ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008
Анализ функционирования и перспектив развития региональной инновационной системы Татарстана
В статье рассмотрена региональная инновационная система Республики Татарстан (РИС РТ). Анализ проведен по основным элементам и институтам РИС РТ, таким как инновационная инфраструктура, механизмы финансирования инновационных проектов, венчурные структуры, научный и кадровый потенциал, промышленная политика, информационная поддержка инновационной деятельности и ее нормативно-правовое обеспечение. На основе проведенного исследования составлен SWOT-анализ РИС РТ и предложены пути решения выявленных проблем.
In the article the regional innovational system of the republic of Tatarstan (RISRT) is examined. The analysis was carried out on the basic elements and institutions of RIS RT, such as innovational infrastructure, mechanisms offinancing innovational projects, venturous structures, scientific and personnel potential, industrial politics, information support of innovational activity and its normative-legal guarantee. On the basis of this research SWOT-analysis was formed and the ways to solve the revealed problems were suggested.
В настоящее время актуальным является анализ региональной инновационной системы (РИС) Татарстана. Основные тенденции ее развития определяются как стартовыми условиями и институциональными особенностями республики, так и преимуществами и недостатками российской национальной инновационной системы (НИС) в целом.
1. Инновационная и промышленная политика
Татарстан считается регионом донором и имеет вполне конкурентоспособный промышленный сектор, известные научные школы, эффективный управленческий сектор. За 2007 год темп роста валового регионального продукта составил более 9%. Для сравнения за аналогичный период прошлого года он был менее 6%. В Российской Федерации и в мировой экономике в этом году были достигнуты темпы роста валового продукта в 7,3% и 5,2%, соответственно. При этом также как и по России в республике увеличиваются темпы роста обрабатывающих производств, которые составили за 2007 год более 16%, что, несомненно, создает предпосылки для роста спроса на инновации, продуктивную и творческую деятельность [1]. По рейтингам эффективности региональных социально-экономических показателей проведенными независимыми федеральными органами (Центр политической конъюнктуры России) по итогам 1 полугодия 2007 года Республика Татарстан (РТ) вошла в число шести лучших регионов, вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Ленинградской, Свердловской и Ярославской областями.
В. Л. Васильев,
к. э. н., доцент кафедры экономики и менеджмента Елабужского филиала КГТУ им. А. Н. Туполева, руководитель Елабужского представительства Управления инновационной деятельности КГТУ им. А. Н. Туполева
И. Р. Гафуров,
д. э. н., зав. кафедрой экономики и менеджмента Елабужского филиала КГТУ им. А. Н. Туполева, глава Елабужского муниципального района
Руководство республики осознает необходимость всемерной поддержки инновационной деятельности. Подтверждает этот факт принятая Кабинетом Министров РТ в 2004 году «Программа инновационного развития Республики Татарстан до 2010 года», где были закреплены основные задачи и принципы государственных, частных и общественных органов в области инновационной деятельности. В настоящее время в соответствии с Посланием Президента РТ М. Ш. Шаймиева и распоряжением Кабинета Министров РТ разработана и находится на стадии согласования и утверждения «Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года», которая определяет инновационное развитие одной из приоритетных республиканских задач. На сегодняшний день Татарстан — единственный регион, в котором законодательно закреплено использование всех ныне действующих инструментов государственной поддержки субъектов инвестирования [2]. В целом по стране 73 субъекта федерации применяют налоговые льготы, 61 — гарантии по займам, 60 практикуют соинвестирование коммерческих проектов, 50 регионов предоставляют инвестиционные налоговые кредиты, 43 субсидируют процентные ставки.
Центральным элементом инновационной политики Татарстана стал крупнейший даже по мировым стандартам ОАО Инновационно-производственный технопарк «Идея» (ОАО ИПТ «Идея»), созданный по Постановлению Правительства РТ № 640 от 12 ноября 2002 г. В сотрудничестве с технопарком развиваются его дочерние организации: ОАО «Камский инду-
стриальный парк «Мастер» в Набережных челнах, ООО «ИПТ «Идея Юго-Восток» в Альметьевске.
