ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2013. № 3
Наваанзоч Х. Цэдэв*, Дашдоржийн Мунхбат** ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОНГОЛИИ
Высшее образование Монголии, начало которого было положено с помощью Советского Союза, прошло славный путь, хотя и были немалые трудности, особенно после 1990-х гг. Сегодня высшее образование Монголии выглядит следующим образом: частный сектор занимает свое прочное место наряду с государственными вузами, сформирована правовая среда для функционирования государственных и негосударственных вузов, доля иностранных инвестиций в области высшего образования увеличивается, установилась многоуровневая подготовка специалистов: бакалавриат — магистратура — докторантура, высшее образование стало опираться на национальную культуру, расширяется сотрудничество монгольских и зарубежных вузов, повышение качества обучения и приближение к мировому уровню стали главной целью высшего образования Монголии.
Ключевые слова: высшее образование, государственные и негосударственные вузы, иностранные инвестиции, аккредитация.
Navaanzoch Kh. T s e d e v, Dashdordzhiyn M u n k h b a t. Higher education in Mongolia
The Mongolian higher education was initiated by the Soviet Union and had a harmonious way, though, there were much difficulties, especially after 1990s. Nowadays, Mongolian higher education presents as follows: there are a private sector and state universities, legal environment for functioning the state and nongovernmental universities. A share of foreign investment goes up. They train
* Наваанзоч Х. Цэдэв — доктор педагогики, профессор, русист, ученый секретарь Монгольского Национального университета (Улан-Батор), действительный член Академии образования Монголии. В 1972 г. окончил Педагогический институт, в 1972—1983 гг. работал в сельской школе Гоби-Алтайского аймака, в 1983— 2009 гг. — в Ховдском государственном университете преподавателем, заведующим кафедрой, проректором по научной работе и международным связям. Проводит исследования по философии и социологии образования, методике преподавания иностранных языков, стрельбе из лука — национальному виду спорта, познавательному туризму, теории и практике перевода. Автор более 150 научных статей, трех монографий (две — в соавторстве с русскими коллегами), 12 учебников, учебных пособий и переводных книг, публиковался в КНР, России, Казахстане и Германии, тел.: (+976) 990-02-412; е-mail: [email protected]
** Дашдоржийн Мунхбат — доцент, проректор по научной работе Монгольского Национального университета (Улан-Батор). В 1988 г. окончил Педагогический институт. В системе высшего образования работает 20 лет. Проводит исследования по типам организации современных уроков, прогрессивной технологии обучения, истории и культуре буддийской религии. Автор восьми учебников и учебных пособий, более 40 научно-исследовательских статей, публиковался в США, России и КНР, тел.: (+976) 99943699; е-mail: [email protected]
specialists of different levels, such as bachelors, masters, doctors, and higher education become to be based on national culture. They expand the cooperation with Mongolian and foreign universities, improve the training quality, trying to approximate to the World education level.
Key words: higher education, state and nongovernmental universities, foreign investments, accreditation.
До 1990-х гг.
Основа высшего образования в Монголии была положена в 1942 г., когда шла Вторая мировая война. При технико-экономической поддержке Советского Союза 5 октября 1942 г. было открыто первое в Монголии высшее учебное заведение — Монгольский государственный университет, 70-летие которого недавно отмечалось монгольской общественностью и друзъями, приглашенными принять участие в этом торжестве. Сам этот факт говорит о том, что братский советский народ совершил великое дело: в тяжелейшее для своей страны время всенародной войны советские люди заканчивали строительство университета в Монголии.
Прошли годы. Значение этого события становится все более особым и великим. Открытый в 1942 г. с тремя отделениями — учительским, или педагогическим, медицинским и сельскохозяйственным, университет действительно стал кузницей высокообразованных кадров. В 1951 г. был создан педагогический институт, в 1953 г. — сельскохозяйственный, в 1959 г. — экономический, в 1961 г. — медицинский.
