Научная статья на тему 'СТАТИСТИКА СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ'

СТАТИСТИКА СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смертность / дорожно-транспортные происшествия / тяжесть последствий / mortality / traffic accidents / severity of consequences

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Будаев Батор Сигизмундович, Кицул Игорь Сергеевич, Банзарова Лариса Пурбаевна, Рипп Ольга Германовна

Введение. Высокие показатели смертности из-за дорожно-транспортных происшествий характерны для большинства стран мира и проблема носит глобальный характер, в связи с чем проведение комплексного статистического анализа смертности в результате дорожно-транспортных происшествий является весьма актуальным. Исследование показало, что снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий обусловлена стабилизацией социально-экономической ситуации в регионе, реализацией мероприятий, направленных на совершенствование деятельности Госавтоинспекции, совершенствование деятельности медицинских организаций, приобщение населения к профилактике нарушений правил дорожного движения, оказанию первой помощи при наступлении несчастных случаев, повышению доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи. Цель исследования. Изучение региональных особенностей смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий в период 2004-2020 гг. Материал и методы. Использованы материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, МВД по Республике Бурятия Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также информационные и аналитические материалы российских, иностранных авторов, в том числе размещенные в сети Интернет. Исследование проводилось с применением статистического, аналитического методов, а также методом сравнительного анализа. Результаты. Показатели смертности населения республики от внешних причин, включая транспортные несчастные случаи, ДТП на протяжении всего исследуемого периода, были выше, чем по стране. Особенностью распределения последних является двукратное превышение количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших в городах и населенных пунктах. Алкоголь в крови умерших в результате транспортных травм, в том числе автомобильных обнаружен более, чем в 50% случаев. Удельный вес дорожно-транспортных происшествий из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств остается максимальным, т.е. до 90% и более и основными нарушителями являются водители легковых автомобилей. Основная доля погибших в ДТП это лица трудоспособного возраста и до 85% летальных исходов наступают на месте происшествия, до 2% при транспортировке пострадавших лиц. Обсуждение. Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Статистика Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения до 2009 г. считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 г. порядок учёта погибших в ДТП изменён срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. У нас в стране существуют разночтения как по учету дорожно-транспортных происшествий, так и методике учета смертности: у МВД по Постановлению Правительства, у министерства здравоохранения по правилам международной классификации болезней, травм и причин смерти, которая составлена Всемирной организацией здравоохранения. Выводы. Наиболее значимым проблемным фактором дорожно-транспортного травматизма в республике остается сам человек, его профессиональные навыки и поведенческие установки, развитие дорожной инфраструктуры. Проводимая в республике политика в области защиты жизни и здоровья человека на дорогах привела к снижению уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. К 2020 г. наблюдается снижение показателя смертности населения республики в результате дорожно-транспортных происшествий в сравнении с 2004 г. почти в 5 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Будаев Батор Сигизмундович, Кицул Игорь Сергеевич, Банзарова Лариса Пурбаевна, Рипп Ольга Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICS OF POPULATION MORTALITY FROM ROAD ACCIDENTS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

Introduction. High mortality rates due to road traffic accidents are typical for most countries of the world and the problem is global in nature, therefore, conducting a comprehensive statistical analysis of deaths due to road traffic accidents is very relevant. The study showed that the reduction in the mortality rate of the population as a result of road accidents is due to the stabilization of the socio-economic situation in the region, the implementation of measures aimed at improving the activities of the State Traffic Inspectorate, improving the activities of medical organizations, introducing the population to the prevention of traffic violations, first aid in the event of accidents, improving the availability and quality of medical care, including emergency medical care. The purpose of the study. Study of regional characteristics of mortality of the population as a result of road accidents in the period 2004-2020. Material and methods. The materials of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Buryatia, the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Buryatia the Department of the State Road Safety Inspectorate, as well as information and analytical materials of Russian and foreign authors, including those posted on the Internet, were used. The study was conducted using statistical, analytical methods, as well as the method of comparative analysis. Results. The mortality rates of the population of the republic from external causes, including transport accidents, road accidents throughout the study period, were higher than in the country. A feature of the distribution of the latter is a twofold excess of the number of road accidents that occurred in cities and towns. Alcohol in the blood of those who died as a result of transport injuries, including automobile injuries, was detected in more than 50% of cases. The share of traffic accidents due to violations of traffic rules by drivers of vehicles remains the maximum, i.e. up to 90% or more and the main violators are drivers of passenger cars. The main proportion of those killed in road accidents are people of working age and up to 85% of deaths occur at the scene, up to 2% during transportation of injured persons. Discussion. Road traffic injuries are ranked first in the world in terms of the number of fatalities and second in terms of the number of injured. Statistics of the Department of the State Road Safety Inspectorate until 2009 considered those who died in an accident to be those who died within 7 days after the accident. All those who died later were not included in the official data. Since 2009, the order of registration of those killed in an accident has been changed the period of observation of those injured in an accident has been increased from 7 to 30 days. In our country, there are discrepancies both in the accounting of road accidents and in the methodology of accounting for mortality: the Ministry of Internal Affairs according to a Government Decree, the Ministry of Health according to the rules of the international classification of diseases, injuries and causes of death, which is compiled by the World Health Organization. Conclusions. The most significant problematic factor of road traffic injuries in the republic remains the person himself, his professional skills and behavioral attitudes, the development of road infrastructure. The policy pursued in the republic in the field of protecting human life and health on the roads has led to a decrease in the death rate as a result of road accidents. By 2020, there is a decrease in the mortality rate of the population of the republic as a result of road accidents in comparison with 2004 by almost 5 times.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИКА СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ»

