Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВОГО РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВОГО РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ / ВОШЕДШИХ В РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / МЕНТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Ершова Нина Васильевна

Качество результатов образовательных организаций зависит от руководителей школ, их компетентности. Профессиональная компетентность директора школы - потенциал руководителя, обладающего совокупностью личностных и деловых качеств, отражающих ценностные установки, профессиональные знания, умения, навыки их применения в изменяющихся условиях, позволяющих успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией. Эффективность директора школы - проявленность его профессиональной компетентности в достижении результатов, управлении ресурсами и образовательным процессом. Статья посвящена поиску эффективных механизмов формирования и подготовки резервного состава руководителей образовательных организаций. Для формирования эффективных региональной и муниципальной кадровых систем руководителей в сфере образования необходима целенаправленная программа по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. В формировании региональной базы резерва управленческих кадров необходимо основываться на муниципальных одноименных базах. Авторами предпринята попытка проектирования подобной программы. В основу программы положены результаты регионального мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций. Индивидуальный подход, горизонтальное обучение в формировании, подготовке и использовании кадрового резерва руководителей образовательных организаций основывается на позициях, которые будут содействовать систематизации работы с кадровым резервом руководителей образовательных организаций. Привлечение ресурса управленческих команд, менторинга будет, с другой стороны, способствовать мотивации действующих руководителей образовательных организаций (членов управленческих команд, менторов) и работников муниципальных образовательных систем к развитию своих организаций в соответствии с задачами и приоритетами, определенными в национальном проекте в сфере образования, в том числе к повышению качества образования региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Ершова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE TRAINING OF THE PERSONNEL RESERVE OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The quality of the results of educational organizations depends on school leaders and their competence. The professional competence of a school principal is the potential of a leader who has a set of personal and business qualities that reflect values, professional knowledge, skills, and the skills to apply them in a changing environment, allowing them to successfully carry out activities in the field of managing a general educational organization. The effectiveness of the school principal is the manifestation of his professional competence in achieving results, managing resources and the educational process. The article is devoted to the search for effective mechanisms for the formation and training of the reserve staff of heads of educational organizations. To form effective regional and municipal personnel systems for leaders in the field of education, a targeted program is needed to form and train a reserve of managerial personnel. In the formation of the regional base of the reserve of managerial personnel, it is necessary to rely on municipal bases of the same name. The authors attempted to design such a program. The program is based on the results of regional monitoring of the effectiveness of heads of general education organizations. An individual approach, horizontal training in the formation, training and use of the personnel reserve of heads of educational organizations is based on positions that will contribute to the systematization of work with the personnel reserve of heads of educational organizations. Attracting the resource of management teams, mentoring, on the other hand, will help motivate the current heads of educational organizations (members of management teams, mentors) and employees of municipal educational systems to develop their organizations in accordance with the tasks and priorities defined in the national project in the field of education, in including improving the quality of education in the region.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВОГО РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

12. Fedotova, T.I. Professionally oriented problems in mathematics as a means of building the professional competence of future engineers / T.I. Fedotova (Bulletin of BSU. 2009. No. 15), pp. 86-90.

Педагогика

УДК 371.113.1

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВОГО РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Качество результатов образовательных организаций зависит от руководителей школ, их компетентности. Профессиональная компетентность директора школы - потенциал руководителя, обладающего совокупностью личностных и деловых качеств, отражающих ценностные установки, профессиональные знания, умения, навыки их применения в изменяющихся условиях, позволяющих успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией. Эффективность директора школы - проявленность его профессиональной компетентности в достижении результатов, управлении ресурсами и образовательным процессом. Статья посвящена поиску эффективных механизмов формирования и подготовки резервного состава руководителей образовательных организаций. Для формирования эффективных региональной и муниципальной кадровых систем руководителей в сфере образования необходима целенаправленная программа по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. В формировании региональной базы резерва управленческих кадров необходимо основываться на муниципальных одноименных базах.