Структура технопарка представлена бизнес-инкубатором, инновационно-технологическим центром и бизнес-парком, что позволяет обеспечить комплексное сопровождение инновационного проекта от идеи и объекта интеллектуальной собственности до пробной промышленной партии и реализации продукции на рынке. В данный момент в бизнес инкубаторе технопарка размещаются 28 малых инновационных предприятий (МИП), 17 из которых работают в сфере 1Т-технологий. Всего на территории технопарка размещено более 70 компаний. За время своего существования технопарком оказана поддержка 150 компаниям. Создано более 760 рабочих мест. В течение последних лет технопарк осуществил несколько успешных выходов из компаний с нормой рентабельности 40% и сейчас имеет положительные перспективы для своего роста [3]. Среди таких проектов: разработка автономного оборудования для фиксации уколов от шпаги для проведения турниров по фехтованию и концентратор кислорода медицинский. Оба проекта имеют мировую конкурентоспособность.
Республиканская стратегия по созданию технопарков характеризуется комплексным подходом с точки зрения отраслевой направленности. Так выше-озвученный «КИП «Мастер» является ярким примером эффективного функционирования инновационной инфраструктуры в области автомобилестроения. Его деятельность направлена на развитие современных, экономически эффективных производств по выпуску автомобильных компонентов для ОАО «КАМАЗ». В настоящее время на его площадях ведут активную производственно-хозяйственную деятельность более 90 малых предприятий-арендаторов с численностью работающих около 1500 человек, суммарный годовой оборот которых превышает более 1,1 млрд руб. В нефтехимической отрасли с 2006 года успешно функционирует индустриальный парк «Химград», расположенный на бизнес-площадке ОАО «Тасма-Холдинг», где также планируется разместить корпоративный университет, логистический центр, жилищную инфраструктуру.
Логичным и необходимым элементом в инновационной инфраструктуре республики должен стать технопарк в сфере высоких технологий, создаваемый в рамках федеральной программы. Согласно прогнозам объем инвестиций в проекты технопарка может составить на период до 2009 года более 6 млрд руб. Резидентами технопарка станут предприятия высокотехнологичных отраслей, в том числе отраслей нано-, био-, информационных технологий.
При федеральной и республиканской поддержке активно развивается инновационная инфраструктура в высшей школе. Успешно функционируют технопарки при Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева и Казанском государственном технологическом университете. Положительные результаты работы показывают Центры трансфера технологий КГТУ им. А. Н. Туполева и Казанского государственного университета. Задачей этих структур является поддержка самых началь-
ных стадий инновационного процесса, когда инновационная идея еще не формализована и не привлекательна для коммерческих и отраслевых технопарков. В целом инновационная инфраструктура Татарстана насчитывает 14 организаций и сбалансирована по всем основным направлениям.
С целью дальнейшего встраивания инновационной инфраструктуры республики в социально-экономическую систему регионального, федерального и международного уровня, проводиться активная политика по информационному обеспечению инновационной деятельности. Координатором в этом направлении является Татарстанский Центр научнотехнической информации (ТатЦНТИ). На регулярной основе в республике проводятся отраслевые и тематические ярмарки и выставки научно-технических достижений с участием промышленного, научного и инвестиционного секторов экономики. Инновационные проекты РТ презентуются на крупнейших мировых площадках: в Бельгии, Франции, Китае, Тайланде. Как результат — развиваются международные связи в области инновационной деятельности. Например один из научно-технических коллективов КГТУ им. А. Н. Туполева, выигравший в 2005 году в конкурсе «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (ФСР МП НТС), получил заказ на разработку технологии изготовления гофрируемых покрытий для европейской авиационной компании «:А1гЬазе».
