УДК 339.9 (470+517.3)
doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-82-85
РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БИЗНЕСА
© Гельман Вячеслав Александрович
доктор исторических наук, доцент кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: wigdan@mail.ru
Статья рассматривает роль предпринимателей в межрегиональном сотрудничестве Монголии и Республики Бурятия. Расширение торгово-экономического, культурного сотрудничества двух стран невозможно без учета исторических условий, в которых были сформированы современные предприниматели. Среднее и малое предпринимательство в значительной степени способствует созданию конкурентной среды, установлению рыночного равновесия. Развитие малого предпринимательства в Бурятии и Монголии является важным фактором, обеспечивающим занятость населения, насыщение рынка разнообразными товарами и услугами. В целях усиления наметившейся тенденции к развитию малого предпринимательства и необходима активизация действий исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и Монголии в части его поддержки и преодоления сдерживающих факторов. Руководители промышленных предприятий и гендиректора ведущих компаний Бурятии и Монголии должны видеть перспективы дальнейшего развития международной зоны свободной торговли, выхода на региональные и международные рынки при создании таможенного терминала на границе с Монголией.
Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, приграничные регионы, предпринимательство, сотрудничество.
RUSSIAN-MONGOLIAN COOPERATION IN THE FIELD OF BUSINESS
Vyacheslav A. Gelman
DSc in History, A/Professor of the department of social technologies, East-Siberian University of
Technologies and Management
57 Pugacheva St., Apt.60, Ulan-Ude,670013 Russia
The article considers the role of entrepreneurs in the interregional cooperation of Mongolia and the Republic of Buryatia The expansion of trade and economic and cultural cooperation between two countries is impossible without taking into account the historical conditions in which modern businessmen have been formed. The average and small businesses contributes significantly to the formation of the competitive environment, the maintenance of market equilibrium. The development of small business in Buryatia and Mongolia is an important factor that contributes to employment, to saturation the market with various goods and services. In order to strengthen the trend towards the development of small business it is necessary to accelerate actions of the state executive authorities of the Republic of Buryatia and Mongolia in terms of its support and overcome constraints. The heads of industrial enterprises and the general directors of leading companies in Buryatia and Mongolia should see prospects for the further development, with the creation of a customs terminal on the border with Mongolia, the prospects of an international free trade zone, access to regional and international markets.
Keywords: inter-regional cooperation, border regions, entrepreneurship, cooperation.
Межрегиональное сотрудничество Монголии и Республики Бурятия является одним из примеров сформированных добрососедских отношений для России и Монголии. Эти связи потенциально являются одним из важнейших резервов для расширения торгово-экономического, культурного сотрудничества двух стран. Общая граница связывает Монголию не только с Республикой Бурятия, но и с Иркутской областью, Республикой Тыва, Алтайским краем. Приграничные регионы имеют большое значение в сотрудничестве с сопредельной страной, являются одним из приоритетных экономических партнеров. Большую роль в этих связях играют местные предприниматели, которые и освоили монгольский экономический рынок. В настоящее время с развитием экономики Монголии и заключением совместных экономи-
ческих соглашений предприниматели Монголии выходят на региональный и международный рынок, успешно участвуют в реализации совместных проектов, сочетающих интересы монгольских регионов и Монголии в целом.
Развитие рыночных систем в Монголии имеет свою специфику, что отражается во многих сферах экономики и общественных отношений. Формирование рыночных отношений в Монголии напрямую связано с развитием предпринимательства и экономической активности населения. Проводимая экономическая реформа ставит задачу для создания высокоэффективной экономики, позволяющей поднять уровень жизни населения Монголии. Важную роль в этом должно сыграть предпринимательство, развитие которого является одним из решающих факторов успешного осуществления рыночных преобразований.
С переходом к рыночным отношениям в Монголии, как и в России в девяностые годы, развернулись большие социально-экономические преобразования: были приватизированы государственные предприятия, в результате чего в стране появился и начал развиваться быстрыми темпами частный сектор. В то же время сравнение уровня развития предпринимательства в двух странах показало, что Монголии предстоит еще пройти значительный путь по реструктуризации своей экономики для перехода от системы крупного и во многом еще монополизированного производства к гармоничному сочетанию крупных, средних и малых предприятий. Одними из главных условий для развития предпринимательства являются государственная поддержка, принятие законодательной базы и всесторонняя помощь со стороны государства.