Авторами предпринята попытка проектирования подобной программы. В основу программы положены результаты регионального мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций. Индивидуальный подход, горизонтальное обучение в формировании, подготовке и использовании кадрового резерва руководителей образовательных организаций основывается на позициях, которые будут содействовать систематизации работы с кадровым резервом руководителей образовательных организаций. Привлечение ресурса управленческих команд, менторинга будет, с другой стороны, способствовать мотивации действующих руководителей образовательных организаций (членов управленческих команд, менторов) и работников муниципальных образовательных систем к развитию своих организаций в соответствии с задачами и приоритетами, определенными в национальном проекте в сфере образования, в том числе к повышению качества образования региона.

Ключевые слова: резерв управленческих кадров, формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций, программа по обучению лиц, вошедших в резерв управленческих кадров в системе образования, качество образования, мониторинг эффективности руководителей общеобразовательных организаций, менторинг.

Annotation. The quality of the results of educational organizations depends on school leaders and their competence. The professional competence of a school principal is the potential of a leader who has a set of personal and business qualities that reflect values, professional knowledge, skills, and the skills to apply them in a changing environment, allowing them to successfully carry out activities in the field of managing a general educational organization. The effectiveness of the school principal is the manifestation of his professional competence in achieving results, managing resources and the educational process.

The article is devoted to the search for effective mechanisms for the formation and training of the reserve staff of heads of educational organizations. To form effective regional and municipal personnel systems for leaders in the field of education, a targeted program is needed to form and train a reserve of managerial personnel. In the formation of the regional base of the reserve of managerial personnel, it is necessary to rely on municipal bases of the same name.

The authors attempted to design such a program. The program is based on the results of regional monitoring of the effectiveness of heads of general education organizations. An individual approach, horizontal training in the formation, training and use of the personnel reserve of heads of educational organizations is based on positions that will contribute to the systematization of work with the personnel reserve of heads of educational organizations.

Attracting the resource of management teams, mentoring, on the other hand, will help motivate the current heads of educational organizations (members of management teams, mentors) and employees of municipal educational systems to develop their organizations in accordance with the tasks and priorities defined in the national project in the field of education, in including improving the quality of education in the region.

Key words: reserve of managerial personnel, formation of a personnel reserve of heads of educational organizations, a program for training persons included in the reserve of managerial personnel in the education system. quality of education, monitoring the effectiveness of heads of educational institutions, mentoring.

Введение. Анализ документов, определяющих политику качества в сфере общего образования, свидетельствует о значимости субъектов управления образовательными организациями, именно от руководства школы зависят качество результатов, процесса (программ, обеспечивающих его), и условий, в которых реализуется основная образовательная программа. На руководителей образовательных организаций возложена миссия организационно-педагогического обеспечения введения инноваций, эффективного функционирования, динамического развития школ. От сформированности профессиональных компетентностей директора и его заместителей, их творчества, интеллекта, стремления преобразовывать действительность, умения воплощать идеи в жизнь зависят результаты образования, прогресс, будущее страны. Итак, от руководителей школы во многом зависит достижение названных целей, очень важны системность и преемственность в их назначении, целенаправленная работа с резервом руководящих кадров.

Таким образом, в первую очередь, необходимо ответить на вопросы: «Как формировать базу резерва управленческих кадров в системе образования?», «Какие механизмы должны быть использованы в процессе подготовки управленческих кадров в системе образования?». Для ответов на эти и другие вопросы имеет смысл рассмотреть формы и методы формирования и подготовки управленческих кадров в системе образования в аспекте современного понимания качества образования.

Проблема поиска механизмов подготовки управленческих кадров в системе образования привела нас к исследованию современных методов и форм работы по формированию и подготовке кадрового резерва руководителей образовательных

организаций.

Изложение основного материала статьи. Руководители образовательных организаций, муниципальных управлений образования - ключевые фигуры, от которых в современной ситуации зависит функционирование и развитие организаций. Современный руководитель является воплощением трех позиций - идейного лидера, менеджера и организатора образовательной деятельности. Он занимается административной, экономической, финансовой, юридической, хозяйственной, образовательной деятельностью. Поэтому для эффективной деятельности руководителя школы необходимо формирование и развитие целого комплекса его педагогических и управленческих компетенций. В международных стандартах ISO 9000 дано определению понятия эффективность - это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами [https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO_9000]. Основываясь на определениях Ефремовой Н.Ф., что компетенции проявляются в действиях человека, а компетентность - это потенциал человека, мы будем понимать под профессиональной компетентностью директора школы - потенциал специалиста, обладающего совокупностью личностных и деловых качеств, отражающих ценностные установки, профессиональные знания, умения, навыки их применения в изменяющихся условиях, позволяющих успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией [3]. Под эффективностью директора школы мы будем понимать проявленность его профессиональной компетентности в достижении результатов, управлении ресурсами и образовательным процессом.