Ежегодно республика участвует в Московском салоне инноваций и инвестиций, Российской венчурной ярмарке, на которой в 2005 году был представлен двухместный мини-самолет «КАИ-81», который привлек внимание нескольких венчурных капиталистов, в том числе и такой известной венчурной компании как «Русские Технологии - Альфа Групп». Процесс «присматривания» венчурного капиталиста к компании в российской экономике, несомненно, длиться дольше в связи с низким уровнем доверия, поэтому развитие сети информационных площадок, на которых компании могут увеличить свой ресурс «публичности» считается приоритетной задачей РИС РТ. Вот уже второй год в Казани проходит Окружная венчурная ярмарка, на которой участвуют венчурные капиталисты мирового уровня. Все это позволяет постоянно пополнять базу, как научно-технических проектов, так и инвесторов, что способствует увеличению информационного ресурса РИС РТ.
Значимым результатом инновационной политики республики, позволяющим интегрировать усилия всех субъектов инновационной сферы и максимальной учесть их интересы, является создание в 2005 году при Министерстве образования и науки РТ Координационного совета по инновационной деятельности, в который вошли представители ИПТ «Идея». Инвестиционно-венчурного фонда РТ, вузовских тех-нопрарков, университетских отделов трансфера технологий, республиканских ИТЦ, представительства ФСР МП НТС, ТатЦНТИ, Общества изобретателей и рационализаторов.
Создание федеральной особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабу-
ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008
ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008
га» (ОЭЗ «Адабуга») является основным мероприятием в рамках промышленной политики и направлено на реализацию современной методологии взаимодействия государства, науки, бизнеса. В этой связи необходима государственная поддержка фундаментальных исследований, ориентированных на применение в ОЭЗ «Адабуга», создание условий для возникновения малого и среднего бизнеса в непосредственной близости к промышленной площадке, развитие инновационной и информационной инфраструктуры, способной инициировать и поддерживать взаимодействие новаторов и инвесторов, стимулирование резидентов зоны вкладывать инвестиции в воспроизводственный процесс с инновационной направленностью, используя при этом отечественный научный потенциал. Нужен целый комплекс мероприятий по созданию и укреплению взаимодействия науки и рынка в долгосрочных социально-экономических интересах региона.
Первым шагом в этом направлении можно считать разработку стратегии развития Камского экономического района, в который включены 5 муниципальных районов — Менделеевский, Елабужский, Нижнекамский, Тукаевский, Заинский и городской округ — Набережные Челны. Здесь проживает около 900 тысяч человек. Основной задачей программы является комплексное и эффективное развитие территорий, используя мощные потенциалы таких промышленных гигантов, как ОАО «КАМАЗ», ОАО «Северсталь-авто», ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», особой экономической зоны «Ала-буга», а также инновационный опыт технопарков (КИП «Мастер», «Татэлектромаш», «Технопарк Прикамья», Бизнес-инкубатор «Алабуга»).
2. Механизмы финансирования инновационной деятельности
В республике продолжается процесс накопления значительного ресурса венчурного капитала. Началом этого процесса можно считать создание согласно Постановлению Кабинета Министров РТ № 928 от 17 ноября 2004 года Государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (ГНО ИВФ РТ) [4].
Фактически направления деятельности ГНО ИВФ РТ можно свести к двум.
Во-первых, деятельность по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, путем предоставления субсидий на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам, использования механизма лизинга, реализации программы микро-кредитования. Данное направление более соответствует инвестиционной деятельности с элементами инновационной активности. При этом основными критериями получения инвестиций являются: научно-техническая новизна проекта; возможность коммерциализации продукта (технологии); наличие платежеспособного рынка; наличие собственных средств предприятия не менее 20% от стоимости проекта; окупаемость проекта должна составлять не более 3 лет; наличие кадровых, организационных и производ-
ственных возможностей реализации проекта; реализация проекта (создание активов) на территории РТ.
