Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
469
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татарян В.Г., Воронов А.М.

Статья посвящена анализу современного состояния инновационных технологий в области дорожного движения, направленных на обеспечение безопасности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татарян В.Г., Воронов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES TO ENSURE PERSONAL SAFETY IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC

The article devoted to the analysis of the current state of innovative technologies in the eld of ensuring the safety of citizens, o cials, adults and children in the eld of road tra c.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья © Татарян В.Г., Воронов А.М., 2022

NIION: 2010-0082-1/22-056 УДК 34

MOSURED: 77/27-006-2022-01-75

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

'Владилен Гайкович Татарян, 2Алексей Михайлович Воронов

'Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

2Научно-исследовательский центр № 4 ФГКУ Всероссийского научно-исследовательского института МВД России

1tataryan2654@ inbox.ru

2alex_voronoff@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния инновационных технологий в области дорожного движения, направленных на обеспечение безопасности граждан.

Ключевые слова: инновационные технологии, безопасность дорожного движения, организация дорожного движения, средства индивидуальной мобильности, дорожно-транспортное происшествие, транспортная инфраструктура, технологии управления Для цитирования: Татарян В.Г., Воронов А.М. Использование инновационных технологий для обеспечения безопасности личности в сфере дорожного движения // Современная наука. 2022. № 2. С. 12-17.

Original article

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES TO ENSURE PERSONAL SAFETY IN THE FIELD

OF ROAD TRAFFIC

'Vladilen G. Tataryan, 2Aleksey M. Voronov

'Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot

2Research Center № 4 of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

'tataryan2654@inbox.ru

2alex_voronoff@mail.ru

Abstract. The article devoted to the analysis of the current state of innovative technologies in the field of ensuring the safety of citizens, officials, adults and children in the field of road traffic.

Keywords: innovative technologies, road safety, traffic organization, means of individual mobility, traffic accident, transport infrastructure, management technologies

For citation: Tataryan V.G., Voronov A.M. The use of innovative technologies to ensure personal safety in the field of road traffic // Modern Science. 2022. № 2. P. '2-'7.

Состояние современного российского общества неразрывно связано с уровнем развития транспорта и транспортной инфраструктуры. Автомобильный транспорт находится в числе лидеров по перевозкам людей, грузов, ценностей и т.д. Однако главная угроза, которую представляет транспорт в настоящее время, - это дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП, или происшествие).

Напомним, что Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» направлен на достижение к 2024 г. целевого показателя снижения смертности в результате ДТП, не превышающего 8,4 человека на 100 тыс. населения, к 2030 г. -не более 4 человек. В настоящее время наблюдается позитивная тенденция к сокращению смертности.

В течение последних девяти лет в Российской Федерации продолжается снижение основных показателей дорожно-транспортной аварийности. В 2021 г. количество ДТП снизилось на 3,1% (133 331), число погибших - на 5,8% (14 874), раненых - на 4,2% (167 856) [10].

Показатели федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» выполнены ранее намеченного срока и подтвердили верность выбранного подхода, основанного на комплексном системном воздей-

ствии на все субъекты правоотношений в области безопасности дорожного движения.

Решение вышеназванной актуальной задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, потребует активизации усилий всех заинтересованных органов государственной власти страны. При этом, на наш взгляд, целесообразно сохранить подходы к организации данной работы, положительно зарекомендовавшие себя в предыдущие годы.

При сохранении существующей динамики сокращения смертности в ДТП достичь поставленных целей, очевидно, не удастся в полном объеме. Для этого необходимы выработка и применение новых подходов к повышению безопасности дорожного движения в стране.

Достижение указанных целей будет осуществляться за счет материально-технического перевооружения контрольно-надзорных органов и аварийно-спасательных служб, развития информационных технологий, оснащения организаций здравоохранения санитарным транспортом, про-пагандистско-воспитательной работы, в том числе среди несовершеннолетних участников дорожного движения и их родителей.

Планируется также решение задач по повышению ответственности участников дорожного движения за наиболее грубые нарушения правил

12

LAW

дорожного движения (далее также ПДД), совершенствованию квалификации водителей транспортных средств (далее - ТС), обеспечению соответствия технического состояния ТС установленным требованиям, созданию правовой основы для развития беспилотных технологий управления ТС и средствами индивидуальной мобильности (далее - СИМ). В последние годы СИМ активно используют не только взрослые люди, но и молодежь, подростки и даже дети.

