МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 378:338.46
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ И МОНГОЛИИ
© Цыренова Екатерина Доржиевна, доктор экономических наук, профессор ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. Е-mail: priem210@yandex.ru © Очбадрах Нандинцэцэг, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ
Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. Е-mail: nxsilver_wow@yahoo.com
В статье рассматриваются процессы формирования и развития рынка образовательных услуг в России и Монголии. Выявлены основные отличия и сходства в системе высшего образования. Сформулированы предложения по совершенствованию рынка образовательных услуг. Ключевые слова: высшее образование, рынок образовательных услуг, динамика численности студентов.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET IN RUSSIA AND MONGOLIA
Tsyrenova Ekanerina D., DPhil in Economics, Professor, East-Siberian State University of Technologies
and Management, Ulan-Ude
40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia
Ochbadrakh Nandintsetseg, Research Assistant, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude
40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, 670013, Russia
The article considers the processes of formation and development of the educational services market in Russia and Mongolia. The basic differences and similarities in the higher education system have been revealed. The proposals for improvment the educational services market have been worked out. Keywords: higher education, educational services market, dynamics of the students' number.
В настоящее время значимость системы образования многократно возросла. Глобальные и стремительные изменения в политическом, технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации превратили в стратегический фактор прогресса общества его научно-технический, социокультурный и духовный потенциал, наращивание которого напрямую связано с уровнем развития социально-культурной сферы, состоянием системы образования вообще и системы образования в частности, с повышением образовательного и профессионального уровня всего населения [1].
Характерной чертой в России и Монголии является то, что высшая школа в постперестроечный период оказалась в очень сложной ситуации. С переходом к рыночным отношениям в сфере образования произошло сокращение финансирования государством вузов и прекращение обязательного распределения выпускников. В результате сокращения финансовых поступлений из бюджета вузам потребовались новые источники финансирования. Поэтому были введены плата за обучение, предоставление площадей и территорий в аренду, сокращение штата сотрудников, а также расходов на приобретение нового оборудования. При этом каждая страна по-своему реагировала на происходящие изменения в сфере образования.
В настоящее время система образования в России является федеральной, централизованной и преимущественно государственной. Деятельность государственных вузов финансируется из соответствующих государственных (федерального и региональных) и муниципальных бюджетов.
Российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде.
Монгольская система образования имеет англосаксонскую модель.
Если Россия перешла на двухуровневую систему обучения лишь недавно, то в Монголии по программам бакалавриата и магистратуры начали обучать в 1990-х гг.
На наш взгляд, целесообразным является проведение сравнения высшего образования в Монголии и России по следующим показателям:
- число вузов, доля государственных и негосударственных вузов;
- численность студентов вузов;
- численность профессорско-преподавательского состава;
- объем финансирования вузов;
- оплата за обучение в вузах.
В России и Монголии число вузов увеличилось за счет открытия негосударственных вузов, которые в основном специализировались по трем профилям: менеджмент, экономика и право.
Для сравнения ситуации в двух странах возьмем соотношение количества государственных и негосударственных вузов. Данный показатель интерпретируется следующим образом: во сколько раз число государственных вузов больше/меньше негосударственных. Чем ближе значение к 1, тем их количество равно между собой (рис. 1).
2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 ^^Россия -Я-Монголия
Рис. 1. Динамика соотношения числа государственных и негосударственных вузов в России и Монголии, 2005-2013 гг.
Из рисунка видно, что в России преобладают государственные вузы, их примерно в 1,5 раза больше, чем негосударственных. В Монголии наблюдается обратная тенденция, что связано прежде всего с сокращением числа государственных вузов.
В рассматриваемом периоде прослеживается тенденция к сокращению числа вузов. Только за 2010/12 учебные годы прекратили свое существование в России 35 вузов, в том числе 19 государственных и 16 частных.
Если в России закрытие некоторых негосударственных вузов вызвано уменьшением потока абитуриентов, то в Монголии снижение числа вузов происходит на фоне роста студентов. Многие монгольские вузы объединяются для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Анализ расположения вузов в России и Монголии показал, что локально они в основной своей массе находится в центральной части. Большая часть монгольских вузов находится в центральной части страны — г. Улан-Батор.
Наибольшая часть российских вузов расположена именно в Центральном федеральном округе, более 50 % вузов находится в Москве.