Итак, для обеспечения высокого качества образования в современных школах нужны конкурентоспособные, эффективные, с высоким уровнем профессиональной подготовки управленческие кадры, умеющие ответственно и профессионально действовать в современных условиях. Для этого необходимо формирование кадрового резерва руководителей в сфере образования: отбор кандидатов на эти должности, их взращивание. Формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Саха (Якутия), системная работа по их развитию - должно стать одной из приоритетных задач системы республики, что было отмечено на январском совещании педагогов 2022 года. Актуальность такого направления, как «формирование, подготовка и использование кадрового резерва руководителей» отмечена и Федеральным институтом оценки качества образования. Одноименный показатель рекомендован для проведения регионального мониторинга эффективности руководителей школ [5].

Итак, в республике на сегодняшний день 641 директор школ, лицеев и гимназий, из них 20 директоров специальных коррекционных школ, 6 частных негосударственных. 44,2% руководителей предпенсионного и пенсионного возраста, имеют стаж 3 года и менее - 32,6%, 37,4% - со стажем на должности директора более 10 лет, 58,8% - руководители-женщины, 71,3% - руководители сельских школ. Директора ОО в соответствии с ЕКС в основном имеют дипломы профессиональной переподготовки по профилю деятельности, также периодически проходят обучение на различных курсах повышения квалификации.

Инновационной и эффективной формой обучения руководителей стала горизонтальная составляющая, под которой понимается аналог распределительной модели образования «Peer-to-peer» (равный-равному). В понимании Дж. Корнели и Ч.Дж. Даноффа, горизонтальное обучение представляет собой создание (разработку) равноправными участниками учебного контента, необходимого и достаточного для освоения материала, в контексте совместной учебной и исследовательской деятельности, опосредованной информационно-коммуникативными технологиями [4]. В ракурсе горизонтального обучения в 2021-2022 уч году 70% курсов проводится с участием управленческих команд.

Мониторинг эффективности руководителей общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) выявил как успешные, так и проблемные зоны: в 2021 году региональный мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций отразил абсолютные низкие баллы по показателю «Формирование резерва управленческих кадров». Из 543 образовательных организаций 0 баллов получили 333 школы (61,3%):

Из 35 НОШ - 30 школ;

Из 54 ООШ - 41 школа;

Из 454 СОШ - 262 школы.

Таким образом, 85,7% начальных общеобразовательных школ, 75,9% основных общеобразовательных школ, 57,7% средних общеобразовательных школ республики не имеют целенаправленной программы работы с управленческими кадрами, а руководители школ и педагоги, потенциальные руководители региональных и муниципальных организаций, -индивидуальных планов развития, что приводит к проблеме недостаточной системности формирования резерва управленческих кадров. Исходя из вышеизложенного, актуализируется необходимость разработки программы по формированию и подготовке кадрового резерва руководителей образовательных организаций с использованием ресурса управленческих команд, наставничества, менторинга. Основными компонентами программы будут являться:

1. Определение графика начала работы с кадровым резервом руководителей образовательных организаций в муниципальных районах республики.

2. Формирование кадрового резерва в сфере образования посредством создания муниципальных баз резерва руководителей образовательных организаций.

3. Выявление индивидуальных дефицитов в управленческой деятельности претендентов на должность руководителя образовательной организацией.

4. Конструирование индивидуальной программы развития претендента на должность руководителя образовательной организацией.

5. Создание организационно-педагогических условий обучения кадрового резерва управленческих кадров.

6. Привлечение на обучающие мероприятия (в том числе, стажировки) муниципальные управленческие команды, менторов.

7. Применение как вертикального, так и горизонтального обучения.