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3

ISSN 2312-2935

УДК 614.2

DOI 10.24412/2312-2935-2021-3-533-549

СТАТИСТИКА СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Б.С. Будаев1, И.С. Кицул1, Л.П. Банзарова, 2 О.Г.Рипп.3

1 Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск

2ГБУЗ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» Министерства Республики Бурятия, г. Улан-Удэ

3ГБУЗ «Территориальный Центр Медицины Катастроф РБ», г.Улан-Удэ

Введение. Высокие показатели смертности из-за дорожно-транспортных происшествий характерны для большинства стран мира и проблема носит глобальный характер, в связи с чем проведение комплексного статистического анализа смертности в результате дорожно-транспортных происшествий является весьма актуальным. Исследование показало, что снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий обусловлена стабилизацией социально-экономической ситуации в регионе, реализацией мероприятий, направленных на совершенствование деятельности Госавтоинспекции, совершенствование деятельности медицинских организаций, приобщение населения к профилактике нарушений правил дорожного движения, оказанию первой помощи при наступлении несчастных случаев, повышению доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи.

Цель исследования. Изучение региональных особенностей смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий в период 2004-2020 гг.

Материал и методы. Использованы материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, МВД по Республике Бурятия -Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также информационные и аналитические материалы российских, иностранных авторов, в том числе размещенные в сети Интернет. Исследование проводилось с применением статистического, аналитического методов, а также методом сравнительного анализа.

Результаты. Показатели смертности населения республики от внешних причин, включая транспортные несчастные случаи, ДТП на протяжении всего исследуемого периода, были выше, чем по стране. Особенностью распределения последних является двукратное превышение количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших в городах и населенных пунктах. Алкоголь в крови умерших в результате транспортных травм, в том числе автомобильных обнаружен более, чем в 50% случаев. Удельный вес дорожно-транспортных происшествий из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств остается максимальным, т.е. до 90% и более и основными нарушителями являются водители легковых автомобилей. Основная доля погибших в ДТП - это лица трудоспособного возраста и до 85% летальных исходов наступают на месте происшествия, до 2% - при транспортировке пострадавших лиц.

Обсуждение. Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Статистика Управления государственной

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3

ISSN 2312-2935

инспекции безопасности дорожного движения до 2009 г. считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 г. порядок учёта погибших в ДТП изменён - срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. У нас в стране существуют разночтения как по учету дорожно-транспортных происшествий, так и методике учета смертности: у МВД по Постановлению Правительства, у министерства здравоохранения по правилам международной классификации болезней, травм и причин смерти, которая составлена Всемирной организацией здравоохранения.

Выводы. Наиболее значимым проблемным фактором дорожно-транспортного травматизма в республике остается сам человек, его профессиональные навыки и поведенческие установки, развитие дорожной инфраструктуры. Проводимая в республике политика в области защиты жизни и здоровья человека на дорогах привела к снижению уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. К 2020 г. наблюдается снижение показателя смертности населения республики в результате дорожно-транспортных происшествий в сравнении с 2004 г. почти в 5 раз.

Ключевые слова: смертность, дорожно-транспортные происшествия, тяжесть последствий.

STATISTICS OF POPULATION MORTALITY FROM ROAD ACCIDENTS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

B.S. Budaev1, I.S. Kitsul1, L.P. Banzarova2, O.G. Ripp3

Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education, Ministry of Health of Russia, Irkutsk 2State Budgetary Healthcare Institution "Republican Medical Information and Analytical Center" of the Ministry of the Republic of Buryatia, Ulan-Ude

3"Territorial Center for Disaster Medicine of the Republic of Belarus", Ulan-Ude

Introduction. High mortality rates due to road traffic accidents are typical for most countries of the world and the problem is global in nature, therefore, conducting a comprehensive statistical analysis of deaths due to road traffic accidents is very relevant. The study showed that the reduction in the mortality rate of the population as a result of road accidents is due to the stabilization of the socioeconomic situation in the region, the implementation of measures aimed at improving the activities of the State Traffic Inspectorate, improving the activities of medical organizations, introducing the population to the prevention of traffic violations, first aid in the event of accidents, improving the availability and quality of medical care, including emergency medical care.

The purpose of the study. Study of regional characteristics of mortality of the population as a result of road accidents in the period 2004-2020.

