СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
А.О. КЛИМНАК
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
На сегодняшний день очевидно, что повышение конкурентоспособности отечественных предприятий России возможно только через развитие активной инновационной деятельности. В свою очередь, развитие инновационной деятельности невозможно без развития венчурных механизмов финансирования инноваций. Но венчурные механизмы финансирования не существуют сами по себе, им нужна основа, развитая инфраструктура. К сожалению, пока рано говорить о полноценной сформировавшейся инновационной инфраструктуре в России и в Республике Татарстан, в частности. Пока существуют лишь отдельные элементы этой инфраструктуры, взаимодействие между которыми происходит не всегда эффективно.
Поэтому мы считаем, что одним из главных направлений развития и стимулирования инновационно-венчурной деятельности в Республике Татарстан является создание инфраструктуры, которая будет являться единой системой, работающей на благо развития инноваций и венчурного инвестирования.
Российской Ассоциацией прямого и венчурного инвестирования была проделана огромная работа по изучению событий, происходивших на российском рынке прямых и венчурных инвестиций за последние 10 лет. В том числе был проведен статистический анализ распределения инвестиций по федеральным округам.
Наибольшая активность инвесторов как до, так и после кризиса 1998 г. наблюдается в Центральном (39 % и 41 % соответственно, из общего числа денежных средств, привлеченных в рамках венчурного инвестирования в РФ) и Северо-Западном (26 % и 23 %) регионах, что объясняется, на наш взгляд, исторически сложившейся наибольшей концентрацией в этих регионах частного капитала и высоким уровнем экономической активности, обусловленными в том числе и близостью этих регионов к странам с развитой экономикой.
Инвестиции в другие регионы осуществлялись в основном из фондов, созданных на средства международных финансовых институтов и правительственных агентств иностранных государств. Необходимо отметить, что неизменными в процентном отношении остались (а в денежном выросли) позиции Южного (8 %) и Приволжского (12 %) федеральных округов, куда, как известно, входит Республика Татарстан. Эти округа стабильно привлекательны для инвесторов благодаря постоянному наличию интересных проектов в отраслях легкой промышленности и нефтехимии, а также целенаправленной стратегической политике местной администрации по привлечению в регион прямых инвестиций1.
За период с 1994 по 2004 г. Приволжский федеральный округ привлек венчурных инвестиций на сумму 290 млн долл., Южный округ — на сумму 199 млн долл., Центральный округ — на сумму 980 млн долл., и, наконец, Северо-Западный округ привлек инвестиций на сумму 592 млн долл. 2.
Таким образом, очевидно, что Приволжский федеральный округ, наряду с входящей в него Республикой Татарстан, твердо занимает третье место по суммам привлеченных венчурных инвестиций после Центрального и Северо-Западного округов.
Республика Татарстан является активным участником инновационного процесса среди регионов Приволжского федерального округа. В среднем в 2003 — 2004 гг. в Республике Татарстан была отгружена инновационная продукция собственного производства на сумму 12 881,3 млн руб. Республика Татарстан занимала четвертое место по такому показателю, как удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в
1 Обзор российского рынка прямых и венчурных инвестиций (1994 - 2004). - Спб.: Феникс, 2004. - 48 с.
2 Там же.
общем числе обследованных организаций, который составил в 2003 г. 12,5 % (в среднем по России — 9,0 %). В 2003 г. в Республике Татарстан на долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий приходилось 12,0 % (в России — 9,1 %). Совокупная доля принципиально новой и подвергшейся усовершенствованию продукции в 2003 г. в Республике Татарстан в среднем составила 68,0 % от общего объема инновационной продукции инновационно-активных организаций (в среднем по России — 57,5 %) 3.
Сама структура региональной системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан принципиально может быть рассмотрена в разрезе двух взаимозависимых структур:
• структура субъектов инновационной деятельности;
• структура субъектов венчурно-инвестиционной деятельности.
В настоящее время сфера инновационной деятельности Республики Татарстан может быть охарактеризована следующим образом:
1. В республике сосредоточен значительный научно-технический потенциал, включающий научно-исследовательские институты Российской Академии наук и Академии наук Татарстана, отраслевые институты и высшие учебные заведения.
