Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческие кадры / подготовка управленческих кадров / управление образованием / образовательные системы / программы магистратуры / managerial personnel / training of managerial personnel / education management / educational systems / master's degree programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

Статья посвящена исследованию современных проблем подготовки управленческих кадров в образовании. Отмечается весомая роль института образования в покрытии спроса социально-экономических систем на управленческие кадры. Выявляется, что подготовка управленческих кадров в образовании осуществляется на базе программ магистратуры, в ходе освоения которых специалисты приобретают навыки анализа и блок организационно-управленческих компетенций. Определяются современные проблемы подготовки управленческих кадров в образовании, основанные на динамизме внешней и внутренней среды организации, необходимости актуализации программ подготовки, ограниченности кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, непринятии инноваций и неоднородности опыта подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of modern problems of training managerial personnel in education. The significant role of the institute of education in covering the demand of socio-economic systems for managerial personnel is noted. It is revealed that the training of managerial personnel in education is carried out on the basis of master's degree programs, during the development of which specialists acquire analysis skills and a block of organizational and managerial competencies. The modern problems of training managerial personnel in education are determined, based on the dynamism of the external and internal environment of the organization, the need to update training programs, limited human, logistical and financial resources, non-acceptance of innovations and heterogeneity of training experience.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАНИИ»

finansovoy-gramotnosti-shkolnikov-neobhodimost-ili-prichina-poyavleniya-lyudey-zavisimyh-ot-deneg/viewer (Дата обращения 12.09.2023)

8. Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов при обучении финансовой грамотности (для слушателей программы повышения квалификации «Формирование финансовой грамотности с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов»), - [Электронный ресурс]. - URL: https://fmc.hse.ru/data/2020/07/15/1597297482.pdf (Дата обращения 12.09.2023)

9. Муравин, Г.К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 8 класса / Г.К. Муравин. - М.: Дрофа. - 2017. - 38 с.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование. - 1998. -256 с.

11. Симакова Г.Ю. Механизмы реализации государственной политики в области повышения финансовой грамотности населения в России / Г.Ю. Симакова, О.В. Смирнова // Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования». - 2020. - №2. - С. 97-105

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию современных проблем подготовки управленческих кадров в образовании. Отмечается весомая роль института образования в покрытии спроса социально-экономических систем на управленческие кадры. Выявляется, что подготовка управленческих кадров в образовании осуществляется на базе программ магистратуры, в ходе освоения которых специалисты приобретают навыки анализа и блок организационно-управленческих компетенций. Определяются современные проблемы подготовки управленческих кадров в образовании, основанные на динамизме внешней и внутренней среды организации, необходимости актуализации программ подготовки, ограниченности кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов, непринятии инноваций и неоднородности опыта подготовки.

Ключевые слова: управленческие кадры, подготовка управленческих кадров, управление образованием, образовательные системы, программы магистратуры.

Annotation. The article is devoted to the study of modern problems of training managerial personnel in education. The significant role of the institute of education in covering the demand of socio-economic systems for managerial personnel is noted. It is revealed that the training of managerial personnel in education is carried out on the basis of master's degree programs, during the development of which specialists acquire analysis skills and a block of organizational and managerial competencies. The modern problems of training managerial personnel in education are determined, based on the dynamism of the external and internal environment of the organization, the need to update training programs, limited human, logistical and financial resources, non-acceptance of innovations and heterogeneity of training experience.

Key words: managerial personnel, training of managerial personnel, education management, educational systems, master's degree programs.

Введение. В условиях реализации задач повышения качества образования вопросы развития напрямую связываются с решением проблемы кадрового обеспечения, в чем особая роль отводится подготовке управленческих кадров. Человеческие ресурсы, наряду с материально-техническими и финансовыми, образуют фундамент развития отечественной системы образования, формируя перспективные направления и точки прироста инновационного потенциала. Личностно-ориентированная парадигма управления, идущая в ногу с тенденциями гуманизации образования, определяет человеческие ресурсы в качестве глобальной ценности организации. Однако, чтобы человеческие ресурсы в полной мере могли реализовывать поставленные перед ними задачи, требуется решать вопрос эффективного управления образовательными системами, в чем особая роль отводится процессам подготовки управленческих кадров в образовании.

