78
Педагогические науки
УДК 796.021
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СИСТЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Свечкарёв В.Г., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания,
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
г. Майкоп, Республика Адыгея
E-mail: [email protected]
Козлов Р.С., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физического воспитания экологического факультета,
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
г. Майкоп, Республика Адыгея
Е-mail: [email protected]
Ашхамахов К.И., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физического воспитания экологического факультета,
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
г. Майкоп, Республика Адыгея
Иващенко Т.А., кандидат биологических наук,
доцент кафедры физического воспитания экологического факультета, ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, Республика Адыгея Е-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются вопросы связанные с развитием и совершенствованием двигательных качеств по средствам подвижных народных игр.
Ключевые слова: народная педагогика, игра, физические качества.
MOBILE GAME AS A SYSTEM IMPROVEMENT PHYSICAL GUALITIES
Svechka^v V.G., doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of physical training,
FSBEI HE "Maykop state technological university", city of Maykop, Republic of Adygea
Kozlov R.S., candidate of pedagogical sciences,
associate professor of physical training of ecological faculty,
FSBEI HE "Maykop state technological university", city of Maykop, Republic of Adygea
Ashkhamakhov K.I., candidate of pedagogical sciences,
associate professor of physical training of ecological faculty,
FSBEI HE "Maykop state technological university", city of Maykop, Republic of Adygea
Ivashchenko T.A., candidate of biology sciences,
associate professor of physical training of ecological faculty,
FSBEI HE "Maykop state technological university", city of Maykop, Republic of Adygea
This article discusses issues related to the development and improvement of the quality of motor vehicle traffic on national games.
Key words: folk pedagogy, play, physical qualities.
Существующие в народной педагогики подвижные игры, которые направленны для выработки у молодежи, помимо физических, морально-волевых качеств, а также умения строить военно-стратегические и тактические задачи, и добиваться их реализации в борьбе с соперником или командой, актуальны, в этом смысле интерес может представлять бытовавшая в прошлом массовая адыгская физкультурно-военизирован-ная игра «Джора», в первоначальном варианте проводившаяся так, как это описывает адыгский писатель-просветитель XIX века Хан-Гирей: «...В большом ауле... когда бывает съезд и собирается много молодых князей и дворян, нередко забавляются они таким образом: молодежь высшего звания... составляет одну сторону, а молодежь вольных земледельцев другую, и обе вступают в борьбу. Первая сколько захватит пленником из второй, приводит своих пленников в гостиную одного из своих старшин. Эта игра начинается... молодежью, но всегда дело доходит до стариков. Сторона высшего звания начинает захватывать старшин простого народа, а простые люди, в свою очередь, нападают на старшин высшего звания и уводят их, нередко без всякой пощады и осторожности в плен [5]. Затем начинаются переговоры, обменивают пленных или выпускают на условиях. Дворяне дают за выкуп свои разные вещи, а земледельцы обязываются доставить овса для лошадей благородных юношей... Далее следует удовлетворение почетных людей. Избирают посторонних, не участвовавших в игре старшин, которые определяют удовлетворение. Обыкновенно приговоры заключаются тем, что сторона простых приготовит множество кушанья и напитков, явятся с покорною головой в гостиный дом старшего князя или дворянина, где все собираются и пируют, а князья и дворяне делают подарки старцам, которых, не уважая их седин, забрали в плен, и тем водворяется мир...».
Характерным для подвижных игр является вовлечение в работу крупных мышечных групп, что в свою очередь усиливает кровообращение, активизирует деятельность дыхательной системы, т.е. воздействует на функциональную систему играющих, вырабатываются такие физические качества как выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, сила, но и педагогические, такие, как,
сила воли, работоспособность, настойчивость, упорство, взаимопомощь, дисциплинированность и т.д. Развитие двигательных качеств затрагивает и вегетативные системы обеспечения и другие системы, перестраивая их [1]. Например, тренировка силовых качеств изменит химический состав и толщину мышечных волокон, а тренировка на воспитание качества быстроты изменит лабильность клеток центральной нервной системы, волокон скелетных мышц, что позволяет быть мобильным в быстро меняющихся упражнениях и условиях внешней среды [11-15]. Тренировка, направленная на воспитание качества выносливости стимулирует кардиореспираторную и эндокринную систему, увеличивает работоспособность, уменьшает влияние утомления и усталости [2].
