Научная статья на тему 'Образование в условиях полиэтничности (на примере Хобдского аймака Монголии)'

Образование в условиях полиэтничности (на примере Хобдского аймака Монголии) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / НАРОДНОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ЗОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / NATIONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наваанзоч Х. Цэдэв

В статье рассматриваются вопросы образования в полиэтнических условиях на примере Ховдского аймака Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN THE MULTI-ETHNIC CONDITIONS (BY THE EXAMPLE OF KHOVD AIMAG)

The article discusses the educational issues in multiethnic environment on the example chodskeho aimag of Mongolia.

Текст научной работы на тему «Образование в условиях полиэтничности (на примере Хобдского аймака Монголии)»

Тувинский государственный университет_

УДК 37 (571.51)+370+371

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ХОБДСКОГО АЙМАКА МОНГОЛИИ)

Наваанзоч Х. Цэдэв Монгольский Национальный университет, Улан-Батор, Монголия

EDUCATION IN THE MULTI-ETHNIC CONDITIONS (BY THE EXAMPLE OF KHOVD AIMAG)

Navaanzoch Kh. Tsedev Mongolian National University, Ulan-Bator, Mongolia

В статье рассматриваются вопросы образования в полиэтнических условиях на примере Ховдского аймака Монголии.

Ключевые слова: поликультурное образование, народности, глобализация, зональная политика, культурные ценности, воспитание.

The article discusses the educational issues in multiethnic environment on the example chodskeho aimag of Mongolia.

Key words: multicultural education, nationality, globalization, regional policy, cultural valúes, upbringing.

В последние годы в теории и практике педагогики стали широко применять термины "поликультурное образование", "поликультурное воспитание". Как пишет В.И. Матис, это обусловлено, во-первых, интегративными процессами, охватившими страны Западной Европы; во-вторых, волной мигрантов из стран Северной Африки, бывшего Советского Союза и др. [1. 59]. С другой стороны, ученые ищут пути сближения культур различных социальных и этнических групп, разных национальностей.

Поликультурное образование, как и поликультурное воспитание, "недавно возникшая концепция, которая неизбежно будет трансформироваться в ответ на вызовы постоянно меняющегося мира" [2. 2]. Значит, данное явление можно и рассматривать как результат глобализации, охватившей весь мир. В Монголию, как и другие страны, проникает сильнейший напор культурных стандартов и ценностей американской цивилизации, что выражается в частности, в распространении продукции массовой культуры США, распространении английского языка. Сильно растет авторитет таких стран - доноров, как США, КНР, Корея, Япония, чьи культуры проникают через СМИ, кинофильмы и др.

С другой стороны, вопрос о поликультурном образовании имеет тесную связь с регионализацией образования. В 2002 году Великий Государственный Хурал и правительство Монголии разработали и утвердили Концепцию Зонального развития и установили зональные опорные центры. Город Хобд был утвержден в качестве одного из опорных центров Западного региона, где будет осуществляться зональная социально-экономическая политика. При этом необходима научно-образовательная политика, отражающая природные, социальные, исторические, культурные и демографические (этнический состав населения) особенности региона. Благодаря реализации такой политики создается возможность реализации цели образования в ведущую отрасль.

Западный регион Монголии, самый отдаленный от центра, имеет своеобразную структуру в природно-географическом отношении, располагает огромными природными ресурсами, с большими историко-культурными памятниками, с богатой традицией героической борьбы за Родину, граничит с Российской Федерацией и Синьцяно-Уйгурским Автономным округом КНР.

Люди, населяющие этот регион, обладают своеобразной культурой, это регион, где дружно уживаются многие народности. Западный регион в целом занимает 415 тыс. квадратных километров, то есть, около четверти территории Монголии.

Западный регион Монголии, куда входят пять аймаков: Хобдский, Баян-Ульгийский, Гоби-Алтайский, Забханский и Убсунурский, занимает почти четверть территории страны, отличается многообразием различных этносов и народностей, недаром называют его и колыбелью многих этносов и народностей. Например, Хобдский аймак, население которого насчитывает около 92 тысяч. По данным переписи населения 2000 года халхцы занимали 27.4%, захчины - 25.0%, казахи - 11.5%, 0.4 - 7.7% населения - торгудцы, баядцы, уэлдцы, урянхайцы, дурбеты, мянгадцы и др. [3. 227].