Актуальность исследования проблем подготовки управленческих кадров в образовании обуславливается тем, что только решая данные проблемы и устраняя возникающие в управлении образованием противоречия, институт образования как таковой встает на рельсы непрерывного развития. Процесс развития сопряжен с улучшением состояния образовательной системы, что основано на реализации государственной политики с учетом специфики конкретной образовательной организации. Фокусируясь на управленческих кадрах, отметим, что от степени их эффективности, уровня компетенций и опыта, а как следствие и готовности реализовывать поставленные стратегические задачи, напрямую зависит результативность реализуемых реформ модернизации. В связи с этим, выявление противоречий в подготовке управленческих кадров закладывается в основу улучшения образовательных программ и в долгосрочной перспективе формирует возможности развития организационных систем.

Цель исследования - охарактеризовать современное состояние и проблемы подготовки управленческих кадров в образовании.

Изложение основного материала статьи. В основу функционирования института образования, как и любой другой организации, закладываются кадровые ресурсы. Кадровые ресурсы - это специалисты по различным должностям и видам деятельности, за которым закрепляются определенные функции и задачи. С точки зрения менеджмента организации, под человеческими ресурсами также понимается система управления персоналом организации, которая ориентирована на подбор, найм, обучение, развитие, мотивацию, управление производительностью и другие специфические функции.

В конечном счете человеческие ресурсы становятся важным объектом управления поскольку в комплексе своих характеристик определяют, как верно замечают А.Л. Никишина и В.М. Кесарева, кадровый потенциал. Фокусируясь на системе среднего профессионального образования, авторы отмечают, что кадры образовательной организации могут быть

разделены на преподавателей и руководителей, у которых выделяются собственные функции [5]. Так, руководитель в образовательной системе осуществляет комплексное регулирование процессов и функций, сопряженных с конкретным институтом образования, реализует управленческие задачи как самой образовательной организацией, так и её ресурсами по различным направлениям. Именно поэтому человеческие ресурсы в управлении, наряду с их характеристиками и потенциалом, закладываются в основу функционирования и развития образовательной организации.

Подготовка управленческих кадров в образовании реализуется как для нужд самого института образования, так и для прочих отраслей, в чем заключается важнейшая функция образования. Согласимся с позицией М.С. Сафарли, который считает, что в системе современного высшего образования важнейшая роль по подготовке управленческих кадров отводится программам магистратуры [8]. Последние определяют перспективы формирования управленческих компетенций у специалистов, развивают навыки исследовательской деятельности, фокусируются на методах анализа, с учетом специфических особенностей конкретной специальности.

Так или иначе в условиях компетентностного образования подготовка управленческих кадров фокусируется на формировании управленческих компетенций. Управленческие кадры, или руководители, это координаторы и исполнители, которые в системе государственного управления, главенствующего в образовательных организациях, реализуют интересы национального образования на базе конкретного учреждения образования. Так, С.Д. Сажина, фокусируясь на вопросах подготовки управленческих кадров для образования, отмечает, что данная задача требует создания специальных условий, при которых обучающийся в полной мере овладеет организационно-управленческими видами деятельности и входящими в их спектр компетенциями [7]. Развитие профессиональных компетенций управленческих кадров в системе образования является сложной задачей, которая сопряжена с обогащением личного опыта управления, реализации специальных концепций и теорий управления, регулирования внутриорганизационных процессов и др. при их глобальной параллелизации.

Подготовка управленческих кадров высшего уровня осуществляется на базе магистерских программ, которые позволяют сформировать представления об организационных системах и специфических задачах управления, обогатить личный опыт принятия управленческих решений. В системе образования, как правило, данные задачи реализуются с привязкой к подготовке педагогических инноваций, внедрению специальных условий или инструментов в систему функционирования образовательной организации. И.А. Алексеева в этом вопросе считает, что таким образом институт образования покрывает сложные модернизационные задачи, неразрывно связанные с человеческим капиталом. Управление человеческим капиталом по мнению автора исследования связано с выработкой специальных методических подходов, что требует освоение со стороны будущего руководителя (управленческого кадра) и понимание методов, принципов, особенностей, условий и функций образовательной системы [1].

В отечественном образовании управление соотносимо с реализацией государственной политики в области образования; это требует проведения анализа текущего состояния образовательной организации с перспективой выделения проблемных точек, на основании преодоления которых будет, с одной стороны, реализовываться развитие конкретного института, а с другой стороны, поддерживаться процесс реализации национальной образовательной политики.