Material and methods. The materials of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Buryatia, the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Buryatia - the Department of the State Road Safety Inspectorate, as well as information and analytical materials of Russian and foreign authors, including those posted on the Internet, were used. The study was conducted using statistical, analytical methods, as well as the method of comparative analysis. Results. The mortality rates of the population of the republic from external causes, including transport accidents, road accidents throughout the study period, were higher than in the country. A feature of the distribution of the latter is a twofold excess of the number of road accidents that occurred in cities

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3

ISSN 2312-2935

and towns. Alcohol in the blood of those who died as a result of transport injuries, including automobile injuries, was detected in more than 50% of cases. The share of traffic accidents due to violations of traffic rules by drivers of vehicles remains the maximum, i.e. up to 90% or more and the main violators are drivers of passenger cars. The main proportion of those killed in road accidents are people of working age and up to 85% of deaths occur at the scene, up to 2% - during transportation of injured persons.

Discussion. Road traffic injuries are ranked first in the world in terms of the number of fatalities and second in terms of the number of injured. Statistics of the Department of the State Road Safety Inspectorate until 2009 considered those who died in an accident to be those who died within 7 days after the accident. All those who died later were not included in the official data. Since 2009, the order of registration of those killed in an accident has been changed - the period of observation of those injured in an accident has been increased from 7 to 30 days. In our country, there are discrepancies both in the accounting of road accidents and in the methodology of accounting for mortality: the Ministry of Internal Affairs according to a Government Decree, the Ministry of Health according to the rules of the international classification of diseases, injuries and causes of death, which is compiled by the World Health Organization.

Conclusions. The most significant problematic factor of road traffic injuries in the republic remains the person himself, his professional skills and behavioral attitudes, the development of road infrastructure. The policy pursued in the republic in the field of protecting human life and health on the roads has led to a decrease in the death rate as a result of road accidents. By 2020, there is a decrease in the mortality rate of the population of the republic as a result of road accidents in comparison with 2004 by almost 5 times.

Keywords: mortality, traffic accidents, severity of consequences.

Введение. Статистика смертности в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) ведется Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization), которая каждые 3-5 лет выпускает специальный отчет под названием «Доклад о безопасности дорожного движения в мире» («Global Status Report on Road Safety»). В данном отчете приводятся данные о среднем уровне смертности за год на 100 тысяч населения. Систематизацией данных занимается Всемирный банк, который также публикует эти данные у себя в отчете Mortality caused by road traffic injury (per 100,000people).

Как показывает статистика, высокая смертность от дорожно-транспортных происшествий наблюдается в бедных странах. Эксперты отмечают, что это связано с неразвитой инфраструктурой, плохими дорогами и недостаточным уровнем доступности и качества медицинской помощи, которое оказывается пострадавшим людям. В 2020 г. в России из-за аварий на дорогах погибли 16,2 тыс. человек. Страна занимает 72 место в мире по последней версии отчета, опубликованной Всемирной организацией здравоохранения и отображающей итоги 2018 г.. По оценкам ВОЗ, стандартизованные показатели смертности населения Российской Федерации от травм в 4-6 раз выше, чем в других развитых странах мира [1].

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3 _ISSN 2312-2935_

Высокие показатели смертности из-за дорожно-транспортных происшествий характерны не только для России, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, Республики Бурятия, но и для большинства стран мира, то есть проблема носит глобальный характер [2]. Поэтому проведение комплексного статистического анализа смертности в результате дорожно-транспортных происшествий несомненно является актуальным. Тенденция к снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий за последние 15 лет, обусловлена не только стабилизацией социально-экономической ситуации в регионе, в большей степени как результат воздействия мер, направленных на совершенствование деятельности Госавтоинспекции, снижение уровня аварийности на автомобильных дорогах, изменение условий организации дорожного движения на аварийно-опасных участках, совершенствование деятельности медицинских организаций, приобщение населения к профилактике нарушений правил дорожного движения, оказанию первой помощи при наступлении несчастных случаев [2]. Необходимо отметить, что достаточно выражено влияние мер по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи.

Цель исследования. Изучение региональных особенностей смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий в период 2004-2020 гг.

Материал и методы. Использованы материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, МВД по Республике Бурятия -Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также информационные и аналитические материалы российских, иностранных авторов, в том числе размещенные в сети Интернет. Исследование проводилось с применением статистического, аналитического методов, а также методом сравнительного анализа.

Результаты. Изучение региональных особенностей смертности при дорожно-транспортных происшествиях в Республике Бурятия в 2004-2020 гг. выявило, что характерной чертой ежегодного распределения ДТП по местам совершения является двукратное и более превышение их количества, произошедших в городах, населенных пунктах. Примерно такое же соотношение имеют данные по числу раненых. Вместе с тем, более половины (53,9%) всех погибших фиксировались в ДТП, совершенных вне населенных пунктов.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3 _ISSN 2312-2935_

Основу автодорожной сети Республики Бурятия составляют 3 федеральные автомобильные дороги: Р-258 «Байкал» Иркутск-Улан-Удэ-Чита, протяженностью в пределах республики 432 км; А-333 Култук-Монды, протяженностью 180 км, находится в ведении управления автомобильной магистрали «Красноярск-Иркутск»; А-340 Улан-Удэ - Кяхта, протяженностью 219 км. Сеть федеральных дорог в Республике Бурятия составляет 835,8 км. (5,6 %), регионального значения - 3591,0 км. (24,2 %), местного - 10413,3 км. (70,2 %). Заслуживает внимания то, что доля ДТП, совершённых на федеральных автомобильных дорогах, составляет более десятой части от их общего количества в республике (17%), а число погибших практически четверть (25,6%) и раненых в них - почти одну пятую часть (18,5%).

