Научная статья на тему 'Распространение новых религиозных течений и их влияние на систему образования Монголии'

Распространение новых религиозных течений и их влияние на систему образования Монголии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / ЧУЖОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ / ПРИНЯТИЕ ЧУЖОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ПОСЕЩЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ / ПРОПОВЕДНИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цогзолмаа Нямаа

В настоящей статье говорится о влиянии нетрадиционных религий и их различных направлений на систему образования в Монголии в последние годы, после перехода страны к рыночно-экономическим отношениям. Стали вуозникать монастыри и церкви чужих, не традиционных для Монголии религий. Под влиянием процесса глобализации взрослые люди, в том числе школьники, стали ходить в эти церкви, там они получают новые убеждения, по-иному смотрят на мир и события, происходящие на нашей земле. Такие негативные влияния в области образования страны приводят к непоправимым последствиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spread of new religious movements and their impact on the education system of Mongolia

In this article we talk about the influence of nontraditional religions and their different areas of the education system in Mongolia in recent years, after the country's transition to market-economic relations. Were established monasteries and churches of others non-traditional religions under the influence of globalization adults, including students began to go to meetings of the churches, where they get new beliefs, a different look at the world and what is happening in our land. Such negative impact in the field of education lead to irreparable consequences.

Текст научной работы на тему «Распространение новых религиозных течений и их влияние на систему образования Монголии»

Раздел VI

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Нямаа Цогзолмаа

Пелагогический институт при Монгольском госуларственном университете образования, Улан-Батор (Монголия)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛИИ

В настоящей статье говорится о влиянии нетрадиционных религий и их различных направлений на систему образования в Монголии в последние годы, после перехода страны к рыночно-экономическим отношениям. Стали вуозникать монастыри и церкви чужих, не традиционных для Монголии религий. Под влиянием процесса глобализации взрослые люди, в том числе школьники, стали ходить в эти церкви, там они получают новые убеждения, по-иному смотрят на мир и события, происходящие на нашей земле. Такие негативные влияния в области образования страны приводят к непоправимым последствиям.

Ключевые слова: отрицательное влияние, чужое вероисповедание, развитие, социализация, глобализация, влияние нетрадиционных религий, принятие чужого вероисповедания, посещение христианской церкви, проповедники протестантизма.

Nyamaa Tsogzolmaa

Pedagogical Institute at MSUE, Ulan Bator (Mongolia)

THE SPREAD OF NEW RELIGIOUS MOVEMENTS AND THEIR IMPACT ON THE EDUCATION SYSTEM OF MONGOLIA

In this article we talk about the influence of nontraditional religions and their different areas of the education system in Mongolia in recent years, after the country's transition to market-economic relations. Were established monasteries and churches of others non-traditional religions under the influence of globalization adults, including students began to go to meetings of the churches, where they get new beliefs, a different look at the world and what is happening in our land. Such negative impact in the field of education lead to irreparable consequences.

Keywords: negative impact, someone else's religion, development, socialization, globalization, the influence of nontraditional religions, adoption of foreign religion, to go to a Christian Church, the preachers of Protestantism.

DOI: 10.14258/nreur(2018)l-12

После 1990-х гг., когда страна перешла к рыночной экономике, система образования Монголии, на наш взгляд, не смогла найти подходящую стратегию развития образовательной сферы, хотя ежегодно декларирует что-то новое. Одним из факторов торможения образовательной системы страны мы считаем свободное проникновение в Монголию нетрадиционных религий и их различных направлений, осуществление там своей деятельности, в результате чего многие школьники стали посещать церкви нетрадиционных религий и принимать чужое вероисповедание.

В настоящей статье нами рассмотрено влияние нетрадиционных религий на систему образования Монголии.

В последнее время многие исследователи и педагоги обеспокоены тем, что в результате слишком открытой политики в отношении других стран мира, особенно Запада и США, процветают чужие, нетрадиционные религии, что является одним из факторов, мешающих развитию образовательной системы в целом. Об этом наглядно свидетельствуют и этноконфессиональные исследования, которые на протяжении нескольких лет проводят ученые Алтайского государственного университета (Россия), Ховд-ского государственного университета (Монголия) и Монгольского национального университета (Монголия), что отражено в серии работ [Дашковский, 2012; Дашковский, Кушнерик, 2009; Дашковский, Кушнерик, Цэдэв, 2009; Дашковский, Цэдэв, Шершне-ва, 2010; Дашковский, Кушнерик, Цэдэв, Ганболд, 2009; Дашковский, Шершнева, 2011; Дашковский, Шершнева, Цэдэв, 2013; 2017; Дашковский, Цэдэв, 2017; Цэдэв, 2017; Бу-рэн-Улзий, Цэдэв, Баяртунгалаг, 2013].

