1УДК 37.014.3
ББК 74.03(3)+74.04(3)
ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОНГОЛИИ
Н. Бариушанов
Аннотация. В статье рассмотрены положительные и отрицательные стороны модернизации начального образования Монголии. На основе историко-педагогического анализа автором проведена периодизация модернизации начального образования Монголии. Дана характеристика каждого периода реформирования начального образования, показаны трудности переходного периода.
Ключевые слова: реформа начального образования, начальная школа Монголии, инновационные процессы в начальном образовании.
STAGES OF REFORMING THE MONGOLIAN PRIMARY SCHOOL N. Bariushanov
Abstract. The article deals with the positive and negative aspects of modernization of primary education in Mongolia. It also identifies the stages of reforming primary education in Mongolia and presents the features of each stage of the reform of primary school. The article gives characteristics of each stage of the reform of primary education its process and the difficulties of the transition period.
Keywords: reform of primary education, primary school in Mongolia, innovative processes in primary education.
В системе образования начальная школа имеет большое значение. В условиях Монголии начальная школа занимает важное место в связи с социальной, экономической, демографической проблемой страны (разница в подготовленности детей к поступлению в школы, отдаленность районов, отсев детей в начальном образовании). В ходе изучения процесса модернизации начального образования Монголии нами было обнаружено, что малоисследованным остается период 1990-х гг., однако именно в обозначенное время был заложен фундамент модер-низационных процессов, характерных для современного начального образования. Для понимания современной модернизации в образовательном процессе Монголии необходимо изучить историю развития образовательного процесса с конца ХХ в. в начальном образовании.
Вместе с другими звеньями системы образования начальная школа Монголии в начале 1990-х гг. подверглась коренным изменениям, которые обусловлены переходом страны к рыночной экономике и демократической госу-
дарственной структуре. Несмотря на то, что Закон о начальном и среднем образовании был принят в 1995 г. [1], отправной точкой начала реформ для нас будет дата принятия государственного закона «Об образовании» (1991) [2].
На основе историко-педагогического анализа нами сделана периодизация модернизации начального образования Монголии и обозначены следующие отдельные периоды, имеющие определенные особенности:
1. 1991-2000 гг. - отмена всеобщего образования и спад качества начального обучения в Монголии.
2. 2001-2010 гг. - переход к 12-летнему образованию и государственным стандартам.
3. 2011-2017 гг. - усиление реформы. Реализация новой основной программы обучения начального образования.
Рассмотрим главные события каждого периода, повлиявшие на ход модернизации начального образования Монголии.
I. 1991-2000 гг. - отмена всеобщего образования в Монголии. Этот период хронологи-
чески совпадает с началом перехода к демократической структуре страны. В 1991 г. был разработан и принят закон «Об образовании» (с дополнениями и поправками 1995, 1998, 2002, 2006, 2008, 2012 и 2016 гг.), который определил приоритеты в образовательной сфере [2]. Новый закон «Об образовании» предоставил возможность учреждать образовательные заведения не только государству, но и органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, а также иностранным организациям и фондам. Гражданам Монголии разрешено получать образование как в учебных заведениях, так и в неформальных и культурно-образовательных учреждениях.
Вместе с тем в правительственных документах была закреплена идея поощрять уход детей по их желанию после окончания начальной школы на работу в животноводство. В результате такой деструктивной идеи за 10 лет перехода к рыночным отношениям около 68 тыс. детей оказались вне школы. Если в прежние времена безграмотными были в основном сельские жители, то в этот период выросло число неграмотных горожан [3, с. 370].
С целью децентрализации управления образовательным процессом в соответствии с законом «Об образовании» большими полномочиями были наделены местные органы самоуправления. В компетенцию местной администрации включены создание и прекращение деятельности образовательных и культурно-просветительных учреждений, определение приоритетных направлений развития образования в своем регионе, выбор формы образования и обновление его содержания с учетом региональных особенностей. Местные органы самоуправления имеют право развивать сотрудничество с зарубежными организациями и иностранными гражданами, самостоятельно осуществлять экономическую и финансовую деятельность, привлекать дополнительные источники дохода.
