Научная статья на тему 'Условия оказания скорой медицинской помощи на территории Красноярского края при дорожно-транспортных происшествиях'

Условия оказания скорой медицинской помощи на территории Красноярского края при дорожно-транспортных происшествиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политравма
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ROAD INJURIES / ДОГОСПИТАЛЬНЫЙ ЭТАП / PRE-HOSPITAL STAGE / СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / FIRST MEDICAL AID

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попов А.А., Ростовцев С.И., Попова М.А, Чикун В.И., Попова Е.А.

За период 2004-2012 гг. на территории Красноярского края произошло 44 211 ДТП, при этом пострадало 54 802 человек, число погибших на дорогах Красноярского края остается самым высоким в Сибирском Федеральном округе, особенно среди молодых людей и женщин. Цель исследования – провести анализ дорожно-транспортного травматизма и оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе для повышения эффективности последней. Материалы и методы. Гипотеза исследования заключается в том, что в настоящее время модель скорой медицинской помощи в Красноярском крае имеет резервы для улучшения качества и доступности оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях на трассах федерального и регионального подчинения путем внесения в нее научно-обоснованных структурно-организационных изменений. Выводы. Для Красноярского края характерны общие для страны закономерности дорожно-транспортного травматизма: резкое увеличение количества автомобилей, неудовлетворительное состояние дорог, низкая культура вождения являются основными причинами дорожно-транспортных происшествий. Судьбу пострадавшего во многом определяет своевременность и качество оказания медицинской помощи. Безусловно, лица, получившие травмы в результате транспортных несчастных случаев, произошедших на территории крупного города, имеют больше шансов на своевременное прибытие бригады скорой помощи, чем пострадавшие в ДТП на трассах, удаленных от крупных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попов А.А., Ростовцев С.И., Попова М.А, Чикун В.И., Попова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF RENDERING THE EMERGENCY MEDICAL SERVICE AFTER ROAD ACCIDENTS IN THE TERRITORY OF KRASNOYARSK REGION

There were 44,211 road accidents at the territory of Kraskoyarsk region in 2004 – 2012. The number of victims is 54,802. This is the highest amount in the Siberian Federal District, especially among young people and women. Objective – to carry out the analysis of traffic injuries and rendering emergency medical service at a pre-hospital stage for increase of efficiency of latter. Materials and methods. The hypothesis is that now the emergency medical service model in Krasnoyarsk region has reserves for improvement of quality and availability of rendering medical care at a pre-hospital stage for the victims of road accidents on routes of federal and regional submission, by entering into it scientific and reasonable structural and organizational changes. Conclusion. Krasnoyarsk region is characterized by the particularities of road injuries which are common for Russian federation. The fast increase in cars amount, unsatisfactory road state and low driving culture are the main reasons of road accidents. The outcome is mainly predetermined by timeliness and quality of medical aid. Obviously, victims who suffer from road accidents in a city, have better chances for timely arrival of firs aid team compared to victims at roads far from big cities.

Текст научной работы на тему «Условия оказания скорой медицинской помощи на территории Красноярского края при дорожно-транспортных происшествиях»

Статья поступила в редакцию 28.05.2013 г.

УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

CONDITIONS OF RENDERING THE EMERGENCY MEDICAL SERVICE AFTER ROAD ACCIDENTS IN THE TERRITORY OF KRASNOYARSK REGION

Попов А.А. Ростовцев С.И. Попова М.А Чикун В.И. Попова Е.А. Любченко А.А. Тараканова Е.В. Хританкова А.А.

ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого

Минздрава России,

Popov A.A. Rostovtsev S. I. Popova M. A. Chikun V.I. Popova E.A. Lyubchenko A.A. Tarakanova E.V. Khritankova A.A.

Krasnoyarsk State Medical University

by the name of V.F. Voyno-Yasenetsky,

г. Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia

За период 2004-2012 гг. на территории Красноярского края произошло 44 211 ДТП, при этом пострадало 54 802 человек, число погибших на дорогах Красноярского края остается самым высоким в Сибирском Федеральном округе, особенно среди молодых людей и женщин.

Цель исследования - провести анализ дорожно-транспортного травматизма и оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе для повышения эффективности последней.

Материалы и методы. Гипотеза исследования заключается в том, что в настоящее время модель скорой медицинской помощи в Красноярском крае имеет резервы для улучшения качества и доступности оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на трассах федерального и регионального подчинения путем внесения в нее научно-обоснованных структурно-организационных изменений.