2. Сложилась развитая, обладающая многолетними традициями и опытом система подготовки кадров, в том числе специалистов высшей квалификации — кандидатов и докторов наук по различным направлениям науки и техники.
3. Республика обладает развитым многоотраслевым разнопрофильным промышленно-техно-логическим комплексом.
4. Действует ряд структур, содействующих развитию инновационной деятельности: Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, Республиканский совет общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан, Ассоциация промышленных предприятий Республики Татарстан, Фонд финансовой поддержки малого предпринимательства, Татарский центр научно-технической информации, Союз предпринимателей Республики Татарстан, Агентство по поддержке предпринимательства Республики Татарстан, ОАО Инновационно-производственный технопарк «Идея», раз-
3 «Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 — 2010 годы».
личные инновационные структуры при вузах. Созданы «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан», «Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан», «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан».
5. Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан и принята к исполнению Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 — 2010 годы.
6. Ведется активная работа по созданию особых экономических зон в целях создания выгодных условий для производства инновационной продукции на территории Республики Татарстан.
Но, несмотря на внушительный состав системы, республиканская инновационная система обладает пока что серьезными недостатками на сегодняшний день.
Во-первых, подавляющее большинство субъектов, образующих инновационную систему республики относятся к государственным структурам или находятся под значительным государственным финансированием. Это неизбежно вызывает прямую финансовую и политическую зависимость этих структур от государства. В этом случае государство может тяготеть к удовлетворению своих личных интересов, а не интересов рынка и бизнеса. Поэтому в дальнейшем должен соблюдаться баланс государственных интересов и интересов бизнеса, а субъекты инновационной деятельности, создаваемые и финансируемые на государственные средства, в краткие сроки должны переходить на режим самоокупаемости, а государство занимать наблюдательную позицию.
Во-вторых, принимается крайне мало мер для привлечения финансовой, технологической и управленческой негосударственной поддержки извне, путем привлечения на рынок республики и включения в работу инфраструктурных элементов управления инновациями и технологий финансирования (включая представительства зарубежных агентств, университетов, фондов, участие зарубежных специалистов в данной сфере и др.).
В-третьих, не налажено эффективное взаимодействие между субъектами инновационной деятельности. Само определение слова «система» подразумевает не только набор субъектов, в нее входящих, а также устойчивые взаимоотношения между ними.
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
73
Поэтому, на наш взгляд, к важнейшим принципам формирования республиканской инновационной системы и путям их реализации следует
отнести:
• максимально быстрый выход создаваемых при государственной поддержке субъектов (и их подразделений) на режим самоокупаемости;
• баланс государственных интересов и интересов бизнеса, который достигается формированием при государственной поддержке инфраструктурных элементов республиканской инновационной системы с последующим тиражированием технологий инновационного и синергетического менеджмента и технологий финансирования на другие субъекты, создаваемые на коммерческой основе;
• внесение в формируемую инновационную систему республики технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне;
• привлечение транснациональных корпораций к разработке на доконкурентной стадии и продвижению на мировые рынки отечественных инноваций при условии поступлений доли от продаж созданной инновационной продукции разработчикам;
• стимулирование синергетических эффектов инновационных проектов;
• развитие системы фондов венчурного, прямого инвестирования;
• обеспечение правовой поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан и Российской Федерации;
• формирование общественного мнения в поддержку инновационного развития экономики;
• организация взаимодействия субъектов республиканской инновационной системы и обмена технологиями;
• тиражирование регламентов стандартных подпроцессов и функций инновационной деятельности (инвентаризация, отбор, правовая защита, маркетинг и трансферт инноваций, обмен информацией, сертификация, экспертиза, консалтинг и аудит, управление проектами, обучение и подбор персонала и др.);
• система разработки и апробации предложений и экономических мер, стимулирующих инновационную высокотехнологичную экономику;
• распределение ответственности субъектов и стимулирование создания инновационной системы Республики Татарстан, в том числе путем учреждения коммандитного товари-
щества или некоммерческой организации (Центр управления инновациями) с участием указанных выше субъектов инновационной системы и ее вхождения в инновационный кластер Поволжского федерального округа. В структуре венчурно-инвестиционной деятельности Республики Татарстан можно выделить 2 крупных субъекта:
1. Инвестиционно-венчурный фонд РТ.
2. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан. Несомненно, ядром структуры венчурно-инвес-
тиционной системы в республике является «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан», обеспечивающий концентрацию ресурсов наиболее заинтересованных в развитии инновационной деятельности финансовых институтов (правительственных органов и организаций, международных, иностранных и национальных венчурных фондов, крупных банков, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов и т. п.). Этот фонд создан по стандартной для венчурных фондов схеме и ориентирован на опережающее развитие инфраструктуры венчурного инвестирования, опирающейся как на собственные активы Фонда, так и на средства коммерческих и иных юридических лиц, а также населения.
Миссия фонда состоит в повышении инновационного потенциала Республики Татарстан, развитии наукоемких производств и внедрении новых прогрессивных технологий, формировании новых для республики подходов в развитии инновационной деятельности, создании условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала, совершенствовании системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса4.
Основными формами участия Инвестиционно-венчурного фонда РТ в реализации проектов хозяйственных субъектов, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, на территории Республики Татарстан предполагаются:
• осуществление финансирования инновационных программ и проектов через долевое участие в хозяйственных обществах, предоставление займов, использование лизинговых механизмов, другие, не запрещенные законодательством способы;
• предоставление компенсаций части процентных ставок по банковским кредитам и купонной ставки по облигационным займам предприятиям по инвестиционным проектам.
4 Официальный сайт ИВФ РТ — http://www. Мй. га.
С 1 января 2006 г. в Татарстане начал работу Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан.
В соответствии с принятым 22 апреля 2005 г. Правительством РФ постановлением «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», Министерство экономического развития и торговли провело конкурс среди субъектов РФ на право получения субсидий для финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на паритетной основе с субъектами РФ.
Татарстан получил право на создание регионального венчурного фонда. Бюджет создаваемого фонда составит 800 млн руб., из которых 200 млн руб. выделит Татарстан, 200 млн руб. — российский бюджет, а 400 млн руб. — частные инвесторы, среди которых могут быть российские и иностранные компании. На основе тендера будет выбрана управляющая компания, которая будет контролировать размещение паевым инвестиционным фондом средств в перспективных проектах. Создание еще одного венчурного фонда потребовалось, чтобы иметь возможность привлечь частный капитал и получить паритетное с бюджетом РФ финансирование проектов.
Принципиальными особенностями работы этих фондов является то, что, во-первых, они функционируют пока не по чисто венчурной схеме, как в развитых западных странах, а в рамках, так называемой, кредитно-возвратной системы. Работать по венчурной схеме опасно, так как возникают сложности с реализацией акций, которые долгие годы могут быть не востребованы на фондовом рынке.
Во-вторых, основная доля финансовых средств, которыми оперируют эти фонды, принадлежит государству, что не вполне соответствует природе венчурного инвестирования, где государство не играет и не должно играть ведущую роль в венчурном финансировании, уступая место банкам, пенсионным фондам, страховым компаниям, крупным национальным и иностранным компаниям и частным инвесторам.
Суть кредитно-возвратной системы в Республике Татарстан сводится к тому, что в апреле 2005 г. решением попечительского совета Инвестиционно-венчурного фонда РТ было выделено 250 млн руб. на реализацию программы микро-кредитования малого предпринимательства.
Эти денежные средства были распределены между пятью банками республики и через них выданы малому бизнесу. По результатам конкурса были отобраны пять банков, которые могут предложить более выгодные условия для кредитования. Программу микро-кредитования внедрили ОАО «Ак Барс» Банк, ЗАО ГКБ «Автоградбанк», ООО «Татагропромбанк», ЗАО АКБ «Татинвестбанк» и ОАО АИКБ «Татфондбанк».
Средства были направлены на депозиты Фонда в банках под 1 % годовых для обеспечения банков финансовыми средствами на среднесрочное микро-кредитование субъектов малого предпринимательства. За счет этих средств банки могли осуществлять микро-кредитование на сумму не более 300 тыс. руб. на одного заемщика на срок не более 3 лет. Процентная ставка по таким кредитам составляла от 5 % годовых и выше — в зависимости от условий. Всего по этой программе было выдано 919 кредитов.
