Научная статья на тему 'Сотрудничество СССР и МНР в области образования и науки в 1940-е гг'

Сотрудничество СССР и МНР в области образования и науки в 1940-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / МОНГОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОМИТЕТ НАУК МНР / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОМОЩЬ / СЪЕЗД / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПЕДИЦИЯ / MONGOLIAN PEOPLE''S REPUBLIC / USSR / MONGOLIAN STATE UNIVERSITY / COMMITTEE OF SCIENCES OF MONGOLIA / SCIENCE / EDUCATION / ASSISTANCE / CONGRESS / COOPERATION / EXPEDITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джагаева Ольга Александровна, Манжиков Эрдня Басангович

В 1940-е гг. успешно продолжалось сотрудничество СССР и МНР в области образования и науки, благодаря которому в МНР сложилась единая система народного образования, развивались основные направления науки. В подготовке кадров большую роль сыграл открытый в 1942 г. Монгольский государственный университет. Огромное значение в изучении природных ресурсов, археологии, этнографии, растительного покрова и почв имели деятельность Комитета наук МНР, многочисленные совместные археолого-этнографические экспедиции, сенокосно-пастбищные экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN THE USSR AND THE MONGOLIAN PEOPLE''S REPUBLIC IN THE SPHERE OF EDUCATION AND SCIENCE IN 1940-S

In 1940-s the USSR and Mongolia were cooperating successfully in the sphere of education and science, as a result Mongolia developed a unified system of public education and the main sciences. Mongolian State University, opened in 1942, played a significant role in the training of human resources. The activities of the Committee of Sciences of Mongolia, numerous joint archaeological, ethnographic, mowing and grazing expeditions made a tremendous contribution to the study of natural resources, archeology, ethnography, vegetation and soils.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество СССР и МНР в области образования и науки в 1940-е гг»

УДК 94

Джагаева Ольга Александровна

доктор исторических наук,

профессор кафедры всеобщей истории

Калмыцкого государственного университета

Манжиков Эрдня Басангович

аспирант Калмыцкого государственного университета

СОТРУДНИЧЕСТВО СССР И МНР

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В 1940-Е ГГ.

Dzhagaeva Olga Aleksandrovna

D.Phil. in History, Professor, Department of General History, Kalmyk State University

Manzhikov Erdnya Basangovich

PhD student, Kalmyk State University

COOPERATION BETWEEN THE USSR AND THE MONGOLIAN PEOPLE'S REPUBLIC IN THE SPHERE OF EDUCATION AND SCIENCE IN 1940-S

Аннотация:

В 1940-е гг. успешно продолжалось сотрудничество СССР и МНР в области образования и науки, благодаря которому в МНР сложилась единая система народного образования, развивались основные направления науки. В подготовке кадров большую роль сыграл открытый в 1942 г. Монгольский государственный университет. Огромное значение в изучении природных ресурсов, археологии, этнографии, растительного покрова и почв имели деятельность Комитета наук МНР, многочисленные совместные археолого-этнографические экспедиции, сенокосно-пастбищные экспедиции.

Summary:

In 1940-s the USSR and Mongolia were cooperating successfully in the sphere of education and science, as a result Mongolia developed a unified system of public education and the main sciences. Mongolian State University, opened in 1942, played a significant role in the training of human resources. The activities of the Committee of Sciences of Mongolia, numerous joint archaeological, ethnographic, mowing and grazing expeditions made a tremendous contribution to the study of natural resources, archeology, ethnography, vegetation and soils.

Ключевые слова:

СССР, Монгольская Народная Республика, Монгольский государственный университет, Комитет наук МНР, наука, образование, помощь, съезд, сотрудничество, экспедиция.

Keywords:

USSR, Mongolian People's Republic, Mongolian State University, Committee of Sciences of Mongolia, science, education, assistance, congress, cooperation, expedition.

