УДК 378.037.1 ББК 75.1 К-59
Козлов Роман Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, e-mail: [email protected];
Ашхамахов Казбек Идадович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ (рецензирована)
В данной статье рассматривается вопросы физического воспитания в народной педагогике и подготовка подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности, средства и методы физической культуры в развитие морально волевых и физических качеств.
Ключевые слова: воспитания, деятельность, теория, подготовка, физические упражнения, игра.
Kozlov Roman Sergeevich, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Physical Education of FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop e-mail: [email protected];
Ashkhamakhov Kazbek Idadovich, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Physical Education of FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop
THEORETICAL ASPECTS OF PHYSICAL EDUCATION IN FOLK PEDAGOGY
(reviewed)
The article considers the issues of physical education in folk pedagogy and preparation of the younger generation for future professional activities, as well as the means and methods of physical culture in the development of moral, volitional and physical qualities.
Key words: education, activity, theory, training, exercise, game.
Народная педагогика адыгов использовала несколько видов средств физического воспитания: физические упражнения и подвижные (элементарно-спортивные) игры [1].
Одним из таких средств, позволявших напрямую оценить морально-волевые качества, являлась игра.
Приведём пример одной из игр, «Къорэгьзау» («Битва хворостинами»). Она проходила обыкновенно, на свадьбе при большом скоплении людей. Количество участников доходило иногда до 200-300 человек. Пешие представители аула возле дома жениха преграждали путь свадебному шествию с невестой и нападали на верховых,
сопровождавших кортеж. Держа в руках длинные жерди, аульская молодежь безо всякой пощады била изо всех сил всадников и лошадей. Верховые, со своей стороны, размахивали плетками и нагайками направо и налево, пытаясь смять лошадьми строй пеших и прорваться к дому жениха. «Пехота», в свою очередь, старалась захватить повозку с невестой. В результате такого соперничества с обеих сторон довольно часто появлялись травмированные игроки, среди которых бывали и такие, кому разбивали в кровь лица, переламывали кости на руках и ногах. Но кто из участвующих в этом единоборстве еще мог стоять на ногах и сидеть в седле, тот и не думал сдаваться перед соперником и продолжал с удвоенной энергией вступать в схватку. А девушки, находившиеся в повозке с невестой, обступали ее кругом и пели героические песни, чтобы ободрить своих защитников, т.е. эскорт всадников.
Такой « бой » продолжался довольно долго, никто не хотел уступать, но, в конце концов, победа чаще всего доставалась всадникам, и на этом устанавливался «мир», а свадьба вступала в свои права. Не случайно в народе говорили: «Кому не страшно в такой игре, тот не устрашится и в битве». Какими бы ни были обиды в этой игре, участники ее никогда не мстили друг другу, не выражали недовольства итогами, поскольку «къорэгъзау» была неотъемлемой частью народной педагогики, ее школы физического воспитания.
В свадебных песнях (нысащэорэдхэр), помимо различных качеств новобрачных, указывались и физические качества невесты - стройность, гибкость, здоровье и любовь к труду. Важное значение адыги придавали и возрасту вступления в брак. Обыкновенно с 14-летнего возраста девушка считалась на выданье, и ей разрешалось присутствовать на свадьбах [2]. Но в основном общество придерживалось того взгляда, что она еще не в состоянии произвести здоро- вое потомство. «... В отличие от других кавказских племен абадзехи отдавали своих дочерей замуж в 18 - 20 лет. Благодаря этому обстоятельству красоту они сохраняли в замужестве дольше. Мужчины женятся обыкновенно от 20 до 25 лет ...».
С 10-летнего возраста девочке надевали корсет из бараньей или телячьей кожи со вставленными дощечками спереди и сзади, чтобы он сидел прямо и туго обтягивал ей грудь и живот. До самого замужества девушке приходилось носить такое «убранство», поскольку в адыгском обществе в прошлом верхом красоты считались тонкая талия и неразвитая грудь, что к тому же являлось символом непорочности и чистоты. Образ жизни адыгских девочек и девушек состоял из умеренного питания и ежедневной физической работы как внутри жилища, так и во дворе на свежем воздухе.
