Научная статья на тему 'Формирование и подготовка резерва управленческих кадров системы общего образования региона на основе реинжиниринга'

Формирование и подготовка резерва управленческих кадров системы общего образования региона на основе реинжиниринга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / КАДРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПРОЦЕДУРЫ / РЕИНЖИНИРИНГ / РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONNEL RESERVE / PERSONNEL PROCESSES AND PROCEDURES / REENGINEERING / MANAGEMENT RESERVE OF THE GENERAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крецан З.В., Малкина Е.А.

Введение. В статье представлен анализ современного состояния резерва управленческих кадров системы общего образования на региональном и муниципальном уровнях, его соответствия современным требованиям, предъявляемым к лицам, включенным в состав резерва, а также обоснована необходимость разработки регионального проекта реинжиниринга кадровых процессов и процедур. Методология. Авторами проанализированы федеральные, региональные и муниципальные стратегические, нормативно-правовые и программные документы по вопросам формирования и подготовки резерва управленческих кадров в целом и системе общего образования в частности. Проведен анализ статистических данных, данных мониторинга кадрового обеспечения в образовательных организациях региона (административно-управленческого персонала), рассмотрен реинжиниринг как инструмент для создания новой модели формирования резерва управленческих кадров системы общего образования и организации работы с ним. Результаты. Анализ современного состояния и результатов деятельности по формированию и подготовке резерва управленческих кадров показал, что в настоящее время на региональном уровне отсутствует единая база резерва управленческих кадров системы общего образования, соответствующая современным требованиям, что обусловило необходимость и целесообразность разработки актуальной запросам региона модели формирования и подготовки резерва управленческих кадров системы общего образования региона на основе реинжиниринга. Заключение. Использование реинжиниринга в качестве инструментальной среды новой модели формирования и подготовки резерва управленческих кадров системы общего образования позволит максимально эффективно задействовать имеющийся кадровый потенциал и повысить его качественные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND TRAINING OF MANAGERIAL PERSONNEL RESERVE OF THE GENERAL EDUCATION SYSTEM OF THE REGION BASED ON THE REENGINEERING

Introduction. The article presents an analysis of the current state of the reserve of management personnel of the General education system at the regional and municipal levels, its compliance with modern requirements for persons included in the reserve, as well as the need to develop a regional project of reengineering personnel processes and procedures. Materials and Methods. The authors analyzed Federal, regional and municipal strategic, legal and program documents on the formation and preparation of the reserve of managerial personnel in General and the system of General education in particular. The analysis of statistical data, monitoring data of staff assistance in educational institutions of the region (administrative and managerial personnel), considered reengineering as a tool for creating a new model of formation of the reserve of managerial personnel of the system of General education and the organization of work with it. Results. Analysis of the current state and results of activities on the formation and preparation of the reserve of managerial personnel showed that at the present time at the regional level there is no single base of the reserve of managerial personnel of the General education system that meets modern requirements, which necessitated the need and feasibility of the development of the actual needs of the region model of formation and training of the reserve of managerial personnel of the General education system of the region on the basis of reengineering. Conclusion. The use of reengineering as a source environment of the new model of formation and training of the reserve of managerial personnel of the General education system will allow to use the existing human resources as efficiently as possible and to improve its quality characteristics.

Текст научной работы на тему «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров системы общего образования региона на основе реинжиниринга»

4. Gilderman Yu. I. Matematizaciya biologii [Mathematization of biology]. Moscow, 1969, 48 p. (In Russian).

5. Duisebek A. T. Metodologicheskiye podkhody k obrazovaniyu v kontekste ustoychivogo razvitiya [Methodological approaches to education in the sustainable development context]. Problems of Modern Education, 2010, no. 4, pp. 103-107. (In Russian).

6. Kepchik N. V. Vysshaya matematika [Higher mathematics]. Minsk, 2010, 99 p. (In Russian).

7. Kostrova Y. S. Biomatematicheskaya kul'tura studenta [Biomathematical culture of the student]. Modern Technologies in Science and Education. Ryazan, 2017, vol. 8, pp. 19-21. (In Russian).

