УДК 338
венчурное финансирование региональных инновационных систем
М. П. ПОсТАЛЮК,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории E-mail: mp. 44@mail. ru Университет управления «ТИсБИ»
В статье рассматриваются вопросы венчурного финансирования региональных инновационных экономических систем, совершенствования и развития механизмов и инструментов обеспечения данных процессов. Выявляются возможности инновационной активности и инновационного роста регионов России, выравнивания и повышения их инновационного потенциала путем активизации имеющихся у них и не используемых в полном объеме инновационных систем.
Ключевые слова: инновационная и инвестиционная деятельность, финансовые институты, венчурное финансирование, региональные инновационные системы, инновационный потенциал, инновационная активность, бизнес, власть, социум.
В современном обществе важнейшими факторами конкурентоспособности региональной экономики становятся ее инновационные системы, способные создать или принять передовые технико-технологиче ские, организационно -управленче ские, социально-экономические, институциональные формы инновационной деятельности и взаимодействия бизнеса, власти и социума. Динамичному социально-экономическому развитию региона способствует концентрация инвестиций в тех сферах, которые связаны с обновлением технологий, освоением новых рыночных ниш и организационными нововведениями - в первую очередь в высокотехнологичных и инновационных видах деятельности.
Поддержка инноваций требует выработки определенных механизмов и инструментов как со стороны государства в целом, так и на уровне регионов. Необходимость активизации инновационного процесса в регионе обусловлена, с одной стороны, тем, что растет влияние науки и инноваций на эф-
фективность экономической деятельности, социально-политическую культуру населения региона, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов, с другой стороны - значительный объем полномочий, находящихся в ведении субъектов Федерации, позволяет регионам формировать и реа-лизовывать инновационную и научно-техническую политику. Так, в соответствии с Конституцией РФ «общие вопросы науки» находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому реализация политики в сфере науки и инноваций должна проводиться также и на уровне субъектов Федерации.
Отметим, что поляризация по уровню экономическою развития регионов внутри страны обусловлена также различной степенью инновационной активности. Неравномерное распределение инвестиционных потоков ведет к увеличению разрыва между территориями с интенсивным инвестированием и остальными территориями страны. Таким образом, существенным резервом для расширения возможностей инновационного роста в масштабах страны может стать выравнивание (в сторону повышения) инновационного потенциала регионов путем активизации имеющихся у них и не используемых в полном объеме научных, технических, трудовых и других ресурсов.
Развитие венчурного бизнеса является одним из ключевых факторов обеспечения инновационной активности в регионе. Именно в региональном механизме хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки рисковой инвестиционной деятельности.
До недавнего времени региональные структуры бизнеса, власти и социума не проявляли активности в формировании инфраструктуры, способствующей коммерциализации инновационных систем. Это, кстати, отличает Россию от многих развитых стран мира, где местные власти активно вовлечены в стимулирование инновационной деятельности на своих территориях. Так, например, в ФРГ при таком же, как в России, федеративном устройстве все земли Германии имеют мощные бюджеты науки и инновационной деятельности, поддерживают сильные связи с наукой на своих территориях. Объяснить сложившееся положение дел можно следующими причинами.
Во-первых, сами финансовые институты (посевное финансирование, венчурное финансирование, грантовая поддержка) были абсолютно неизвестны подавляющему большинству структур бизнеса, власти и социума.
Во-вторых, ограниченность региональных бюджетов, тяжелое положение бюджетной сферы накладывали отпечаток на развитие не только науки, но и всех региональных инновационных систем. В этой связи региональные структуры бизнеса, власти и социума не имели достаточного количества ресурсов и квалифицированных управленцев для введения механизмов поощрения коммерциализации инновационных систем.
В-третьих, сложившаяся традиционная структура научно-технического потенциала страны была построена таким образом, что практически вся «серьезная» наука, в том числе и технологической направленности, находилась в ведомственном подчинении федеральных министерств и ведомств. В этой связи региональные структуры бизнеса, власти и социума не имели ни опыта, ни необходимых полномочий для управления и эффективного взаимодействия с «большой» наукой, находящейся на их территории [2, с. 66-67].
К сожалению, на настоящий момент специализированных финансовых институтов, осуществляющих целевое финансирование инновационных систем, высокотехнологичных проектов и инновационных фирм, в регионах недостаточно. В большинстве крупных и средних, а также в некоторых малых городах существуют фонды поддержки предпринимательства. Однако суммы, перечисляемые из региональных и муниципальных бюджетов в соответствующие фонды, носят символический характер. Сбалансированные региональные программы
развития инновационных систем либо отсутствуют, либо (если они все-таки есть) финансируются по остаточному принципу.
