Научная статья на тему 'Творчество в профессиональной деятельности педагога'

Творчество в профессиональной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / TEACHER / STUDENTS / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Лапшина Ирина Александровна, Максимова Ксения Алексеевна, Барабина Ирина Евгеньевна

В данной статье рассматривается место творчества в рамках профессиональной деятельности педагогов. Творчество понимается способность ставить и выдвигать оригинальные, нестандартные идеи, применять различные стратегии в решении проблем, готовность развивать возникшие идеи. В статье дано понятие творческой деятельности; выделены основные сферы творческой деятельности преподавателя, такие как коммуникативное творчесвто, творческое самовоспитание, методическое творчество. Сама творческая деятельность является эмоциональным, мотивационным компонентами личности педагога. Благодаря творческому подходу педагога совершенствует, учит и развивает не только личность обучающихся, но также и свою. Рассмотрены механизмы, с помощью которых педагогическое творчество может способствовать более высокому уровню мотивации обучающихся, например, нестандартный подход педагога может способствовать созданию в классе новой рабочей атмосферы. Также определены условия для развития творчества педагога. В результате исследования было выявлено, что именно личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает само творческое начало личности современного педагога. От него зависит успех многих важных педагогических процессов, происходящих в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Лапшина Ирина Александровна, Максимова Ксения Алексеевна, Барабина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

This article discusses the place of creativity in the framework of the professional activities of teachers. Creativity is understood as the ability to put and put forward original, non-standard ideas, apply various strategies in solving problems, and readiness to develop the ideas that have arisen. The article gives the concept of creative activity; The main areas of the teacher’s creative activity are highlighted, such as communicative creativity, creative self-education, methodological creativity. Creative activity itself is an emotional, motivational component of a teacher’s personality. Thanks to the creative approach of the teacher, he improves, teaches and develops not only the personality of students, but also his own. The mechanisms by which pedagogical creativity can contribute to a higher level of motivation of students are considered, for example, the teacher’s innovative approach can help create a new working atmosphere in the classroom. The conditions for the development of the teacher’s creativity are also defined. As a result of the study, it was revealed that it is the personal-creative component of the pedagogical culture that reflects the very creative principle of the personality of the modern teacher. The success of many important pedagogical processes taking place in the educational system depends on it.

Текст научной работы на тему «Творчество в профессиональной деятельности педагога»

Abstract. This article discusses the current problems of forming the image of Nizhny Novgorod in terms of cultural heritage and cultural events. The purpose of the research is to study the specifics of forming the image of Nizhny Novgorod. The article analyzes in detail the main cultural aspects that the Nizhny Novgorod region uses for its promotion and image formation. Keywords: culture, image formation, Nizhny Novgorod

УДК 338

ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Булаева Марина Николаевна, к.пед.н. (e-mail: bulaevamarina@mail.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.пед.н. (e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru) Максимова Ксения Алексеевна, студент

(e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант (e-mail: barabinaie@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье рассматривается место творчества в рамках профессиональной деятельности педагогов. Творчество понимается способность ставить и выдвигать оригинальные, нестандартные идеи, применять различные стратегии в решении проблем, готовность развивать возникшие идеи. В статье дано понятие творческой деятельности; выделены основные сферы творческой деятельности преподавателя, такие как коммуникативное творчесвто, творческое самовоспитание, методическое творчество. Сама творческая деятельность является эмоциональным, мотивационным компонентами личности педагога. Благодаря творческому подходу педагога совершенствует, учит и развивает не только личность обучающихся, но также и свою. Рассмотрены механизмы, с помощью которых педагогическое творчество может способствовать более высокому уровню мотивации обучающихся, например, нестандартный подход педагога может способствовать созданию в классе новой рабочей атмосферы. Также определены условия для развития творчества педагога. В результате исследования было выявлено, что именно личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает само творческое начало личности современного педагога. От него зависит успех многих важных педагогических процессов, происходящих в системе образования.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, педагог, обучающиеся, профессиональная деятельность, педагогическая компетентность.