Морально-волевая подготовка адыгской молодежи присутствовала, как уже отмечалось выше, во всех вариантах физического воспитания, но народная педагогика выделяла эту специфическую форму подготовки в отдельный, обособленный ряд и ее главное проявление оценивало отдельно от физических качеств. Тому есть объяснение, заключавшееся в том, что адыгский народ постоянно должен был защищать свою землю от многочисленных врагов. В истории общества едва ли можно назвать сколько-нибудь десятилетий, когда адыги могли спокойно, с максимальной пользой для себя развивать позитивно культурную сферу взаимоотношений между членами этносоциального общества. Поэтому при таком дефиците времени молодежь получала возможность непосредственной закалки воли и духа, преимущественного определения мужества, смелости и решительности, заложенного в самой сюжетной канве некоторых народных игр отличающихся, на первый взгляд, бессмысленной жестокостью и безнравственностью. Но для сохранности социума как такового в имевшихся условиях внешнего окружения требовались однозначные доказательства того, что боеспособное население готово всегда противостоять любому агрессору и будет сражаться с ним.
Педагогическая ценность подвижных игр и физических упражнений заключалась в том, что они были предназначены для развития у детей и подростков морально-волевых и двигательных
качеств, последние формировали физические показатели силы, ловкости, гибкости, быстроты и выносливости, координацию движений и умение держаться на коне, а также прививали трудовые навыки, взаимопонимание и взаимоотношение в коллективе, обществе [3].
Большой популярностью пользовались народные средства, направленные на выработку умений решать стратегические и тактические задачи различного социального и военного характера, развитие умственных способностей и речевых навыков подрастающего поколения, воспитание различных социальных слоев общества и взаимопонимания между ними. Одним из таких средств, позволявших напрямую оценить морально-волевые и физические качества, являлась игра [4].
Большое число адыгских подвижных игр носило развлекательный характерно и в тоже время тренировкой морально-волевых и физических качеств, которые были необходимы для будущей полноценной жизни и воспитание молодежи. К ним можно отнести, например такие, как «Отними папаху», «Пшашехь» (Унос девушки), «Пчела» и т.д.
«Отними папаху» - игра, в которой всадники стараются сохранить свой головной убор на своем месте от сбивания. Принимают участие все желающие юноши и мужчины и одна девушка, но не более 5-7 человек.
Мужчины одеты в национальную форму и находятся в круге диаметром 100 м. Девушка, также в национальном костюме, по команде судьи врывалась в этот круг, сидя на лошади, и старалась сбить как можно больше шапок с всадников. Те, у кого были сбиты шапки, должны были поднять их, но если головные уборы оказывались за пределами круга и возникала необходимость покинуть его, то такие мужчины тотчас же выбывали из игры. Обычно девушке давали лошадь порезвее, лучше подготовленную, чтобы шансы ее в борьбе с сильным полом поднялись повыше. Тем же приходилось прилагать максимум усилий, чтобы не ударить в грязь лицом, что, в свою очередь, вызывало большое оживление, шутки и смех зрителей.
