Научная статья на тему 'Полифункциональная направленность воспитательного процесса в народной педагогике адыгов'

Полифункциональная направленность воспитательного процесса в народной педагогике адыгов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитания / деятельность / теория / подготовка / образование / институт / народная педагогика / исследование / аталычество / education / activity / theory / training / education / institute / Folk Peda- gogy / research / the Atalyk system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашхамахов Казбек Идадович, Козлов Роман Сергеевич

В данной статье рассматриваются вопросы воспитания в народной педагогике и выявления образовательных технологий, способствующих становлению нормативного типа личности в рамках этих педагогических институтов. Проблемы, связанные с сознанием человека, его противопоставлением с окружающим природным и социальным миром, самоидентификация, самоуправление и т.д., которое занимает ключевое положение в исследованиях ученых гуманитарных наук, разнообразные подходы, суждения, концепции, претендующие на роль «теоретических» законов, способных непротиворечивым образом описать механизмы работы человеческого сознания как такового, исследовании народной педагогике, а именно института аталычества у адыгов. Достижения и решение вытекающих из нее задач применяются такие теоретико-методологические подходы, как анализ историко-этнографической литературы по данному общественному явлению, методы аналогии, индукции, дедукции и математического моделирования. Глубокое всестороннее исследование выдвинутой проблемы может явиться серьезным позитивным вкладом в научное изучение народной педагогике и института аталычества, даст возможность установить истоки возникновения, определить факторы, влияющие на инновационную специфику функционирования в разные временные периоды развития адыгского народа, и иметь знания о его единичных направленностях и их общем системообразующем взаимообусловленном единстве. Выявить закономерности, которые, помогут в поиске и нахождении функциональных параметров, с вытекающими оттуда формальными признаками существования и ведущими к образованию их структурной интеграции в воспитательном процессе. Это будет способствовать, как мы думаем, установлению изоморфизма (одинаковости) строения совокупности элементов, входивших в состав общественных институтов разного типа. Знания о его единичных направленностях и их общей системе образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашхамахов Казбек Идадович, Козлов Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYFUNCTIONAL ORIENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE NATIONAL PEDAGOGY OF THE ADYGHS

The article considers the issues of education in Folk Pedagogy and the identification of educational technologies that contribute to the formation of the normative type of a personality within these pedagogical institutions. Problems associated with human consciousness, its opposition to the surrounding natural and social world, selfidentification, self-government, etc. occupy key position in the studies of the Humanities, various approaches, judgments, concepts, claiming the role of “theoretical” laws that can consistently describe the mechanisms of human consciousness as such, the study of Folk Pedagogy, namely, the Atalyk institute among the Adyghs. To solve the problems arising from it such theoretical and methodological approaches as the analysis of historical and ethnographic literature on a given social phenomenon, methods of analogy, induction, deduction and mathematical modeling are applied. A deep comprehensive study of the studied problem can make a serious positive contribution to the scientific study of Folk Pedagogy and the Atalyk institute provide an opportunity to establish the origins, determine the factors affecting the innovative specifics of functioning in different time periods of the Adygh people, and have knowledge of its individual directions and their common system-forming interdependent unity. Patterns that will help in finding functional parameters with the resulting formal signs of existence and leading to the formation of their structural integration in the educational process have been identified. This will contribute, as we think, to the establishment of the isomorphism (sameness) of the structure of the aggregate of elements that were a part of public institutions of various types. Knowledge of its individual directions and their general system of education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Полифункциональная направленность воспитательного процесса в народной педагогике адыгов»

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК [37.01:39](470.621) DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11003

Ашхамахов К.И., Козлов Р.С. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ АДЫГОВ

Ашхамахов Казбек Идадович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

Козлов Роман Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

Е-mail: roma.kozlov.71@mail.ru

В данной статье рассматриваются вопросы воспитания в народной педагогике и выявления образовательных технологий, способствующих становлению нормативного типа личности в рамках этих педагогических институтов. Проблемы, связанные с сознанием человека, его противопоставлением с окружающим природным и социальным миром, самоидентификация, самоуправление и т.д., которое занимает ключевое положение в исследованиях ученых гуманитарных наук, разнообразные подходы, суждения, концепции, претендующие на роль «теоретических» законов, способных непротиворечивым образом описать механизмы работы человеческого сознания как такового, исследовании народной педагогике, а именно института аталычества у адыгов.

Достижения и решение вытекающих из нее задач применяются такие теоретико-методологические подходы, как анализ историко-этнографической литературы по данному общественному явлению, методы аналогии, индукции, дедукции и математического моделирования.

Глубокое всестороннее исследование выдвинутой проблемы может явиться серьезным позитивным вкладом в научное изучение народной педагогике и института аталычества, даст возможность установить истоки возникновения, опреде-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

лить факторы, влияющие на инновационную специфику функционирования в разные временные периоды развития адыгского народа, и иметь знания о его единичных направленностях и их общем системообразующем взаимообусловленном единстве.