Таким образом, до 1990-х гг. в Монголии функционировали только государственные вузы, в частности МонГУ, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, политехнический, экономический институты, институт русского языка, ВПШ (высшая партийная школа), военное училище. Работников средних специальностей готовили педагогические, медицинские, политехнические, сельскохозяйственные, строительные техникумы, музыкально-хореографическое училище и училище по изобразительному искусству, а также ПТУ.
В 1950 г. был создан Совет по защите ученых степеней, в 1958 г. Х. Далхжав успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В 1956 г. Ш. Лувсанванда-ну — преподавателю МонГУ было впервые присвоено ученое звание профессора. Таким образом, можно полагать, что в истории Монголии именно 1950-е гг. были определяющими в становлении национальных кадров, имеющих высшее образование [Б. Жадам-баа, 2011, с. 59].
Высшее образование того времени, как пишут исследователи, имело социалистический характер, так как оно развивалось по социальному заказу. К концу 1950-х гг. модель образования была заимствованной, поэтому остро встал вопрос о монголизации содержания образования, о его связи с жизнью. Поскольку доминировала передача готовых знаний, выпускники высших учебных заведений были неспособны прослушанное перевести в плоскость собственных — национальных потребностей. Правительство начало принимать меры по развитию в высших школах соответствующей интеграции «обучение — исследование — производство». Как пишет Л.Л. Супрунова, система образования, сложившаяся при социализме в Монголии, не могла успешно выполнять свои функции в новых социально-экономических условиях и нуждалась в радикальном изменении. Необходимо было реформировать ее законодательную базу, пересмотреть структуру, содержание образования и педагогического образования в частности, для того чтобы помочь людям адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики [Л.Л. Супрунова, 2006, № 2, с. 102].
До 1990-х гг. в монгольских вузах единственным иностранным языком был русский язык. Почти все дипломированные специалисты знали его, так как русский язык являлся эффективным средством приобщения к мировым достижениям науки и культуры. До сих пор многие русские учебники используются в вузах Монголии: 70% всей научной и художественной литературы издано на русском языке.
Нам хочется отметить, что в 1973 г. Монголия была награждена золотой медалью ЮНЕСКО за всеобщую грамотность населения, что является высокой международной оценкой достижений страны в области образования.
С 1990-х гг. до настоящего времени
Переход Монголии на демократические рыночно-экономиче-ские отношения стал поворотным событием в социально-экономической жизни страны. Обновления, охватывающие все сферы социально-экономической деятельности, изменения жизненных ценностей людей потребованили реформирования системы образования. В новой Конституции Монголии, утвержденной в 1992 г., была провозглашена цель создания гуманистического, гражданского демократического общества, поэтому решение задачи обеспечения социального формирования было в первую очередь связано с расширением сферы образования в стране и в большей мере с развитием высшего образования, так как любые кардиналь-
ные реформы в политике и экономике невозможны без подготовки специалистов новой формации.
Закон об образовании утверждался трижды: в 1991, 1995 и 2002 гг., в 1998 и 2000 гг. были внесены изменения, что явилось подтверждением того, какими быстрыми темпами изменяется социально-политическая и экономико-культурная среда в Монголии.
В Законе об образовании, принятом в 2002 г., указано, что «образование будет развиваться в качестве ведущей отрасли, оно будет находиться под заботой и координацией государства, под контролем государства и общественности. <...> В Монголии образование должно быть гуманистическим, демократическим, непрерывным, доступным для всех и опираться на национальные и культурно-цивилизационные ценности человечества, на передовые наследие, традиции и науку» [Монгол улсын «Боловсролын тухай хууль», 2002, № 19].
Согласно Закону об образовании, возможность учреждать учебные заведения предоставляется не только государству, но и органам местного самоуправления, общественным организациям и частным лицам, а также иностранным организациям и фондам. На основе этого же указания создавались частные, негосударственные вузы: университеты, институты и колледжы. По данным прессы, в Монголии действовали 180 вузов, где училось 27,4% молодежи в возрасте 16—25 лет, или 138,1 тыс. человек [М.А. Попов, 2009, № 1, с.19]. Последствиями такого роста численности вузов стало пополнение армии безработных при нехватке рабочих рук, потому что большинство вузов стали готовить юристов, экономистов и переводчиков-учителей по самым различным языкам. Такая практика явно не соответствовала потребностям рынка труда.