Выводы. Для Красноярского края характерны общие для страны закономерности дорожно-транспортного травматизма: резкое увеличение количества автомобилей, неудовлетворительное состояние дорог, низкая культура вождения являются основными причинами дорожно-транспортных происшествий.

Судьбу пострадавшего во многом определяет своевременность и качество оказания медицинской помощи. Безусловно, лица, получившие травмы в результате транспортных несчастных случаев, произошедших на территории крупного города, имеют больше шансов на своевременное прибытие бригады скорой помощи, чем пострадавшие в ДТП на трассах, удаленных от крупных городов.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм; догоспитальный этап; скорая медицинская помощь.

There were 44,211 road accidents at the territory of Kraskoyarsk region in 2004 - 2012. The number of victims is 54,802. This is the highest amount in the Siberian Federal District, especially among young people and women.

Objective - to carry out the analysis of traffic injuries and rendering emergency medical service at a pre-hospital stage for increase of efficiency of latter.

Materials and methods. The hypothesis is that now the emergency medical service model in Krasnoyarsk region has reserves for improvement of quality and availability of rendering medical care at a pre-hospital stage for the victims of road accidents on routes of federal and regional submission, by entering into it scientific and reasonable structural and organizational changes.

Conclusion. Krasnoyarsk region is characterized by the particularities of road injuries which are common for Russian federation. The fast increase in cars amount, unsatisfactory road state and low driving culture are the main reasons of road accidents.

The outcome is mainly predetermined by timeliness and quality of medical aid. Obviously, victims who suffer from road accidents in a city, have better chances for timely arrival of firs aid team compared to victims at roads far from big cities.

Key words: road injuries; pre-hospital stage; first medical aid.

В России в год от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают почти 30 тыс. человек, около 250 тыс. человек получают ранения. Ежегодный ущерб от ДТП в последние 3 года составляет 2,4-2,6 % ВВП страны, темп приро-

ста экономического ущерба 5-7 % в год [1-3]. За период 2004-2012 гг. на территории Красноярского края произошли 44211 ДТП, при этом пострадали 54802 человек. Число погибших на дорогах Красноярского края остается самым высоким в

Сибирском Федеральном округе, особенно среди молодых людей и женщин.

Формирование алгоритмов и стандартов оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях невозможно

без изучения характеристик пострадавших.

Цель исследования — провести анализ дорожно-транспортного травматизма и оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе для повышения эффективности последней. Задачи исследования:

1. Изучить состояние травматизма при дорожно-транспортных происшествиях на территории Красноярского края.

2.Провести оценку системы оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Красноярского края.

нию организации оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Красноярского края.

Все полученные данные обрабатывали с использованием статистических методов. Вычислялись средняя арифметическая (М) и средняя квадратичная ошибка (т). Для проверки достоверности различий по средним величинам определяли ^критерий, степень достоверности находили по таблице Стьюдента. Различия оценивали как достоверные, начиная со значения р < 0,05, определялся доверительный интервал.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Настоящее исследование проводилось в Красноярском крае с 2004 по 2012 гг. по классической схеме. На первом этапе были определены цели и задачи исследования, составлены план и программа исследования. Второй этап был посвящен сбору статистических материалов, их сводке и группировке, вычислению первичных итогов. На третьем этапе осуществлялась углубленная математико-статистическая обработка данных. В заключительной части проведен анализ полученных результатов, сформулированы выводы и предложения.

Изучение литературных данных отечественных и зарубежных авторов позволило определить актуальность и новизну исследования, определить основную гипотезу, цель и задачи исследования. Гипотеза исследования заключается в том, что в настоящее время модель скорой медицинской помощи в Красноярском крае имеет резервы для улучшения качества и доступности оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на трассах федерального и регионального подчинения путем внесения в нее научно-обоснованных структурно-организационных изменений. В соответствии с основной гипотезой определена цель исследования, направленная на разработку и научное обоснование комплекса мероприятий по совершенствова-

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ На территории Красноярского края проходят две федеральные трассы: М-53 и М-54, также расположены оживленные региональные трассы: Красноярск — Енисейск

— Северо-Енисейск (К-01), Ачинск

— Шарыпово — Ужур (К-22), Дудинка — Норильск и т.д.

Особенностями находящихся на территории региона автомобильных дорог являются:

1. Ландшафтная разнообразность

— равнины и высокогорье, степи, тайга и тундра, и как результат

— сложность дорожных профилей.

