Научная статья на тему 'Современные проблемы инновационного социальноэкономического развития региона'

Современные проблемы инновационного социальноэкономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЫНОК / REGIONAL INNOVATIVE PROGRAMS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATION / ECONOMIC GROWTH / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Петросянц Виктор Завенович, Садыкова Аминат Магомедхановна

В настоящее время в регионах России разрабатываются региональные инновационные программы по различным направлениям. Однако при реализации на практике данных программ возникает ряд проблем, связанных с несовершенством российского законодательства, отсутствием необходимых ресурсов и т.п. Важно создавать необходимые условия для развития инновационной деятельности, используя при этом прямые и косвенные методы экономического регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Петросянц Виктор Завенович, Садыкова Аминат Магомедхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF INNOVATIVE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

In the present time in the regions of Russia are developed regional innovation programs in various areas. However, the implementation in practice of these programs there is a number of problems connected with imperfection of the Russian legislation, the lack of necessary resources, etc. It is important to create the necessary conditions for the development of innovative activities using the direct and indirect methods of economic regulation.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы инновационного социальноэкономического развития региона»

ДОХОЛЯНС.В., ПЕТРОСЯНЦВ.З., САДЫКОВА A.M.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА^

В настоящее время в регионах Россииразрабатываются региональные инновационные программы по различным направлениям. Однако при реализации на практике данных программ возникает ряд проблем, связанных с несовершенством российского законодательства, отсутствием необходимых ресурсов и т.п. Важно создавать необходимые условия для развития инновационной деятельности, используя при этом прямые и косвенные методы экономического регулирования.

DOKHOLYANS. V., PETROSYANC V.Z., SADYKOVA A.M.

MODERN PROBLEMS OF INNOVATIVE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

In the present time in the regions of Russia are developed regional innovation programs in various areas. However, the implementation in practice of these programs there is a number of problems connected with imperfection of the Russian legislation, the lack of necessary resources, etc. It is important to create the necessary conditions for the development of innovative activities using the direct and indirect methods of economic regulation.

Ключевые слова: региональные инновационные программы, социально-экономическое развитие, инновационная деятельность, экономический рост, рынок.

Keywords: regional innovative programs, socio-economic development, innovation, economic growth, market.

В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчиняют себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества.

Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам и техническим потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-02-00283а).

затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода.

Следовательно, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально-экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Для инновационного социально-экономического развития региона необходимы четыре исходных условия [2]: технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса; постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп; институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие; востребованность инноваций хозяйствующими субъектами и региональной экономикой в целом.

Транзитивная экономика настоятельно требует быстрого изменения качества человеческого капитала. Ресурсов для этого у предприятий явно недостаточно. Разорвать данный порочный круг без активного участия государ -ства невозможно (хотя полагаться только на него было бы не реалистично). Задачи государства в этой сфере состоят в разработке государственной политики по направлениям повышения качества человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях и осуществлении соответствующего законодательного и административного регулирования.

Формирование благоприятной инновационной среды - долгий процесс, требующий значительных инвестиций. Без поддержки со стороны государства, развитие инновационных процессов сильно затруднено. Государство является непосредственным участником инновационной деятельности, в первую очередь как субъект, осуществляющий управление этой деятельностью и ее поддержку [3].

Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и с избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. В период подъема экономики берет вверх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. Как отмечают большинство современных исследователей в области инновационного развития, рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в

науку, тем самым указывая необходимость государственного регулирования инноваций [10].

Основными регулирующими функциями органов исполнительной и законодательной власти в инновационной сфере являются [7]: аккумулирование средств на научные исследования и инновации; координация инновационной деятельности; стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; повышение общественного статуса инновационной деятельности; обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; региональное регулирование инновационных процессов; формирование на федеральном и региональном уровнях научно-инновационной инфраструктуры.

Для реализации этих функций используются следующие меры экономической и бюджетной политики [6]: включение затрат на исследования и разработки частного сектора в себестоимость продукции; списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации; применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях и на привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий; льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование крупных проектов, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования; безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в основном в сфере образования или для мелкого и среднего бизнеса), а также для создания научной инфраструктуры в регионах.

