SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
^ LAW SCIENCES ^
Научная статья УДК 342.95
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-193-197 NIION: 2007-0083-4/22-197 MOSURED: 77/27-005-2022-04-396
Современные проблемы правового регулирования разрешительной системы в области обеспечения безопасности дорожного движения
Игорь Васильевич Шестопалов
Академия управления МВД России, Москва, Россия, ishestopalov@mvd.ru
Аннотация. На сегодняшний день в реализации разрешительной системы в области безопасности дорожного движения возникают проблемы правового регулирования. Автором предложены пути их решения: устранение пробелов в законодательстве, привлечение к обеспечению безопасности дорожного движения институтов гражданского общества, увеличение финансирования со стороны органов местного самоуправления, разработка критериев оценивания деятельности ГИБДД, а также единого риск-ориентированного подхода и т. д.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, транспортное средство, дорожно-транспортное происшествие, разрешительная система
Для цитирования: Шестопалов И. В. Современные проблемы правового регулирования разрешительной системы в области обеспечения безопасности дорожного движения // Криминологический журнал. 2022. N° 4. С. 193-197. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-193-197.
Original article
Modern problems of legal regulation of the licensing system in the field of road safety
Igor V. Shestopalov
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, ishestopalov@mvd.ru
Abstract. To date, problems of legal regulation arise in the implementation of the licensing system in the field of road safety. The author suggests ways to solve them: eliminating gaps in legislation, involving civil society institutions in ensuring road safety, increasing funding from local governments, developing criteria for evaluating the activities of the traffic police, as well as a single risk-based approach etc. Keywords: road safety, vehicle, traffic accident, permit system
For citation: Shestopalov I. V. Modern problems of legal regulation of the licensing system in the field of road safety. Criminological Journal. 2022;(4):193-197. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-193-197.
На сегодняшний день перед законодателем стоит задача по снижению количества смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) как в России, так и в мировой практике. В свою очередь Генеральная Ассамблея ООН поставила ориентир, направленный на развитие системы здравоохранения, для стран-участников: снижение количества травм и погибших лиц на дорогах ровно наполовину к 2020 г. Российская Федерация в свою очередь реализует данное направление развития правового регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения, что воплощено в социально-экономических мерах [6, с. 3-4].
Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России в 2021 г. наблюдается снижение показателей ДТП на 133 тыс. (3 %), в то же время количество погибших лиц умень-
© Шестопалов И. В., 2022
шилось почти на 15 тыс. (5,8 %). Что свидетельствует о положительной динамике и реализации проекта федерального уровня «Безопасность дорожного движения». Оценка рисков равна: транспортного — 2,5 и социального — 10. Наблюдается понижение уровня общественно-опасных последствий происшествий на дорогах. Чаще всего результатом аварий является столкновение автомобилей и других транспортных средств (далее — ТС), съезд с дороги, наезд на пешеходов и др., что обусловлено ростом количества лиц, погибших в результате происшествий. Увеличивается количество ДТП, совершенных лицами, управлявшими каршеринговыми ТС, средствами индивидуального мобильного перемещения при наличии электродвигателя. Растет количество ДТП с участием подростков, возраст которых меньше 16 лет [10].
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Итак, почему в современных условиях не происходит значительного снижения показателей смертности в ДТП и что является их причиной? Безусловно, на сегодняшний день лица, осуществляющие контроль-надзорные функции не всегда правильно применяют нормативные правовые акты в своей деятельности. Например, возникает много вопросов по передаче полномочий в сфере технического надзора аккредитованным организациям, принадлежащим к Российскому союзу автостраховщиков. В момент реализации данной реформы не было предложено ни теоретического, ни практического обоснования необходимости данных изменений [5, с. 285].
П. В. Молчанов отмечает, что если вести речь о разрешительной системе ГИБДД, то важным является момент выделения такого объекта правоотношений как транспортные средства, рассматривая их как источник повышенной опасности. Безопасность использования которых зависит напрямую от выдачи специального разрешения [9, с. 146-147].
