74
Педагогические науки
УДК 378.01
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ
Свечкарёв В.Г., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания,
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
г. Майкоп, Республика Адыгея
E-mail: [email protected]
Козлов Р.С., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физического воспитания экологического факультета,
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
г. Майкоп, Республика Адыгея
Е-mail: [email protected]
Ашхамахов К.И., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физического воспитания экологического факультета,
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
г. Майкоп, Республика Адыгея
Иващенко Т.А., кандидат биологических наук,
доцент кафедры физического воспитания экологического факультета, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, Республика Адыгея Е-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрены вопросы «Как обучение связано с воспитанием?», «Как сегодняшняя молодежь относится к учебе?», «С какими проблемами сталкивается российское образование?». Ключевые слова: обучения, воспитания, образования, учитель, ученик.
MODERN PROBLEMS OF TRAINING, EDUCATION, EDUCATION
Svechka^v V.G., doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of physical training,
FSBEI HE "Maykop state technological university", city of Maykop, Republic of Adygea
Kozlov R.S., candidate of pedagogical sciences,
associate professor of physical training of ecological faculty,
FSBEI HE "Maykop state technological university", city of Maykop, Republic of Adygea
Ashkhamakhov K.I., candidate of pedagogical sciences,
associate professor of physical training of ecological faculty,
FSBEI HE "Maykop state technological university", city of Maykop, Republic of Adygea
Ivashchenko T.A., candidate of biology sciences,
associate professor of physical training of ecological faculty,
FSBEI HE "Maykop state technological university", city of Maykop, Republic of Adygea
In this article the questions «How Training Is Connected with Education?», «How Today's Youth Treats Study?», «What Problems Russian Education Faces?» are considered. Key words: training, education, education, teacher, pupil.
Смешно и глупо приписывать учителя (педагога) к сфере услуг. Дико низводить учителя до «носителя компетенций». Убийственно выставлять учителя лишь «урокодателем», «профессионалом-предметником». В родной русско-российской культуре, учитель - сеятель. Учительский труд сродни ратному, святому - служение, миссия. Учитель, сеет «разумное, доброе, вечное», ведет бой за душу ребенка [1].
Главное для учителя самому расти духовно. И не возгордиться. И сверять маршрут по нравственным, вечным ориентирам. И от земли не отрываться, ближе и проще быть [2-9].
Учитель сам учиться должен, в том числе, и у детей учиться, и у родителей, и у старших товарищей по цеху. Главное в профессии учителя, как и в любой другой - любовь: к Родине, детям, своему труду. Главное в профессии учителя - понимание детей, терпение, вера в неисчерпаемые возможности Человека.
Чтобы там не говорили об «учении с увлечением», какие бы «мотивационные» и «игровые» моменты не вводили в процесс обучения, (никто не сомневается в их необходимости и эффективности), не стоит забывать главное. Учеба - не развлечение, не легкая прогулка. Учеба, это - прежде всего, социально значимый, необходимый обществу, порой монотонный, механический, тяжелый, ответственный, и вместе с тем интересный, радостный, возвышающий ТРУД. Учеба -это день изо дня свершающееся преодоление лени и безграмотности, обращение недостатков в достоинства. Учеба это перековка, переплавка себя в горниле школьных и институтских будней: уроков, домашних заданий, недосыпов, удивленного вопрошания, зубрежки, ответов у доски, контрольных работ, побед и неудач, потерь и приобретений.
Учеба - это труд. При таком подходе все встает на свои места. Труд требует усилий, мобилизации, самоотдачи. «Что бы сказать речь, надо себя сжечь». За знания приходится платить временем, психологическими перегрузками, нервами. Много жертв приносит ребенок на алтарь культуры. И тут возникает резонный вопрос, а ради чего жертвовать?