Однако, как отмечает Н. Бэгз, все эти изменения в управлении образовательными учреждениями не отражались в проблемах содержания, методов, организации образовательного процесса. Государство по-прежнему сохраняло право создавать школу, прекрашать деятельность образовательных учреждений. Не было
реализовано участие учащихся, родителей и обшества в определении содержания обучения и деятельности школы, хотя было сказано об этом [4].
В содержании образования было произведено обновление с учетом ценностей традиционной монгольской культуры и достижений мировой цивилизации. Модернизация учебных программ предусматривала сокращение обязательного учебного материала и поощрение курсов по выбору. Заметно изменилось содержание программы начальной школы. Оно стало более насыщенным и вариативным. Если в младших классах преобладал обязательный учебный материал, то в старших классах средней школы, напротив, усиливалась диверсификация программ.
Отсутствие общих требований к учебным программам и учебникам создавало в системе обучения большие трудности с определением содержания образования. Разными учителями, в частности некомпетентными авторами, разрабатывались собственные учебники и использовались в школьном обучении. В связи с этим отсутствовала преемственность между начальной и основной школой, разрушалось единство образовательного пространства и, следовательно, снизилось общее качество образования.
В этот период образовались новые типы общеобразовательных учреждений: школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии, учебные заведения, совместными учредителями которых были монгольские и зарубежные организации. В связи с этим росло количество частных школ, в которых дети изучали в основном углубленно те или иные иностранные языки и такие предметы, как математика, химия и т. д. Исследователь Л. Л. Супруно-ва сделала вывод о том, что большинство из них обеспечивают высокое качество образования. Имея дополнительные источники дохода, они приобретают благоустроенные помещения для учебы и отдыха учащихся, оснащают учебный процесс современным оборудованием, приглашают на работу высококвалифицированных специалистов [5, с. 107].
Для модернизации системы образования Министерство образования, культуры и науки Монголии нуждалось в финансировании. Значительная часть финансовых доходов обеспечивается
группой спонсоров монгольской экономики, которые в 1991 г. выделились в самостоятельную структуру. В группу спонсоров входят более 30 государств и свыше 20 международных объединений. Главными спонсорами Монголии являются Япония, Южная Корея, США, Китай, Великобритания, Германия. Среди международных организаций в группе доноров главенствуют Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЮНИСЕФ, Европейский Союз. Помощь в образовательной сфере оказывалась в форме различных инновационных программ и проектов, которые иногда между собой не согласовались по содержанию и формам реализации. В результате этих проектов в Монголии появилось школьное самоуправление, независимые организации осуществляли аккредитации и была введена идея личностно-ориентированного, креативного обучения [6, с. 511].
Вместе с тем под влиянием международных организации были вынесены ошибочные решения, которые были применены в определенное время и затем приостановлены из-за неэффективности. Отметим некоторые из них:
1. Применение старомонгольской письменности с первого класса в начальной школе (1992-1994). Замена кириллицы на старомонгольскую письменность, которая не применялась уже больше 50 лет. Нововведение было отменено всего через два года в силу ряда причин: недостаточное финансирование государства на эту замену, нехватка учебников, неподготовленность учителей, протест родителей против нововведения.
2. Введение платного интерната (19962000). В интернат принимали только тех детей, родители которых каждый месяц платили за содержание. Это решение в сильной степени повлияло на то, что дети скотоводов в основном не учились и не могли поступить в школу.
3. Политика изменения структуры школ и оптимизации количества работников в об-щеобразовательнных школах (1997). С целью сэкономить расходы в образовательной системе было вынесено решение резко сократить количество работников в школах, в том числе и учителей, также было принято решение закрыть некоторые школы и изменить структуру нескольких школ. В ходе этого изменения были полностью закрыты отдаленные школы, вовсе
остановили обучение 9-е и 10-е классы в школах самонов. В столице и больших аймаках организовывали комплексные школы, которые объединяли несколько школ. Однако скоро стало понятно, что управлять этими школами не просто. С точки зрения педагогической науки, для начальной школы была невыгодна такая модель школ [7, с. 150].
