Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
УДК 614.2
DOI 10.24412/2312-2935-2022-1-503-513
РОЛЬ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В СНИЖЕНИИ ТРАВМАТИЗМА И СМЕРТНОСТИ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
О.Г. Рипп1, Б.С. Будаев2, И.С.Кицул 2, Банзарова Л.П.3
1ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия», г.Улан-Удэ
2 Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск
3 ГБУЗ «Республиканскиймедицинский информационно-аналитический центр», г.Улан-Удэ
Введение. Состояние безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте остается серьезной социально-экономической проблемой в связи с увеличением количества личного автотранспорта, перегруженностью дорог, низкого качества состояния дорожной сети и ее оборудования. Количество дорожно-транспортных происшествий остается по прежнему высоким, а дорожно-транспортный травматизм и смертность в результате аварий - одной из актуальных проблем. Ежегодно в Республике Бурятия регистрируется около 1700 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали и погибли люди. Травмы различной степени тяжести получают до 2500 человек и погибает до 200 человек. За последние годы произошло значительное повышение интенсивности движения транспорта по автомобильным дорогам региона, что связано с расширением внешнеэкономических связей, активизацией туризма. В ходе исследования установлено, что число травм, несовместимых с жизнью варьирует в разные годы от 27,5% до 72,4% и 50-70% людей, погибающих на дорогах республики могли бы жить, если бы им была оказана первая помощь.
Цель исследования. Изучение значения оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в целях снижения травматизма и смертности населения на дорогах.
Материал и методы. Использованы материалы Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Бурятия, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, информационные и аналитические материалы российских, иностранных авторов, в том числе размещенные в сети Интернет. Исследование проводилось с применением статистического, аналитического методов, а также методом сравнительного анализа.
Результаты. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» в республике были приняты меры по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Уделено большое внимание одному из факторов, непосредственно влияющему на снижение смертности как оказание первой помощи очевидцами, лицами, первыми прибывшими на место происшествия. С этой целью Министерством здравоохранения на базе ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия» в 2008 году создан Учебный центр, целью которого стало снижение тяжести медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий за счет обучения медицинских работников, водителей и широких групп населения правилам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Сведения по количеству случаев оказания первой помощи в
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
критических ситуациях за последние годы демонстрируют положительную динамику как результат проведенного обучения различных категорий населения навыкам оказания первой помощи. В этих условиях возрастает роль взаимодействия органов управления, подразделений и сил МЧС России, Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения Республики Бурятия, эффективная совместная работа которых при ликвидации последствий ДТП позволяет значительно снизить человеческие потери.
Обсуждение. Согласно зарубежным и отечественным исследованиям, не менее 50% погибших при дорожно-транспортных происшествиях умирают в первые секунды на месте аварии из-за несовместимых с жизнью поражений, еще 30% - в первые 2 часа после травмы, 25% погибших на месте ДТП до прибытия медиков имели шанс выжить, если бы им оказали первую помощь: остановили наружное кровотечение, обеспечили проходимость дыхательных путей и др. Увеличение процента оказанной первой помощи водителями - непосредственными участниками ДТП, участниками и свидетелями ДТП иллюстрирует распространённое заблуждение относительно невозможности оказания первой помощи людьми без медицинского образования.
Выводы. Значение оказания первой помощи пострадавшим в ДТП доказано многочисленными исследованиями, в том числе нашим, причем фактор времени является ключевым. В части снижения травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий необходимо создать систему обучения населения основным формам и методам оказания само- и взаимопомощи на месте дорожно-транспортного происшествия до прибытия скорой медицинской помощи. Только непрерывное, постоянное обучение всех групп населения с отработкой практических навыков и решением ситуационных задач позволит и дальше менять ситуацию по снижению тяжести последствий при ДТП и уменьшению числа погибших.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, первая помощь, травматизм, смертность.
THE ROLE OF FIRST AID IN REDUCING ROAD TRAFFIC INJURIES AND FATALITIES AT THE REGIONAL LEVEL
O.G. Ripp1, B.S. Budaev2, I.S. Kitsul2, L.P. Banzarova3.