Особенностью автомобильного пассажирского транспорта Республики Бурятия является то, что рынок пассажирских перевозок представлен не транспортными компаниями, а индивидуальными предпринимателями при низкой доле муниципального транспорта и полном отсутствии государственного транспорта. Это создает определенные проблемы для развития автомобильного транспорта: индивидуальный перевозчик не заинтересован в повышении безопасности дорожного движения и культуры обслуживания пассажиров, не имеет финансовых возможностей для обновления подвижного состава и приобретения автобусов большой вместимости. Возникают и проблемы с контролем и управляемостью пассажирским транспортом, представленным не несколькими транспортными компаниями, а полутора тысячами индивидуальных предприятий.

В структуре общей смертности населения Республики Бурятия внешние причины находятся на третьем месте (13,0 %), которые в 2014-2015 гг. располагались на втором месте. Среди причин смертности лиц трудоспособного возраста смертность от внешних причин превалирует. В структуре внешних причин стабильно первое и второе место занимают самоубийства и убийства, третье ранговое место - транспортные несчастные случаи (всех видов), включая ДТП, с 2017 г. - случайные отравления алкоголем. Данные результаты, характеризующиеся лидирующим вкладом смертности от внешних причин в трудоспособном возрасте сопоставимы с данными по Российской Федерации, некоторых европейских стран и стран Южной Америки [2].

В динамике наиболее неблагоприятным периодом для республики были 2004-2006 гг., когда уровень смертности населения от внешних причин достигал 368,7 на 100 тыс. населения, а смертность от дорожно-транспортных происшествий 41,2 случая на 100 тыс. населения (таблица 1).

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3

ISSN 2312-2935

Таблица 1

Показатели смертности населения Республики Бурятия, Сибирского федерального округа, Российской Федерации в результате ДТП в динамике с 2004 по 2020 гг.

(на 100 000 населения)

Травмы, отравления и Транспортные Дорожно-

некоторые другие последствия воздействия несчастные случаи транспортные происшествия

внешних причин

РФ СФО РБ РФ СФО РБ РФ СФО РБ

2004 227,2 295,7 368,7 29,1 41,2 22,7 41,2

2005 220,7 295,0 368,4 28,1 36,1 23,3 36,2

2006 198,5 260,4 321,9 26,8 28,2 34,9 17,5 29,0

2007 182,5 235,0 293,2 27,5 28,0 39,3 18,2 30,1

2008 172,2 224,5 287,2 25,0 27,8 37,6 16,9 18,6 31,7

2009 158,3 207,6 278,2 21,2 22,3 30,2 14,5 14,1 24,1

2010 152,8 200,2 253,6 20,1 20,3 28,1 14,0 13,7 21,5

2011 139,4 183,5 246,6 20,5 21,5 30,8 13,5 12,6 24,8

2012 135,3 181,3 236,2 20,9 21,3 30,8 14,4 12,3 25,0

2013 129,2 171,5 215,9 20,2 21,5 29,7 14,3 14,0 23,7

2014 129,9 166,5 199,7 20,0 20,0 26,1 14,1 12,6 19,6

2015 121,3 153,3 179,7 17,0 18,0 21,7 12,2 11,4 16,0

2016 114,2 141,8 164,7 14,7 14,9 17,7 10,8 9,7 13,1

2017 104,0 130,6 156,5 13,7 14,4 16,6 10,1 9,3 12,8

2018 98,5 123,0 147,7 13,0 14,0 16,4 9,8 9,0 11,2

2019 93,8 117,6 146,8 12,1 12,8 16,1 9,2 9,1 12,0

2020 95,3 116,5 133,3 11,6 13,0 12,7 9,1 10,6 8,7

Показатели смертности населения республики от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин, включая транспортные несчастные случаи, ДТП на протяжении всего исследуемого периода, за исключением 2020 г. (транспортные травмы, ДТП) выше, чем в целом по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации (таблица 1).

До 2009 г. статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 г. порядок учёта погибших в ДТП изменён - срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3

ISSN 2312-2935

Таблица 2

Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в Республике Бурятия в 20152020 гг. по данным мониторинга ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф»

(абс.числах)

№ 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2015-2020

1. Число погибших и умерших в результате ДТП, в том числе 165 118 122 98 162 81 746

1.1 лиц трудоспособного возраста 134 94 96 85 123 59 591 (79,2%)

1.2. детей в возрасте 0-17 лет 5 2 9 9 12 6 43 (5,8%)

2. Число погибших на месте ДТП, в том числе 149 103 101 102 98 79 632 (84,7%)

2.1 лиц трудоспособного возраста 129 87 86 88 75 61 526 (70,5%)

2.2. детей в возрасте 0-17 лет 3 3 3 7 9 6 31 (4,2%)