На основе изучения модернизации школьного образования Монголии международные эксперты сделали следующий вывод: после того как в образовательный процесс ввели западные типы методологии обучения, за 10 лет в школьном образовании Монголии были созданы разные варианты обучения, адаптированные к условиям Монголии [7, с. 165].
Таким образом, все указанные меры привели к разрушению единого образовательного пространства, отсутствию единых требований и стандартов к результатам обучения. Отсутствовала преемственность между начальной и основной школой, вызванная необдуманными изменениями в содержании обучения в начальной школе. Были внедрены различные международные программы для обучения младших школьников без учета национальной специфики обучения в Монголии, это повлияло на развитие детей и усилило зависимость от международных образовательных стандартов.
II. 2001-2010 гг. - переход к 12-летнему образованию и государственным стандартам. В этот период правительством были разработаны и утверждены такие важные нормативные документы, как «Мастер-план по развитию образования» (2006-2015) [8], Национальная программа «Образование» (2010-2021) [9]. В этих документах были обозначены проблемы системы образования Монголии и определены стратегические задачи и их решения на ближайшее время.
В образовательном процессе имелись следующие проблемы:
1. В центральных районах страны повышена нагрузка обучающихся, что обусловливает наличие в школьной реформе следующих противоречий:
• повышение нагрузки на одного учителя;
• невозможность проводить внеурочные мероприятия;
• возникновение конфликта в общении субъектов учебного процесса и т. п.
2. В управлении работой школ не учитываются особенности региона и каждой школы.
3. Технология обучения по-прежнему нуждается в обновлении.
4. Недостаточен финансовый ресурс, реализующий механизм выполнения программы обучения и для самостоятельности преподавателей и школ [10, с. 138].
В Монголии до 2005 г. курс школьного обучения был десятилетним и детей принимали в первый класс официально с 8 лет. Обучение в начальной школе продолжалось 4 года. С 2001 г. началась подготовительная работа по переходу на 11- и 12-летнее общее образование. В результате планомерной работы с 2005 г. монгольская общеобразовательная школа успешно перешла на 11-летний срок обучения. Возраст приема детей в 1-й класс был снижен с 8 до 7 лет, что позволяло расширить объем содержания общего образования. В 2006 г. было произведено обновление пакетов законов об образовании, в соответствии с которыми правительство Монголии приняло решение о переходе монгольской общеобразовательной школы с 2008 г. на 12-летний срок обучения. В ст. 7 (п. 2) закона о начальном и среднем образовании сказано, что продолжительность начального образования - 5 лет, основного среднего образования - 9 лет, полного среднего образования - 12 лет соответственно [11]. Следовательно, в 6 лет дети поступают в начальную школу. При переходе на 12-летнее обучение самое большое изменение потребовалось сделать именно в начальной школе. Причинами увеличения срока обучения в общеобразовательной школе являются [10, с. 138]:
• мировая тенденция увеличения срока общего образования;
• увеличение численности шестилетних детей, поступающих в 1-й класс;
• отсутствие возможностей для выпускников школ-десятилеток поступать в вузы других стран;
• возможность решить проблему повышения коэффициента охвата детей дошкольным и начальным образованием за счет увеличения длительности начального образования;
• возможность более эффективного решения проблемы интеграции содержания учебных дисциплин.
• исследование о том, что более раннее поступление в школу для детей является основой успешного усвоения учебных дисциплин и общего развития [6, с. 511].