Мировая практика показывает, что в случае финансирования наукоемких проектов, обладающих повышенными рисками, инвесторы стремятся к тому, чтобы инновационные системы для инвестиций располагались вблизи финансовых источников. Это позволяет осуществлять эффективный контроль за использованием вкладываемых средств и принимать участие в управлении процессами реализации проектов в инновационных системах.
Любые меры по стимулированию и поддержке инновационной и инвестиционной деятельности, включая и венчурное финансирование, должны осуществляться структурами бизнеса, власти и социума не только в масштабе всей страны, на уровне государства, но и на региональном уровне. Причем стратегии развития региональных инновационных систем должны быть согласованы на экзогенном и эндогенном уровнях, отражать цели и приоритеты федеральной политики, однако с учетом специфики развития региональных инновационных систем.
Республика Татарстан - один из крупнейших и наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации, который обладает множеством инновационно-инвестиционных преимуществ. На сегодняшний день Татарстан входит в число ведущих индустриальных регионов страны.
Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.
Среди субъектов Федерации по объему валового регионального продукта Республика Татарстан занимает 8-е место. В 2011 г. в основных секторах экономики республика заняла ведущие места в России: 2-е место - по производству продукции сельского хозяйства, 4-е место - по вводу жилья и по объему инвестиций в основной капитал, 5-е место - по объему промышленного производства, 6-е место - по объему работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», 9-е место - по обороту розничной торговли. В Приволжском федеральном округе по этим показателям Татарстан занимает первые места, а по обороту розничной торговли - 2-е место [4].
В структуре валового регионального продукта Татарстана доля промышленности составляет
44,1 %, строительства - 8,6 %, транспорта и связи -7,7 %, сельского хозяйства - 7,1 % [4].
Промышленный профиль республики определяют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазо-перекачивающее оборудование, речные и морские суда, коммерческие и легковые автомобили), а также развитое электро- и радиоприборостроение [4].
В Республике Татарстан активно развивается сеть технопарков. Успешно функционируют ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка КИП «Мастер», 1Е-парк, технополис «Химград». Всего в настоящее время работают 4 индустриальных парка, 10 технопарков, 6 инвестиционных и венчурных фондов.
В конце 2005 г. создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Ала-буга». На сегодняшний день в ней насчитывается 26 резидентов. Ее привлекательность объясняется тем, что резидентам ОЭЗ «Алабуга» предусмотрены следующие налоговые льготы:
• сниженная налоговая ставка на прибыль 13,5 % вместо стандартных 20 %;
• освобождение от транспортного налога в течение 10 лет с даты регистрации транспортного средства;
• освобождение от налога на имущество в течение 10 лет с даты регистрации имущества в бухгалтерском отчете;
• освобождение от налога на землю в течение 10 лет на земельные участки, расположенные на территории ОЭЗ;
• для налогообложения может применяться более высокая амортизационная ставка (а именно, стандартная норма амортизационных отчислений не должна превышать норму в два раза). Основу инвестиционного законодательства
республики составляют законы РТ от 19.07.1994 № 2180-ХП «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» и от 25.11.1998 № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».
В 2011 г. в Республике Татарстан был принят закон РТ от 01.08.2011 № 50-ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан»,
который предусматривает создание правовых основ для развития региональных инновационных систем, для инновационного взаимодействия и сотрудничества структур бизнеса, власти и социума по важнейшим социально-экономическим вопросам.
В соответствии с действующим законодательством для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предусматриваются послабления по налогу на имущество (снижение ставки до 0,1 %) и по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан (до 13,5 %).
В 2011 г. был принят закон РТ от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан». Целевым ориентиром данной меры поддержки являются проекты по модернизации существующих и созданию новых производств и развитию эффективных инновационных систем. Закон предусматривает предоставление инвестиционного налогового кредита на срок до 7 лет и устанавливает фиксированную ставку процентов по кредиту на уровне ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По данным Рейтингового агентства «Эксперт РА», Татарстан в 2011 г. занял 1-е место среди регионов Приволжского федерального округа по показателю «минимальный инвестиционный риск». Согласно докладу «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», подготовленному Российской экономической школой и международной компанией Еггее & Young в 2011 г., Татарстан признан самым благоприятным регионом для ведения бизнеса в России. Республика Татарстан в 2011 г. возглавила рейтинг 30 лучших регионов России для ведения бизнеса и инвестиций по версии ведущего международного издания «Forbes».