3. До прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи 87 87 86 87 77 62 486 (65,1%)

4. До прибытия выездной бригады Территориального центра медицины катастроф (далее - ТЦМК) 27 16 14 15 21 15 108 (14,5%)

5. Число пострадавших в результате ДТП, умерших во время транспортировки выездной бригады скорой медицинской помощи, ТЦМК 3 0 1 2 4 3 13 (1,7%)

6. Число пострадавших в результате ДТП, умерших дома 0 0 0 0 0 0 0

7. Число пострадавших в результате ДТП, умерших в стационарах 50 31 28 30 29 30 198 (26,5%)

8. Число пострадавших в 50 31 28 30 29 30 198

ДТП, умерших в (26,5%)

травмоцентрах

8.1 I уровня (2) 12 7 5 7 10 11 52 (26,4%)

8.2. II уровня (4) 19 13 10 13 14 12 65 (32,8%)

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3

ISSN 2312-2935

8.3 III уровня (18) 19 11 13 10 5 7 65 (32,8%)

9. Число пострадавших в ДТП и умерших в травмоцентрах в первые 24 часа 22 16 15 16 17 14 100 (50,5%)

9.1 I уровня (2 медицинские организации) 3 2 1 2 4 3 15 (15%)

9.2 II уровня (4) 9 6 5 6 9 7 42 (42%)

9.3 III уровня (18) 10 8 9 8 4 4 43 (43%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Число пострадавших в ДТП, умерших в травмоцентрах в течение 0-7 суток 39 26 22 23 23 23 156 (78,8%)

10.1 I уровня (2) 7 6 3 2 6 9 33 (21,2%)

10.2 II уровня (4) 14 9 7 11 12 7 60 (38,4%)

10.3 III уровня (18) 18 11 12 10 5 7 63 (40,4%)

11. Число пострадавших в ДТП, умерших в травмоцентрах в течение 0-30 суток 50 31 28 30 29 30 198

11.1 I уровня (2) 12 7 5 7 10 11 52 (26,3%)

11.2 II уровня (4) 19 13 10 13 14 12 81 (40,9%)

11.3 III уровня (18) 19 11 13 10 5 7 65 (32,8%)

По данным вышеуказанного мониторинга до 79,2% погибших составляют лица трудоспособного возраста, погибших на месте ДТП - 84,7%, из них лиц трудоспособного возраста - 70,5%, пострадавших в результате ДТП и умерших во время транспортировки выездной бригады скорой медицинской помощи - 1,7%, пострадавших в результате ДТП и умерших в стационарах - 26,5%, пострадавших в ДТП и умерших в травмоцентрах в первые 24 часа - 50,5% (таблица 2).

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3

ISSN 2312-2935

Таблица 3

Динамика основных показателей аварийности в Республике Бурятия за период 2000-2020 гг. по данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Бурятия (абс.числах, на 100 пострадавших, на 100 000 населения,

на 10 000 транспортных средств)

Год Колич Число Число Число Тяжесть Социальный Транспортн

ество ДТП погибш их в раненых в постра давших последствий (количество риск (количество ый риск (количество

результ ате результа те ДТП, на 100 лиц, погибших лиц, погибших лиц, погибших

ДТП, чел. тыс. в в в резуль-

чел. нас. результате ДТП на 100 пострадавш их) результате ДТП, на 100 тыс. нас.) тате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств)

2004 1854 304 2312 268,6 11,7 31,2 15,3

2005 1745 264 2255 260,0 10,5 27,2 13,1

2006 1973 310 2639 306,1 10,5 32,1 14,0

2007 1898 308 2458 288,1 11,1 31,9 12,8

2008 1752 286 2334 272,9 10,9 29,6 11,4

2009 1572 230 2071 239,7 9,7 23,8 8,5

2010 1528 212 1926 271,9 9,9 21,9 8,0

2011 1578 265 1925 225,4 12,1 27,8 7,8

2012 1463 237 1828 212,6 11,5 23,4 7,6

2013 1596 237 1932 223,2 10,9 24,4 7,3

2014 1538 205 1932 219,4 9,6 21,1 6,0

2015 1364 163 1676 187,9 8,9 16,7 4,5

2016 1257 136 1607 177,4 7,7 13,8 3,7

2017 1250 135 1601 176,4 7,8 13,7 3,6

2018 1199 134 1634 179,6 7,6 13,6 3,5

2019 1106 132 1470 162,9 8,2 13,4 3,4

2020 994 113 1297 143,0 8,0 11,5 2,9

По данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Бурятия многолетний анализ данных статистического учета ДТП показал, что определяющее значение в распределении основных показателей аварийности по причинам возникновения дорожно-транспортных происшествий, имеют ошибочные действия водителей транспортных средств (таблица 3). При этом уровень профессиональной подготовки и дисциплины водителей в последние годы значительно вырос, что свидетельствует снижение показателей аварийности, произошедших из-за нарушений ПДД водителями. Вместе с тем