Выявить закономерности, которые, помогут в поиске и нахождении функциональных параметров, с вытекающими оттуда формальными признаками существования и ведущими к образованию их структурной интеграции в воспитательном процессе.

Это будет способствовать, как мы думаем, установлению изоморфизма (одинаковости) строения совокупности элементов, входивших в состав общественных институтов разного типа. Знания о его единичных направленностях и их общей системе образования и воспитания.

Ключевые слова: воспитания, деятельность, теория, подготовка, образование, институт, народная педагогика, исследование, аталычество.

Для цитирования: Ашхамахов К.И., Козлов Р.С. Полифункциональная направленность воспитательного процесса в народной педагогике адыгов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 40-47. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-1103

Ashkhamakhov K.I., Kozlov R.S. POLYFUNCTIONAL ORIENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE NATIONAL PEDAGOGY OF THE ADYGHS

Ashkhamakhov Kazbek Idadovich, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Physical Education

FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, Russia

Kozlov Roman Sergeevich, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Physical Education

FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, Russia Е-mail: roma.kozlov.71@mail.ru

The article considers the issues of education in Folk Pedagogy and the identification of educational technologies that contribute to the formation of the normative type of a personality within these pedagogical institutions. Problems associated with human consciousness, its opposition to the surrounding natural and social world, self-identification, self-government, etc. occupy key position in the studies of the Humanities, various approaches, judgments, concepts, claiming the role of "theoretical" laws that can consistently describe the mechanisms of human consciousness as such, the study of Folk Pedagogy, namely, the Atalyk institute among the Adyghs.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

To solve the problems arising from it such theoretical and methodological approaches as the analysis of historical and ethnographic literature on a given social phenomenon, methods of analogy, induction, deduction and mathematical modeling are applied.

A deep comprehensive study of the studied problem can make a serious positive contribution to the scientific study of Folk Pedagogy and the Atalyk institute provide an opportunity to establish the origins, determine the factors affecting the innovative specifics offunctioning in different time periods of the Adygh people, and have knowledge of its individual directions and their common system-forming interdependent unity.

Patterns that will help in finding functional parameters with the resulting formal signs of existence and leading to the formation of their structural integration in the edu-cationalprocess have been identified.

This will contribute, as we think, to the establishment of the isomorphism (sameness) of the structure of the aggregate of elements that were a part of public institutions of various types. Knowledge of its individual directions and their general system of education and upbringing.

Key words: education, activity, theory, training, education, institute, Folk Pedagogy, research, the Atalyk system.

For citation: Ashkhamakhov K.I., Kozlov R.S. Рolyfunctional orientation of the educational process in the national pedagogy of the adyghs // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2019. Iss. 1/40. Р. 40-47. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11003

Современные требования в направлении развития российской педагогической и социологической наук определяются исследованиями основных социальных институтов общества как многофункционального единства составляющих их компонентов и выявления образовательных технологий, способствующих становлению нормативного типа личности в рамках этих социальных институтов -народной педагогике [1].

Поэтому выбранная нами тема работы обусловлена, в частности, значительной ролью института аталычества (аталычество - древний обычай у народов Кавказа), в воспитательной и духовной культурах адыгского народа в прошлом и его не изученностью на педагогическом уровне [2].

До настоящего времени не было сделано попыток теоретизации, народной педагогике адыгов, на примере рассматриваемого воспитательного процесса [3].

Существующая же научная литература по институту аталычества относится к историко-этнографическому описательному уровню исследования, дающему нам неоценимый фактический материал.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Необходимо выделить таких писателей и просветителей, путешественников и учёных девятнадцатого, двадцатого веков как: Хан-Гирей, Ш.Б. Ногмов, А.-Г. Кешев, С. Сиюхов, Д. Кука, Я. Гейнеггса, П.С. Палласа, Г.-Ю. Клапрота, Ж.-В.-Э. Тебу де Мариньи, И.Ф. Бларамберга, Ф. Дюбуа де Монпере, Д. Белла, К. Коха, К.Ф. Сталя, П.П. Короленко, Ф.И. Леонтовича, А. Махвич-Мацкевича и др.

В результате проведенного анализа научной литературы по аталычеству можно сделать следующие выводы общего характера.

1. Классификация фактического материала происходит на основе одного, реже двух одновременно, основополагающих предпосылок, под которые он и подгоняется. Все, что не укладывается в этот принцип, попросту игнорируется или считается вышеприведенными авторами несущественным.

2. В других случаях для подтверждения той или иной теории делается упор на опытные данные, взятые совершенно из других социальных явлений у адыгов, отличных от аталычества или не связанных с ним, что в итоге приводит к его ошибочным трактовкам.