Республика Татарстан активно взаимодействует более чем со 130 странами мира. Основными странами-партнерами в Европейском Союзе являются Германия, Франция, Италия, Финляндия. Внешнеторговый оборот Татарстана по итогам 2011 г. составил 25,2 млрд долл., что выше уровня 2010 г. на 28,8 %. Экспорт товаров увеличился на 28,9 % и составил 21,9 млрд долл., импорт - на 28,4 % и составил 3,3 млрд долл.
Большое внимание уделяется привлечению венчурного капитала для финансирования инновационных систем. Для Татарстана работа в данном направлении особенно важна по многим причинам. Регион промышленно развит, здесь доминируют нефтехимия и машиностроение. При этом должное
внимание уделяется развитию инновационных систем в сфере малого и среднего бизнеса.
Необходимость перевода экономики республики на инновационный путь развития ставит задачи по организации конкретных форм венчурного финансирования внедрения научных разработок в производство. В республике уже реализованы удачные проекты по созданию индустриальных парков и технопарков. Так, КИП «Мастер» и технополис «Химград» занимают около 500 тыс. м2, в скором времени их площадь увеличится в два раза. Сегодня здесь сконцентрировано около 250 предприятий, и к концу 2012 г. их станет в два раза больше. «Татарстан хочет быть лидером в промышленных инновациях и образовании», - подчеркнул в своем выступлении на VI Казанской венчурной ярмарке премьер-министр РТ Ильдар Халиков [3].
На рынке венчурного финансирования инновационных систем в Республике Татарстан большинство крупных венчурных инвесторов представлено государственными структурами. Из основных инвесторов выделим государственную некоммерческую организацию «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (ГНО «ИВФ РТ»), закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ) «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» под управлением УК «Тройка Диалог» и ЗПИФВИ, «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)» под управлением УК «Ак Барс Капитал».
Пока основная доля венчурных инвестиций в инновационные системы приходится на образованный за счет бюджетных средств Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. Основными приоритетными направлениями деятельности фонда являются:
• участие в реализации инвестиционных и венчурных проектов;
• поддержка субъектов малого предпринимательства;
• предоставление предприятиям Республики Татарстан, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных секторах экономики, субсидий на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам банков;
• предоставление научным коллективам грантов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
• проведение конкурсов в целях стимулирования профессиональной деятельности ученых, изобретателей, научно-технических работников, студентов и аспирантов;
• реализация других мероприятий, направленных на совершенствование инновационной инфраструктуры Республики Татарстан.
Миссия фонда - повышение инновационного потенциала республики, развитие наукоемких производств и внедрение прогрессивных технологий, формирование новых для Татарстана подходов в развитии инновационной деятельности, поддержка инноваций, создание условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала, совершенствование системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса [5].
По итогам 2009 г. в рамках реализации программ поддержки малого предпринимательства в республике фонд оказал содействие 112 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 192 669,8 тыс. руб.:
• 52 субъектам малого предпринимательства уполномоченными банками выдано кредитов на общую сумму 162 689,9 тыс. руб.;
• один субъект малого предпринимательства получил компенсацию по уплате процентов по привлеченным кредитам банков на реализацию инвестиционных проектов в сумме 379,7тыс. руб.;
• 23 субъектам малого предпринимательства предоставлено займов по программе лизинга на сумму 25 600 тыс. руб.;
• 36 субъектам малого предпринимательства уменьшены размеры лизинговых платежей на сумму 4 млн руб.
Также на 01.01.2010 от размещения средств на депозитах в целях реализации программ поддержки малого предпринимательства фонд получил доходы в сумме 7 288,5 тыс. руб.
На начало 2009 г. сумма инвестиционного портфеля фонда составляла 4 522 779,35 тыс. руб. и включала 25 проектов. Основная доля инвестиционного портфеля фонда на конец 2009 г. приходилась на инвестиции путем участия в уставном капитале (70,18 %) и инвестиционные займы (10,65 %). По итогам 2009 г. чистая прибыль составила всего 29 366,03 тыс. руб. Платежи в бюджет Республики Татарстан за 2009 г. выросли и составили 180 687,56 тыс. руб., численность персонала - 1 835 чел.