Появилось множество многоукладных в отношении собственности организаций и учреждений высшего образования — частные вузы, колледжы, научно-исследовательские институты, организации. Военные, милицейские вузы, а также вузы, готовящие специалистов в области национальной безопасности, принадлежат государству.
С начала 1990-х гг. в Монголии начал осуществляться переход высшего образования на кредитную систему. Каждый кредит соответствует 36 академическим часам, курс бакалавриата составляет 120 кредитных единиц, а курс магистратуры — 150 кредитных единиц, докторантуры — 220—240 кредитных единиц. Перевод организации учебного процесса на кредитную систему создает условия для активизации учебной деятельности студентов, повышает тру-доорганизацию преподавателей, а также обеспечивает качество и эффективность обучения. Однако кредитная система пока не полностью реализована в вузах Монголии. 54
Роль частного сектора
Доля частных негосударственных вузов в системе высшего образования в Монголии из года в год увеличивается, что становится особенностью этого периода. Постепенно частные вузы переходят в конкурентную среду, их ждут интеграция или объединение в крупные структуры. Примером может служить следующее. Если по данным 2009/2010 учебного года в стране функционировало 146 университетов, вузов и колледжей, из них 42 государственных, 99 негосударственных, 5 филиалов зарубежных учебных заведений, в них учились 164,8 тыс. студентов, то сегодня эти цифры выглядят по-другому: 15 государственных (9 университетов, 5 институтов, 1 колледж) и 90 негосударственных (6 университетов, 51 институт, 26 колледжей) вузов, 5 филиалов зарубежных учебных заведений (три филиала российских учебных заведений: Экономической академии имени Г.В. Плеханова, Технологического университета Восточной Сибири, Иркутского университета путей сообщения; один филиал Восточно-казахстанского государственного университета; один филиал Международного института РАФЛЕС (Сингапур) [www.mecs.gov.mn].
Для нашей страны, где внешняя среда развития и внутренние социальные условия изменяются быстрыми темпами, основным условием реализации конституционной цели создания гуманистического, гражданского демократического общества непременно становится качество и уровень образования монгольского народа [Н. Бэгз, 2011, с. 22]. Для решения этой задачи в последние годы уменьшается количество вузов, государство обращает особое внимание на качество обучения, улучшение учебной среды, повышение знаний преподавателей. Большое значение в этом процессе имеет система государственной аккредитации вузов, а также аккредитация учебных планов.
Доля негосударственных вузов постоянно растет, и государство поощряет такие вузы. Примером является присвоение в 2012 г. университетского статуса двум частным вузам — Институту Улан-Батор и Монгольскому национальному институту, которые стали называться Университетом Улан-Батор и Монгольским национальным университетом. Кстати, Университет Улан-Батор создан на основе инвестиций Южной Кореи, имеет большой образовательный комплекс, в структуру которого входят ясли, детский сад, начальная, средняя и старшая общеобразовательные школы, студенческое общежитие и университет. Монгольский национальный университет, созданный в 1998 г., готовит молодые кадры по 60-ти специальностям, включая подготовку горнорудных и строительных инженеров, информационных технологов. В будущем году закончится
строительство нового учебного корпуса на 5000 мест. Не только перед этими университетами, но и перед всеми негосударственными вузами стоят актуальные задачи повышения качества знаний, укрепления материальной технической базы, оснащения учебных кабинетов и лабораторий современным оборудованием, обеспечения преподавательскими кадрами, имеющими ученые степени, в результате решения которых достигается максимальное приближение к мировому уровню и стандартам в области образования.