X съезд МНРП, состоявшийся 22 июня - 5 июля 1940 г., принял новую Конституцию МНР, которая 30 июня 1940 г. была утверждена Великим хуралом МНР. Первая статья Конституции гласит: «Монгольская Народная Республика есть независимое государство трудящихся (аратов-скотоводов, рабочих и интеллигенции), уничтоживших империалистический и феодальный гнет, обеспечивающее некапиталистический путь развития страны для перехода в дальнейшем к социализму» [1, с. 399].

Съезд принял новую программу партии, в числе других решался вопрос дальнейшего развития народного просвещения, повышения общеобразовательного уровня. Были разработаны мероприятия партии и правительства МНР по: расширению сети школ, чтобы в течение 4-5 лет охватить всех детей школьного возраста; открытию начальных школ во всех сомонах; ликвидации неграмотности среди взрослого населения; расширению сети педагогических учебных заведений всех ступеней, а также курсов подготовки учителей; увеличению количества школ-десятилеток; созданию в стране вузов [2, т. 2, с. 73].

В решении вопросов народного просвещения важное место занимало сотрудничество с Советским Союзом, который продолжал оказывать МНР помощь в подготовке кадров, в том числе учительских, в создании педагогических учебных заведений. В 1940 г. в Улан-Баторе был открыт учительский институт, в создании которого приняли участие органы народного просвещения Советского Союза.

В начале 1941 г. в результате советско-монгольских переговоров было решено перевести педагогическое училище из Улан-Удэ в Улан-Батор. 27 июня 1941 г. Совет министров МНР обнародовал соответствующее постановление: «До 1 июля текущего года перевести в Улан-Батор педагогическое училище, находящееся в Улан-Удэ, объединить его с Улан-Баторским педагогическим училищем, расширить контингент учащихся и приступить к занятиям» [3, т. 2, с. 124].

Большое значение в подготовке кадров, в том числе учительских, для МНР имело советско-монгольское соглашение, подписанное 22 июля 1941 г., согласно которому советское правительство принимало на свой счет половину расходов по обучению и содержанию граждан МНР в

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)

учебных заведениях Советского Союза. Контингент учащихся, направляемых в Советский Союз на учебу, условия их содержания и размер стипендии устанавливались особыми соглашениями. Министерства и ведомства были обязаны «включить в число учащихся, едущих на учебу, лиц, которые производительно работают, способны мужественно преодолеть трудности, встречающиеся в процессе учебы, и по своей подготовке подходят для учебы» [4, с. 107-109].

В подготовке высококвалифицированных педагогических кадров большую роль сыграл Монгольский государственный университет, открытый в 1942 г. при братской помощи Советского Союза. В связи с открытием университета Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР 5 октября 1942 г. направил приветствие премьер-министру МНР Х. Чойбалсану. В нем говорилось: «Всесоюзный комитет по делам высшей школы по указанию советского правительства всегда оказывал, оказывает и будет оказывать помощь и поддержку развитию культуры в Вашей стране!» В качестве первоначальной помощи и дара молодому высшему учебному заведению Всесоюзный комитет по делам высшей школы направил научных работников по семи специальностям, а также оборудование для учебных лабораторий по физике, химии, ботанике, зоологии и животноводству [5, с. 381]. Первый ректор университета Б. Ширендыб отмечал: «Первое высшее учебное заведение было открыто в то время, когда немецкие фашисты на Западе и японские самураи на Востоке в оккупированных ими странах варварски разрушали университеты, библиотеки и памятники культуры. Советский Союз, несмотря на огромную тяжесть военного времени, оказал вновь открытому университету большую помощь, снабдив его необходимым лабораторным оборудованием, учебными пособиями, литературой и направив на педагогическую работу большую группу опытных профессоров и преподавателей» [6, с. 190]. В 1942 г. в Монгольском государственном университете обучалось около 100 студентов на трех факультетах: педагогическом, медицинском и сельскохозяйственном. В 1945 г. в университете насчитывалось уже 500 студентов.