На начало 2010 г. портфель венчурных проектов фонда насчитывал 62 проекта на общую сумму 232 246,1 тыс. руб.:
• 11 проектов НИОКР, одобренных попечительским советом фонда, на общую сумму 90 246,1 тыс. руб.;
• 51 проект НИОКР по программе «Идея-1000» на общую сумму 142 000 тыс. руб., в том числе 71 000 тыс. руб. привлеченных средств федерального бюджета.
Работу по инвестированию развития инновационных систем фонд ИВФ РТ ведет в двух направлениях. Существует несколько вариантов инвестирования фондом развития инновационных систем. Один из них - инвестиции в уставные капиталы компаний, которые занимаются разработкой конкретных технологий, научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами. В этой связи создано две программы: первая - «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Номинанты данной программы могут продолжать общаться с ИВФ РТ в рамках второй программы - «Идея-1000», которая реализуется совместно с Фондом содействия и развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и Технопарком «Идея». Эта программа направлена на поддержку созданий конкретных компаний, призванных реализовывать инновационные идеи с участием венчурного капитала.
Когда у компании формируются контуры бизнеса, она переходит в «Старт-1», где у нее появляется патент и интеллектуальная собственность. Потом компания переходит в «Старт-2», где ИВФ РТ финансирует уже опытно-конструкторское оборудование и она уже начинает выпускать серийную продукцию. В этих программах через фонд прошло около 5 тыс. заявок. В год своего создания фонд начинал с 450 заявок. В 2010 г. было собрано уже 1 500 заявок. В последние два года этот механизм стал открытым для заявителей из других регионов России и мира. Сейчас у фонда есть заявители более чем из 20 городов России. За это время была создана 191 компания, зарегистрировано 80 патентов, вложено в общей сложности 300 млн руб. денежных средств.
Анализ основных результатов деятельности указанного фонда позволяет сделать вывод, что необходимо усилить оптимизацию его деятельности в целях повышения эффективности и результативности созданных им инновационных экономических систем.
Ежегодно в Республике Татарстан как инновационном регионе России организуется Казанская венчурная ярмарка, которая является достаточно
эффективной маркетинговой инновационной системой, коммуникативно-синергетической площадкой для выстраивания конструктивного диалога между инвесторами и менеджментом новых быстро растущих компаний сектора технологических инноваций.
Цель Казанской венчурной ярмарки - развитие и презентация деятельности элементов инновационной инфраструктуры Республики Татарстан по привлечению венчурных инвестиций в развитие инновационных систем, в высокотехнологические компании малого и среднего бизнеса; обеспечение комфортных условий в России и в Республике Татарстан для деятельности российских международных инвесторов, бизнес-ангелов и предпринимателей; повышение инвестиционной привлекательности Республики Татарстан; формирование в России информационного пространства в области венчурного финансирования развития инновационных систем [7].
За всю историю проведения Казанской венчурной ярмарки в ней приняли участие 315 компаний-экспонентов, более 300 инвесторов из России и из-за рубежа, 3 700 участников из 70 городов России и 30 зарубежных стран (до 1 500 участников ежегодно). Целевая аудитория ярмарки состоит из представителей российских и зарубежных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, крупных корпораций, специалистов инвестиционных компаний и банков, юридических и консалтинговых организаций, стратегических и частных инвесторов, бизнес-ангелов, предпринимателей высокотехнологического сектора, заинтересованных в привлечении венчурного капитала, представителей органов государственной власти и институтов развития федерального и регионального уровней, специалистов информационного поля, освещающих вопросы инновационной инфраструктуры и венчурного инвестирования в России [7].
Особенностями ярмарки в 2012 г. стало размещение Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) своей инвестиционной площадки как организационно-экономической инновационной системы, на которой осуществлялась работа с институтами развития и крупными институциональными инвесторами. Необходимо отметить, что отдельное мероприятие в рамках ярмарки провела Европейская ассоциация бизнес-ангелов (ЕАБА).
«География» участников VII Казанской венчурной ярмарки обширна: 47 компаний - из Казани, 5 -
из Москвы, 3 - из Набережных Челнов, 4 - из Новосибирска, 1 - из Томска, 1 - из Великобритании, 1 -из Канады, 1 - из США. На ярмарке представлен широкий спектр секторов экономики - нефтяная, газовая и химическая промышленность, машино-и приборостроение, энергетика, телевидение, медицина, фармакология, сельское хозяйство, ГГ-тех-нологии, биотехнологии, строительство, дизайн. Чтобы участвовать в венчурной ярмарке, необходимо соответствовать ряду специальных требований и критериев. Во-первых, инвесторы хотят видеть в компании опытную команду, которая будет реализовы-вать инновационные идеи. Во-вторых, необходима уникальная идея, направленная на удовлетворение покупательского спроса. В-третьих, важно наличие большого рынка с высоким потенциалом роста, сильная конкурентная позиция компании и хорошие, но при этом реалистичные финансовые прогнозы.