Начиная с 1990-х гг. в Монголии вместо социализма установились рыночные отношения, страна проводила открытую политику, сюда свободно проникали чужие религии. Наряду с демократическими настроениями, постсоциалистические страны были

вовлечены в процесс так называемой глобализации. Одни рассматривали глобализацию как развитие и прогресс, как закономерный процесс, охватывающий весь мир, другие считали, что необходимо принимать антиглобализационные меры.

В вузах и общеобразовательных школах в последние десятилетия осуществлялись самые различные события под флагом образовательных реформ: поступление в школу с шести лет, Кембриджская программа, национальная программа «Правильное монгольское дитя», программа «Ядро» и др.

Хотя и сегодня в условиях глобализации распространяется плюрализм, при разработке образовательной политики следует учитывать характерные черты монгола, особенности его менталитета, четырехвременное территориальное расположение (по временам года), питание и продукты, культуру и цивилизацию. В частности, вместо разработки «своей» стратегии или политики развития правительство, министерства и их канцелярские управления предпочитают копировать образовательную политику высокоразвитых стран. Это приводит не только к недочётам в развитии страны, но и проблемам в обеспечении обучающихся качественным образованием, развитии и социализации, что видно из пройденного пути.

Согласно данным нашего исследования, одним из серьезных факторов торможения образовательной системы нашей страны является проникновение чужих, не традиционных для Монголии религий, принятие их школьниками и студентами.

Сразу после 1990 г. в Монголию свободно проникали такие чуждые религии, как христианство, его различные течения и направления (протестантизм, католицизм и др.). Немалое количество школьников свободно посещают протестантские церкви и их службы, особенно по субботам и воскресеньям. У тех ребят, которые ходят в церкви нетрадиционных религий, формируется другое мировоззрение, не свойственное монголам. Привожу один пример. В одном аймаке лет 7-8 назад пропала девушка-школьница, оставив письмо следующего содержания: «Меня не ищите, я уеду в тот мир райский, там я буду жить богато и в достатке». Ее нашли мертвой через несколько дней. Подобное и случилось в столице года два назад. Тоже девушка, ученица старших классов, решила умереть: поднялась на восьмиэтажный дом и спрыгнула оттуда. Она писала примерно то же самое: «Мне надоело жить, уеду в тот мир, меня спасет Христос, мой Учитель».

Некоторые государства проводят весьма строгую политику в отношении чужих религий, обратив на этнорелигиозные проблемы серьезное внимание. Например, на Пленуме ЦК КПК глава Китайской Народной Республики Си Цзиньпин сообщил о разделении религии и образования, об уважительном отношении к национальному образу жизни и обычаям народа. А у нас в Монголии отсутствует чёткая политика в отношении чужих, нетрадиционных религий, малолетних ребят-школьников, а также молодежь знакомят не с научными идеями или концепциями, а чужими религиозными доктринами.

В Улан-Баторе стали функционировать образовательные учреждения, где явно проповедуют чужие религии: например, Международный университет «Улан-Батор», созданный с помощью финансирования Южной Кореи, общеобразовательная школа «Но-мын ёс» (Порядок учения или книги). Девиз Международного университета «Улан-Батор» — «Вера — Надежда — Любовь». А миссия была охарактеризована следующим образом: «Мы осуществляем Веру — Надежду — Любовь. Каждый успех человека базируется на доверии. Мы работаем, чтобы давать гуманистическое и этическое обра-

зование студентам, которые стремятся преодолеть любые трудности и преграды, стали любить и беречь других. Цель наша — готовить позитивного гражданина, пользующегося доверием».

Рис. 1. Один из учебных корпусов международного университета «Улан-Батор»

Рис. 3. Призыв Международного университета «Улан-Батор»: «Вера — Надежда —Любовь»

Таким образом, школьники и студенческая молодежь становятся главной целевой группой для расширения круга воздействия чужих религиозных учреждений. Самое вредное — это использование образовательных учреждений в качестве места для проповеди своей религии.