Необходимо отметить, что основная роль по взвешенному регулированию инновационных процессов должна лечь на региональные органы управления. В этой связи главная задача региональной политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому в рамках административно-правового обеспечения научно-технического и инновационного развития региона основным является формирование институциональных и законодательных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий для осуществления институциональных преобразований.

Важной частью формирующейся региональной инновационной системы должен стать сектор малого инновационного предпринимательства, выполняющий ведущую роль в апробации и освоении новейших и наиболее рисковых технологий. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает этот сектор более

конкурентоспособным. Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

Таким образом, значительное улучшение условия жизнедеятельности людей, повышение уровня жизни, здоровья, образовательный и интеллектуальный потенциал, являются элементами достижения социальной стабильности, непосредственно влияющей на социально-экономическое развитие страны.

Наиболее важными институциональными условиями, способными обеспечить социальную стабильность и экономический рост на инновационной основе являются:

1. Конкурентоспособный предпринимательский фактор как важнейший сегмент национальных инновационных систем. Этот фактор определяет уровень и тенденции инновационной деятельности каждого отдельно взятого региона, выполняя функции, которые не могут взять на себя другие сектора инновационной системы - университеты, государственный лаборатории, бесприбыльные организации.

2. Приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста. Реализация такой политики в последние десятилетия XX в. выводит многие страны, вчерашние аутсайдеры научно-технологического развития в число лидеров по ряду принципиально важных направлений.

3. Интеграция в национальную, а затем и глобальную инновационную сферу как важнейшее условие развития регионального научно-технического потенциала. Заметное увеличение доли зарубежного финансирования исследований и разработок во всех странах, высокие темпы роста мировой торговли наукоемкими товарами и услугами, интеллектуальной собственностью в 90-е годы прошлого века, появление новых стран-экспортеров, а также постоянное расширение списка стран, производящих наукоемкие товары, говорят об эффективности такой стратегии. Высокая степень интернационализации инновационной деятельности не отменяет, а усиливает значение ее региональных основ из-за тесных связей процесса нововведений с институциональными условиями, доступом к финансовым и кадровым ресурсам, сложившимся взаимосвязям с научным сообществом и наиболее крупными потребителями.

Реализация планов и программ инновационного социально-экономического развития региона требует решения проблемы инвестиций. Обычно в качестве инвестиционных источников используются государственные субсидии, дотации, субвенции (субсидии целевого назначения), специальные фонды целевых государственных общефедеральных программ. Однако рассчитывать только на федеральный бюджет - политика весьма близорукая. Необходимо формировать фонд развития за счет источников региональ-

ного бюджета и других финансовых ресурсов (сбережений населения, иностранного капитала и др.).

Однако мотивация участников инвестиционной «цепочки» к взаимному сотрудничеству пока довольно слабая. В то же время в эпоху повсеместного распространения информационных технологий инновационный процесс базируется на сетевом взаимодействии фирм, компаний и организаций, производящих, распространяющих и использующих знания. Система кооперации и партнерства в России еще не достигла требуемых масштабов и носит линейный характер: совместные инновационные проекты являются в основе своей двухсторонними.

Сам механизм инвестиционного обеспечения инновационных проектов далек от совершенства. В режиме низкой инвестиционной безопасности отечественный и иностранный инвестор опасаются производить долгосрочные инвестиции в высокотехнологичные производства, предпочитая короткие инвестиции в торговлю и спекулятивные игры на фондовых биржах. В этих условиях отечественный производитель вынужден осуществлять инвестиционные процессы самостоятельно на базе собственных и кредитных ресурсов. Самофинансирование промышленных корпораций становится основным источником развития их инновационной деятельности.

Следует отметить, что инвестиционный климат инновационной социально-экономической среды понимается как определенная ее интегральная характеристика, которая базируется на совокупности политических, правовых, экономических и социальных условий, которые предопределяют стимулы и оказывают содействие продуктивной инвестиционной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов и направленная на обеспечение способности экономической системы создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал, усиливая социальную солидарность общества.

Общество заинтересовано в том, чтобы все предприятия - большие и малые, отечественные и иностранные, те, что используют инновационные технологии, а также и те, работа которых строится на традиционных схемах, могли, дополняя друг друга, вносить весомый вклад в обеспечение экономического роста и развития социальной сферы регионов преимущественно на инновационной основе. Таким образом, интересы субъектов экономической деятельности и общества совпадают в плоскости инвестиционного климата. Обе стороны заинтересованы в постоянном улучшении релевантности инвестиционного климата своим интересам.