Красоту адыгских девушек отмечали все, кто с ними встречался. Так, знаменитый романист А. Дюма-отец, побывавший на Кавказе и видевший воочию их внешние данные и манеры поведения, не осмелился сам дать описание того физического совершенства и морально-нравственного склада национального характера, который органически был присущ прекрасному полу адыгов, скорее всего, в силу своей скромности и щепетильности. Чтобы его не могли обвинить в предвзятости и тенденциозности, Дюма, со свойственным ему умом и тактом, отсылает публику к мнению Яна Стрейса, голландца по происхождению, представителя народа, отличающегося хладнокровием и трезвой рассудительностью. Этот путешественник, много раз посетивший в XVII веке адыгскую территорию, заявляет следующее: «... Они красивы и белотелы, и эта белизна смешана с
таким прекрасным колоритом, что необходимо соединить лилию и розу, для того чтобы представить красоту совершеннее ... Стан их прекрасный, величавый, роскошный и все манеры свободные, раскрепощенные...».
Своеобразную оценку адыгских девушек и женщин дает другой путешественник, он пишет, что «... женщины этой страны самые красивые и обаятельные, может быть, во всем мире; прелесть их внешнего облика и естественная грация очаровывают» - отмечает К. Пейсонель.
Основными методами народной педагогики в воспитании девочек считались:
Игровой метод с общеразвивающей направленностью.
Игровой метод с сюжетной направленностью.
Метод отдельных физических упражнений со слабой и умеренной физической нагрузкой.
В начале XVII веке метод подготовки в отдельных физических упражнениях в народной педагогике утратил свою силу и исчез совсем, сменившись физической нагрузкой в работах по дому с многочисленными обязанностями девушек и молодых женщин [3]. Адыгские девушки имели право на участие в играх-забавах вместе с юношами при обряде развлечения раненного и на свадьбах, например, таких, как «Ьгушъоеу» («Рукобитие»). Вот как описывает ее Хан-Гирей: « Один из веселящихся начинает эту игру, подойдя к одной из девиц, требует, чтобы она вытянула руку, он бьет по ладони, после чего она, в свою очередь, подойдя к какому-нибудь из мужчин, ударяет также по ладони, что продолжается довольно долго, потому что никакая другая забава в этих сборищах не доставляет столько живых удовольствий мужчинам ...».
Исходя из системообразующих элементов структуры физической культуры адыгов, выявленных теоретическим путем с помощью принципа калибровочной симметрии, мы подошли к необходимости подтверждения этих вероятностных утверждений опытным путем через некоторые узловые точки воздействия внутри обозначенной и смоделированной совокупности разных путей воспитания. Такой методологический подход тем более необходим, поскольку в условиях кризисной ситуаций в системе воспитания сегодня невостребованным остается тип социального характера индивидуума, считавшегося базовым и направленным к общественному идеалу в адыгском этносе в прошлом, естественно, с элементами инновационных поправок в силу непреложного эволюционного развития природы и социума [4]. Поэтому педагогике следует само востребовать в своей сфере такой основной тип и включить его антропокатализатором и стабилизатором в адыгский этнос (по принципу синергизма).
Системное рассмотрение педагогической функции в системе физического воспитания возможно достигнуть следующим путем:
1. Выявления и анализа всего множества фактов (элементов), входящих в предмет исследования;
2. Установления и классификации связей:
а) внешних, существующих между элементами и подсистемами;
б) внутрисистемных, обеспечивающих упорядочение системы.
3. Определения характера взаимодействий педагогического явления со средой.
4. Выявления структуры и организации педагогической системы.
5. Анализа функций, свойственных изучаемой системе.
6. Определения принципов управления системой.
Современная система физической культуры адыгского общества, являясь составной частью системы более высокого порядка - педагогической, которая, в свою очередь, входит одним из элементов в социальную структуру, опираясь на национальные традиции и обычаи народа, может и обязана выступить в образовательном пространстве своеобразным «трамплином», откуда личность сможет получить необходимый толчок «для взлета» над косностью и инерцией поведения и мышления [5].
Это даёт возможность современной адыгской молодежи, подросткам и детям целенаправленно и осмысленно приступить к изучению и усвоению лучших ценностных культурных образцов, наработанных народом на протяжении многих сотен лет [6].
Тогда в обучении и воспитании произойдет возникновение динамической энергетической «волны», передающей свой импульс от вновь возрождаемых структурных элементов физической культуры к остальным сферам педагогического пространства обучения и воспитания во всем диапазоне самоорганизующего порядка, как в лучшие времена существования народной педагогике, когда ее педагогическая функция играла немаловажную роль в существовании и развитии адыгского общества по пути стабилизирующего, относительно устойчивого состояния [7].