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3 _ISSN 2312-2935_

данный вид ДТП остается самой распространенной причиной аварийности. В 2020 году количество ДТП из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств, число погибших и раненых сократилось, но их удельный вес по-прежнему был максимальным. Среди основных показателей аварийности из-за нарушения ПДД водителями всех видов транспортных средств ежегодно наибольшую часть составляют ДТП, совершенные водителями легковых автомобилей (2020 г. - 84,2%). Менее значительным осталось воздействие на состояние аварийности в республике со стороны пешеходов. Наряду с общей динамикой сокращения основных показателей аварийности, количество ДТП, совершенных из-за нарушений ПДД этой группой участников дорожного движения, в последние годы также имеют тенденцию последовательного ежегодного снижения показателей аварийности данного вида и тяжести последствий таких ДТП. Наиболее значительным было снижение число погибших, что сказалось на уменьшении показателя тяжести последствий таких ДТП. По вине пешеходов совершено 104 ДТП (2019 г. -179, 41,9%), в результате которых 21 человек погиб (2019 г. - 31, 32,3%) и 93 получили ранения (2019 г. - 156, 40,4%).

Влияние неудовлетворительного состояния улиц и дорог при совершении дорожно-транспортных происшествий как сопутствующей причины, остается высоким на протяжении многих лет. Если в 2016 г. доля таких происшествий составляла пятую часть количества всех ДТП (43%), то в 2017 г. этот фактор зарегистрирован при оформлении каждого третьего ДТП (37%), в 2018 году доля выросла до 38%, в 2019 году отмечалось снижение до 32,3%, в 2020 году - 36,1%.

По итогам 2020 г., по сравнению с базовым 2012 г., достигнуты три из четырех основных показателей определенных Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.»: число погибших в ДТП снижено на 52,3% (с 237 до 113); число детей, погибших в ДТП осталось на уровне 2012 г.; показатель социального риска (количество погибших в результате ДТП на 100 тыс. населения) снижен на 51% (с 23,4 до 11,5); показатель транспортного риска (количество погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств) снижен на 61,8% (с 7,6 до 2,9) (таблица 3).

Распределение динамики основных показателей аварийности по часам суток в 2020 г. повторяет предшествующие годы, практически половина всех ДТП (47,1%) с процентом погибших 38,9% и раненых 46,7% совершается в «дневное время» (с 11 до 18 часов), наиболее тяжкие последствия ДТП отмечаются в период времени с 19:00 до 19:59 часов - 18,1 погибших на 100 пострадавших.

В 2020 году самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3 _ISSN 2312-2935_

стало столкновение транспортных средств. Как и в прошлые годы, в 2020 году, наибольшее количество ДТП (71,8%) произошло в городах и населенных пунктах. Больше половины (54,9%) всех ДТП, произошедших в городах и населенных пунктах, приходится на столицу Республики Бурятия - г. Улан-Удэ. Удельный вес числа погибших и раненых в таких ДТП составили 38,5% и 55,6% соответственно.

Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Общая летальность при ДТП в 12 раз выше, чем при других видах травм, инвалидность - в 6 раз выше. Пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Больничная летальность таких больных в 4,5 раза превышает летальность пострадавших от других причин. Основными травмами при ДТП являются переломы костей (30,3%), множественные и сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25,6%), множественные ушибы (12%) и раны (2,1%). Следует особо отметить высокую частоту травм головы, которые отмечены более, чем у 50% пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. В республике за исследуемый период времени в травмоцентрах в течение 24 часов умерли 50,5% пострадавших в ДТП, до 7 суток - 78,8%, поступивших в травмоцентры. Основную долю погибших в ДТП эсоставляют лица трудоспособного возраста и основная доля смертей при ДТП наступает на месте происшествия (таблица 2).

Таблица 4

Динамика обнаружения алкоголя в крови умерших в результате транспортных травм в

период 2009-2018 гг. (%)

Всего случаев/наличие алкоголя (%)

Причина смерти 2009 2010 2011 2012 2013

транспортные травмы, в том числе 275 56% 265 53,2% 310 50% 293 61,8% 284 51,4%

автомобильная 220 56,4% 202 53% 259 50,6% 233 58,8% 229 49,8%

2014 2015 2016 2017 2018

транспортные травмы, в том числе 259 59,5% 198 46,7% 165 52,7% 153 59,5% 159 55,3%

автомобильная 200 57,5% 154 44,2% 125 48,8% 125 58,4% 119 56

Алкогольные и спиртосодержащие напитки являются причиной не только алкогольных отравлений, ключевым фактором всех остальных внешних причин, как убийства, самоубийства, транспортные несчастные случаи и др., но и причин смерти других классов, как болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания и др. [3,4].

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3

ISSN 2312-2935

За исследуемый период времени алкоголь в крови умерших в результате транспортных травм, в том числе автомобильных обнаружен более, чем в 50% случаев (таблица 4).

