу необходимо уметь грамотно формулировать цели изучения той или иной дисциплины, учитывая принцип их достижимости, выбирать адекватные методы контроля, давать объективную оценку результативности учебного процесса и в соответствии с этим выбирать пути его совершенствования, уметь строить взаимодействие с обучающимися на новом уровне, основываясь на паритетности и диалогичности, использовать такие методы обучения и контроля, которые могут максимально развить у студентов мотивацию к изучению дисциплин. Так, педагогу необходимо разработать и внедрить в собственную деятельность оценочные средства, которые позволят оценить как уровень знаний и умений обучающихся, так и уровень приобретенных ими компетенций.
Многие российские педагоги и исследователи раскрывали в своих работах компетентностный подход к контрольно-оценочной деятельности. Среди них можно выделить И.А. Зимнюю, А.К. Крупченко, И.А. Новикова,
A.В. Хуторского. Несмотря на обширные и многогранные исследования в данной области, все же остаются вопросы, связанные с изучением проблемы контроля учебной деятельности в сегодняшний высших учебных заведениях, которые требуют доработок. Среди таких вопросов мы выделяем нужду в перестраивании технологических и методических аспектов контрольно-оценочной деятельности педагогов в соответствии с компетентно-стным подходом. В таком случае преподаватель должен обладать оценочной компетентностью, которая проявляется в его готовности к постоянному совершенствованию собственных знаний, обновлению собственных компетенций и постоянному развитию профессиональных качеств.
Н.В. Селезнев говорит, что основная характерная черта контрольно-оценочной деятельности преподавателя - двусторонний характер, заключающийся в том, что оценочная деятельность имеет место как у преподавателя, так и у обучающихся. Так, контрольно-оценочная деятельность преподавателя и обучающихся в их взаимодействии представляет собой необходимую составную часть абсолютно всех этапов образовательного и воспитательного процесса, а не только заключительный его этап. Результат контрольно-оценочной деятельности педагога проявляется в культуре оценки обучающихся, которая направлена на то, чтобы правильно определить необходимые для присвоения ценностей результаты [1].
Имеется при этом иной взгляд на определение понятия оценочной деятельности педагогического работника. Также, как и Н. В. Селезнев,
B.И. Жернов и И.С. Ломакина говорят о том, что характерная черта контрольно-оценочной деятельности - характер ее двусторонности. Результатом контрольно-оценочной деятельности преподавателя в таком случае оценивание своей деятельности обучающимися.
Также, как и Н.В. Селезнев, Г.Ю. Ксензова в своем исследовании применяет также термин контрольно-оценочной деятельности педагога. Она
говорит о том, что особая функция контрольно-оценочной деятельности преподавателя является регулятивной. Также академик обращает свое внимание на наличие тесной связи между контрольно-оценочной деятельности преподавателя и используемой им технологии обучения.
В исследованиях Н.Г. Бурковой, О.А. Граничиной, О.Е. Пермякова, Ю.А. Шихова выделены ключевые функции контрольно-оценочной деятельности педагога, которые необходимы для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса:
- предназначение функции управления состоит в принятии управленческих решений, учитывая при этом все поступающие данные о проблемах реализации поставленных целей;
- назначение мотивационно-ценностной функции состоит в том, чтобы мотивировать стороны образовательного процесса и дать им понять ценность их образовательной деятельности;
- предназначение информационно-аналитической функции состоит и своевременном анализе и оценке нынешнего состояния результативности обучения, в доведении полученных педагогических данных до всех заинтересованных в них субъектов;
- предназначение планово-прогностической функции состоит в выявлении разного рода тенденций своевременного развития системы контрольно-оценочной деятельности педагога и научно-обоснованной разработке планов и программ повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности;
- функция диагностики дает возможность определения степени соотношения достигнутых педагогом и обучающимися результатов образования с обязательными требованиями образовательных стандартов и образовательных программ;
- организационно-исполнительская функция заключается в разработке наиболее эффективных моделей контрольно-оценочной деятельности, которые будут соответствовать поставленным педагогическим целям;
- функция рефлексии нужна для того, чтобы повысить качество образования при помощи что определения каждым участником процесса образования своего дальнейшего плана для достижения поставленных целей посредством оценке достигнутого на данный момент уровня.
В ФГОС ВО предусматриваются компетенции как профессионального, так и общекультурного характера. Они являются ключевым факторов при оценивании образовательных результатов педагогическим работников. Упомянутые компетенции представляют собой способность применения ЗУМ студентами, а также внутренних качеств личности, а их правильное оценивание говорит о профессионализме преподавателя.
