СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 378(517.3)
Иванцивская Надежда Григорьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой инженерной графики, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск
Эрдэнэчимэг Сувд
Аспирант кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск
РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ (НА ПРИМЕРЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ)
Аннотация. В рамках данного исследования были изучены вопросы реформирования инженерного образования в Монголии и накопленный опыт деятельности Монгольского государственного университета науки и технологии (МГУНТ) по внедрению кредитной системы обучения и инициативы CDIO (Conceive - Design - Implement - Operate). Изучение документов по реформированию высшего образования в Монголии и трудов ученых позволили нам выявить противоречия между современными требованиями к уровню образования выпускников технических вузов и сложившейся практикой их подготовки. Разрешение выделенных противоречий возможно посредством совершенствования образовательного процесса технических вузов на основе внедрения кредит-системы и инициативы CDIO. Процесс внедрения инициативы в МГУНТ осуществляется в соответствии с планом стратегического развития. С помощью инициативы CDIO университет рассчитывает перестроить учебный процесс, расширить инновационную деятельность, активизировать взаимодействие с бизнесом, улучшить качество образования и по-новому позиционировать себя в образовательном мировом сообществе.
Ключевые слова: кредит-система, инициатива CDIO, высшее образование Монголии, инженерное образование, реформирование образования.
Введение
С переходом страны к рыночной экономике и демократической государственной структуре в системе высшего образования Монголии произошли существенные изменения. Основой для таких изменений стала Конституция Монголии, утвержденная в 1992 г. и имеющая своей целью «построение и развитие гуманного, гражданского, демократического общества» [13]. Соответственно, и в Закон об образовании были внесены изменения, направленные на улучшение правовых гарантий и предоставление гражданам страны образования, соответствующего мировым стандартам: «Образование будет развиваться в качестве ведущей отрасли, оно будет находиться под заботой и координацией государства, под контролем государства и общественности... Образование должно быть гуманистическим, демо-
кратическим, непрерывным, доступным для всех и опираться на национальные и куль-турно-цивилизационные ценности человечества, на передовое наследие, традиции и науку» [16, п. 5.1].
Процесс реформирования монгольского высшего образования в соответствии с провозглашенными в Законе принципами приобрел несколько основных направлений, таких как гуманизация, фундаментализация, междисциплинарность, демократизация, диверсификация [14, с. 25-26]. За основу модернизации образования была принята система многоуровневого высшего образования (бакалавр, магистр и доктор философии - PhD), хорошо зарекомендовавшая себя во многих странах мира.
В рамках данного исследования были изучены вопросы реформирования инженерно-
го образования в Монголии и накопленный опыт деятельности Монгольского государственного университета науки и технологии (МГУНТ) по внедрению кредитной системы обучения и инициативы CDIO (Conceive -Придумывай, Design - Разрабатывай, Implement - Внедряй, Operate - Управляй). С этой целью анализировались труды ученых Монголии, занимающихся выявлением особенностей организации учебного процесса на основе кредитной системы обучения, например, работы Д. Бадарч [3-5], Д. Дашжамц [8; 9], Я. Наранцэцэг [17]. Особого внимания заслуживают работы монгольских исследователей Т. Амаржаргалан, Д. Ариунболор [1], П. Аюурзана [2], посвященные вопросам внедрения инициативы CDIO.
Изучение документов по реформированию высшего образования в Монголии и трудов ученых позволило нам выявить противоречия: между современными требованиями к уровню образования выпускников и содержанием обучения; доступностью для студентов источников информации на требуемом уровне и их обеспеченностью в вузах; требованиями к самостоятельной учебной деятельности студентов и отсутствием ме-
ханизмов ее развития; требованиями к объективности и надежности методов оценки компетентности выпускников и слабо развитой системой оценки знаний и умений; требованиями к студенту самостоятельно планировать свою учебную деятельность и отсутствием возможности индивидуальной организации учебного процесса; требованиями к объективной оценке труда преподавателей и несовершенной, нерациональной системой распределения учебной нагрузки; требованиями к надежной связи процесса обучения с наукой и производством и отсутствием такой системы взаимодействия.