Для безошибочного проведения реформ в сфере безопасности дорожного движения, необходимо при решении вопросов о внедрении отдельных законодательных новелл активно использовать не только органы государственной власти, но и учитывать общественное мнение в рамках законодательной инициативы. Российская Федерация, активно внедряя международный опыт, создает правовые основы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Так, к системе нормативного регулирования разрешительной системы в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся: международные договоры стран, составляющих право Евразийского экономического союза, Конституция РФ [7], Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [12], Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [13], Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [14], Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [15], Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [16], Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном
органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [18], постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» [19] и др.
В рамках развития проектов стратегических инициатив в России принята и реализована Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 гг. [20]. Данный документ направлен на реализацию политики по уменьшению смертности на дорогах — стремление к так называемому «нулевому» порогу до периода 2030 г. В связи с чем актуальными являются следующие направления деятельности государства: законодательная разработка новых форм, также методов в сфере безопасности дорожного движения, взаимодействие органов государственной власти и общественных институтов гражданского общества, внедрение в российское законодательство практического опыта зарубежных стран, научная разработка новых направлений в данной сфере посредством создания концепции развития обеспечения безопасности дорожного движения.
Следует отметить, что для современной административной деятельности подразделений ГИБДД важно выделить установление четких обязательных нормативов в сфере реализации государственного и муниципального контроля (надзора) [6, с. 4]. В связи с чем представляется интересной позиция М. Ю. Виноградова о совершенствовании механизмов управления органов местного самоуправления в сфере безопасности дорожного движения. На локальном уровне важно реализовать финансирование деятельности по безопасности дорожного движения [3, с. 142].
Сложность процесса правоприменения обусловлена противоречивостью, разобщенностью современных норм права, не определены четкие критерии разграничения функций и ответственности субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, отсутствует нормативное регулирование в сфере отдельных направлений по обеспечению безопасности дорожного движения.
Также существуют отдельные недостатки организационно-управленческой деятельности подразделений ГИБДД с органами исполнительной власти, несовершенство современного законодательства ведут к трудностям в данной сфере деятельности, в связи с чем не эффективно применяются управленческие методы в правоохранительной деятельности, что влечет повышение показателей смертности и травматизма на дорогах [6, с. 3-4].
И. Н. Калюжный дает определение организационно-правовым основам безопасности дорожного
jjiiL.
-^pr-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
движения, понимая под ними систему взглядов и норм права, которые формируют основные направления деятельности субъектов безопасности дорожного движения при межотраслевом взаимодействии, реализующих защиту от угроз различного характера участников дорожного движения, а также сокращение количества ДТП [6, с. 11-12].
В. И. Майоров обращает внимание на сложности законодательного регулирования и недостаточность проведения мероприятий по управлению рисками, на что было ранее обращено внимание ГИБДД МВД России при разработке Плана реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 гг. [11, с. 86]. Следует отметить, отсутствие исследований в сфере определения единообразного подхода к понятию и видам рисков в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В свою очередь Правительство Российской Федерации приняло Перечень видов государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода, где необходимо отдельно выделить такой вид как федеральный государственный надзор в данной сфере.
Исследователи считают, что в современной юриспруденции разновидность правовых рисков полностью пропорционально соотносится с видами отраслей права, учитывая при этом риск-образующие условия в определенной сфере регулирования. Однако, данный подход не совсем применим в процессе разработки мер, связанных с сокращением рисков по обеспечению безопасности дорожного движения. Законодатель, реализуя риск-ориентированный подход управленческой деятельности в обозначенной сфере при создании нормативного правового акта, должен учитывать: проведение действий по выявлению риск-образующих условий, проведение анализа сложных ситуаций, проблемы при устранении и минимизации рисков, разработку новой методики классификации [4, с. 83-84, 87].