Как пишут исследователи, в своей деятельности негосударственные образовательные учреждения ориентируются на уважение к личности всех участников учебного процесса. Человек рассматривается не как фактор реализации намеченных планов, а как конечная цель образования [Н.Г. Лесневская, 2010, с. 95]. Главное условие успеха в образовательной деятельности — индивидуализация учебно-воспитательного процесса, отработка методов индивидуальной работы со студентами, способствующих максимальному раскрытию их личностных качеств и возможностей.
Иностранные инвестиции
В последние годы в сферу образования Монголии поступают значительные иностранные инвестиции. Примерно 50% из них поступают из Японии. США и Южная Корея выделяют значительные суммы на нужды монгольского образования. Монголия включена в число 16 развивающихся стран, которым будет предоставлена финансовая помощь Фонда тысячелетия, учрежденного президентом США. Со стороны США через различные каналы поддерживается процесс демократизации политической системы и переход к рыночным отношениям в экономике Монголии. Ежегодно США оказывают гуманитарную помощь Монголии в размере 12 млн долл.
МинОКН (Министерство образования, культуры и науки Монголии) развивает связи с 30 странами в рамках 30 межправительственных соглашений, 15 программ и планов, 10 протоколов и нот, а также контрактов, протоколов и меморандумов с 11 международными организацями [www.mecs.gov.mn]. Правительство Монголии успешно осуществляет программу развития образовательного сектора с помощью финансирования Азиатского банка развития, Международного банка реконструкций и развития и других международных организаций.
Среди стран-инвесторов, которые осуществляют капиталовложения в образование Монголии, лидируют Япония, Америка, Южная Корея, Китай, Канада и др. В Монголии на средства этих стран создаются вузы. В частности, в 2001 г. благодаря инвестициям Кореи открылся Монгольский интернациональный университет
(после достижения университетом определенного уровня самостоятельности его передадут монгольской стороне), рассчитанный на обучение студентов из стран Центральной Азии. С помощью США в январе 2005 г. в Монголии открылся филиал Хартфордского университета, в 1996 г. с помощью Японии был открыт японский институт «Соёл Эрдэм». Кроме того, благодаря южнокорейским средствам созданы институт Хурээ (готовит инженеров по информационным технологиям), Университет Улан-Батор (о нем мы говорили выше) и Монголо-Корейский технико-технологический колледж (практикующий трехступенчатое обучение: профессионально-техническое училище, техникум и бакалавриат). В Японском городке в Улан-Баторе открыт еще один вуз — комплексная международная школа «Япония», где будут работать преподаватели более чем из 10 стран мира.
В целом инновационная деятельность, осуществляемая в образовательных учреждениях под руководством опытных зарубежных консультантов, помогает преподавателям и студентам менее болезненно адаптироваться к новым политическим и социокультурным реалиям, дает педагогам возможность приобщиться к исследовательской и экспериментальной работе, обновить методическую и материально-техническую базу учебного процесса. Как отмечали исследователи, помощь зарубежных инвесторов в сфере образования далеко не бескорыстна. Зарубежные консультанты проектов Дж.Г. Хван (J.G. Hwang) и Дж.С. Вейдман (J.C. Weidman) в своих публикациях недвусмысленно отмечали, что главное в этой работе — демонтаж социалистической системы образования, а также переориентация населения с социалистических на капиталистические идеалы демократии [Л.Л. Супрунова, 2006, № 2, с. 110]. Нет сомнения в том, что кроется за «весьма щедрыми инвестициями» со стороны развитых держав: через свои образовательные проекты они воспитывают в Монголии убежденных сторонников идей и ценностей, которых придерживаются сами.
Многоуровневая структура
Другой важной особенностью высшего образования Монголии является трехуровневая подготовка специалистов: бакалавриат — магистратура — докторантура.
Молодежь стремится к глубоким разносторонним знаниям, учится в магистратуре и докторантуре не только в своей стране, но и в зарубежных странах — КНР, США, Японии, Южной Корее, Австралии, Германии, Турции и России. В магистрантуре и докторантуре обучаются 7,7% студентов. Ученую степень имеют 22,2% вузовских преподавателей. На одного преподавателя прихо-
дится 23 студента, что говорит о том, что все еще существует необходимость в повышении квалификации и профессионального мастерства преподавателей.