3. Выдвижение теоретических конструкций не подкрепляется, в большинстве случаев, никакими сколько-нибудь основательными и убедительными доказательствами с использованием необходимого комплекса научных принципов и методов познания.

Сугубо эмпирические умозаключения не дают авторам выйти за рамки исторического и этнографического подходов к проблеме воспитания и образования, что существенно ограничивает поле исследовательского поиска и порождает больше неясностей и дополнительных вопросов [4, 5].

Основным целеполаганием данной работы является теоретическое доказательство многофункционального системного характера педагогического института, в народной педагогике. В период его реализации при феодальных общественных отношениях у адыгского народа в период с XVI по середину XIX вв. и выявление структурной соподчиненности элементов, вплоть до последнего, завершающего, который при нашем подходе удастся обнаружить и зафиксировать [6].

Для достижения поставленной цели в работе нам необходимо решить следующие задачи:

1. Определить смысловые и познавательно-поведенческие детерминанты личности в адыгском обществе в прошлом.

2. Выявить социально-обусловленные предпосылки возникновения и функционирования народной педагогике, обратив при этом внимание на следующие:

а) формообразующие аттракторы (агенты), способствующие появлению, существованию и структурному единству элементов культуры социума, участву-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

ющих в эволюционной динамике при внутренних и внешних воздействиях, которые приводят к изменениям ее содержания на основе взаимопроникновения друг в друга традиций и нововведений.

б) возможность применения синергетического (само организующего) принципа в отношении адыгского общества в историческом процессе его образования и развития, что может, со своей стороны, подтвердить наш первоначальный тезис о двух этапах применения народной педагогики в социальной среде адыгов (общенародный и ограниченно-классовый).

в) необходимость исследовательских операций в нахождении отдельных компонентов и их системного единства в базовом типаже личности у адыгов, в представлении задействованных всех слоев социума, во всех функциональных единицах данного института.

3. Расширить и углубить структуру педагогическо-социологической теории за счет включения в нее принципов, методов и средств философии, естественных и точных дисциплин с применением анализа их предполагаемого действия в ходе развития общественных процессов и явлений. Это будет способствовать, на наш взгляд, более качественной одно порядковой теоретизации фактических данных по социальному институту, чем его существующие многочисленные взаимоисключающие друг друга эмпирические объяснения различных авторов по причине отсутствия возможностей формализации опытного материала со стороны исторической и этнографической наук [7, 8].

4. Провести конкретный анализ действия принципов калибровочной симметрии и системности в обществе и преломлении их в динамике изучаемого социального института.

5. При помощи калибровочного (масштабного) преобразования и математических методов разложить на составные части с позиций системного строения.

В настоящем исследовании педагогического института у адыгов для достижения поставленной цели и решения, вытекающих из нее задач применяются такие теоретико-методологические подходы, как анализ историко-этнографиче-ской литературы по данному общественному явлению, методы аналогии, индукции, дедукции и математического моделирования [9].

Всестороннее исследование выдвинутой проблемы может явиться серьезным позитивным вкладом в научное изучение народной педагогике, даст возможность установить истоки возникновения, определить факторы, влияющие на инновационную специфику функционирования в разные временные периоды общественно-экономического развития адыгского народа, и иметь знания о его еди-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

ничных направленностях и их общем системообразующей взаимообусловленном единстве [10, 11].

Выявленные закономерности, изложенные в этом труде, помогут в поиске и нахождении функциональных параметров, с вытекающими оттуда формальными признаками существования и ведущими к образованию их структурной интеграции, при проведении исследований таких бытовавших когда-то у адыгов социально-воспитательных феноменов, как куначество, наездничество и др.

Это будет способствовать, как мы думаем, установлению изоморфизма (одинаковости) строения совокупности элементов, входивших в состав общественно-педагогических институтов разного типа [12].

Результаты проведенного исследования, возможно, откроют новые направления в воспитательном процессе: в вузах, школах, классных коллективах для внедрения новых, нешаблонных подходов, к образовательным технологиям, поднимут престиж учителей-наставников при использовании в их образовательной деятельности.

Ушедшие в прошлое, но имеющие непреходящую педагогическую и социальную значимость, факторов, устанавливающие отношения доверительности, взаимоуважения, общности разделяемых ценностных ориентаций, но без каких бы то ни было классовых отчуждений.

Подобное исследование многофункциональности народной педагогике послужит одним из стабилизирующих вариантов выхода общества из современного «кризисного» состояния, процессов воспитания и образования.

Литература:

1. Ашхамахов К.И. Национальные традиции воспитания у адыгов // Культура и быт адыгов. 1991. №8. С. 128-145.

