Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КУЗБАССА'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КУЗБАССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ачкасова О.Г.

Введение. В настоящей публикации поднимается вопрос подготовки управленческих кадров Кузбасса на этапе цифровизации экономики и социальной сферы. Методология. Автором изучены теоретические аспекты формирования и развития базовых цифровых компетенций специалистов и обоснована необходимость их формирования в рамках направления «Менеджмент» Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства, реализуемой в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева. Результаты. Автор в статье определяет ожидаемые результаты обучения слушателей дополнительных профессиональных программ в части формирования и развития цифровых компетенций при освоении программы профессиональной переподготовки «Менеджмент». Заключение. В данной публикации представлен набор цифровых компетенций и перечень ожидаемых результатов обучения при профессиональной переподготовке управленческих кадров для народного хозяйства, направленных на развитие региона в условиях цифровизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ачкасова О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN THE FRAMEWORK OF THE PRESIDENTIAL PROGRAM OF PREPARATION MANAGEMENT PERSONNEL OF KUZBASS

Introductions. This publication raises the issue of training management personnel in Kuzbass at the stage of digitalization of the economy and social sphere. Materials and Methods. The author has studied the theoretical aspects of the formation and development of basic digital competences of specialists and the necessity of formation and development of the digital competences of professionals in the framework of the program of professional retraining in «Management» of the Presidential program of training managers for national economy realized in of the T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University. Results. The author defines the expected results of training students of additional professional programs in terms of the formation and development of digital competencies in the development of the professional retraining program “Management”. Conclusions. This publication presents a set of digital competencies and a list of expected learning outcomes for professional retraining of management personnel for the national economy, aimed at the development of the region in the conditions of digitalization of the economy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КУЗБАССА»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ BASED ON THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

УДК/UDC 377 О. Г. Ачкасова

O. G. Achkasova

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КУЗБАССА

FORMATION AND DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN THE FRAMEWORK OF THE PRESIDENTIAL PROGRAM OF PREPARATION MANAGEMENT PERSONNEL OF KUZBASS

Введение. В настоящей публикации поднимается вопрос подготовки управленческих кадров Кузбасса на этапе цифровизации экономики и социальной сферы.

Методология. Автором изучены теоретические аспекты формирования и развития базовых цифровых компетенций специалистов и обоснована необходимость их формирования в рамках направления «Менеджмент» Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства, реализуемой в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева.

Результаты. Автор в статье определяет ожидаемые результаты обучения слушателей дополнительных профессиональных программ в части формирования и развития цифровых компетенций при освоении программы профессиональной переподготовки «Менеджмент».

Заключение. В данной публикации представлен набор цифровых компетенций и перечень ожидаемых результатов обучения при профессиональной переподготовке управленческих кадров для народного хозяйства, направленных на развитие региона в условиях цифровизации экономики.

Introductions. This publication raises the issue of training management personnel in Kuzbass at the stage of digi-talization of the economy and social sphere.

Materials and Methods. The author has studied the theoretical aspects of the formation and development of basic digital competences of specialists and the necessity of formation and development of the digital competences of professionals in the framework of the program of professional retraining in «Management» of the Presidential program of training managers for national economy realized in of the T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University.

Results. The author defines the expected results of training students of additional professional programs in terms of the formation and development of digital competencies in the development of the professional retraining program "Management".

Conclusions. This publication presents a set of digital competencies and a list of expected learning outcomes for professional retraining of management personnel for the national economy, aimed at the development of the region in the conditions of digitalization of the economy.

Ключевые слова: цифровизация, компетенции, цифровые компетенции, результаты обучения, управленческие кадры, Президентская программа подготовки управленческих кадров.

Keywords: digitalization, competence, digital competence, learning outcomes, management personnel, Presidential Management Training Program.

Введение

Быстрая сменяемость технологий, свойственная современному обществу привела к появлению нового направления, охватывающего все отрасли экономики, цифровизации. Термин «цифровизация» появился в связи с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике предлагает понимать цифровизацию как преобразование информатизации в цифровую форму [1]; современные исследователи представляют различные подходы к изучению и исследованию термина «циф-ровизация» [2, 3, 4]. Закрепление в отечественном законодательстве понятия «цифровизация» получило в связи с обозначением цифровой экономики в Указе Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.» [5]. Московская школа управления Сколково в мае 2019 года провела исследование «Корпоративное обучение и развитие руководителей» и выявила актуальные темы для развития кадрового потенциала современных руководителей, в числе которых на третьем месте в рейтинге занимает тема «Цифровая трансформация».