Узловыми точками воздействия, которые смогут начать процесс структурно-энергетического обмена и приведут к желаемому результату, мы считаем, мотивацию, способствующую поэтому целенаправленной деятельности и необходимости приобретения соответствующих знаний [8].
Педагогическое представление содержит в себе в концентрированном виде общий функциональный характер социального института у адыгов и является, в свою очередь, также общественной структурой, но более низкого порядка [9].
Модификация каждого элемента системы народной педагогике сообразно специфике воспитания адыгов в прошлом, и применение метода внутреннего масштабного разложения дают следующее ее сложноорганизованное строение по принципу иерархической соподчиненности связанных между собой функциональных компонентов воспитания.
Литература:
1. Ашхамахов К.И. Национальные традиции воспитания у адыгов // Культура и быт адыгов. 1991. №8. С. 128-145.
2. Ашхамахов К.И. Эффективность использования национальных средств адыгов в физическом воспитании учащейся молодёжи // Проблемы физического воспитания учащейся молодёжи: тезисы докладов межвузовской Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции. Нальчик, 1991. С. 105-106.
3. Ашхамахов К.И. Социологические принципы выхода из кризиса педагогической науки // Проблемы совершенствования системы физического воспитания: тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Майкоп, 1995. С. 71-75.
4. Ашхамахов К.И. Физическая культура адыгов как целостная система // Проблемы совершенствования системы физического воспитания. Майкоп, 1996. С. 7-9.
5. Ашхамахов К.И., Козлов Р.С. Физическое воспитание в системе аталычества: монография. Майкоп: Магарин О.Г., 2016. 320 с.
6. Ашхамахов К.И., Свечкарёв В.Г., Козлов Р.С. Культура и язык как основа существования общества // Устойчивое развитие: проблемы, концепции, модели: материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвящённой 75-летию председателя ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук», д-ра техн. наук, проф. П.М. Иванова. Нальчик, 2017. С. 195-197.
7. Ашхамахов К.И., Козлов Р.С. Народные игры в совершенствовании психофизических качеств // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник статей XX международной научно-практической конференции / отв. ред. С М. Струганов. Нальчик, 2018. С. 290-292.
8. Свечкарёв В.Г., Козлов Р.С. Прикладная физическая культура в вузе. Ереван,
2015.
9. Современные проблемы обучения, воспитания, образования / Свечкарёв В.Г. [и др.] // Научные известия. 2017. №6. С. 74-80.
Literature:
1. Ashkhamakhov K.I. National traditions of education of the Adyghs // Culture and life of the Circassians. 1991. №8. P.128-145.
2. Ashkhamakhov K.I. The effectiveness of the use of national funds of the Adyghs in the physical education of students // Problems of physical education of studying youth: abstracts of the inter-university North-Caucasian regional scientific-practical conference. Nalchik, 1991. P. 105-106.
3. Ashkhamakhov K.I. Sociological principles out of the crisis of educational science // Problems of improving the system of physical education: abstracts of reports of the All-Russian scientific conference, 1995. P. 71-75.
4. Ashkhamakhov K.I. Physical culture of the Adyghs as a complete system // Problems of improving the system of physical education: abstracts of the reports of the All-Russian Scientific Conference. 1996. P.7-9.
5. Ashkhamakhov K.I., Kozlov R.S. Physical education in the system of Atalics. Maikop: Magarin O.G., 2016. 320p.
6. Ashkhamakhov K.I., Svechkaryov V.G., Kozlov R.S. Culture and language as the basis of the existence of society // SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PROBLEMS, CONCEPTS, MODELS: materials of the All-Russian conference with international participation, dedicated to the 75th anniversary of the head of the Federal Research Center "Kabardino-Balkaria Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", Doctor of Technical Sciences, professor P.M. Ivanov. 2017. P.195-197.
7. Ashkhamakhov K.I., Kozlov R.S. Folk games in the improvement of psychophysical qualities // Improving professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: collection of articles of the XX international scientific-practical conference / ed. by S.M. Struganov. 2018. P. 290-292.
8. Svechkaryov V.G., Kozlov R.S. Applied physical culture in high school. Yerevan, 2015.
9. Current problems of training, education, education / Svechkaryov V.G.[et al.] // Scientific News. 2017. №6. P. 74-80.