Целью данной статьи является публикация результатов исследований, проводимых в рамках научной деятельности по реформированию инженерного образования в Монголии в исторический период, начиная с конца XX в. по настоящеее время. В данной статье рассматриваются реформы образовательного процесса Монгольского государственного университета науки и технологии. Поставлена задача нахождения способов разрешения противоречий между требованиями к системе образования в Монголии и подготовкой инженеров.
Исследовательская часть
Разрешение выделенных противоречий возможно посредством совершенствования образовательного процесса технических вузов на основе внедрения кредит-системы для учета и планирования содержания образования, индивидуально ориентированной его организации. Кредит-система регулирует многостороннюю деятельность университета: профессиограмму подготовки специалиста, учебный план, единое учебное расписание, присуждение степеней, распределение нагрузок преподавателей, оплату за обучение и т. д. [18]. Кредит определяется как эталонная единица объема содержания высшего образования и служит основой планирования, финансирования и организации процесса обучения. Внедрению кредит-системы в МГУНТ предшествовал подготовительный период (1992-1998), который был осуществлен в несколько этапов.
Первое, что было сделано, - обновление учебных планов подготовки на основе кре-
дитно-модульной структуры. Это позволило составить сквозной учебный план МГУНТ в рамках одного направления подготовки для разных ступеней обучения: для получения квалификации бакалавра обучающимся необходимо набрать не менее 120 кредитов, магистра - не менее 150 кредитов, доктора философии - не менее 210 кредитов [15]. Для организации индивидуально ориентированного учебного процесса с помощью кредит-системы было необходимо разработать единый стандарт учебного процесса университета, который позволил бы сформировать единый учебный календарь для планирования студентами своей образовательной траектории. Учебный календарь должен содержать: наименование дисциплины, которую ведет преподаватель; количество студентов, выбравших эту дисциплину; дни недели и номера аудиторий, в которых будут проводиться занятия.
Второе - была обновлена система
оценки знаний студентов, внедрена рейтинговая система. Успешность изучения отдельных дисциплин в кредит-системе рекомендуется оценивать по 100-балльной шкале: 70 баллов - оценка преподавателем учебной деятельности студента в течение семестра и 30 баллов - оценка знаний студента на экзамене. Итоговая оценка освоения дисциплины - баллы - переводятся в буквенный эквивалент по шкале USCS (US Credit System), а затем - в ее числовой эквивалент по общему среднему показателью (ОСП). ОСП успеваемости является инструментом
Должностные категории
интегрированной оценки студентов по всем изученным дисциплинам [3].
Следующей задачей внедрения кредитной системы в МГУНТ являлась корректная оценка преподавательского труда. Нагрузка преподавателей по учебной и научно-исследовательской деятельности в кредит-системе оценивается в кредитах. В зависимости от научных степеней, ученых званий, опыта преподавательской деятельности и результатов научно-исследовательских работы (НИР) определены 6 должностных категорий преподавателей (табл.).
Таблица
реподавателей в МГУНТ
Должность Учебная нагрузка, кредиты Нагрузка НИР, кредиты
Профессор - ведущий ученый в своей научной области, пре-
подаватель, имеющий степень доктора или звание профессора, 8 8
руководит научно-исследовательской работой, международными
и государственными проектами
Доцент - преподаватель, имеющий степень доктора и/или
звание доцента, руководит научно-исследовательской работой, 10 6
участвует в международных и государственных проектах, издает учебные пособия
Ассистент-профессор - преподаватель, имеющий степень док-
тора или звание доцент, участвует в международных и государ- 12 4
ственных проектах, издает учебные пособия
Старший преподаватель - преподаватель, имеющий звание
старшего преподавателя, участвует в научно-исследовательской 13 3
работе и издании учебных пособий
Преподаватель - сотрудник, имеющий стаж работы в вузе не
менее одного года, способный дать студентам навыки освоения 15 1
учебного материала в кредит-системе
Ассистент-преподаватель - сотрудник, заинтересованный стать
преподавателем, окончивший вуз со средним показателем оцен- 12 -
ки по ОСП 3,6 и выше, имеющий степень магистра
С 1998 г. с разрешения Министерства образования стартовал первый этап работ по официальному внедрению кредитной системы обучения на базе МГУНТ [6]. Система была внедрена в одном из институтов МГУНТ, в Институте компьютерной техники и менеджмента, что способствовало внедрению кредит-системы в дальнейшем в образовательный процесс других институтов университета.