8. Kostrova Y. S. Osobennosti prepodavaniya vysshey matematiki studentam-biologam [Peculiarities of teaching higher mathematics to students-biologists]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 106-114. (In Russian).

9. Kostrova Y. S. Zadachi linejnoj algebry bioinzhenernoj napravlennosti [Tasks of linear algebra of bioengineered orientation]. Ryazan, 2018, 68 p. (In Russian).

10. Lahos-Beltra R. Matematika zhizni. Chislennyye metody v biologii i ekologii [Mathematics of life. Numerical methods in biology and ecology]. World of mathematics. Moscow, 2014, vol. 28, 160 p. (In Russian).

11. Riznichenko G. Yu. Matematicheskie modeli v biologii [Mathematical Models in Biology]. Moscow, Izhevsk, 2014, 136 p. (in Russian).

12. Fedoseyev V. M. Kompetentnostnyy podkhod k professional'nomu obrazovaniyu i realisticheskiye traditsii prepodavaniya matematiki [Competence-based approach to professional education and realistic traditions of teaching mathematics]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 3 (23), pp. 182-188. (In Russian).

13. Bailey N. T. J. The Mathematical Theory of Epidemics. London, Griffin, 1957, 194 p.

14. Larson R. Applied Calculus for the Life and Social Sciences. Hougton Mifflin, 2009, 866 p.

15. Ledder G. Mathematics for the Life Sciences: Calculus, Modeling, Probability, and Dynamical Systems. Springer, 2013, 443 p.

16. Murray J. D. Mathematical biology: I. An introduction. Springer, 2002, 576 p.

17. Neuhauser C. Calculus for Biology and Medicine. Pearson, 2011, 841 p.

18. Stewart J., Day T. Biocalculus: Calculus for Life Sciences. Brooks Cole, 2014, 897 p.

THE FORMATION AND TRAINING OF MANAGERIAL PERSONNEL RESERVE

of the general education system of the REGION

BASED ON THE REENGINEERING

Введение. В статье представлен анализ современного состояния резерва управленческих кадров системы общего образования на региональном и муниципальном уровнях, его соответствия современным требованиям, предъявляемым к лицам, включенным в состав резерва, а также обоснована необходимость разработки регионального проекта реинжиниринга кадровых процессов и процедур.

Методология. Авторами проанализированы федеральные, региональные и муниципальные стратегические, нормативно-правовые и программные документы по вопросам формирования и подготовки резерва управленческих кадров в целом и системе общего образования в частности. Проведен анализ статистических данных, данных мониторинга кадрового обеспечения в образовательных организациях региона (административно-управленческого персонала), рассмотрен реинжиниринг как инструмент для создания новой модели формирования резерва управленческих кадров системы общего образования и организации работы с ним.

Результаты. Анализ современного состояния и результатов деятельности по формированию и подготовке резерва управленческих кадров показал, что в настоящее время на региональном уровне отсутствует единая база резерва управленческих кадров системы общего образования, соответствующая современным требованиям, что обусловило необходимость и целе-

УДК/uDC 37.08

З. В. Крецан, Е. А. Малкина

Z. Kretsan, E. Malkina

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНчЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ РЕИНЖИНИРИНГА

сообразность разработки актуальной запросам региона модели формирования и подготовки резерва управленческих кадров системы общего образования региона на основе реинжиниринга.

Заключение. Использование реинжиниринга в качестве инструментальной среды новой модели формирования и подготовки резерва управленческих кадров системы общего образования позволит максимально эффективно задействовать имеющийся кадровый потенциал и повысить его качественные характеристики.

Introduction. The article presents an analysis of the current state of the reserve of management personnel of the General education system at the regional and municipal levels, its compliance with modern requirements for persons included in the reserve, as well as the need to develop a regional project of reengineering personnel processes and procedures.