В принципе, есть только три оправдания. «Ради себя любимого», сейчас попотею, а уж
потом «корочка» мне зарплатой и статусом должок вернет. «Ради любви к искусству», предмет властно подчиняет, захватывает, увлекает. «Ради любви к людям» - хочу след на земле оставить, пользу людям приносить. В реальной жизни эти мотивации существуют и в чистом виде, а чаще всего, причудливо переплетаются, дополняют друг друга. Однако обратите внимание, каждая из альтернатив, даже первая, буржуазно-обывательская, все равно требует, чтобы у человека был некий стержень. Чтобы состоялась, выстроилась иерархия мотивов и целей (вот это более важно, а это менее), чтобы родилась личность. А формула личности проста: осознанная, прочувствованная система ценностей и мировоззренческих выборов, плюс цели и мотивы, плюс знания и умения, способы действия, плюс что-то главное, трудноуловимое в рациональных терминах, то, что люди называют Дух. Нет Духа, нет Личности, нет и настоящего, подлинного понимания-отношения к учебе. Значит, без воспитания нет ученика.
Конец начальной школы, отрочество, юность... В эти возрастные периоды человек особенно сильно зависит от «социальной ситуации развития», от ценностей, норм, правил, образцов поведения доминирующих в обществе.
У нас всегда был культ «учения», «учителя», который открывал дороги и социальный лифт, доставляющий лучших учеников на любую начальствующую высоту.
Сейчас самые крупные калибры (телевидение, Интернет, радио, молодежная пресса) с маниакальным упорством, тысячами повторений, на множество ладов вколачивают в головы молодых людей примитивно-подлые мыслишки: «Жизнь одна, второй не будет», «Возьми от жизни все», «Живи для себя», «Есть только жажда твоя», «У тебя есть право», «Коси и забивай», «Не дай себе засохнуть», «Кто говорит тебе о долге, об обязанностях - враг, ретроград, «загружает», посягает на святая святых - твою свободу».
Человека-потребителя, гедониста (смысл жизни - удовлетворение прихотей, наслаждения) мягко-инфантильного или злобно-агрессивного, но непременно ЭГОИСТА И ПРОЖИГАТЕЛЯ ЖИЗНИ, возводят на пьедестал, тиражируют миллионами копий. Получить все, сразу, и «без напряга», «нахаляву», вот явное или скрытое послание мно-
гих массмедиа, адресованное молодым. Ясно, что в таком контексте труд, в том числе и учебный (если учеба не имитация), рассматриваются многими молодыми людьми как удел неудачников, чудаков, «ботаников».
Удивительно, как поменялись знаки. Раньше неуч, лентяй - изгой. Сейчас, человек образованный, культурный, работающий над собой выглядит в глазах значительного числа молодых людей «белой вороной» или карьеристом. Увы, такие метаморфозы не происходят случайно, являются результатом социального инжиниринга, мероприятий, спланированных нашими врагами, действий, направленных на подрыв человеческого потенциала России.
И еще один сверхважный воспитательный момент. Ребенок должен видеть прямую и непосредственную связь между успехами в учебе и продвижением по социальной лестнице. И здесь очень плохую услугу оказывает тотальная коммерциализация сферы образования и всей нашей жизни. Талантливые ребята, те, кто хочет учиться, зачастую не имеют на это денег. Количество бюджетных мест в наших вузах каждый год уменьшается, а ведь еще нужно заплатить за транспорт, питание, жилье. А те, кто может заплатить, рано понимают, что в обществе, где все продается и покупается, родители обеспечат дипломом дорогое чадо. Заколдованный круг. Есть желание учиться - нет денег, есть деньги -нет желания. Пропуском в институт, к хорошему рабочему месту, в чиновники, в начальники, в политику, в культуру вновь должны стать знания человека, а не толстый кошелек, не кумовство, не протекция, не близость к самопровозглашенной «элите».
В общем, даже если педагог залезет в свою «предметную раковину», он все равно никуда не денется от вопросов воспитания, поскольку учитель воспитывает содержанием своего предмета, отношением к делу [11,12].