Университет — это центр обучения и научных исследований, а не место для подготовки граждан со стремлениями преодолеть трудности, любить и беречь других, не место для проведения митингов и проповеди чужих религий. Какую же деятельность проводит этот университет? Известно, что университет прививает студентам этические воззрения, осуществляет социализацию, формирует личность. Однако не это является первоочередной целью высшего учебного заведения. Разрешена ли на международном уровне такая миссия университета, тем более международного? Какие именно цели и задачи он преследует?

Подозреваем, что этот университет нацелен на проповедь религиозных учений. На страницах СМИ писали об этом и критиковали его за это. Этот вуз, финансируемый Южной Кореей, организовал однажды открытие нового учебного года в христианской церкви «Гэгээрэл» (Просвещение), что вызвало возмущение абитуриентов. Об этом писали в прессе, затем забыли. Университет «Улан-Батор» продолжает осуществлять свою деятельность по сей день.

Каждый гражданин имеет право быть суеверенным, однако нельзя осуществлять религиозную деятельность в образовательных учреждениях. А после окончания вуза, после социализации человеку можно свободно выбирать религию. Таким образом, некоторые образовательные учреждения в какой-то мере связаны с чужой религиозной деятельностью и находятся под ее влиянием, такого рода явление является интеллектуальным насилием, как писали в сайте [Боловсролын салбарыг..., 2016].

Чуждые религиозные взгляды, несомненно, оказывают и будут оказывать отрицательные воздействия на развитие и социализацию детей, особенно на их мировоззрение и менталитет.

В последнее время много пишут о негативных последствиях чужих агрессивных религий. Как считает Б. Саран, «нынешняя молодежь ходит в христианскую церковь, когда болеет, по своим личным интересам, она верит в Аллаха, по уговорам родителей, особенно дедушек и бабушек, посещает буддийский монастырь, почитает шаманизм...» [Саран, 2016]. В этом есть доля правды. Когда студент недостаточно подготовился к экзаменам, он ходит к шаману и просит о том, чтобы шаман положительно решил его проблему.

Таким образом, увеличивается количество молодых людей, верующих в Христа, они не отмечают Цагаан cap — один из любимых национальных праздников Монголии. Когда играют свадьбу, они ходят в христианскую церковь, поклоняются кресту и получают там благословение, когда прощаются с покойными, они прибегают не к монгольским, а чужим, нетрадиционным ритуалам. Из-за этого в семье возникают непонимание друг друга, даже споры и разногласия среди родных и близких [Боловсролын салбарыг..., 2016]. Такие нездоровые явления, возникшие из-за чужих религиозных вероисповеданий, ослабляют «монгольский иммунитет».

Мы пришли к следующим выводам. Во-первых, из-за свободного проникновения в Монголию чужих нетрадиционных религий и их различных течений и направлений этноконфессиональная ситуация в стране стала довольно пёстрой: сосуществуют монастыри, церкви и храмы самых различных религиозных конфессий. В неко-

торых местах превалируют монастыри и церкви нетрадиционных религий. Во-вто-рых, из-за «из-за слишком глубокого верования в чужие религии в последние 4 года 108 школьников покончили жизнь самоубийством» [Хурэл, 2016]. Такие сообщения и действительные факты просто наводят страх на читателей, простых людей. В-треть-их, среди религий, негативно воздействующих на детей и молодежь, по нашему мнению, это извращенные христианские направления и секты, такие как мормоны (церковь просветителей позднего периода Исуса Христа), религия Муна (Церковь Солидарности), Свидетели Иеговы [Цэдэндамба, 2013: 138]. Таким образом, чужие, нетрадиционные религии и их извращенные направления и секты оказывают весьма негативные влияния на еще не окрепшие души и умы наших детей — сегодняшних школьников, и вообще на образовательную сферу страны. Образовательным учреждениям всех ступеней страны предстоит весьма актуальная задача — защита юных умов и сердец школьников от вторжений негативных нетрадиционных религий и их извращенных направлений и сект.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Боловсролын салбарыг шашнаас салгая [Электронный ресурс]. — URL: www.unen, mn (дата обращения: 12.05.2016)

Бурэн-Улзий И. Цэдэв X. Баяртунгалаг Г. Некоторые исследования по религиозным вопросам, проведенным в Ховдском аймаке // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VI. Барнаул, 2013. С. 192-203.