Монголия обладает высоким показателем по количеству студентов на 10 тыс. населения. Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, в расчете на 10 тыс. населения в России и Монголии увеличивалась, начиная с 2009 г. наблюдается снижение показателя в России, а в Монголии — на протяжении нескольких лет зафиксировалось на уровне
600 чел. Сегодня он составляет 600 студентов (в 2006 г. — 357, 1983 г. — 145) на 10 тысяч жителей, в России — 393 (рис. 2).
Рис. 2. Динамика численности студентов вузов на 10 тыс. чел. в Монголии и России, 2002-2013 гг.
Изменение численности студентов в России и Монголии связано в первую очередь с демографической ситуацией в стране: в России численность населения снижается, а в Монголии растет. За анализируемый период в российских вузах произошло сокращение численности студентов как в государственных вузах, так и в негосударственных под влиянием происходящих в стране демографических процессов. В качестве отрицательного фактора можно отметить последствия мирового экономического кризиса, что привело к сужению рынка образовательных услуг за счет сокращения неконкурентоспособных учебных организаций.
Проведем сравнение структуры обучающихся в вузах России и Монголии (рис. 3).
Рис. 3. Распределение выпускников вузов России по группам специальности и направлениям подготовки, 2012/13 уч. г.
В России на протяжении многих лет сохраняется спрос на такие специальности и направления подготовки, как «Экономика и управление», «Гуманитарные науки». В последнее время увеличивается доля выпускников технических специальностей.
В системе подготовки специалистов в вузах России произошли значительные перемены, например, появление негосударственных вузов, обучающих студентов в основном по гуманитарно-социальным специальностям, экономике, праву и менеджменту. Так, в 2003 г. частные вузы окончили 10,4 % всех выпускников российских вузов (87,3 тыс. человек), а в 2013 г. — уже 20,0 % (271,3 тыс. человек).
В государственных вузах также произошло значительное увеличение численности выпускников по гуманитарно-социальным специальностям (с 155,6 тыс. чел. в 2003 г. до 177,1 тыс. чел. в 2013 г.), экономике и управлению (соответственно с 201 до 359,3 тыс. чел.).
Таким образом, основная специализация негосударственных вузов — гуманитарная, так как техническая специализация требует капиталоемкой базы.
В монгольских вузах наибольшим спросом пользуются такие направления подготовки, как «Социальные науки, бизнес и право», «Производство и строительство». На их долю приходится почти половина всех студентов (рис. 4).
Сельское хозяйство; 3,2%
Здравоохранение и социальное обеспечение; 10,4° о
Искусство и гуманитарные науки; 7,690
Естествознание; 6,5%
Другие; 0,3%
Сектор обслуживания; 5,4° о
Социальные науки, бизнес и право, 33,5%
Образование; 13,0° о
.Производством строительство; 20,0° о
Рис. 4. Распределение выпускников вузов Монголии по направлениям подготовки, 2012/13 уч. г.
Для подготовки специалистов в области промышленности, строительства, информационных технологий и т. д. необходима соответствующая материально-техническая база в вузах, что требует дополнительных вложений. Поэтому, на наш взгляд, для увеличения студентов технических специальностей в России и Монголии потребуется государственное и/или частное финансирование.
В Монголии обучение в вузах платное, лишь некоторые студенты имеют определенные льготы.
Финансовые активы вузов на 54,7 % формируются за счет оплаты студентов и пожертвований (табл. 1). Из государственного фонда образования 40 % выделяемых средств идет на оплату обучения студентов, 28 % — на гранты, пожертвования и льготные кредиты. Выделенная сумма из госфонда формирует актив вуза на 27,6 %, из них на государственные вузы — 27 %, на частные — 21 %.
Исследования, проведенные Мировым банком в 2012 г., показали, что 55-68 % доходов от оплаты студентов расходуются на выплату заработной платы преподавателей и сотрудников. При этом 25 % преподавателей работают на договорной основе по часам, что негативно отражается на качестве образования. По официальным статистическим данным, доля профессорско-докторского состава составляет 16 % в государственных вузах, звание магистра имеют 45 %, частных вузах — 5 и 23 % соответственно.
