Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития венчурного инвестирования в Республике Татарстан'

Состояние и тенденции развития венчурного инвестирования в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климчак А.О.

По мнению автора, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий России возможно только через развитие активной инновационной деятельности на этих предприятиях. В свою очередь, развитие инновационной деятельности невозможно без развития венчурных механизмов финансирования инноваций. Но венчурные механизмы финансирования не существуют сами по себе, им нужна основа, развитая инфраструктура. К сожалению, пока рано говорить о полноценной сформировавшейся инновационной инфраструктуре как в России, так и в Республике Татарстан, в частности. Поэтому одним из главных направлений развития и стимулирования инновационно-венчурной деятельности в Республике Татарстан является создание инфраструктуры, которая будет являться единой системой, работающей на благо развития инноваций и венчурного инвестирования. В статье приводятся данные Российской Ассоциации Прямого и Венчурного инвестирования, анализируются события, происходившие на российском рынке прямых и венчурных инвестиций за последние 10 лет, статистический анализ распределения инвестиций по федеральным округам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития венчурного инвестирования в Республике Татарстан»

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

А.О. КЛИМНАК

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

На сегодняшний день очевидно, что повышение конкурентоспособности отечественных предприятий России возможно только через развитие активной инновационной деятельности. В свою очередь, развитие инновационной деятельности невозможно без развития венчурных механизмов финансирования инноваций. Но венчурные механизмы финансирования не существуют сами по себе, им нужна основа, развитая инфраструктура. К сожалению, пока рано говорить о полноценной сформировавшейся инновационной инфраструктуре в России и в Республике Татарстан, в частности. Пока существуют лишь отдельные элементы этой инфраструктуры, взаимодействие между которыми происходит не всегда эффективно.

Поэтому мы считаем, что одним из главных направлений развития и стимулирования инновационно-венчурной деятельности в Республике Татарстан является создание инфраструктуры, которая будет являться единой системой, работающей на благо развития инноваций и венчурного инвестирования.

Российской Ассоциацией прямого и венчурного инвестирования была проделана огромная работа по изучению событий, происходивших на российском рынке прямых и венчурных инвестиций за последние 10 лет. В том числе был проведен статистический анализ распределения инвестиций по федеральным округам.

Наибольшая активность инвесторов как до, так и после кризиса 1998 г. наблюдается в Центральном (39 % и 41 % соответственно, из общего числа денежных средств, привлеченных в рамках венчурного инвестирования в РФ) и Северо-Западном (26 % и 23 %) регионах, что объясняется, на наш взгляд, исторически сложившейся наибольшей концентрацией в этих регионах частного капитала и высоким уровнем экономической активности, обусловленными в том числе и близостью этих регионов к странам с развитой экономикой.

Инвестиции в другие регионы осуществлялись в основном из фондов, созданных на средства международных финансовых институтов и правительственных агентств иностранных государств. Необходимо отметить, что неизменными в процентном отношении остались (а в денежном выросли) позиции Южного (8 %) и Приволжского (12 %) федеральных округов, куда, как известно, входит Республика Татарстан. Эти округа стабильно привлекательны для инвесторов благодаря постоянному наличию интересных проектов в отраслях легкой промышленности и нефтехимии, а также целенаправленной стратегической политике местной администрации по привлечению в регион прямых инвестиций1.

За период с 1994 по 2004 г. Приволжский федеральный округ привлек венчурных инвестиций на сумму 290 млн долл., Южный округ — на сумму 199 млн долл., Центральный округ — на сумму 980 млн долл., и, наконец, Северо-Западный округ привлек инвестиций на сумму 592 млн долл. 2.

Таким образом, очевидно, что Приволжский федеральный округ, наряду с входящей в него Республикой Татарстан, твердо занимает третье место по суммам привлеченных венчурных инвестиций после Центрального и Северо-Западного округов.

Республика Татарстан является активным участником инновационного процесса среди регионов Приволжского федерального округа. В среднем в 2003 — 2004 гг. в Республике Татарстан была отгружена инновационная продукция собственного производства на сумму 12 881,3 млн руб. Республика Татарстан занимала четвертое место по такому показателю, как удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в

1 Обзор российского рынка прямых и венчурных инвестиций (1994 - 2004). - Спб.: Феникс, 2004. - 48 с.

2 Там же.