Особого внимания заслуживает деятельность общественных институтов, таких как: внештатные сотрудники органов внутренних дел, добровольные народные дружины, общественные объединения с активной гражданской и законодательной инициативой. Однако в связи с разработкой и принятием Федерального закона «Об общественных объединениях» [17] и дальнейшим изменением Правил дорожного движения, данные субъекты обеспечения безопасности дорожного движения прекратили полномочия по взаимодействию с подразделениями ГИБДД. На уровне органов местного самоуправления в отдель-
ных субъектах РФ продолжает действовать такой механизм взаимодействия, который урегулирован локальными актами, что является положительной тенденцией [2, с. 489].
В. И. Майоров и В. В. Денисенко выявили отдельные проблемы правового регулирования отношений в сфере безопасности дорожного движения. Сегодня в Российской Федерации отсутствует детальное регулирование вопроса, касающегося льгот транспорта как для лиц с инвалидностью, так и иных категорий льготников. Контроль в данной сфере использования этих парковочных мест осуществляют владельцы пар-ковочных участков, что вызывает отдельные вопросы регулирования данной сферы.
Возражения со стороны общества вызывает законодательство о возможности организации парковочных карманов в районе жилых построек. Причем отмечается, что в данном случае органы местного самоуправления должны принимать во внимание решение собственников дома. Однако, не совсем понятен механизм учета и сбора голосов жителей, а также возникают сложности во взаимодействии субъектов данных правоотношений. Отдельно следует обратить внимание на контроль данной деятельности.
Также авторы предлагают создать нормы об ответственности должностных лиц, которые нарушают нормы в сфере разрешительной системы обеспечения безопасности дорожного движения.
Создавая новые законодательные акты, необходимо действовать по формуле учета баланса приоритета сферы безопасности дорожного движения и временных потерей владельцев ТС, обеспечивая эффективный механизм безопасности дорожного движения и минимальные затраты на передвижение как водителей, так и пешеходов.
Следует на законодательном уровне детально описать механизм реализации государственного контроля в обозначенной сфере на федеральном и региональном уровнях.
Наиболее сложным вопросом является конкретизация мер обеспечения экологической безопасности дорожного движения с учетом бланкетных норм современного права [8, с. 107-108].
На сегодняшний день существуют следующие проблемы реализации административно-юрисдик-ционной деятельности МВД России в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: пробелы и неточность конструкций норм права, отставание нормативных правовых актов от потребностей общественных институтов и отдельных факторов, направленных на усиление ответственности в сфере нару-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
шения Правил дорожного движения, а также практики применения, отсутствие методической и организационной документации и информационных справочных материалов, которые понятны как для сотрудников ГИБДД, так и граждан, недостатки в разработке критериев эффективности оценки деятельности органов внутренних дел, методики ее определения и оценки [1, с. 113].
Список источников
1. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: моногр. / В. В. Головко, И. В. Слышалов. Омск : Омская академия МВД России, 2017.
2. Административная деятельность полиции: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
3. Виноградов М. Ю. Безопасность дорожного движения на территории муниципального образования: вопросы организации и правового регулирования // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 2. С. 139-143.
4. Жахина Д. А. Классификация рисков в сфере безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. № 4. С. 82-87.
5. Затолокин А. А. Актуальные вопросы обеспечения транспортной безопасности // Административное право и административный процесс. 2015. № 4. С. 282-285.
6. Калюжный И. Н. Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: концептуальные организационно-правовые основы: ав-тореф. ... докт. юртд. наук. М. : Академия управления МВД России, 2020.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
8. Майоров В. И., Денисенко В. В. Позитивная концептульность и недоработанность отдельных положений нового законодательства в области организации дорожного движения в Российской Федерации // Административное право и административный процесс. 2018. № 4. С. 103-108.
9. Молчанов П. В. Федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции Госавтоинспекции в области безопасности дорожного движения // Право и государство: теория и практика. 2016. № 9. С. 143-151.