Учитывая высокий динамизм внешней среды и необходимость постоянной адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям, управленческие кадры должны первично демонстрировать готовность анализировать состояние среды, соотносить её с намеченными планами и стратегиями, формировать, согласовывать и воплощать те решения, которые обеспечат движение в векторе национальной политики. Т.В. Регетор и П.А. Прохоренков считают, что совершенствование процессов подготовки управленческих кадров в современных реалиях требует учета и принятия специфических особенностей цифровизации социально-экономических систем [6]. Цифровизация становится главным трендом образования, который требует перехода на новую парадигму цифрового управления, формулирующего концептуально иные требования к специалистам. A.A. Строков в этом контексте отмечает, что цифровизация современного образования и реализация сопутствующих ей модернизационных процедур качественно во многом зависит от человеческого потенциала, уровня готовности руководителей и персонала противостоять новым вызовам и потрясениям. Автор придерживается позиции о том, что цифровые технологии становятся новым инструментом, который способен вывести потенциал управления образованием на совершенно новый уровень [9]. Тем не менее, дабы реализовать данные цели, требуется сформировать эффективную систему подготовки специалистов, что закладывается по мнению A.A. Коновалова и А.П. Лыжина в основу развития кадрового потенциала образования. Приводя в пример Федеральную Программу «Профессионалитет», авторы отмечают, что её задача связана с организацией подготовки эффективных педагогических кадров, способных воссоздавать потенциал опережающего образования [3]. На наш взгляд, данные процессы неразрывно связаны с управленческой стороной деятельности преподавателя в системе среднего и высшего профессионального образования, как управляющего образовательной системой кадра.

Учитывая относительно низкий уровень гибкости и распространенный традиционализм, в современных реалиях формируются дополнительные риски управления в системе образования. Подобной точки зрения придерживается и Н.В. Медведева, которая считает, что риск в управленческой деятельности в образовательной организации проявляется как риск управления образованием [4], что сказывается в конечном счете на качестве реализации функций института образования, среди которых: обучение, воспитание, развитие, и непосредственно само образование, объединяющее перечисленные три функции. Устранение этих рисков попросту невозможно при отсутствии необходимых управленческих кадров, способных ориентироваться в текущей системе и развивать её в направлении повышения конкурентоспособности.

В связи с вышеизложенным, первичной задачей современного образования для поддержания как развития национальной экономики, так и социально-государственных институтов, в число которых входит институт образования, является подготовка управленческих кадров и решение сопутствующих подготовке проблем. Т.Ю. Егорова в этом контексте считает, что подготовка управленческих кадров сопровождается влиянием проблем кадрового резерва, отсутствия универсальных инструментов подготовки, учета специфики конкретной организационной системы, в структуре которой будут реализовываться управленческие функции, проблема качества и разграничения специфики различных уровней образовательных систем [2].

Традиционно, систему управления образованием с привязкой к уровням государственного управления, можно разделить на три ступени:

• федеральный уровень управления образованием; основан на подготовке нормативно-правовых актов и документов федерального значения, которые задают вектор функционирования всей национальной системы образования. Федеральный уровень управления координирует глобальные реформы и выделяет общие инициативы;

• региональный уровень управления образованием; на региональном уровне формулируются основные моменты, не упитывающиеся системой управления федерального уровня, что основано на учете территориальной специфики образования, взятых ориентиров, ресурсным потенциалом региона, его проблемами и др.;

• локальный уровень управления образованием. Является уровнем управления на базе конкретной организации, основан на подготовке локальных нормативных актов для решения задач организационного развития с учетом выставленных региональных и федеральных ориентиров. Как правило, управление образованием наиболее подробно раскрывается именно с позиции локального уровня, присущего конкретной организации в отечественной системе образования.

Таким образом, учитывая результаты вышеприведенного анализа, отметим, что сегодня можно выделить следующие основополагающие проблемы подготовки управленческих кадров в образовании, среди которых:

Во-первых, проблемы в области повышения квалификации действующего педагогического состава, осуществляющего подготовку, достаточности квалификации и соответствия требованиям современных условий. Данный спектр проблем сопряжен с характеристиками действующего кадрового состава (педагогические работники) образовательных организаций, осуществляющего подготовку управленцев.

Во-вторых, проблемы актуализации образовательных программ с конкретизацией прикладной части подготовки управленческих кадров, соответствующей задачам обогащения личностно-профессионального опыта специалистов. В условиях теоретизации образования, сопряженной с аспектами цифровизации, задачи обогащения практики управления приобретают особое значение. Формирование профессиональных компетенций управленческих кадров требует обогащения реализации соответствующих функций в организационных системах, что сегодня является отчасти затруднительным и труднореализуемым.