Обучение во всех вузах платное, плата за обучение за год в разных вузах колеблется от 1 до 1,5 млн тугриков, это составляет примерно 1000$ и больше. С 2011/2012 учеюного года студенты начали получать стипендию в размере 70 тыс. тугриков, что составляет примерно 50$. Государство предоставляет малообеспечнным студентам займы, кроме того, лучшие студенты получают различные именные стипендии и пособия, некоторые даже освобождаются от платы.
В последние годы заметно увеличивается количество студентов, магистрантов и аспирантов, которые выбирают университеты и вузы Российской Федерации. Географическая близость и качество образования в России привлекают монгольских учащихся, студентов, аспирантов, стажеров.
На наш взгляд, в последние годы заметно улучшается сотрудничество вузов России и Монголии, у российских исследователей, аспирантов и молодых ученых появляется большой интерес к изучению соседней Монголии, ее истории и культуры, этнографии, обычаев и обрядов, так как их волнуют актуальные вопросы самоидентификации Монголии в политическом миропорядке и во всемирно-историческом процессе в контексте малоизученных проблем генезиса специфических форм социальной организации в «кочевой» цивилизации центральной части Евразии [Н.В. Абаев, www.tuvsu.ru]. Учуные признают, что в монгольской цивилизации аккумулирован опыт кочевой и оседлой цивилизаций, что она не чужда городской культуре, социальному прогрессу, государственности.
Многоуровневую структуру образования (бакалавриат — магистратура — докторантура) имеют ведущие государственные и негосударственные университеты.
Сотрудничество монгольских и российских вузов
В первые годы 1990-х гг. монгольско-российские отношения как бы затихли, практически остановилось прежнее дружественное сотрудничество, что очень негативно повлияло на дальнейшее развитие отношений между двумя братскими странами.
Сегодня новым явлением в области высшего образования России и Монголии стало взаимовыгодное сотрудничество, особенно в приграничных вузах России и Монголии. Например, сибирские вузы, включая Томский, Алтайский, Горно-Алтайский, Тувинский университеты, Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, АГТУ имени И.И. Ползунова, КГПУ имени
В.П. Астафьева, некоторые институты СО РАН активно сотрудничают с Ховдским государственным университетом (ХГУ) на основе Договоров о сотрудничестве.
Л.Л. Супрунова справедливо замечает, что в Монголии «вновь возобновляется интерес к получению образования в российских учебных заведениях, и все большая часть монгольской молодежи делает выбор в его пользу» [Л.Л. Супрунова, 2006, № 2, с. 22]. Этому содействуют активные мероприятия обществ дружбы, созданные в последние годы в российских вузах. Например, в Алтайском государственном университете (АГУ, Алтайский край, Барнаул) было организовано общество дружбы «Друзъя Монголии». АГУ проводит стажировку студентов в стенах АГУ, для преподавателей ХГУ организует краткосрочные курсы, совместно реализуются научно-исследовательские проекты по линии РГНФ, РФФИ и МинОКН Монголии, преподаватели ХГУ учатся в аспирантуре и докторантуре. С Томским государственным университетом ХГУ через каждые два года организует международную научную конференцию «Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов» (XI конференция ожидается в 2013 г.), более 100 преподавателей повысили квалификацию в стенах ТГУ, и несколько из них получили там ученую степень.
Горно-Алтайский государственный университет и ХГУ очень тесно сотрудничали в начале XXI в., проводили совместные научные мероприятия, осуществляли научные проекты по линии РГНФ, РФФИ и МинОКН Монголии. Ховдский государственный университет и АГТУ имени И.И. Ползунова сегодня реализуют совместную учебную программу по специальности «Дизайн и архитектура». Идея ведения такой совместной программы возникла на основе потребности Западного региона страны в строительных инженерах и дизайнерах.