Многие простые педагоги умеют находить счастливый, гармоничный баланс между обучением и воспитанием, и именно поэтому, их ученики занимают первые места на олимпиадах, и становились настоящими Людьми.
Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Молодежь не в безвоздушном пространстве
пребывает, не в вакууме, не в невесомости. «Свято место пусто не бывает» [13, 14]. Идет борьба за души и умы молодых. Пресловутый «свободный выбор» миф, обманка, фикция.
Разве не проектировалось хладнокровно, расчетливо, преступно «пивное поколение», разве годами не крутилась по всем каналам реклама алкоголя? Разве «крутая тачка», «бабло», «телки», обладание другими атрибутами «престижного потребления» не выдавалось за смысл жизни? Разве не рассказывали нам взахлеб, что можно «пить» культурно, а наркотическая отрава, дескать, «стимулирует творчество»? Разве не героизировались братки и проститутки? Разве таинство любви не подменялась техникой секса? Разве не подвергались и не подвергаются осмеянию честные врачи, военные, учителя?
Вот так и с отношением к учебе. Все заострилось, исчезли полутона, испарилось болото, вымерли середнячки. Там, где за ребенка сражается ни на жизнь, а на смерть его семья, там, где свой окоп не сдает учитель, там, где повезет с друзьями, там возникает очаг сопротивления. Казалось бы, вопреки всему, под кислотным дождем, в отравленной атмосфере вырастает, распускается цветок - ребенок, стремящийся к солнцу, впитывающий свет, и свет другим дарящий. Есть такие дети, без них все потеряло бы смысл.
В Россию можно только верить. Нельзя списывать со счетов категорию «чудо». Иногда, насмотревшись на мерзость бытия, оттолкнувшись «от противного», заглянув в глаза темного мира, ребенок, будто отшатнется, возьмет в руки судьбу свою, сделает себя сам. Что становится причиной чудесного преображения, то ли гены, то ли судьба, то ли родовая память, то ли встреча с наставником? У меня нет однозначного ответа.
Увы, в сознании большинства детей учеба не является особо значимой. Об этом кричат социологические опросы, это видно невооруженным взглядом. Что делать? Бороться. Возводить формирование (с применением самых последних достижений науки) притягательности учебы, получения знаний, созидательной профессии в приоритет государственной информационной политики. Вводить экспертизу и цензуру, безжалостно закрывать средства массовой информации, растлевающие молодежь. Не подавать руки
и не пятнать себя сотрудничеством с теми, кто цинично убивает в наших детях естественное для человека стремление к совершенству.
С какими проблемами сталкивается российское образование?
Позвольте остановиться на наиболее вопиющих проблемах, сейчас мы у последней черты, затягивать с хирургическим вмешательством «смерти подобно».
Во-первых, я искренне сопереживаю и сочувствую современным директорам, педагогам. Они существуют под чудовищным спудом, страшным давлением циркуляров, распоряжений, бумаг. Бумаги застят глаза, мешают дышать, задвигают ребенка, учебно-воспитательный процесс в дальний, пыльный угол. Нам бы отчитаться, а дети -по остаточному принципу. Попробуй, не сдай бумажку. Воистину, общество спектакля, эрзац-мир, «не быть, не иметь, а казаться». Раздувание щек, пыль в глаза, модные слова, выхолащивание сути. «Имидж все, остальное - ничто».
Ученые-«системщики» утверждают, излишняя бюрократизация, формализация любой структуры, с неизбежностью приводит к ее деградации, разрушению. Раньше на 20 000 учащихся приходилось пять высококлассных управленцев. Сегодня количество детей уменьшилось вдвое (трагедия!), число чиновников возросло вчетверо. Дабы обосновать свою целесообразность, обеспечить себе «фронт работы», чиновники и наверху и на местах изобретают все новые формы отчетов... Дурная бесконечность бумаг. Учитель занимается второстепенными вопросами, становится придатком монструозного аппарата. Детьми заниматься некогда! Программы, планы, отчеты, планы мероприятий,рейтинги и все остальные бумаги, по моему мнению, «от лукавого», распыляют силы учителя.