1 Regional Center for Disaster Medicine of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russia
2 Irkutsk State Medical Academy of Post-graduate Education - branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of Ministry of Health of Russia, Irkutsk
3 State Budgetary Healthcare Institution "Republican Medical Information Analytical Center"of Ministry of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude
Introduction. Road safety in motor vehicles remains a serious socio-economic issue due to increasing number of private cars, congestion, poor quality of road network and its equipment. The number of road accidents remains high and road traffic injuries and fatalities are a pressing problem. Each year in the Republic of Buryatia there are around 1,700 road accidents in which people are injured and killed. Up to 2,500 people are injured to varying degrees of severity and up to 200 are killed. In recent years there has been a significant increase in traffic on the region's roads due to the expansion of foreign economic relations and the intensification of tourism. During the study, it was found that
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
the number of injuries, incompatible with life varies in different years from 27,5% to 72,4% and 5070% of people, who died on the roads of the country, could live if they had received first aid. The purpose of the study. To study the significance of the first aid to the victims of traffic accidents in order to reduce the trauma and mortality on the roads.
Material and methods. We used data from the State Inspectorate of Road Safety, the Ministry of Interior of the Republic of Buryatia, the Regional Office of the Federal State Statistics Service in the Republic of Buryatia, information and analytical papers of Russian and foreign authors, including those published on the Internet. The study was conducted using statistical and analytical methods, as well as by comparative analysis.
Results. Measures to improve care for victims of road accidents were taken in the framework of the Federal Target Program "Improving road safety in 2006-2012". Considerable attention has been paid to one of the factors that has a direct impact on reducing mortality such as providing first aid by eyewitnesses, the persons who were the first to arrive at the scene of the accident. For this purpose the Ministry of Health on the basis of the State Budgetary Institution "Territorial Centre of Medicine of Catastrophes of the Republic of Buryatia" in 2008 has created the Training Centre which purpose was to reduce severity of medical and sanitary consequences of road accidents through training of medical workers, drivers and wide groups of population in rules of the first aid to victims of road accidents. Data on the number of cases of first aid in critical situations in recent years shows a positive trend as a result of the training in first aid given to various categories of the population. In these conditions the role of interaction between the management bodies, departments and forces of EMERCOM of Russia, the Ministry of Internal Affairs and the Ministry of Health of the Republic of Buryatia increases; the effective joint work of which during liquidation of consequences of road accidents allows considerably reducing human losses.
Discussion. According to foreign and domestic studies, at least 50% of those killed in road accidents die in the first seconds on the scene of the accident because of injuries incompatible with life; another 30% die in the first 2 hours after the injury; 25% of those killed on the scene of an accident before the arrival of medics had a chance to survive if they had received first aid: to stop the external bleeding, to ensure airway patency, etc. The increased percentage of first aid given by drivers directly involved in the accident and by road traffic witnesses and participants illustrates a common misconception about the impossibility of first aid being given by people with no medical training.
Keywords: traffic accidents, first aid in reducing, mortality.
Введение. Состояние безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте
остается серьезной социально-экономической проблемой в связи с увеличением количества
личного автотранспорта, перегруженностью дорог, низкого качества состояния дорожной сети
и ее оборудования. Количество дорожно-транспортных происшествий остается по прежнему
высоким, а дорожно-транспортный травматизм и смертность в результате аварий - одной из
актуальных проблем. Ежегодно в Республике Бурятия регистрируется около 1700 дорожно-
транспортных происшествий, в которых пострадали и погибли люди. Травмы различной
степени тяжести получают около 3000 человек и погибает около 200 человек. За последние
годы произошло значительное повышение интенсивности движения транспорта по
автомобильным дорогам региона, что связано с расширением внешнеэкономических связей,
505
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1
Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
активизацией туризма. В ходе исследования статистических данных, в том числе Управления ГИБДД по Республике Бурятия установлено, что число травм, несовместимых с жизнью варьирует от 39% до 53%, соответственно 50-70% людей, погибающих на дорогах республики могли бы жить, если бы им была оказана первая помощь.
Цель исследования. Изучение значения оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в целях снижения травматизма и смертности населения на дорогах.
Результаты. Республика Бурятия с ноября 2018 года входит в состав Дальневосточного федерального округа. Среди регионов Дальневосточного федерального округа по итогам 2020 года республика занимает 5 место по числу дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых, а также по числу ДТП, совершенных в состоянии опьянения. Численность населения республики на 01.01.2020 г. составила 985,9 тыс. чел., из которых городское население - 59,2%, сельское - 40,8%. По уровню развития сети автомобильных дорог республика занимает 59 место по стране с общей протяженностью дорог общего пользования 14775 км., в том числе с твердым покрытием - 72,7%. Сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения - 824,8 км., в том числе автодорога «Байкал» Р-258 -Иркутск-Улан-Удэ-Чита (428,6 км.), которая является основной магистралью, так как проходит по наиболее освоенной территории, через столицу республики, принимая на себя основную нагрузку по перевозке грузов и пассажиров. Федеральные дороги проходят на территории 8 районов республики (Кяхтинский, Селенгинский, Иволгинский, Тарбагатайский, Мухоршибирский, Тункинский, Прибайкальский, Кабанский) и городского округа Улан-Удэ.
Самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий является столкновение транспортных средств. Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит в городах и населенных пунктах (72%). Больше половины всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших в городах и населенных пунктах, приходится на столицу республики - г. Улан-Удэ (55%).
В динамике количество дорожно-транспортных происшествий, как и пострадавших и погибших неуклонно снижается (таблица 1).
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
Таблица 1
Количество дорожно-транспортных происшествий, число пострадавших и погибших в результате ДТП в Республике Бурятия в 2004-2020 гг. по данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Республики Бурятия
(абс. число)
Период Количество ДТП Число погибших в результате ДТП, чел. Число раненых в результате ДТП, чел.
2004 1854 304 2312
2005 1745 264 2255
2006 1973 310 2639
2007 1898 308 2458
2008 1752 286 2334
2009 1572 230 2071
2010 1528 212 1926
2011 1578 265 1925
2012 1463 237 1828
2013 1596 237 1932
2014 1538 205 1932
2015 1364 163 1676
2016 1257 136 1607
2017 1250 135 1601
2018 1199 134 1634
2019 1106 132 1470
2020 994 113 1297
Поскольку у нас в стране существуют разночтения по учету дорожно-транспортных
происшествий и методике учета смертности (у МВД по Постановлению Правительства, у
министерства здравоохранения по правилам международной классификации болезней, травм
и причин смерти по ВОЗ) и в связи с тем, что статистика Управления государственной
инспекции безопасности дорожного движения претерпела изменения (до 2009 года считала
погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии, а все, кто умирал позднее,
в официальные данные не попадали, с 2009 г. - срок наблюдения за пострадавшими в ДТП
507
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
увеличен с 7 до 30 суток), то статистические данные республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы по количеству смертельных случаев при ДТП (таблица 2) разнятся с данными УГИБДД МВД Республики Бурятия (таблица 1). В структуре летальных исходов случаи несовместимые с жизнью в разные годы составили от 72,4% в 2009 до 27,5% в 2015 г. и с 2014 года не превышали 39%. Удельный вес лиц погибших от травматического шока составил 12,5-32%, кровопотери - 0,2- 15,3%, аспирации - 0,6-2,6%, сдавления органов - 0,49,2%, эмболии - 0,4-1,3%, прочих причин - 4,4-36,5%. Следует обратить внимание еще на один показатель при смертности от ДТП - наличие алкоголя в крови, который на протяжении всего периода остается чрезвычайно высоким - до 58% (таблица 2).
Таблица 2
Сведения о летальных случаях при ДТП, произошедших на территории Республики Бурятия
и основные причины смерти (абс.число)
Период общее кол-во ДТП Причины смерти обнар ужен алкого ль
случаи несовме стимые с жизнью шо к кро воп от ери асп ира ция сдав лени е орга нов эм бол ия про чие
2007 283 150 67 35 0 14 3 14 150
2008 308 151 66 47 1 8 3 32 168
2009 228 165 29 17 2 4 1 10 103
2010 215 139 38 22 0 3 1 12 90
2011 242 157 52 20 - 3 - 10 108
2012 231 140 53 12 4 3 - 19 110
2013 250 135 55 19 - 1 - 40 100
2014 210 71 44 17 - 2 1 75 106
2015 178 49 57 7 1 1 1 57 61
2016 152 52 39 9 1 7 2 42 55
2017 130 44 36 9 - 9 - 32 69
2018 137 50 28 3 1 5 - 50 66
2019 141 46 40 5 3 13 - 34 82
2020 116 46 29 9 1 0 0 31 58
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1
Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
Первыми участниками оказания помощи пострадавшему являются очевидцы, водители или пассажиры, которые как правило, не имеют медицинского образования, но оказываемая ими первая помощь является очень важной, позволяющей устранить угрожающие жизни нарушения [1]. Одной из важнейших групп потенциальных участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП являются водители транспортных средств. Особое внимание к этой группе связано с несколькими причинами. Во-первых, водители могут быть непосредственными участниками ДТП и могут сами пострадать. Поэтому для них, в отличие от других участников, актуальными являются вопросы самопомощи. Во-вторых, будучи участниками или свидетелями ДТП, водители являются самыми первыми, кто может устранить поражающие факторы и ранние осложнения травмы. В третьих, это самая массовая группа участников. Учитывая это, даже минимальное участие их в оказании первой помощи пострадавшим суммарно может дать значительный медицинский, социальный и экономический эффект [2]. Сведения по количеству случаев оказания первой помощи в критических ситуациях за последние годы демонстрируют положительную динамику как результат проведенного обучения различных категорий населения навыкам оказания первой помощи [3,4,5]. Однако данные статистики показывают, что в нашей стране при ДТП оказание первой помощи встречается значительно реже, чем можно было бы ожидать.