Materials and Methods. The authors analyzed Federal, regional and municipal strategic, legal and program documents on the formation and preparation of the reserve of managerial personnel in General and the system of General education in particular. The analysis of statistical data, monitoring data of staff assistance in educational institutions of the region (administrative and managerial personnel), considered reengineering as a tool for creating a new model of formation of the reserve of managerial personnel of the system of General education and the organization of work with it.

Results. Analysis of the current state and results of activities on the formation and preparation of the reserve of managerial personnel showed that at the present time at the regional level there is no single base of the reserve of managerial personnel of the General education system that meets modern requirements, which necessitated the need and feasibility of the development of the actual needs of the region model of formation and training of the reserve of managerial personnel of the General education system of the region on the basis of reengineering.

Conclusion. The use of reengineering as a source environment of the new model of formation and training of the reserve of managerial personnel of the General education system will allow to use the existing human resources as efficiently as possible and to improve its quality characteristics.

Ключевые слова: кадровый резерв, кадровые процессы и процедуры, реинжиниринг, резерв управленческих кадров системы общего образования.

Keywords: personnel reserve, personnel processes and procedures, reengineering, management reserve of the General education system.

Введение

Актуальность совершенствования работы с резервом управленческих кадров системы общего образования обусловлена рядом причин:

— формирование профессиональной команды руководителей в системе образования региона является необходимым условием повышения качества образования;

— решение задач эффективного функционирования и инновационного развития общеобразовательных организаций требует формирования нового образа современного руководителя;

— необходимость перспективного планирования развития кадрового и управленческого потенциала обусловлена созданием единой системы кадрового мониторинга и совершенствованием разноуровневой работы с педагогическими, руководящими и иными кадрами, включенными в резерв;

— имеющиеся кадровые ресурсы достаточны, однако необходимо выявить и привлечь наиболее талантливых, мотивированных, профессионально подготовленных специалистов к управлению общеобразовательными организациями.

Методология

Регулирование процесса формирования и функционирования кадрового потенциала руководителей образовательных организаций начинается с формирования и развития резерва управленческих кадров системы общего образования и осуществляется на основе нормативных правовых актов, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разработанных и реализуемых региональных и муниципальных программ.

В стратегических и нормативно-правовых документах Российской Федерации [1-4] и Кемеровской области [5-7] указывается необходимость обновления процессов и процедур формирования и подготовки резерва управленческих кадров.

Так, Федеральный проект «Учитель будущего» предусматривает к 2024 г разработку и внедрение процедуры установления соответствия уровня квалификации требованиям, необходимым для выполнения должностных обязанностей руководителя общеобразовательной организации для кандидатов на должность [1]. В проекте уделено внимание и обеспечению комплексного повышения компетенций управленческих команд общеобразовательных организаций (в состав команды, как правило, входят и педагогические работники, включенные в состав резерва управленческих кадров), которое позволит повысить эффективность финансовой, хозяйственной, содержательной и организационной деятельности образовательной организации, а также минимизировать издержки за счет эффективных управленческих решений.

В положении «О формировании резерва управленческих кадров Кемеровской области и организации работы с резервом» дано определение «резерв управленческих кадров Кемеровской области» как вид кадрового резерва для замещения управленческих должностей в системе государственного и муниципального управления, сформированный на конкурсной основе из перспективных работников, обладающих необходимыми деловыми, морально-этическими качествами и профессиональным опытом, необходимыми для выдвижения на управленческую должность, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку» [6]. Определены уровни готовности к занятию управленческих должностей; требования к кандидатам в резерв и резервистам (гражданство РФ, возраст от 25 до 50 лет, высшее образование, управленческий опыт, подтвержденный документально); процедура конкурсного отбора; организация работы с резервом и т. д.

Программа (план мероприятий) «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2019-2023 годы» предусматривает формирование единой базы данных резерва управленческих кадров; организацию обучения педагогических работников, зачисленных в резерв управленческих кадров; определение базовых общеобразовательных организаций для стажировок педагогических работников, зачисленных в резерв управленческих кадров [7].