Для подготовки приема в начальную школу шестилетних детей было разработано множество проектов и программ, направленных на изучение возрастных, психологических и физиологических особенностей детей этого возраста, установление стандартов учебников, нагрузки учебного процесса и т. д. [6, с. 512]. Продолжительность урока сокращена до 35 мин. Одним из нововведений стал принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних учебных программах были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил. Учебная программа прошлого не затрагивала внеурочную деятельность учащихся в 1-3 классах. Новая программа определяет 2 ч в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Сокращение количества предметов в начальных классах за счет интеграции предметов, способствовало снижению учебной нагрузки младших школьников. Введены такие новые предметы, как английский язык, информатика, и внеурочное обучение - гражданское образование, проектная работа [6, с. 15].
Для этого периода главным достижением стал успешний переход к государственным стандартам. В 1998 по 2000 г. под руководством Н. Жадамба ученные разрабатывали стандарты начального и среднего образования, проводилось экспериментальное введение в школьную практику [4, с. 54].
Наряду с этим произошло несколько позитивных изменений. Увеличивалось количество частных школ с углубленным изучением тех или иных предметов. Благодаря увеличению количества начальных школ и интернатов для детей скотоводов вырос чистый коэффициент охвата начальным образованием. Также заметно улучшилась материальная база общеобразовательной школы, что благоприятно повлияло на повышение качества образования.
Таким образом, переход к государственным стандартам и на 12-летнее образование стал периодом подъема и больших перемен в начальном образовании, и произошли такие реформы, как: изменение внутренней структуры
школы (совет школ, построение новой системы школьного управления); разработка новых методов обучения в начальных классах на основе игровых методов обучения; в связи с переходом на 12-летнее образование была изменена структура начального образования с 4-5-6 лет и более раннее начало школьного образования с 5 лет (5 лет 8 месяцев).
III. 2011-2017 гг. - усиление реформы и реализация новой программы обучения начального образования. В 2012 г. новым правительством была утверждена национальная программа «Правильный монгольский ребенок» (2012-2016 гг.), суть которой заключалась в создании новой концепции образования, ориентированной на развитие каждого ребенка. Программа продолжалась до 2017 г. в рамках трех подпрограмм: «Качество реформ дошкольного, начального и среднего образования», «Талант» и «Книга» [12]. В 2015 г. Великим хуралом было утверждено новое постановление «Политика в области образования» (20142024) [13]. В документах определены стратегические задачи новой концепции образовательной системы Монголии.
Новая концепция политики в области образования - «развитие каждого ребенка» - стала основой разработки так называемой «Ядро-программы» для начальной школы [14]. «Ядро-программа» - это целостная модель начальной школы, построенная на единых для всех учебных предметах и имеющая полное программно-методическое обеспечение [2]. «Ядро-программа» для начальной школы была разработана и апробирована в достаточно короткое время (в 2012-2014). Программа построена так, что дети смогут учиться на разных уровнях сложности. Определены 3 ступени развития учащихся. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребенок сможет усвоить при такой потребности. Эта программа дает возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении. Таким образом, «Ядро-программа» для начальной школы рассчитана на максимальное раскрытие личностных качеств обучаемого и учителя в процессе совместной деятельности.
В связи с введением «Ядро-программы» в
учебный процесс было необходимо организовывать работу повышения профессионализма педагогов. Учителям самим нужно развиваться для реализации новой концепции начального образования. С этой целью в 2012 г. была утверждена «Программа развития учителя», которая направлена на решение проблем учителей, выявленных при реализации инновационных технологий обучения, и создание благоприятных условий для непрерывного развития учителей при переходе к 12-летнему образованию [14]. В ходе реализации программы был создан центр развития учителей в каждой школе, организованы конкурсы инновационных методик организации образовательного процесса.
В связи с реформой образования изменена система оценки работы педагогов. Главным критерием работы педагогов стало продвижение в развитии каждого ребенка, создание благоприятной среды обучения, раскрытие способностей учащихся. Учитель стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка и мотивирует школьников к самостоятельности [15].