По мере экономического роста в России и Монголии произошли положительные сдвиги и в торговых отношениях между Республикой Бурятия и Монголией. Если в 1995 г. доля Бурятии в товарообороте России и Монголии составляла всего 5 %, то в 2004 г. — 12 %, в том числе в экспорте — 11 %, в импорте — 32,4 %. В 2009 г. на Бурятию приходилось около 22 % внешней торговли России с Монголией. Внешнеторговый оборот Республики Бурятия с Монголией в 2009 г. составил 67,35 млн дол. (10,5 % всего внешнеторгового оборота республики), в том числе экспорт Республики Бурятия в Монголию — 62,71 млн дол., импорт — 4,64 млн дол. [1]. Монголия является важнейшим торговым партнером Республики Бурятия и занимает 6-е место в обороте внешней торговли республики, в том числе 6-е место в экспорте и 4-е — в импорте. Внешнеторговый оборот Республики Бурятия с Монголией за 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. снизился на 6,8 % и в стоимостном объеме составил 42,2 млн дол. США [2].
В 1999 г. между Республикой Бурятия и Монголией подписано соглашение «О торгово-экономическом, научно-техническом и приграничном сотрудничестве с Республикой Бурятия». Благодаря этому в 2000-е гг. произошли серьезные изменения в монголо-бурятских отношениях. Предприниматели Бурятии стали активнее проявлять интерес к сотрудничеству с партнерами из Монголии. Большую роль в формировании региональных связей, торгово-экономического сотрудничества играют внешнеэкономические связи двух стран. В январе 2008 г. состоялся визит президента РБ В. В. Наговицына в Монголию, показавший заинтересованность в развитии торгово-экономических связей, были подписаны контракты между компаниями на сумму 175 млн р. В 2014 г. во время визита президента РФ В. В. Путина заключено соглашение с Монголией о безвизовых поездках граждан, вступившее в силу с 14 ноября 2014 г.
Предпринимательство Монголии проходит такой же путь своего развития, как и в других странах. Так, в 2007 г. парламентом Монголии принят закон о малом и среднем предпринимательстве, в Республике Бурятия закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия» — в 2008 г. В рамках этого закона определены основные направления поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, также принимается государственная целевая программа по развитию малого и среднего предпринимательства. В Монголии создаются центры развития предпринимательства в аймаках Завхан, Гови-Алтай, Дархан и в районах Сонгинохайрхан, Баянзурх г. Улан-Батора с целью поддержки малых и средних
предприятий. Эти центры проводят обучение и консультации с гражданами и предпринимателями и обеспечивают их информацией. В 2008 г. постановлением Правительства Монголии было создано Агентство по поддержке развития малого и среднего предпринимательства [3]. В 2007 г. в Республике Бурятия создан Фонд поддержки малого предпринимательства, в 2009—2010 гг. созданы муниципальные фонды в 21 муниципальном образовании, активы которых на 1 января 2011 г. составили 121 млн р. [4].
В 2009 г. с целью поддержки предпринимательства Монголии были выделены из госбюджета 30,8 млрд тугриков. Коммерческие банки и местные органы власти направили 30 % общей суммы кредитов на поддержку. Всего охвачены кредитами на 3 года 21 аймак, 1 528 хозяйственных организаций, 366 предприятий под 12 % годовых. В результате 995 хозяйственных организаций обновили технику и технологии, создали 5 502 новых рабочих мест, было сохранено 18 700 рабочих мест [5].
Структура предоставления льготных кредитов по отраслям следующая: производство продовольствия — 18 %, сельское хозяйство — 26 %, легкая промышленность — 24 %, стройматериалы — 11 %, другие отрасли — 21 %. Из всех заемщиков 30,1 % составляют начинающие производство, 69,9 % — расширяющие свой бизнес [5].
Развитие предпринимательства в Монголии позволяет создать новые рабочие места, решать проблему безработицы и уменьшить уровень бедности населения.
Таблица
Количество зарегистрированных малых предприятий
Годы 2004 2005 2007 2009 2010 2012
Бурятия 3 232 3 206 5 747 7 075 8 662 10 269
Монголия 25 356 22 547 32 105 59 700 — —
Активное развитие малого и среднего предпринимательства происходит в сфере торговли и оказании услуг, преимущественно в крупных городах, особенно Улан-Баторе. При этом бизнес-климат в Монголии сейчас один из самых благоприятных в Азии, тогда как бизнес в России продолжает считаться рискованным и связанным с коррупцией и правовыми преградами. Монгольским бизнесменам нецелесообразно вкладывать свои деньги в российские отрасли, которые в настоящее время еще полностью не освоены.
На монгольском рынке высока конкуренция бизнесменов из Китая, Кореи и Казахстана, а бурятские компании в большей степени стараются сохранить свое присутствие. Наибольший интерес для наших предпринимателей представляет сотрудничество в сельскохозяйственной отрасли, где можно будет увеличить экспорт мяса из Монголии. Заинтересованность проявили представители предприятий агропромышленного комплекса Республики Бурятия, такие как ОАО «Макароны Бурятии», ГК «Титан», ТГ «Абсолют», ООО «Здоровое питание», ООО «Бурятмяспром», ОАО «Молоко Бурятии» и др. Перспективным направлением внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия является международный туризм со странами АТР, в том числе и с Монголией, разработаны три международных туристских проекта: «Восточное кольцо», «Байкал — Хубсугул», «Чайный путь».