Индивидуальный подход, горизонтальное обучение в формировании, подготовке и использовании кадрового резерва руководителей образовательных организаций основывается на позициях, которые будут содействовать систематизации работы с кадровым резервом руководителей ОО. Очень важно, что обучение с привлечением управленческих команд будет, с другой стороны, способствовать мотивации руководителей образовательных организаций и работников муниципальных образовательных систем к развитию своих организаций в соответствии с задачами и приоритетами, определенными в национальном проекте в сфере образования, в том числе к повышению качества образования региона.

В программе предполагается обучение лиц, вошедших в базу резерва управленческих кадров муниципалитетов. В реализации проекта будут привлечены преподаватели предметных кафедр, управленческих команд общеобразовательных организаций, муниципальных органов управлений образований. Одной из инноваций программы будет использование потенциала руководителей и команд общеобразовательных организаций, которые по итогам мониторинга показали высокие результаты.

В результате реализации проекта будут получены следующие результаты:

• сформирована база управленческого резерва на муниципальном и региональном уровнях;

• разработаны методические рекомендации по структуре индивидуальных программ развития соискателей должности руководителя в сфере образования;

• реализованы образовательные программы ДПО по формированию профессиональных компетенций руководителя с привлечением управленческих команд;

• утверждено Положение о подготовке резерва управленческих кадров в сфере образования муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия).

Индикаторами эффективности проекта могут служить:

• Формирование локальных баз управленческого резерва на муниципальном и региональном уровнях;

• Привлечение к обучению управленческих команд (горизонтальные и межмуниципальные сетевые формы обучения);

• Положительная динамика результатов мониторинга эффективности руководителей школ;

• Увеличение доли руководителей, обеспечивших повышение качества образования по показателям, утвержденным Приказом МОиН РС (Я) 01-10/1281 от 24.09.2019 года.

Составляющей программы будет план формирования и подготовке кадрового резерва руководителей образовательных организаций, который может содержать следующие системные мероприятия (табл. 1).

Таблица 1

№ Мероприятие Сроки исполнения Ответственный исполнитель

1. Создание и коррекция муниципальных баз резерва управленческих кадров в сфере образования: 1. Алданский 2. Верхневилюйский 3. Вилюйский 4. Горный 5. Мегино-Кангаласский 6. Намский 7. Нюрбинский Апрель 2022 г. ИРОиПК совместно с муниципальным органом управления образованием

2. 1. Амгинский 2. ГО г. Жатай 3. Жиганский ГО 4. Кобяйский 5. Ленский 6. Мирнинский 7. Олекминский 8. Томпонский Апрель 2023 г. ИРОиПК совместно с муниципальным органом управления образованием

3. 1. Нерюнгринский 2. Оймяконский 3. Среднеколымский 4. Сунтарский 5. Таттинский 6. Усть-Алданский 7. Усть-Майский 8. Хангаласский 9. Чурапчинский 10 город Якутск Апрель 2024 г. ИРОиПК совместно с муниципальным органом управления образованием

4. 1. Абыйский 2. Аллаиховский 3. Анабарский 4. Булунский 5. Верхнеколымский 6. Верхоянский 7. Момский 8. Нижнеколымский 9. Оленекский 10. Усть-Янский 11. Эвено-Бытантайский Апрель 2025 г. ИРОиПК совместно с муниципальным органом управления образованием

5. Выявление дефицитов претендента на должность руководителя образовательной организации. Май 2022-2025 гг. Муниципальные органы управления образованием

6. Содействие разработке индивидуальных программ развития соискателей должности руководителя. Октябрь 2022-2025 гг. Муниципальные органы управления образованием

7. Реализация программ ДПО по формированию профессиональных компетенций резерва управленческих кадров, в т.ч. с использованием потенциала муниципальных управленческих команд. В течение 2023-2025 гг. ИРОиПК совместно с управленческими командами

8. Разработка и реализация модели научно-методического сопровождения управленческими командами лиц, вошедших в базу резерва управленческих кадров в сфере образования. 2023-2025 гг. ИРОиПК совместно с муниципальным органом управления образованием

9. Привлечение к реализации образовательных программ ДПО лекторов ведущих институтов, вузов и иных структур, руководителей общеобразовательных организаций с высокими результатами по итогам мониторинга. в течение года 2022-2025 гг. ИРОиПК, управленческие команды, менторы

10. Реализация программы ДПО в формате: в течение года ИРОиПК

• форсайт-сессии, 2021-2024 гг. управленческие команды,

• разборы кейсов и лучших практик, менторы

• тренинги управленческих компетенций и психофизилогической подготовки,

• симуляторы,

• деловые игры,

• воркшопы,

• коуч-сессии,

• митапы,

• нетворкинги, • проектная работа.