общем числе обследованных организаций, который составил в 2003 г. 12,5 % (в среднем по России — 9,0 %). В 2003 г. в Республике Татарстан на долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий приходилось 12,0 % (в России — 9,1 %). Совокупная доля принципиально новой и подвергшейся усовершенствованию продукции в 2003 г. в Республике Татарстан в среднем составила 68,0 % от общего объема инновационной продукции инновационно-активных организаций (в среднем по России — 57,5 %) 3.

Сама структура региональной системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан принципиально может быть рассмотрена в разрезе двух взаимозависимых структур:

• структура субъектов инновационной деятельности;

• структура субъектов венчурно-инвестиционной деятельности.

В настоящее время сфера инновационной деятельности Республики Татарстан может быть охарактеризована следующим образом:

1. В республике сосредоточен значительный научно-технический потенциал, включающий научно-исследовательские институты Российской Академии наук и Академии наук Татарстана, отраслевые институты и высшие учебные заведения.

2. Сложилась развитая, обладающая многолетними традициями и опытом система подготовки кадров, в том числе специалистов высшей квалификации — кандидатов и докторов наук по различным направлениям науки и техники.

3. Республика обладает развитым многоотраслевым разнопрофильным промышленно-техно-логическим комплексом.

4. Действует ряд структур, содействующих развитию инновационной деятельности: Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, Республиканский совет общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан, Ассоциация промышленных предприятий Республики Татарстан, Фонд финансовой поддержки малого предпринимательства, Татарский центр научно-технической информации, Союз предпринимателей Республики Татарстан, Агентство по поддержке предпринимательства Республики Татарстан, ОАО Инновационно-производственный технопарк «Идея», раз-

3 «Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 — 2010 годы».

личные инновационные структуры при вузах. Созданы «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан», «Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан», «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан».

5. Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан и принята к исполнению Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 — 2010 годы.

6. Ведется активная работа по созданию особых экономических зон в целях создания выгодных условий для производства инновационной продукции на территории Республики Татарстан.

Но, несмотря на внушительный состав системы, республиканская инновационная система обладает пока что серьезными недостатками на сегодняшний день.

Во-первых, подавляющее большинство субъектов, образующих инновационную систему республики относятся к государственным структурам или находятся под значительным государственным финансированием. Это неизбежно вызывает прямую финансовую и политическую зависимость этих структур от государства. В этом случае государство может тяготеть к удовлетворению своих личных интересов, а не интересов рынка и бизнеса. Поэтому в дальнейшем должен соблюдаться баланс государственных интересов и интересов бизнеса, а субъекты инновационной деятельности, создаваемые и финансируемые на государственные средства, в краткие сроки должны переходить на режим самоокупаемости, а государство занимать наблюдательную позицию.

Во-вторых, принимается крайне мало мер для привлечения финансовой, технологической и управленческой негосударственной поддержки извне, путем привлечения на рынок республики и включения в работу инфраструктурных элементов управления инновациями и технологий финансирования (включая представительства зарубежных агентств, университетов, фондов, участие зарубежных специалистов в данной сфере и др.).

В-третьих, не налажено эффективное взаимодействие между субъектами инновационной деятельности. Само определение слова «система» подразумевает не только набор субъектов, в нее входящих, а также устойчивые взаимоотношения между ними.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

73

Поэтому, на наш взгляд, к важнейшим принципам формирования республиканской инновационной системы и путям их реализации следует

отнести:

• максимально быстрый выход создаваемых при государственной поддержке субъектов (и их подразделений) на режим самоокупаемости;

• баланс государственных интересов и интересов бизнеса, который достигается формированием при государственной поддержке инфраструктурных элементов республиканской инновационной системы с последующим тиражированием технологий инновационного и синергетического менеджмента и технологий финансирования на другие субъекты, создаваемые на коммерческой основе;

• внесение в формируемую инновационную систему республики технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне;

• привлечение транснациональных корпораций к разработке на доконкурентной стадии и продвижению на мировые рынки отечественных инноваций при условии поступлений доли от продаж созданной инновационной продукции разработчикам;

• стимулирование синергетических эффектов инновационных проектов;

• развитие системы фондов венчурного, прямого инвестирования;

• обеспечение правовой поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан и Российской Федерации;

• формирование общественного мнения в поддержку инновационного развития экономики;

• организация взаимодействия субъектов республиканской инновационной системы и обмена технологиями;

