Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-61-65 NIION: 2015-0066-6/22-532 MOSURED: 77/27-011-2022-06-731
Опыт применения укладок для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования
Оксана Сергеевна Горынина1, Анна Августовна Кулакова2
1 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия,
2 Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия, [email protected]
Аннотация. Повышение эффективности первой помощи, оказываемой пострадавшим на месте происшествия, зависит как от умений и навыков участников оказания первой помощи, так и от грамотного использования средств первой помощи. В оснащение автомобилей и мотоциклов сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации входит укладка для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) [1]. В статье обобщен опыт использования укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками ГИБДД Орловской и Воронежской областей, рассмотрены проблемные вопросы, внесены предложения по совершенствованию данного направления деятельности.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, сотрудники ГИБДД, первая помощь, укладка первой помощи
Для цитирования: Горынина О. С., Кулакова А. А. Опыт применения укладок для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 61-65. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-61-65.
Original article
Experience in the use of first aid kit for victims of road traffic accidents by employees of the State Inspectorate for Road Safety of the Minisry of Internal Affars of the Russian Federation:
problems and ways to improve
Oksana S. Gorynina1, Anna A. Kulakova2
1 Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia,
2 Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russia, [email protected]
Abstract. Increasing the effectiveness of first aid provided to victims at the scene of an accident depends both on the skills and abilities of first aid participants and on the competent use of first aid. The equipment of cars and motorcycles of employees of the State Inspectorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (GIBDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia) includes a first aid kit for victims of road traffic accidents (RTA). This article summarizes the experience of using the kit to provide first aid to victims of an accident by traffic police officers of the Oryol and Voronezh regions, problematic issues are considered, and proposals are made to improve this area of activity.
Keywords: traffic accident, traffic police officers, first aid, first aid kit
For citation: Gorynina O. S., Kulakova A. A. Experience in the use of first aid kit for victims of road traffic accidents by employees of the State Inspectorate for Road Safety of the Minisry of Internal Affars of the Russian Federation: problems and ways to improve. Bulletin of economic security. 2022;(6):61-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-61-65.
© Горынина О. С., Кулакова А. А., 2022
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, снижение основных показателей дорожно-транспортной аварийности и уменьшение количества погибших (раненых) в результате дорожно-транспортных происшествий людей, уровень дорожно-транспортной аварийности в стране сохраняется на высоком уровне [2]. В 2021 году было зарегистрировано 133 331 ДТП (на 3,1 % меньше, чем в 2020 году). Вследствие ДТП были ранены 167 856 человек (175 170 человек в 2020 году), погибло 14 874 человека (15 788 человек в 2020 году) [3]. Среди всех экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, наибольшую долю участия имеют подразделения Госавтоинспекции МВД России, принявшие участие в ликвидации последствий 89% от общего числа ДТП с пострадавшими. Подразделения Минздрава России - бригады скорой медицинской помощи - осуществляли выезд на место ДТП в 67 % случаев. На долю подразделений МЧС пришлось всего 14 % от общего количества выездов на место ДТП с наличием пострадавших (по данным 2021 года) [3].
При оказании помощи пострадавшим от ДТП чрезвычайно важную роль играет временной фактор: проведение мероприятий первой помощи и передача пострадавших медицинским работникам в течение первого часа после ДТП, увеличивает шансы последних на выживание до 90 %. Именно поэтому организации обучения сотрудников Госавтоинспекции основам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, в том числе с использованием укладок для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, поставляемых в рамках исполнения федерального проекта «Безопасность дорожного движения», в настоящее время уделяется особое внимание со стороны Министерства внутренних дел.
Цель исследования. Методом анкетирования выяснить частоту использования укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками ГИБДД МВД России, проблемные вопросы, внести предложения по повышению эффективности данного направления деятельности.
Материалы и методы. При подготовке материала использовались методы анкетирования, математического сравнительного анализа, статистической обработки данных.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (далее также ОрЮИ МВД России
им. В.В. Лукьянова) является профильным ведомственным образовательным учреждением высшего профессионального образования по подготовке сотрудников подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России.