Во-вторых, деятельность, характеризуемая достаточно высокими инновационными рисками, реализуемая путем предоставления научным коллективам грантов на проведение НИОКР; проведения конкурсов в целях стимулирования профессиональной деятельности ученых, изобретателей, научно-технических работников, студентов и аспирантов. Критериями отбора НИОКР, претендующих на предоставление грантов являются: возможность эффективной коммерциализации результатов проекта; наличие объекта интеллектуальной собственности и его идентификации; инвестиционная привлекательность результатов проекта; наличие рынка; научно-технический уровень разработки, уровень конкурентных преимуществ результатов НИОКР и возможности их длительного сохранения; наличие команды квалифицированных специалистов для реализации проекта; обеспеченность проекта современным уровнем менеджмента инноваций; обоснованность финансирования всех этапов реализации проекта; наличие и развитие кооперации с субъектами инновационной деятельности; срок завершения проекта не должен превышать 18 месяцев.
В декабре 2007 года были подведены итоги третьего республиканского конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан», организованного на регулярной основе ГНО ИВФ РТ. Всего для участия в Конкурсе поступило 694 заявки, в том числе в номинациях:
► «Перспектива» (71 заявка);
► «Молодежный инновационный проект» (250 заявок);
► «СТАРТ-1» (207 заявок);
► «СТАРТ-11» (12 заявок);
► «Лучшее изобретение года» (24 заявки);
► «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан» (130 заявок).
При этом наблюдается положительная динамика сбора заявок по годам: 2005 г. — 490 заявок, 2006 г. — 621 заявка.
Стратегия размещения венчурных капиталов ИВФ РТ с одной стороны заключается в участии в механизме «Фонд фондов» на федеральном уровне, а с другой — в создании такого механизма самостоятельно и его развитии на региональном уровне. Данная стратегия является одной из передовых в РФ и представляет собой сильную сторону РИС РТ.
Как известно, создание ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО РВК) является попыткой реализовать в российской экономике механизм «фонд фондов», показавшем свою эффективность в ряде зарубежных стран [5]. Написанная ГНО ИВФ РТ заявка на участие в механизме «фонд фондов» стала основанием создания в 2006 году некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» (ФСР ВИ МП НТС РТ). Объем инвестиций фонда составил 800 млн руб. (200 млн руб. из республиканского бюджета, 200 млн руб. из федерального, 400 млн руб. — частные инвестиции). Управляющей компанией фонда по
результатам конкурсного отбора стала известная на инвестиционном рынке ЗАО УК «Тройка диалог» [6].
Совместно с ООО УК «Ак Барс Капитал» ГНО ИВФ РТ стал учредителем еще одного фонда — «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высокие технологии)» (РВФИ МП НТС РТ). Объем инвестиций фонда составил 300 млн руб. (75 млн руб. — из республиканского бюджета, 75 млн.руб. — из федерального, 150 млн руб. — частные инвестиции). Частным инвестором выступил ОАО «Ак Барс Банк», а управляющей компанией — ООО УК «Ак Барс Капитал».
Таким образом, стратегия ИВФ РТ заключается в дальнейшей диверсификации своего портфеля и уменьшении инновационного риска путем привлечения новых инвесторов. ООО УК «Ак Барс Капитал», знает специфику региона, обладает определенным уровнем социального капитала, имеет долгосрочные отношения с основными игроками рынка инноваций и инвестиций республики [7]. Это позволит заполнить вакуум доверия между участниками инновационного процесса.
При этом ИВФ РТ, как соучредитель обоих фондов, несомненно, будет привлекать к сотрудничеству и ЗАО УК «Тройка диалог», которая будет способствовать успешному функционированию данного партнерства благодаря своему опыту управления международными венчурными сделками. Именно поэтому между ИВФ РТ, ЗАО УК «Тройка диалог» и ООО УК «Ак Барс Капитал» было подписано тройственное соглашение о совместной деятельности в интересах развития венчурного бизнеса в Татарстане.