Распределение средств по отраслям выглядит следующим образом:
на отрасль торговли из общей суммы выдано 67,2 %, услуги — 13,8 %, производство — 8,6 %, сельское хозяйство — 5,4 %, строительство — 2,6 %, другие — 2,4 %.
Распределение по городам: Казань — 21 %, Набережные Челны — 17,85 %, Зеленодольск и Зеленодольский район — 7,07 %, Нижнекамск и Нижнекамский район — 5,77 %, Альметьевск и Альметьевский район — 5,11 %, Чистополь и Чистопольский район — 3,59 %, Елабуга и Елабужский район — 3,37 %.
Кредиты были предоставлены во всех городах и районах республики. Средняя процентная ставка по выданным кредитам составила 8,7 % по кредитам, предоставленным предпринимателям без образования юридического лица, 8,94 % — юридическим лицам5.
То есть в данной ситуации можно говорить только о том, что ИВФ РТ занимается кредитованием, используя банки в качестве инструмента кредитования. Денежные средства были предоставлены в кредит на условиях платности, срочности и возвратности. Цели, на которые были потрачены эти средства предпринимателями, трудно проследить. Таким образом, эта система работы не в полной мере соответствует самому принципу венчурного инвестирования, когда помимо финансовых вливаний в фирму венчурный инвестор участвует в
5 Данные взяты с официального сайта ИВФ РТ — http://www. Мй. га.
менеджменте этой фирмы, становится одним из собственников этой организации и доходы получает не в виде процентов от кредита, а от реализации своей доли собственности в фирме в будущем.
На наш взгляд, ИВФ РТ должен тесно сотрудничать с технопарком «Идея», призванным содействовать развитию инновационных разработок в РТ, в области финансирования таких разработок. И такое сотрудничество не должно ограничиваться лишь финансированием НИОКР и на ранних стадиях развития инновационных компаний.
По результатам первых месяцев своей деятельности, Фонд участвует в финансировании более 60 проектов в общей сумме более миллиарда рублей, в том числе представляются субсидии на погашение части процентов по кредитам банков. Среди крупных проектов — участие в капитале ОАО «Казанский маслоэкстракционный завод» (Фонду принадлежит 35 % уставного капитала — 612,5 млн руб.) и др. В стадии окончательной проработки еще ряд проектов общей стоимостью более 200 млн руб.
На наш взгляд, правительству Республики Татарстан необходимо учитывать как интересы банков, так и интересы представителей малого и среднего бизнеса. В этой связи мы считаем, необходимо активно развивать систему субсидий на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам, выдаваемым малому и среднему бизнесу. В такой ситуации малый и средний бизнес будет более заинтересован брать на себя такого рода обязательства. Здесь необходимо отметить, что к рассмотрению заявок от малого и среднего бизнеса на субсидии принимаются проекты, отвечающие следующим требованиям:
• срок реализации проекта до трех лет;
• проект реализуется в одной из приоритетных отраслей экономики Республики Татарстан;
• проект имеет положительный бюджетный эффект от реализации;
• в ходе реализации проекта создаются новые рабочие места;
• наличие у предприятия собственных средств не менее 20 % от общей стоимости проекта и ликвидного залога;
• сумма кредита, на которую распространяется участие Фонда в реализации проекта в виде предоставления субсидий предприятию на компенсацию части процентов, не превышает 30 млн руб.
Субсидии предоставляются в объеме половины ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Предприятиям Республики Татарстан на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам банков с учетом переходящих обязательств Фонда на 2005 г. выделено субсидий до 150 млн руб., на участие в реализации инвестиционных проектов - до 2 млрд руб.
В этом году на получение субсидий претендуют 73 предприятия из числа тех, что получали субсидии в прошлом году. Общегодовая сумма субсидий по этим предприятиям составляет 88,7 млн руб.
Однако среди требований ИВФ РТ на субсидии есть и не совсем логичные. Так, первое требование гласит, что срок реализации проекта должен составлять не более 3 лет, что, как известно, далеко не предел для инновационно-венчурного проекта. То есть изначально многие малые предприятия не смогут претендовать на такие субсидии, если они не убедят фонд в том, что их проект будет реализован за 3 года.