В рамках Казанской венчурной ярмарки проходят различные конференции, семинары и круглые столы, в которых принимают участие как эксперты и профессионалы в своей сфере, так и представители различных российских и зарубежных компаний. Цель подобных мероприятий - оценить уровень инноваций, влияющие на них факторы и барьеры, встающие на пути инновационной активности, наметить пути выхода из сложившейся ситуации.
Удачным примером реализации на практике инновационного проекта можно считать инвестиции в инновационные разработки и организацию первого в России производства высокобарьерной полимерной пленки со слоем нанокомпозита, которая предназначена для упаковки продуктов питания, бытовой химии, косметических средств и кормов для животных компанией Данафлекс. Инвестиции в инновационный проект были получены от ОАО «РОСНАНО», была образована совместная структура под названием «Данафлекс-Нано».
Компания «Данафлекс-Нано» - проектная компания РОСНАНО, созданная для реализации проекта «Освоение технологии и организация производства высокобарьерных полимерных пленок с целью расширения производства гибкой упаковки» [6].
Кроме Инновационно-венчурного фонда Республики Татарстан, реализацией инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным для Республики Татарстан направлениям занимаются ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан», Залогово-страховой фонд Республики Татарстан, а также Региональные вен-
чурные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан под управлением ЗАО «УК Тройка Диалог».
Для развития в Республике Татарстан инфраструктуры венчурного финансирования инновационных систем малого предпринимательства в научно-технической сфере некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» сформировала два закрытых паевых инвестиционных фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций [8]. Фондами управляют такие компании, как ЗАО «УК Тройка Диалог» и ООО «УК «АК БАРС КАПИТАЛ».
По мнению автора, особого внимания заслуживает деятельность по венчурному финансированию инновационных систем малого предпринимательства в Республике Татарстан, которую активно ведет ООО «УК «АК БАРС КАПИТАЛ». Так, УК «АК БАРС КАПИТАЛ» входит в топ-10 крупнейших управляющих компаний страны, размер активов под управлением составляет 14 млрд руб. Под управлением данной компании находится Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий). Фонд создан 12 октября 2007 г. сроком на 7 лет. Активы фонда на момент создания составляли 300 млн руб. (25 % - федеральный бюджет, 25 % -республиканский бюджет, 50 % - частный инвестор, которым выступил самый крупный в республике банк - «АК БАРС» Банк). Фонд инвестирует активы в инновационные предприятия, зарегистрированные на территории Республики Татарстан. Инвестирование средств фонда производится исключительно в инновационные системы малых форм предпринимательства (с численностью работающих до 60 чел.), а максимальная сумма, выделяемая на один проект, не может превышать 45 млн руб. На сегодняшний день в портфеле фонда находится четыре компании:
1) ООО «Тепловые системы». Проект «Разработка и производство многорежимного жидкостного подогревателя-отопителя для тракторов и автомобилей»;
2) ООО «НТЦ «АГРС». Проект «Разработка и освоение выпуска автоматических газораспределительных станций малой производительности от 1,5 до 1 000 нм3/час»;
3) ООО «Друг компании». Проект «Коалиционная программа лояльности «Друг компании» на банковских картах с чипом EMV»;
4) ООО «Новые технологии XXI века». Проект
«Организация 4G сети фиксированной радиосвязи для передачи данных на базе технологии
Рге^МАХ в г. Казань».
Оценивая развитие венчурного финансирования, заместитель генерального директора по управлению прямыми и венчурными инвестициями УК «АК БАРС КАПИТАЛ» Ольга Ермолаева отметила: «Инвестирование в венчурный бизнес - это новый вызов нашего времени, и мы этот вызов принимаем». Не случайно «АК БАРС» Банк и УК «АК БАРС КАПИТАЛ» рассматривают развитие венчурных инвестиций как одно из стратегических направлений своей деятельности по созданию эффективных инновационных систем [1].
