Научная статья на тему 'Предпосылки и оценка инновационного климата локальной экономической системы'

Предпосылки и оценка инновационного климата локальной экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ / INSTITUTIONAL / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INNOVATION POTENTIAL / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ТРАНСФЕР / ТЕХНОПАРКИ / TECHNOPARKS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / INVESTMENT CLIMATE / AIRPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мыльникова Лариса Александровна

В статье рассматривается приоритетность формирования инновационного климата, институциональной системы, способствующих инновационному развитию экономики. Активизация инновационной деятельности выступает необходимым условием дальнейшего качественного и количественного развития национальной экономики. При этом содержание происходящих процессов требует активного привлечения к анализу экономических явлений институционального подхода. Институциональный подход представляется особенно перспективным применительно к оценке тенденций, связанных с инновационным развитием экономических систем, поскольку от динамики этого процесса зависят темпы развития национальной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Background and the estimation of the innovation climate of the local economic system

The article considers the priority of the formation of the innovation climate of the institutional system promoting innovative development of the economy. Activation of innovative activity is a necessary condition for further qualitative and quantitative development of the national economy. The content of the ongoing processes requires active involvement in the analysis of economic phenomena of the institutional approach. The institutional approach seems to be particularly promising in relation to the assessment of trends associated with the development of innovative economic systems, because of the dynamics of this process depend on the pace of development of the national economy

Текст научной работы на тему «Предпосылки и оценка инновационного климата локальной экономической системы»

мость бизнес-план предприятия приобретает при принятии управленческих решений в условиях реструктуризации предприятий, антикризисного управления.

Таким образом, всякое инвестиционное решение должно способствовать повышению ценности организации, при этом основными условиями успеха инвестирования являются тщательный сбор необходимой информации, прогнозирование перспектив рыночной конъюнктуры по интересующим инвестора объектам.

Литература

1 Хоскинг А. Курс предпринимательства: практическое пособие. - М.: Международные отношения, 2004.

2 Бизнес-план: метод. материалы. 5-е изд., доп. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова [и др.] / под ред. Н.А. Колесниковой, А. Д. Миронова. - М.: Финансы и статистика, 2007.

3 Дашков Л.П., Данилов А.И., Тютюкина Е.Б. Предпринимательство и бизнес. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.

4 Инвестиционный менеджмент: учеб. / Н.Д. Гуськова, И.Н. Краковская, Ю.Ю. Слушкина [и др.]. - М.: КноРус, 2010.

Business planning as a basis investment planning

Matvey Valeryevich Monahov, master student, Moscow University named after S. Y. Witte Olga GermanovnaTretyakova, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics of urban and services, Moscow University named after S. Y. Witte

The article shows the importance of a business plan for the organization of the investment planning company, indicate the goals and objectives of the business plan. Is the circle of users of the business plan, and also shows its structure and methodology of the calculation of break-even point, the discount rate and the index of the weighted average cost of capital. The article makes a conclusion about the necessity of a business plan for the operation of the enterprise, and provides criteria for making investment decisions.

Keywords: business-plan, investment planning, the break-even point, the criteria for making investment decisions

УДК 330

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА ЛОКАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Лариса Александровна Мыльникова, канд. экон. наук, доцент E-mail: iuliy_67@mail.ru Смоленский государственный университет http://www.smolgu.ru/

В статье рассматривается приоритетность формирования инновационного климата, институциональной системы, способствующих инновационному развитию экономики. Активизация инновационной деятельности выступает необходимым условием дальнейшего качественного и количественного развития национальной экономики. При этом содержание происходящих процессов требует активного привлечения к анализу экономических явлений институционального подхода. Институциональный подход представляется особенно перспективным применительно к оценке тенденций, связанных с инновационным развитием экономических систем, поскольку от динамики этого процесса зависят темпы развития национальной экономики.

Ключевые слова: инновации, институциональный, инновационный климат, инфраструктура, трансфер, технопарки, инновационная деятельность, потенциал.

Использование всей совокупности инструментов предполагает определенное институциональное оформление. Система институтов инновационного регулирования в .... „ России складывается с приоритетом политических решений.

Укрепление вертикали власти не сопровождалось институциональными реформами, поэтому продолжает воспроизводиться система отношений, в которой основным побудительным мотивом поведения всех субъектов хозяйствования становится не конкуренция, а перераспределение богатства, доходов и собственности. На экономическом пространстве стран политически и М экономически доминируют естественные монополии, преобла-^^ \ ^^^ дают неформальные институты и нормы, которые консервиру-