В 2009 году утверждено распоряжение Правительства Республики Бурятия «Об организации оказания первой помощи сотрудниками служб (МВД, МЧС), водителями общественного транспорта и дорожной службой пострадавшим в ДТП и других ЧС», что явилось большим достижением по сравнению с другими регионами в борьбе за снижение смертности при ДТП. Учебный центр ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия» создан в 2008 году и целью учебного центра является снижение тяжести медико-санитарных последствий ДТП за счет обучения медицинских работников, водителей и широких групп населения правилам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Обучение построено таким образом, что 80% учебного времени направлено на решение ситуационных задач с отработкой практических навыков. Это позволяет снизить показатели смертности при авариях и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
Таблица 3
Количество слушателей, прошедших обучение на базе Учебного центра ГБУЗ
«Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия» в 2008-2020 гг.
период спасател и водители преподава тели автошкол и других предприят ий сотрудни ки МВД медицинские работники представит ели других специальнос тей
2008 47 - - - 63 -
2009 101 620 - 71 23 70
2010 71 995 - 23 26 -
2011 55 265 - 108 7 -
2012 29 165 - 66 56 321
2013 68 65 8 137 106 84
2014 123 299 95 301 9 19
2015 326 474 87 20 419 79
2016 226 403 11 122 357 395
2017 99 271 9 218 382 747
2018 89 116 - 71 696 718
2019 35 150 21 82 494 622
2020 22 91 107 8 134 248
Всего в 2008-2020 гг. прошли обучение 12845 слушателей: спасатели (10,1%), водители (30,5%), преподаватели автошкол (2,6%), сотрудники МВД (9,6%), медицинские работники
(21,5%), представители других специальностей (25,7%).
Таблица 4
Оказанная первая помощь, людям, попавшим в ДТП, на территории Республики Бурятия
(абс.ч. и процент)
Период Оказанная первая помощь
абс. %
2014 96 3,4
2015 339 12,3
2016 104 5,0
2017 164 7,0
2018 87 4,0
2019 34 2,0
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1
Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
Данные по количеству случаев оказания первой помощи в критических ситуациях за последние годы демонстрируют положительную динамику как результат проведенного обучения различных категорий населения навыкам оказания первой помощи (таблица 4). Данная ситуация иллюстрирует распространённое заблуждение относительно невозможности оказания первой помощи людьми без медицинского образования. Так, доля летальных исходов от кровопотери в 2015 уменьшилась практически вдвое (на 41%) по сравнению с 2014 годом и на 85% по сравнению с самым высоким показателем в 2008 году. (таблица 2). Только непрерывное, постоянное обучение всех групп населения с отработкой практических навыков и решением ситуационных задач позволит и дальше менять ситуацию по снижению тяжести последствий при ДТП и уменьшению числа погибших.
Обсуждение. Согласно зарубежным и отечественным исследованиям, не менее 50% погибших при дорожно-транспортных происшествиях умирают в первые секунды на месте аварии из-за несовместимых с жизнью поражений. Еще 30% - в первые 2 часа после травмы, 25% погибших на месте ДТП до прибытия медиков имели шанс выжить, если бы им оказали первую помощь: остановили наружное кровотечение, обеспечили проходимость дыхательных путей и др. Увеличение процента оказанной первой помощи водителями - непосредственными участниками ДТП, участниками и свидетелями ДТП иллюстрирует распространённое заблуждение относительно невозможности оказания первой помощи людьми без медицинского образования.