Цифровая трансформация экономики - актуальный вызов и амбициозная задача, которая требует привлечения, развития и удержания профессионалов. При этом в эпоху цифровизации конкурентная борьба за высококвалифицированные кадры обостряется, что наиболее заметно в таких областях, как разработка высокотехнологичных решений, создание цифровых сервисов, управление на основе данных и др.

Низкий уровень цифровых компетенций является одним из факторов, сдерживающих развитие цифровой экономики в России. Государству необходимы специалисты принципиально нового качества, которых сейчас объективно недостаточно. Поэтому подготовка управленческих кадров сопряжена с большой ответственностью в части формирования востребованных компетенций и развития компетентности в цифровой сфере [6].

Процесс цифровизации экономики и социальной сферы оказывает существенное влияние на рынок труда и подготовку кадров на всех уровнях профессионального образования. Существует ряд национальных и корпоративных моделей базовых компетенций, среди них: компетенции для демократической культуры Совета Европы и Европейского Союза; национальные - Великобритании/Ирландии, Норвегии, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Индонезии; российских и зарубежных корпораций. Среди вышеупомянутых национальных и корпоративных компетенций присутствуют и цифровые. В Российской Федерации формирование и развитие компетенций предполагается в процессе реализации: Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) различных уровней образования (общего и профессионального), предполагающие формирование и развитие личностных качеств и компетенций (общепрофессиональных, общекультурных, профессиональных), а также профессиональных стандартов специальностей/профессий, определяющих требования к обобщенным и трудовым функциям специалиста. Программы дополнительного профессионального образования разрабатываются с учетом сопряжения ФГОС для бакалавриата/специали-тета и профессиональных стандартов. Таким образом, все модели компетенций, встречающихся на различных этапах деятельности - обучения и профессионального развития человека, не имеют единой логики построения, следовательно, отсутствует типовая структура компетентности; нет ориентации на формирование и развитие компетенций человека с целью развития цифровой экономики и цифрового общества [7].

Одним из продуктивных способов решения этой задачи на уровне региона является формирование цифровых компетенций в процессе реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. Подготовка управленцев высокого уровня в рамках Президентской программы в Кузбассе реализуется более двадцати лет. Ее цель - обеспечение предприятий и организа-

ций народного хозяйства региона высококвалифицированными специалистами в области управления и организации производства, отвечающими современным требованиям экономики, и повышение качества управления на отечественных предприятиях до международного уровня. Президентская программа подготовки управленческих кадров заняла достойное место в структуре дополнительного профессионального образования Кемеровской области, ориентированного на топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и собственников предприятий в различных сферах бизнеса.

Методология

Процессы цифровизации в России, имеющие свои характерные особенности, диктуют необходимость трансформации подготовки управленческих кадров, осуществляющих свою деятельность в различных сферах жизнедеятельности компании, региона и страны. Несмотря на множество научных и прикладных исследований, посвященных различным аспектам управления, задача подготовки управленческих кадров, обладающих способностью и готовностью к осуществлению деятельности на этапе цифровиза-ции экономического и социального развития общества, диктует необходимость постоянного обновления имеющегося опыта на теоретическом и прикладном уровнях. В ходе выявления задач, требующих первоочередного решения проблемы оптимизации подготовки управленческих кадров, обладающих способностью и готовностью к осуществлению деятельности на этапе цифровизации экономического и социального развития общества, выявлена и определена необходимость формирования цифровых компетенций [8, 9].

В настоящее время в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики») [3] ведется работа по разработке компетенций, которыми должны обладать современные специалисты и управленческие кадры. Компетенции цифровой экономики разрабатываются исходя не только из требований к выпускникам соответствующего уровня образования или специалисту, а с учетом требований общества, государства и рынка труда к компетенциям человека (личности и работника) цифрового общества с учетом реалий 4-й промышленной революции. В рамках реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства разработаны методические рекомендации по организации обучения, которые относят циф-

ровые компетенции к сквозным образовательным технологиям, включающих развитие цифровых навыков и компетенций: понимание новых бизнес-моделей цифровой экономики, цифровой трансформации бизнеса, развитие культуры работы с данными и навыков использования цифровых технологий для решения управленческих задач.