Такое тесное сотрудничество с сибирскими вузами принесло плоды Ховдскому государственному университету: преподаватели смогли повысить квалификацию, учились у русских коллег методологии научных исследований, в результате чего они получили научные степени и установили с русскими коллегами взаимовыгодные научные отношения, научная библиотека пополнилась новой российской научной литературой.
Нам отрадно отметить, что в последние годы восстановились научно-исследовательские отношения между Академиями наук России и Монголии, между ведущими вузами двух стран. Нынешний уровень и сфера сотрудничества вузов двух стран пока ограничивается приграничными районами, т.е. распространяется на приграничные аймаки Монголии и районы России. Однако следует признать, что двустороннее сотрудничество вузов двух стран, на наш взгляд, все еще остается недостаточно интенсивным.
Опора на национальную культуру
В другом правительственном документе — Концепции устойчивого развития Монголии об образовании сказано так: необходимо «сделать образование ведущей отраслью, обеспечить устойчивое развитие страны, сформировать новую систему образования путем широкого использования информационных технологий, достичь мирового уровня качества образования». В этом документе наиболее точно указаны направления развития регионов и региональных центров, что связано с государственной политикой зонального развития страны. Далее указано на значение развития патриотизма в нынешних новых условиях глобализации: «...предпочитать национальную культуру, традиционные обычаи при формировании монгольского гражданина, способного мыслить и творить на мировом уровне» [Монгол улсын тогтвортой..., 2004, № 1]. Так определена миссия образовательных учреждений всех ступеней.
В последние годы много пишут и говорят о недостатках воспитания молодого поколения в Монголии, так как внешние факторы (американизация, христианизация и др.) оказывают серьезное дестабилизирующее влияние на систему ценностных ориентаций монгольской молодежи, приводят к расшатыванию традиционной системы ценностей [Наваанзоч Х. Цэдэв, 2009, с. 43]. Кроме того, во всех образовательных учреждениях отсутствует целенаправленная воспитательная работа по социализации молодежи, в результате чего снижаются морально-этические требования к поведению, нарастают настроения эгоизма и потребительства.
Монголия и ее население вошли в неудержимый процесс глобализации. Степень глобализации сильно нарастает, что в первую очередь тесно связано с национальной безопасностью и с вопросами развития страны. Ныне, когда монголы предпочитают не следовать буддийской религии, а выбирать мировоззрение зарубежных стран, все, что связано с национальными особенностями, становится сильно уязвимым. Необходимо всестороннее обсуждение проблемы собственной национальной самоидентификации, чтобы «быть самими собой», сохранив лучшие культурные традиции и обряды Монголии [А. Цанжид, 2011, с. 21]. Конечно, имеется в виду цель развивать все хорошее, прогрессивное и отменить все регрессивное.
В условиях глобализации в гонке перехода на современную мировую систему образования велика опасность нивелирования национальной системы образования. Образование, отвечающее мировым стандартам, может легко растворить национальную систему образования, грозя потерей традиций и обычаев [Б.Ч.-Ц. Хаса-ранов, 2006, № 11, с. 70]. Как пишут исследователи, центральным
звеном в деле воспитания и обучения является идея нациоаналь-ного самосознания монголов. Культ Чингисхана выступает как цементирующее монгольскую нацию начало, что позволило сохранить на высоком уровне этническое самосознание, развить особую культуру межнационального общения, сформировать традиции уважительного восприятия как своей национальности, так и понимания факта этнического и культурного многообразия мира.
В свете идеи новой Конституции Монголии, утвержденной в 1992 г., осуществлены реформы во всех политических и социально-экономических сферах, изменилось содержание и система образования всех ступеней. Можно выделить несколько этапов новейшего периода становления высшего образования в стране.
1992—2000 гг. Высшее образование было подвергнуто либерализации: уровень участия государства снизился, внутренняя система единого контроля была разрушена, уменьшились государственные инвестиции, в некоторых случаях процесс выдачи документов об образовании превратился в бизнес. В результате такой коммерциализации образования создавалось множество частных вузов, что стало негативным явлением в развитии высшего образования в Монголии.