Сегодня уже очевидно, что повышение конкурентоспособности отечественных предприятий возможно только через их активную инновационную деятельность. Правительство РФ целью государственной политики в области развития науки и технологий ставит переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. В качестве цели государственной политики в области развития инновационных систем предусмотрено формирование экономических условий, позволяющих вывести на рынок конкурентоспособную инновационную продукцию в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Развитие инновационных систем различного уровня невозможно без развития венчурных механизмов финансирования инноваций. Но венчурные механизмы финансирования не существуют сами по себе, им нужна база, развитая инновационная инфраструктура. К сожалению, пока рано говорить о полноценной, сформировавшейся инновационной инфраструктуре в России в целом и в Республике Татарстан в частности. Пока существуют как бы отдельные элементы этой инфраструктуры, взаимодействие между которыми происходит не всегда эффективно.
Именно в этом основная проблема развития инновационно-венчурной индустрии в республике. С одной стороны, правительство республики ведет (и уже во многом проделало) работу по созданию и развитию субъектов инновационно-венчурного бизнеса. Но с другой стороны - пока еще не отлажен механизм, по которому будет происходить инновационное взаимодействие между этими субъектами. В данный момент основные инновационные систе-
мы как участники рынка в большей степени работают изолированно друг от друга. Поэтому одним из главных направлений развития и стимулирования инновационно-венчурной деятельности в Республике Татарстан остается создание инновационной инфраструктуры, которая станет единой системой, работающей на развитие инноваций и венчурного инвестирования.
Как известно, наибольший дефицит венчурных инвестиций ощущается на ранних стадиях развития инновационных компаний. Венчурные инвесторы опасаются вкладывать деньги в становление компании, когда еще весьма высок риск банкротства. Поэтому основная роль государства на этапе становления инновационных компаний заключается в предоставлении грантов на НИОКР этим компаниям, производственных помещений, обучения профессиональных венчурных менеджеров, а также подготовки информации о венчурном инвестировании в средствах массовой информации.
Сдерживает развитие венчурного финансирования инновационных систем на современном этапе и отсутствие широкого круга привлекательных компаний. В условиях текущей экономической ситуации должна определяться не компания, привлекательная для инвестирования, а отдельный инновационный проект, что обусловливает необходимость тесного взаимодействия всех субъектов инновационной инфраструктуры.
Следует отметить, что наибольших результатов в области развития венчурного предпринимательства можно достичь лишь при условии обеспечения тесного инновационного сотрудничества с международными и зарубежными финансовыми институтами, имеющими значительный опыт в данной сфере.
Ведущую роль в развитии венчурного предпринимательства должны сыграть технопарки, а также инвестиционно-венчурный фонд РТ.
Подводя итог мониторинга состояния и тенденций развития венчурного инвестирования инновационных систем в Республике Татарстан, отметим, что пока большей частью инновационные проекты республики финансируются на возвратно-кредитной основе. Это не соответствует в полной мере самому смыслу венчурного инвестирования. Большинство венчурных проектов финансируется за счет бюджетных средств через венчурные фонды и банки с минимальным участием частных инвесторов. Для дальнейшего развития венчурной индуст-
рии в республике необходимо создать гарантийный механизм поддержки государства в целях обеспечения уверенности инвесторов в сохранности своих инвестиций, привлечь сторонних участников, сформировать фондовый рынок, развивать лизинговые механизмы, создавать и обучать профессиональных венчурных управляющих. Наконец, необходимо развивать науку.
Таким образом, о создании полноценной региональной системы венчурного инвестирования инновационных систем в Республике Татарстан можно будет говорить только тогда, когда участники этого рынка выйдут на режим самоокупаемости и финансовой независимости.
Список литературы
1. Венчурные инвестиции: новые возможности для инноваций // Информационный портал «Тат-центр» [Электронный ресурс]. URL: hееp://www. еаесепеег. ru/areide/55779.
2. Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004.
3. Новости // Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: heep://ivf. еаеагееап. ru/rus/index. hеm/news/86573. hеm.
4. О республике // Официальный сайт Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: hееp://еaеarsеan. ги/аЬоие. hеml.
5. О Фонде // Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: hееp://ivf. еаеа^еап. ru/rus/аЬоие. hеm.
6. ООО «Данафлекс-Нано» // Российская национальная нанотехнологическая сеть [Электронный ресурс]. URL: hееp://www. тшпапопее. ru/nns/62207/#еiеle.
7. Региональная поездка в Казань (Республика Татарстан), 24-25 апреля 2012 г. // Национальная ассоциация Бизнес-Ангелов [Электронный ресурс]. URL: hееp://rusangels. т/193^ет1.
8. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан // Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан [Электронный ресурс] . URL: hееp://www. ivfre. ru/joinе-projecеs/ pareners/fsrvi.
«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru