О.Ю. Фролова
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК РОССИЙСКИХ БАНКОВСКИХ ...
10. Воронцова Л.В., Евсеев Г.В. Микрофинансирование как инструмент финансово-кредитной системы: опыт, проблемы и перспективы развития в России // Актуальные проблемы экономики и права.
2012. № 1. С. 179-185.
11. Павлова Е.В., Коваленко О.Г. проблемы банковской системы Российской Федерации и наиболее рациональные пути их решения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 130-131.
12. Рамазанов А.В. Особенности инвестиционных операций банков // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 175-179.
13. Евстратов Р.М. Место финансовых рисков в системе предпринимательских рисков коммерческих организаций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.
2013. № 3 (14). С. 38-41.
14. Абдюкова Э.И. Факторные модели как инструмент для оптимизации спроса по кредитно-депозитным
операциям банка // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 217-222.
15. Горбунов Д.В. Тенденции развития инвестиционных банков в России и за рубежом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 34-36.
16. Гончарук А.С. Особенности управления услугами коммерческих банков в современных условиях // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 16. С. 128-135.
17. Павлова Е.В., Ермакова М.В. Современное состояние рынка кредитования физических лиц в Российской Федерации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 36-39.
18. Бубнова И.Ю. Современные подходы к механизму кредитования в банковском секторе Российской Федерации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 22. С. 20-25.
© 2014
MODERN RUSSIAN MARKET BANKING PRODUCTS
O.Y. Frolova, a student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The instability of demand for banking products market is the decline in the financial performance of commercial banks. The article discusses the state of the Russian banking system at this stage of development. The existing classification of banking products and offer the best options for classification analysis of the functioning of the banking system and the real economy.
Keywords: banking products, banking, commercial bank, commercial bank activities.
УДК 323.21
МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
© 2014
О.А. Холомина, учитель МОУ лицей № 51 Тольятти (Россия) A.A. Курилова, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье рассмотрена необходимость формирования резерва управленческих кадров для Российской Федерации на данном этапе развития. Изучен современный механизм формирования резерва и программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы)». Определен механизм функционирования системы молодежных парламентов, их функции и назначение. Исходя из результатов рассмотрения, соотнесены функции молодежных парламентов и способы их приложения к формированию резерва управленческих кадров. Предложено пересмотреть существующие взгляды на функционирование парламента в сторону расширения основных функций.
Ключевые слова: молодежный парламент, молодежная политика, кадровый резерв, молодежь.
В условиях быстро изменяющегося мира, неоднозначной геополитики и прогрессирующих технологий перед любой страной стоит задача сформировать определенный резерв управленческих кадров, которые будут компетентны в принимаемых решениях и мотивированы на успех государства. В России эта задача стоит особенно остро.
На данный момент для обеспечения эффективно функционирования страны мало сформировать бесперебойно и направленно действующий механизм государственной власти. Из-за широких масштабов страны существует насущная необходимость сформировать также надежную и профессиональную власть на местах, не допускающую коррупции и быстро реагирующую на любые изменения политического курса, как в стране, так и за границей.
Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что с относительно молодым возрастом Российской Федерации возникла необходимость обеспечить страну молодыми кадрами, которые совместили бы в себе высокий уровень мотивации на успех страны и профессиональные компетенции старшего поколения. Кроме того, без организованно сформированной коман-
ды невозможно проведение системных и требующих максимального профессионализма и аналитических расчетов реформ, в которых так нуждается государство на этапе развития [1, с.230].
Начать изучение вопроса стоит с рассмотрения федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы)». Одно ее существование явно указывает на необходимость формирования кадрового резерва для управления государством.
Как сообщается на портале госслужбы, основной целью программы является повышение профессиональной и управленческой компетентности лиц, включённых в федеральный резерв управленческих кадров (с учетом уровня резерва управленческих кадров - высший, базовый и перспективный).
Координатором федеральной программы является Аппарат Правительства Российской Федерации, государственным заказчиком — Минтруд России.
Исполнителями федеральной программы определены:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
О.А. Холомина, A.A. Курилова МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ...
Федерации в части обучения высшего уровня резерва управленческих кадров;
- Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в части обучения базового и перспективного уровней резерва управленческих кадров.
Подготовка и переподготовка резерва подразумевают под собой обучение, проектно-аналитические сессии, коммуникационные мероприятия, зарубежные стажировки, а также встречи участников федеральной программы с представителями политического и экономического сообщества. Обучение разбито на определенные блоки, каждый их которых развивает определенные компетенции [2, с.53].
На данный момент существует федеральный резерв управленческих кадров, характеризующийся трехступенчатой системой.
Высший уровень резерва состоит из тех представителей президентского резерва, которые руководят государственными органами как федерального, так и регионального значения, а также государственными организациями. По предъявляемым требованиям для членов высшего резерва необходим стаж в должности не менее 6 лет и возраст до 50 лет.