В ходе реформ в МГУНТ была разработана и внедрена интегрированная информационная система и№МК для поддержки управления всеми процессами в университете, в том числе и индивидуально ориенти-
рованным учебным процессом. Эта система имеет следующие подсистемы: учебный процесс, научно-исследовательская работа, студент, профессорско-преподавательский состав, финансы и бухгалтерские учет, библиотека. Информационная система способствует совершенствованию менеджмента вуза.
Важным этапом реформы МГУНТ явился переход от кафедральной структуры к профессорской, при которой профессор играет главную роль в определении направления учебной, научной и инновационной деятельности группы. С сентября 2002 г. институт кафедр университета был преобразован в институт профессорских групп. За период
с 2003 по 2013 гг. в МГУНТ было создано 17 институтов, более 120 профессорских групп. Признаком деления на такие группы
было отношение научного направления профессора к фундаментальной или прикладной науке.
Система доказательств и научная аргументация
В период реформ особое внимание было обращено на повышение качества образования, совершенствование учебных планов на всех ступенях обучения, качество учебников, применение методов, форм и средств обучения. Реформа МГУНТ позволила преодолеть негативные тенденции в развитии университета и за короткий срок добиться значительных успехов: более, чем в три раза вырос контингент студентов; зарплата преподавателей значительно превысила среднюю по стране, работать в университете вновь стало престижно, на кафедрах появилась молодежь, расширились международные связи университета; быстрыми темпами увеличился объем научных и проектных работ. МГУНТ в 2001 г. стал членом Международной ассоциации университетов и Международной ассоциации обмена студентами, а в 2003 г. он вошел в число пяти лучших университетов Азии по изучению опыта внедрения кредит-системы в образовательный процесс [9].
По мнению исследователей [3; 18], основой успеха реформирования инженерного образования было внедрение кредит-системы в полном ее смысле во всех сферах деятельности МГУНТ. И тем не менее было отмечено, что развитие университета стало постепенно замедляться и не выдерживать жесткой конкуренции с ведущими университетами мира. В современных условиях от дипломированных специалистов требуется инновационный и практический подход к решению стоящих перед ними производственных задач. Основной целью образования становится подготовка компетентных специалистов, которые свободно владеют своей профессией, способны к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, являются конкурентоспособными на рынке труда, готовы к профессиональному росту и профессиональной мобильности, обладают ответственностью за результаты своей профессиональной деятельности. А это означает, что появилась
необходимость начать новый виток развития инженерного образования в Монголии. Для достижения этой цели правительством Монголии утверждена «Дорожная карта реформирования высшего образования» на 2010-2021 гг.». Она ориентирована на модернизацию содержания и технологий обучения с целью обеспечения их соответствия потребностям современной экономики и меняющимся запросам населения [10].
Основой модернизации инженерного образования в Монголии выбрана Всемирная инициатива CDIO [18], которая представляет собой крупный международный проект по реформированию инженерного образования, запущенный в конце 90-х гг. ХХ в. в Массачу-сетском технологическом институте. Проект направлен на устранение противоречий между теорией и практикой в инженерном образовании. Основой модернизации инженерного образования, согласно концепции CDIO, является подготовка выпускников по техническим направлениям к комплексной инженерной деятельности. В январе 2011 г. в рамках инициативы были разработаны 12 стандартов образовательных программ CDIO, по которым может осуществляться общественно-профессиональное признание и оценка программ CDIO и их выпускников. Эти стандарты были разработаны в помощь руководителям образовательных программ, выпускникам вузов, а также промышленным партнерам вузов.