«Пшашехь» (Унос девушки) - проводилась во время свадьбы, когда в ауле жениха ждали
кортеж с невестой. Оставшиеся в селении верховые, чтобы заполнить паузу до приезда кортежа, устраивали за аулом данную игру при большом скоплении народа, особенно детей и молодежи. Для ее организации близкий родственник самой красивой девушки в ауле сажал объект «претензии» на холку своей лошади и выезжал в поле. За ним устремлялись все верховые, желающие поучаствовать в игре. Последние делились на две партии, которые устраивали «бой», где одна группа стаскивала с седел представителей другой. Бывали моменты, и довольно часто, когда два-три человека, послабее физически, набрасывались на более сильного соперника и, не одолев его сталкиванием, перерезали ножом подпруги и вместе с седлом снимали с коня. Игра заканчивалась тогда, когда одной из партий удавалось сбросить с коней всех всадников противной стороны. Тогда к группе-победительнице подъезжал верховой с девушкой, из-за которой и разгорелся весь этот «сыр-бор». Их предводитель символически получал первую красавицу аула. Его поздравляла сама девушка и все зрители, наблюдавшие эту игру и выражавшие по ходу проведения свои замечания.
Своеобразной игрой-забавой была «Пчела». В центр круга входили трое молодых парней, которые становились в ряд. Парень, находившийся посредине изображал пчелу. Для этого он зажимал свой нос и жужжал. Его партнеры, каждый со своей стороны, прикрывали ладонью уши и внимательно следили за поведением «пчелы». Но вот, выбрав удобный момент, «пчела» довольно чувствительно ударяла по ладони, а, следовательно, и по уху одному из соседей и быстро наклонялась головой вниз, чтобы «ужаленный» не успел сбить у нее шапку. Если же изображающий пчелу не успевал сразу или через некоторое время такой деятельности наклониться и его шапка слетала с головы, то сбивший занимал место в середине тройки играющих и действие продолжалось.
Наряду с рассмотренными, у адыгов бытовали подвижные игры, направленные и на развитие умственных способностей и речи детей. В качестве иллюстрации к сказанному рассмотрим несколько из них:
«Лъэтегъэуц» (Первые шаги).
Держась за руки, дети становились в круг. Посредине круга ставили делающего первые шаги малыша и, двигаясь по его контуру, они пели такую песенку:
А си лъабы-лъаб, А си лъабыжъый. Тий-тийшыь Си лъабытый. Шымещэсри, Мэзчыжьэмко! А си лъабы-лъаб, А си лъабыжъый! Шъыхьэкъэукри, кьэкожь! Шъыхьэкьэукри, къэкожь! А си лъабы-лъаб, А си лъабытий! А си лъабыжъый! Тий-тийшы1.
Мои ножки-ножки, Мои ножки маленькие! Делай топ-топ, Мои ножки топ. Садись на коня, Езжай в дальний лес! Мои ножки-ножки, Мои ножки маленькие! Убей оленя, и назад! Убей оленя, и назад! Мои ножки-ножки, Мои ножки топ. Мои ножки маленькие! Делай топ-топ.
Когда в центр круга ставили девочку, пели песенку другого содержания. Обычно оно связано было с предстоящим в будущем женским трудом. Девочке давалось задание хорошо уметь шить, готовить вкусные блюда, быть умницей, послушной мужу и его родителям, быть красавицей.
«Къэрэу-къэрэу, къаз-къаз» (Гуси-лебеди).
Дети произносили считалку. Тот, на кого выпадало число «двадцать», становился отдельно. Другие же образовывали цепочку, держась за
концы рубашек и двигаясь змейкой, произносили следующие слова:
Пащэм: Къэрэу-къэрэу!
А д р э х э м: Къаз-къаз!
Пащэм: Къэрэу-къэрэу!
А д р э х э м: Мэщ-мэщ!
Пащэм: Мэщымтэко!
А д р э х э м: Тыкьэкожьы!
В е д у щ и й: Лебедь-лебедь!
Другие: Гусь-гусь!
В е д у щ и й: Лебедь-лебедь!
Другие: Просо-просо!
Ведущий: Идем на просо!
Другие: Возвращаемся!