В-третьих, проблема поиска эффективных методов обучения в процессе реализации образовательных программ подготовки управленческих кадров в системе образования. Апробация и внедрение методов для выявления положительной динамики подготовки сопряжена как с учетом специфических особенностей подготовки управленческих кадров, так и принятием индивидуальных черт конкретных групп обучающихся.

В-четвертых, проблемы в области педагогических и информационных технологий, задающих общий потенциал системы подготовки управленческих кадров. Доступность технологий и их применение для задач развития управленческих кадров на базе системы образования требует сочетания актуальных возможностей с конкретными целями и задачами, компенсации теоретизации образования.

В-пятых, проблемы финансовых ограничений образовательных организаций, бюджетного финансирования и недостаточности собственных источников финансового обеспечения. Данные ограничения накладывают отпечаток на деятельность организаций системы образования в целом, ограничивая потенциал имеющейся материально-технической базой и ресурсами образовательной организации, пополнение (обновление) которых происходит с учетом определенной нормированной периодичности.

В-шестых, проблемы временных рамок образования, формирующие необходимость перевода подготовки в вектор самообучения для реализации программ подготовки управленческих кадров. Установленные в рамках программ подготовки управленческих кадров временные рамки не всегда позволяют подготовить высококвалифицированных кадров, что связано с индивидуальными особенностями конкретных обучающихся и их темпом обучения.

В-седьмых, проблемы сопротивления отдельных педагогических работников инновациям в системе управления, непринятием передовых концепций, технологий и стилей в структуре управления. Данный спектр проблем сказывается на содержании обучения, ограничивая применение актуального управленческого инструментария и формируя «устаревшее» восприятие явлений, происходящих в управлении.

В-восьмых, неоднородность опыта подготовки управленческих кадров, его ситуативное проявление с трудностями индивидуализации. Неоднородность опыта связана с выражением личной позиции наставников в обучении, которые так или иначе опираются не только на объективное научное содержание, но и субъективный опыт, что не всегда обеспечивает должный уровень подготовки к управлению в реальных условиях.

В-девятых, проблемы средовой изменчивости. Высокий динамизм становится проблемой-фактором, которая определяет актуальность реализации опережающей подготовки, нацеленной на изучение предполагаемого будущего состояния системы.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования и характеристики проблем подготовки управленческих кадров в современном образовании указывают на широту выявленных проблемных аспектов и противоречий. Существующие проблемы указывают на высокое значение поиска путей преодоления выявленных проблем с учетом взятых ориентиров политики развития национальной системы образования. В процессе подготовки управленческих кадров институт образования должен учитывать выявленные проблемы и формировать адаптированные под реалии и влияние проблем образовательные программы, которые обеспечат конкурентоспособность и востребованность специалиста-управленца на рынке труда.

Литература:

1. Алексеева, H.A. Человеческий капитал в условиях модернизации вузов / H.A. Алексеева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. -2018. -№ 3. -С.105-109

2. Егорова, Т.Ю. Проблемы подготовки управленческих кадров для системы дополнительного образования / Т.Ю. Егорова//Педагогическое образование на Алтае. -2021. -№ 1. -С. 110-114

3. Коновалов, A.A. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета / A.A. Коновалов, А.И. Лыжин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2(39). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-2-2

4. Медведева, Н.В. Специфика рисков управления в российской системе образования / Н.В. Медведева // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2019. - № 1(21). - С. 78-83

5. Никишина, А.Л. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала в среднем профессиональном образовании / А.Л. Никишина, Е.М. Кесарева // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6, №4(21). -С. 104-107

6. Регер, Т.В. Совершенствование подготовки управленческих кадров для цифровой экономики / Т.В. Регер, П.А. Прохоренков // Вестник евразийской науки. - 2020. - Т. 12, № 4. - С. 56.

7. Сажина, С.Д. Компетентностный подход как условие подготовки руководителей образовательных организаций на современном этапе / С.Д. Сажина // Человек. Культура. Образование. - 2019. - № 1(31). - С. 205-216

8. Сафарли, М.С. Специфика магистерского образования в контексте проблемы повышения качества подготовки управленческих кадров в России / М.С. Сафарли // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2020. - № 1. - С. 81-85. - DOI 10.20339/АМ.01-20.081

9. Строков, A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / A.A. Строков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2(31). - С. 15. -DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.