Дашковский П. К. Современные этноконфессиональные процессы в Монгольском Алтае // Религиоведение. 2012. № 1. С. 134-143.

Дашковский П. К., Кушнерик Р. А. Некоторые особенности формирования религиозного ландшафта на территории Монгольского Алтая // Природные условия, история и культура Западной Монголии. Ховд ; Томск, 2009. Т. I. С. 29-32.

Дашковский П. К., Кушнерик Р. А., Цэдэв Н. Этноконфессиональные процессы в Северо-Западной Монголии (по материалам полевых исследований 2008 г.) // Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах. Барнаул, 2009. Т. II. С. 241-245.

Дашковский П. К., Цэдэв Н., Шершнева Е. А. Некоторые особенности этноконфес-сиональной ситуации в Баян-Ульгийском аймаке Монголии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2010. Вып. IV. С. 180-186.

Дашковский П. К., Кушнерик Р. А., Цэдэв Н.Х., Ганболд О. М Баруун Хойд Монгол -дахь угсаатны шашны уйл явц (2008 оны хээрийн судалгааны материалл тулгуурлав // Эрдэв шинжилгээний бичиг. №2 (14) (Нийгэм хумуунлэгиийн ухаан). Улаанбататар, 2009. С. 30-34.

Дашковский П. К., Шершнева Е. А. Продолжение этноконфессиональных исследований в Ховдскоим аймаке Монголии // Религия в истории народов России и Центральной Азии. Барнаул, 2011. С. 230-235.

Дашковский П. К., Шершнева Е. А., Цэдэв X. Монгол улсын Баян-Олгий аймаг дахь угсаатны шашны нОхцОл байдлын зарим онцлог // Эрдэм шинжилгээний бичиг. 2013. № 1 (6). С. 24-29.

Дашковский П. К., Шершнева Е. А., Цэдэв Н. Этноконфессиональные исследования в Монголии в 2016 г. // Народы и религии Евразии. 2017. Вып. 1-2 (10-11). С. 115-128.

Дашковский П. К., Цэдэв Н. Этноконфессиональные процессы в Монгольском аймаке // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 3: Конец XX — начало XXI в.: коллективная монография / отв. ред. П. К. Дашковский. Барнаул, 2017. С. 122-135.

Саран Б. Шашны энэ олон урсгалд толгой нь эргэсэн Монгол залуус [Электронный ресурс]. — URL: www.news.mn (дата обращения: 16.05.2016).

Хурэл Э. Шашны гаж урсгалаас болж сурагч хуу ангидаа еерийгее боомилсон байж болзошгуй гэнэ // Эдрийн сонин. 2016. №295.

Цэдэв X. Наваанзоч. Некоторые проблемы изучения этноконфессиональной ситуации в Монголии // Народы и религии Евразии. 2017. Вып. 3-4 (12-13). С. 128-134.

Цэдэндамба С. Шашин пгутлэгт гарч буй еерчлелт // Монголын нийгмийн еерчлелт. ФСЭХ. Улан-Батор, 2013. С. 129-140.

REFERENCES

Bolovsrolyn salbaryg shashnaas salgaia [Discourage Education from the Ministry of Education]. Available at: www.unen.mn (data obrashcheniia: 12.05.2016).

Buren-Ulzii I. Tsedev Kh. Baiartungalag G. Nekotorye issledovaniia po religioznym voprosam, provedennogo v Khovdskom aimake. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri I Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive. Vyp. VI. Barnaul, 2013. Pp. 192-203.

Davgazhamts G. KhKhl zuuny ekhen yeiin Mongol ulsyn geopolitikiin orchin. UB., 2014. 174 p.

Dashkovskii P. K. Sovremennye etnokonfessional'nye protsessy v Mongol'skom Altae [Modern ethno-confessional processes in the Mongolian Altai]. Religiovedenie [Religious studies]. 2012. № 1. Pp. 134-143.