Как показывает опыт развитых стран мира, при стремительном росте в настоящее время уровня автомобилизации многих стран, в том числе стран СНГ, для надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения необходимо применение соответствующих мер по улучшению состояния улично-дорожной сети и организации дорожного движения (далее - ОДД). Именно на это направлен Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Напомним, что федеральные законодатели включили в Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» семь основных принципов ОДД в Российской Федерации:

соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении ОДД;

обеспечение социально-экономического развития территории Российской Федерации;

приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потере времени (задержкам) при движении ТС и (или) пешеходов;

приоритет развития транспорта общего пользования, создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;

достоверность и актуальность информации о мероприятиях по ОДД;

своевременность публичного распространения указанной информации;

обеспечение экологической безопасности [1]. В Федеральном законе «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены основные полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области ОДД, установлена возможность создания организаций, выполняющих функции в области ОДД, введен учет основных параметров дорожного движения, определены требования к парковкам общего пользования и к платным парковкам, а также к ОДД при размещении объектов капитального строительства, и законодательный порядок осуществления государственного контроля в области ОДД.

Отдельно отметим, что в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»)

включена норма, согласно которой технические средства обеспечения транспортной безопасности (в том числе системы и средства сигнализации, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи), предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры, подлежат обязательной сертификации [2].

В этих целях Правительством Российской Федерации утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, которыми для систем видеонаблюдения и интеллектуального видеонаблюдения предусматриваются среди прочих следующие обязательные функции: видеоверификация тревог, идентификация физических лиц, исполнение алгоритмов и функционирование аппаратно-программных средств, работающих по алгоритмам «Оставленный (исчезнувший) предмет», «Движение в запрещенном направлении» и «Нетипичные изменения в сцене».

В 2016 г. Межпарламентской Ассамблеей Государств-участников СНГ принят модельный закон «О безопасности дорожного движения», основной задачей которого является обеспечение охраны жизни и здоровья граждан государств-участников СНГ, защита их прав и законных интересов, собственности юридических и физических лиц, а также окружающей среды [3].

В целях предупреждения и контроля за соблюдением участниками дорожного движения установленных ПДД в крупных городах и городах-мил-лиониках в настоящее время широко применяются технические средства фотовидеофиксации. Отметим, что некоторые российские исследователи данных проблем выделяют следующие основные события, а именно нарушение скоростного режима, нарушение правил остановки и стоянки, движение по выделенной полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств, проезд на запрещающий сигнал светофора, проезд без включенных дневных ходовых огней или ближнего света и др. [7].

В настоящее время органы внутренних дел Российской Федерации применяют результаты интеллектуальной обработки данных видеомониторинга автомобильного потока для решения задач оперативного розыска, в том числе похищенных автомобилей. Например, находящаяся в эксплуатации МВД России система «Паутина» осуществляет анализ информации о перемещении ТС с более чем 111 тыс. технических средств видеонаблюдения, распознает марки автомобилей, помогает выявлять ТС, находящиеся в розыске, по номеру определять автомобили-двойники, а также решать иные задачи оперативного характера [5]. Следует отметить, что уже на начальных этапах работы система «Паутина» получила положительную оценку специалистов и признана перспективным элементом общей системы мер в борьбе с правонарушениями в области безопасности дорожного движения.

Авторы разделяют мнение коллег (ученых и практиков) о том, что в настоящее время цифровая трансформация технических средств видеонаблюдения дает ощутимые результаты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Так, по официальным данным ГИБДД МВД РФ, только в 2020 г. в России зафиксировано около 150 млн ад-

министративных правонарушений (на 20 млн больше, чем в 2019 г.) [8]. При таком подходе практически каждый второй россиянин и находящиеся в России иностранные граждане из стран СНГ являются правонарушителями. Согласно официальной статистике только в Москве выявлены водители транспортных средств, совершившие до 600 нарушений ПДД в год [5, 6].

Ужесточение мер административной ответственности за нарушение ПДД в России значительно сказывается на состоянии аварийности на автомобильных дорогах, при этом число погибших в результате ДТП граждан снизилось на 5,4% [7]. Так, в Москве 14 июля 2021 г. на Воробьевых горах гражданин Республики Беларусь, проезжая по велодорожке на электросамокате на большой скорости, неожиданно выехал на полосу встречного движения и врезался в 80-летнего доктора биологических наук, профессора, главного научного сотрудника Института проблем передачи информации им. Харкевича И.Н. Пигарева, управлявшего велосипедом. В результате полученной травмы последний скончался на месте.

Этот страшный пример свидетельствует о том, что в настоящее время Министерству транспорта РФ совместно с ГИБДД МВД России необходимо подготовить проект соответствующих поправок к ПДД, подразумевающих появление термина «СИМ».