Следуя такой стратегии в перспективе ожидается получить «эффект Силиконовой долины», когда на ограниченной территории, в благоприятных социально-экономических условиях, сформировался критический объем венчурного капитала, инновационных идей и управленческих ресурсов, что создало предпосылки для бурного инновационного развития.
Новой формой вложения инвестиций в инновационные проекты РИС является организованная ГНО ИВФ РТ совместно с ФСР МП НТС и ОАО ИПТ «Идея» программа «Идея-1000», для участников республиканского конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан».
В рамках программы «Идея-1000» предусмотрена финансовая поддержка в трех номинациях: «Молодежный инновационный проект», «СТАРТ-1», «СТАРТ-11».
В номинации «Молодежный инновационный проект» отбирается до 40 проектов на проведение научноисследовательских работ. Победители в данной номинации получают паритетное финансирование реализации проекта в размере до 200 тыс. руб. от ГНО ИВФ РТ и до 200 тыс. руб. от ФСР МП НТС. При конкурсном отборе в этой номинации учитываются: научнотехническая новизна; возраст заявителя — до 28 лет; возможность коммерциализации результатов проекта в среднесрочной перспективе (5-6 лет).
В номинации «СТАРТ-1» отбирается до 15 проектов на проведение опытно-конструкторских работ, соответствующих требованиям участия в программе
«СТАРТ» ФСР МП НТС. Победители в номинации получают паритетное финансирование реализации проекта до 750 тыс. руб. от ИВФ РТ и до 750 тыс. -руб. от ФСР МП НТС.
В номинации «СТАРТ-II» и по остальным программам Фонда содействия число отбираемых проектов не устанавливается, а определяется конкурсным отбором. Проекты в данной номинации должны соответствовать требованиям программы «СТАРТ» (второй год) ФСР МП НТС. Победители в номинации Программы «СТАРТ-II» получают паритетное финансирование реализации проекта до 1,5 млн. руб. от ИВФ РТ и до 1,5 млн руб. от Фонда содействия. Для участия в конкурсном отборе в номинации «СТАРТ-II» необходимо представить бизнес-план проекта, соответствующий требованиям постановления Кабинета Министров РТ № 284 от 7 мая 1999 года.
Еще одной формой соинвестирования инновационных проектов является совместная программа ГНО ИВФ РТ и «Российского фонда фундаментальных исследований» — «РФФИ — регион, софинансиру-ющий исследования», в которой интересам субъекта РФ уделяется особое внимание. Перед объявлением конкурса региональные органы власти совместно с ведущими учеными формируют перечень приоритетных задач, для разработки которых нужны ориентированные фундаментальные исследования. [8].
3. Отраслевые инновационные проекты
Республика обладает значительным научным потенциалом, накопленным за годы функционирования советской инновационной системы. Научно-технические проекты РТ постоянно завоевывают престижные награды на различного рода конкурсах. Однако, существуют опасения постепенного снижения конкурентоспособности научного сектора РИС РТ. Например, победившие в программе «Идея-1000» в 2007 году проекты из КГТУ им. А. Н. Туполева, являются центральными объектами исследований старейших кафедр университета, которые ведут эти разработки уже 20-25 лет (рис. 1).
Многие комплектующие в этих проектах иностранного производства. Так в вертолете КАИ-82-002 «Lark» предусмотрена установка итальянского двигателя «Rotax», предпусковые подогреватели не будут конкурентоспособны без электронного блока зажигания и дистанционного запуска, который производится за рубежом, многое оборудование, используемое для испытаний микроволновых и электромагнитных излучений также иностранное. Можно предположить, что в еще конкурентоспособных научных школах происходит «вымывание» инновационных идей, которые «ловко» подхватываются венчурными капиталистами. Проблема заключается в отсутствии обратной связи между рынком инноваций и научной средой с точки зрения реинвестирования в принципиально новые научные исследования.