Во-вторых, другой аспект: деньги. Принцип экономической целесообразности, эффективности, рыночный механизм бездумно и прямолинейно спроецированный в сферы образования, медицины, культуры это огромный шаг назад, это инволюция, регресс, по сравнению с теми социальными достижениями, которые копировал у нас весь мир, включая самые развитые страны. Имели скрипку Страдивари, а теперь играем на тамтаме, «что имеем, не храним...». В рыночном
обществе педагога низводят до «менеджера». Его функция не учить и воспитывать, а «продавать образовательные услуги», «извлекать прибыль», «гасить конфликты», «заключать договора».
Диплом можно купить в многочисленных коммерческих вузах. Юрист, экономист, менеджер... Сколько социальной энергии выпущено в пар, сколько ожиданий не реализовалось.
Педагога оценивают по количеству дензнаков, что они принесли своему «заведению». Так и напрашиваются рискованные аналогии. Учитель «по вызову». Разве тут до учения. Экономически выгодными становятся «схемы», идущие вразрез с объективными нуждами ученика. Это введение педагога в искушение, учить не для того, чтобы выучить, а чтобы вращался маховик, отжимающий деньги из карманов населения. Моральные потери от таких схем даже трудно представить. Цена -унижение педагога. Кто-то цинично и вполне сознательно ставит образование на одну доску с коммерческим ларьком и публичным домом, уничтожает моральный авторитет учителей, ученых...
В-третьих, методика обучения, преподавания. В пароксизме перемен мы выплеснули с водой ребенка, содержание и методы обучения в современной школе серьезно уступают многим зарубежным «аналогам», однозначно ниже уровня, достигнутого в советский период [15]. В начале 60-х по данным ЮНЭСКО (Международная организация по культуре при ООН), советская школа занимала третье место в мире, до 91-го года мы находились в десятке лидеров, сейчас откатились в четвертый-пятый десяток. Имеется тенденция к консервации и усугублению отставания.
Все озабочены «доступом в Интернет», «современными технологиями», «интерактивными досками». Взгляните на статистику, какие сайты посещают школьники? Львиная доля трафика тратится на просмотр весьма «пикантных» ресурсов.
Забить тему в поисковик, распечатать чужой реферат, прочесть его без понимания сути... Вот, пожалуй и все, что могут многие современные дети. Интернет такая штука, что мнения профанов и специалистов соседствуют в нем, «смешались в кучу кони, люди». Только человек, ориентирующийся в вопросе, может найти нужную и объективную информацию, остальные запутаются
во всемирной паутине, будут дезориентированы, сбиты с толку.
Вернусь к методике и содержанию. В 1638 г. великий чешский педагог Ян Амос Каменский написал знаменитую книгу «Великая дидактика». В ней изложена классическая, ставшая традиционной методика обучения. Объяснение, упражнение, закрепление, повторение, контроль, оценка. Именно эта схема, на протяжении веков давала великолепный результат, на ней строилась наша педагогика.
В угоду новомодным психологическим концепциям мы отказались от «старого друга» и что же? Почти изгнали из школы и вуза «мать учения» -повторение, свели до минимума упражнения, искорежили систему оценок, уничтожили академический подход к отбору содержания. Что ни день: новая тема, новая тема, новая тема. Без связи с предыдущей, без отработки навыков, без понимания. Дефолт информации, нагромождение фактов, погружение в ненужные детали, уход от магистральной линии, правая нога идет в одну сторону, левая - в противоположную. Мышление -это систематизация, упорядочивание информации, движение от хаоса к космосу. А мы имеем хаотизацию, умножение сущностей, наведение тени на плетень, размывание ориентиров. Еще не поняли, не усвоили материал, а гонят дальше, дальше, дальше.