Согласно мнению многих научных и практических исследователей, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» носит скорее рамочный характер по причине большого количества содержащихся в нем отсылочных норм и, как следствие, низкой эффективности механизма их реализации [7]. Полагаем, что основные законодательные термины, указанные в ч. 1 ст. 2 Основные термины Федерального закона «О безопасности дорожного движения», могут быть уточнены и дополнены в соответствии с Программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденной Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [2].

Рассмотрим некоторые основные термины, включенные в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Так, под термином «аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий)» в настоящее время понимается участок дороги, улицы, не превышающий 1000 м вне населенного пункта или 200 м в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Под термином «безопасность дорожного движения» понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Термин «водитель транспортного средства» обозначает лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). При этом водитель мо-

жет управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

«Дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Обеспечение безопасности дорожного движения» - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

«Участник дорожного движения» - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В последние годы также появился такой термин, как «тахограф» - техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности [8, 9].

Профессиональные разработчики вышеназванных проектов предлагают запретить управлять СИМ в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также ввести обязательное использование фонарей или фар в темное время суток. В вышеназванных поправках также отмечается, что требования к СИМ обязательно должны зависеть и от возраста их пользователей.

Отметим, что при выполнении определенных надстроек программного характера технические системы обеспечения транспортной безопасности способны самостоятельно либо в составе аппаратного комплекса фиксировать некоторые из указанных событий и служить средством достижения целей безопасности дорожного движения. К примеру, осуществление сценариев «Движение в запрещенном направлении» или «Стерильная зона» систем интеллектуального видеонаблюдения может применяться для фиксирования случаев движения по выделенной для общественного транспорта полосе, выезда на полосу встречного движения и т.д., что, по нашему мнению, послужит оптимальной реализацией целей предупреждения и пресечения широкого спектра правонарушений, связанных с эксплуатацией различных ТС, как в России, так и в других странах СНГ.

Вместе с тем функционал идентификации физических лиц, в свою очередь, может послужить эффективным средством розыска лиц, представляющих оперативный интерес. Данные, получаемые

14

ЬА'Н'

с помощью систем видеонаблюдения, которыми оснащены объекты транспортной инфраструктуры, могут расширить географические границы размещения конечных устройств. Предоставленная с их помощью информация анализируется системой «Паутина» и ее аналогами. Практическим примером подобного применения результатов функционирования технических средств, применяемых для ОДД, в деятельности правоохранительных органов может послужить опыт взаимодействия Центра организации дорожного движения Правительства Москвы, УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве (в части информирования и ликвидации последствий ДТП) и УУР ГУ МВД России по г. Москве (в части обмена данными о перекрытиях движения по улично-дорожной сети, оказания содействия в выполнении оперативно-разыскных мероприятий) [6].

Напомним, что режим правомерного использования сотрудниками органов внутренних дел данных, получаемых с помощью указанных технических средств обеспечения транспортной безопасности, уже установлен положениями нормативных правовых актов в области транспортной безопасности. В целях эффективного использования таких данных для решения задач обеспечения безопасности дорожного движения потребуется конкретизация и частичная доработка существующей системы законодательного регулирования в этой сфере. Напомним, что в соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации (поручение от 11 июля 2018 г. № ДМ-П9-4145) планируемые мероприятия определены с учетом основных направлений реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р [4].

Одним из основополагающих нормативных правовых актов в области профилактики нарушений правил дорожного движения пешеходами, в том числе использующими современные средства передвижения, является приказ МВД России от 19 июня 2015 г. № 699 «Об организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях» [5].

В настоящее время в России сведения о ДТП вносятся в автоматизированную информационно-управляющую систему Госавтоинспекции (АИУС) путем заполнения электронной карточки учета ДТП. Дальнейшая обработка и анализ информации о ДТП осуществляются в электронном виде с использованием многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС).

В системе учета ДТП СИМ отсутствуют, что, в свою очередь, порождает сложности в определении категории участников и видов ДТП. Ввиду того, что в кодификаторе видов ТС СИМ значатся как электрические ТС малой мощности, зачастую в их число при учете попадают и другие ТС, использующие для движения электродвигатель (электропогрузчики и т.д.). Фактически при оформлении происшествия сотрудники Госавтоинспекции, исходя из обстоятельств, относят ДТП и его участников к существующим видам и категориям. Поэ-

тому участников ДТП, передвигавшихся на СИМ, относят к категории «пешеход», так как в определении данного термина упоминается о роликовых коньках, самокатах и иных аналогичных средствах передвижения. Между тем указанные средства не могут быть приравнены к СИМ. В связи с этим действующий порядок учета не позволяет в полной мере выделить происшествия с участием СИМ из общего массива сведений о ДТП и осуществить полноценный анализ причин и условий ДТП, что обосновывает необходимость внесения изменений в порядок учета в части уточнения категорий участников и видов ДТП.