Для качественного подбора кандидатов в резерв управленческих кадров прежде всего необходима объективная оценка кадрового потенциала.

Таблица 1

Распределение руководителей образовательных организаций Кемеровской области по возрасту ( %)

Территории Возраст руководящих работников ОО

20-30 лет 31-45 лет 46-55 лет 56-60 лет более 60 лет

Всего по Кемеровской области (2016) 3,70 35,95 35,98 15,52 8,85

городским округам 3,12 35,64 35,73 1619 9,32

муниципальным районам 4,59 36,74 36,22 14,29 8,16

Всего по Кемеровской области (2017) 3,11 35,00 35,86 16,53 9,50

городским округам 2,45 34,56 35,48 17,43 10,08

муниципальным районам 4,34 36,30 36,09 14,79 8,48

Всего по Кемеровской области (2018) 2,44 34,75 35,31 17,51 9,99

городским округам 1,31 35,03 34,74 18,27 10,66

муниципальным районам 4,51 34,98 35,62 15,99 8,91

Анализ кадрового обеспечения общеобразовательных организаций региона управленческими кадрами за 2018 г. показал:

— в целом по области в возрасте от 56 до 60 лет и старше находятся 27,5 % руководителей общеобразовательных организаций (табл. 1);

— 18 % руководителей общеобразовательных организаций работают в должности более 25 лет (стаж работы представлен в таблице 2);

— ежегодно наблюдается текучесть руководящих кадров (от 10 до 15 %) в школах как городских округов, так и муниципальных районов, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

— анализ результатов индивидуальной диагностики руководителей общеобразовательных организаций региона за 2016-2018 гг. показал, что более 30 % руководителей общеобразова-

тельных организаций в возрасте старше 46 лет находятся в состоянии остановленного развития, то есть траектория профессионального развития стремится к завершению значительно раньше, чем трудовая деятельность на управленческой должности (профессиональное выгорание).

Таблица 2

Распределение руководителей образовательных организаций Кемеровской области по стажу ( %)

Территории Стаж работы административно-управленческого персонала

0-3 года 3-5 лет 5-10лет 10-25 лет Более 25 лет

Всего по Кемеровской области (2016) 17,52 11,53 19,73 32,22 19,00

городским округам 18,07 10,79 19,17 32,99 18,98

муниципальным районам 17,04 13,37 21,94 28,57 19,08

Всего по Кемеровской области (2017) 16,63 11,62 19,97 33,39 18,39

городским округам 15,84 10,95 19,64 34,85 18,72

муниципальным районам 19,13 13,24 21,72 28,23 17,68

Всего по Кемеровской области (2018) 17,05 10,87 19,92 34,33 17,83

городским округам 1618 11,29 18,56 35,13 18,85

муниципальным районам 19,74 10,09 22,85 31,33 15,99

Таким образом, задача разработки новых подходов к формированию и подготовке резерва управленческих кадров системы общего образования региона является актуальной.

Результаты

Анализ данных по состоянию и результатам деятельности по формированию и подготовке резерва управленческих кадров муниципальной системы общего образования выявил:

— формализм при организации работы (в части муниципалитетов — не соответствуют требованиям (устарели) или отсутствуют необходимые нормативные акты, планы мероприятий по формированию и использованию резерва управленческих кадров, а также программы подготовки кандидатов в резерв и резервистов);

— несоответствие требованиям, предъявляемым к кандидатам (лишь 38 % включенных в состав муниципального резерва управленческих кадров имеют документ о профессиональной переподготовке или диплом о высшем и/или среднем профессиональном образовании в области менеджмента; 37 % — о повышении квалификации в области управления. Включены в резерв и те, кто никакого подтверждающего документа в области управления не имеет; возраст включенных в состав резерва составляет 23-62 года);

— отсутствие системы в подготовке различных категорий резервистов;

— отсутствие мотивации некоторых резервистов к повышению профессионального мастерства;

— закрытость при обсуждении кандидатов, включаемых в состав резерва, и результатов работы резервистов.

