УДК 330
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МОНГОЛИИ
© Осодоева Ольга Андреевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономическая теория, мировая экономика, государственное и муниципальное управление» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: osodoeva_olga@mail.ru
© Санжина Ольга Петровна, доктор экономических наук, профессор, проректор, Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: osanzhina@yandex.ru
© Багинова Виктория Матвеевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Финансы и кредит»
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: baginova_v@mail.ru
В статье проведен исторический обзор становления системы образования Монголии, выделены основные этапы формирования рынка образовательных услуг. Выявлены основные и всеобщие процессы интернационализации, интеграции, глобализации, оказывающие влияние на формирование национального рынка образовательных услуг Монголии. Дана характеристика состояния рынка образовательных услуг, выявлены особенности его функционирования.
Ключевые слова: Монголия, система образования, рынок образовательных процессов, глобализация, бакалавриат, магистратура, англо-саксонская модель образования.
FEATURES OF FORMATION THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES IN MONGOLIA
Olga A. Osodoeva, DPhil in Economics, Professor
Head of the Department of Economic Theory, World Economy, State and Municipal Management, East-Siberian State University of Technologies and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670042 Russia
Olga P. Sanzhina, DPhil in Economics, Professor, Prorector, East-Siberian State University of Technologies and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670042 Russia
Viktoriya M. Baginova, DPhil in Economics, Professor Head of the Department of Finances and Credit, East-Siberian State University of Technologies and Management 40v Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670042 Russia
In the article a historical review on formation of educational system in Mongolia is carried out, the basic stages of formation of the market of educational services are allocated. The main and universal processes of internationalization, integration, globalization are revealed, they influence on the formation of the national market of educational services in Mongolia.The characteristic of the condition of the market of educational services is provided, the features of its functioning are revealed.
Keywords: Mongolia, educational system, market of educational processes, globalization, Bachelor's Program, Graduate Program, the Anglo-Saxon model of education.
Монгольская цивилизация по праву считается уникальной, сохранившей социокультурный механизм социальной преемственности во всех сферах, в том числе и в образовательной. Основу самобытности монгольского образования составляют высокая значимость устной формы передачи традиций, специфика старинной монгольской письменности. Еще одной особенностью образования Монголии является то, что в стране традиционно развивались индивидуализированные формы образова-
ния, принципы равноправного участия учителя, ученика и родственников в образовании на протяжении всей жизни человека.
В старой Монголии очагами культуры и образования служили буддийские монастыри, что привело к возникновению системы духовного образования: создавались школы, готовившие служителей культа, богословов, толкователей ламаистского учения. Отметим, что сложившаяся в ХУ1-ХУ11 веках система духовного образования Монголии не претерпела существенных изменений ни при маньчжурской власти (конец XVII в. — 1911 г.), ни во времена Богдо-гэгэна (1911-1921 гг.), хотя в этот период появились отдельные светские образовательные учреждения.
Принято считать, что прообразом первых светских учебных заведений на монгольской территории стала школа для русских, основанная в 1864 г. российским консулом в Урге Я. П. Шишмаревым, который разрешил посещать ее детям местной элиты. Затем в 1908 г. впервые появляются небольшие школы для подготовки чиновников, обучающихся монгольской и тибетской грамоте. Эти школы также основывались на традициях индивидуальной подготовки, при этом было возможно индивидуальное обучение и создание домашних школ. Тем не менее подчеркнем, что вопрос о создании светского образования в Монголии в периоды независимого теократического государства (1911-1915 гг.) и автономии (1915-1919 гг.) рассматривался неоднозначно. Так, некоторые исследователи утверждали, что в это время в Монголии не было ни одной светской школы. Другие же исследователи считали, что в 1911 г. была открыта лишь одна светская школа. Согласно исследованию академика И. М. Майского, результаты которого изложены в труде «Современная Монголия», в этот период уже была заложена основа системы светского образования. Позже в работах известных монгольских ученых Ш. Виры, Т. Машлая, Н. Сэр-Оджава данное утверждение было подтверждено обширными фактическими материалами о состоянии культуры в дореволюционной Монголии и народном образовании.