Анализ баз данных о ДТП с участием СИМ показывает, что в связи с неустановленным правовым статусом пользователи СИМ отнесены как к водителям ТС, так и к пешеходам в зависимости от обстоятельств конкретного происшествия. Внесение изменений в ПДД в части установления правового статуса пользователя СИМ должно повлечь необходимость корректировки действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих учет ДТП и порядок сбора статистических сведений о пострадавших в них лицах.

С точки зрения ПДД лица, использующие электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса и иные современные средства передвижения, являются обычными пешеходами, в связи с чем обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования. В настоящее время для управления СИМ водительское удостоверение не требуется. Однако, учитывая их потенциальную опасность для пешеходов и иных участников дорожного движения, необходимо выработать определенные, на наш взгляд, жесткие правила.

Как представляется, в целях обеспечения безопасности дорожного движения в части, касающейся применения СИМ, в рассматриваемой сфере должны предлагаться как ограничительные, так и обязательные к применению императивы. При этом следует запретить использовать СИМ на высокоскоростных и прочих трассах, предназначенных для движения ТС или общественного транспорта, в состоянии опьянения и под действием любых препаратов, способных замедлить реакцию, при недостаточной освещенности, а также при отсутствии световых приборов, световозвращающих элементов одежды и (или) экипировки и в узких пространствах, в местах с множеством помех и препятствий, развивать скорость СИМ выше 12 км/ч.

На наш взгляд, в новых нормативных правовых актах обязательно следует предусмотреть, что пользователи СИМ должны руководствоваться теми же правилами и правовыми нормами, что и пешеходы, а также использовать защитный шлем, налокотники и наколенники - это обезопасит ребенка, подростка или взрослого гражданина в случае падения.

Важно помнить о том, что все СИМ предназначены исключительно для личного активного отдыха вне проезжей части дорог. При их использовании необходимо соблюдать осторожность и правила дорожного движения, сохранять хороший обзор по курсу движения, безопасную дистанцию до людей, любых объектов и предметов во избежание столкновений, пользоваться мобильным телефоном или другими гаджетами возможно только при наличии

специальной гарнитуры, не мешающей нормальному передвижению и не отвлекающей внимания. Одежда пользователя СИМ должна быть яркой и хорошо заметной другим лицам.

На основании вышеизложенного представляется целесообразным сделать некоторые общие заключения. Итак, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения зависит не только от реализуемых государством мер, но и от культуры поведения граждан на дорогах, а также от качества дорожной инфраструктуры, уровня организации дорожного движения и всей транспортной системы страны в целом.

Благодаря цифровой трансформации технических средств видеонаблюдения отмечаются ощутимые результаты в части обеспечения безопасности всех участников дорожного движения, в том числе пешеходов, использующих современные средства передвижения, для которых до настоящего времени не установлена соответствующая учебная подготовка. При этом в контексте транспортной безопасности современной России существенное значение приобретает внедрение инновационных технологий обеспечения безопасности дорожного движения.

Следует также отметить, что процесс разработки отечественной нормативной правовой базы в сфере безопасности дорожного движения, к сожалению, затянулся на довольно длительный период. Совершенствование законодательства Российской Федерации в вышеназванной области в последние годы продолжается практически непрерывно, что свидетельствует о намерении руководителей органов государственной власти страны значительно улучшить ее правовое регулирование.

Список источников:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.04.2022).

2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

3. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 2016 года № 45-18 О модельном законе «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.04.2022).

4. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.04.2022).

5. Приказ МВД России от 19 июня 2015 г. № 699 «Об организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях» // URL: https:// base.garant.ru/71638638/ (дата обращения: 01.04.2022).

6. Приказ Федеральной службы государственной статистики РФ от 29 декабря 2017 г. № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.04.2022).

7. Адамян Р.Э. Особенности предупреждения тайного хищения автотранспорта в мегаполисе // Российский следователь. 2016. № 16. С. 35-37; Назаров С.В. Технические средства обеспечения безопасности дорожного

движения. Фотовидеофиксация: технические требования и реализация // Транспортное право. 2017. № 2. С. 16-20; Сушко Д. Автодороги «курортно-туристи-ческого» назначения // Транспортная безопасность и технологии. № 2(53). 2018; Головкин В.Д., Баршев В. Угонщики попали в камеру. МВД запускает новые технологии розыска автомобилей // Российская газета. № 278(6254) (дата обращения: 29.03.2022); Евсин А. О нестандартных ЦОДД // Транспортная безопасность и технологии. № 2(53). 2018; Науменков Н.К. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) // Деловой двор. 2018.