Dashkovskii P. K., Kushnerik R. A. Nekotorye osobennosti formirovanie religioznogo landshafta na territorii Mongolskogo Altaia [Some features of formation of the religious landscape in the territory of the Mongolian Altai]. Prirodnye usloviia, istoriia i kul'tura Zapadnoi Mongolii [Natural conditions, history and culture of Western Mongolia]. Khovd; Tomsk, 2009. Т. I. Pp. 29-32.

Dashkovskii P. K., Kushnerik R. A., Tsedev N. Etnokonfessional'nye protsessy v Severo-Zapadnoi Mongolii (po materialam polevykh issledovanii 2008 g.) [Ethnoconfessional processes in the North-West Russia (on materials of field research, 2008)]. Politologicheskie i etnokonfessional'nye issledovaniia v regionakh [Political science and religious studies in the regions], Barnaul, 2009. Т. II. Pp. 241-245.

Dashkovskii P. K., Tsedev N., Shershneva E. A. Nekotorye osobennosti etnokonfessional noi situatsii v Baian-Ul'giiskom aimake Mongolii [Some peculiarities of ethno-confessional situation in Bayan if you aimag, Mongolia]. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive [World population of southern Siberia and Central Asia in the historical retrospective]. Barnaul, 2010. Vyp. IV. Pp. 180-186.

Dashkovskii P. K., Shershneva E. A. Prodolzhenie etnokonfessional'nykh issledovanii v Khovdskoim aimake Mongolii [Continued ethno-religious research in Chudskom aimag of Mongolia]. Religiia v istorii narodov Rossii i Tsentral'noi Azii. [Religion in the history of the peoples of Russia and Central Asia] Barnaul, 2011. Pp. 230-235.

Dashkovskii P. K., Shershneva E. A., Tsedev N. Mongol ulsyn Baian-Qlgii aimag dakh' ugsaatny shashny nOkhtsOl baidlyn zarim ontslog [Mongolian Olsen Bayan-Lgii aimag Dahpsaty chasny nhcl baglin of sarim ontslag]. Erdem shinzhilgeenii bichig [Erdem Shinigami of bicig]. 2013. № 1 (6). Pp. 24-29.

Dashkovskii P. K., Shershneva E. A., Tsedev N. Etnokonfessional'nye issledovaniia v Mongolii v 2016 g. [Ethno-religious research in Mongolia in 2016]. Narody i religii Evrazii [Nations and religions of Eurasia]. 2017. № 1-2 (10-11). Pp. 115-128.

Dashkovskii P. K., Shershneva E. A., Tsedev N. Etnokonfessional'nye issledovaniia v Mongolii v 2016 g. [Ethno-religious research in Mongolia in 2016]. Narody i religii Evrazii [Nations and religions of Eurasia]. 2017. Vyp. 1-2 (10-11). Pp. 115-128.

Dashkovskii P. K., Tsedev N. Etnokonfessional'nye protsessy v Mongol'skom Altae [Ethnoconfessional processes in the Mongolian Altai]. Religioznyi landshaft Zapadnoi Sibiri i sopredel'nykh regionov Tsentral'noi Azii.: kol. monografiia pod red. P. K. Dashkovskogo [The religious landscape of Western Siberia and adjacent regions of Central Asia: count the monograph under the editorship of P. K. Dashkovsky]. Barnaul, 2017. T. Ill, Pp. 122-135.

Saran B. Shashny ene olon ursgald tolgoi n ergesen Mongol zaluus [The Mongolian youth who have turned heads in this multiracial society]. Available at: www.news.mn (data obrashcheniia: 16.05.2016).

Khyrel E. Shashny gazh ursgalaas bolzh suragch khyy angidaa eeriigee boomilson baizh bolzoshgyi gene [Because of the distrust of religious beliefs, a student might be suspicious of his class in his class]. Odriin sonin. №295.

Tsedev Kh. Navaanzoch. Nekotorye problemy izucheniia etnokonfessional'noi situatsii v Mongolii [Some problems of studying ethno-religious situation in Mongolia]. Narody i religii Evrazii [Nations and religions of Eurasia]. 2017. Vyp. 3-4 (12-13). Pp. 128-134.

Tsedendamba S. Shashin shytlegt garch bui eerchlelt [Changes in Religion]. Mongolyn niigmiin eerchlelt. FSEKh. Ulan-Bator, 2013. Pp. 129-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.