В процессе изучения материалов бизнес-школы «Сколково», НИУ ВШЭ, Центра компетенций кадров для цифровой экономики, Центра подготовки руководителей цифровой трансформации, Университета НТИ 20.35, Агентства стратегических инициатив и пр. мы выявили, что современные специалисты, руководители и резерв руководителей должны обладать набором следующих компетенций:

- критическое и аналитическое мышление;

- готовность работать в мультикультурной среде;

- открытость к совместной деятельности в распределенных мобильных командах;

- готовность предлагать новые креативные решения под задачи новой экономики;

- готовность к непрерывному, последовательному и преемственному наращиванию компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека [10].

Результаты

В конце 2019 года в связи с реализацией национального проекта «Цифровая экономика», по инициативе Министерства экономического развития было инициировано переформатирование учебных планов Президентской программы, направленное на формирование и развитие цифровых компетенций управленческих кадров. В соответствии с Методическими рекомендациями комиссии по организации подготовки управленческих кадров для народного хозяйства в Российской Федерации [11] нами разработаны собственные методические рекомендации по определению ожидаемых результатов обучения слушателей дополнительных профессиональных программ по формированию и развитию цифровых компетен-ций1. Данные рекомендации впервые нашли свое применение при разработке курсов Президентской

1 «Методические рекомендации по определению ожидаемых результатов обучения слушателей дополнительных профессиональных программ по формированию и развитию цифровых компетенций» подготовлены автором в качестве участника «Программы стажировок работников и аспирантов российских вузов и научных организаций в НИУ ВШЭ» на базе Департамента образовательных программ Института образования на основе данных, полученных в период стажировки по теме «Цифровые технологии в дополнительном профессиональном образовании вуза» (февраль-март 2020 г.).

программы на 2019/20 учебный год. Примерные образовательные результаты в данной области сводятся к тому, что выпускник программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки должен обладать компетенциями в части трансформации бизнеса и производства. В связи в пандемией COVID19 сроки начала обучения перенесены, и мы можем дать лишь анализ образовательных программ курсов дополнительной профессиональной программы «Менеджмент» без результатов компетенций, полученных слушателями в результате обучения.

В структуре блока «Цифровые навыки и компетенции» нами разработаны программы дисциплин профессиональной переподготовки по направлению «Менеджмент» - «Цифровая трансформация бизнеса», «Цифровые инструменты для сбора и анализа данных при решении управленческих задач и их визуализация», а также курсы по выбору «Цифровые компетенции как основа лидерства в современном мире» и «Инструменты цифрового маркетинга в продвижении товаров и услуг».

Рассмотрим на примере курса «Цифровая трансформация бизнеса» ожидаемые образовательные результаты и набор компетенций, которые должен продемонстрировать слушатель по окончании обучения. Ожидаемые образовательные результаты - ключевые знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник образовательной программы в результате изучения дисциплины:

1. Фактические знания (знать):

- основные принципы цифровой трансформации экономики и организаций;

- опыт и перспективы цифровизации отдельных отраслей промышленности в Российской Федерации.

2. Понимание (понимать):

- составляющие основных цифровых компетенций специалистов/управленческих кадров и навыков их формирования и развития.

3. Применение (применять):

- цифровые сервисы в управления бизнес-процессами организации.

4. Анализ (анализировать):

- цифровые сервисы с целью применения в управлении бизнес-процессами организации.

5. Синтез, создание (создавать):

- дорожную карту цифровой трансформации организации.

6. Оценка (оценивать):

- готовые кейсы цифровой трансформации организации.

Рассмотрим знания, умения и навыки, формируемые в процессе развития и/или формирования компетенций в процессе изучения курса «Цифровая трансформация бизнеса» (табл. 1).

В результате освоения данного курса должно обеспечиваться формирование следующих видов компетенций с целью решения управленческих задач:

- профессиональных компетенций (hard skills) как способности и умения к реализации цифровой трансформацией бизнес-процессов в организации;

- цифровых компетенций (digital skills) как владение цифровыми сервисами с целью цифровизации бизнес-процессов организации;

- социальных компетенций (soft skills) как понимание основных цифровых компетенций кадров и навыков их формирования и развития.