8. URL: https://национальные проекты.рф/news/tishe-edesh-dalshe-budesh-kak-kamery-na-dorogakh-pomogayut-snizhat-avariynost (дата обращения: 29.03.2022).

9. Федеральное дорожное агентство // URL: https:// rosavtodor.gov.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-transportnoy-bezopasnosti/reestr-obektov-transpot-infr-i-transprt-sredstv/obekty-tr-infr-dor-hoz / (дата обращения: 28.03.2022).

10. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаган-бетов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Наумов С.Б., Царегородцева Е.А., Князев А.С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.

11. URL: https://bkdrf.ru/about/safetyroads (дата обращения: 29.03.2022).

12. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Наумов С.Б., Фаттахов Т.А., Мазурчук Т.М. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.

References:

1. Federal Law of 29.12.2017 № 443-FZ «On the organization of traffic in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 01.04.2022).

2. Federal Law of 10.12.1995 № 196-FZ «On Road Safety» (as amended on 29.11.2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. 1995. № 50. Art. 4873.

3. Resolution of the Inter-Parliamentary Assembly of States Parties of the Commonwealth of Independent States dated 25.11.2016 № 45-18 On the Model Law «On Road Safety» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 01.04.2022).

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On Approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 01.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 19.06.2015 № 699 «On the organization of accounting, collection and analysis of information about road accidents» // URL: https://base.garant.ru/71638638/ (date of access: 01.04.2022).

6. Order of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation dated 29.12.2017 № 887 «On approval of methodological provisions on transport statistics» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 01.04.2022).

7. Adamyan R.E. Features of preventing the secret theft of vehicles in the metropolis // Russian investigator. 2016. № 16. P. 35-37; Nazarov S.V. Technical means of ensuring road safety. Photo and video recording: technical requirements and implementation // Transport law. 2017. № 2. P. 16-20; Sushko D. Roads of «resort-tourist» purpose // Transport safety and technology. № 2(53). 2018;

16

LAW

Golovkin VD., Barshev V. The hijackers got into the cell. The Ministry of Internal Affairs launches new technologies for searching for cars // Rossiyskaya gazeta. № 278(6254) (date of access: 29.03.2022); Evsin A. About non-standard data centers // Transport safety and technology. № 2(53). 2018; Naumenkov N.K. Commentary to the Federal Law of 29.12.2017 № 443-FZ «On the organization of traffic in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» (item-by-article) // Delovoy dvor. 2018.

8. URL: https://national projects.rf/news/tishe-edesh-dalshe-budesh-kak-kamery-na-dorogakh-pomogayut-snizhat-avariynost (date of access: 29.03.2022).

9. Federal Road Agency // URL: https://rosavtodor. gov.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-transportnoy-bezopasnosti/reestr-obektov-transpot-infr-i-transprt-sredstv/ obekty-tr-infr -dor-hoz/ (date of access: 28.03.2022).

10. Bakanov K.S., Lyakhov P.V, Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Naumov S.B., Tsaregorodtseva E.A., Knyazev A.S. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: an information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.

11. URL: https://bkdrf.ru/about/safetyroads (date of access: 29.03.2022).

12. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Naumov S.B., Fattakhov T.A., Mazurchuk T.M. The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 368 p.

Информация об авторах

В.Г. Татарян - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный ветеран МВД Республики Казахстан, Почетный ветеран Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, академик Евразийской академии административных наук

А.М. Воронов - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник 1-го отдела Научно-исследовательского центра № 4 ФГКУ Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, эксперт Российской академии наук Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117997 Контакты: ул. Поварская, д. 25, стр. 1, Москва, Россия, 121069

Information about the authors

V.G. Tataryan - Doctor of Legal Sciences, Professor, professor of the department of administrative law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Honorary worker of higher professional education ofthe Russian Federation, Honorary veteran of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, Honorary veteran of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, academician of the Eurasian academy of administrative sciences

A.M. Voronov - Doctor of Legal Sciences, Professor, chief researcher of the 1st department of the Research Center № 4 of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, expert of the Russian academy of sciences Contacts: ul. Academica Volgina, d. 12, Moscow, Russia, 117997 Contacts: ul. Povarskaya, d. 25, str. 1, Moscow, Russia, 121069

Статья поступила в редакцию 06.04.2022; одобрена после рецензирования 14.04.2022; принята к публикации 20.04.2022. The article was submitted 06.04.2022; approved after reviewing 14.04.2022; accepted for publication 20.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.