Обучение сотрудников проводилось на основе и с использованием учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Первая помощь», разработанного Министерством здравоохранения Российской Федерации и рекомендованного для применения в образовательных учреждениях МВД России [4].
При подготовке и проведении занятий с сотрудниками Госавтоинспекции по дисциплине «Первая помощь» учитывались особенности их служебной деятельности [5].
1. Оказание первой помощи сотрудниками ДПС ГИБДД нередко происходит на фоне сохраняющегося интенсивного дорожного движения и сопряжено с риском для жизни и здоровья самих сотрудников и участников происшествия и очевидцев.
2. Существует необходимость одновременного выполнения мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшим и реализации алгоритма служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на местах ДТП (разграждение проезжей части, организация дорожного движения и объезда места ДТП и др.).
3. При ликвидации последствий ДТП осуществляется взаимодействие сотрудников ДПС ГИБДД с другими экстренными дежурными и диспетчерскими службами, аварийно-спасательными формированиями, участвующими в ликвидации последствий на месте происшествия с наличием пострадавших (оказание содействия сотрудникам подразделений МЧС России по деблокированию пострадавших, ликвидации локальных возгораний и др.) [6].
За 2021 год и 6 месяцев 2022 года в ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова по основным и дополнительным программам профессионального обучения (подготовки), включающим освоение дисциплины «Первая помощь», прошли обучение 527 сотрудников ДПС ГИБДД. Распределение слушателей по образовательным программам представлено в таблице 1.
Было проведено анкетирование 165 сотрудников ДПС ГИБДД (стаж работы в подразделениях ГИБДД более 2-х лет, все опрошенные - лица мужского пола) с целью изучения частоты и проблемных вопросов, свя-
Таблица 1
Программы профессионального обучения (подготовки) 2021 г. 6 месяцев 2022 г. Всего
Подготовка инспекторского состава строевых подразделений ДПС ГИБДД основам оказания первой помощи 80 26 106
Контраварийная подготовка водителей 157 96 253
Профессиональное обучение (повышение квалификации) водителей транспортных средств категории «В» для управления трансп. средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов по профессии рабочего «Водитель автомобиля» 92 76 168
Итого 329 198 527
занных с применением укладок для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Помимо выбора предложенных вариантов ответов респонденты имели возможность высказать свое мнение по наличию проблемных вопросов и внести предложения по улучшению данного направления работы.
Для сравнения аналогичное анкетирование было проведено среди 102 сотрудников ГИБДД, прошедших обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации сотрудников подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России по теме «Обучение основам оказания первой помощи при ДТП» в Воронежском институте МВД России (далее также ВИ МВД России).
Результаты и обсуждение. Результаты анкетирования показали, что в подавляющем большинстве случаев (98 % слушателей ОРЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова и 92 % обучающихся в ВИ МВД России) считают, что знания по оказанию первой помощи нужны сотруднику полиции и могут пригодиться в служебной деятельности. Во внерабочее время первую помощь приходилось оказывать 39 % и 53 % опрошенных слушателей соответственно, а в процессе служебной деятельности мероприятия первой помощи проводили только 31 % и 35 % сотрудников, обучающихся в ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова и ВИ МВД России.
Распределение ответов на вопросы, касающиеся оказания первой помощи и использования укладок для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, проиллюстрировано диаграммой (рис. 1).
Большинство сотрудников ГИБДД (83 % обучающихся в ОрЮИ МВД России и 88,3 % обучающихся в ВИ МВД России) не оказывали первую помощь пострадавшим в ДТП. Наиболее частой причиной являлось прибытие первыми на место ДТП медиков и спасателей, отсутствие пострадавших в результате ДТП и реализация сотрудниками на месте происшествия своих служебных функций по организации безопасности дорожного движения. 17 % респондентов, из числа опрошенных слушателей ОрЮИ МВД России и 11,7 % из числа слушателей ВИ МВД России оказывали помощь на месте ДТП, из них только 4 % и 4,9 % соответственно применяли укладку для оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, остальные для оказания первой помощи использовали аптечку первой помощи (автомобильную) и подручные средства.