Выводы. Значение оказания первой помощи пострадавшим в ДТП доказано многочисленными исследованиями, в том числе нашим. В части снижения травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий необходимо создать систему обучения населения основным формам и методам оказания само- и взаимопомощи на месте дорожно-транспортного происшествия до прибытия скорой медицинской помощи. Только непрерывное, постоянное обучение всех групп населения с отработкой практических навыков и решением ситуационных задач позволит и дальше менять ситуацию по снижению тяжести последствий при ДТП и уменьшению числа погибших.
Список литературы
1. Сумин С.А. Неотложные состояния. 5-е изд., переработанное и дополненное.2005;752.
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
2. Дежурный Л.И., Чурсанова А.В., Ганжурова Б.Ц. и др. Оказание первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях водителями транспортных средств. Юридические аспекты, обучение, оснащение. Социальные аспекты здравоохранения.2008.
3.Бялик Е.И. Временная остановка наружного кровотечения у пострадавших с травмами конечностей. Скорая медицинская помощь. 2001;(3):11-12.
4.Педен M., Скарфилд P., Слит D. и др. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Пер. с англ.М.: Издательство «Весь мир», 2004;280.
5. Хрупкин В .И. Организация неотложной специализированной хирургической помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Медицина катастроф, скорая и неотложная помощь и экстремальная медицина. Материалы научно-практической конференции, 18-19 апреля 2000;162-165.
References
1. Sumin S.A. Emergency conditions.5th ed. revised and enlarged.2005;752
2. Deshchyny L.I., Chursanova A.V., Ganzhurova B.Ts. et al. First Aid to Victims of Road Traffic Accidents by Motor Vehicle Drivers. Legal aspects, training, equipment. Social Aspects of Health Care. 2008
3.Bialik E.I. Temporary stopping of external bleeding in victims with limb injuries. Emergency Medical Care. 2001;(3):11-12
4.Peden M, Scarfield P, Sleet D, et al. World report on road traffic injury prevention. Translated from Engl.M: Whole World Publishing, 2004;280
5. Khrupkin V.I. Organization of Emergency Specialized Surgical Aid to Population in Emergency Situations. Medicine of Catastrophes, Emergency and Urgent Care and Extreme Medicine. Materials of scientific-practical conference, April 18-19, 2000;162-165
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Acknowledgments. The study did not have sponsorship. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Сведения об авторах
Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2022 г., № 1 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2022 г., № 1
ISSN 2312-2935
Рипп Ольга Германовна - заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ГБУЗ «Территориальный Центр медицины катастроф Республики Бурятия», 670034, Улан-Удэ, ул. Красноармейская, дом 20а, e-mail:[email protected], SPIN-kod 4473-0860.
Будаев Батор Сигизмундович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации,664049, Иркутск, микрорайон Юбилейный, дом 100, e-mail: bbs-rbmk @mail.ru, ORCID 0000-0002-8256-2300. Spin-код 2176-5052.
Кицул Игорь Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 664049, Иркутск, микрорайон Юбилейный, дом 100, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0001-6745-3862. Банзарова Лариса Пурбаевна - врач-методист ГБУЗ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава Республики Бурятия, 670031, г.Улан-Удэ, ул.Цыбикова, дом 6, e-mail:[email protected], ORCID 0000-0003-1571-5650.
About the authors
Ripp Olga Germanovna - Deputy Chief Doctor for Clinical Expertise, Territorial Centre for Disaster Medicine of the Republic of Buryatia, 670034, Ulan-Ude, 20a Krasnoarmeyskaya St., e-mail:[email protected], SPIN-kod 4473-0860.
Budaev Bator Sigizmundovich - Candidate of Medical Sciences, associate professor of the Department of Public Health and Public Health of Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - a branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Ministry of Healthcare of the Russian Federation,664049, Irkutsk, Yubileiny microdistrict, 100, e-mail: bbs-rbmk @mail.ru, ORCID 0000-0002-8256-2300.
Kitsul Igor Sergeevich - MD, PhD, professor, RAS, head of the Department of Public Health and Public Health of Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - Branch of Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 664049, Irkutsk, Yubileiny microdistrict, 100, e-mail:[email protected], ORCID 00000001-6745-3862.
Banzarova Larisa Purbaevna, Methodologist, Republican Medical Information and Analytical Centre, Ministry of Health of the Republic of Buryatia, 670031, Ulan-Ude, Tsybikova str. 6, e-mail:[email protected], ORCID 0000-0003-1571-5650.
Статья получена: 28.12.2021 г. Принята к публикации: 30.03.2022 г.