Дополнительные трудности также создает положение, по которому преимущество есть у того из проектов, который реализуется в одной из приоритетных отраслей экономики Республики Татарстан. Соответственно другим отраслям дополнительно приходится иногда доказывать свое право на существование.
Что касается интересов банков республики, пенсионных фондов и страховых компаний, то очевидной проблемой, на наш взгляд, здесь является то, что банки и пенсионные фонды не привыкли работать с рискованными проектами, боясь потерять свои активы. Это противоречит самой природе банковской деятельности (а пенсионным фондам по законодательству РФ запрещено инвестировать в рискованные проекты), призванной сохранять денежные средства, а не рисковать ими. Поэтому наиболее действенным средством является разработка эффективной системы государственных гарантий под выдаваемые малому и среднему бизнесу кредиты. Для решения этой проблемы Кабинетом Министров Республики Татарстан было утверждено Положение о предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства (Постановление КМ РТ от 19.02.2002 № 73). Согласно данному Положению предприниматель может получить кредит, имея лишь 25 % обеспечения, т. е. государственная гарантия покрывает до 75 % обеспечения по кредиту.
В этой связи планируется создать Гарантийный фонд малого бизнеса, который будет предоставлять гарантии возврата кредитов, выделяемых инвесто-
рами для реализации программ и проектов в области малого предпринимательства.
Как уже отмечалось ранее, развитие индустрии венчурного инвестирования сильно зависит от того, насколько успешно протекает взаимодействие между субъектами, входящими в состав структуры региональной системы венчурного инвестирования. Именно здесь, на наш взгляд, находится основная проблема развития инновационно-венчурной индустрии в РТ. С одной стороны, правительством республики ведется, и уже во многом проведена, работа по созданию и развитию субъектов инновационно-венчурного бизнеса. Но, с другой стороны, пока еще не совсем налажен механизм, по которому будет происходить взаимодействие между этими субъектами. В данный момент основные участники рынка в большей степени работают изолированно друг от друга.
Так, если говорить о малых инновационных компаниях, то по результатам опроса, проведенного РАВИ, 90 % из них даже не знают о том, что такое венчурные фонды и никогда в них не обращались. Половина этих компаний не обладают готовым к предоставлению бизнес-планом. Очень часто ученым, обладающим идеей по созданию инновационной продукции, трудно найти общий язык с венчурными инвесторами напрямую. Научным деятелям, занятым технологическими разработками, трудно показать всю перспективность и выгодность своего проекта с экономической точки зрения. Поэтому для эффективного взаимодействия малых компаний и венчурных инвесторов должны взаимодействовать венчурные фонды как источники венчурного капитала и технопарки как источники инновационных разработок. В свою очередь, венчурные фонды и технопарки должны создавать максимально выгодные и доступные условия для привлечения инвестиций и инновационных разработок соответственно.
Общеизвестно, что огромный вакуум венчурных инвестиций располагается на ранних, зародышевых стадиях развития инновационных компаний. Венчурные инвесторы не желают вкладывать деньги в становление компании, когда очень высок риск банкротства. Поэтому огромная роль должна отводиться государству на этапе становления инновационных компаний в виде грантов на НИОКР этим компаниям, предоставления производственных помещений, обучения прослойки профессиональных венчурных менеджеров, предоставления информации о венчурном инвестировании во всех средствах массовой информации.
Отдельная проблема — неразвитость фондового рынка республики, являющегося важной составляющей полноценного функционирования венчурного бизнеса. Фондовый рынок — это инструмент, при помощи которого должна происходить продажа акций проинвестированых компаний, которые возрастут в стоимости.
Необходимо также рассмотреть возможность, чтобы инновационные компании уже на начальных стадиях своего развития имели возможность выставлять свои акции на продажу на фондовом рынке. Это, во-первых, создаст возможность для привлечения дополнительных инвесторов, а, во-вторых, будет являться средством предоставления информации о компании, ее целях и потребностях.
Недостаток информации о компании, а иногда и полное ее отсутствие, на наш взгляд, часто приводит к тому, что потенциальный инвестор даже не догадывается о существовании определенного проекта и фирмы.