Высокая вероятность возникновения ситуаций, требующих проведения мероприятий первой помощи, диктует необходимость приобретения в ходе изучения дисциплины «Первая помощь» сотрудниками Госавтоинспекции не только хорошей теоретической и практической подготовки, но и повышения мотивации и готовности сотрудников к ее оказанию [7].
По завершении обучения по основным и дополнительным программам профессионального обучения в ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова и ВИ МВД России 89 % и 94 % сотрудников подразделений ГИБДД из числа завершивших обучение считают себя подготовленными к оказанию первой помощи. Оставшиеся, имея теоретические знания и навыки, приобретенные
Результаты анкетирования сотрудников ДПС ГИБДД по вопросам оказания первой помощи при ДТП
21%
62%
Данные по Орловской области
4,9 %
6.8%
54И
34,3%
Не оказывали ПП: т.к. прибывали на место ДТП после СМП и спасателей
Обеспечивали оезопасные условия, регулируя дорожное движение
I Оказывали ПП= используя Аптечку (автомобильную) н подручные средства
; Оказывали ПП с применением
Укладки
Данные по Воронежской области
Рис. 1. Результаты анкетирования сотрудников ДПС ГИБДД
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
в ходе занятий с тренажерами-манекенами, сомневаются в эффективности своих практических действий при проведении сердечно-легочной реанимации в реальных условиях.
Выводы. Приведенная статистика показывает важность и необходимость продолжения обучения сотрудников подразделений ГИБДД основам оказания первой помощи при ДТП с использованием современных учебных пособий [8]. Полученные знания и приобретенные умения формируют положительную мотивацию к оказанию первой помощи, способствуют более активному участию сотрудников подразделений ГИБДД в жизне-спасающих мероприятиях, увеличивая шансы на благоприятный исход для пострадавших [9].
Проанализированные анкеты выявили наиболее частые проблемные вопросы применения укладок для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
1. Отсутствие укладок в оснащении некоторых автомобилей и мотоциклов сотрудников ГИБДД МВД России. В данном вопросе отмечается положительная динамика: если в 2021 году так ответили 5,8 % опрошенных, в 2022 году их количество сократилось до 2,2 %.
2. Незнание состава укладки и неумение сотрудников пользоваться средствами первой помощи, входящими в состав укладок первой помощи пострадавшим в ДТП.
3. Проблемные вопросы, связанные с порядком пополнения и списания входящих в состав укладок медицинских изделий, в настоящее время решаются на уровне Министерства внутренних дел путем внесения изменений в нормативные правовые акты, определяющие порядок использования укладок. Предусмотрено приоритетное выполнение заявок подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровнях по пополнению укладок необходимыми компонентами, что повысит частоту применения медицинских изделий и сделает оказание первой помощи более эффективным.
Предложения, направленные на совершенствование указанного направления деятельности с учетом мнения ведущих экспертов в сфере оказания первой помощи [9]:
1. Провести занятия с личным составом подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России в рамках профессиональной служебной и физической подготовки с практическим изучением состава укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП и инструкции по оказанию первой помощи с применением укладки.
2. Ввиду большого количества средств первой помощи, входящих в состав укладки, рассмотреть возможность модульного комплектования укладки, применения специализированных комплектов, рассчитанных на одного пострадавшего и имеющих определенную цветовую маркировку в зависимости от характера повреждений (красная маркировка - средства остановки кровотечений, белая - средства для проведения мероприятий сердечно-легочной реанимации, желтая - средства индивидуальной защиты, зеленая - перевязочные средства и т. д.).
Применение такого способа комплектации укладки ускорит, особенно в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях, поиск необходимого набора медицинских изделий с учетом специфики травмы; позволит уменьшить загрязнение биологическими жидкостями пострадавшего укладку при поиске дополнительных изделий медицинского назначения; упростит механизм пополнения укладки заменой использованного модуля на новый.
3. Включить в состав укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП индивидуальный перевязочный пакет в прорезиненной тканевой оболочке. Практика показывает, что использование марлевых бинтов при обширных повреждениях различных областей тела, в том числе при травматических ампутациях конечностей, затруднительно и не всегда эффективно. Применение двух широких ватно-марлевых подушечек, закрепленных на марлевом бинте, позволяет быстро наложить давящую повязку и остановить кровопотерю.