11. Мультиплицирование опыта формирования и подготовки резерва управленческих кадров в сфере образования муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия). 2025 г. ИРОиПК совместно с муниципальным органом управления образованием

12. Обеспечение информационного сопровождения (СМИ) о ходе и результатах реализации проекта. Ежегодно с 2023 г. ИРОиПК

13. Принятие НПА об утверждении системы подготовки управленческого резерва в сфере образования в МР и ГО РС (Я). Январь, 2022 г. МОиН (Я)

Привлечение ресурса управленческих команд, менторинга будет, с другой стороны, способствовать мотивации действующих руководителей образовательных организаций (членов управленческих команд, менторов) и работников муниципальных образовательных систем к развитию своих организаций в соответствии с задачами и приоритетами, определенными в национальном проекте в сфере образования, в том числе к повышению качества образования региона.

Выводы:

1. Профессиональная компетентность директора школы - потенциал руководителя, обладающего совокупностью личностных и деловых качеств, отражающих ценностные установки, профессиональные знания, умения, навыки их применения в изменяющихся условиях, позволяющих успешно осуществлять деятельность в области управления общеобразовательной организацией. Эффективность директора школы - проявленность его профессиональной компетентности в достижении результатов, управлении ресурсами и образовательным процессом.

2. Для формирования эффективных региональной и муниципальной кадровых систем руководителей в сфере образования необходима целенаправленная программа по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. В формировании региональной базы резерва управленческих кадров необходимо основываться на муниципальных одноименных базах.

3. Подготовка резерва управленческих кадров должна быть персонализированной. Индивидуальный подход, горизонтальное обучение в формировании и подготовке кадрового резерва руководителей образовательных организаций будет содействовать систематизации работы с кадровым резервом руководителей образовательных организаций.

Литература:

1. Бенделл, Т. Стандарты и качество / Т. Бенделл, А. Фейгенбаум. - 1999. - № 10. - С. 28-30

2. Дьюи, Дж. Демократия и образование; пер. с англ. Ю.И. Турчаниновой, Э.Н. Гусинского, Н.Н. Михайлова. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.

3. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - Москва, Издательство «Национальное образование», 2012. - 416 с.

4. Корнели, Д., Данофф, Ч.Дж. Парагогика: Синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности; пер. с англ. И.Ю. Травкин [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. - URL: ttp://journals.tsu.ru/uploads/import/1182/files/7_11_084.pdf

5. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, разработанные федеральным институтом оценки качества образования: М., 2022 г.

6. Приказ МП РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС ООО». http://fgosreestr.ru

7. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.

8. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

9. ISO 9000 https://ru.wikipedia.org/wiki/IS0_9000

Педагогика

УДК 796/799

кандидат педагогических наук, доцент Иванов Сергей Меркурьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва); старший преподаватель кафедры физического воспитания Борисова Ксения Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва); старший преподаватель кафедры физического воспитания Федоров Игорь Григорьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. Вопрос по поводу формирования нравственно-волевых качеств средствами физической подготовки исследован недостаточно, поэтому был проведен анализ психолого-педагогической литературы, в результате которого было дано определение процессу формирования нравственно-волевых качеств у курсантов ВВУЗов, определены основные нравственно-волевые качества курсантов военных ВУЗов, подлежащих процессу формирования, обогащено представление о процессе формирования нравственно-волевых качеств курсантов в процессе занятия спортом, выявлена его специфика, разработана технология эффективного формирования нравственно-волевых качеств курсантов ВВУЗов средствами физической подготовки, а также определены посредством выявления и обоснования необходимые педагогические условия для реализации данной технологии.