Как известно инновационное развитие может развиваться в двух направлениях: снизу, когда наука позволяет создать продукт или технологию, получающих неожиданный спрос на рынке и сверху, когда
ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008
ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008
Разработка и производство высокоэкономичного предпускового подогревателя двигателя, работающего на принципе пульсирующего сжигания топлива, для грузовых автомобилей,
Разработка и промышленное внедрение микроволновой установки для регенерации силикагеля в технологическом
Проектирование и создание ультралегкого вертолета с соосными винтами КАИ-82-002 «Lark» в пилотируемом и беспилотном
Рис. 1. Проекты — победители конкурса «Идея-1000» из КГТУ им. А. Н. Туполева в 2007 г.
сам рынок делает заказ науке на создание продукта или технологии, «предчувствуя» спрос на них.
В настоящее время рынок, представленный производственной сферой, полностью удовлетворяет свои потребности за счет иностранных технологий. Бизнес в России не мотивирован на проведение собственных исследований и тем более на финансирование отечественной науки. Научная сфера, используя накопленный потенциал, поставляет на рынок инновации, удовлетворяющие современным приоритетам экономики, не получает заказа от производственной сферы.
Научная сфера в таких условиях не является ключевым фактором конкурентоспособности экономики, а следовательно и не получает достаточных инвестиционных вливаний в обновление своей базы, при этом венчурный бизнес не служит проводником-посредником в классическом его понимании между наукой и рынком.
Для того, чтобы решить эту проблему в Татарстане проводится современная и активная кадровая политика в области инновационного менеджмента и технологического предпринимательства.
Во всех передовых высших учебных заведениях созданы кафедры по инновационному менеджменту. Дисциплины по экономическим основам технологического предпринимательства включены в учебные планы многих специальностей, как технических, так и гуманитарных. Институты повышения квалификации, созданные при университетах, проводят курсы в области инновационной деятельности на региональном уровне. Министерство образования и науки проводит конкурсы на лучшую инновационную идею среди учащихся средних и высших учебных заведений, на грантовой основе организует обучение молодых специалистов в лучших образовательных зарубежных и отечественных центрах по инновационной тематике.
На регулярной основе проводятся мероприятия по подготовке востребованных инновационным сектором экономики специалистов, такие как совместные научно-практические конференции по актуальным вопросам науки и производства, студенческие производственные практики, ярмарки вакансий. Восстанавливаются студенческие конструкторские бюро и научные кружки на уровне вузов. Дипломные проекты начинают приобретать вид молодежных инновационных проектов. Так студенты Елабужского филиала КГТУ им. А. Н. Туполева разрабатывают ряд дипломных проектов на базе Бизнес-инкубатора
«Алабуга». В Казани инициативные студенческие команды этого же вуза с 2006 года участвуют в программе «УМНИК», запущенной ФСР МП НТС [9].
Положительным результатом такой кадровой политики является возникновение профессиональных управленческих команд в научной сфере. В 2007 году ГНО ИВФ РТ объявил конкурс по отбору УК для передачи ей полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственных обществ, реализующих проекты — победители Программы инновационных проектов «Идея-1000» в номинации «Молодежный инновационный проект» и заключения с ней договора на выполнение работ по проекту «Создание центра инжиниринга и коммерциализации результатов научно-технической деятельности». Одним из победителей конкурса стала Негосударственная автономная некоммерческая организация «Исследовательский Центр Омега при Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева».
Существенной проблемой, препятствующей гармонизации интересов участников инновационного процесса, является отсутствие законодательно закрепленного единого терминологического аппарата инноватики [10]. В такой ситуации под инновационным можно понимать инвестиционный проект с малой долей инноваций улучшающего характера, а возможно и псевдо-инноваций. Более того, такие проекты могут пользоваться льготным налогообложением и еще более увеличивать не привлекательность «реальной» инновационной деятельности. Согласно исследованиям среди 225 компаний, привлекших венчурные инвестиции в России в 1994-2004 гг., число высокотехнологичных в широком смысле не превышает 15, причем лишь 6 из них — это компании высокотехнологичного сектора [11].