4. Учитывая низкое качество кровоостанавливающих жгутов, входящих в состав аптечек автомобильных, и невозможность их применения по прямому назначению при жизнеугрожающих кровотечениях, особенно из нижних конечностей, считаем важным рассмотреть вопрос об унификации требований к табельным жгутам. Предлагаем заменить имеющиеся в укладке узкие одноразовые тканевые кровоостанавливающие жгуты с часто ломающимися креплениями на прочные ленточные резиновые или турникетные жгуты многоразового использования.
5. Незаслуженно забытая косынка армейская или медицинская также претендует на включение в состав укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, так как является универсальным средством оказания первой помощи и может использоваться и как прочный перевязочный материал для наложения давящей повязки при кровотечениях (особенно на культю при травматической ампутации конечности), и как средство иммобилизации конечностей, и как импровизированный жгут-закрутка.
Список источников
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 1328н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».
2. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».
3. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналити-
ческий обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. 126 с.
4. Дежурный Л. И. Первая помощь : учебное пособие для преподавателей, обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь / Л. И. Дежурный [и др.]. М. : ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ России, 2018. 136 с.
5. Кулакова А. А. Особенности обучения сотрудников ГИБДД навыкам оказания первой помощи / А. А. Кулакова // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2021. № 1 (4). С. 267-271.
6. Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по повышению уровня взаимодействия экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествиях. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс».
7. Погодина Т. Г. Действия сотрудников полиции по оказанию первой помощи лицам, находящимся в состоянии, угрожающем их жизни и здоровью : учебное пособие / Т. Г. Погодина [и др.]. М. : ДГСК МВД России, 2018. 143 с.
8. Дежурный Л. И. Атлас первой помощи : учебное пособие для сотрудников Госавтоинспекции / Л. И. Дежурный [и др.]. М. : Издательство «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова», 2022. 72 с.
9. Миннуллин И. П. Основы оказания первой помощи : учебное пособие / И. П. Миннуллин, Н. Н. Пла-хов, Л. И. Дежурный. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. 128 с.
References
1. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1328n dated December 15, 2020 «On approval of the requirements for the complete set of medical devices for first aid to employees of the State Road Safety
Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation insured in Road Accidents». [Electronic resource]. SPb «ConsultantPlus».
2. Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024: Decree of the Government of the Russian Federation. Published January 8, 2018 No. 1-R. [Electronic resource]. SPb «ConsultantPlus».
3. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2022. 126 p.
4. Degurniy L. I. First aid : a textbook for teachers, students who are obliged and (or) have the right to provide first aid / L. I. Degurniy [et al.]. M. : FSBI TSNIIIZ of the Ministry of Health of Russia, 2018. 136 p.
5. Kulakova A. A. Features of training traffic police officers in first aid skills / A. A. Kulakova // management for ensuring road safety: state, problems, ways of improvement. Oryol : V.V. Lukyanov Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. No. 1 (4). P. 267-271.
6. Methodological recommendations to the territorial bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia on improving the level of interaction of emergency services involved in the elimination of the consequences of road accidents [Electronic resource]. SPb «ConsultantPlus».
7. Pogodina T. G. Actions of police officers to provide first aid to persons in a state that threatens their life and health : a textbook / T. G. Pogodina [et al.]. M. : DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. 143 p.
8. Degurniy L. I. Atlas of first aid : a textbook for traffic police officers / L. I. Degurniy [et al.]. M. : Publishing House «National Medical and Surgical Center named after N.I. Pirogov», 2022. 72 p.
9. Minnullin I. P. Fundamentals of first aid : a textbook / I. P. Minnullin, N. N. Plakhov, L. I. Degurniy. M. : GEOTAR-Media, 2022. 128 p.
Информация об авторах
О. С. Горынина - преподаватель кафедры специальной подготовки Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова;
А. А. Кулакова - старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Воронежского института МВД России, кандидат медицинских наук.
Information about the authors
O. S. Gorynina - Lecturer of the Department of Special Training of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VV. Lukyanov;
A. A. Kulakova - Senior Lecturer of the Department of Tactical and Special Training of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Medical Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 30.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 30.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.