Таблица 1
Источники финансирования вузов, %
Содержание Вуз, всего В том числе
государственный частный
Государственный бюджет 5,2 7,1 0,3
Государственный фонд образования 27,6 27,0 21,0
Плата за обучение 54,7 54,4 61,4
Иные виды деятельности 5,8 7,1 1,4
Пожертвования
Программы, гранты, проекты 2,9 0,1 8,3
Другие 2,1 1,8 5,4
Итого 100 100 100
В России студенты обучаются как на договорной основе, так и на бюджетной. В 2000/01 учебном году основная часть студентов обучалась на бюджетной основе, 34 % — с полным возмещением стоимости. Как видно из таблицы, численность студентов, обучающихся на коммерческой основе, постоянно растет. Так, в 2012/13 учебном году их доля составила уже 61,5 %, или 3737,4 тыс. чел., что почти в 1,5 раза больше студентов, обучение которых оплачивается за счет средств бюджета РФ.
Численность преподавателей вузов в России на протяжении последних пяти лет снижается. В монгольских вузах наблюдается обратная тенденция, что вызвано в первую очередь увеличением контингента обучающихся. Численность преподавателей вузов в России снизилась в 2013 г. на 21 % по сравнению с 2006 г., а в монгольских вузах произошло увеличение на 12 %, тогда как число студентов возросло на 27 %. На одного преподавателя в России приходится в среднем 17 студентов, а в Монголии — 13. Таким образом, при дальнейшем увеличении студентов в вузах Монголии численность преподавателей, скорее всего, будет увеличиваться незначительно.
В России и Монголии особая роль в образовании принадлежала государству и государственной политике. Но в последнее время в рассматриваемых странах, особенно в сфере высшего образования, наблюдается постепенный переход от представления об образовании как о благе, получаемом за счет государства, к представлению об образовании как предмете экономических отношений.
Для анализа финансирования сферы образования в России рассмотрим четыре уровня (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование) за период 2000-2013 гг. из федерального, регионального и местных бюджетов. Бюджетное финансирование в расчете на одного учащегося (студента) по уровням образования за 2005-2013 гг. представлено в таблице 2.
Таблица 2
Среднедушевое финансирование по уровням образования в РФ, тыс. р.
Уровень образования 2005 2006 2007 2013
Общее 23,6 33,2 41,6 46,9
Профессиональное - начальное 30,8 37,0 46,5 52,3
- среднее 27,1 35,1 42,3 50,4
- высшее 41,9 58,3 78,5 116,1
Наибольший размер среднедушевого финансирования приходится на высшее образование. Так, в 2010 г. его объем составил 116,1 тыс. р. на 1 студента, что в 2 раза больше, чем в среднем и начальном профессиональном образовательных учреждениях.
В Монголии наибольшая часть финансирования приходится на среднее образование (табл. 3).
Таблица 3
Структура расходов на образование в Монголии
Содержание 2002 2007 2013
Доля образования в расходах ВВП, % 8 6,2 5,3
Доля образования в расходах бюджета, % 16 17 15,5
Распределение по уровням образования, %:
- младший 40 30 32
- полное среднее 32 43 41
- техническое образование 11 12 17
- высшее образование 17 15 10
Как видно из таблицы, финансирование высшего образования постепенно снижается.
Рассматриваемые монгольский и российский рынки образовательных услуг достаточно динамичны в своем развитии и стремятся адаптироваться к мировым тенденциям и новым условиям жизни общества. Можно выделить ряд общих тенденций, характеризующих его состояние в настоящий период:
- массовость высшего образования;
- развитие региональных рынков образовательных услуг;
- коммерциализация высшего образования;
- политика государства, направленная на повышение качества образовательных услуг путем аккредитации вузов;
- появление новых технологий обучения, связанных с информатизацией общества.
В настоящее время одной из основных задач является исследование проблем сбалансированности спроса и предложения на рынке образовательных услуг и рынке труда.
Трансформационные процессы, происходящие в экономике страны, предъявляют все новые требования к рынку труда, который, в свою очередь, стимулирует спрос на соответствующие образовательные услуги. Но не всегда система образования своевременно реагирует на изменения в общественной жизни.
К основным проблемам рынка образовательных услуг, присущим как и России, так и Монголии, можно отнести, во-первых, сосредоточение вузов в центральных регионах страны, в Монголии основная часть вузов расположена в столице страны — Улан-Баторе; во-вторых, некоторая оторванность программ подготовки кадров от требований времени и рынка труда; в-третьих, проблема обеспечения качества образовательных услуг, т. е. несоответствие качества образования требованиям заинтересованных сторон.
