УДК 378:373.31 ББК 91
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В ШКОЛАХ МОНГОЛИИ
Бариушанов Номин
Аннотация. В статье обосновывается актуальность создания инновационной образовательной среды в начальных классах в школах Монголии при 12-летнем образовании; изложен результат исследования о состоянии профессиональной компетентности педагогов по организации процесса обучения, ориентированного на индивидуальную готовность монгольских учащихся начальных классов. Автор рассматривает инновационную образовательную среду как новые условия образовательного процесса, способствующие развитию каждого учащегося, стимулирующие его саморазвитие. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что профессиональная компетентность педагогов начальных классов школ Монголии требует дополнительной подготовки. Автор предполагает, что процесс обучения учащихся начальных классов будет эффективным при условии разработки системы методов обучения, направленных на развитие учащихся начальных классов посредством дифференциации учебного процесса, ориентированного на индивидуальную готовность учащихся к обуче- 187 нию, и создания образовательной среды, стимулирующей профессиональную компетентность, осознанность профессионально-методических действий, профессиональную мотивацию, развитие профессиональной рефлексии и стремление к самостоятельному проектированию адекватных способов взаимодействия с учащимися.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, инновационная образовательная среда, школьное образование Монголии, подготовка педагогов.
ВЕК
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN CREATING INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE ELEMENTARY GRADES IN SCHOOLS IN MONGOLIA
I Bariushanov Nomin
Abstract. The article explains the importance of the problem of creating an innovative learning environment in elementary grades at schools in Mongolia, with 12 years of education. The results of research on the professional competence of teachers in the organization of the learning process, based on the individual readiness of Mongolian students in primary grades are analyzed. The author considers the innovative educational environmen t as the new conditions of educational process prom oting developmen t of each pupil, stimulating his self-growth. .4s a result of the study the author concludes that the professional competence of teachers of elemen tary grades at schools of Mongolia requires additional training in the organization of innovative educational en vironmen t in the learning process based on individual readiness of studen ts to learn. The author suggests that the learning of primary school pupils will be effective if a system of teaching methods aimed at the developmen t of primary school pupils through differen tiation of the educational process focused on the individual readiness of studen ts to learn is developed, It is also necessary to create an educational environmen t that encourages professional competence, awareness of professional and methodical actions, professional motivation, development of professional reflection, and the desire for self-designing of adequate ways of in teraction with students.
Keywords: professional competence, innovative learning environment, school education in Mongolia, training of teachers.
В настоящее время образовательная система Монголии, преодолев немало трудности, перешла на совершенно новую систему, обусловленную мировыми тенденциями образовательных процессов. В связи с переходом на 12-летнее обучение в общеобразовательной школе обновляются структура и содержание образования, организация педагогического процесса. Вместо четырехлетнего начального образования вводится шестилетнее; в девятом классе завершается основ-
ное (базовое) образование, а в двенадцатом классе - полное среднее образование.
Инновационные процессы в образовании поставили систему образования Монголии перед необходимостью пересмотра традиционных и поиска новых подходов к процессу обучения в начальных классах, так как именно начальное образование закладывает основу дальнейшего развития обучающегося. В связи с переходом на 12-летнее образование перед педагогами встают новые задачи по созда-
нию благоприятных условий для всестороннего развития учащихся в процессе обучения путем создания инновационной образовательной среды. Для решения этой проблемы необходим высокий уровень профессиональной компетентности педагогов с целью реализации новейшей методики обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения детей.
Специфика инновационной образовательной среды определяется через значение слова «инновация» в педагогическом контексте. В работе В.А. Сластенина и JI.C. Подымовой дается следующее определение инновации: инновация — это комплексный, целенаправленный процесс созидания, распространения и использования новшества, целью которого является удовлетворение потребностей н интересов .людей новыми средствами, что ведет к определенным изменениям системы и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности [1, с. 12].
Из современных исследований, посвященных инновационной образовательной среде, можно называть работы Е.А. Анисовой, Т.А. Вайзера, Ф.З. Вильдановой, A.M. Ворониной, В.П. Де.шш, Н.В. Диденко, P.A. Кас-синой, JI.C. Подымовой. Авторами рассмотрены различные аспекты инновационной образовательной среды. В них, в частности, утверждается, что инновационная образовательная среда позволяет всем ее субъектам быть включенными во взаимодействие через создание, внедрение и рефлексию новшеств [2, с. 62]. Главная функция инновационной образовательной среды заключается в обеспечении всестороннего развития обучаемого. При этом общий результат определяется
главным образом успешностью прохождения процесса обучения. Одним из главных качеств инновационной образовательной среды является вариативность — она создает предпосылки для построения личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, анаши психоло-го-педагогической литературы позволяет утверждать, что обучение, благоприятно влияющее на становление личности каждого обучаемого, есть лпчностно-ориентпрованное обучение илп, в нашем понимании, — инновационная образовательная среда, то есть те новые условия обр азов ательного процесса, способствующие развитию личности каждого учащегося, стимулирующие его саморазвитие. Инновационная образовательная среда дня каждого участника образовательного процесса имеет свою специфику.
В условиях современной Монголии вопрос обеспечения благоприятных условий для всестороннего развития учащихся в процессе обучения путем создания инновационной образовательной среды в начальных классах обусловлен полым рядом факторов:
1. В силу ряда причин существует большая разница в готовности детей к обучению в школе. В ходе опроса в процессе нашего исследования это подтвердилось. Так, 13% учеников начальных классов в недостаточной степени обладают нужными умениями к обучению в школе [3, с. 154]. Лнчностно-ориентнрованное обучение — эффективное средство для облагораживания растущих жизненных потребностей обучаемых, в том числе разных по готовности к обучению в школе.