Аналогично рассмотрим на примере курса по выбору «Инструменты интернет-маркетинга в продвижении товаров и услуг» набор ожидаемых образовательных результатов и компетенций, которые должен продемонстрировать слушатель по окончании обучения.

1. Фактические знания (знать):

- основные принципы, методы и инструменты цифрового маркетинга.

2. Понимание (понимать):

- объяснить основные стратегии интернет-маркетинга в социальных сетях (SMM).

3. Применение (применять):

- цифровые технологии в продвижении товаров и услуг в сети Интернет.

4. Анализ (анализировать):

- анализировать и принимать решение о стратегии продвижения товаров и услуг средствами SMM;

- анализировать и принимать решение о стратегии таргетированной рекламной кампании;

- создавать цифровой контент согласно интересам целевой аудитории.

5. Синтез, создание (создавать):

- контент на основе цифровых технологий.

6. Оценка (оценивать):

- результаты выбранной стратегии продвижения товаров и услуг средствами SMM;

- результаты выбранной стратегии таргетирован-ной рекламы товаров и услуг;

- соответствие контента интересам целевой аудитории.

Рассмотрим знания, умения и навыки, формируемые в процессе развития и/или формирования компетенций в процессе изучения курса по выбору «Инструменты интернет-маркетинга в продвижении товаров и услуг» (табл. 2).

Таблица 1

Знания, умения и навыки, формируемые в процессе развития и/или формирования компетенций в процессе изучения курса «Цифровая трансформация бизнеса»

Описание компетенции Знания, умения, навыки

Профессиональные компетенции

Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями • знать опыт и перспективы цифровизации отдельных отраслей промышленности в Российской Федерации • уметь управлять проектом по цифровизации бизнес-процессов в организации

Способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию • знать основные этапы цифровой трансформации бизнес-процессов в организации • уметь создать дорожную карту цифровой трансформации бизнес-процессов в организации

Способность использовать качественные и количественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по их применению • оценивать готовые кейсы цифровой трансформации с целью проецирования опыта в своей организации

Цифровые компетенции

Владение цифровыми инструментами для поиска, сбора и анализа больших данных (Big Data), облачными решениями и сервисами в целях решения управленческих задач, для обмену цифровым контентом и его представления • знать основные цифровые сервисы для бизнеса, промышленности и органов государственной власти

Социальные компетенции

Способность решать задачи целеполагания с учетом особенностей коллектива и принятого стиля руководства • знать основные цифровые компетенции специалистов и управленцев на этапе цифровизации • знать основные требования к должности Chief Digital Officer (CDO)

Таблица 2

Знания, умения и навыки, формируемые в процессе развития и/или формирования компетенций в процессе изучения курса «Инструменты интернет-маркетинга в продвижении товаров и услуг»

Описание компетенции Знания, умения, навыки

Профессиональные компетенции

Способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию • знать основные маркетинговые стратегии; • понимать основные принципы стратегии продвижения инструментами ЗММ; • умение разрабатывать контент-план и обеспечивать его реализацию • соответствие контента интересам целевой аудитории; • знать основные стратегии таргетированной рекламы в SMM; • умение разрабатывать стратегию продвижения товаров и услуг в сети интернет; • оценивать результаты выбранной стратегии продвижения товаров и услуг средствами SMM

Цифровые компетенции

Способность к использованию умных сред, средств сетевой коммуникации, виртуальной и дополненной реальности, автоматизированных систем управления и машинного обучения, технологий робототехники и искусственного интеллекта • умение представлять информацию для создания цифрового контента в форме контента в различных программных средах (текстового, видео, аудио и т. д); • владеть цифровыми технологиями для поиска, сбора, анализа, дизайна информации • уметь создавать одностраничные сайты (landing page) как одного из инструментов продвижения товаров и услуг; • уметь создавать фото- и видеоконтент, вести сторителлинг; • уметь создавать страницы по продвижению продуктов/услуг в социальных сетях: «вКонтакте», Facebook, Instagram