Ключевыми задачами контрольно-оценочной деятельности педагога являются:
- определить то, насколько качественно студенты освоили материал, смогли ли они на необходимом уровне овладеть компетенциями, которые
предусмотрены учебной программой, используемой на конкретной дисциплине;
- обучить студентов осуществлять контроль за своей деятельностью и деятельностью друг друга взаимным образом
- сформировать у них потребность в использовании методов такого контроля, что позволяет воспитать в них ответственность, дисциплину высокого уровня и инициативность.
Если поставленные выше задачи контрольно-оценочной деятельности педагога находят свою успешную реализацию, то можно вполне говорить о таких функциях контроля, как функция контроля, функция обучения и образования, функция диагностики, функция прогноза, функция развития, функция ориентации и направления и функция воспитания.
Использование преподавателем методов контрольно-оценочной деятельности очень важно для образовательного процесса, в частности, использование контроля должно осуществляться в разной степени и разных сочетаниях с другими способами, которые могут поспособствовать повышению эффективности процесса образования [2].
Можно выделить следующие виды контрольно-оценочной деятельности:
- предварительная контрольно-оценочной деятельности то есть входной контроль;
- текущая контрольно-оценочной деятельности, осуществляющаяся на каждом занятии;
- итоговая контрольно-оценочной деятельности, то есть тематическая контрольная деятельность по разделам, когда заканчивается учебная дисциплина.
Контроль преподавателем успеваемости студентов напрямую связан с такими понятиями как оценка и отметка, которые являются разными по своему значению [3].
Так, контрольно-оценочная деятельность педагога образовательной организации высшего образования представляет собой неотъемлемый компонент целостного процесса образования, ключевой целью которого является возможность проводить контроль, анализ и оценку качества освоения обучающимися конкретных образовательных дисциплин, модулей, прохождения практик и выполнения разного рода видов учебной и исследовательской работы.
Список литературы
1. Алексеева О.В., Арасланова Анастасия Александровна Организация контрольно-оценочной деятельности при подготовке бакалавров педагогики // СИСП. 2017. №4.
2. Дегальцева, В. А. Индивидуальная оценочная система преподавателя в структуре диагностики качества образовательного процесса в вузе // 5 Вестник Университета Российской академии образования. Университет РАО (Москва). - 2015. - № 3 (76). - С. 2326.
3. Исаева, Т. Е. Оценочная компетенция вузовского преподавателя: содержание и смысл [Текст] / Т. Е. Исаева // Высшее образование в России. - 2014.- № 10. - С.106-112.
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate
(e-mail: [email protected]), Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
TEACHER'S CONTROL AND EVALUATION ACTIVITIES
The level of training of students of higher educational institutions requires an objective assessment at a high level, and since the modernization of the educational space is a complex and lengthy process, the higher educational institution must constantly seek new tools, methods and technologies for assessing the results of educational activities. The article reveals the characteristic of control and evaluation, activities and its functions. Control and evaluation activity is one of the main and integral elements of the teacher's professional activity. The control and evaluation activity of a teacher of an educational institution of higher education is an integral component of the holistic process of education, the key purpose of which is the ability to control, analyze and evaluate the quality of students mastering specific educational disciplines, modules, internships and performing various types of educational and research work.
Keywords: teacher's control and evaluation activities, higher education, professional education, control, assessment, professional and pedagogical competence
УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Колдина Маргарита Игоревна, к.пед.н.
(e-mail: [email protected]) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина
Осуществление правового воспитания студентов вуза на современном этапе является одной из приоритетных задач государства. Правовое воспитание играет огромную роль, ведь стимулирование правопослушного поведения направлено, в первую очередь, на обеспечение законности и развитие Российской Федерации как правового государства. Знание преподавателем отличительных основ и специфики правового воспитания, даёт ему возможность подбирать содержание, эффективные формы и способы проведения мероприятий, сосредоточенных на формирование правовой культуры студентов. Роль педагога при осуществлении правового воспитания студентов вуза очень значительна. Осуществление педагогом организации и управления педагогом учебным процессом при использовании диалога реализует также собственные личностные позиции педагога и студентов. Правовое воспитание может также осуществляться во внеаудиторное время (беседы, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, институты правовых познаний, юридические олимпиады, викторины, диспуты на правовые темы, встречи с работниками суда и прокуратуры,