Простите за рисковую метафору, учение в современном образовании напоминает питание в фастфуде. Продукты не сочетаются, витаминов мало, химии и канцерогенных жиров много, на поглощение сомнительных «бургеров» - одна минута. Попробуй, останься здоровым. Возьмем историю, взяли и соединили «Древний мир» и «Средние века». Ну какой ребенок может «пройти» за один год эти сложнейшие периоды? Отсюда поверхностность, потеря мотива к обучению, запредельные перегрузки, отвращение к учебе.
С историей вовсе отдельная тема. В.В. Путин обещал генералу Варенникову разобраться с учебниками, в них утверждалось, что коренной перелом в войне произошел в северной Африке и на островах в Тихом океане, а не под Сталинградом, что решающую роль в победе над фашизмом сыграл не СССР, а США и Англия. Прошли годы, и
вот Д.А. Медведев называет вопросы ЕГЭ по истории «чудовищными», «провокационными». Если и за этими справедливыми словами не последует оргвыводов, то молодежь окончательно и бесповоротно превратится в Иванов, не помнящих родства, в манкуртов.
Еще одна болевая точка - вариативность. Когда в армии появляется много спецназов, значит, основные подразделения небоеспособны. Когда возникает множество лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением «отдельных предметов», профильных классов - значит, основная школа не обеспечивает должный уровень образования.
К чему излишняя вариативность? Была единая, общеобразовательная школа для всех. Был базис, фундамент, дающий возможность сколь угодно широкой и глубокой специализации. В угоду рыночной конъюнктуре, превратно понятому спросу, в угоду моде, наплодили классов с социально-экономическим, гуманитарным профилем. Уменьшено количество часов по литературе, математике, физике, химии, черчению. А ведь эти предметы и ум в порядок приводят, и душу формируют. И все это делается вопреки правильным словам руководства страны, о том, что приоритет должен быть отдан инженерам, техникам, рабочим.
А самое страшное, что у нас теперь, «два мира и два детства»! И не являлась ли «вариативность» прикрытием для демонтажа школы равных возможностей? И не под маской ли вариативности осуществлено протаскивание школы для «элиты» и для, как бы это помягче выразиться, школы для масс? А дальше, что будет, «куда прешь со свиным рылом в калашный ряд»? Едва закамуфлированный, прямо не обозначаемый, но от этого не менее жесткий имущественный ценз на действительно хорошее образование?
Наконец, последнее - тесты и ЕГЭ, как единственная форма выпускных и вступительных экзаменов. В 30-х гг. мы уже переживали «тестовый уклон», так называемые «педологи», протестировав Поколение Победы, поставили большинству наших отцов, бабушек, дедушек диагнозы «запущенности и дефективности». Ничего хорошего не вышло. Мы вынуждены были вернуться к традиционной системе обучения, и в ничтожный по историческим меркам отрезок времени сумели
подготовить лучшие в мире кадры, остановившие инфернальное зло - фашизм.
Вопреки мировым тенденциям, отвергая собственный опыт, не считаясь с мнением педагогической общественности, с маниакальным упорством внедряются полуграмотные, тенденциозные, дебилизирующие тесты. Не экзамен, а «угадай мелодию». Проверяется не мышление, а память. Память не логическая, а механическая. Знания без понимания, без мыслительных процедур. Тесты не меряют потенциал, зону ближайшего развития ребенка. Тесты усредняют, отсеивают нестандартное, эвристическое. Какое там творчество учителя - остается безрадостное, монотонное, ни уму, ни сердцу, «натаскивание».
Попробовали бы заигравшиеся чиновники предложить подобные «тесты» К.Д. Ушинскому, Л.Н. Толстому, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинско-му. Попробовали бы они сунуться с ЕГЭ к великим педагогам и мыслителям. Услышали бы в свой адрес неполиткорректные слова, получили бы сокрушительный отпор!
А что же наши ближайшие соседи финны?