• тиражирование регламентов стандартных подпроцессов и функций инновационной деятельности (инвентаризация, отбор, правовая защита, маркетинг и трансферт инноваций, обмен информацией, сертификация, экспертиза, консалтинг и аудит, управление проектами, обучение и подбор персонала и др.);

• система разработки и апробации предложений и экономических мер, стимулирующих инновационную высокотехнологичную экономику;

• распределение ответственности субъектов и стимулирование создания инновационной системы Республики Татарстан, в том числе путем учреждения коммандитного товари-

щества или некоммерческой организации (Центр управления инновациями) с участием указанных выше субъектов инновационной системы и ее вхождения в инновационный кластер Поволжского федерального округа. В структуре венчурно-инвестиционной деятельности Республики Татарстан можно выделить 2 крупных субъекта:

1. Инвестиционно-венчурный фонд РТ.

2. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан. Несомненно, ядром структуры венчурно-инвес-

тиционной системы в республике является «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан», обеспечивающий концентрацию ресурсов наиболее заинтересованных в развитии инновационной деятельности финансовых институтов (правительственных органов и организаций, международных, иностранных и национальных венчурных фондов, крупных банков, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов и т. п.). Этот фонд создан по стандартной для венчурных фондов схеме и ориентирован на опережающее развитие инфраструктуры венчурного инвестирования, опирающейся как на собственные активы Фонда, так и на средства коммерческих и иных юридических лиц, а также населения.

Миссия фонда состоит в повышении инновационного потенциала Республики Татарстан, развитии наукоемких производств и внедрении новых прогрессивных технологий, формировании новых для республики подходов в развитии инновационной деятельности, создании условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала, совершенствовании системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса4.

Основными формами участия Инвестиционно-венчурного фонда РТ в реализации проектов хозяйственных субъектов, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, на территории Республики Татарстан предполагаются:

• осуществление финансирования инновационных программ и проектов через долевое участие в хозяйственных обществах, предоставление займов, использование лизинговых механизмов, другие, не запрещенные законодательством способы;

• предоставление компенсаций части процентных ставок по банковским кредитам и купонной ставки по облигационным займам предприятиям по инвестиционным проектам.

4 Официальный сайт ИВФ РТ — http://www. Мй. га.

С 1 января 2006 г. в Татарстане начал работу Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан.

В соответствии с принятым 22 апреля 2005 г. Правительством РФ постановлением «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», Министерство экономического развития и торговли провело конкурс среди субъектов РФ на право получения субсидий для финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на паритетной основе с субъектами РФ.

Татарстан получил право на создание регионального венчурного фонда. Бюджет создаваемого фонда составит 800 млн руб., из которых 200 млн руб. выделит Татарстан, 200 млн руб. — российский бюджет, а 400 млн руб. — частные инвесторы, среди которых могут быть российские и иностранные компании. На основе тендера будет выбрана управляющая компания, которая будет контролировать размещение паевым инвестиционным фондом средств в перспективных проектах. Создание еще одного венчурного фонда потребовалось, чтобы иметь возможность привлечь частный капитал и получить паритетное с бюджетом РФ финансирование проектов.

Принципиальными особенностями работы этих фондов является то, что, во-первых, они функционируют пока не по чисто венчурной схеме, как в развитых западных странах, а в рамках, так называемой, кредитно-возвратной системы. Работать по венчурной схеме опасно, так как возникают сложности с реализацией акций, которые долгие годы могут быть не востребованы на фондовом рынке.

Во-вторых, основная доля финансовых средств, которыми оперируют эти фонды, принадлежит государству, что не вполне соответствует природе венчурного инвестирования, где государство не играет и не должно играть ведущую роль в венчурном финансировании, уступая место банкам, пенсионным фондам, страховым компаниям, крупным национальным и иностранным компаниям и частным инвесторам.

Суть кредитно-возвратной системы в Республике Татарстан сводится к тому, что в апреле 2005 г. решением попечительского совета Инвестиционно-венчурного фонда РТ было выделено 250 млн руб. на реализацию программы микро-кредитования малого предпринимательства.

Эти денежные средства были распределены между пятью банками республики и через них выданы малому бизнесу. По результатам конкурса были отобраны пять банков, которые могут предложить более выгодные условия для кредитования. Программу микро-кредитования внедрили ОАО «Ак Барс» Банк, ЗАО ГКБ «Автоградбанк», ООО «Татагропромбанк», ЗАО АКБ «Татинвестбанк» и ОАО АИКБ «Татфондбанк».