Поставленный отдельно старался силой отделить последнего от остальной цепочки. Другие создавали противодействие этому отделению, бросаясь в разные стороны, но не прекращая держаться друг за друга. Игра продолжалась до тех пор, пока в цепочке участников не оставалось никого. Затем она вновь возобновлялась.
«К1элэц1ык1уудж» (Детский танец).
Малыша ставили перед собой и брали его за талию. В такт песенке, которую пел взрослый, ребенок переступал с ноги на ногу. Наставник помогал ему в этом. После окончания одной песенки с определенной мелодией и ритмом, следовала вторая, третья и т.д., которые имели уже другие музыкальные параметры.
Умственная, интеллектуальная подготовка подростков и молодежи определялась у адыгов по многим видам физических упражнений, но преимущественное значение она имела в таких играх, как «Гунд-Гунд-къал» (Город Гунд-Гунд) и «Пхэчен». В задачу первой игры входило раньше противника проникнуть в его «крепость» и завладеть ею, водя указкой по замысловатой, сложнопереплетающейся резьбе на длинной широкой скамье. Здесь на первый план выступал не столько тактический план наступления, сколько быстрота реакции, пространственное воображение, решительность в действиях. Игрок должен был реализовать несколько сопряженных мыслительных действий, чтобы добиться
успеха, в чем и заключалась ценность данной игры.
Высокую оценку «Пхэчен» дает 3.М. Налоев, которому принадлежит приоритет в описании этой народной игры. «...Итак, - пишет он, - пхачен -настольная игра, основанная на интеллектуальной борьбе двух игроков... Цель уничтожение шашек противника. Она дает много возможностей для сложных и интересных комбинаций, подчас приводящих к совершенно непредвиденным результатам. Один необдуманный ход может привести к непоправимой катастрофе, если даже ваше превосходство в фишках и позиции перед этим было максимальным. В шашках, даже при специальной расстановке фишек с целью создания композиции, дающей наибольший выигрыш, можно поразить только девять фишек. Возможности пхачена несравнимо больше. А это держит игроков всегда настороже...».
Следует отметить, что эти настольные игры являются одними из древнейших. Первая из них генетически связана с эпическим сказанием о взятии нартами древнего города Гунд-Гунд. В этом повествовании, относящемуся к адыгскому героическому эпосу, прямо указывается, что многорядная крепостная стена города имела форму лабиринта. Нартские богатыри смогли взять его лишь тогда, когда один из них, а именно Хымы-щико-Пэтэрэз, сидя на пушечном ядре, попал в него, преодолев лабиринт, и открыл ворота.
А теперь перейдем к описанию некоторых специфических игр, имеющих яркое этническое своеобразие породившей их социальной адыгской среды и направленных на развитие преимущественно физических качеств, умений и навыков.
Следующая игра также берет свое начало в героическом эпосе. В цикле сказаний о центральном герое эпоса говорится, что Саусырыко является изобретателем адыгских шашек. В сказании «Нарт Саусырыкопхьэк1энэркъызэрэхих ычъэр» (О том, как Саусырыко изобрел пхэчен) сообщается, что вначале изобретатель из-за отсутствия напарников играл в шашки сам с собой, передвигая их то правой, то левой рукой. Нарты сильно заинтересовались новой игрой, но их отпугивало условие, которое Саусырыко выдвинул. Он заявил, что убьет и того, кто победит его, и
того, кто проиграет ему. Через некоторое время к нему явился один юноша, которому нартский богатырь сначала проиграл, а потом выиграл. Однако он не смог его убить. После этого случая Саусырыко отказался от своего условия, и нарты стали играть в «пхэчен» с удовольствием. Они называли эту игру «Сант1ращ» (Сантращ).
«Шэныеш^н» (Игра в «бабки»).
