Научная статья на тему 'Некоторые проблемы изучения этноконфессиональной ситуации в Монголии'

Некоторые проблемы изучения этноконфессиональной ситуации в Монголии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ETHNO-CONFESSIONAL SITUATION / ВЕРУЮЩИЕ / BELIEVERS / БУДДИЗМ / BUDDHISM / ШАМАНИЗМ / SHAMANISM / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ / RELIGIOUS MOVEMENTS / САКРАЛИЗАЦИЯ ГОРЫ / SACRALIZATION OF THE MOUNTAINS / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / МОНАСТЫРЬ / MONASTERY / ВОЗРОЖДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ / REBIRTH THE NON-TRADITIONAL RELIGIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цэдэв Наваанзоч Х.

Современная Монголия это одна из древних азиатских стран с богатейшей древней культурой и религией. Однако после демократических перемен 1990-х гг. этнокон-фессиональная ситуация страны подверглась сильному изменению: наряду с основной религией буддизмом начали занимать свое место христианство и его самые различные течения и направления. В последние годы количество верующих резко сокращается в связи с научно-техническим прогрессом и внедрением инновационных технологий в жизнь. Одна из особенностей нынешней этноконфессиональной ситуации страны это и возрождение шаманизма, забытого в годы социализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF THE ETHNO-RELIGIOUS SITUATION IN MONGOLIA

Modern Mongolia is one of the oldest Asian countries with a rich ancient culture and religion. However, after the democratic changes of the 1990s the ethnic and religious situation of the country has undergone drastic change: along with the main religion of Buddhism began to take its place Christianity and its various currents and directions. In recent years the number of believers is sharply reduced in connection with scientific and technical progress and implementation of innovative technologies in life. One of the features of current ethnic and religious situation of the country is the revival of shamanism, forgotten in the years of socialism.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы изучения этноконфессиональной ситуации в Монголии»

Раздел VI

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Наваанзоч X. Цэаэв

Монгольский национальный университет, г. Улан-Батор (Монголия}

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В МОНГОЛИИ7

Современная Монголия — это одна из древних азиатских стран с богатейшей древней культурой и религией. Однако после демократических перемен 1990-х гг. этнокон-фессиональная ситуация страны подверглась сильному изменению: наряду с основной религией — буддизмом — начали занимать свое место христианство и его самые различные течения и направления. В последние годы количество верующих резко сокращается в связи с научно-техническим прогрессом и внедрением инновационных технологий в жизнь. Одна из особенностей нынешней этноконфессиональной ситуации страны — это и возрождение шаманизма, забытого в годы социализма.

Ключевые слова: этноконфессиональная ситуация, верующие, буддизм, шаманизм, христианство, религиозные течения, сакрализация горы, церковь, монастырь, возрождение нетрадиционных религий.

7 Настоящее исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ-МинОКН Монголии «Историко-этнографическое изучение развития религиозного ландшафта в трансграничном пространстве Южной Сибири и Монголии» (проект № 16-21-03001).

Navaanzoch Kh. Tsedev

Mongolian National University, Ulan Bator (Mongolia)

SOME PROBLEMS OF THE ETHNO-RELIGIOUS SITUATION IN MONGOLIA

Modern Mongolia is one of the oldest Asian countries with a rich ancient culture and religion. However, after the democratic changes of the 1990s the ethnic and religious situation of the country has undergone drastic change: along with the main religion of Buddhism began to take its place Christianity and its various currents and directions. In recent years the number of believers is sharply reduced in connection with scientific and technical progress and implementation of innovative technologies in life. One of the features of current ethnic and religious situation of the country is the revival of shamanism, forgotten in the years of socialism.

Key words: ethno-confessional situation, believers, Buddhism, shamanism, Christianity, religious movements, sacralization of the mountains, Church, monastery, rebirth the non-traditional religions.

Нынешняя Монголия выглядит как страна, где сосуществуют главные мировые религии: традиционные — буддизм и вновь возрождаемый шаманизм (для большинства монголов), ислам (для казахов), нетрадиционные — христианство и его различные течения и секты (протестантизм, католицизм, православие, мормонизм, баптизм и др).