Качественные изменения в системе образования начались после победы революции, когда Монгольская народно-революционная партия и Правительство МНР стали создавать систему народного образования, развивающуюся по двум основным направлениям, обусловленным текущими и перспективными задачами развития страны: организация школьного образования подрастающего поколения и внедрение внешкольного образования, ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослого населения.
Значительное влияние Советского Союза, выбор социалистического пути предопределили развитие системы образования Монголии. Сравнительный анализ становления системы образования, документов об образовании в 1920-1930-е гг. показывает, что в основу системы образования Монгольской Народной Республики были заложены принципы советской образовательной системы, такие как всеобщий характер образования, доступность и бесплатность получения образования, коммунистическая идеология обучения и воспитания, связь обучения с производительным трудом и др.
Экономическое развитие страны стало существенным фактором формирования системы образования, так как экономика страны нуждалась в квалифицированных специалистах, в связи с чем большое внимание было уделено созданию именно системы специальных учебных заведений. Так как в стране практически отсутствовала система учебных заведений, то для подготовки специалистов была создана широкая сеть различных курсов, школ, где учащиеся получали минимум знаний для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения. Такой подход был обоснован необходимостью в максимально короткие сроки подготовить специалистов, обладавших хотя бы минимумом необходимых профессиональных знаний.
Процесс формирования высшей школы начался в 1940 г. (создан учительский институт с двухлетним сроком обучения), а в 1942 г. был образован Монгольский государственный университет, ставший базой для последующего открытия ряда новых высших учебных заведений.
Проводимая образовательная политика привела к тому, что в середине 1980-х гг. Монгольская Народная Республика смогла добиться не только всеобщей грамотности населения, но и войти в ряд стран, обладающих высоким научным и культурным потенциалом. По мнению зарубежных экспертов, в социалистической Монголии была создана одна из наиболее справедливых систем образования в мире с точки зрения равенства прав в этой области, независимо от пола, этнической и социальной принадлежности, места проживания и др.
Радикальные изменения в монгольском образовании произошли под влиянием социально-экономических преобразований в начале 1990-х гг., при переходе страны к рыночной экономике. Можно сказать, что именно с этого периода началось формирование рынка образовательных услуг. Начальный этап охарактеризовался предоставлением автономии высшим учебным заведениям, по-
явились новые формы образовательных учреждений, различные образовательные программы, получил развитие негосударственный сектор образования. В стране появились новые типы общеобразовательных учреждений: частные детские сады, школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии, учебные заведения, совместными учредителями которых являются монгольские и зарубежные организации. Правительство не препятствовало росту количества частных учебных заведений, контролируя их посредством аккредитации и аттестации. Все это способствовало становлению в Монголии гибкой, вариативной системы образования.
Учитывая снижение роли государства и финансирования образования, существенную часть финансовых расходов взяли на себя инвесторы монгольской экономики — Япония, Южная Корея, США, Китай, Великобритания, Германия, международные организации — Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЮНИСЕФ, Европейский союз. Начиная с 1990-х гг. за десять лет страны-доноры и международные организации выделили на развитие Монголии 2,6 млрд дол. США, организационно-финансовая помощь Министерству образования, культуры и науки Монголии чаще всего оказывается в форме различных инновационных программ и проектов.
В результате всех преобразований наблюдаются введение англосаксонской модели образования, которая включает три уровня получения профессионального образования: бакалавриат, магистратуру и докторантуру; отмена государственной монополии на образование, появились частные вузы и т. д. После 4-5 лет обучения присваивается степень бакалавра, после дополнительных двух лет учебы — степень магистра, а после защиты специальной диссертации — степень доктора. Социально-экономическое развитие страны, интеграционные и мировые процессы повлияли на формирование рынка образовательных услуг, изменились запросы общества к качеству образовательной услуги, что создало эффективную конкурентную среду. Большую роль сыграл Национальный Совет по аккредитации высшего образования, контролирующая и регулирующая роль которого привела не только к повышению качества образования, но и постепенному переходу вузов в конкурентную среду, активизировались процессы интеграции или объединения их в крупные структуры. Данные по количеству и структуре государственных и негосударственных вузов с 2006 по 2014 г. показывают изменения как по количеству, так и по соотношению государственных и негосударственных вузов (таблица 1). С 2006 по 2009 г. общее число вузов составляло 160, государственных вузов — 48, а в 2014 г. общее число вузов составило 99, в том числе 15 государственных и 79 негосударственных вузов, 5 филиалов зарубежных учебных заведений.