Из вышесказанного следует, что изменение подходов к формированию и подготовке резерва управленческих кадров системы общего образования на региональном уровне является задачей, требующей постоянного внимания и значительных ресурсов.

Инструментальной средой для создания новой модели формирования резерва управленческих кадров системы общего образования и организации работы с ним может выступить реинжиниринг.

Реинжиниринг нами рассматривается как проектировочное действие, осуществляемое на всех этапах внедрения нового подхода к формированию резерва управленческих кадров и системно сопровождающее весь процесс подбора, отбора и подготовки резервиста, а также обеспечивающее максимальную управляемость качеством подготовки.

Необходимость и целесообразность разработки и реализации проекта «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров системы общего образования региона на основе реинжиниринга» на 2019-2023 гг. обусловлены отсутствием единых подходов к проведению кадровых

процессов (прогнозированию и планированию кадровых потребностей, подбору и отбору кандидатов на должность руководителей общеобразовательных организаций, в состав кадрового резерва, обеспечению непрерывного профессионального образования и т. д.) и процедур (аттестации на соответствие требованиям, предъявляемым к должности руководителя общеобразовательной организацией, назначению на должность, оценке и т. п.) на региональном и муниципальном уровнях.

Целью проекта выступает реинжиниринг кадровых процессов и процедур, направленный на повышение эффективности формирования и подготовки резерва управленческих кадров региональной системы общего образования. Сроки реализации проекта — 2019-2023 гг.

Реализованный проект позволит:

— создать единую базу резерва управленческих кадров системы общего образования;

— создать единую базу руководителей общеобразовательных организаций — менторов;

— повысить качество подготовки резерва за счет реализации единой региональной программы подготовки педагогических работников и иных, прошедших отбор в резерв, и организации стажировок на базе общеобразовательных организаций по программе стажировки «Погружение с ментором»;

— разработать критерии, показатели и индикаторы выявления уровня сформированности управленческих компетенций педагогических работников и иных, зачисленных в резерв, управленческих кадров и прошедших профессиональную подготовку;

— организовать научно- и информационно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и иных, зачисленных в резерв, управленческих кадров, в том числе процедур установления соответствия уровня квалификации кандидатов требованиям, необходимым для выполнения должностных обязанностей руководителя общеобразовательной организации.

Заключение

Таким образом, применение реинжиниринга как инструментальной среды повышения эффективности формирования и подготовки резерва управленческих кадров позволит максимально эффективно использовать имеющийся кадровый потенциал региональной системы общего образования.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3.09.2018 № 10). URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 30.01.2019).

2. Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации [Электронный ресурс] : одобрена Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29.11.2017 № 5. URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_306332/ (дата обращения: 30.01.2019).

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642. URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_286474/ (дата обращения: 30.01.2019).

4. О федеральной программе «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2021 годы)» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 22.04.2010 № 636-р. URL: https://base.ganant.nu/198135/ (дата обращения: 30.01.2019).

5. Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2025 годы [Электронный ресурс] : постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4.09.2013 № 367. URL: http:// образование42.рф/media/uploads/documents/gospnognamma.pdf (дата обращения: 30.01.2019).

6. Положение о формировании резерва управленческих кадров Кемеровской области и организации работы с резервом [Электронный ресурс] : постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.11.2013 № 54. URL: http:// old.ako.nu/official/stnukt/KADR_REZERV/default.asp?n=1&ns=25 (дата обращения: 30.01.2019).

7. Программа (план мероприятий) «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2019-2023 годы» [Электронный ресурс] : приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 19.12.2018 № 2267. URL: http://образование42.рф/documents/1037/ (дата обращения: 30.01.2019).

References

1. Paspont nacional'nogo pnoekta «Obnazovanie» [Passport of the national pnoject "Education"]. Appnoved by the Pnesidium of the Pnesidential Council fon Stnategic Development and National Pnojects (Minutes No. 10 of 3 Septemben 2018). Available at: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_319308/ (accessed 30.01.2019). (In Russian).