10. Обзор дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 2021 г. // URL://https:// xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/30020001/
11. Создание системы управления рисками в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: моногр. / В. И. Майоров, С. В. Горовенко, А. К. Костылев и др. Челябинск : Цицеро, 2018.
12. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС «КонсультантПлюс».
14. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
16. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
17. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс».
18. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // СПС «КонсультантПлюс».
20. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» // СПС «Консультант-Плюс».
References
1. Administrative activity of the State Road Safety Inspectorate: monograph / V. V. Golovko, I. V. Slysha-lov. Omsk : Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
2. Administrative activities of the police: a textbook for university students studying in the field of Law. 2nd ed., reprint. and additional M. : UNITY-DANA, 2019.
3. Vinogradov M. Yu. Road safety on the territory of the municipality: issues of organization and legal regulation // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 2. P. 139-143.
4. Zhakhina D. A. Classification of risks in the field of road safety // Legal science and law enforcement practice. 2020. No. 4. P. 82-87.
5. Zatolokin A. A. Topical issues of ensuring transport security // Administrative law and administrative process. 2015. No. 4. P. 282-285.
6. Kalyuzhny I. N. Ensuring road safety in the Russian Federation: conceptual organizational and legal foundations: abstract. ... doct. yurtd. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020.
7. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // SPS «ConsultantPlus».
8. Mayorov V. I., Denisenko V. V. Positive concep-tuality and inadequacy of certain provisions of the new legislation in the field of traffic management in the Russian Federation // Administrative Law and Administrative Process. 2018. No. 4. P. 103-108.
9. Molchanov P. V. Federal State supervision and special licensing functions of the State Traffic Inspectorate in the field of road safety // Law and the State: theory and practice. 2016. No. 9. P. 143-151.
10. Overview of road traffic accidents in the Russian Federation for 2021 // URL://https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/30020001/
11. Creation of a risk management system in the field of road safety: monograph / V. I. Mayorov, S. V. Goro-venko, A. K. Kostylev, etc. Chelyabinsk : Cicero, 2018.
12. Federal Law No. 196-FZ of December 10, 1995 «On Road safety» // SPS «ConsultantPlus».
13. Federal Law No. 40-FZ of April 25, 2002 «On compulsory insurance of civil liability of vehicle owners» // SPS «ConsultantPlus».
14. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 «On the Police» // SPS «ConsultantPlus».
15. Federal Law No. 443-FZ of December 29, 2017 «On the Organization of road traffic in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».
16. Federal Law No. 131-FZ of October 6, 2003 «On the general principles of the organization of local self-government in the Russia» // SPS «ConsultantPlus».
17. Federal Law No. 82-FZ of May 19, 1995 «On Public Associations» // SPS «ConsultantPlus».
18. Decree of the President of the Russian Federation No. 699 dated December 21, 2016 «On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the subject of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».
19. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1090 of October 23, 1993 «On the Rules of the Road» (together with the «Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety») // SPS «ConsultantPlus».
20. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1-r dated January 8, 2018 «On approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // SPS «ConsultantPlus».
Информация об авторе
И. В. Шестопалов — слушатель факультета N° 2 подготовки руководителей (начальников) территориальных органов Академии управления МВД России, заместитель начальника МО ГИБДД ТНРЭР 1 ГУ МВД России по г. Москве — начальник подразделения предоставления государственных услуг в сфере изменения конструкций автомобилей и перевозки опасных грузов.
Information about the author
I. V. Shestopalov — Student of Faculty № 2 of the Training of Heads (Heads) of Territorial Bodies of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Deputy Head of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Moscow, Deputy Head of the Department for the Provision of Public Services in the Field of Changing the Design of Vehicles and Transportation of Dangerous Goods.
Статья поступила в редакцию 21.11.2022; одобрена после рецензирования 28.11.2022; принята к публикации 05.12.2022.
The article was submitted 21.11.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 05.12.2022.