Средства были направлены на депозиты Фонда в банках под 1 % годовых для обеспечения банков финансовыми средствами на среднесрочное микро-кредитование субъектов малого предпринимательства. За счет этих средств банки могли осуществлять микро-кредитование на сумму не более 300 тыс. руб. на одного заемщика на срок не более 3 лет. Процентная ставка по таким кредитам составляла от 5 % годовых и выше — в зависимости от условий. Всего по этой программе было выдано 919 кредитов.

Распределение средств по отраслям выглядит следующим образом:

на отрасль торговли из общей суммы выдано 67,2 %, услуги — 13,8 %, производство — 8,6 %, сельское хозяйство — 5,4 %, строительство — 2,6 %, другие — 2,4 %.

Распределение по городам: Казань — 21 %, Набережные Челны — 17,85 %, Зеленодольск и Зеленодольский район — 7,07 %, Нижнекамск и Нижнекамский район — 5,77 %, Альметьевск и Альметьевский район — 5,11 %, Чистополь и Чистопольский район — 3,59 %, Елабуга и Елабужский район — 3,37 %.

Кредиты были предоставлены во всех городах и районах республики. Средняя процентная ставка по выданным кредитам составила 8,7 % по кредитам, предоставленным предпринимателям без образования юридического лица, 8,94 % — юридическим лицам5.

То есть в данной ситуации можно говорить только о том, что ИВФ РТ занимается кредитованием, используя банки в качестве инструмента кредитования. Денежные средства были предоставлены в кредит на условиях платности, срочности и возвратности. Цели, на которые были потрачены эти средства предпринимателями, трудно проследить. Таким образом, эта система работы не в полной мере соответствует самому принципу венчурного инвестирования, когда помимо финансовых вливаний в фирму венчурный инвестор участвует в

5 Данные взяты с официального сайта ИВФ РТ — http://www. Мй. га.

менеджменте этой фирмы, становится одним из собственников этой организации и доходы получает не в виде процентов от кредита, а от реализации своей доли собственности в фирме в будущем.

На наш взгляд, ИВФ РТ должен тесно сотрудничать с технопарком «Идея», призванным содействовать развитию инновационных разработок в РТ, в области финансирования таких разработок. И такое сотрудничество не должно ограничиваться лишь финансированием НИОКР и на ранних стадиях развития инновационных компаний.

По результатам первых месяцев своей деятельности, Фонд участвует в финансировании более 60 проектов в общей сумме более миллиарда рублей, в том числе представляются субсидии на погашение части процентов по кредитам банков. Среди крупных проектов — участие в капитале ОАО «Казанский маслоэкстракционный завод» (Фонду принадлежит 35 % уставного капитала — 612,5 млн руб.) и др. В стадии окончательной проработки еще ряд проектов общей стоимостью более 200 млн руб.

На наш взгляд, правительству Республики Татарстан необходимо учитывать как интересы банков, так и интересы представителей малого и среднего бизнеса. В этой связи мы считаем, необходимо активно развивать систему субсидий на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам, выдаваемым малому и среднему бизнесу. В такой ситуации малый и средний бизнес будет более заинтересован брать на себя такого рода обязательства. Здесь необходимо отметить, что к рассмотрению заявок от малого и среднего бизнеса на субсидии принимаются проекты, отвечающие следующим требованиям:

• срок реализации проекта до трех лет;

• проект реализуется в одной из приоритетных отраслей экономики Республики Татарстан;

• проект имеет положительный бюджетный эффект от реализации;

• в ходе реализации проекта создаются новые рабочие места;

• наличие у предприятия собственных средств не менее 20 % от общей стоимости проекта и ликвидного залога;

• сумма кредита, на которую распространяется участие Фонда в реализации проекта в виде предоставления субсидий предприятию на компенсацию части процентов, не превышает 30 млн руб.

Субсидии предоставляются в объеме половины ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Предприятиям Республики Татарстан на компенсацию части процентов по коммерческим кредитам банков с учетом переходящих обязательств Фонда на 2005 г. выделено субсидий до 150 млн руб., на участие в реализации инвестиционных проектов - до 2 млрд руб.

В этом году на получение субсидий претендуют 73 предприятия из числа тех, что получали субсидии в прошлом году. Общегодовая сумма субсидий по этим предприятиям составляет 88,7 млн руб.