Социальные компетенции

Способность к выстраиванию каналов коммуникаций в различных условиях • способность к выстраиванию каналов коммуникаций средствами SMM; • применять навыки межличностного и делового общения; • применять навыки деловой переписки

В результате освоения данного курса по выбору должно обеспечиваться формирование следующих видов компетенций с целью решения управленческих задач:

- профессиональных компетенций (hard skills) как способности разрабатывать стратегии продвижения товаров/услуг и таргетированной рекламы; умения определять целевую аудиторию; умения создавать контент-план и обеспечивать их реализацию;

- цифровых компетенций (digital skills) как владения цифровыми технологиями для поиска, сбора, анализа информации, дизайна, представления информации (текстовой, фото, видео, сторителлинг и т. д);

- социальных компетенций (soft skills) как способности к выстраиванию каналов коммуникаций в условиях сети интернет средствами SMM.

Важно отметить, что в начале 2020 года было запланировано порядка 20 % Программы профессиональной переподготовки «Менеджмент» к реализации в смешанной форме с применением дистанционных образовательных технологий в системе электронного обучения КузГТУ. С учетом реалий, вызванных пандемией COVID19, принято решение разработать полноценные электронные учебные курсы всех дис-

циплин Президентской программы с размещением на платформе Moodle КузГТУ (рис. 1).

Такие формы обучения помогают обучающимся реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности, приобретение профессии и т. д., формировать навыки самообразовательной деятельности [12]. Таким образом, непосредственно и сам процесс электронного обучения также направлен на развитие цифровых компетенций слушателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Кемеровская область входит в тройку самых активных регионов России по реализации Президентской программы и лидирует по количеству обучаемых менеджеров среди регионов Сибири, уступая только Москве и Санкт-Петербургу. За 22 года реализации Президентской программы 762 выпускника Кемеровской области побывали на зарубежных стажировках. Это лучший показатель по стране: каждый третий выпускник Президентской программы Кемеровской области прошел зарубежную стажировку. Большинство слушателей после окончания обучения отправляются на стажировки за пределы

) ЭО КузГТУ Официальный сайт КузГТУ Русский (ru) -

Раздел (образовательный модуль) "Цифровые навыки и компетенции"

Личный кабинет / Мои курсы / Раздел (образовательный модуль) "Цифровые навыки и компетенции"

Курс по выбору "Инструменты интернет-маркетинга в продвижении товаров и услуг в сети Интернет"

Уважаемые слушатели, мы рады приветствовать Вас в нашем курсе!

Данный курс является факультативным - по выбору слушателя, носит практика-ориентированный характер. Автор и разработчик курса: Ачкасова Оксана Геннадьевна

Цель и задачи курса Формируемые компетенции

Модуль 1. Основные принципы цифрового маркетинга (Digital-Marketing) % SMM

презентация PowerPoint, 23Мбайт

Модуль 2. Основные стратегии цифрового маркетинга (Digital-Marketing) ^ Введение в интернет-маркетинг

презентация PowerPoint, 1.бМбайт

§Ь Модуль В. Основные стратегии таргетированной рекламы Основные стратегии таргетированной рекламы Тренировочный тест к модулю 3 Модуль 4. Веб-сайт как инструмент цифрового маркетинга ^ Landing Page

Рис. 1. Структура электронного учебного курса по выбору «Инструменты интернет-маркетинга в продвижении товаров и услуг» в LMS Moodle КузГТУ

России, которые являются совершенно бесплатными. Среди стран-партнеров Президентской программы - Германия, Франция, Япония, Китай и другие. В рамках обменных стажировок в Кузбасс приезжают и иностранные менеджеры. Стоит подчеркнуть, что во время стажировок участники зачастую не просто получают опыт общения и управления конкретной производственной деятельностью, но и находят бизнес-партнеров, с которыми впоследствии успешно реализуют свои проекты [13].

Выпускники Президентской программы возглавляют успешные инновационные предприятия региона, активно участвуют в проектах выхода регионального бизнеса на экспорт. Особенно актуальна Президентская программа сегодня, в период реализации Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года [14], реализации национальных проектов и развития приоритетных направлений российской экономики, внедрения инноваций, повышения производительности труда и качества жизни жителей нашего региона. Переформатирование программы подготовки управленческих кадров неразрывно связано с тенденциями трансформации жизнедеятельности общества в условиях цифровизации экономики и социальной сферы, что требует подготовки управленцев с новым набором управленческих и цифровых компетенций, способных к их постоянному обновлению и непрерывному профессиональному развитию.