Ключевые слова: педагог, курсанты военных ВУЗов, нравственно-волевые качества, представления о понятии воли, представления о понятии нравственности, понятие воли, понятие нравственности, волевое усилие, сила воли, формирование нравственно-волевых качеств.

Annotation. The question about the formation of moral-volitional qualities by means of physical training are studied insufficiently, therefore, was the analysis of psychological and pedagogical literature in which the notion of the formation of moral-volitional qualities in cadets of MHEI, determined the main moral-volitional qualities of students of military HEI subject to the process of forming an enriched understanding of the process of formation of moral-volitional qualities of students in the process of sports, its specificity is revealed, the technology of effective formation of moral and volitional qualities of cadets of MHEI by means of physical training has been developed, and the necessary pedagogical conditions for the implementation of this technology have been determined through identification and justification.

Key words: teacher, cadets of military HEI, moral and volitional qualities, ideas about the concept of will, ideas about the concept of morality, the concept of will, the concept of morality, willpower, will power, the formation of moral-volitional qualities.

Введение. Кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни сегодняшнего общества россиян повлияли следом за собой и на повышение уровня тревоги, озадаченности и заботы за будущее среди подрастающего поколения молодежи, повышению энергетических затрат и морально-психологических сил. Увеличение количества разнообразных точек зрения на все происходящее сейчас в мире среди множества политических, гражданских и противоборствующих сторон, а также меркантильные ценности, которые значительно главенствуют в положении дел социального общества стало препятствовать поступательному развитию цельной личности. В результате чего у системы современного образования возникает потребность создания целостной личности, обладающей низкой степенью тревожности, уверенной в правильности своих поступков, рационально распределяющей свое время и энергию. Таким образом, возникновение и сформированность у курсантов военных ВУЗов нравственно-волевых качеств также становится важнейшим толчком для длостижения успеха и скорейшего адаптирования в социуме и наипервейшей из главнейших задач системы военного образования.

Не смотря на то, что различные взгляды на формирование нравственных и волевых качеств и их взаимосвязи уже изучались наукой, однако вопрос о возрождении и становлении нравственно-волевых качеств средствами физической подготовки изучен не в полном объеме, что аргументирует актуальность нашего изучения [5, С. 151].

Изложение основного материала статьи. Рассматривая два этих компонента, стоит также обратить внимание на то, что в научной литературе понятие нравственности и воли используется довольно широко, причем с незапамятных времен, начиная от Древней Греции и заканчивая нашим временем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные изучения по исследованию этих представлений, можно выделить две основных концепции в изучении природы воли: мотивационная и регулирующая. В первой воля является сознательной регуляцией деятельности человека. Вторая отождествляет волю с процессом преодоления внешних и внутренних препятствий. Для наиболее полного понимания понятия воля, необходимо учитывать две стороны единого процесса, а именно мотивационную и регулирующую психические процессы. Только в этом случае возможно наиболее объективно и всесторонне раскрыть рассматриваемое нами понятие.

Путем анализа научной литературы было установлено, что наиболее существенно понятие воли раскрывается в следующем определении: воля - это способность человека выбирать на основе своих потребностей непротиворечивые цели, зная сроки и средства их достижения, подчинять свое поведение намеченному плану действий, оптимально управляя своими психическими процессами.

Переходя к рассмотрению понятия нравственности, тесно связанным с понятием воли, нельзя не упомянуть о том что, Л.Ф. Колесникова подчеркивала значимость взаимосвязанного воспитания волевых и нравственных сторон личности [1, С. 92].

Основными понятиями нравственности являются категории добра и зла, которые складываются, исходя из определенных представлений конкретного общества.

Понятие добра является абстрактной нравственной ценностью и чтобы его конкретизировать, нужен идеал, на который ориентируется человек в своем поведении.

В историческом контексте понятие нравственности, также как и понятие воли, подвергалось рассмотрению с различных точек зрения. Подводя итоги данного анализа, мы получаем следующие выводы. Античная этика выявила и привела к выводу о том, что нравственность является множеством связанных вместе собою внутренних составляющих добра в каждом человеке, и максимально раскрывает внутренние возможности личности индивидума, т. е. так раскрывается, что является основой социальной гармонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.