На протяжении ряда лет российско-монгольский коллектив под руководством П. К. Дашковского (Алтайский государственный университет) и Н. Цэдэва (Монгольский национальный университет, Ховдский государственный университет) занимается изучением этноконфессиональных процессов в Монголии. Отдельные результаты таких исследвоаний уже опубликованы [Дашковский, 2012; Дашковский, Кушне-рик, Цэдэв, 2009; Дашковский, Кушнерик, 2009; Дашковский, Цэдэв, Шершнева, 2010; Дашковский, Шершнева, 2011; Дашковский, Шершнева, Цэдэв., 2013; 2016: Дашковский, Цэдэв, 2017; Цэдэв, Бурэн-Олзий, Баяртунгалаг, Пурэвсурэн, 2013; и др.]. После того как узаконили свободу верования в Монголии 1991 г., стали внедряться по-ново-му различные религиозные течения и увеличиваться количество религиозных монастырей и церквей. Национальное статистическое управление сообщило о том, сколько монастырей и церквей проводит деятельность в стране (по состоянию конца 2013 г). Известно, что самое большое количество монастырей и церквей размещено в Улан-Ба-торе, где сегодня проводит религиозную деятельность 167 религиозных организаций. За ним следуют Баян-Ульгийский аймак — 19, Ховдский — 9, аймак Уве — 10, Завхан-ский — 10, Гоби-Алтайский — 3, Хубсугульский — 9, Архангайский — 7, Баянхонгор-ский — 11, Булганский — 6, Убурхангайский — 7, Среднегобийский — 7, Южногобий-ский — 3, Восточногобийский — 7, Гобисумбэрский — 3, Центральный — 5, Восточный — 3, Сухэ-Баторский — 11, Дархан-Ульский — 20.

Таблица 1

Количество верующих и неверующих людей в Монголии

Верование Кол-во людей Доля (в процентах)

Всего 1.905.969 100.0

Верующие 735.283 38.6

Неверующие 1.170.283 61.4

Таблица 2

Конфессиональная принадлежность верующих

Религия Количество последователей %

Буддийская религия 1.009.357 53.0

Христианская религия 41.117 2.1

Исламская религия 57.702 3.0

Шаманская религия 55.174 2.9

Другие 6.933 0.4

Согласно итогам циклических исследований, проведенных в 1970-1980 гг. Институтом философии, социологии и права АН Монголии, 80-85% участников опроса считали себя «неверующими, не имеющими никаких связей с религиозными монастырями и церквями». Однако в разгаре социальных трансформаций три четверти опрашиваемых в 1994 г., или 72% участников опроса, относили себя к какой-нибудь религии, т. е. признавали причастность к какой-нибудь религии [Бурэн-Улзий, Цэдэв, Баяртун-галаг, 2013: 195].

В 2003 г. проводилось исследование на тему «Национальная безопасность и религиозное верование в Монголии начала XXI века», в результате чего 74,89% участников опроса — «верующие». Таким образом, стало известно, что за 9 лет количество верующих повысилось на 3,8%.

Если мы сравниваем сообщения об этноконфессиональной ситуации в 1970, 1994, 2003 и 2010 гг., то налицо весьма интересные цифры. В 1970-1980-х гг. 80-85% монголов были атеистами, т.е. неверующими, в 1994 г. — 29%, в 2003 г. — 25%, хотя и количество верующих значительно увеличилось, по данным исследования в 2010 г., неверующими оказалось 61,4%. Эти цифры естественно привлекают наше внимание: ведь государство узаконило верование в любую религию. Возможно, это объясняется тем, что всякие естественные явления и нераскрытые тайны ныне становятся открытыми для всего мира, к любому вопросу начинают подходить на научных основаниях по мере внедрения техники и технологии в жизнь, развитие человека идет с невиданной скоростью, все это повлияет на конфессию.

Как мы знаем, что в Монголии активно работают представители нетрадиционной религии. Монгольский веб-сайт www.dorgio.mn [Саран, 2014: www.dorgio.mn] сообщает о создании самой молодой католической церкви в Улан-Баторе. Распространение католической религии в Монголии идет черепашьим шагом, сообщает данный веб-сайт.

22 года назад в Монголии не было ни одного монгола — поклонника католической религии, ныне стало 1019. По распространению католицизма в Монголии занято 80 организаций, действуют 4 церкви и 6 вице-церквей. Количество верующих в католицизм ежегодно увеличивается на 20 человек, как считает епископ Падилла.

В сельских районах Монголии тоже активно работают нетрадицоналисты. Летом 2014 г., когда нам довелось провести 2 дня в Улангоме, на Центральной площади перед Администрацией аймака Уве молодые люди шустро раздавали бумажки прохожим, объявившие о семинаре по Библии.

Рис. 7. 1-2. Христианская церковь в г. Улангоме, которая активно проводит семинар

по Библии

Религия и геополитика тесно связаны. Во второй половине XX в. социально-экономические трансформации охватывали весь мир, одновременно с ними возродилась и религия в мировом объеме. Это и есть, как пишет ученый-исследователь Г. Дагва-жамц, религиозно-геополитический напор в действиях [Давгажамц, 2014: 68]. Георелигия начала действовать с середины 1970-х гг., почти каждая религия порождала своих экстремистов, они и проводят георелигиозную политику. Таким образом, религиозные экстремисты попадали в острую форму борьбы, их политическое влияние усилилось, они хотят, чтобы общественные и личностные мнения соответствовали религиозным учениям.

Предпочитание религии возродилось и в бывших соцстранах, в частности, в Монголии. Таким образом, возрождение религии явилось как бы наградой за то, что перестали строго соблюдать нравственность, забыли боязнь и страх, потерялся общественный порядок и ослабилась солидарность в стране. В каждом случае потери порядка и стабильности гражданского общества образуется пространство для экстремистского движения и всяких религиозных группировок, все это видно в жизни. Такой же ситуацией объясняется, почему в 1994 г. 71,1% участников опроса относили себя к какой-ни-будь религии, т. е. признавали причастность к какой-нибудь религии.

Те чужие, нетрадиционные религии, распространенные ныне в Монголии, не ведут монголов к просвещению от просвещения, а людей с высшим образованием, опытных, проработавших на высоких должностях партии и государства, ведут от просвещения к невежеству [Давгажамц, 2014: 70].

Рис. 2. Одна из крупных христианских церквей в столице Монголии Улан-Баторе

Сосуществование различных религиозных течений и направлений в Монголии — это яркое свидетельство плюралистического подхода в современной религиозной жизни страны. Многообразие религиозных ситуаций в Монголии, с одной стороны, обусловлено внутренним фактором, связанным с национальными традициями и обычаями, с возрождением национального сознания; с другой — внешним фактором, связанным с переходным периодом от закрытого режима к открытому обществу, со стремлением чужих религиозных атак занимать пустое пространство общественного духа; следствие и воздействие все более глобализируемых факторов, связанных с идейными изменениями и культурной диффузией и натиском [Цэдэндамба, 2013:133].

Шаманскую религию можно считать коренным верованием монголов, за прошедшее время после демократических перемен она и возрождается вновь. Ныне шаманизм распространяется среди дархатцев, дурбетов, урянхайцев, халхцев и монгольских бурятов. По-новому выходят потомственные шаманы и шаманки, которые оказывают услуги гражданам по их просьбе, обеспечивают душевную потребность верующих.

Рис. 3. Вдоль трассы из Улан-Батора в западные аймаки стоит скульптура шамана

Шаманство как синтез традиционной веры в природу, тэнгрианства и буддизма проявляется в сложной форме. Для возрождения шаманизма оказывало влияние следую-