В этой игре берутся «к1эн» («бабки»), специально обработанные кости нижних надкопытных суставов ног коров и овец. Наибольшим почетом пользовались коровьи «бабки», так как они более крупные и в них можно было попасть с большого расстояния (до 40 м), тогда как по мелким «бабкам», и, тем более, «альчиком» били обычно с 3-10 м. Играли в основном подростки в количестве от 2 до 10 человек. У каждого в руках была своя бита и 3-10 «бабок» (по уговору). В качестве биты бралась наиболее крупная и увесистая «бабка» (внутреннюю полость ее часто заливали свинцом или оловом). Для игры требовалась площадка размером 30-40 м.
Описание.
В середине площадки чертили линию кона, на которую ставились собранные у всех игроков «бабки» в один или два ряда, или же гнездами по 2, 3, 5 штук.
Для определения очередности все участвующие в игре выстраивались вдоль кона и кидали свои биты в ту сторону, куда было заранее предусмотрено договоренностью. Метрах в 3-4 от кона проводилась черта, за которую каждый бросал свою биту на такое расстояние, какое считал наиболее удобным для себя. Здесь учитывалось, что право бить первым получал тот игрок, у которого бита ложилась дальше всех от линии кона. Поэтому рассчитывавшие на свою силу и меткость стремились забросить биту подальше. Иногда очередность играющих определялась более простыми способами - по жребию, по считалке, по уговору и т.д.
Завоевавший право бить первым, подходил к месту, где лежала его бита, и бросал ее оттуда по «бабкам», стоявшим на кону. Если он сбивал (сваливал) своей битой «бабку» на кону, то выигрывал ее или все гнездо, в которое она входила (по уговору). После этого бил следующий по
очереди. Когда на кону не оставалось «бабок», игра заканчивалась. Если же все пробивали, а на кону еще оставались «к1эн», то играющие договаривались: или повторить игру с оставшимися «бабками», или добавить к ним определенное количество от каждого участника [6]. Данная игра повторялась обычно несколько раз подряд. Побеждал тот, кто выигрывал наибольшее количество «к1эн» (бабки).
Правила.
1. Бросать биту по кону надо было каждый раз с того места, где она лежала, делая не более 1-3 шагов вперед.
2. Если «бабка» на кону была задета битой, но не упала, то она не считалась выбитой.
3. Выбитые бабки сразу же забирались с кона выбившим их игроком.
4. Возможно было бросать по кону 1-3 биты подряд (по уговору).
Следующая народная игра показывает возможность тренировки физических качеств, а также подготовку своего инвентаря в зимний период.
«Ашанэ» (Катание на лыжах).
Упражнение-игра «Катание на лыжах» с поручнями имеет древнее происхождение и известна адыгам еще с первобытно-общинного социального обустройства общества. Подросток, становясь на лыжи с поручнями, мог управлять ими не только ногами, но и руками, всем телом. Лучшим материалом для изготовления «ашанэ» считались заготовки из чинары и клена, здесь мы видим не только тренировку разных физических качеств, но и подготовку своего спортивного инвентаря в данном виде это лыжи. Эти твердые, легко полирующиеся породы дерева не набухают от влаги и обеспечивают хорошее скольжение. Размеры бруска для каждой лыжи 60x7x5 см. Спереди делался закругленный срез. Поручни изготавливались из гнутых палок. Концы палок закреплялись в просверленных сверху отверстиях на таком расстоянии, чтобы между ними помещалась стопа ноги. Высота поручней зависела от роста человека. Катающийся держался за эти поручни с небольшим сгибанием туловища вперед.
Описание.
Лыжню для «ашанэ» прокладывали заранее. Если склон был достаточно широк, то прокладывали несколько параллельных лыжней, и соревновались в том, кто быстрее спустится с горы или кто проедет дальше всех. Помимо этого, устраивались небольшие трамплины с последующей лыжней для скольжения на определенное расстояние. При этом учитывалась дальность прыжка и расстояние, пройденное участниками за время свободного скольжения.
Правила.
1. При соревновании на дальность спуска съехавший не должен был делать дополнительных шагов после того, как лыжи переставали двигаться по инерции. Необходимо было наметить место остановки и только тогда двигаться дальше.
