НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ
Номин Бариушанов
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы модернизации системы школьного образования в Монголии. Проанализированы причины перехода на 12-летнее образование, его процесс, трудности переходного периода, тенденции дальнейшего развития.
Ключевые слова: школьное образование в Монголии, модернизация образования.
Summary. This article describes the issues of modernization of the educational system in Mongolia. It also analyzes the reasons for transitioning to 12-year education, its process, the difficulties of this transition period and the tendencies of further development.
Keywords: general educational school of Mongolia, the modernization of education.
136
Сегодня образовательная система Монголии перестраивается в соответствии с современными потребностями и мировыми тенденциями в области образования.
Новая образовательная концепция поддерживается рядом законов и решений, принятых Великим государственным хуралом (парламент Монголии) в 1995 г., в том числе политикой в области государственного образования, комплексным Законом об образовании (с поправками и дополнениями от 1995, 1998, 2002, 2006 и 2008 гг.) [1]. Исследователь Н. Бэгз отмечает, что «целью образования в Монголии в XXI в. должно стать формирование положительной среды, помогающей человеку научиться жить в современном мире. Для реализации этой цели необходим частичный и постепенный перевод нашей системы образования на образовательные структуры мирового стандарта" [2, с. 52].
Главную роль в системе образовательных учреждений играет общеобра-
зовательная школа Монголии, которая в процессе реформирования сталкивается со многими проблемами: слабой материально-технической базой, высоким отсевом учащихся, устаревшими учебниками, невысокой квалификацией учителей. В настоящее время осуществляется переход на 12-летнее образование, и причины этого шага можно сформулировать следующим образом:
• увеличение количества шестилетних детей, поступающих в 1 класс;
• отсутствие возможностей для выпускников монгольских десятилеток поступать в вузы других стран;
• возможность решить проблему повышения коэффициента охвата детей дошкольным и начальным образованием за счет увеличения длительности начального образования;
• возможность более эффективного решение проблемы интеграции содержания учебных дисциплин.
В 2015 г. состоится первый выпуск школьников, получивших 12-летнее
Преподаватель XX
ЕК
2 / 2013
Педагогическая наука - школе
общее образование. В связи с этим в общеобразовательной школе обновляются структура и содержание образования, организация педагогического процесса. Вместо четырехлетнего начального образования вводится шестилетнее начальное образование; в девятом классе завершается основное (базовое) образование, а в двенадцатом классе - полное среднее образование.
В результате реализации ряда программ правительства Монголии и международных организаций с 2009 г. чистый коэффициент охвата начальным образованием постоянно растет. Если в 2003 г. он составлял 90,4%, то в 2010 г. - уже 94,7%, а в 2010 - 94.8%, что является положительным событием в образовательном процессе. Отсев из общеобразовательной школы уменьшился с 1,8% в 20042005 уч. г. до 0,7% в 2011-2012 г. [3]. В настоящее время, уровень грамотности и образования слоев населения Монголии подошел к уровню развитых стран, что, безусловно, является положительным результатом модернизации образования.
В структуре общего образования увеличивается количество частных школ. Так, если в 1997 г. таких школ было около 20, то в 2007 г. уже 157 из 754 общеобразовательных учреждений принадлежало частным лицам. Исследователь Л.Л. Супрунова сделала вывод о том, что большинство из них обеспечивают высокое качество образования [4, с. 103]. Имея дополнительные источники дохода, они приобретают благоустроенные помещения для учебы и отдыха учащихся, оснащают учебный процесс современным оборудованием, приглашают на работу высококвалифицированных специалистов.
С 2012 г. началась экспериментальная работа по внедрению Кембриджского стандарта в образовании. Для пилот-
ного проекта были отобраны десять столичных школ и по одной школе от каждого аймака. Однако специалисты посетовали на несоответствие учебной среды для полного внедрения кембриджских стандартов в средних школах. В задачи политики реализации обновленной программы, ориентированной на кембриджские стандарты, входит разработка учебников, дидактического материала, оборудование школьных лабораторий всеми необходимыми материалами, изменение учебных программ вузов, готовящих преподавателей для работы в новых школах. С 2015 по 2017 г. все средние школы Монголии будут перепрофилированы под кембриджскую программу, после чего правительство приготовится к получению аккредитации международного кембриджского класса [5].
Вследствие вывода, сделанного правительством Монголии о недостаточности для комплексного разрешения актуальных вопросов в области образования Закона об образовании и разработанных для развития образовательной системы программ, была разработана Национальная программа «Образование» (20102021 гг.). Эта комплексная программа является основной и включает в себя все национальные программы по образованию. Теперь цель политики образования сместилась с обеспечения доступности образовательных услуг на повышение качества и результативность обучения, совершенствование национальной системы образования в соответствии с уровнем международных стандартов.
Программа включает в себя следующие задачи: переход на 12-летнюю систему образования, повышение охвата населения дошкольным и начальным образованием; ускорение процесса реформирования школьного образования, создание системы высшего образо-
137
2 / 2013
Преподаватель