В настоящее время сложилось понимание «инновации» как результата инновационной деятельности, который получил рыночную оценку. Однако, определение «инновации» как процесса генерации, воплощения и реализации идей в практической деятельности, на наш взгляд, позволяет более точно определить основные условия и инструменты, способствующие инновационному развитию, как на предприятии, так и в экономике в целом. Более того, такое определение позволяет выявить и разрешить противоречия, являющиеся основной причиной инновационного риска, низкой мотивации инвесторов к инновационным проектам и трудностей восприятия инновации общественной средой. Отождествление же инновации с результатом (прибылью, доходом, рентой) как раз приводит к доминированию в портфелях венчурных фондов инвестиционных проектов, без особого риска позволяющих обеспечить такой результат.
Еще одним фактором, ограничивающим вложение инвестиций в рисковые проекты, является неадекватная классическим институтам венчурного бизнеса организационно-правовая форма венчурных фондов, принятая в России [12]. ФСР ВИ МП НТС РТ и РВФИ МП НТС РТ созданы в виде закрытых паевых инвестиционных фондов венчурных инвестиций (ЗПИФВИ).
Согласно требованиям законодательства ЗПИФ-ВИ должен во-первых, показать доходность «не ниже
Таблица i
SWOT-анализ РИС Татарстана
Сильные стороны Слабые стороны
1. Стабильный социально-экономический рост как условие ресурсного обеспечения инновационных процессов, активизации творческой деятельности и улучшения доверительной среды в инновационной сфере. 2. Всемерная поддержка руководством республики инновационного бизнеса, эффективный комплекс инструментов государственной поддержки инновационной активности. 3. Развитая инновационная инфраструктура, позволяющая сопровождать инновационные проекты с самых ранних стадий и с различной отраслевой направленностью. 4. Значительный ресурс венчурного капитала, наличие разнообразия венчурных структур, позволяющего диверсифицировать инвестиционные портфели и снижать инновационный риски. 5. Системная кадровая политика, использование передового опыта, создание информационного поля инновационной деятельности 1. Недостаточно проработанное нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности, приводящее к совмещению критериев инвестиционных и инновационных проектов. 2. Низкая доля посевного финансирования и поддержка более поздних стадий инновационного процесса. 3. Доминирование интересов получения прибыли над стратегией финансирования рисковых, радикальных инновационных проектов. 4. Отсутствие устойчивых процессов реинвестирования в научную сферу, низкая мотивация бизнеса на проведение собственных НИОКР. 5. Приоритет инвестиционной сферы при организации процессов коммерциализации новшеств, отсутствие ресурсов у высшей школы для полноправного участия в венчурном бизнесе
Возможности Угрозы
1. Активизация взаимодействия научного, инвестиционного сектора, малого и среднего бизнеса, крупных промышленных предприятий путем развития ОЭС «Алабуга». 2. Интеграция с российской и мировой инновационной системой, участие в федеральных инвестиционных конкурсах и программах, привлечение международных управленческих знаний и венчурного капитала. 3. Участие в нормотворческих инициативах по улучшению законодательства в области инновационной деятельности 1. Снижение конкурентоспособности научного сектора, старение материальной базы науки, исчерпание научного потенциала. 2. Увеличение зависимости от иностранных технологий, увеличение разрыва между отечественной наукой и производством. 3. Усиление дрейфа венчурного бизнеса в сторону «private equity», увеличение «долины смерти» в финансировании инновационных проектов на начальных этапах
среднерыночной», во-вторых, его инвестиционная стратегия должна быть умеренно-консервативной, а его временно-свободные средства должны инвестироваться в высоконадежные акции, облигации и банковские депозиты, в-третьих, пропорции инвестиционного портфеля прописаны в правилах доверительного управления и зарегистрированы в Федеральной службе по финансовым рынкам, в-четвертых, вложения в каждый венчурный проект должны составлять не более 15% от его совокупного бюджета.