Однако среди требований ИВФ РТ на субсидии есть и не совсем логичные. Так, первое требование гласит, что срок реализации проекта должен составлять не более 3 лет, что, как известно, далеко не предел для инновационно-венчурного проекта. То есть изначально многие малые предприятия не смогут претендовать на такие субсидии, если они не убедят фонд в том, что их проект будет реализован за 3 года.

Дополнительные трудности также создает положение, по которому преимущество есть у того из проектов, который реализуется в одной из приоритетных отраслей экономики Республики Татарстан. Соответственно другим отраслям дополнительно приходится иногда доказывать свое право на существование.

Что касается интересов банков республики, пенсионных фондов и страховых компаний, то очевидной проблемой, на наш взгляд, здесь является то, что банки и пенсионные фонды не привыкли работать с рискованными проектами, боясь потерять свои активы. Это противоречит самой природе банковской деятельности (а пенсионным фондам по законодательству РФ запрещено инвестировать в рискованные проекты), призванной сохранять денежные средства, а не рисковать ими. Поэтому наиболее действенным средством является разработка эффективной системы государственных гарантий под выдаваемые малому и среднему бизнесу кредиты. Для решения этой проблемы Кабинетом Министров Республики Татарстан было утверждено Положение о предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства (Постановление КМ РТ от 19.02.2002 № 73). Согласно данному Положению предприниматель может получить кредит, имея лишь 25 % обеспечения, т. е. государственная гарантия покрывает до 75 % обеспечения по кредиту.

В этой связи планируется создать Гарантийный фонд малого бизнеса, который будет предоставлять гарантии возврата кредитов, выделяемых инвесто-

рами для реализации программ и проектов в области малого предпринимательства.

Как уже отмечалось ранее, развитие индустрии венчурного инвестирования сильно зависит от того, насколько успешно протекает взаимодействие между субъектами, входящими в состав структуры региональной системы венчурного инвестирования. Именно здесь, на наш взгляд, находится основная проблема развития инновационно-венчурной индустрии в РТ. С одной стороны, правительством республики ведется, и уже во многом проведена, работа по созданию и развитию субъектов инновационно-венчурного бизнеса. Но, с другой стороны, пока еще не совсем налажен механизм, по которому будет происходить взаимодействие между этими субъектами. В данный момент основные участники рынка в большей степени работают изолированно друг от друга.

Так, если говорить о малых инновационных компаниях, то по результатам опроса, проведенного РАВИ, 90 % из них даже не знают о том, что такое венчурные фонды и никогда в них не обращались. Половина этих компаний не обладают готовым к предоставлению бизнес-планом. Очень часто ученым, обладающим идеей по созданию инновационной продукции, трудно найти общий язык с венчурными инвесторами напрямую. Научным деятелям, занятым технологическими разработками, трудно показать всю перспективность и выгодность своего проекта с экономической точки зрения. Поэтому для эффективного взаимодействия малых компаний и венчурных инвесторов должны взаимодействовать венчурные фонды как источники венчурного капитала и технопарки как источники инновационных разработок. В свою очередь, венчурные фонды и технопарки должны создавать максимально выгодные и доступные условия для привлечения инвестиций и инновационных разработок соответственно.

Общеизвестно, что огромный вакуум венчурных инвестиций располагается на ранних, зародышевых стадиях развития инновационных компаний. Венчурные инвесторы не желают вкладывать деньги в становление компании, когда очень высок риск банкротства. Поэтому огромная роль должна отводиться государству на этапе становления инновационных компаний в виде грантов на НИОКР этим компаниям, предоставления производственных помещений, обучения прослойки профессиональных венчурных менеджеров, предоставления информации о венчурном инвестировании во всех средствах массовой информации.

Отдельная проблема — неразвитость фондового рынка республики, являющегося важной составляющей полноценного функционирования венчурного бизнеса. Фондовый рынок — это инструмент, при помощи которого должна происходить продажа акций проинвестированых компаний, которые возрастут в стоимости.

Необходимо также рассмотреть возможность, чтобы инновационные компании уже на начальных стадиях своего развития имели возможность выставлять свои акции на продажу на фондовом рынке. Это, во-первых, создаст возможность для привлечения дополнительных инвесторов, а, во-вторых, будет являться средством предоставления информации о компании, ее целях и потребностях.