Таблица 5

Сведения о состоянии аварийности за январь-декабрь 2020 года в Дальневосточном, Сибирском федеральных округах по данным Управления государственной инспекции

безопасности дорожного движения МВД по Республике Бурятия (абс.числах)

Субъект РФ ДТП Погибло Ранено ДТП с водителями в состоянии опьянения

2019 2020 2019 2020 2019 2020 2019 2020

Российская Федерация 164358 144462 16981 16062 210877 182256 15912 15139

ДФО 11091 9899 1238 1108 14118 12419 1748 1633

Республика Бурятия 1117 994 132 113 1495 1300 180 206

Забайкальский край 1292 1191 242 197 1625 1416 333 359

Республика Саха (Якутия) 800 697 84 88 1051 900 105 107

Приморский край 3032 2680 296 245 3767 3344 341 311

Камчатский край 445 492 55 50 585 651 52 72

Хабаровский край 1976 1719 149 175 2414 2153 288 220

Амурская область 1293 1104 142 114 1697 1391 235 156

Магаданская область 276 220 29 18 366 270 52 33

Сахалинская область 627 569 80 81 823 706 127 132

Еврейская автономная область 217 207 28 21 278 267 29 32

Чукотский автономный округ 16 26 1 6 17 21 6 5

СФО 19436 17754 2023 2013 24870 22460 2093 2031

Иркутская область 3287 2747 360 307 4168 3442 425 35

Негативные тенденции в демографической ситуации отмечаются в Дальневосточной

федеральном округе, который Указом Президента Российской Федерации с 03.11.2018 г.

544

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3 _ISSN 2312-2935_

пополнился двумя субъектами - Республикой Бурятия и Забайкальским краем [5]. Среди регионов Дальневосточного федерального округа по итогам 2020 г. Республика Бурятия занимает 5 место по числу дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых, а также по числу ДТП, совершенных в состоянии опьянения (таблица 5).

В последние годы Правительство Российской Федерации направляет особые усилия на снижение смертности населения в дорожно-транспортных происшествиях. Программный документ «О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 г.», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 включает также снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста, как одного из приоритетных направлений государственной политики на федеральном и региональном уровнях [6,7].

2004 - 2005 гг. - период начала действия программно-целевого подхода, характеризующийся сокращением числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

2006 - 2007 гг. - период начала действия федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.», в котором отмечается первичный рост и последующее незначительное сокращение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

С 2008 г. в рамках Национального проекта «Здоровье» реализованы мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП. В субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Бурятия принята региональная программа безопасности движения. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» при Главе Республики Бурятия организована работа Комиссии по повышению безопасности дорожного движения (Указ Главы Республики Бурятия от 19.10.2012 г. № 232), которая внесена в перечень координационных и совещательных органов.

В 2009 г. после преодоления инерции стартового периода реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.» в России удалось впервые с 2000 г. последовательно обеспечивать сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и достичь минимального зарегистрированного 20 лет назад уровня числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3 _ISSN 2312-2935_

В Республике Бурятия в результате масштабных мероприятий показатель смертности в ДТП за 2004-2020 гг. снизился почти в 5 раз (с 41,2 до 8,7 на 100 тыс. нас.). В 2009 г. утверждено распоряжение Правительства Республики Бурятия «Об организации оказания первой помощи сотрудниками служб (МВД, МЧС), водителями общественного транспорта и дорожной службой пострадавшим в ДТП и других ЧС», что явилось большим достижением по сравнению с другими регионами в борьбе за снижение смертности при ДТП.

С 2012 г., за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование расходных обязательств Республики Бурятия, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, на особо опасных участках федеральной автодороги Р-258 «Байкал» организованы трассовые пункты оказания экстренной медицинской помощи: в п. Танхой Кабанского района, п. Бар Мухоршибирского района, п. Вознесеновка Тарбагатайского района, входящих в структуру отделения скорой медицинской помощи ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия».

Динамика интенсивного показателя смертности при дорожно-транспортных происшествиях в Республике Бурятия с 2004 по 2012 гг. носила волнообразный характер (таблица 1), но все же с 2013 г. наблюдается неуклонное снижение показателя (с 23,7 до 8,7 на 100 тыс. нас.). В 2018 г. в Российской Федерации поставлена цель «повысить безопасность на дорогах до минимума и снизить смертность в результате ДТП». К 2024 г. предполагается снизить уровень смертности до 4 погибших на 100 тыс. человек и обозначена необходимость стремления к нулевому уровню смертности к 2030 г.

Обсуждение. Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Статистика Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения до 2009 г. считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 г. порядок учёта погибших в ДТП изменён - срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. У нас в стране существуют разночтения как по учету дорожно-транспортных происшествий, так и методике учета смертности: у МВД по постановлению правительства, у министерства здравоохранения по правилам международной классификации болезней, травм и причин смерти, которая составлена Всемирной организацией здравоохранения.

Научно-практический рецензируемый журнал

"Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3 _ISSN 2312-2935_

Выводы. Проведенный анализ показал, что показатель смертности населения республики в результате дорожно-транспортных происшествий выше аналогичного среднероссийского показателя. Наиболее значимым проблемным фактором дорожно-транспортного травматизма в республике остается сам человек, его профессиональные навыки и поведенческие установки, развитие дорожной инфраструктуры. Проводимая в республике политика в области защиты жизни и здоровья человека на дорогах привела к снижению уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. К 2020 г. наблюдается снижение показателя смертности населения республики в результате дорожно-транспортных происшествий в сравнении с 2004 г. почти в 5 раз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1.Морев М.В., Короленко А.В. Оценка демографических и социально-экономических потерь вследствие преждевременной смертности населения России и Вологодской области. Проблемы прогнозирования. 2018;(2):110-23.