Численность этих этносов и народностей в административном соотношении выглядит следующим образом (Хобдский аймак делится на 17 сомонов):

№ Название сомонов Территория (тыс. км) Этносы,народности Численность населения

1 Алтай 13144 Захчины 3146

2 Булган 8104 Торгудцы, захчины казахи 9452

3 Буянт 3759 Тувинцы, мянгадцы 3343

4 Дарви 5604 Халхцы 2542

5 Дууг 2146 Урянхайцы 2181

6 Зэрэг 2524 Захчины 3141

7 Манхан 4330 Захчины 4539

8 Дургун 4128 Дурбеты 3011

9 Мянгад 3258 Мянгадцы 3623

10 Муст 3927 Захчины,халхцы 3535

11 Мунххайрхан 2554 Урянхайцы 2495

12 Уенч 7476 Захчины,казахи 4594

13 Хобд 2830 Казахи 4644

14 Цэцэг 3491 Халхцы 2695

15 Чандмань 6016 Халхцы 3020

16 Эрдэнэбурэн 2772 Уэлдцы 3375

17 Жаргалант (г. Хобд) 70 Все представители этносов и народностей 32351 Всего 91687

При этом следует отметить, что халхцы и казахи являются самостоятельными национальностями, а другие - самостоятельными этническими группами или народностями.

В этнографическом и этнокультурном отношениях данные народности и этносы имеют богатые ресурсы по расширению научно-познавательного туризма, по сохранению и распространению традиционных обычаев. Охота с помощью орла-беркута у казахов, телесный танец у торгудцев, горловое пение у халхцев сомона Чандмань, пластические этюды у жителей сомона Цэцэг, Урянхайские героические эпосы и др. славятся не только в стране, но и за рубежом. У каждого этноса и народности имеются своеобразные культурные ценности, свои обычаи и ритуалы. Этносы и народности Хобдского аймака хотя общаются на монгольском языке, имеют и свои диалекты, фольклор, верования и обычаи, менталитет, мировоззрение, отличающие их от других. Таким образом, Хобдский аймак относится к многонациональному и полиэтническому региону, где следует проводить многокультурное образование.

В нынешнее время в г. Хобде функционируют семь 11-летних общеобразовательных школ, в каждом сомоне таких школ 17. К сожалению, во всех общеобразовательных школах обучение ведется по единой программе и единому учебному плану, утвержденным Министерством Образования, Науки и Культуры Монголии. Смогут ли сохранять вышеназванные этносы и народности, кроме халхцев и казахов, свои культурные ценности, обряды и ритуалы при таком

Тувинский государственный университет

обучении? Смогут ли только родители передать своим детям все свои культурные ценности, цивилизационные константы, мировоззренческие ориентиры, выработанные веками?

Численность и доля народностей и этнических групп (по переписи населения в 2000 г.)

№ Народности и этносы Численность Доля (в процентах)

1 Общее население 86831 100

2 Халхцы 23832 27.4

3 Захчины 21645 24.9

4 Казахи 10005 11.5

5 Торгудцы 6995 8.1

6 Урянхайцы 6592 7.6

7 Уэлдцы 6503 7.5

8 Дурбеты 5242 6.0

9 Мянгадцы 4287 4.9

10 Тувинцы 724 0.8

11 Баядцы 377 0.4

12 Узбеки 258 0.3

13 Хошудцы 149 0.2

14 Другие 203 0.2

15 Гражданство Монголии 86812 99.98

16 Иностранцы 19 0.02

В этом отношении общеобразовательные школы должны играть ведущую роль. Однако, при введении единой программы по всей стране, не учитывающей региональной историко-культурной и этнической особенности, школы не смогут выполнять данную функцию.

В "Законе об образовании", принятом в 2002 году, указано, что "Образование будет развиваться в качестве ведущей отрасли, оно будет взято под заботой и координацией государства, под контролем государства и общественности". Далее говорится: "В Монголии, образование должно быть гуманистическим, демократическим, непрерывным, достоянием для всех и опирается на национальных и культурно-цивилизационных ценностях человечества, на передовых наследиях, традициях и науке" [4]. Таким образом, в этом документе были выяснены принципиальные вопросы. Если в Монголии образование будет гуманистическим, демократическим и опираться на национально и культурно-цивилизационные ценности человечества, то следует целенаправленно проводить многокультурное образование. Как писал А.В. Мудрик: "демографические характеристики региона существенно влияют на ценностные ориентации и стиль жизни детей, подростков, юношей, на их установки в сфере межличностных отношений в целом, а также межвозрастных, межполовых и межэтнических отношений, на социально-психологическую ситуацию в регионе" [8. 59]. В данной статье мы ограничивались лишь кратким рассмотрением национальных и этнических различий в Хобдском аймаке Монголии.