Одним из основных направлений, в котором ведется работа попечительским советом ИВФ РТ, является создание концепции взаимодействия ИВФ РТ и ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан». Было принято решение о приобретении фондом 85 % акций Лизинговой компании малого бизнеса Татарстана, деятельность которой будет также направлена на поддержку малого и среднего бизнеса. Лизинговая компания существует около 7 лет, ранее 85 % ее акций принадлежало Министерству финансов РТ.
Сейчас учредителями создаваемой компании выступили Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан (90 %), Агентство по развитию предпринимательства РТ (5 %) и Торгово-промышленная палата РТ (5 %). Уставный капитал составляет 496,9 тыс. руб.
Директор Фонда Марат Файзрахманов считает, что использование данного механизма позволит сократить инвестиционные риски ИВФ РТ.
Отдельным направлением на пути развития инновационной деятельности в Республике Татарстан нужно считать создание особых экономических зон (ОЭЗ).
Всего на конкурс по созданию особых экономических зон (ОЭЗ) было подано 72 заявки из 47 регионов России. Татарстан был представлен в обеих номинациях: на базе промышленной площадки «Алабуга» предлагалось создать ОЭЗ промышленно-производственного типа, а на базе технопарка «Идея» — ОЭЗ технико-внедренческого типа. Победила только «Алабуга».
Предполагается, что «Алабуга» будет специализироваться на нефтехимии и автомобилестроении. Организаторы ОЭЗ намерены в короткое время наполнить отечественный рынок конкурентоспособными легковыми автомобилями и запчастями к ним. Число уже работающих здесь иностранцев будет расширено за счет корейской Hyundai Motor Company, планирующей собирать по несколько десятков тысяч автомобилей в год. Кроме того, к «Алабуге» присматривается немецкий Volkswagen, недавно направивший очередной запрос о том, на какие льготы вправе рассчитывать иностранный инвестор, работающий в ОЭЗ 6.
Зарегистрированные на территории зон предприятия получат ряд налоговых и таможенных послаблений. В ОЭЗ, создающихся на 20 лет, будет действовать свободный таможенный режим: иностранные товары станут продаваться без импортных пошлин, а российские — без экспортных. Для резидентов ТВЗ предусмотрена пониженная верхняя ставка ЕСН (14 % против стандартных 26 %), а резиденты ППЗ смогут сэкономить на налогах за счет ускоренной амортизации, переноса убытков на следующие годы и включения в расходы затрат на НИОКР. Кроме того, резидентов ОЭЗ освободят на 5 лет от уплаты земельного налога с момента возникновения права собственности на предоставленные им земельные участки.
Еще ряд льгот будет предоставлен в соответствии с республиканским законодательством. Резидентов ОЭЗ «Алабуга» на 5 лет освободят от уплаты налога на имущество. Установят ставку налога на прибыль в размере 13,5 % в части налога, зачисляемого в бюджет РТ. А также освободят от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет РТ.
Очевидно, создание ОЭЗ положительно сказывается на развитии инновационного производства. Но, тем не менее, такого рода зоны не лишены недостатков и минусов, и процесс создания таких зон надо проводить осмысленно и размеренно, прибегая к опыту других стран.
Весьма интересным и перспективным обещает стать участие ИВФ РТ в финансировании проектов в рамках кооперации предприятий Республики Татарстан, ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Российские железные дороги». Программа включает в себя проекты, предполагающие участие республиканских промышленных предприятий в поставках изделий, комплектующих для крупных российских компаний ОАО «РЖД», ОАО «АвтоВАЗ» и других. По
6 Вечерняя Казань / № 189 (3131) / Экономика и цены / В Елабуге будет зона. Особая. Экономическая.
словам директора ИВФ РТ Марата Файзрахманова, многие проекты представляются интересными и перспективными и предполагают значительное увеличение налоговой базы и уровня занятости населения республики.
Решением Попечительского совета выделена квота на участие Фонда в финансировании данных проектов в объеме до 200 млн руб. (в рамках инвестиционного меморандума). Также принято решение о выделении займа в объеме 26 млн руб. ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор» на реализацию проекта «Организация производства изделий для ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Российские железные дороги».
Цель этого «пилотного» в рамках программы проекта - обеспечение производства легковых автомобилей и подвижных железнодорожных составов необходимыми деталями и изделиями.