2. При падении лыжника его результат не за-считывался.
«Лъэрычъ» (Катание на коньках).
Когда лед на реках или озерах достигал необходимой толщины, адыгские подростки изготавливали сами или с помощью старших самодельные коньки из двух компонентов - реберных костей овец или коров и площадок из деревянных брусков для постановки стоп. От реберной кости домашнего животного отрезался кусок длиной 25-30 см и над огнем постепенно выпрямлялся. Затем один край стесывался наждачным камнем для образования закругления. После этой операции брали брусок дерева толщиной 3-4 см, диной и шириной по размеру стопы, и посредине, вдоль бруска пропиливали желобок, куда и вставлялся костяной конек. Для того чтобы он не выпадал из желобка, кусочком накаленного железного прута выжигалось несколько отверстий - от носка до пятки. В эти отверстия забивали деревянные гвозди, которые от влаги еще больше разбухали и очень крепко держали конек в деревянной платформе. Чтобы стопы ног укрепить на коньках, сверху платформы в передней и задней частях с левой и правой стороны прожигалось два рядом находящиеся отверстия для проведения шнурков из жилок, которые не гниют от сырости [7].
Игр на льду, на коньках, у адыгов существова-
ло много. Приведем одну из них. В ней участвовали от 2 до 10-15 человек подростков и юношей.
Описание.
На льду все выстраивались в одну шеренгу и по команде набирали скорость, отталкиваясь ото льда коньками. Доехав до места, обозначенного линией, катились уже дальше по инерции, без помощи ног. Выигрывал тот участник, который смог удалиться от линии дальше всех.
Правила.
1.Нельзя было помогать себе работой корпуса и сгибанием разгибанием одновременно обеих ног во время свободного прокатывания.
2.После набора скорости не разрешалось толкать руками своего соседа или задерживать руками другого участника, находившегося впереди.
«Чынэ ешак1» (Игра в волчок).
В «волчок» адыги играли еще с древнейших времен, и, по-видимому, игры в «чынэ» были одними из самых распространенных. Стоит отметить, что уже к VI в. «чынэ» имел такую совершенную форму, которую не меняли и в последующие столетия.данная игра была направленна на воспитание таких физических качеств как быстрота и ловкость.
Простейшие «волчки» вытесывались топором и вырезались ножом из деревянного цилиндра диаметром от 5 до 9 см и высотой от 6 до 11 см путем стесывания его нижнего конца до формы конуса. Иногда «чынэ» придавалась более затейливая конфигурация: с перехватом на середине его высоты или вырезанием желобка.
Несколько позже, в XV-XVI вв., адыги стали использовать в качестве исходного материала для изготовления «волчка» рога буйволов и коров. Для этого они подогревали на огне рог до мягкости и затем его выпрямляли, чтобы в последующем срезать с него ножом (кинжалом) необходимый по длине и диаметру размер «волчка». Верх его должен был быть ровным, а низ скруглялся для устойчивости наждачным материалом.
Обязательной принадлежностью игр с «чынэ» являлся кнутик (веревочка на короткой палке), с
помощью которой он раскручивался до быстрого и равновесного вращения.
Играли в эту игру подростки и молодежь, собравшись по 2-10 человек.
Описание.
Игра проводилась на гладком льду. «Волчок» вначале раскручивался большим и средним пальцами руки или же, накрутив на него веревочку, с силой дергали за ее конец. Это придавало «волчку» вращательное движение, которое потом можно было уже поддерживать, подхлестывая его кнутиком. При довольно быстром вращении волчок издавал своеобразный гудящий звук и начинал двигаться в определенном направлении. Умелые игроки соревновались между собой, гоняя «волчок» по условленному заранее направлению, иногда довольно извилистому, лавируя между различными преградами или же преодолевая препятствия в виде небольших бугорков на льду, кусочков насыпанного песка, снега и т.д. Начинающие игроки удовлетворялись простым состязанием, заключавшемся в том, что у кого «волчок» дольше прокрутится без подстегивания, тот и выигрывал. Когда этим овладевали в совершенстве, начинали устраивать поединки между «волчками», заставляя их сталкиваться, пока один не повалится на бок [8].