С 2013-2014 учебного года введена новая система оценивания учащихся. Система оценки готовности младших школьников к обучению охватывает очень широкий круг сформирован-ности знаний, умений и социально значимых качеств личности ученика. По мнению разработчиков, новая система оценки младших школьников дает возможность целесообразно учитывать развитие детей, что подтверждает правильное направление оценивания с позиции личностно-ориентированного образования [14, с. 222]. Новые требования предписывают младшему школьнику обязательное наличие портфолио, где помещаются их динамика развития знаний, умений и результаты работ. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными. Также родители вместе с учителем могут отмечать достижения своих детей, наблюдая за их изменением в процессе обучения.
С целью обеспечения доступности начального образования для учащихся 1-5-х классов в монгольских школах других стран открылся сайт с электронными учебниками.
Наряду с введением новой программы в
образовательный процесс начальной школы с 2008 г. ведется экспериментальная работа по введению кембриджской программы обучения в общеобразовательные учреждения, для которой были определены по одной школе от каждого аймака и десять школ столицы. Именно в них меняется методика и качество преподавания математики и природоведения в младших классах. Надо отметить, что в планах правительства Монголии имеются намерения внести существенные перемены в начальное и среднее образование, поскольку в задачи самой политики реализации обновленной программы, ориентированной на кембриджские стандарты, входит разработка учебников, дидактического материала, обеспечение необходимым для школ-лабораторий оборудованием, материалами, изменение учебных программ вузов, готовящих преподавателей для работы в новых школах [10, с. 138].
Данный этап характеризуется следующими изменениями:
• внедрение личностно-ориентированной технологии обучения и индивидуализации образовательного процесса;
• внедрение международных программ, основанных на индивидуальном подходе к обучающимся;
• изменение системы оценки младших школьников с обшей оценки знаний и умений на набор личностных качеств учащихся, в частности словесная оценка и безоценочная система в базовом уровне начального образования;
• внедрение идеи поликультурности образования;
• введение новой системы оценки работы учителей, основанной на развитии личностных качеств и достижений учащихся в учебной деятельности.
Таким образом, модернизация начальной школы является главным звеном реформирования образования системы обучения Монголии, поскольку именно она задает вектор творческого саморазвития личности на весь дальнейший жизненный путь. Анализ этапов модернизации начального образования показывает, что Монголия стремится создать свою линию развития системы обучения, опираясь на опыт высокоразвитых стран.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон о начальном и среднем образовании Монголии // АЭ. - 1995.07.22. - № 143 (1102). - С. 5. (монгол. яз.)
2. Закон об образовании Монголии. - URL: http:// www.mecss.gov.mn/director-content-536-315. mw (дата обращения: 12.01.2017). (монгол. яз.)
3. История Монголии. XX век. - M.: ИВ РАН, 2007.
4. Бэгз Н. Проповедь развития образования Монголии в XXI в. и представление о новом веке // Развитие образования: сб. ст. Улан-Батор, 2001. - С. 51-61. (монгол. яз.)
5. Супрунова Л. Л. Образование в Монголии: трудности и достижения переходного периода // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 101-112.
6. Шагдар Ш. Очерки истории образовании Монголии. - Улан-Батор: Эдмон, 2010. -646 с. (монгол. яз.)
7. Стайнер-Хамси Г., Штольпе И. Импорт политики образования. Глобализация и факторы села Монголии / пер. А. Гэрэлмаа, Б. Бат-жаргал, Д. Энхбаатар. - Улан-Батор: Эдмон, 2007. - 352 с. (монгол. яз.)
8. Мастер-план для развития образования Монголии в 2006-2015 гг. - Улан-Батор, 2006. (монгол. яз.)
9. Национальная программа «Образование» 2010-2021 гг. - URL: http://www.mecss.gov. mn/director-content-364-317.mw (дата обращения: 20.11.2016). (монгол. яз.)
10. Бариушанов Н. Современные проблемы модернизации школьного образования в Монголии // Преподаватель XXI век. - 2013. -№ 2. - С. 136-139.