Совокупность вышеприведенных требований существенно ограничивает не только доступ к венчурному капиталу со стороны малых инновационных фирм, но и действия самих венчурных капиталистов, которые начинают избегать высокого риска и инвестировать в поздние стадии инновационных проектов. Так за год ФСР ВИ МП НТС РТ под управлением ЗАО УК «Тройка диалог» принес прибыль в размере 16 млн руб.
Можно предположить, что данная прибыль получена за счет вложения в ценные бумаги традиционных, стабильных и ликвидных компаний. В этом случае вообще теряется смысл венчурного предпринимательства.
Однако стоит отметить, что именно такая организационно-правовая форма способна обеспечивать реализацию инвестиционных отношений в условиях нестабильной институциональной среды с низким уровнем доверия. Задача государства, прежде всего, заключается не в нахождении лучшей организационно-правовой формы для венчурных фондов, а в повышении доверия между субъектами инновационной системы, укреплению стабильности существующих институтов и механизмов контроля. Только после этого можно говорить о запуске классических механизмов венчурного бизнеса, использующих совокупность более гибких и свободных организационно-правовых форм.
Совершенствование институциональной среды инвестиционной сферы республики считается первоочередной задачей. Согласно прогнозам Министер-
ства экономики и промышленности РТ в ближайшие годы планируется привлечь около 750 млрд руб. инвестиций в основной капитал. При этом для инвесторов более важным является не факт предоставление налоговых льгот, а упрощение процедур ведения бизнеса, регистрации сделок с землей и имуществом.
Обобщение результатов проведенного исследования позволяет представить их в виде SWOT-анализа РИС Татарстана (табл. 1).
В качестве вывода можно отметить, что РИС РТ содержит все основные элементы и институты, необходимые для ее дальнейшего успешного развития.
Литература
1. Некоторые статистические показатели социально-экономического положения Республики Татарстан и отдельных регионов Российской Федерации в 2007 году: Стат. бюллетень; № 10, 2007 (январь-октябрь)/Госкомстат РТ. Казань, 2007.; Доклад Министра экономики и промышленности РТ М. Р. Сафиул-лина на сессии Государственного Совета Республики Татарстан по Прогнозу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2008-2010 годы.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели в 2006 году. Стат. сборник. М., 2006; Доклад Министра экономики и промышленности РТ Б. П. Павлова на Международном инвестиционном форуме «Российские регионы — стратегия роста». Казань, 19 мая 2007 г.
3. http://www.ipidea.ru
4. http://www.ivfrt.ru
5. http://www.konsultant.ru
6. http://www.troika.ru
7. http://www.akbars-capital.ru
8. Е. Р. Рудцкая, Е. Ю. Хрусталев, С. А. Цыганов. Российский фонд фундаментальных исследований и инновационное развитие экономики России//Экономическая наука современной России, № 2, 2007.
9. Ю. Ф. Гортышов, З. Г. Шигапов, В. Л. Васильев, Р. Н. Гайфул-лин, И. Ф. Хабибуллин, А. В. Бакаев, П. Ю. Гортышов. Разработка и реализация стратегии инновационного развития технического вуза (на примере Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева)//Инновации, № 4, 2007.
10. О. Г. Голиченко, С. А. Самойлова. Проблемы нормативно-правого обеспечения инновационной деятельности: отсутствие единой системы терминов — основной источник противоре-чий//Экономическая наука современной России, № 3, 2006.
11. http://www.cnews.ru
12. А. И. Каширин, А. С. Семенов. Венчурное финансирование инновационной деятельности//Инновации, № 1, 2006.
ИННОВАЦИИ № 4 (114), 2008