щее: свободное изображение в искусстве шаманских обрядов и правил; организованный в Монголии V международный форум по шамановедению; государственная сакрализация некоторых гор и горных хребтов [Цэдэндамба, 2013:137]. Впервые в 1995 г. вышло решение президента о государственной сакрализации гор Богд хаан, Бурхан Хал-дун и Отгонтэнгэр. Немного позже вынесен президентский указ о сакрализации ряда гор: Алтан-Обо (Дарьганга), Алтан-Хухий (Ховд), Сутай Хайрхан (Гоби-Алтай), Хан-Хухий (Убс), Суврага Хайрхан (Архангай). При сакрализации гор осуществляются государственные и религиозные обряды параллельно. Вообще жертвоприношение гор и обонов является едиными обрядами шаманской и буддийской религий, в этом состоит их специфичность. Как пишет С. Цэдэндамба, «хотя и шаманство возрождается в сфере быта, пока не стало социальным движением и идейным фактором, зримо воздействующим на социальное развитие» [Цэдэндамба, 2013:137]. Вообще, никто не возразит мнению, согласно которому шаманизм возрождается ныне в Монголии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Нынешняя этноконфессиональная ситуация в Монголии является довольно разнообразной: наряду с традиционными верованиями одновременно сосуществуют такие нетрадиционные религии, как христианские, и их различные течения.

2. Иностранные проповедники всячески стараются внедрить свою религию, свои религиозные доктрины, однако пространство для распространения чужих религий в Монголии, по нашему мнению, сужается по сравнению с первыми годами демократических перемен.

3. Шаманизм как одно из традиционных верований в последние 20 лет возобновляется, открываются центры шаманства или шаманской молитвы.

4. Хотя и внедряются нетрадиционные религии и их течения и направления в Монголию, все-таки основной традиционной религией остается буддизм или бурханизм.

5. Если сохранится социально-политическая и экономическая стабильность страны, то и нынешняя этноконфессиональная ситуация будет стабильной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бурэн-Улзий И. Цэдэв X. Баяртунгалаг Г. Некоторые исследования по религиозным вопросам, проведенным в Ховдском аймаке // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VI. Барнаул, 2013. С. 192-203.

Дашковский П. К. Современные этноконфессиональные процессы в Монгольском Алтае // Религиоведение. 2012. № 1. С. 134-143.

Дашковский П. К., Кушнерик Р. А. Некоторые особенности формирования религиозного ландшафта на территории Монгольского Алтая // Природные условия, история и культура Западной Монголии. Ховд-Томск, 2009. Т. I. С. 29-32.

Дашковский П. К., Кушнерик Р. А., Цэдэв Н. Этноконфессиональные процессы в Северо-Западной Монголии (по материалам полевых исследований 2008 г.) // Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах. Барнаул, 2009. Т. II. С. 241-245.

Дашковский П. К., Цэдэв Н., Шершнева Е. А. Некоторые особенности этноконфессиональной ситуации в Баян-Ульгийском аймаке Монголии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2010. Вып. IV. С. 180-186.

Дашковский П.К., Кушнерик P.A., Цэдэв Н.Х., Ганболд О. М Баруун Хойд Монгол дахь угсаатны шашны уйл явц (2008 оны хээрийн судалгааны материалл тулгуурлав // Эрдэв шинжилгээний бичиг. №2 (14) (Нийгэм хумуунлэгиийн ухаан). Улаанбататар, 2009. С. 30-34.

Дашковский П. К., Шершнева Е. А. Продолжение этноконфессиональных исследований в Ховдскоим аймаке Монголии // Религия в истории народов России и Центральной Азии. Барнаул, 2011. С. 230-235.

Дашковский П. К., Шершнева Е. А., Наваанзоч X. Цэдэв. Монгол улсын Баян-Элгий аймаг дахь угсаатны шашны нЭхцЭл байдлын зарим онцлог // Эрдэм шинжилгээний бичиг. 2013. № 1 (6). С. 24-29.

Давгажамц Г. XXI зууны эхэн уеийн Монгол улсын геополитикийн орчин. УБ., 2014. 174 с.

Цэдэв Н., Бурэн-Олзий И., Баяртунгалаг Г., Пурэвсурэн Ц. Город Ховд как центр пересечения мировых религий // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2013. Вып. 6. С. 238-242.

Цэдэндамба С. Шашин шутлэгт гарч буй уурчлулт // Монголын нийгмийн уурчлулт. УБ., 2013. С. 129-140.

Саран Б. Шинэ католик сум УУДЭЭ нээв [Электронный ресурс]. URL: www.dorgio.mn (дата обращения 26.03.2014).

REFERENCES

Buren-Ulzii I. Tsedev Kh. Baiartungalag G. Nekotorye issledovaniia po religioznym voprosam, provedennogo v Khovdskom aimake. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive. Vyp. VI. Barnaul, 2013. S. 192-203.