2.Иванова А.А., Тимофеев Л.Ф. Внешние причины как основной фактор преждевременной смертности населения Республики Саха (Якутия). Сибирский медицинский журнал.2015;30(3):69-73.

3.Говорин Н.В., Сахаров А.В. Алкогольная смертность. Томск-Чита: «Иван Федоров» 2012 г.

4. Вангородская С.А. Российская модель потребления алкоголя: особенности и влияние на смертность населения. Научные ведомости Белгородского университета. Серия: Философия. Социлогия. Право. 2018;43(1):28-36. http//doi.org/10.18413/2075-4566-2018-43-1-28-36.

5.Авдеев Ю.А. О демографической политике для российского Дальнего Востока. Статистика и экономика. 2017;(6):59-58.http//doi.org/10.21686/2500-3925-2017-6-59-68.

6.Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации целей устойчивого развития ООН в России. Вестник международных организаций.2019;14(1):189-206.http//doi.org/10.17323/1996-7845-2019-01-11.

7.О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. из Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204.ОРГЗДРАВ:Новости.Мнения.Обучение. Вестник школы организации и управления здравоохранением. 2018;(3):5-6.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3 _ISSN 2312-2935_

References

1.Morev M.V., Korolenko A.V. Assessment of demographic and socio-economic losses due to premature mortality of the population of Russia and the Vologda Oblast. Forecasting problems. 2018; (2): 110-23

2. Ivanova A.A., Timofeev L.F. External causes as the main factor of premature mortality of the population of the Republic of Sakha (Yakutia). Siberian Medical Journal. 2015; 30 (3): 69-73

3.Govorin N.V., Sakharov A.V. Alcohol Mortality Tomsk-Chita: Ivan Fedorov. 2012

4. Vangorodskaya S.A. Russian model of alcohol consumption: features and impact on mortality. Scientific bulletin of Belgorod University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2018; 43 (1): 28-36.http // doi.org / 10.18413 / 2075-4566-2018-43-1-28-36

5.Avdeev Yu.A. On demographic policy for the Russian Far East. Statistics and Economics. 2017; (6): 59-58.http // doi.org / 10.21686 / 2500-3925-2017-6-59-68

6. Sakharov A.G., Kolmar O.I. Prospects for the implementation of the UN sustainable development goals in Russia. Bulletin of international organizations. 2019; 14 (1): 189-206.http // doi.org / 10.17323 / 1996-7845-2019-01-11

7.On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 from the Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204. ORGZDRAV: News. Opinions. Education. Bulletin of the school of organization and management of health care. 2018; (3): 5-6

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Acknowledgments. The study did not have sponsorship. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Будаев Батор Сигизмундович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации,664049, Иркутск, микрорайон Юбилейный, дом 100, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0002-8256-2300.

Кицул Игорь Сергеевич - доктор медицинских наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2021 г., № 3 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2021 г., № 3

ISSN 2312-2935

Министерства здравоохранения Российской Федерации, 664049, Иркутск, микрорайон Юбилейный, дом 100, e-mail:zdravirk@,mail.ru, ORCID 0000-0001-6745-3862. Банзарова Лариса Пурбаевна - врач-методист ГБУЗ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава Республики Бурятия, 670031, г. Улан-Удэ ул. Цыбикова, дом 6, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0003-1571-5650. Рипп Ольга Германовна - заместитель по клинико-экспертной работе ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф РБ», 670034, г. Улан-Удэ ул. Красноармейская д. 20а, e-mail : [email protected], SPIN-kod 4473-0860.

About the authors

Budaev Bator Sigizmundovich - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Healthcare of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - a branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 664049, Irkutsk, Yubileiny microdistrict, house 100, email : bbs-rbmk@ mail.ru, ORCID 0000-0002-8256-2300

Kitsul Igor Sergeevich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Public Health and Healthcare of the Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education - a branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation, 664049, Irkutsk, Yubileiny microdistrict, house 100, e-mail:[email protected], ORCID 0000-0001-6745-3862 Banzarova Larisa Purbaevna - methodologist of the State Budgetary Healthcare Institution "Republican Medical Information and Analytical Center" of the Ministry of Health of the Republic of Buryatia, 670031, Ulan-Ude, st. Tsybikova, 6, e-mail: [email protected], ORCID 00000003-1571-5650

Ripp Olga Germanovna - Deputy Chief Physician for Clinical Expert Work of the State Budgetary Healthcare Institution "Territorial Center for Disaster Medicine of the Republic of Belarus", 670034, Ulan-Ude, st. Krasnoarmeiskaya 20 "a", e-mail : [email protected], SPIN-kod 4473-0860

Статья получена: 27.04.2021 г. Принята к публикации: 28.09.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.