Недостаток информации о компании, а иногда и полное ее отсутствие, на наш взгляд, часто приводит к тому, что потенциальный инвестор даже не догадывается о существовании определенного проекта и фирмы.

Одним из основных направлений, в котором ведется работа попечительским советом ИВФ РТ, является создание концепции взаимодействия ИВФ РТ и ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан». Было принято решение о приобретении фондом 85 % акций Лизинговой компании малого бизнеса Татарстана, деятельность которой будет также направлена на поддержку малого и среднего бизнеса. Лизинговая компания существует около 7 лет, ранее 85 % ее акций принадлежало Министерству финансов РТ.

Сейчас учредителями создаваемой компании выступили Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан (90 %), Агентство по развитию предпринимательства РТ (5 %) и Торгово-промышленная палата РТ (5 %). Уставный капитал составляет 496,9 тыс. руб.

Директор Фонда Марат Файзрахманов считает, что использование данного механизма позволит сократить инвестиционные риски ИВФ РТ.

Отдельным направлением на пути развития инновационной деятельности в Республике Татарстан нужно считать создание особых экономических зон (ОЭЗ).

Всего на конкурс по созданию особых экономических зон (ОЭЗ) было подано 72 заявки из 47 регионов России. Татарстан был представлен в обеих номинациях: на базе промышленной площадки «Алабуга» предлагалось создать ОЭЗ промышленно-производственного типа, а на базе технопарка «Идея» — ОЭЗ технико-внедренческого типа. Победила только «Алабуга».

Предполагается, что «Алабуга» будет специализироваться на нефтехимии и автомобилестроении. Организаторы ОЭЗ намерены в короткое время наполнить отечественный рынок конкурентоспособными легковыми автомобилями и запчастями к ним. Число уже работающих здесь иностранцев будет расширено за счет корейской Hyundai Motor Company, планирующей собирать по несколько десятков тысяч автомобилей в год. Кроме того, к «Алабуге» присматривается немецкий Volkswagen, недавно направивший очередной запрос о том, на какие льготы вправе рассчитывать иностранный инвестор, работающий в ОЭЗ 6.

Зарегистрированные на территории зон предприятия получат ряд налоговых и таможенных послаблений. В ОЭЗ, создающихся на 20 лет, будет действовать свободный таможенный режим: иностранные товары станут продаваться без импортных пошлин, а российские — без экспортных. Для резидентов ТВЗ предусмотрена пониженная верхняя ставка ЕСН (14 % против стандартных 26 %), а резиденты ППЗ смогут сэкономить на налогах за счет ускоренной амортизации, переноса убытков на следующие годы и включения в расходы затрат на НИОКР. Кроме того, резидентов ОЭЗ освободят на 5 лет от уплаты земельного налога с момента возникновения права собственности на предоставленные им земельные участки.

Еще ряд льгот будет предоставлен в соответствии с республиканским законодательством. Резидентов ОЭЗ «Алабуга» на 5 лет освободят от уплаты налога на имущество. Установят ставку налога на прибыль в размере 13,5 % в части налога, зачисляемого в бюджет РТ. А также освободят от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет РТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, создание ОЭЗ положительно сказывается на развитии инновационного производства. Но, тем не менее, такого рода зоны не лишены недостатков и минусов, и процесс создания таких зон надо проводить осмысленно и размеренно, прибегая к опыту других стран.

Весьма интересным и перспективным обещает стать участие ИВФ РТ в финансировании проектов в рамках кооперации предприятий Республики Татарстан, ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Российские железные дороги». Программа включает в себя проекты, предполагающие участие республиканских промышленных предприятий в поставках изделий, комплектующих для крупных российских компаний ОАО «РЖД», ОАО «АвтоВАЗ» и других. По

6 Вечерняя Казань / № 189 (3131) / Экономика и цены / В Елабуге будет зона. Особая. Экономическая.

словам директора ИВФ РТ Марата Файзрахманова, многие проекты представляются интересными и перспективными и предполагают значительное увеличение налоговой базы и уровня занятости населения республики.

Решением Попечительского совета выделена квота на участие Фонда в финансировании данных проектов в объеме до 200 млн руб. (в рамках инвестиционного меморандума). Также принято решение о выделении займа в объеме 26 млн руб. ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор» на реализацию проекта «Организация производства изделий для ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Российские железные дороги».