В настоящее время в университете реализуется научно-методический проект по внедрению стандартов CDIO в процесс инженерной подготовки в соответствии с дорожной картой стратегического развития МГУНТ на 2012-2021 гг. [10]. Для модернизации выбрано три основных направления подготовки обучающихся: «Технология текстильного производства», «Промышленная автоматика», «Телекоммуникации» [1]. С 2015 г. началось внедрение по данным направлениям всех 12 стандартов, в результате которого разработан новый учебный план в соответствии со вторым стандар-
том CDIO, применяются активные методы преподавания и технологии обучения, расширена лабораторная база для реализации полного цикла обучения в соответствии с технологиями CDIO, реализуется проект по
повышению квалификации профессорско-преподавательского состава «Применение инициативы CDIO в инженерном образовании» совместно с Национальным фондом Сингапура (Temasek).
Результаты исследования
Исследования по внедрению кредит-системы в МГУНТ показали, что она является эффективным инструментом реформирования образовательного процесса и дает возможность:
- обеспечить индивидуализацию обучения для студентов, что позволяет им рационально совмещать обучение в вузе с интересами развития личности, планировать свое время с учетом необходимости работы в режиме частичной занятости;
- эффективно организовать труд преподавателей;
- приблизить уровень высшего образования Монголии к признанным международным стандартам;
- создать условия для реализации в монгольских университетах новых рыночных механизмов управления и контроля в образовании.
На сегодняшний день процесс внедрения инициативы CDIO в МГУНТ продолжается в соответствии с планом стратегического развития. С помощью CDIO МГУНТ рассчитывает перестроить учебный процесс, расширить инновационную деятельность университета: создать инновационные центры, малые инновационные предприятия, а также активизировать взаимодействие с бизнесом, улучшить качество образования и по-новому позиционировать себя в образовательном мировом сообществе.
Библиографический список
1. Амаржаргалан Т., Ариунболор Д. Система CDIO для подготовки новых инженеров // Приоритетные воспросы: сб. науч. работ / под ред. Т. Амаржаргалан. - Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2015. - С. 10-14 (на монгол. яз.).
2. Аюурзана П., Амаржаргалан Т., Ариунболор Д. Опыт внедрения инициативы CDIO в обучении Инженер-Мехатроник в МГУНТ // Приоритетные воспросы: сб. науч. работ / под ред. Т. Амар-жаргалан. - Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2015. -С. 15-20 (на монгол. яз.).
3. Бадарч Д., Наранцэцэг Я. Методические рекомендации по внедрению кредит-системы и асинхронной организации учебного процесса / под ред. Б. А. Сазонова. - Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2002. - 112 с.
4. Бадарч Д., Наранцэцэг Я., Сазонов Б. А. Организация индивидуально ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц / под общ. ред. Б. А. Сазонова. - М.: Изд-во НИИ-ВО, 2003. - 98 с.
5. Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография. - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2007. -190 с.
6. БНМАУлсын гэгээрлийн яамны сайдын ту-
шаал [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения МНР, 1998 г, № 255. - URL: http:// www.legalinfo.mn/annex/details/4618?lawid=8001 (дата обращения: 01.08.2014).
7. Гутман В. А. Сущность всемирной инициативы CDIO и опыт ее применения в системе образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=10149 (дата обращения: 21.03.2016).
8. Дашжамц Д. К некоторым вопросам реформирования высшего образования в Монголии // Развитие техники и технологии, и наука университета: сб. науч. работ / под ред. Д. Дашжамц. -Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2006. - С. 124-125.
9. Дашжамц Д., Наранцэцэг Я. Реформирование университета на основе инновационной модели // Развитие техники и технологии, и наука университета: сб. науч. работ / под ред. Д. Даш-жамц. - Улан-Батор: Изд-во МГУНТ, 2006. -С. 139-145.
10. Дорожная карта реформирования высшего образования Монголии с 2010 до 2021 года [Электронный ресурс]: Приказ Правительства Монголии от 2010 г., № 15. - URL: http://www.meds.gov. mn/ (дата обращения: 15.03.2016) (на монгол. яз.).
11. Дорожная карта стратегического развития МГУНТ на 2012-2021 гг. [Электронный ресурс]: Приказ Ученого Совета 01 февраля 2012. - URL: http://erdenetis.edu.mn/resources/files/erh-zuin-akt/5_Roadmap_MUST2012.pdf (дата обращения: 05.04.2015) (на монгол. яз.).