Таблица 1
Число вузов в Монголии, 2007-2014 учебные годы
2006- 2007- 2008- 2009- 2010- 2011- 2012- 2013-
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Государственные вузы 48 47 48 42 16 15 15 15
Негосударственные вузы 116 109 101 99 92 81 79 79
Филиалы 6 6 5 5 5 5 5 5
Снижение числа государственных вузов вызвано повышением требований к аккредитации и ростом конкурентоспособности частного сектора, доля негосударственных вузов постоянно растет. Этому немало способствует государственная политика в области образования по поддержке негосударственных вузов. Государство присваивает университетский статус частным вузам, если они в полной мере отвечают требованиям. Например, в 2012 г. университетский статус получили два частных вуза — институт Улан-Батор и Монгольский национальный институт, которые стали называться Университетом Улан-Батор и Монгольским национальным университетом. Большое развитие получила сеть учебных заведений профессионального образования за счет создания филиалов ведущих вузов Монголии на базе колледжей, которые появились в крупных аймачных центрах: Дархан, Сухэ-Батор, Эрдэнэт и др. Положительным моментом является то, что многие из них работают во взаимосвязи с крупными горнодобывающими компаниями и подготовка специалистов осуществляется для них. Целевая подготовка — одно из преимуществ таких учебных заведений. Другие филиалы представляют собой прежние педагогические и сельскохозяйственные по профилю учреждения. Со вступлением Монголии в ВТО и реализацией политики открытости в регионах и стране появились филиалы иностранных вузов.
Особенностью Монголии в целом является то, что столица страны является промышленным, культурным, образовательным и финансовым центром, здесь проживает около 40 % населения страны и наблюдается основной поток финансовых ресурсов. Исходя из этого, почти 80 % частных вузов сосредоточено в Улан-Баторе. Сокращению такого дисбаланса способствует новое для Монголии явление — провинциальный университет. Как уже указывалось, до сих пор все ведущие учебные заведения были сосредоточены в столице страны. Созданный в 1979 г. в городе Ховд (на западе Монголии) первый периферийный вуз страны — Педагогический институт — переименован в 1993 г. в Ховдский филиал Монгольского госуниверситета. Этот университет готовит в основном педагогические кадры для западного региона Монголии. За время своего существования университет выпустил 2537 учителей-бакалавров по 13 специальностям и 100 магистров по 9 специальностям. Впервые в истории страны 20 % вузов располагаются на периферии, в крупных населенных пунктах аймаков.
Проведенный анализ численности обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования выявил тенденцию роста (таблица 2).
Таблица 2
Численность обучающихся в образовательных учреждениях по уровню образования,
2007-2014 уч.г., тыс. чел.
Показатели 20072008 20082009 20092010 20102011 20112012 20122013 20132014
Численность учащихся в технических школах 29,9 37,9 44,7 46,1 48,1 45,2 42,8
Численность студентов вузов 150,3 161,1 164,8 170,1 172,8 175,6 174,1
В технических школах рост составил 43,1 % за последние 7 лет, а вузах — 15,8 %. В данной статье большое внимание уделено анализу численности вузов. За период 2001-2014 гг. численность студентов увеличилась почти в 2 раза, причем как в государственных, так и негосударственных вузах. На 2012/13 учебный год число студентов (бакалавров и магистров) составило 175,6 тыс., что почти в 10 раз больше, чем в 1991 г. В настоящее время на 10 тыс. чел. населения приходится 605 студентов (в 2006 г. — 357, 1983 г. — 145). Изменение количества студентов вузов в Монголии за 2007-2014 гг. представлено таблице 3.
Таблица 3
Количество студентов вузов, тыс. чел., 2007-2014уч. г.
