Научная статья на тему 'Трансформация системы образования Монголии'

Трансформация системы образования Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОНГОЛИЯ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATION / MONGOLIA / EDUCATION REFORM / SECONDARY SCHOOL / HIGH EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энхбаярр Дэибэрэл

В статье рассмотрен опыт реформирования системы образования в условиях трансформации монгольского общества в 1990-2000-х гг. Автор уделяет большое внимание советско-монгольскому сотрудничеству в области образования, создавшему благоприятные предпосылки для обновления образования на демократических началах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the experience of reforming the education system in Mongolia in 1990-2000s. The author pays considerable attention to the Soviet-Mongolian cooperation in the sphere of education, which created favorable conditions for renewal of Mongolian education on democratic principles.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы образования Монголии»

Дэибэрэл ЭНХБАЯР

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛИИ

В статье рассмотрен опыт реформирования системы образования в условиях трансформации монгольского общества в 1990-2000-х гг. Автор уделяет большое внимание советско-монгольскому сотрудничеству в области образования, создавшему благоприятные предпосылки для обновления образования на демократических началах. The article is devoted to the experience of reforming the education system in Mongolia in 1990-2000s. The author pays considerable attention to the Soviet-Mongolian cooperation in the sphere of education, which created favorable conditions for renewal of Mongolian education on democratic principles.

Ключевые слова:

система образования, Монголия, реформы образования, общеобразовательная школа, высшее образование, профессионально-техническое образование, образовательные стандарты; education, Mongolia, education reform, secondary school, high education, professional education, educational standards.

ЭНХБАЯР

Дэибэрэл — руководитель Департамента образования и науки г. Улан-Батора, Монголия denkhbayar@edu. ub.gov.mn

Сначала 1990-х гг. система образования Монголии подверглась радикальным изменениям, которые были связаны с переходом страны к рыночной экономике и демократической государственной структуре. Для обновления образования на демократических началах имелись благоприятные предпосылки, поскольку в предшествующий период Монголия добилась впечатляющих успехов в этой сфере.

В начале XX в. в стране вообще не было системы светского образования, а функции учителей выполнялись специально подготовленными в монастырских школах ламами. В 1911—1919 гг. наметились абсолютно новые тенденции, связанные с развитием отношений Монголии с другими странами, в первую очередь с Россией. При Министерстве иностранных дел Монголии была открыта школа русского языка для монгольских детей, куда были приглашены учителя из России. Эта школа сыграла важную роль в подготовке прогрессивно настроенной монгольской интеллигенции, а также в распространении передовых идей. По инициативе Ц. Жамцарано при поддержке Чин Ван Ханддоржа в 1912 г. в Урге была открыта первая светская начальная школа. С открытием этих школ в стране были заложены основы современных образовательных учреждений, а вовсе не с 1921 г., как об этом до сих пор пишет большинство монгольских исследователей.

В 1924 г. I Великим Народным Хуралом была принята Конституция страны, в которой право на бесплатное образование было предоставлено всем трудящимся. Практически на всех съездах Великого Народного Хурала МНР давались четкие указания по деятельности школы и развитию образования. В выработке основных организационных принципов единой трудовой школы и непосредственно в школьном строительстве действенную помощь оказывал Советский Союз. Народный комиссариат просвещения РСФСР по просьбе монгольских учителей разрабатывал рекомендации по вопросам реализации всеобуча, содержания образования и организации учебного процесса. На постановку школьного дела значительное влияние оказали работники советских школ, открытых на территории Монголии. В 1933 г., используя пример советских школ, Министерство просвещения МНР разработало типовые учебные планы и программы для начальной и средней школы, что позволило значительно повысить качество общего образования.

Важную роль в развитии образования Монголии сыграла замена в

2011 '03

ВЛАСТЬ

97

1941 г. старомонгольского алфавита на кириллицу. Это позволило решить ряд таких важных задач образования, как ликвидация неграмотности взрослого населения, охват всеобщим начальным обучением детей младшего школьного возраста, развитие профессионального образования в стране. Отсутствие учебников, учебно-методических пособий и научной литературы на монгольском языке обусловило необходимость введения в конце 1930-х гг. русского языка в учебные планы средних школ и вузов Монголии. Вначале уроки русского языка велись специалистами, приглашенными из СССР. Монгольские учителя получали образование в Москве, Ленинграде, Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте. В результате совместных мероприятий монгольских и советских педагогов уже к концу 1957 г. количество грамотных монголов в возрасте от 13 до 45 лет составило 93,4%, а в начале 1970-х гг. МНР стала страной сплошной грамотности и вошла в ряд стран, обладающих высоким научным и культурным потенциалом.