Цель этого «пилотного» в рамках программы проекта - обеспечение производства легковых автомобилей и подвижных железнодорожных составов необходимыми деталями и изделиями.

Кроме того, Попечительский совет одобрил предложенный Фондом новый республиканский проект — проведение ежегодного конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей Республики Татарстан». Основная цель конкурса - стимулирование деятельности ученых, изобретателей, инженерно-технических работников, аспирантов и студентов по проведению инновационно-ориентированных фундаментальных исследований, выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для обоснования значимости идеи, возможности ее коммерциализации.

Конкурс проводится ежегодно. Победитель конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей Республики Татарстан» получает премию в сумме 50 тыс. руб. и право на дальнейшее финансирование реализации проекта в сумме 150 тыс. руб. в виде гранта за счет средств венчурного фонда в случае выигрыша в течение последующих двух лет первого этапа конкурса «Старт», проводимого Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере7.

Велика роль ИВФ РТ и для развития нефтега-зохимического комплекса Республики Татарстан.

Инвестиционные вложения в размере 5,12 млрд долл. (из них в нефтедобычу — 2,01 млрд долл., в нефтепереработку — 1,38 млрд долл., в химию и нефтехимию — 1,74 млрд долл.) потребуются Татарстану для реализации Президентской программы развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2004 — 2008 гг. Эта программа была принята на

7 Информация взята с официального сайта ИВФ РТ — http:// www. ivfrt. ru.

заседании Правительства республики. Она была разработана в соответствии с поручением Президента РТ ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» при участии предприятий нефтегазохимического комплекса республики.

Генеральный директор ОАО «Татнефтехимин-вест-холдинг» Рафинат Яруллин считает, что основными источниками финансирования программы станут собственные и заемные средства предприятий, доля привлеченных средств прогнозируется в объеме 55 — 60 %. Бюджетное финансирование предполагается по приоритетным инновационным проектам и проектам малого и среднего бизнеса через имеющийся в республике венчурный фонд и технопарки. Объемы производства малых химических и нефтехимических производств возрастут в 2,7 раза, в том числе за счет создания 50 новых. Таким образом, подводя итог состоянию и тенденциям развития венчурного инвестирования в Республике Татарстан, необходимо отметить, что пока большей частью инновационные проекты республики финансируются на возвратно-кредитной основе, что не соответствует в полной мере самому смыслу венчурного инвестирования. Подавляющее большинство венчурных проектов финансируется за счет бюджетных средств через венчурные фонды и банки с минимальным участием частных инвесторов. Мы считаем, что для дальнейшего развития венчурной индустрии в республике необходимо: создание гарантийных государственных механизмов с целью обеспечения уверенности инвесторов в сохранности своих инвестиций и привлечение как можно большего числа участников инвестирования в лице страховых компаний, пенсионных фондов, отечественных, иностранных предприятий и частных лиц, формирование фондового рынка как необходимого инструмента реализации акций

проинвестированных компаний, развитие лизинговых механизмов, формирование привлекательной для инвесторов и инвестируемых компаний законодательной сферы и налоговых льгот, создание и обучение профессиональных венчурных управляющих и развитие науки.

Можно сделать вывод, что система венчурного инвестирования в Республике Татарстан еще не сформировалась полностью. Пока идет этап становления элементов этой системы, которые со временем должны начать эффективно взаимодействовать друг с другом. На начальных этапах огромная роль в развитии этой системы отводится государству. В дальнейшем роль государства должна состоять в поддержке инновационных компаний, вузов, КБ и т. п. на начальных стадиях их формирования, а также создании благоприятной правовой поддержки венчурных инвесторов и инвестируемых компаний. Такие участники системы, как технопарки, венчурные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, частные инвесторы должны выстраивать взаимовыгодное сотрудничество между собой с минимальным государственным участием. О создании полноценной системы венчурного инвестирования в Республике Татарстан можно будет говорить тогда, когда участники этого рынка выйдут на режим самоокупаемости, финансовой независимости от государства. Инновационные проекты малых предприятий смогут проходить беспрепятственно все стадии своего развития: начиная с государственной поддержки в зародыше своей идеи, с ее последующим развитием в технопарках или предоставлении проекта непосредственно в венчурные фонды, финансирования этой идеи и дальнейшей выгодной реализацией акций проин-вестированной компании венчурными инвесторами на фондовых рынках республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.