Среди разных характеристик, которые называются необходимыми составляющими профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к обучению. Такой подход не просто помогает в работе и является процессом постоянного совершенствования, но и способствует повышению ее результатов.

Каждый педагог в нашей стране должен обратить внимание на поднятый вопрос, потому что именно от самих педагогов во многом зависит дальнейшая жизнь их учеников. Личностно-творческий компонент деятельности входит в педагогическую культуру. В данной культуре в наибольшем виде отразились способы творческой педагогической деятельности.

Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и обучающихся. Перед педагогом не редко встают задачи, при решении которых ключевым инструментом в его работе будет выступать использование творческого подхода. Его можно применять как уже в известных ситуациях, так и данный подход позволяет найти совершенно новое и блестящее решение в неизвестных вопросах. Но под словом творчество понимается не только решение каких-либо педагогических проблем.

Вопросом творческого начала в педагогической практике в разное время занимались такие педагоги, как: А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский, Коджаспи-рова Г.М. и др.

Ушинский К.Д. в своих трудах «Лекции о камеральном образовании», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» относил педагогику к искусству воспитания [5]. Он считал, что искусство и искусство воспитания связаны своей духовной и гуманистической направленностью, которая была направлена в первую очередь на преобразование личности обучающихся. Единственное, что отличало искусство от искусства воспитания, по мнению Ушинского, была направленность искусства на «вторую природу», т.е. на воссоздание образов, а искусство воспитание носило первоначальный характер, т.е. педагог работал с живой личностью, с ее началами, развивал человеческие отношения. Именно поэтому искусство воспитания К.Д. Ушинский считал высшей формой творчества.

Сухомлинский В. А. отмечал, что образовательный процесс в учебных заведениях обязательно должен строиться на науке, педагогическом мастерстве и искусстве.

Коджаспирова Г.М. выделяет такие критерии педагогического творчества, как [4]:

- способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

- способность рассуждать и действовать по ситуации, зачастую на основе интуиции;

- разработка новых методов, средств, форм и приемов организации учебно-воспитательного процесса;

- способность к рефлексии, к оценке собственных действий и результатов своей деятельности;

- наличие неповторимого стиля педагогической деятельности, основанного на личностных и профессиональны качествах педагога;

- способность и готовность применять новый передовой педагогический опыт на практике;

- умение организовать теоретические знания в практической деятельности;

- способность ориентироваться в «веере вариантов».

В 1980-1990-х годах различные педагоги начали активную разработку творческого компонента в рамках осуществления ими педагогической деятельности [2]. Подходы к реализации творческого компонента были различны и индивидуальны. Хуторской А.В. выделил следующие подходы его реализации:

- методологический подход (данный подход основывается главным образом на переходе от традиционных методов и форм обучения к метапред-метным);

- философский подход (опирается на творчество обучающихся, которое имеет мировоззренческую гуманистическую направленность);

- ускоренный подход (такой подход в меньшей степени затрагивает сам процесс творчества, а упор делает на ускорение образовательных процессов);

- личностно-гуманистический подход (когда для преподавателя важно, что обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету»; данный подход применялся Ш. А. Амонашвили);

- ремесленный подход (такой подход, который предполагает перенятие обучающимися знаний и умений преподавателя);

- коммуникационный подход (данный подход предполагает активизацию творческой деятельность обучающихся посредством их непосредственной мотивации; такой подход в своей практике использовал И.П. Иванов);

- углубленно-смысловой подход (ориентация происходит на проблемные ситуации, т.е. используется проблемный поход к обучению).

При написании данной статьи были применены следующие методы исследования: анализ соответствующей литературы; синтез полученной информации; конкретизация; систематизация.

Сама творческая деятельность является эмоциональным, мотивацион-ным компонентами личности педагога. Благодаря творческому подходу педагога совершенствует, учит и развивает не только личность обучающихся, но также и свою. Такой подход для педагога помогает ему не только передавать свои знания обучающимся, но и позволяет заинтересовать студента в своем предмете, создать мотивацию, что способствует достижению блестящих результатов [1].