За последние десять лет финские школы стали практически именем нарицательным. Глубинная реформа системы образования позволила многократно повысить средний уровень учащихся и говорить о «финском образовательном чуде». И хотя в последние годы позиции Финляндии в международных рейтингах пошатнулись, она продолжает оставаться примером для подражания.
Как создали финское образовательное чудо?
1. Отменили проверяющие органы. Просто закрыли.
Аттестация есть только в последнем классе, и то по желанию, если в вуз хочешь. Колледж - по собеседованию.
2. Зарплату контролирующих чиновников направили учителям.
Итого - творческая высокооплачиваемая работа. Конкурс в педагогическую магистратуру -14 чел.на место.
3. Контролем образования по сути занимаются родители. В доступе есть все нормативные документы.
Результат - школы расцвели, причем каждая -по-своему. А финское образование стало лучшим в Европе.
На первый взгляд, такие результаты могут показаться весьма сомнительными и нереальными при такой организации обучения. Но факт остается фактом - согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике.
Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами [10].
Вывод: Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам...
ЛИТЕРАТУРА
1. Свечкарёв В.Г. Прикладная физическая культура в вузе / В.Г. Свечкарёв, Р.С. Козлов. Ереван: Издательский дом «Мусалер», 2015.
2. Свечкарёв В.Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления: автореф. дис. ... д-ра пед. наук // Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2008.
3. Свечкарёв В.Г. Построения адаптивных систем управления (некоторые аспекты) // Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Нальчик, 2007. С. 304, 305.
4. Свечкарёв, В.Г. Технология использования компьютерного игрового тренажерного комплекса адап-
тивного воздействия: метод. пособие / В.Г. Свечкарёв, Е.А. Тимофеева, В.Н. Хачатуров. Майкоп: МГТУ, 2006. - 21 с.
5. Свечкарёв В.Г. Некоторые аспекты организации процесса физического воспитания в вузе: метод. рекомендации / В.Г. Свечкарёв. - Майкоп: МГТИ, 2000. - 14 с.
6. Свечкарёв В.Г. Некоторые общие принципы построения адаптивных систем управления / В.Г. Свечкарёв, М.М. Эбзеев, К.И Чомаев // Физическая культура, спорт и туризм в контексте мира и дружбы: материалы IV Всерос. науч. конф. Карачаевск: КЧГУ, 2006. С. 225-231.
7. Искусственно управляемая адаптивная среда и здоровье человека / В.Г. Свечкарёв [и др.] // Актуальные проблемы экологии в условиях современного мира: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Майкоп, 2002. С. 124, 125.
8. Свечкарёв В.Г. Здоровьесберегающие технологии при использовании МАВ / В.Г. Свечкарёв, Ю.Т. Черкесов, Е.Д. Ломакина // Актуальные проблемы экологии в условиях современного мира: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Майкоп, 2002. С. 123, 124.
9. Свечкарёв В.Г. Управление процессом совершенствования двигательных возможностей человека на основе ответной реакции организма. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2006. - 160 с.
10. http://www.proshkolu.ru/user/svetabudas/blog/538859/
11. Козлов Р.С. Актуальные проблемы физического воспитания в высшем учебном заведении / В сб.: Наука и образование в XXI веке: сб. научн. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 8 ч. Майкоп: ООО «АР-Консалт», 2014. С. 77-79.
12. Козлов Р.С. Взаимосвязь уровня знаний по физической культуре и объема двигательной активности у студентов // Научные труды SWorld. 2011. Т. 30. № 3. С. 21-26.
13. Ашхамахов К.И. Национальные традиции воспитания у Адыгов. Культура и быт адыгов. 1991. № 8. С. 128-145.
14. Ашхамахов К.И. Троичный алгоритм восстановления полного «имени» понятия и наглядный пример его конкретной верификации / К.И. Ашхамахов, Т.А. Иващенко // В сб.: Материалы XXXII Недели науки МГТУ XXVIII Всерос. науч.-практ. конф. «Образование-наука-технологии». Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет». 2016. С. 6-10.