Привлекательный инвестиционный климат не только способствует снижению неоправданных расходов и рисков и развитию конкуренции, но и стимулирует экономические субъекты к осуществлению ими инвестиций в интересах всего общества. В первую очередь за счет ускорения процесса создания большего количества рабочих мест лучшего качества в частном секторе экономики. Расширение же возможностей для трудоустройства стимулирует наращивание интеллектуального капитала, ибо, с одной стороны, люди самостоятельно начинают вкладывать средства в свое образование и профессиональную подготовку, дополняя тем самым усилия общества, направлен-

ные на развитие человеческого капитала, а с другой - это же вынуждены делать и субъекты экономической деятельности. Те из них, для которых характерна более высокая эффективность производства, вкладывают средства и в повышение оплаты труда, и в повышение профессиональной подготовленности кадров.

Источниками финансирования инновационного регионального социально-экономического развития могут стать [1]:

1. Инвестиции в основной капитал должны стать главным каналом инновационного обновления основных фондов, особенно критически устаревшей их активной части1.

2. Капитал частного сектора, предприятий, банков, созданный в результате приватизации и первоначального накопления капитала, имеет значительный объем и в малой степени используется для финансирования инноваций2.

3. Государство также накопило капиталы, не находящие производст-

3

венного, инновационного применения .

4. Накопления частных лиц могут стать одним из источников инновационного прорыва, особенно по проектам малого бизнеса, а также при возможности продажи акций инновационно активных предприятий физическим лицам4.

5. Иностранные инвестиции, прежде всего прямые, являются одним из источников инновационного обновления капитала, технологий, продукции. Уровень инновационной активности предприятий с иностранным капиталом существенно выше, чем с отечественным. Прямые инвестиции обычно сопровождаются притоком иностранных технологий и оборудования, чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции.

1 Инвестиции без инноваций могут стать бесполезными или даже вредными, продляя на перспективу технологическую отсталость, неконкурентоспособность продукции и технологий. Особенно возрастает этот риск в периоды смены поколений техники (технологий) и технологических укладов. Поэтому необходима инновационно-технологическая экспертиза инвестиционных проектов и программ, чтобы обеспечить поворот инвестиций к инновациям.

2 Необходимо создать условия, при которых эти капиталы было бы выгодно вкладывать в инновационное обновление российской экономики, гарантируя в этом случае их защищенность. Это дало бы толчок для инновационного прорыва.

3 Доходы консолидированного бюджета РФ в за последние несколько лет значительно увеличились, однако на инвестиции из федерального и местных бюджетов было направлено лишь 10% расходной части, причем инвестиции эти шли в основном на строительство социальных и оборонных объектов, административных зданий и в минимальной мере в сферу материального производства. Стабилизационный фонд Правительства РФ также не используется для модернизации экономики, а хранится на «черный» день. Но этот день быстрее наступит, если не будет проводиться активная инновационная политика при поддержке государства. Целесообразно использовать накопленные финансовые ресурсы для поддержки базисных инноваций, создания полновесного Федерального инновационного фонда (как это сделано в Казахстане), восстановления действия Бюджета развития, поддержки на конкурсных началах инновационно-инвестиционных проектов, а также предоставления гарантий и страхования инновационных рисков по программам и проектам, реализующим государственные стратегические приоритеты.

4 Однако этому препятствует недоверие населения к банкам и государству в результате неоднократной потери сбережений. Следует поэтапно восстанавливать доверие, обеспечить прозрачность финансовых операций и страхование инновационных рисков. Впрочем, на значительный приток инвестиций от населения в ближайшие годы рассчитывать не следует. Однако в перспективе при целенаправленной инновационной политике государства они могут существенно возрасти

В области инвестиционного обеспечения инновационного социально-экономического развития страны и регионов необходимо отметить важность активизации государственной инвестиционной политики включающей [4]: восстановление Бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития; формирование государственной инвестиционной программы исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики на основе широкого внедрения новых перспективных технологий; проведение инвентаризации исполнения обязательств инвесторов, приобретших акции приватизированных предприятий на условиях инвестиционных конкурсов с признанием недействительными сделок, по которым обязательства не выполнены; прекращение практики предоставления государственных гарантий под финансирование иностранных связанных кредитов при наличии аналогичной продукции отечественного производства, предоставление государственных гарантий при условии наполнения соответствующих инвестиционных проектов закупками отечественного оборудования.