В теории и практике обучения принято выделять три основные сферы творческой деятельности преподавателя:

- коммуникативное творчество - данный тип творческой деятельности педагога связан с умением коммуницировать с обучающимися, с другими преподавателями, с управлением учебного заведения;

- творческое самовоспитание - способность воспринимать свою личность как творческую индивидуальность, определять свои личностные и профессиональные умения и качества, выявлять необходимость в дополнительном обучении или повышении квалификации;

- методическое творчество - данное творчество связано с анализом имеющегося педагогического опыта, с умением решать проблемные ситуации посредством применения различных технологий, со способностью применять теоретические знания на практике, моделировать и конструировать содержание образовательного процесса и т.д.

Существуют различные механизмы, с помощью которых педагогическое творчество может способствовать более высокому уровню мотивации обучающихся. Например, нестандартный подход педагога может способствовать созданию в классе новой рабочей атмосферы, которая будет питать интерес и волнение обучающихся при изучении предмета. Такие педагоги также могут привести к тому, что обучающиеся станут более самостоятельные и решительные в своем собственном учебном процессе.

Для развития творчества педагога необходимо наличие следующих условий:

- достаточный педагогический опыт;

- стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;

- гибкость и мобильность мышления педагога, умение видеть проблемы и способность их решать;

- уровень педагогической компетентности.

Простое воздействие педагога на студентов указывает на то, что его творчество может выступать в качестве мотивации, повышая интерес обучающихся к разнообразию и новизне материала. В обобщенном виде под словом творчество понимается способность ставить и выдвигать оригинальные, нестандартные идеи, применять различные стратегии в решении проблем, готовность развивать возникшие идеи. От профессиональной компетентности преподавателя, от его педагогического мастерства, готовности к инновациям зависит эффективность системы образования [3].

В связи с этим особое значение сегодня предполагает именно организация творческой деятельности, поскольку она оказывает существенное влияние на личностное и профессиональное становление и является фактором саморазвития, самосовершенствования педагогических навыков, продления профессиональной трудовой жизни, преодоление застоя учителя, повышение его удовлетворенности работой и т. д. В наши дни мы можем наблюдать достаточно большое увеличение творчески работающих педагогов. Эти люди обычно обладают высокой культурой, индивидуаль-

ным стилем работы, который содержит разнообразные педагогические технологии, что в конечном счете помогает добиться высоких результатов в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Именно личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает само творческое начало личности современного педагога. От него зависит успех многих важных педагогических процессов, происходящих в системе образования. Становится очевидным, что способность педагога творчески мыслить - это решающий фактор изменения образовательного процесса.

Список литературы

1. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

2. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Максимова К.А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 11-14.

3. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

4. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) // Г.М. Код-жаспирова, А.Ю. Коджаспиров // Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2005. - 448 с.

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Журнал для воспитания. - 1857. - Т.1

Bulaeva Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of pedagogical sciences Lapshina Irina Aleksandrovna, undergraduate Maksimova Ksenia Alekseevna, student Barabina Irina Evgenievna, undergraduate

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia CREATIVITY IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER

Abstract. This article discusses the place of creativity in the framework of the professional activities of teachers. Creativity is understood as the ability to put and put forward original, non-standard ideas, apply various strategies in solving problems, and readiness to develop the ideas that have arisen. The article gives the concept of creative activity; The main areas of the teacher's creative activity are highlighted, such as communicative creativity, creative self-education, methodological creativity. Creative activity itself is an emotional, motivational component of a teacher's personality. Thanks to the creative approach of the teacher, he improves, teaches and develops not only the personality of students, but also his own. The mechanisms by which pedagogical creativity can contribute to a higher level of motivation of students are considered, for example, the teacher's innovative approach can help create a new working atmosphere in the classroom. The conditions for the development of the teacher's creativity are also defined. As a result of the study, it was revealed that it is the personal-creative component of the pedagogical culture that reflects the very creative principle of the personality of the modern teacher. The success of many important pedagogical processes taking place in the educational system depends on it.

Keywords: creativity, creative activity, teacher, students, professional activity, pedagogical competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.