2000—2011 гг. Спрос и потребность общества, оценки уровня развития вузов, подведение итогов их деятельности, а также процессы, которые происходили во всех сферах жизнедеятельности страны активно влияли на систему образования, в результате чего количество вузов начало сокращаться. Это связано с созданием и активной деятельностью Национального Совета по аккредитации высшего образования, с принятием и соблюдением им соответствующих стандартов, норм и нормативов. Этот Совет дважды подверг аккредитации все вузы, в результате чего происходило объединение вузов, а в некоторых случаях — аннулирование специальной лицензии, дающей право на занятие образовательной деятельностью. В результате проведения соответствующей политики в сфере образования резко сократилось количество вузов. На этом этапе были сформированы и реализованы содержание высшего образования, стандартные учебные программы, приняты стандарты по специальностям обучения, усовершенствовалась правовая среда высшего образования.
В данный период внешнее сотрудничество вузов начало активно развиваться и вузы поставили перед собой цели и задачи по становлению конкурентоспособных вузов на региональном, континентальном и даже на международном уровне.
С другой стороны, в глобализирующемся мире сохранение и передача национальной культуры и ценностей молодому поколению занимают важное место в стратегическом планировании обучения в вузах страны.
Начиная с 2011/2012 учебного года монгольскими вузами были сделаны первые реальные шаги по достижению мировых стандартов обучениям. В частности, существующий более 70 лет Финансово-экономический институт первым среди монгольских вузов прошел Международную Программную Аккредитацию (ЛСВ8Р), что явилось его международным признанием.
В ближайщие три года около 10 вузов Монголии готовятся к Международной Программной Аккредитации.
Одной из тенденций развития высшего образования Монголии в ближайщие годы будет поддержание рынка высшего образования страны на соответствующем уровне, «импорт» ценностей культуры и образования зарубежных стран и их «акклиматизация» будут проходить в соответствии с особенностями развития монгольского народа и Монголии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абаев Н.В. Монгольский полюс политического устройства мира // Новые исследования в Туве // www.tuvsu.ru
Бэгз Н. Иргэний нийгэм тулувшуулэхэд боловсролын гуйцэтгэх уурэг, зорилт // Лавай. 2011.
Жадамбаа Б. Монгол улсын дээд боловсролын хугжлийн 3 дахь шатны зорилтууд, шийдвэрлэх арга зам // "Монгол улсад шинэ цагийн болов-срол YYсч хугжсуний 90 жил" сэдэвт ЭШ-ний бага хурлын материал. Улан Батор, 2011.
Лесневская Н.Г. Негосударственное образование России: аксиологический аспект проблемы // Их Монгол дээд сургууль. 2010. № 6.
Монгол улсын «Боловсролын тухай хууль» // Турийн мэдээлэл. 2002. № 19.
Монгол улсын тогтвортой хугжлийн узэл баримтлал // Унэн. 2004. № 1.
Попов М.А., Бадарч Д. и др. Монголия: иностранные инвестиции в человеческий капитал // Высшее образование сегодня. 2009. № 1.
Супрунова Л.Л. Образование в Монголии: трудности и достижение переходного периода // Педагогика. 2006. № 2.
Хасаранов Б.Ч-Ц. Образование в Монголии: 15 лет перемен // Гадаад хэл заах арга зуйн асуудал. Улан Батор, 2006. № 11.
Цанжид А. Монгол улсын боловсролын удирдлагын уламжлал шинэч-лэл // Монгол улсад шинэ цагийн боловсрол уусч хугжсуний 90 жил: сэдэвт ЭШ-ний бага хурлын материал. Улан Батор, 2011.
Цэдэв Наваанзоч Х. Некоторые факторы, воздействующие на ценностные орентации современной молодежи (на примере Западного региона Монголии) // Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения». Барнаул, 2009.
www.mecs.gov.mn