2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
Государственные вузы 99 106,6 100,6 104,4 104,1 105,4
Негосударственные вузы 50,9 54,1 63,8 65,3 68,3 71,2
Филиалы 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5
Как видно из таблицы, в 2009 г. произошло снижение численности студентов в государственных вузах, при этом контингент обучающихся в негосударственных увеличился, это свидетельствует о росте частного сектора рынка образовательных услуг.
Проведенный анализ структуры предпочтений по направлениям подготовки показал, что львиная доля студентов обучается по направлениям «Социальные науки, бизнес и право»: магистратура — 48,5 %, бакалавриат — 33,5 %; «Производство и строительство»: магистратура — 12,5, бакалавриат — 20,0 %; «Образование»: магистратура — 9,0 %, бакалавриат — 13,0 %; «Здравоохранение и социальное обеспечение»: 6,3 и 10,4 % соответственно; по направлению «Сельское хозяйство»: магистратура — 5,1 %, бакалавриат — 3,2 %. Монголия считается аграрной страной, и сельское хозяйство исторически составляло основу экономики Монголии, а при переходе к рынку его значение повысилось. Приоритетное внимание уделяется животноводству как одной из важнейших отраслей сельского хозяйства. К тому же существенным фактором является то, что значительная часть населения проживает в сельской местности и 40 % занятого населения приходится на сельское хозяйство. Очевидно, что на структуру контингента обучающихся по направлениям подготовки оказывают влияние
как экономические факторы, так и общемировые тенденции. В настоящее время, по данным статистики, в магистратуре и докторантуре обучается 7,7 % студентов, ученую степень имеют 22,2 % преподавателей вузов. С каждым годом увеличивается число желающих продолжить обучение в магистратуре и докторантуре.
Проведенное исследование особенностей формирования и развития рынка образовательных услуг в Монголии позволило выявить два этапа:
- 1 этап (1992-2000 гг.) — характеризуется модернизацией системы образования, переходом к рыночной экономике, введением англосаксонской модели образования, появлением и увеличением частных вузов, снижением государственного участия, что привело к ухудшению качества предоставляемых услуг и снижению конкурентоспособности монгольского образования. С развитием рыночных отношений образование в Монголии стало платным, и за достаточно короткий период получил развитие рынок образовательных услуг. Главной особенностью формирования рынка образовательных услуг на данном этапе является воздействие экономического кризиса монгольской экономики, характеризующейся спадом общественного производства, высоким уровнем инфляции, ростом безработицы, в то же время рынок образовательных услуг стал способом выхода из кризиса, способствующим подготовке квалифицированной рабочей силы для народного хозяйства и условием формирования рыночных отношений.
- 2 этап (2000 г. — по настоящее время) — характеризуется увеличением роли государства, изменением запросов общества как к самим образовательным услугам, так и их качеству, формированием конкурентной среды, приводящей к изменению структуры государственных и негосударственных вузов, повышению конкурентоспособности учебных заведений. На данном этапе началось активное развитие внешнего сотрудничества, и монгольские вузы поставили перед собой цели и задачи по обеспечению конкурентных преимущества на рынке образовательных услуг не только на региональном уровне, но и континентальном и международном. Начиная с 2011/12 уч. года монгольские вузы стали добиваться мировых стандартов обучения. Так, существующий более 70 лет Финансово-экономический институт первым среди монгольских вузов прошел международную программную аккредитацию (АСВSР), что стало международным признанием. В ближайшее время другие вузы Монголии также готовятся к подобной аккредитации.
Таким образом, исследование рынка образовательных услуг по выделенным этапам позволяет более детально рассмотреть каждый период его развития и определить основные направления дальнейшего роста. Отметим, что особо значимые решения в процессе модернизации сферы образования и развития рынка образовательных услуг были приняты на втором этапе. В целом формируется и развивается рынок образовательных услуг, ориентированный на требования рынка труда, запросы экономики, образование сохраняет национальную культуру, расширяется сотрудничество с зарубежными учебными заведениями, международными организациями, а повышение качества обучения и приближение к мировому стандарту стали приоритетом в образовательной политике Монголии.