Литература

1. Цифровизация/DIGITIZATION [Электронный ресурс] // Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике. https://infoптlation_society.acadelTlic.ru/392/Цифрови-зация_DIGITIZATION (дата обращения: 25.08.2019).

2. Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация (дата обращения: 20.08.2019).

3. Цифровая экономика РФ [Электронный ресурс]. URL: https:// digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 16.03.2020).

4. Введение в «Цифровую» экономику / под общ. ред. А. В. Кешелава. М., 2017. 28 с.

5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 15.09.2019).

6. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под ред. М. С. Шклярук. М., 2020. 43 с.

7. COMPETENCES FOR DEMOCRATIC CULTURE. Living together as equals in culturally diverse democratic societies [Электронный ресурс]. Council of Europe, 2017. 76 p. URL: https://rm.coe.int/ CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?d ocumentId=09000016806ccc07 (дата обращения: 19.09.2019)

8. Заседание рабочей группы НСПК по цифровой экономике. Доклад А. М. Кондакова «Разработка базовой

модели компетенций цифровой экономики» [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ nationalnews/74856/?sphrase_id=381828 (дата обращения: 19.09.2019).

9. Реализация федпроекта «Кадры для цифровой экономики» в 2020 году будет носить антикризисный характер [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ac.gov.ru/news/ 4854/?fbclid = IwAR2xI09auHFbbLGjg0hTMPBf8o0L6XSQn-WxiZwNDuSjiXbwJnqKiZovw_A (дата обращения: 04.06.2020).

10. Подольский О. Новые требования к каждому человеку в реалиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL: https:// ntinews.ru/blog/interview/novye-trebovaniya-k-kazhdomu-cheloveku-v-realiyakh-tsifrovoy-ekonomiki.html (дата обращения: 19.02.2020).

11. Методические рекомендации комиссии по организации подготовки управленческих кадров для народного хозяйства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https:// www.pprog.ru/education/metodicheskie-rekomendatsii-po-obrazovatelnym-programmam/ (дата обращения: 15.03.2020).

12. Широколобова А. Г, Ларионова Ю. С., Березина А. С. Использование технологий e-learning в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов заочной формы обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, Вып. 3. С. 353-358.

13. Веремеенко А. В. Президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ в Кемеровской области // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3. С. 24-26.

14. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года. URL: https://кузбасс-2035.рф/ (дата обращения: 16.03.2020).

References

1. Cifrovizaciya/DIGITIZATION [Digitalization / DIGITIZATION]. Explanatory Dictionary on the Information Society and the New Economy. Available at: https://information_society.academic.ru/ 392/Цифровизация_DIGITIZATION (accessed 25.02.2020). (In Russian).

2. Cifrovizaciya [Digitalization]. Wiktionary. Available at: https:// ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация (accessed 20.02.2020). (In Russian).

3. Cifrovaya ekonomika RF [Digital economy of the Russian Federation]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858/ (accessed 16.03.2020). (In Russian).

4. Vvedenie v «Cifrovuyu» ekonomiku [Introduction to the "Digital" economy]. Ed. A.V. Keshelav. Moscow, 2017, 28 p. (In Russian).

5. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody [About the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030]. Decree of the President of the Russian Federation of December 09, 2017 no. 203. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed 15.02.2020). (In Russian).

6. Model' kompetencij komandy cifrovoj transformacii v sisteme gosudarstvennogo upravleniya [The competency model of the digital transformation team in the public administration system]. Ed. M. S. Shklyaruk. Moscow, 2020, 43 p. (In Russian).

7. COMPETENCES FOR DEMOCRATIC CULTURE. Living together as equals in culturally diverse democratic societies. Council of Europe, 2017, 76 p. Available at: https://rm.coe.int/ CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMConten t?documentId=09000016806ccc07 (accessed 19.09.2019). (In English).

8. Zasedanie rabochej gruppy NSPK po cifrovoj ekonomike. Doklad A. M. Kondakova «Razrabotka bazovoj modeli kompe-tencij cifrovoj ekonomiki» [Meeting of the NSPK working

group on the digital economy. Report by A. M. Kondakov "Development of a basic model of competencies in the digital economy"]. Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/ nationalnews/74856/?sphrase_id=381828 (accessed 19.02.2020). (In Russian).