В 1980-1990 гг. СССР тесно сотрудничал с Монголией в подготовке кадров высшей квалификации. В январе 1978 г. в Улан-Баторе был создан филиал Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. За 13 лет существования в нем прошли переподготовку более 70% всех монгольских учителей русского языка. Кроме того, Советский Союз помогал МНР в подготовке дипломированных специалистов по многим другим направлениям. В 1986-1990 гг. из Монголии в советские вузы ежегодно направлялось до 1 300 чел., тогда как общее количество первокурсников из всех других стран, вместе взятых, составляло лишь 160 чел. в год.

В начале 1990-х гг. в условиях перехода Монголии к рыночной экономике, а также в связи с финансовыми, политическими, социальными проблемами в России, возникшими после распада Советского Союза, монголо-российское сотрудничество подверглось значительным испытаниям. В 1987 г. в вузах страны был отменен государственный экзамен по русскому языку, а в 1988 г. - выпускной экзамен по этому предмету в школах. Почти 500 учителей русского языка остались без работы.

Распад Советского Союза и крах социалистической системы повлекли за собой тяжелый экономический, политический и социальный кризис в Монголии. СССР

был важнейшим торгово-экономическим партнером МНР. В середине 1980-х гг. на долю Советского Союза приходилось 87% ее внешней торговли. Советские кредиты и другая финансовая помощь превышали 90% от общей суммы иностранных инвестиций и обеспечивали три четверти капиталовложений в экономику страны1.

В 1990-е гг. Россия, переживавшая социальные и экономические трудности, не могла более оказывать Монголии крупномасштабную помощь. Перестали поступать безвозмездные кредиты, прекратили работу совместные предприятия, было остановлено строительство производственных и жилых помещений, объектов социального назначения и культуры. Сотни тысяч людей, среди которых были специалисты высокой квалификации, оказались безработными.

Переход к рыночной экономике и демократическим ценностям в Монголии сопровождался отказом от социалистических идеалов, введением многопартийной системы, созданием условий для свободы слова и печати, вероисповедания, равноправия государства и граждан перед законом. Конституция Монголии 1992 г. в законодательном порядке закрепила происходившие в стране изменения и провозгласила курс на построение рыночной экономики и демократического государства.

Однако осуществление рыночной реформы, слабо обеспеченной государственным бюджетом и другими средствами, в первые годы не привело к экономическому росту. Вплоть до 1994 г. основные экономические показатели свидетельствовали о том, что тяжелая ситуация в стране не преодолена. Переход Монголии к демократии и рынку сопровождался обострением социальных проблем - ростом безработицы и бедности, упадком школьного образования, ухудшением системы медицинского обслуживания и т.д.

Общеобразовательные и профессионально-технические школы, высшие учебные заведения испытывали острую нехватку финансов. Не было средств на заработную плату педагогам и оплату коммунальных услуг, ремонт помещений, приобретение оборудования и учебно-методической литературы. Многие учителя перешли на работу в коммерческие

1 Политика и экономика : международный ежегодник. - М., 1985, с. 104.

структуры. В 1993/1994 уч. г. при наличии 24 тыс. учителей школам не хватало 1 700 педагогов. Сократилось число учащихся общеобразовательных школ. За первые пять лет переходного периода школу оставили около 150 тыс. детей1.

Система образования, сложившаяся при социализме, не могла успешно выполнять свои функции в новых социально-экономических условиях и нуждалась в радикальном обновлении. Необходимо было реформировать ее законодательную базу, пересмотреть структуру, содержание образования и педагогического процесса, для того чтобы помочь людям адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики.

Правовые основы современной системы образования были сформулированы во втором разделе Конституции Монголии «Права и свободы человека». В ст. 16, п. 8 закреплено право каждого человека на образование, однако бесплатность обучения гарантирована лишь на уровне общего (базового) образования2, в то время как в МНР государство обеспечивало бесплатное образование во всех звеньях образовательной системы, а также посредством системы государственных стипендий в высшей школе.

Важные положения, определившие приоритеты в образовательной сфере, были сформулированы в законе «Об образовании», принятом в 1991 г. (с поправками и дополнениями от 1995, 1998 и 2002 гг.). Согласно этому закону, право учреждения учебных заведений предоставлено не только государству, но и органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, а также иностранным организациям и фондам. В нем предложена новая структура системы образования, в соответствии с которой вместо четырехлетнего введено шестилетнее начальное образование; в 8-ом классе завершается основное (базовое) образование, а 9-10-е классы обеспечивают полное среднее образование. С 2005 г. монгольская общеобразовательная школа перешла на 11-летний срок обуче-

1 Супрунова Л.Л. Образование в Монголии: трудности и достижения переходного периода // Педагогика, 2006, № 2, с. 104.

2 Конституция (Основной закон) Монгольской Народной Республики. — Улан-Батор : Государственное издательство юридической литературы, 1992, с. 8.

ния, а в настоящее время осуществляется переход на 12-летнее школьное образование, что создает благоприятные предпосылки для органичного вхождения Монголии в мировое образовательное пространство. Профессионально-техническое образование доступно учащимся после 8-го или 10-го класса. В вузы принимаются молодые люди, имеющие аттестат о среднем образовании, на основе конкурсных экзаменов.