Кроме того, Попечительский совет одобрил предложенный Фондом новый республиканский проект — проведение ежегодного конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей Республики Татарстан». Основная цель конкурса - стимулирование деятельности ученых, изобретателей, инженерно-технических работников, аспирантов и студентов по проведению инновационно-ориентированных фундаментальных исследований, выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для обоснования значимости идеи, возможности ее коммерциализации.
Конкурс проводится ежегодно. Победитель конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей Республики Татарстан» получает премию в сумме 50 тыс. руб. и право на дальнейшее финансирование реализации проекта в сумме 150 тыс. руб. в виде гранта за счет средств венчурного фонда в случае выигрыша в течение последующих двух лет первого этапа конкурса «Старт», проводимого Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере7.
Велика роль ИВФ РТ и для развития нефтега-зохимического комплекса Республики Татарстан.
Инвестиционные вложения в размере 5,12 млрд долл. (из них в нефтедобычу — 2,01 млрд долл., в нефтепереработку — 1,38 млрд долл., в химию и нефтехимию — 1,74 млрд долл.) потребуются Татарстану для реализации Президентской программы развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2004 — 2008 гг. Эта программа была принята на
7 Информация взята с официального сайта ИВФ РТ — http:// www. ivfrt. ru.
заседании Правительства республики. Она была разработана в соответствии с поручением Президента РТ ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» при участии предприятий нефтегазохимического комплекса республики.
Генеральный директор ОАО «Татнефтехимин-вест-холдинг» Рафинат Яруллин считает, что основными источниками финансирования программы станут собственные и заемные средства предприятий, доля привлеченных средств прогнозируется в объеме 55 — 60 %. Бюджетное финансирование предполагается по приоритетным инновационным проектам и проектам малого и среднего бизнеса через имеющийся в республике венчурный фонд и технопарки. Объемы производства малых химических и нефтехимических производств возрастут в 2,7 раза, в том числе за счет создания 50 новых. Таким образом, подводя итог состоянию и тенденциям развития венчурного инвестирования в Республике Татарстан, необходимо отметить, что пока большей частью инновационные проекты республики финансируются на возвратно-кредитной основе, что не соответствует в полной мере самому смыслу венчурного инвестирования. Подавляющее большинство венчурных проектов финансируется за счет бюджетных средств через венчурные фонды и банки с минимальным участием частных инвесторов. Мы считаем, что для дальнейшего развития венчурной индустрии в республике необходимо: создание гарантийных государственных механизмов с целью обеспечения уверенности инвесторов в сохранности своих инвестиций и привлечение как можно большего числа участников инвестирования в лице страховых компаний, пенсионных фондов, отечественных, иностранных предприятий и частных лиц, формирование фондового рынка как необходимого инструмента реализации акций
проинвестированных компаний, развитие лизинговых механизмов, формирование привлекательной для инвесторов и инвестируемых компаний законодательной сферы и налоговых льгот, создание и обучение профессиональных венчурных управляющих и развитие науки.
Можно сделать вывод, что система венчурного инвестирования в Республике Татарстан еще не сформировалась полностью. Пока идет этап становления элементов этой системы, которые со временем должны начать эффективно взаимодействовать друг с другом. На начальных этапах огромная роль в развитии этой системы отводится государству. В дальнейшем роль государства должна состоять в поддержке инновационных компаний, вузов, КБ и т. п. на начальных стадиях их формирования, а также создании благоприятной правовой поддержки венчурных инвесторов и инвестируемых компаний. Такие участники системы, как технопарки, венчурные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, частные инвесторы должны выстраивать взаимовыгодное сотрудничество между собой с минимальным государственным участием. О создании полноценной системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан можно будет говорить тогда, когда участники этого рынка выйдут на режим самоокупаемости, финансовой независимости от государства. Инновационные проекты малых предприятий смогут проходить беспрепятственно все стадии своего развития: начиная с государственной поддержки в зародыше своей идеи, с ее последующим развитием в технопарках или предоставлении проекта непосредственно в венчурные фонды, финансирования этой идеи и дальнейшей выгодной реализацией акций проин-вестированной компании венчурными инвесторами на фондовых рынках республики.