Сосредоточенность большего количества вузов в столице страны порождает ряд проблем, связанных с оттоком молодежи в центральную часть страны. В России государство пытается воздействовать на этот процесс, создавая в отдельных субъектах Федерации крупные образовательные комплексы — национальные университеты. Однако абитуриенты, имеющие определенную финансовую базу или интеллектуальный потенциал, по-прежнему стремятся учиться в российских «брендовых» вузах или получать образование за рубежом, что не добавляет престижа региональному высшему образованию. На поиск решения данной проблемы влияет идейное противоборство сторонников концепций централизованного и децентрализованного управления [2].
С начала 90-х гг. XX в. большинство российских вузов работали в благоприятных условиях, так как спрос на их услуги постоянно рос: в 1992 г. в России было 2 млн 700 тыс. студентов, в 2005 г. — уже 6 млн 800 тыс. В данных условиях массового спроса на образовательные услуги у вузов не было явных стимулов к анализу и учету спроса на выпускаемых специалистов. В связи с этим у вузов появляются экономические стимулы к конкуренции за абитуриента и обеспечению востребованности выпускников на рынке труда.
В Монголии численность абитуриентов растет, что вызвано в первую очередь ростом населения страны. Но ежегодно увеличивается число желающих получить образование за рубежом. Поэтому вузы для обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличения контингента обучающихся стремятся повысить качество образования.
Как показало исследование, в России и Монголии рынок образовательных услуг существовал и в доперестроечный период. Однако он был слабо развит, вернее, был государственной монополией и
существенно отличался от современного. Более или менее полноценный рынок образовательных услуг в обоих странах начал формироваться сравнительно недавно. Тем не менее некоторые его особенности и тенденции развития поддаются оценке. Анализ процесса его становления и формирования структуры имеет и теоретическое, и практическое значение в первую очередь для определения перспектив и стратегических направлений его развития, выработки комплекса мер по его регулированию.
Для решения обозначенных проблем в сфере высшего образования предлагается сформировать новую концептуальную модель развития рынка образовательных услуг, что позволит:
1) максимально учесть специфику функционирования и условия развития образовательной системы;
2) органично соединить внутренние и внешние факторы развития рынка образовательных услуг на основе создания и использования единой методологической базы;
3) ориентировать деятельность образовательных учреждений высшей школы на запросы и требования всех заинтересованных сторон, включая и рынок труда и др.
Литература
1. Шимко П. Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях // Вестник ИНЖЭКОН. Сер. Экономика. — 2008. — № 3(22). — С. 337-340.
2. Беденко Н. Н. Региональный рынок образовательных услуг: отдельные проблемы // Креативная экономика. — 2011. — № 7(55). — С. 99-104. — URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/4129
3. Цыренов Д. Д. О перспективах развития среднего профессионального образования // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — № 2. — С. 120-126.
4. Цыренов Д. Д. Комплексное прогнозирование развития региональной системы среднего профессионального образования (на примере Республики Бурятия) // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. — 2012. — № 1. — С. 110-117.
УДК 368.01
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СТРАХОВЫХ УСЛУГ НА МОНГОЛЬСКОМ РЫНКЕ
© Бекбулат Султаншарав, кандидат экономических наук, директор страхового центра «Альфа иншур консалтинг» E-mail: getaosipova@mail.ru
В статье исследуется становление и развитие системы управления конкурентоспособностью страховых услуг на рынке Монголии путем использования различных рыночных инструментов и государственного регулирования.
Ключевые слова: управление, конкуренция, страховые услуги, развитие, образование, общественное воспроизводство.
MANAGEMENT OF INSURANCE SERVICES COMPETITIVENESS IN THE MONGOLIAN MARKET
Bekbulat Sultansharav, Ph.D. in Economics, director of the centre Alpha Insure Consulting, Mongolia
In the article the formation and development of management system of insurance services competitiveness in the market of Mongolia is studied through the use of various market tools and state regulation. Keywords: management, competition, insurance services, development, formation, public reproduction.
В условиях глобализации развития рыночных отношений, усиления неопределенности управление конкурентоспособностью страховых услуг в Монголии должно носить процессный характер и осуществляться на комплексной системной основе.
На начальном этапе формирования рыночных отношений в экономике Монголии сектор страхового рынка не смог избежать недостатков, присущих многим странам в данной ситуации. С одной стороны, недостаточно учитывались состояние экономики страны; качество человеческого капитала; наследие административно-командной системы; отсутствие должной нормативно-правовой базы;