Второй уровень резерва - базовый. Он включает в себя руководителей органов государственного и регионального значения среднего звена. Им в требованиях предъявлен стаж не менее 3 лет в должности и возраст до 45 лет.
Самый обширный на данный момент - перспективный уровень резерва. Это гражданские госслужащие в возрасте до 35 лет.
Если рассматривать структуру резерва, мы можем увидеть следующие данные: на 5 июня 2014 года высший уровень резерва составил 993 резервиста. Далее по численности находится базовый уровень - 1706 резервистов. И перспективный уровень соответственно 2212 резервистов (рис. 1).
Федеральный резерв управленческих кадров
I Высший уровень резерва I Базовый уровень резерва
I Перспективный уровень резерва
Рис. 1 - Структура федерального резерва управленческих кадров
Среди эффективно действующих механизмов формирования резерва стоит отметить следующие: конкурсы, аттестации, квалификационные экзамены. Данные механизмы уже прочно отработаны, как на законодательном, так и не процедурном уровнях. Они направлены на повышение уровня компетентности существующего состава кадров, что, несомненно, является важной частью развития системы. Однако на настоящий момент присутствует проблема именно формирования резерва из новых людей. Здесь, пожалуй, стоит назвать такие «проблемные» способы как резерв кадров и работа со студентами [3,с.147].
Ни для кого не секрет, что успешная работа государственной или муниципальной службы зависит от лояльности служащего к должности, на которую он назначен. Для создания должного управленческого резерва необходима обширная работа не только в плане профессионального обучения, но и в плане воспитания должного отношения в предстоящей работе. Оптимальный вариант - формировать резерв из политически активных сту-
дентов, которым небезразлично будущее своей страны и своего региона.
Этой цели вполне эффективно может служить такая система как «молодежный парламентаризм».
Молодежный парламентаризм представляет систему органов представления и защиты прав и законных интересов молодежи. Обычно данная система основывается на принципах функционирования аналогичных органов государственной и муниципальной власти и в России имеет достаточно большое влияние на курс проводимой молодежной политики. Молодые люди - представители молодежных парламентов, выступают с инициативами и предложениями по улучшению качества жизни населения, не только молодежи, активно участвуют в общественной жизни. Именно этот тип людей необходим для формирования резерва управленческих кадров [4, с.128].
Система молодежных парламентов начинает функционировать еще на уровне высших учебных заведений, где оттачивается профессионализм молодежи и складывается определенный взгляд на курс муниципальной власти.
Молодежные парламенты - по сути, неотъемлемый элемент системы гражданского общества и механизм реализации молодежной политики.
В последние годы намечается благоприятная тенденция выводить молодых политически активных людей на арену муниципальной, а после и государственной власти. Особенно явно это прослеживается на молодежных форумах, таких как Селигер, 1Волга и многих других.
В общем и целом с начала двухтысячных активными темпами идет развитие молодежной политики[3].
С созданием Росмолодежи молодежная политика приобрела системный характер. Молодые люди через молодежные организации и парламенты стали активно участвовать в жизни законодательных и исполнительных органов власти различного уровня. В 2008 - 2011 годах, в связи с курсом на модернизацию и инновационное развитие, получило поддержку молодежное предпринимательство, наука, инновации. Тогда же прошел «призыв» молодежи во власть [5, с.83].
Как обоснованно показано в новейших исследованиях, ключевым уровнем консолидированного субъекта государственной молодежной политики РФ является субфедеральный (региональный) - как наиболее релевантный в условном и ресурсном, субъектном и объектном, процессном и проектном, пространственном и временном аспектах достижения ее целей и эффективности результатов. На региональном уровне комплекс реализуемых направлений и инвестиций в рамках государственной молодежной политики представлен в наиболее полном, адекватно специфицированном и конкретизированном виде, соединяет стратегические и тактические компоненты.
Региональный молодежный парламентаризм стал хорошей школой реальной публичной политики, лидерства, опыта участия в процессе разработки, принятия, реализации нормативных актов, управленческих решений, отстаивания позиции, поиска компромиссов.
Однако существует также реальная проблема, заключающаяся в правомочности и полноценной независимости молодежных парламентов и организаций. Созданные на базе административного ресурса, она формируются из политически активных, но зачастую не имеющих опыта ребят, которые легко поддаются манипулированию и часто используются как статусный показатель действующей власти.
Поэтому на сегодняшний день стоит четкая задача несколько пересмотреть существующий взгляд на молодежную политику и молодежные парламенты в сторону использования данных структур как механизма формирования резерва управленческих кадров. Уже созданная и активно действующая система дает широкие возможности для организации несколько отличной от существующих школы кадрового резерва. Молодежный
О^. Холомина, A.A. Курилова
МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ .
парламент должен не только играть роль «молодежного рупора», но и служить эффективным центром образования и подготовки будущих государственных и муниципальных управленцев [6, с.249].
Определяя место молодежи в структуре общества, в том числе и в политической сфере, необходимо прогнозировать ее дальнейшее развитие в условиях модернизации и нестабильности, учитывая, что характер этого развития будет зависеть от выбора альтернатив молодежью [7-11]. Поэтому в высшей степени неразумно при формировании кадрового резерва смещать фокус от молодежи в сторону готовых кадров.
Лишь эффективно функционирующая система властных органов даст толчок для высокого уровня социального развития страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курилов К.Ю. Совершенствование механизма корпоративного управления (на примере товаропроводящей сети ОАО «АВТОВАЗ») // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тольятти, 2005. 265 с.
2. Курилова А.А. Определение стратегических целевых ориентиров предприятий автомобильной промышленности // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 20. С. 52-63.
3. Курилов К.Ю. Финансовый механизм, его содержание и основные компоненты // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 146-152.
4. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Финансовый механизм управления затратами: содержание и основные
элементы // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 1. С. 126-134.
5. Курилов К.Ю. Формирование долгосрочного прогноза развития мировой автомобильной промышленности на основе фундаментальных факторов // Корпоративные финансы. 2012. № 2 (22). С. 80-94.
6. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Формирование эффективной структуры организации как средство преодоления негативного влияния цикличности экономических процессов // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 248-253.
7. Леонидова Г.В., Устинова К.А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 172-178.
8. Малин С.В. Профилактика трудовой незанятости учащейся молодежи: к обоснованию понятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 147-151.
9. Нагиева В.Г.К. Влияние менталитета на представление молодежи о своем будущем как научная проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 191-193.
10. Потапюк Л.Н. Гендерный аспект воспитания студенческой молодёжи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 246-249.
11. Батин С.А. Место науки и образования в процессе модернизации экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 50-55.
YOUTH PARLIAMENT AS A MECHANISM PROVISION OF PERSONNEL MANAGEMENT
© 2014
O.A. Holomina, teacher
Lyceum № 51, Togliatti (Russia) A.A. Kurilova, professor of the department "Finance and Credit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The article discusses the need for the formation of managerial personnel reserve for the Russian Federation at this stage of development. Studied modern mechanism of formation of the reserve and the program "Training and retraining of managerial personnel reserve (2010-2015)." The mechanism of functioning of the youth parliaments, their function and purpose. Based on the results of the review are related functions youth parliaments and methods for their application to the formation of managerial personnel reserve. Requested to revise the existing views on the functioning of the Parliament towards the expansion of the core functions.
Keywords: youth parliament, youth policy, personnel reserve, youth.
УДК 330.133.2:214.554
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО СЕКТОРА АПК В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ
© 2014
В.А.Черкасов, аспирант
Луганский национальный аграрный университет, Луганск (Украина)
Аннотация: В статье приведены результаты исследования развития пищевых предприятий и предприятий перерабатывающего сектора АПК в кризисных условиях. Определенно состояние и тенденции развития операционной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности пищевiх предприятий
Ключевые слова: предпринимательские структуры, АПК, развитие, кризисные условия.
Постановка проблеми. Результати господарсько! дь яльносп пвдприемств АПК мають прямий вплив на про-довольчу безпеку кра!ни, яка е складовою И загальное-кономiчноi безпеки. Прюритетом розвитку агропромис-лового виробництва е забезпечення потреб населення в яшсних, еколопчно-безпечних товарах. АПК е одним з найбшьших споживачiв трудових ресурав, результати роботи тдприемств галузi суттево впливають на рiвень життя в окремих населених пунктах. Агропромисловi пвдприемства також мають значний експортний потен-щал, що обумовлюеться постшно зростаючими продо-вольчими потребами людства. АПК Укрш'ш у сучасний перюд активно реформуеться, е помине зрушення в його ефективному розвитку пвд впливом ринкових ме-
ханiзмiв господарювання. З 1999 року аграрний сектор почав нарощувати обсяги виробництва продукцп. В основному це досягнуто за рахунок перебудови управ-лшських структур уах ланок, використання оргашзацш-но-економiчних резервiв тдвищення ефективносп господарювання i впровадження шновацшних технологш в агропромислове виробництво.
Однак слщ вадштити, що фiнансово-економiчна криза завдае суттевого впливу на розвиток тдприем-ницьких структур в АПК. Наслвдком цього е зниження швестицшних вкладень, обсяпв виробництва та темтв економiчного зростання. Зазначеш наслвдки формують комплекс загроз розвитку пвдприемств АПК, що визна-чае актуальшсть дослщження процеав розвитку агро-