2.Изобилие опасных поворотов, подъемов и спусков, ограничивающих видимость.

3.Большое количество естественных водоемов, участков заболоченной местности, множество рек (Енисей, Чулым, Кан и др.).

4. Среднегодовые и среднесуточные перепады температур.

В Красноярском крае произошло резкое увеличение числа личных автомобилей: по сравнению с 2000 годом — в 2 раза, а с 1970 — почти в 50 раз. Регион занимает второе место по данному показателю в Сибирском Федеральном округе после республики Хакасия.

За прошедший год на территории края произошло свыше 5 тысяч ДТП, что почти на 1,5 превосходит показатели стоящего на втором месте Забайкальского края. Однако при этом число погибших на до-

№ 3 [сентябрь] 2013

Гн

рогах Красноярского края (620) превышает по количеству жертв ДТП Кемеровскую область на 58 человек. Наиболее безопасным регионом Сибири по итогам года является Омская область.

По данным Красноярского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы по г. Красноярску и Красноярскому краю (раздельно), летальность при ДТП в Красноярском крае за период 2004-2012 гг. снизилась с 54,7 до 23,9 (в расчете на 100000 населения), однако она остается на 20,5 % выше, чем показатели по Российской Федерации

и Сибирскому Федеральному округу.

Наиболее высокая смертность от ДТП была зафиксирована в Еме-льяновском, Козульском, Ерма-ковском, Уярском, Северо-Енисей-ском районах и т.д. (рис. 1). Надо отметить, что все эти территории концентрируются вокруг федеральных (М-53, М-54) и региональных (Красноярск — Енисейск — Северо-Енисейск (К-01), Ачинск — Шарыпово — Ужур (К-22)) трасс.

При этом на самих трассах смертность за период 2004-2012 гг. распределилась следующим образом (рис. 1, 2). Самая большая летальность отмечалась на федеральных (М-53, М-54) и краевых (К-01, К-22) трассах, по сравнению с показателями по Российской Федерации и Сибирскому Федеральному округу они превышали указанные в 2-2,5 раза.

Автодорога М-54 «Енисей» — 21-42 км (район завода тяжелого машиностроения) — 17 ДТП, 34 пострадавших (3 погибших).

В Ангарско-приангарских районах и на Крайнем Севере показатели летальности соответствовали федеральным или были даже ниже.

Одной из основных причин летальности при ДТП является алкогольное опьянение. Необходимо отметить, что около половины погибших на дорогах находились в состоянии алкогольного опьянения (48,1 %), что сопоставимо с показателями г. С-Петербурга и Ленинградской области (43,4 %). При этом данное явление практически равномерно встречалось на всех трассах Красноярского края. В то же время, в сельской местности

процент погибших в алкогольном опьянении был больше, чем в городах.

В г. Красноярске смертность при ДТП в 2004-2012 гг. колебалась от 22,5 до 14,6, что соответствовало Федеральному уровню (рис. 1, 2). Отличие, очевидно, обусловлено разной тяжестью повреждений на трассах и в городской черте (в том числе и алкоголизации), выполнением норматива по времени доезда к пострадавшим бригадами СМП в городе (11,14 ± 1,85 мин) и несоответствием его при оказании помощи на трассах (16,08 ± 0,68 мин), наличием реанимационных бригад в г. Красноярске и отсутствием их в большинстве территорий на трассах в Красноярском крае, различным уровнем медицинской помощи в центральных районных больницах и в стационарах г. Красноярска.

Многие авторы полагают, что судьбу пострадавшего во многом определяет своевременность и качество оказания медицинской помощи. Безусловно, лица, получившие травмы в результате транспортных несчастных случаев, произошедших на территории населенного пункта, имеют больше шансов на своевременное прибытие бригады скорой помощи, чем пострадавшие в результате ДТП на трассах, удаленных от населенных пунктов. Однако проведенный нами анализ показал, что ранговая корреляция между смертностью населения от ДТП и расстоянием до районной больницы не достигала уровня статистической значимости по всем территориям Красноярского края (г = 0,156; р > 0,2). Детальный анализ 10 районов с самой высокой смертностью от ДТП показал, что только в Ермаковском и Северо-Енисейском районах наблюдалась прямая корреляция, но на указанных территориях плечо доезда составляло более 100 км. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что на территориях, где скорая медицинская помощь оказывается самостоятельными станциями, смертность из года в год меньше (г = -0,685; р < 0,05), чем там, где находятся отделения СМП при ЦРБ (г = 0,505; р < 0,002). При этом данная картина сохраняется как на федеральных, так и на краевых трассах.