В целях исследования инвестиций в инновационный сектор экономики целесообразно выделить их следующие функции, представленные В.Г. Рева-зовым [9]: формирование факторов-ресурсов для осуществления производственной стадии воспроизводства; реструктуризация основных институтов современного воспроизводства; образование новой комплексной структуры капитала в производственной стадии; структурная перестройка хозяйственных систем; ресурсное обеспечение перевода хозяйственных систем на инновационный тип развития; социальные функции, связанные с решением проблемы обеспечения работой, воспроизводством человека, развитием социальной сферы и другими социальными эффектами инвестирования; регулирование приоритетных направлений развития.

Научно-техническое развитие регионов предусматривает многообразие источников инвестиций и их объединение и агрегирование. Схема инвестирования инновационных проектов включает определение последовательности движения информации и документооборота, содержит этапы поиска и обоснования инвестиций, проведение прединвестиционных исследований, разработку инновационных проектов и программ, бизнес-плана, организацию конкурсных и контрактных отношений, расходование инвестиций, управление инновационными проектами, анализ рисков и движения финансовых потоков, возмещение заемных средств [8].

Жесткая экономическая логика повела по пути разработки таких организационно-управленческих решений, которые, с одной стороны, должны были бы способствовать реализации многообещающих, но рискованных предпринимательских проектов (в том числе и может быть даже, прежде всего связанных с коммерциализацией важнейших научно-технических достижений), а с другой стороны - позволили бы минимизировать финансовый риск отдельных инвесторов, сохранив при этом их заинтересованность в достижении поставленных предпринимателем целей. Этот подход материализо-

вался в конечном итоге в венчурных механизмах финансирования предпри-нимательскихпроектов [8].

Для решения существующих проблем необходимо осуществить следующие шаги: развитие и координация деятельности фондов, действующих в научно-технической сфере, для поддержки фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, выведения конкурентоспособной наукоемкой продукции на рынок и создания быстроразвивающихся высокотехнологичных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямых, в том числе венчурных инвестиций; создание и развитие системы венчурного инвестирования путем привлечения внебюджетных источников и средств частных инвесторов через специально создаваемые инвестиционные институты, развитие фондового рынка для обеспечения ликвидности венчурных инвестиций, создание биржевых площадок по торговле ценными бумагами высокотехнологичных предприятий; стимулирование кредитования и предоставления долгосрочных займов высокотехнологичным компаниям, включая долгосрочное кредитование коммерческими кредитными организациями реализации инновационных проектов, предоставление государственных гарантий по привлеченным кредитам, а также возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам за счет средств бюджетов всех уровней.

Обобщая выше сказанное, отметим, что инвестиции являются необходимым элементом, непосредственно влияющим на прогрессивное инновационное социально-экономическое развитие регионов страны.

_Литература_

1. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? / В.В. Ивантер, Б.Н. Кузык -М.: Институт экономических стратегий, 2005. — С. 136.

2. Валентен С. Контринновационная среда российской экономики // Вопросы экономики. - 2005. - № 10.-С.12.

3. Волынкина М.В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения // Журнал российского права. - 2005. - № 1.

4. Государственный стандарт РФ. Научная и научно-техническая экспертиза. (Проект). - М.: Госстандарт, 2001. - С.71.

5. Дагаев Л.Л. Механизмы венчурного (рискового) финансирования: мировой опыт и перспективы развития в России // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - № 2. - С. 12.

6. Иванова Н. Инновационная сфера: итоги столетия // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 8. - С.22-34.

7. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука, 1997. - С. 132.

8. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / Под общ. ред. В.И. Лисова. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. - С. 33.

9. Ревазов В.Г. Инновационные инвестиции как фактор динамичного разви-

тия производственной сферы экономики: Автореф. дисс. канд. экон. наук.

- М., 2000.

10.Яковлев А.Е. Современная инновационная политика как основное направление регионального развития // Проблемы инновационного социально-экономического развития региона: Материалы Всерос. науч,-практ. конф.

- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006. - С.406-410.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.