2. Ашхамахов К.И. Эффективность использования национальных средств адыгов в физическом воспитании учащейся молодёжи // Проблемы физического воспитания учащейся молодёжи: тезисы докладов межвузовской СевероКавказской региональной научно-практической конференции. Нальчик, 1991. С. 105-106.

3. Ашхамахов К.И. Социологические принципы выхода из кризиса педагогической науки // Проблемы совершенствования системы физического воспитания: материалы образования Российской Федерации. Нальчик, 1995. С. 71-75.

4. Ашхамахов К.И. Физическая культура адыгов как целостная система // Проблемы совершенствования системы физического воспитания тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Нальчик, 1996. С. 7-9.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

5. Ашхамахов К.И., Козлов Р.С. Физическое воспитание в системе аталы-чества. Майкоп, 2016. 320 с.

6. Ашхамахов К.И., Козлов Р.С. Теоретические основы народной педагогики адыгов в современной системе образования. Майкоп, 2018.

7. Ашхамахов К.И., Козлов Р.С. Теоретические аспекты физического воспитания в народной педагогике // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Вып. 3. С. 73-77.

8. Ашхамахов К.И., Козлов Р.С. Народные игры в совершенствовании психофизических качеств // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник статей XX международной научно-практической конференции / отв. ред. С.М. Струганов. Иркутск, 2018. С. 290-292.

9. Ашхамахов К.И., Козлов Р.С. Экология в свете действия принципа троичности // Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию со дня рождения заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации, почетного гражданина Чувашской Республики Айдака Аркадия Павловича. Чебоксары, 2017. С. 506-511.

10. Ашхамахов К.И., Свечкарёв В.Г., Козлов Р.С. Культура и язык как основа существования общества // Устойчивое развитие: проблемы, концепции, модели: материалы Всероссийской конференции с международным участием, по-свящённой 75-летию председателя ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук», доктора технических наук, профессора П.М. Иванова. Нальчик, 2017. С. 195-197.

11. Козлов Р.С. Проблемы физического воспитания в высшем учебном заведении // XV неделя науки МГТУ Майкоп: МГТУ, 2007. С. 57-59.

12. Свечкарёв В.Г., Козлов Р.С. Прикладная физическая культура в вузе. Ереван, 2015.

Literature:

1. Ashkhamakhov K.I. National traditions of education in the Adyghs// Culture and life of the Adyghs. 1991.№8. P.128-145.

2. Ashkhamakhov K.I. The effectiveness of the use of national funds of the Adyghs in the physical education of students // Problems of physical education of studying youth: abstracts of the inter-university North-Caucasian regional scientific-practical conference. 1991. P. 105-106.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

3. Ashkhamakhov K.I. Sociological principles of the ways out of the crisis of Pedagogical science// Problems of improving the system of physical education: education materials of the Russian Federation. 1995. P. 71-75.

4. Ashkhamakhov K.I. Physical culture of the Adyghs as a complete system. // Problems of improving the system of physical education: theses of the reports of the All-Russian Scientific Conference. 1996. P. 7-9.

5. Ashkhamakhov K.I., Kozlov R.S. Physical education in the Atalyk system. Maikop, 2016. 320 p.

6. Ashkhamakhov K.I., Kozlov R.S. Theoretical foundations of the National Pedagogy of the Adyghs in the modern education system. Maikop, 2018.

7. Ashkhamakhov K.I., Kozlov R.S. Theoretical aspects of physical education in Folk pedagogy// Bulletin of Maikop State Technological University. 2018. No. 3. P. 73-77.

8. Ashkhamakhov K.I., Kozlov R.S. Folk games in the improvement of psychophysical qualities // Improving professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: collection of articles of the XX International Scientific Practical Conference/ Ed. by S.M. Struganov. Irkutsk, 2018. P. 290-292.

9. Ashkhamakhov K.I., Kozlov R.S. Ecology in the light of the principle of trinity //Environmental management and socio-economic development of rural areas as the basis for the effective functioning of the regional agro-industrial complex: materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation dedicated to the 80th anniversary of the honored agricultural worker of the Russian Federation, an honorary citizen of the Chuvash Republic Aidak Arkady Pavlovich. Cheboksary, 2017. P. 506-511.

10. Ashkhamakhov K.I., Svechkaryov V.G., Kozlov R.S. Culture and language as the basis of the existence of society //SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PROBLEMS, CONCEPTS, MODELS: Materials of the All-Russian conference with international participation dedicated to the 75th anniversary of the chairman of the Federal Research Center" Kabardino-Balkaria Scientific Center of the RAS", Dr. of Technical Sciences, prof. P.M. Ivanov. Nalchik, 2017. P. 195-197.

11. Kozlov R.S. Problems of physical education in higher education // XV week of science of MSTU Maikop: MSTU, 2007. 2007. P. 57-59.

12. Svechkaryov V.G., Kozlov R.S. Applied Physical culture in high school. Yerevan, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.