2. В процессе обучения в школах не предусматривается учет психоло-
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
гпческнх, индивидуальных, социальных особенностей детей. Модернизация процесса обучения на основе индивидуально-ориентированного подхода с помощью развивающих методов позволяет решать эту проблему.
3. Новая парадигма образовательного процесса тропу от от педагогов соответствующего уровня профессиональной компетентности. Работая по государственным общеобразовательным стандартам, педагоги не до конца понимают ее сущность.
Чтобы обеспечить всем учащимся благоприятные условия для развития в учебном процессе, педагогам необходимо, прежде всего, умение определять психологические и образовательные условия обучения, формы и типы образовательной деятельности, своевременно предоставлять помощь детям, которые в ней нуждаются, отталкиваясь от их индивидуальных потребностей [4, с. 37]. Достижение этой цели возможно только при наличии у педагогов умения грамотно оценивать уровень развития ребенка. М.М. Левина отмечает, что педагогам необходимы глубокие знания психологии и педагогики, владение коммуникативными способами деятельности. Процесс обучения проходит благоприятно, если создана инновационная творческая учебная среда, в которой формируются важные для учебной деятельности умения и навыки и у педагогов, н у учащихся [5, с. 65].
Ранее в ходе нашего исследования было выявлено состояние готовности детей в школах Монголии к обучению в школе при переходе к 12-летному образованию. В ходе опроса педагогов начальных классов мы выяснили, что учащихся начальных классов находятся на разном уровне
готовности к обучению в школе по критериям, существенным для учебной деятельности в процессе освоения школьной программы [3].
С целью изучения состояния профессиональной компетентности педагогов в создании инновационной образовательной среды в школах Монголии мы провели тестирование. В нем приняли участие 21 учитель первых классов, 18 учителей второго класса, 28 учителей третьего класса. Всего 67 учителей общеобразовательных государственных школ № 13, № 28, № 44, № 45, № 50, учебных комплексов «Шавь», «Баянзурх» города Улан-Батор в Монголии. При этом школы № 13, 28 и 44 являются экспериментальными, обучающими по новой программе в рамках проекта «Талант». Таким образом, мы попытались охватить разные школы, чтобы получить общее представление о состоянии профессиональной компетентности педагогов, нх готовности к созданию инновационной образовательной среды при переходе к 12-летнему образованию.
Из полученных данных были сделаны следующие выводы:
• часть педагогов начальных классов недостаточно владеют теоретическим знанием и практическими умениями, необходимыми для индивидуализации обучения в начальных классах;
• значительная часть педагогов, хотя н проходили теоретическую переподготовку по новой системе, на практике еще не применяли полученные знания;
• применение развивающих форм и методов обучения еще не стало органичной частью нх профессиональной деятельности;
• представление педагогов о спо-собах организации индивидуально-ориентированного обучения в процессе обучения с учетом индиви- , дуальной готовности учащихся к обучению нуждается дополнением псн-холого-педагогнческой практикой. Такнм образом, результат прове-
4
денного нами исследования показал, что профессиональная компетентность педагогов начальных классов требует дополнительной подготовки по организации инновационной образовательной среды в учебном процессе, ориентированном на индивидуальную готов- 5. ностъ учащихся к обучению. Дополнительная подготовка должна предполагать: вооружение педагогов необходимой пснхолого-педагоыгаеской информацией; развитие профессиональных общедпдактпческнх и частномето- ^ дпческнх умений педагогов работать с младшими школьниками, находящимися на разных уровнях готовности к 2. обучению; создание образовательной среды, стимулирующей профессиональную компетентность, осознанность професснонально-метод11ческ11х действий, профессиональную мотивацию, развитие профессиональной рефлексивности, стремление к самостоятель- 4 ному проектированию адекватных способов взаимодействия с учащимися.
СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластетт, В.В. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст] / В.В. Сласте-нин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
Аписов, Е.А. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности [Текст] / Е.А. Алисов, JI.C. Подымова // СПО. - 2001. - № 1. - С. 61-63. Бариушанов, Н. Проблемы готовности детей к обучению в школах Монголии в условиях перехода на 12-летнее образование [Текст] / Н. Бариушанов // Наука и школа. 2014. -№ 3. - С.199-202. Кумарина, Г.П. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности - способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Актуальные вопросы теории и практики [Текст] /Г.И. Кумарина. -М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 172 с. Левина, М.М. Технология профессионального педагогического образования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] /М.М. Левина. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
REFERENCES
Slastenin V. V., Podymova L.S., Pedagogika: Innovacionnaja dejatel 'nost', Moscow, "Izdatel'stvo Magist", 1997, 224 p. Alisov E.A., Podymova L.S., Innovacionnaja obrazovatel'naja sreda kak faktor samore-alizacii lichnosti, Srednee professional 'noe obrazovanie, 2001, N0. 1, 61-63. Bariushanov N., Problemy gotovnosti detej k obucheniju v shkolah mongolii v uslovijah | [|| perehoda na 12-letnee obrazovanie, Naulia i shkola, 2014, N0. 3, 199-202. Kumarina G.I., Pedagogicheskaja diagnosti-kav sisteme fomirovanija gotovnosti, spo-sobnosti .detej к obucheniju v uslovijah real-izacii novyh obrazovatel 'nyh standartov. Aktual'nye voprosv teorii i praktiki, Moscow, 2014, 172 p.
Levina M.M., Tehnologija professional 'nogo pedagogicheskogo obrazovanija. Ucheb. po-sobie dlja stud. vvssh. ped. ucheb. Zavedenij, Moscow, 2001,272 p.
Бариушанов Номин, аспирант, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Bariushanov Nomin, Post-graduate Student, Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]