В целях повышения качества образования был осуществлен переход к государственным образовательным стандартам по учебным дисциплинам, созданы новые учебные программы и учебники в соответствии с возрождением историко-культурной памяти монгольского народа и модернизацией некоторых устоявшихся аспектов культурной жизни монгольского общества. Это касается, прежде всего, исторической личности Чингисхана, что сыграло значительную роль в поддержании идентичности монгольской нации, способствовало укреплению монгольской государственности, побуждало интерес к ее истории, укрепляло авторитет современной Монголии на международной арене. Проблема укрепления монгольской государственности в переходный период отразилась в усилиях страны по возрождению традиционной монгольской письменности.

В настоящее время в стране появились новые типы общеобразовательных учреждений: школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии, учебные заведения, совместными учредителями которых являются монгольские и зарубежные организации. Все это способствует становлению в Монголии гибкой, вариативной системы образования, чутко реагирующей на запросы населения. В структуре общего образования увеличивается количество частных школ.

В старших классах общеобразовательной школы в соответствии со стандартами осуществлен переход к профильному обучению как механизму подготовки молодежи к осознанному выбору профессиональной деятельности. Монгольские ученые подчеркивают необходимость «дальнейшей ориентации системы высшего образования на подготовку высококвалифицированного специалиста, способного к самостоятельной работе, умеющего отстаивать и претворять в жизнь свои убеждения

2011 '03

ВлАсть

99

подлинного гражданина». Они указывают на пагубность для развития страны отсутствия разработанной системы передачи научно-технической информации, общенациональной компьютерной сети и локальных банков информации.

По государственным образовательным стандартам значительно повышается роль английского языка в общеобразовательной школе. С 2005 г. этот язык преподается с 5-го класса и является обязательным при сдаче государственных экзаменов за курс средней школы. Русский язык изучается теперь с 8-го класса по выбору учащихся, наряду с другими иностранными языками (корейским, японским, китайским, немецким).

Ограничение сферы применения русского языка в образовании вызывает недоумение многих граждан Монголии. Русский язык традиционно является эффективным средством приобщения населения к достижениям науки и культуры. До сих пор более 70% всей научной и художественной литературы в Монголии было издано на русском языке. Многие русские учебники используются в высших учебных заведениях. Большое количество монгольских дипломированных специалистов, получивших образование в России, хотят, чтобы их дети учились в российских вузах. Представляется, что монгольскому государству важно более полно использовать потенциал русского языка в повышении образовательного уровня населения, в развитии науки и культуры, тем более что в этом отношении накоплен большой положительный опыт.

В начале 1990-х гг. на общем фоне снижения активности российско-монгольских отношений произошло и сужение двусторонних культурных связей. Это открыло путь влиянию других культур - китайской, японской, южнокорейской, американской. Возникли новые каналы, по которым внешний мир стал оказывать влияние на развитие Монголии в целом и ее культуру в частности. Значительную часть финансовых расходов в развитии системы образования взяли на себя «доноры» монгольской экономики, которые в 1991 г. выделились в самостоятельную структуру. В группу доноров входят более 30 государств

и свыше 20 международных объединений. Основными донорами Монголии являются Япония, Южная Корея, США, Китай, Великобритания, Германия. Среди международных организаций в группе доноров лидируют Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЮНИСЕФ, Европейский союз. Организационно-финансовая помощь Министерству образования, культуры и науки Монголии чаще всего оказывается в форме различных инновационных программ и проектов.

Что касается монголо-российского сотрудничества, то в такой традиционной отрасли, как образование, оно восстанавливается особенно быстро. В Монголии проводятся различные форумы, целью которых является повышение престижа обучающихся в России монгольских студентов, пропаганда российского образования и оказание содействия трудоустройству выпускников. Во время визита премьер-министра Монголии Н. Энхбаяра в июле

2003 г. правительство РФ решило увеличить квоту государственных стипендий в

2004 г. для монгольских студентов в РФ со 150 до 200. С 2009 г. квота на прием монгольских абитуриентов в российские вузы была увеличена до 230 чел. Россия стремится поддерживать в Монголии традиции изучения русского языка, тем более что у народа, несмотря на быстрое проникновение английского языка, сохранился устойчивый интерес к русскому языку. Этому в полной мере способствуют открытые в Монголии филиалы пяти российских вузов.

Таким образом, в образовательной сфере формируются тенденции, отражающие реальные изменения в экономических и социальных приоритетах государства. Признается право частной собственности в образовании, допускается вариативность форм получения образования, возрождаются традиционные национальные ценности в его содержании, утверждается децентрализация управления образованием, поощряются иностранные инвестиции и международное сотрудничество в этой области. Названные тенденции развиваются в той или иной мере во всех звеньях монгольской системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.