И так основными элементами структуры современной народной педагогики адыгов являются такие, как:
1) Функция общения.
Векторные пары проявлений: а) индивидуальная значимость - парное связующее начало и б) педагогическая неопределенность - природный импульс.
2) Идеологическая функция.
Векторные пары проявлений: а) личностное субъективное мировосприятие - парное идеологическое соглашение и б) бесклассовая идеология образования и воспитания - научно обоснованные педагогические идеи.
3) Функция духовного родства.
Векторные пары проявлений: а) индивидуальность духовного состояния - парное духовное сближение и б) личностно-ориентированное духовное сотрудничество - фактическое духовное родство [9].
4) Функция опекунства.
Векторные пары проявлений: а) личностный повод к опеке - целесообразность парной мотивации и б) индивидуальные особенности опеки ученика - педагогическая детерминация взаимодополнительности.
5) Функция экономического фактора взаимодействия.
Векторные пары проявлений: а) личностное имущественное положение - парная вещественная заинтересованность и б) имущественная значимость в отношении ученика - экономическая база для образования и воспитания.
6) Функция дидактики и технологии образования и воспитания.
Векторные пары проявлений: а) индивидуальное понятие об обучении - парная коррекция педагогических воздействий и б) личностный подход к применению педагогических параметров образования и воспитания - общественно значимые факторы обучения.
7) Функция формирования общекультурного типа личности.
Векторные пары проявлений: а) индивидуальное предпочтение культурных ценностей -парное нивелирование культурных различий и б) закрепление индивидуальных культурных признаков ученика - первичность общенародных культурных признаков.
8) Функция взаимообусловленности.
Векторные пары проявлений: а) личностное
состояние моральной удовлетворенности - фактическое парное благополучие и б) творческая доминанта в содержании образования и воспитания - добровольность выполнения социального стандарта [10].
Разложение социального пространства физической культуры адыгов, входящей составной частью в педагогическую функцию аталычества, на подпространства ее скрытых представлений, которые имеют свои попарные ортогональные проявления, позволяет выделить функционально зависимые элементы, преобразующиеся друг от друга на основе отношения суперпозиции. Системными элементами, составляющими единство этой структуры, являются:
1) Нормативная функция.
Проявления: природная детерминация - эмпирическая практика.
2) Образовательная функция.
Проявления: социальная потребность - первичные понятийные представления (народная теория).
3) Воспитательная функция.
Проявления: мотивационная установка - направленное воздействие на психофизический потенциал.
4) Функция вариативного характера практических средств.
Проявления: социально-этническое своеобразие практических средств - творческий подход в применении практических средств.
Народные средства физического воспитания (игры и физические упражнения) восходят к глубокой древности. Многие из них нашли отражение в духовном памятнике адыгского народа -фольклоре. Согласно героическому эпосу «Нарты», датируемому первым тысячелетием до н.э., изобретателями некоторых игр и физических упражнений являются герои нартских былин и сказаний. Часть практических средств относится к старинному обряду посвящения юноши-адыга при наступлении половой зрелости.
Педагогическая ценность игр и физических упражнений заключалась в том, что они были предназначены для развития у детей и подростков морально-волевых и двигательных качеств. Последние формировали показатели силы, ловкости, быстроты и выносливости, координацию движений и умение держаться на коне, а также прививали трудовые навыки. Большой популярностью пользовались народные средства, направленные на выработку умений решать стратегические и тактические задачи военного характера, развитие умственных способностей и речевых навыков подрастающего поколения.