В другом правительственном документе "Концепция устойчивого развития Монголии" образование охарактеризовано так: "Сделать образование ведущей отраслью, обеспечивающей устойчивое развитие страны, сформировать новую систему образования, путем широкого использования информационных технологий, достичь мирового уровня качества образования". В этом документе наиболее точно указаны вопросы развития регионов и региональных центров, что связано с государственной политикой зонального развития страны. Далее указано в нем "Путем развития патриотизма в нынешних новых условиях глобализации, развивать национальную культуру, традиционные обычаи, сформировать монгольского гражданина, способного мыслить и творить на мировом уровне" [5] - так подробно определена миссия образовательных учреждений всех ступеней.

При осуществлении этих образовательных задач, в первую очередь, необходимо отразить природные, исторические и культурные особенности региона в учебной программе, благодаря чему смогут формировать граждан, любящих свои родные края, то есть свою малую Родину. Ведь образование и воспитание - два взаимосвязанных процесса, поэтому часто его называют образовательно-воспитательным. С другой стороны - это культурные формы, в которых передается последующим поколениям социальный опыт. Образовательные технологии являются элементом учебно-воспитательного процесса, представляют собой феномены культурной формы [6. 6].

В развитых странах разрабатываются различные модели образования. Выбор общих моделей образования происходил в разных странах и при разных политических режимах с учетом того, что модель может быть:

- эффективно-прогрессивной, направленной на социальный прогресс и на стратегию поликультурного общества, формирующей активного творца и строителя новой жизни. Такие задачи под силу поликультурной модели общего и национального образования;

- неэффективно-формальной, создающей иллюзию присутствия отлаженной системы образования, которая, однако, не отражает ни потребности проживающих в регионе этносов, ни запросы общества в подготовке соответствующих уровню развития экономики выпускников. Такая модель не стимулирует социальный прогресс, а формирует аморфное общество и апатичную, бездеятельную, безинициативную личность. При таком подходе к организации образования и воспитания личность чаще всего отстает от жизни, не формируются качества, которые нужны для социализации;

- эффективно-регрессивной, направленной на формирование разрушительных социальных сил (холодной войны, межнациональных конфликтов, эгоцентризма, национализма, шовинизма и т.д.). При функционировании такой модели, как показывает историческая практика, формируется активный разрушитель жизни, как среди управляющих, так и среди управляемых социальных структур и слоев [7. 87].

Более перспективной и прогрессивной для формирования поликультурного гражданского общества в Западном регионе, нам представляется первая, эффективно-прогрессивная модель, включающая следующие уровни:

- всеобщее (глобальное) образование, вобравшее в себя все лучшее общечеловеческое, все достижения педагогической науки, все современные доктрины в образовании и воспитании;

- общее (государственное) образование, основанное на общегосударственных стандартах, но вобравшее в себя достижения и особенности различных региональных образовательных государственных систем;

- частное (региональное, национальное, местное) образование, основанное на этнокультурных и этнопедагогических особенностях обучения, учитывающее местную культуру, обычаи, традиционные сферы занятости в формировании ценностных ориентаций личности;

- единичное образование, представляющее собой синтез всего положительного, прогрессивного в личности, позволяющее раскрыть потенциально заложенные в каждом человеке способности и помогающее быстрой адаптации в любом поликультурном окружении.

В поликультурном обществе, если за основу взята эффективная, прогрессивная модель, наиболее значимыми являются знания истории, дающие возможность изучить свои корни, выяснить место своего народа в региональном, государственном и мировом сообществе. Далее следуют знания культуры своего этноса и этносов партнеров, с которыми осуществляется взаимодействие. Третьим наиболее важным знанием является знание языков, как части общей национальной культуры, где осуществляются процессы взаимодействия и взаимосотрудничества [7. 97]. То есть, при составлении учебных стандартов для общеобразовательных школ следует обратить особое внимание на особенности каждой национальности и каждого этноса, его культуру, духовный мир, быт, прогрессивные обычаи и верования, трудовые традиции, виды и формы хозяйствования, т.е. на гуманитаризацию учебных предметов.