11. Закон об начальном и среднем образовании Монголии. - URL: http://www.mecss.gov.mn/ director-content-533-315.mw (дата обращения: 20.12.2016). (монгол. яз.)
12. Об утверждении программы «Правильный монгольский ребенок». - URL: http://www. mecss.gov.mn/director-content-445-317.mw (дата обращения: 17.12.2016). (монгол. яз.)
13. Политика в области образования. - URL: http://www.legalinfo.mn/annex/details/6661? lawid=10935 (дата обращения: 07.02.2017). (монгол. яз.)
14. «Ядро-программа» начального образования. -URL: http://www.mecss.gov.mn/data/1409/Tsum _ booklet.pdf (дата обращения: 12.01.2017). (монгол. яз.)
15. Приказ Министра образования и науки Монголии № 136. - URL: http://www.mecss.gov. mn/director-content-430-318.mw (дата обращения: 25.11.2016). (монгол. яз.)
REFERENCE
1. Zakon o nachalnom i srednem obrazovanii Mongolii // AE. 1995.07.22. No. 143 (1102), pp. 5. (in Mongolian)
2. Zakon ob obrazovanii Mongolii. Available at: http://www.mecss.gov.mn/director-con-tent-536-315.mw (accessed: 12.01.2017). (in Mongolian)
3. Istoriya Mongolii. XX vek. Moscow: IV RAN, 2007.
4. Begz N. Propoved razvitiya obrazovaniya Mongolii v XXI v. i predstavlenie o novom veke. In: Razvitie obrazovaniya: coll. art. Ulaanbaatar, 2001. Pp. 51-61. (in Mongolian)
5. Suprunova L. L. Obrazovanie v Mongolii: trud-nosti i dostizheniya perekhodnogo perioda. Pedagogika. 2006, No. 2, pp. 101-112.
6. Shagdar Sh. Ocherki istorii obrazovanii Mon-golii. Ulaanbaatar: Edmon, 2010. 646 p. (in Mongolian)
7. Steiner-Khamsi G., Stolpe I. Importpolitiki obrazovaniya. Globalizatsiya i faktory sela Mongolii / transl. A. Gerelmaa, B. Batzhargal, D. Enkhbaatar. Ulaanbaatar: Edmon, 2007. 352 p. (in Mongolian)
8. Master-plan dlya razvitiya obrazovaniya Mon-
golii v 2006-2015. Ulaanbaatar, 2006. (in Mongolian)
9. Natsionalnaya programma "Obrazovanie" 2010-2021 gg. Available at: http://www.mecss. gov.mn/director-content-364-317.mw (accessed: 20.11.2016).
10. Bariushanov N. Sovremennye problemy mod-ernizatsii shkolnogo obrazovaniya v Mongolii. Prepodavatel XXI vek. 2013, No. 2, pp. 136139.
11. Zakon ob nachalnom i srednem obrazovanii Mongolii. Available at: http://www.mecss.gov. mn/director-content-533-315.mw (accessed: 20.12.2016). (in Mongolian)
12. Ob utverzhdenii programmy "Pravilnyy mon-golskiy rebenok". Available at: http://www. mecss.gov.mn/director-content-445-317.mw (accessed: 17.12.2016). (in Mongolian)
13. Politika v oblasti obrazovaniya. Available at: http://www.legalinfo.mn/annex/details/6661?! awid=10935 (accessed: 07.02.2017). (in Mongolian)
14. "Yadro-programma" nachalnogo obrazovaniya. Available at: http://www.mecss.gov.mn/data71 409/Tsum_booklet.pdf (accessed: 12.01.2017). (in Mongolian)
15. Prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Mongolii № 136. Available at:http://www.mecss.gov.mn/direc-tor-content-430-318.mw (accessed: 25.11.2016). (in Mongolian)
Бариушанов Номин (Монголия), аспирантка кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Bariushanov Nomin (Mongolia), Post-graduate student, Educational Psychology Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]