12. Дубова И. В., Саначева Г. С., Рябов О. Н. Введение в инженерное дело при подготовке бакалавров направления «Металлургия» в идеологии CDIO [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=15028 (дата обращения: 11.07.2016).
13. Конституция Монголии от 13 января 1992 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.legalinfo.mn/law/details/367 (дата обращения: 21.07.2015) (на монгол. яз.).
14. Наранцэцэг Я. Управление индивидуально-ориентированным учебным процессом в кредит-системе: дис. ... канд. управ. наук. - Улан-Ба-
тор., 2003. - 146 с.
15. О высшем образовании в Монголии [Электронный ресурс]: Закон Монголии, п. 3, ст. 3.3, от 03 мая 2002 г. - URL: http://www.legalinfo.mn/law/ details/251 (дата обращения: 10.06.2015) (на монгол. яз.).
16. Об образовании в Монголии [Электронный ресурс]: Закон Монголии, п. 5, ст 1.2, от 03 июня 2002 г - URL: http://www.legalinfo.mn/law/details/9020 (дата обращения: 10.06.2015) (на монгол. яз.).
17. Об образовании в Монголии [Электронный ресурс]: национальная программа от 03 февраля 2010 г., № 31. - URL: http://www.meds.gov. mn/director-content-364-317.mw (дата обращения: 01.12.2015) (на монгол. яз.).
18. План действий Правительста Монголии на 2012-2016 гг., от 18 сентября 2012, № 37 [Электронный ресурс]. - URL: http://zasag.mn/uploads/ tog120h.pdf (дата обращения: 15.02.2016) (на монгол. яз.).
Поступила в редакцию 15.06.2016
Ivantcivskaya Nadezhda Grigoryevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof, Head of Graphics Department, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
Erdenechimeg Suvd
Postgraduate Student of Psychology and Pedagogy Department, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
ENGINEERING EDUCATION REFORM IN MONGOLIA ON EXAMPLE THE MONGOLIAN UNIVERSITY SCIENCE AND TECHNOLOGY
Abstract. The article points out problems of engineering education reform in Mongolia, and accumulated experience of the Mongolian University of Science and Technology in the context of credit system and CDIO (Conceive - Design - Implement - Operate) Initiative implementation. The analysis of documents and researches on higher education reform in Mongolia has allowed us to detect the contradiction between the modern requirements for engineering graduates and their current preparation for engineering practice. The resolution of highlighted the contradictions is possible through improvement the educational process of engineering education institutes on the basis of introduction credit system and CDIO Initiative. The initiatives implementation process in carried out in accordance with the strategic development plan. With the help of CDIO is expecting to restructure the educational process, expand innovation, enhance its interaction with business, improve the quality and efficiency of education and reposition itself in the global educational community.
Keywords: credit system, initiative CDIO, Mongolian higher education, engineering education, reform of education.
References
1. Amarjargalan, T., Ariunbolor, D., 2015. Sistema CDIO dlya podgotovki novyx inzhenerov [CDIO system for the preparation of engineer]. Prioritetnye vosprosy [Priority issues]. Ulan Bator: MGUNT Publ., pp. 10-14 (in Mon.).
2. Ayurzana, P., Amarjargalan, T., Ariunbolor, D.,
2015. Opyt vnedreniya iniciativy CDIO v obuchenii Inzhener-Mexatronik v MGUNT [CDIO Implementation Experience for Mechatronics Engineering degree program in MUST]. Prioritetnye vosprosy [Priority issues]. Ulan Bator: MGUNT Publ., pp. 15-20 (in Mon.).
3. Badarch, D., Narantsetseg, Ya., 2002. Metod-icheskie rekomendacii po vnedreniyu kredit-siste-my i asinxronnoj organizacii uchebnogo processa [Guidelines for the Implementation of the Credit System and the Asynchronous Organization of Educational Process]. Ulan Bator: MGUNT Publ., 112 p. (in Russ.).
4. Badarch, D., Narantsetseg, Ya, Sazonov, B. A., 2003. Organizaciya individual'no orientirovannogo uchebnogo processa v sisteme zachetnyx edinic [Individually-oriented organization of the educational process in the credit based system]. Moscow: Research Institute of Higher Education Publ., 98 p. (in Russ.).