Тувинский государственный университет

Из вышеизложенного следуют выводы: 1. По национальному и этническому составу Хобдский аймак своеобразен и специфичен, поэтому здесь лучше проводить многокультурное (поликультурное) образование; 2. Более перспективной и прогрессивной для формирования поликультурного гражданского общества в Западном регионе, нам представляется эффективно-прогрессивная модель, при осуществлении которой каждый школьник, каждый гражданин Хобдского аймака сможет стать полноценным, равноправным гражданином страны и жить в быстро меняющемся сегодняшнем мире. Библиографический список:

1. Матис, В.И., Кряклина, Т.Ф. Немецкая школа в регионах России: Монография. Барнаул: Азбука, 1999. - 212 с.

2. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: педагогический, философский, социологический контекст // Преподаватель XXI век. - 2006. - № 1. - с. 2-8.

3. Ховд аймгийн байгаль, нийгэм, эдийн засаг: Монография. Редактор Г. Нямдаваа. Улан-Батор, 2004. - 330 с.

4. Монгол улсын "Боловсролын тухай хууль". Жур: "Турийн мэдээлэл". 2002 он, № 19.

5. Монгол улсын тогтвортой хугжлийн узэл баримтлал. Газета "Унэн", № 01, за 2004 г.

6. Алексеев, М.В. Культурологический подход образовательной технологии // Педагогические технологии. - 2005. -№ 3. - С. 3-14.

7. Матис, В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: "Диалог-Сибирь". - 1997. - с.

328.

8. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. М: "Academa". - 2002. - 194 с. Bibliograficheskij spisok:

1. Matis, V.I., Kryaklina, T.F. Nemetskaya shkola v regionakh Rossii: Monografiya. Barnaul: Azbuka, 1999. - 212 s.

2. Dzhurinskij, A.N. Polikulturnoe vospitanie: pedagogicheskij, filosofskij, sotsiologicheskij kontekst // Prepodavatel XXI vek. - 2006. - № 1. - s. 2-8.

3. Khovd ajmgijn bajgal, nijgem, edijn zasag: Monografiya. Redaktor G. Nyamdavaa. Ulan-Bator, 2004. - 330s.

4. Mongol ulsyn "Bolovsrolyn tukhaj khuul". Zhur: "Turijn medeelel". 2002 on, № 19.

5. Mongol ulsyn togtvortoj khugzhlijn uzel barimtlal. Gazeta "Unen", № 01, za 2004 g.

6. Alekseev, M.V. Kulturologicheskij podkhod obrazovatelnoj tekhnologii // Pedagogicheskie tekhnologii. - 2005. - № 3. - s.

3-14.

7. Matis, V.I. Problema natsionalnoj shkoly v polikulturnom obschestve. Barnaul: "Dialog-Sibir". - 1997. - s 328.

8. Mudrik, A.V. Sotsialnaya pedagogika. M: "Academa". - 2002. - 194 s.

Наваанзоч Х. Цэдэв - Учёный секретарь Монгольского национального университета, действительный член Академии Образования Монголии, профессор, доктор педагогики (Ph.D), E-mail: navaanzoch@yandex.ru

Navaanzoch Kh. Tsedev - Mongolian National University, Ulan-Bator city, Mongolia, Academic Secretary of the Mongolian National University, member of the Academy of Education of Mongolia, Professor, Doctor of Pedagogy (Ph.D), E-mail: navaanzoch@yandex.ru

УДК 37.032

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ

Чебодаев М.И. Тувинский государственный университет, Кызыл

SOME ASPECTS OF MOTIVATION OF SCHOOLCHILDREN OF SECONDARY SCHOOL

Chebodaev M.I. Tuvаn state university, Kyzyl

Статья посвящена обобщению некоторых положений теории мотивации, анализу результатов интересных педагогических экспериментов с точки зрения практической школьной педагогики. А также попытке адаптировать некоторые результаты к применению в современных условиях. Ключевые слова: мотивация, интринсивная мотивация, психология мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.