В то же время 70 % российско-монгольского экономического сотрудничества приходится на Иркутскую область. По итогам 2013 г., внешнеторговый оборот Иркутской области с Монголией составил 260,3 млн дол. США. На территории региона зарегистрировано 13 коммерческих организаций с долей инвестиций физических и юридических лиц Монголии. Основными сферами деятельности компаний являются оптовая торговля нефтепродуктами, лесоматериалами, автотранспортными средствами и деталями, строительство зданий и сооружений, розничная торговля мебелью, аренда недвижимости [6]. В отличие от нашей республики Иркутская область сохранила свой промышленный потенциал и экономические связи с сопредельной стороной. Предприниматели Иркутской области активно развиваются, в 2011 г. число малых предприятий (без микропредприятий) составило 3 866. Наибольшее их количество сосредоточено в таких видах деятельности, как «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» — 33,1 %, «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» — 20 %, «строительство» — 13 %, «обрабатывающие производства» — 10,3 %. В регионе сформирована инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности, принимаются новые законы о госгарантиях, которые должны стать одной из основных форм поддержки деятельности частных компаний, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики Приангарья [7]. Все это способствует активному формированию экономических связей с предпринимателями Монголии и взаимодействию с бизнес-структурами Бурятии.
Для полноценного развития внешнеэкономических связей предпринимателям Бурятии необходима государственная поддержка и свобода в решении хозяйственных вопросов. Одним из главных препятствий является жесткая регламентация деятельности со стороны государственных структур. В настоящее время высокий уровень инфляции, обесценивание рубля, ограниченный рынок, общий экономический спад не способствуют развитию двухсторонних связей. Так, в приграничном с Бурятией Алтан-Булаке открывается международная зона свободной торговли, которая так и не смогла заработать в полную силу из-за нерешенных транспортных проблем и пункта пропуска Кяхта — Наушки. Современная экономическая ситуация, в которой оказалась Россия, требует выработки новых социально-экономических решений осмысления своего исторического места в многополярном мире. История сотрудничества двух стран показывает, что предпринимательство способствует сбалансированным отношениям с Западом и Востоком, и развитие отношений России и Монголии должны быть построены на национальных интересах, взаимном уважении и партнерстве.
Литература
1. Внешнеэкономическая деятельность Республики Бурятия в 2009 году. — URL: http://egov-buryatia.ru/index. phpid=259
2. Материалы текущего архива Министерства экономики РБ. — URL: http://egov-buryatia.ru/
3. Монголия: проблемы привлечения прямых инвестиций в экономику / Л. Дугаржав [и др.]. — Финансы и кредит. — 2006. — № 30(234). —С. 80-89.
4. Гельман В. А. Развитие предпринимательской деятельности в Бурятии (1991-2010). — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. — 188 с.
5. Лундэнбазар Х. Малое и среднее предпринимательство в Монголии. — М., 2011.— 247 с.
6. Байкал24. — URL: http://baikal24.ru/text/16-10-2014/torgovlja
7. Органы государственной власти Иркутской области: [сайт]. — URL: http://irkobl.ru/sites/ mongolpred/irkobl/economy
References
1. Vneshneekonomicheskaya deyatelnost Respubliki Buryatiya v 2009 godu [Foreign Economic Activity of the Republic of Buryatia in 2009]. Available at: http://egov-buryatia.ru/index. phpid=259
2. Materialy tekushchego arkhiva Ministerstva ekonomiki RB (Current archive materials of the Ministry of Economy of the Republic of Buryatia). Available at: http://egov-buryatia.ru/
3. Lundenbazar Kh. Mongoliya: problemy privlecheniya pryamykh investitsy v ekonomiku [Mongolia: the problem of attracting foreign direct investment in ]. Finansy i kredit - Finance and credit. 2006. No 30(234). Pp. 80-89. No.31(235). Pp. 65-74.
4. Gelman V.A. Razvitiye predprinimatelskoy deyatelnosti v Buryatii (1991-2010) [The development of entrepreneurship in Buryatia (1991-2010)]. Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2011. 188 p.
5. Lundenbazar Kh. Maloye i sredneye predprinimatelstvo v Mongolii [Small and medium enterprises in Mongolia]. Moscow, 2011. 247 p.
6. Baykal24 (Baykal24) Available at: http://baikal24.ru/text/16-10-2014/torgovlja/
7. Sayt organov gosudarstvennoy vlasti Irkutskoy oblasti (Government website Irkutsk region) Available at: http://irkobl.ru/sites/mongolpred/irkobl/economy/