Большое значение в развитии образования, культуры и науки в МНР имело изучение русского языка. Поэтому подготовка кадров, хорошо знающих русский язык и способных быстро перенять советский научный опыт, стала одной из важнейших задач учебных заведений страны. В Монгольском университете была создана кафедра русского языка, где работали советские и монгольские преподаватели и которую длительное время возглавляла Н.В. Клюева. «Будучи тонким знатоком русского языка, она всегда вносила в работу творческое начало, применяла новые методы обучения» [7, с. 5].

Большой вклад в развитие педагогического образования и подготовку учительских кадров в стране внесли советские ученые и педагоги. В 1940 г. в г. Баян-Улэгэ, центре одноименного аймака МНР, при помощи Советского Союза было создано педагогическое училище. Для работы в этом училище, а также в школах Баян-Улэгэйского аймака в 1940 г. из Советского Союза были приглашены 10 педагогов с высшим образованием [8, с. 472-473].

В 1940-е гг. монгольская молодежь обучалась в учебных заведениях (институтах и техникумах) Советского Союза. Регулярно подписывались советско-монгольские соглашения об обучении граждан МНР в высших учебных заведениях Советского Союза, по которым определялись контингент учащихся (студентов и аспирантов), условия и порядок их содержания и обучения, расходы на обучение и т. д. [9, с. 112].

В 40-е гг. научное сотрудничество получило дальнейшее развитие, расширились масштабы научно-исследовательской работы в результате проведения совместных исследований советских и монгольских ученых. Прежде всего следует отметить расширение экспедиционных работ: организацию ряда специализированных экспедиций по изучению природы и геологического строения почв, растительности и животного мира, истории и культуры Монголии.

Более плодотворной, чем в предыдущее двадцатилетие, стала деятельность Комитета наук МНР, который как научный центр страны значительно укрепился в научно-организационном и материально-техническом отношениях. Были открыты новые отделы и кабинеты, оснащенные приборами и оборудованием, полученными из Советского Союза.

В 40-е гг. было проведено несколько совместных экспедиций. Так, в 1940-1946 гг. работали экспедиции по изучению географии, рационального использования пастбищ и почв, по выявлению возможностей выращивания овощей и культурных злаков [10, с. 177-178].

Одной из крупнейших была сенокосно-пастбищная экспедиция, организованная Комитетом наук МНР и Всесоюзным институтом кормов. Большая работа была проведена отрядом под руководством А.А. Юнатова, осуществившим маршрутно-рекогносцировочное изучение растительного покрова и почв, охватившее почти все природные зоны Монголии. На основе собранных данных составлена первая почвенная карта Монголии.

За 1942-1947 гг. сенокосно-пастбищная экспедиция собрала большой фактический материал: свыше 2 тыс. описаний растительности, многочисленные путевые заметки и зарисовки, опросные данные, гербарии и образцы полезных растений, преимущественно кормовых. Результаты работы экспедиций обобщены в трудах советских и монгольских ученых [11, с. 188-189].

Видное место в изучении географии Монголии занимали крупные труды известного советского географа Э.М. Мурзаева. С 1940 по 1944 гг. по приглашению Монгольского правительства

он работал сотрудником кабинета географии Комитета наук МНР и занимался изучением физической географии страны, в частности физико-географического районирования. Во время шести экспедиций в различные районы страны экспедиция Э.М. Мурзаева собрала богатый фактический материал [12, вып. 9].

В 1946 г. Академия наук СССР организовала палеонтологическую экспедицию под руководством И.А. Ефремова. В ее работе участвовали советские и монгольские ученые, которые сделали выдающиеся открытия. В Южно-Гобийском аймаке, в Улаанцав, найден скелет громадного (20 м) динозавра, а на южном склоне хребта Нэмэгэт найдены скелеты различных крупных динозавров и черепах, яйца динозавров и кости крокодилов, челюсть хищного ящера; в Восточно-Гобийском аймаке открыты новые места, богатые останками древних животных и уцелевшими скелетами динозавров.