Рисунок 1

Распределение смертности населения от ДТП в 2004-2012 гг. (в расчете на 100000 населения)

Рисунок 2

Распределение смертности населения от ДТП в зависимости от дорог в 2004-2012 гг. (в расчете на 100000 населения)

ВЫВОДЫ:

1. Для Красноярского края характерны общие для страны закономерности дорожно-транспортного травматизма. Резкое увеличение количества автомобилей, неудовлетворительное состояние дорог, низкая культура вождения являются основными причинами дорожно-транспортных происшествий.

2.Судьбу пострадавшего во многом определяют своевременность и качество оказания медицинской помощи. Безусловно, лица, получившие травмы в результате транспортных несчастных случаев, произошедших на территории крупного города, имеют больше шансов на своевременное прибытие бригады скорой помощи, чем пострадавшие в ДТП на трассах, удаленных от крупных городов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аналитический отчет «Проблемы реанимационных действий на месте ДТП». — М.: Центр стратегических разработок, 2004. — 28 с.

2. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях /С.Ф. Багненко, В.В. Стожаров, А.Г. Мирошниченко [и др.]. - СПб., 2007. - 400 с.

3. Гланц, С. Медико-биологическая статистика: пер. с англ. /С. Гланц. - М.: Практика, 1998. - 459 с.

REFERENCES:

1. The analytical report «Problems of resuscitation actions on a road accident place». Moscow: Tsentr strategicheskikh razrabotok; 2004 (In Russian).

2. Bagnenko S.F., Stozharov V.V., Miroshnichenko A.G. i dr. Emergency medical aid for victims suffered in road traffic accidents. SPb.; 2007 (In Russian)

3. Glants, S. Medicobiological statistics: per. s angl. Moscow: Praktika; 1998 (In Russian).

Сведения об авторах:

Попов А.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия.

Ростовцев С.И., д.м.н., доцент, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии ИПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия.

Попова Е.А., д.м.н., профессор, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия.

Чикун В.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой судебной медицины ИПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия.

Любченко А.А., к.м.н., доцент, доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия.

Попова М.А., ассистент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия.

Хританкова А.А., ассистент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия.

Тараканова Е.В., клинический интерн, кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия.

Адрес для переписки:

Попов А.А., ул. К. Маркса, 47-52, г. Красноярск, Россия, 660049

Тел: +7-903-922-3077; +7-391-227-2781

E-mail: popov853@rambler.ru

Information about authors:

Popov A.A., MD, PhD, professor, head of chair of mobilization preparation in health care, emergency medicine and emergency aid with course of PO, Krasnoyarsk State Medical University by the name of V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia.

Rostovtsev S.I., MD, PhD, docent, chair of anesthesiology and resuscitation, Krasnoyarsk State Medical University by the name of V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia.

Popova E.A., MD, PhD, professor, chair of mobilization preparation in health care, emergency medicine and emergency aid with course of PO, Krasnoyarsk State Medical University by the name of V.F. Voyno-Yasenet-sky, Krasnoyarsk, Russia.

Chikun V.I., MD, PhD, professor, head of chair of forensic medicine, Krasnoyarsk State Medical University by the name of V.F. Voyno-Yasenet-sky, Krasnoyarsk, Russia.

Lyubchenko A.A., candidate of medical science, docent, chair of mobilization preparation in health care, emergency medicine and emergency aid with course of PO, Krasnoyarsk State Medical University by the name of V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia.

Popova M.A., assistant, chair of mobilization preparation in health care, emergency medicine and emergency aid with course of PO, Krasnoyarsk State Medical University by the name of V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia.

Khritankova A.A., assistant, chair of mobilization preparation in health care, emergency medicine and emergency aid with course of PO, Krasnoyarsk State Medical University by the name of V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia.

Tarakanova E.V., clinical intern, chair of mobilization preparation in health care, emergency medicine and emergency aid with course of PO, Krasnoyarsk State Medical University by the name of V.F. Voyno-Yasenet-sky, Krasnoyarsk, Russia.

Address for correspondence:

Popov A.A., K. Marksa St., 47-52, Krasnoyarsk, 660049, Russia Тел: +7-903-922-3077; +7-391-227-2781 E-mail: popov853@rambler.ru

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 3 [сентябрь] 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.