5. Badarch, D., Sazonov, B. A., 2007. Aktual'nye voprosy internacional'noj garmonizacii obrazova-tel'nyx sistem [Topical issues of international harmonization of educational systems]. Moscow: Bjuro JuNESKO v Moskve, 190 p. (in Russ.).
6. BNMAUlsyn ge'ge'e'rlijn yaamny sajdyn tushaal [BNMAUlsyn awareness Ministerial] [online]. Available at: http://www.legalinfo.mn/annex/ details/4618?lawid=8001 (Accessed 01 August 2014) (in Mon.).
7. Gutman, V. A., 2013. Sushhnost' vsemirnoj iniciativy CDIO i opyt ee primeneniya v sisteme obrazovaniya [The point of CDIO world initiative and the practice of applying it in educational system]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education] [online]. Available at: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=10149 (Accessed 21 March 2016) (in Russ., abstr. in Eng.).
8. Dashjamts, D., 2006. K nekotorym voprosam reformirovaniya vysshego obrazovaniya v Mongolii [Reforming problems of higher education in Mongolia]. Razvitie texniki i texnologii, i nauka univer-siteta [Development technology and science at the university]. Ulan Bator: MGUNT Publ., pp. 124-125 (in Russ.).
9. Dashjamts, D., Narance'ce'g, Ya., 2006. Re-formirovanie universiteta na osnove innovacionnoj modeli [Reforming university based on innovation model]. Razvitie texniki i texnologii, i nauka univer-siteta [Development technology and science at the university]. Ulan Bator: MGUNT Publ., pp. 139-145 (in Russ.).
10. Dorozhnaya karta reformirovaniya vysshego
obrazovaniya Mongolii s 2010 do 2021 goda [Road-map for development Mongolian university sience and technology for 2012-2021] [online]. Available at: http://www.meds.gov.mn (Accessed 15 March 2016) (in Mon.).
11. Dorozhnaya karta strategicheskogo razvitiya MGUNT na 2012-2021 gg. [Roadmap for higher education reform in Mongolia for 2010-2021] [online]. Available at: http://erdenetis.edu.mn/resources/ files/erh-zuin-akt/5_Roadmap_MUST2012.pdf (Accessed 5 April 2015) (in Mon.).
12. Dubova, I. V., Sanacheva, G. S., Ryabov, O. N., 2014. Vvedenie v inzhenernoe delo pri podg-otovke bakalavrov napravleniya "Metallurgiya" v ideologii CDIO [Introduction to engineering within a bachelor program of metallurgy in the course of CDIO ideology]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education] [online]. Available at: http://www.science-ed-ucation.ru/ru/article/view?id=15028 (Accessed 11 July 2016) (in Russ., abstr. in Eng.).
13. Konstituciya Mongolii ot 13 yanvarya 1992 g. [The Constitution of Mongolia dated January 13, 1992] [online]. Available at: http://www.legalinfo.mn/ law/details/367 (Accessed 21 July 2015) (in Mon.).
14. Narantsetseg, Ya., 2003. Upravlenie individual'no-orientirovannym uchebnym proces-som v kredit-sisteme [Management of individual-oriented organization in the educational process based on credit system]. Cand. Sci. (Management). Ulan Bator, 146 p. (in Russ.).
15. O vysshem obrazovanii v Mongolii [On Higher Education in Mongolia] [online]. Available at: http://www.legalinfo.mn/law/details/251 (Accessed 10 June 2015) (in Mon.).
16. Ob obrazovanii v Mongolii [On Education in Mongolia] [online]. Available at: http://www.legal-info.mn/law/details/9020 (Accessed 10 June 2015) (in Mon.).
17. Ob obrazovanii v Mongolii [On education in Mongolia] [online]. Available at: http://www.meds. gov.mn/director-content-364-317.mw (Accessed 1 December 2015) (in Mon.).
18. Plan dejstvij Pravitel'sta Mongolii na 2012-2016 gg. [Action plan of the Government of Mongolia for 2012-2016] [online]. Available at: http://www.legalinfo.mn/law/details/8859 (Accessed 15 February 2016) (in Mon.).
Submitted 15.06.2016