В 1947-1949 гг. на территории Монголии работали две палеонтологические экспедиции. В результате произведенных раскопок найдены ценнейшие останки динозавров мелового периода, водяных носорогов, бронтотериев, жирафов, собраны богатейшие материалы по мезозойским пресмыкающимся и третичным млекопитающим [13, вып. 10].

Открытия этих экспедиций имели огромное научное значение, коренным образом изменившее наше представление о древней фауне Центральной Азии, ее географическом и стратиграфическом распространении. Палеонтологические находки на юге Монголии обогатили музеи Улан-Батора, Москвы и ряда других городов.

В 1947-1949 гг. в Монголии работала совместная археологоэтнографическая экспедиция, важнейшими задачами которой были изучение исторических памятников древней и средневековой истории Монголии и Центральной Азии, исследование проблемы древнемонгольского города и городской жизни.

Участники экспедиции занимались раскопками развалин столицы Монгольской империи -Кара-Корума (Хара-Хорина), древних городов в бассейне рек Орхон, Тола и Керулен, а также погребений различных племен древней Монголии. Были раскопаны дворец монгольского хана Угэдэя, комплекс ремесленных мастерских и торговых складов, административное здание; найдены орудия труда, оружие, украшения, монеты, печати с древнемонгольскими надписями.

В ходе раскопок, произведенных в 1947-1949 гг., а также в последующие годы на обширной территории Монголии были обнаружены остатки более 300 поселений и городищ, крепостей и замков. Археологические материалы свидетельствовали о значительном развитии земледелия и ремесла в средневековой Монголии.

Следует отметить, что в 1940-е гг. в Советском Союзе большое внимание уделялось подготовке ученых-монголоведов, совершенствованию их знаний и языковой подготовки, а также научно-исследовательской деятельности. Расширена подготовка монголоведов в вузах Советского Союза, велись научно-исследовательские работы по Монголии в академических институтах.

В 1940-е гг. производилась большая просветительская работа среди населения. Правительство МНР поставило задачу создания в каждом аймачном центре стационарного клуба и в каждом сомоне - красной юрты. Эта задача была выполнена. В аймачных клубах, красных юртах, красных уголках, школах, библиотеках были организованы кружки, где специалисты читали лекции, делали доклады о международном положении, о войне, которую ведет советский народ, проводили беседы на научные и другие темы [14, с. 62-63]. Кочевые красные юрты имели кинопередвижки, постоянные выставки, газеты, журналы, музыкальные инструменты. Все это в целом способствовало обогащению культуры монголов.

Ссылки:

1. История Монгольской Народной Республики. М., 1983.

2. Советско-монгольские отношения 1921-1974. Документы и материалы. Т. 2. 1941-1974. Улан-Батор, 1979.

3. Там же. С. 124.

4. Монгол улсын туух = История Монголии. Улаанбаатар, 2006.

5. Там же. С. 381.

6. Ширендыб Б. Избранные произведения. М., 1973.

7. Балдоо Б. Проблемы культурной революции при переходе к социализму в странах, не прошедших капиталистической стадии развития (на опыте культурной революции в МНР). М., 1960.

8. Советско-монгольские отношения 1921-1974. С. 472-473.

9. История Монголии XX век. М., 2007.

10. Монгол улсын туух. С. 177-178.

11. Монгол улсын туух. Тавдугар боть = История Монголии. V том. Улаанбаатар, 2004.

12. Бернштам А.Н. К вопросу о социальном строе восточных гуннов // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1935. № 8-10 ; Его же. Изображение быка на бляхах из Ноин-ульских курганов // Там же. № 5, 6 ; Тревер К.В. Находки из раскопок Монголии 1921-1925 гг. // Сообщения Государственной академии истории материальной культуры. 1931. Вып. 9, 10.

13. Сообщения Государственной академии истории материальной культуры. 1931. Вып. 10.

14. Цаплин Ф.С. Советско-монгольское сотрудничество в годы Второй мировой войны. М., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.