Игры и физические упражнения адыгов для юношей и мужчин подразделялись на два вида -пешие и конные, которые были направлены на дальнейшее совершенствование морально волевых, умственных и интеллектуальных качеств. Конноспортивные игры и состязания состояли из джигитовки с оружием и без него, скачек гладких и с препятствиями.
Исходя из физиологических особенностей и
роли женщины в семье и обществе, народной педагогикой осуществлялся дифференцированный подход в физическом воспитании девочек и девушек. Средства, предназначенные для них, были направлены на развитие таких качеств, как гибкость, стройность, физическое здоровье. Система физической культуры предусматривала для лиц женского пола игровой метод с обще-развивающей, сюжетной канвой и специальные упражнения со слабой двигательной нагрузкой. Девочки до 11-12 лет играли совместно с мальчиками, а в старшем возрасте - отдельно.
Узловыми точками воздействия в существовавшей в прошлом системе физической культуры адыгов, которые начинают процесс само организующего порядка в этой структуре и определяют ожидаемые результаты, являются: 1) мотивация; 2) информационное (теоретическое) поле знаний и 3) практическое применение средств физического воспитания из народной педагогики адыгов, в необходимых случаях трансформированные и модифицированные с учетом реалий настоящего времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлов Р.С. Развитие функциональных качеств под влиянием физической нагрузки // Научные известия. 2016. № 4. С. 100-105.
2. Козлов Р.С. Формирование физической культуры личности студентов вузов на занятиях в секции по общей физической подготовке: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006. - 175 л.
3. Козлов Р.С. Актуальные проблемы физического воспитания в высшим учебном заведении. В сборнике: Наука и образование в XXI веке // Сб. научн. трудов по матер. Межд. науч.-практ. конф.: В 8 ч. ООО «АР-Консалт», 2014. - С. 77-79.
4. Козлов Р.С. Взаимосвязь уровня знаний по физической культуре и объема двигательной активности у студентов // Научн. труды SWorld. 2011. Т. 30. № 3. С. 21-26.
5. Свечкарёв В.Г., Козлов Р.С. Прикладная физическая культура в вузе. Ереван, 2015.
6. Тхакушинов А.К., Ашхамахов К.И. Аталычество и проблемы управления в современном Российском обществе // Культура и жизнь Юга России. 2007. № 2. С. 27-30.
7. Ашхамахов К.И. Физическая культура адыгов как элемент системы аталычества и целостное образование // Культурная жизнь Юга России. 2006. № 4. С. 33-37.
8. Ашхамахов К.И. Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях
адыгских народов северного Кавказа: Автреф. дис____канд. пед. наук // Адыгейский государственный
университет. Майкоп, 1995.
9. Ашхамахов К.И. Национальные традиции воспитания у адыгов // Культура и быт адыгов. 1991. № 8. С. 128-145.
10. Ашхамахов К.И. Национальные традиции воспитания у адыгов // Культура и быт адыгов. 1991. № 9. С. 128-145.
11. Свечкарёв В.Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем: Автреф. дис. ... канд. пед. наук // Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2008.
12. Свечкарёв В.Г. Подготовка армрестлингистов с использованием тренировочно-исследовательского комплекса: Автреф. дис. ... канд. пед. наук // Адыгейский государственный университет. Майкоп, 1997.
13. Свечкарёв В.Г. Некоторые аспекты организации процесса физического воспитания в вузе: метод. рекоменд. Майкоп: МГТИ, 2000. - 14 с.
14. Свечкарёв В.Г. Современная стратегия совершенствования двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления / В.Г. Свечкарёв, А.С. Геращенко, Л.Н. Свечкарёва // Новые технологии. 2010. № 1. С. 96-98.
15. Свечкарёв В.Г. Использование машины адаптивного воздействия в практике оздоровительной физической культуры / В.Г. Свечкарёв, В.В. Гурин // Кубанский научный медицинский вестник. 2006. № 11. С. 76-78.