2. Obshchaya koncepciya fonminovaniya i ispol'zovaniya nezenvov upnavlencheskih kadnov v Rossijskoj Fedenacii [The genenal concept of fonmation and use of nesenves of managenial pensonnel in the Russian Fedenation]. Appnoved by the Commission unden the Pnesident of the Russian Fedenation on civil senvice and managenial pensonnel nesenve, pnotocol No. 5 dated Novemben 29, 2017. Available at: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_306332/ (accessed 30.01.2019). (In Russian).

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education"]. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (accessed 30.01.2019). (In Russian).

4. O federal'noj programme «Podgotovka i perepodgotovka rezerva upravlencheskih kadrov (2010-2021 gody)» [About the federal program "Training and retraining of the managerial personnel reserve (2010-2021)"]. Order of the Government of the Russian Federation of April 22, 2010 No. 636-p. Available at: https://base.garant.ru/198135/ (accessed 30.01.2019). (In Russian).

5. Gosudarstvennaya programma Kemerovskoj oblasti «Razvitie sistemy obrazovaniya Kuzbassa» na 2014-2025 gody [State program of the Kemerovo region "Development of the education system in Kuzbass" for 2014-2025]. Resolution of the Board of the Administration of the Kemerovo Region of September 4, 2013 No. 367. Available at: http://obrazovanie42.rf/ media/uploads/documents/gosprogramma.pdf (accessed 30.01.2019). (In Russian).

6. Polozhenie o formirovanii rezerva upravlencheskih kadrov Kemerovskoj oblasti i organizacii raboty s rezervom [Regulations on the formation of a reserve of managerial personnel of the Kemerovo region and the organization of work with the reserve]. Resolution of the Board of the Administration of the Kemerovo Region of November 26, 2013 No. 54. Available at: http://old. ako.ru/official/strukt/KADR_REZERV/default.asp?n=1&ns=25 (accessed 30.01.2019). (In Russian).

7. Programma (plan meropriyatij) «Razvitie i obnovlenie kadrovogo potenciala regional'noj sistemy obrazovaniya na 2019-2023 gody» [Program (plan of measures) "Development and updating of the personnel potential of the regional education system for 2019-2023"]. Order of the Department of Education and Science of the Kemerovo Region dated December 19, 2018 No. 2267. Available at: http://obrazovanie42.rf/documents/1037/(accessed 30.01.2019). (In Russian).

УДК/UDC 378.14(571.53) Е. В. Рогалева, Л. Р. Третьякова

E. Rogaleva, L. Tretyakova

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

FEATURES OF THE CONTENT OF THE TRAINING PROGRAMMES OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY IN IRKUTSK REGION

Введение. В статье рассматриваются особенности содержания программ подготовки учителей технологии в Иркутской области с учетом требований документов российского законодательства и региональных проектов. Согласно новой концепции преподавания предметной области «Технология», технологическому образованию в школе отводится ведущая роль для вхождения обучающихся в мир технологий и приобретения базовых навыков работы с современным оборудованием, знакомством с миром профессий. Изменяется статус предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека. Преобразование подходов к реализации предметной области «Технология» ставит вопрос о готовности будущих учителей технологии реализовывать обновленное содержание подготовки школьников в регионе.

Методология. В основу статьи положен структурно-системный анализ нормативных документов российского законодательства, эмпирические методы исследования, концептуальная составляющая предметной области «Технология» и компетентностный подход.

Результаты. В статье рассмотрены особенности новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, выбраны типы задач профессиональной деятельности при подготовке будущих учителей технологии, обоснован выбор совмещения профилей подготовки. Ориентируясь на изменения содержания школьного образования по технологии, требования нового образовательного стандарта высшего образования и профессиональные стандарты педагогических работников, авторы рассмотрели ключевые аспекты основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями обучения «Технология» — «Дополнительное образование» и предложили свой вариант содержания предметной части подготовки студентов.

Заключение. Представлены инвариантная и вариативная части предметной подготовки будущих учителей технологии через модули и их содержание, отражающие как традиционные, так

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.