Davgazhamts G. KhKhl zuuny ekhen уeiin Mongol ulsyn geopolitikiin orchin. UB., 2014. 174 s.

Dashkovskii P. K. Sovremennye etnokonfessional'nye protsessy v Mongolskom Altae [Modern ethno-confessional processes in the Mongolian Altai]. Religiovedenie [Religious studies]. 2012. № 1. S. 134-143.

Dashkovskii P. K., Kushnerik R. A. Nekotorye osobennosti formirovanie religioznogo landshafta na territorii Mongolskogo Altaia [Some features of formation of the religious landscape in the territory of the Mongolian Altai]. Prirodnye usloviia, istoriia i kul'tura Zapadnoi Mongolii [Natural conditions, history and culture of Western Mongolia]. Khovd-Tomsk, 2009. Т. I. S. 29-32.

Dashkovskii P. K., Kushnerik R. A., Tsedev N. Etnokonfessional'nye protsessy v Severo-Zapadnoi Mongolii (po materialam polevykh issledovanii 2008 g.) [Ethnoconfessional processes in the North-West Russia (on materials of field research, 2008)]. Politologicheskie i etnokonfessional'nye issledovaniia v regionakh [Political science and religious studies in the regions], Barnaul, 2009. Т. II. C. 241-245.

Dashkovskii P. K., Tsedev N., Shershneva E. A. Nekotorye osobennosti etnokonfessional noi situatsii v Baian-Ul'giiskom aimake Mongolii [Some peculiarities of ethno-confessional situation in Bayan if you aimag, Mongolia ]. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospektive [World population of southern Siberia and Central Asia in the historical retrospective]. Barnaul, 2010. Vyp. IV. S. 180-186.

Dashkovskii P. K., Shershneva E. A. Prodolzhenie etnokonfessional'nykh issledovanii v Khovdskoim aimake Mongolii [Continued ethno-religious research in Chudskom aimag of

Mongolia]. Religiia v istorii narodov Rossii i Tsentral'noi Azii. [Religion in the history of the peoples of Russia and Central Asia] Barnaul, 2011. S. 230-235.

Dashkovskii P.K., Shershneva E. A., Tsedev N. Mongol ulsyn Baian-Glgii aimag dakh' ugsaatny shashny nQkhtsQl baidlyn zarim ontslog [Mongolian Olsen Bayan-Lgii aimag Dah psaty chasny nhcl baglin of sarim ontslag]. Erdem shinzhilgeenii bichig [Erdem Shinigami of bicig]. 2013. № 1 (6). S. 24-29.

Dashkovskii R K., Shershneva E. A., Tsedev N. Etnokonfessional'nye issledovaniia v Mongolii v 2016 g. [Ethno-religious research in Mongolia in 2016]. Narody i religii Evrazii [Nations and religions of Eurasia]. 2017. № 1-2 (10-11). S. 115-128.

Dashkovskii R K., Tsedev N. Etnokonfessional'nye protsessy v Mongol'skom Altae [Ethnoconfessional processes in the Mongolian Altai]. Religioznyi landshaft Zapadnoi Sibiri i sopredel'nykh regionov Tsentral'noi Azii.: kol. monografiia pod red. R K. Dashkovskogo [The religious landscape of Western Siberia and adjacent regions of Central Asia: count the monograph under the editorship of R K. Dashkovsky.]. Barnaul, 2017. T. Ill, S. 122-135.

Tsedev N., Buren-Olzii I., Baiartungalag G., Purevsuren Ts. Gorod Khovd kak tsentr peresecheniia mirovykh religii [Hovd as the center of the intersection of world religions] // Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospective [The world population of southern Siberia and Central Asia in the historical retrospective]. Barnaul, 2013. Vyp. 6. S. 238-242.

Tsedendamba S. Shashin shutlegt garch bui uurchlult. Mongolyn niigmiin uurchlult. UB., 2013. S. 129-140.

Saran B. Shine katolik sym YY^ee neev [Elektronnyi resurs]. URL: www.dorgio.mn (data obrashcheniia 26.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.