Литература
1. Вира Ш. Монгол Автономит засгийн уед торийн сургуулийн хэргийг хогжуулэх талаар авч явуулсан зарим дэвшилт арга хэмжээний тухай. Улаанбаатар, 1958
2. Майский И. М. Современная Монголия: отчет Монгольской экспедиции, снаряженной Иркутской конторой Центросоюза. Иркутск: Иркутское отд-ние гос. изд-ва, 1921.
3. Машлай Т. Автономитын уеийн монголын сургуулиудын ангийн шинж чанар (Классовая сущность монгольских школ в период автономии) // Багш (Учитель).1957. С. 12.
4. Машлай Т. Монголын еронхий боловсролын хогжилт.Улаанбаатар, 1958.
5. Наваанзоч Х. Цэдэв, Дашдоржийн М. Высшее образование в Монголии // Вестник Московского университета. 2013. № 3. С. 51-62.
6. Справочно-информационный сайт Монголии и Республики Бурятия РФ [Электронный ресурс]. URL: http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-mongolii/uchebnye-zavedenija
7. Сэр-Оджав Н. Монголии автономитын уейин соелын зарим асуудлууд (Некоторые вопросы истории культуры Монголии в период автономии) // Шинжлэх ухаан. 1956. № 3. С. 13-78.
8. Томских А. А. Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития // Перспективы науки. 2011. № 9(24). С. 7-11.
9. Цэдэв Наваанзог Х. Высшее образование в Монголии // Вестник Московского университета. 2013. № 3. С. 51-62.
10. Энхбаяр Д. Трансформация системы образования в Монголии // Власть. 2011. № 3. С. 96-99.
References
1. Vira Sh. Mongol Avtonomit zasgiin ued toriin surguuliin khergiig khogzhuulekh talaar avch yavuulsan zarim devshilt arga khemzheenii tukhai. Ulaanbaatar, 1958. (In Mong.)
2. Maiskii I. M. Sovremennaya Mongoliya: otchet Mongol'skoi ekspeditsii, snaryazhennoi Irkutskoi kontoroi Tsentrosoyuza [Modern Mongolia: the report of Mongolian expedition, equipped by Irkutsk office of Centrosoyuz]. Irkutsk: Irkutsk Branch of State Publ., 1921.
3. Mashlai T. Avtonomityn ueiin mongolyn surguuliudyn angiin shinzh chanar [Class nature of Mongolian schools in the autonomy period]. Bagsh — Teacher. 1957. No. 2. P. 12. (In Mong.)
4. Mashlai T. Mongolyn eronkhii bolovsrolyn khogzhilt. Ulaanbaatar, 1958. (In Mong.)
5. Navaanzoch Kh. Tsedev, Dashdorzhiin M. Vysshee obrazovanie v Mongolii [Higher Education in Mongolia]. VestnikMoskovskogo universiteta — Bulletin of Moscow University. 2013. No. 3. Pp. 51-62.
6. Spravochno-informatsionnyi sait Respubliki Mongolii i Respubliki Buryatiya RF [Reference-information website of the Mongolia Republic and the RF Buryat Republic]. Available at: http://mongolia-buryatia.ru/ru/o-mongolii/uchebnye-zavedenija/
7. Ser-Odzhav N. Mongolii avtonomityn ueiin soelyn zarim asuudluud [Some issues of Mongolian culture history in the period of autonomy]. Shinzhlekh ukhaan. 1956. No. 3. Pp. 13-78. (In Mong.)
8. Tomskikh A. A. Vysshee professional'noe obrazovanie Mongolii v mirovykh strategiyakh razvitiya [Higher Professional Education of Mongolia in international development strategies]. Perspektivy nauki — Perspectives of science. 2011. № 9(24). S. 7-11.
9. Navaanzoch Kh. Tsedev, Dashdorzhiin M. Vysshee obrazovanie v Mongolii [Higher Education in Mongolia]. Vestnik Moskovskogo universiteta — Bulletin of Moscow University. 2013. No. 3. Pp. 51-62.
10. Enkhbayar D. Transformatsiya sistemy obrazovaniya v Mongolii [Transformations in the education system of Mongolia]. Vlast' — Authority. 2011. No. 3. Pp. 96-99.