9. Realizaciya fedproekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» v 2020 godu budet nosit' antikrizisnyj harakter [The implementation of the "Human Resources for the Digital Economy" Fed project in 2020 will be anti-crisis]. Available at: https://digital.ac.gov.ru/ news/4854/?fbclid = IwAR2xI09auHFbbLGjg0hTMPBf8o0L6X SQn-WxiZwNDuSjiXbwJnqKiZovw_A (accessed 04.06.2020). (In Russian).

10. Podolsky O. Novye trebovaniya k kazhdomu cheloveku v realiyah cifrovoj ekonomiki [New requirements for each person in the realities of the digital economy]. Available at: https://ntinews.ru/ blog/interview/novye-trebovaniya-k-kazhdomu-cheloveku-v-realiyakh-tsifrovoy-ekonomiki.html (accessed 19.02.2020). (In Russian).

11. Metodicheskie rekomendacii komissii po organizacii podgotovki upravlencheskih kadrov dlya narodnogo hozyajstva v Rossijskoj Federacii [Methodological recommendations of the commission

on the organization of managerial training for the national economy in the Russian Federation]. Available at: https:// www.pprog.ru/education/metodicheskie-rekomendatsii-po-obrazovatelnym-programmam/ (accessed 15.03.2020). (In Russian).

12. Shirokolobova A. G., Larionova Yu. S., Berezina A. S. Ispol'zovanie tekhnologij e-learning v organizacii samostoyatel'noj raboty po inostrannomu yazyku studentov zaochnoj formy obucheniya [E-learning technologies use when organizing correspondence students' autonomous work on foreign language]. Philology. Theory & Practice, 2019, vol. 12, iss. 3, pp. 353-358. (in Russian).

13. Veremeyenko A. V. Prezidentskaya programma podgotovki upravlencheskih kadrov dlya narodnogo hozyajstva RF v Kemerovskoj oblasti [The presidential program for managerial training for the national economy of the Russian Federation in the Kemerovo region]. Education. Career. Society, 2014, no. 3, pp. 24-26. (In Russian).

14. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti do 2035 goda [The strategy of socio-economic development of the Kemerovo region until 2035]. Available at: https://Ky36acc-2035.p$/ (accessed 16.03.2020). (In Russian).

УДК/UDC 378.14:004 А. А. Баканов, Е. В. Прокопенко, А. К. Муромцева,

Ю. С. Ларионова, А. Г. Широколобова

A. A. Bakanov, E. V. Prokopenko, A. K. Muromtseva, J. S. Larionova, A. G. Shirokolobova

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ E-LEARNING ORGANIZATION AT TECHNICAL UNIVERSITY

Введение. В статье рассматривается организация электронного обучения в образовательной деятельности Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева (КузГТУ), а также ключевые требования к электронному обучению: функциональность, надежность, стабильная работа, поддержка стандартов, система проверки знаний, удобство использования, наличие доступа, развитие платформы, техническая поддержка.

Методология. Исследование проводилось посредством следующих методов: теоретических - анализа литературы по вопросам исследования, анализа имеющихся дистанционных образовательных технологий и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, обобщения результатов исследования; эмпирических - анализа деятельности студентов и преподавателей вуза, анкетирования.

Результаты. Для усовершенствования и оптимизации образовательного процесса в КузГТУ были

определены требования к созданию электронных обучающих курсов, а также разработана экспериментальная модель электронного обучающего курса и входящих в него компонентов. Выявлены преимущества организации самостоятельной работы студентов (СРС) в LMS Moodle как для преподавателя, так и обучающегося. Рассматриваются возможные формы мотивации преподавателей при работе в системе Moodle.

Заключение. С целью повышения качества образовательного процесса в вузе разрабатывается система мониторинга результативности использования электронного обучения (ЭО), которая позволит оценивать эффективность внедрения ЭО и принимать управленческие решения по оптимизации процессов электронного обучения.

Introduction. The article reveals the organization of e-learning in the educational activities of KuzSTU named after T. F. Gorbachev and reveals the key requirements for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.