^^АМыльник^^г ЮТ неРьшочное поведение хозяйствующих субъектов и методы

регулирования инновационного процесса. Инновационное законодательство развивается медленно, вне определения методов институционально-правового регулирования. Институционально-правовая модель инновационного типа предполагает наличие развитого национального институционального законодательства по вопросам хозяйственной деятельности в целом, ведь инновационная деятельность -это деятельность коммерческая, связанная с получением нового знания и реализацией его другим участникам рынка, а также законодательства об интеллектуальной собственности. В России это законодательство изображено Гражданским кодексом в трех частях (далее ГК РФ), а также федеральными законами, подзаконными актами и институциональными нормами, принятыми в его развитие. Думается, что следовало бы активизировать процесс формирования федеральной институционально-правовой базы инновационной деятельности. Рассматривая Федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» можно увидеть четкую линию правительства структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. В настоящее время деятельность современной российской науки в основном направлена на поддержание или усовершенствование существующих, устаревших видов техники. Причиной такого состояния являются сложившиеся обстоятельства - низкий технико-технологический уровень производства, высокая степень физического и морального износа оборудования, недостаточные объемы инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ, отсутствие востребованности инноваций бизнесом. Принятие необходимых мер, способствующих формированию инновационного климата в стране очевидно. Учитывая ограниченность инвестиционных ресурсов, России нужно более активно включаться в использование мирового рынка капиталов для создания инвестиционного климата, поскольку зарубежные инвестиции могут помочь преодолеть отставание отраслей высоких технологий. Несмотря на рост прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, наибольший рост их фиксируется в добывающих отраслях. Суммарная доля инвестиций в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, изделий машиностроения в общем объеме занимает немногим более двух процентов. Территориальная структура инвестиций отмечается также крайней неравномерностью. Инвестиционные ресурсы концентрируются в основном в десяти субъектах РФ - крупных мегаполисах и регионах, богатых природными ископаемыми, то есть положение страны в мировой экономике все также определяется состоянием ее ресурсов. Относительно инновационного развития Россию можно отнести не только к странам - экспортерам нефти, но и к развитым странам поздней индустриализации, в то время как страны ЕС, США, Япония - являются признанными лидерами научно-технического прогресса. У них сохраняется достаточно высокая доля промышленности - в основном высокотехнологичной. Для эффективности прямых иностранных ин-

вестиций в наукоемкой сфере нужно создавать в ней конкурентную среду, в частности, оказывать поддержку малым и средним фирмам, занятым в наукоемком производстве. В целом, в российской промышленности конкуренция не очень остра, ее развитие сдерживается сохраняющимся с советского времени доминированием естественных отраслевых и территориальных монополий. В современных условиях предприятия промышленности стремятся к повышению эффективности своей деятельности [3]. Однако, некоторые промышленные предприятия вообще не испытывают серьезного конкурентного давления. У таких предприятий сложился стабильный круг поставщиков и покупателей и они не стремятся менять что-либо в своей деятельности. Другие предприятия конкурируют только с российскими производителями. Таким образом, создавшийся климат не способствует глобальной конкуренции, а конкурентная борьба побуждает фирмы повышать инновационную активность и переносить ее в те регионы мира, где уже сформирован инновационный климат (им предлагаются лучшие условия, например, особые экономические зоны). ОЭЗ призваны способствовать переходу от низкотехнологичных, трудоемких отраслей (текстильной, обувной и т. д.) к наукоемким, высокотехнологичным и экологически безопасным. В современной мировой практике выделяют четыре типа ОЗС: зоны свободной торговли; технико-внедренческие зоны (технополисы, технопарки); сервисные зоны; производственные или промышленно-производственные зоны. На территории любого типа ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Его регламентирует соглашение, которое заключают правительство РФ и муниципальное образование. В соглашении определяется набор льгот и преференций для инвесторов. Предприниматели, зарегистрированные в ОЭЗ, на пять лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимое импортное оборудование освобождается от таможенных пошлин на все время, пока они остаются на территории зон. Участники технико-внедренческой зоны получают возможность платить единый социальный налог по льготной ставке. Инженерная инфраструктура - энерго-, газо- и водоснабжение, коммуникации - за счет федеральных, региональных и муниципальных средств. Как было уже отмечено, на инновационный климат влияет полноценная конкурентная среда. Очевидно, не стоит рассчитывать на то, что конкуренция в России автоматически усилится в результате присоединения страны к ВТО. Снижение импортных пошлин на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, либерализация доступа иностранных компаний на рынки некоторых услуг, конечно, будут способствовать активизации деятельности иностранных поставщиков на нашем рынке. Но импорт не всегда конкурирует с отечественными товарами и услугами, его подавляющая часть включает в себя то, что у нас вообще не производится, либо производится в недостаточных количествах. Нужна система факторов, стимулирующих инновационный климат. Выходом из ситуации могла бы стать интеграция стран СНГ с восстановлением экономических связей (создание единого экономического пространства). Выравнивание отраслевых норм прибыли с помощью большей дифференциации налоговой нагрузки, а также путём снижения общего налогового бремени. Также на федеральном или региональном уровнях могут создаваться специализированные фонды, занимающиеся проверкой ценности предлагаемых технологий. Ведь для того, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, разработчики должны доказать перспективность своих идей и преимущества основанных на них изобретений, а для этого нужна комплексная работа по их оценке относительно отечественных и зарубежных аналогов. В большинстве случаев сами предприятия, особенно малые и средние, такую работу не в состоянии ни организовать, ни профинансировать. Восполнить подобный системный сбой мог бы специально созданный государственный фонд.

Большую роль может сыграть создание общегосударственной базы разрабатываемых в стране технологиях (инвесторы и заказчики могут следить за новыми технологиями); немалый эффект может принести организация общенациональных или региональных конкурсов на разработку и поставку тех или иных новаторских технологий, в частности, конкурсов бизнес-планов предприятий-разработчиков

технологий, благодаря которым венчурные фонды и другие инвесторы получат адекватную информацию об имеющихся высокотехнологичных заделах. Опыт ряда стран мира, в частности Кореи и Китая, показывает, что может быть полезным создание специализированных государственных агентств по стимулированию инвестиций в ключевые сектора экономики. В выборе особо значимых проектов государство может принять на себя субсидирование определенного процента инвестиций в землю, строения и оборудование, приобретаемые в течение первых лет деятельности. Критерием может являться месторасположение, например - регионы, которые необходимо развивать. Практический опыт развитых стран показывает, что преодоление технического отставания, кризисных явлений в отстающих регионах возможно только на основе активизации инновационных процессов, а технополисы, технопарки, научные исследовательские центры способны создавать благоприятный климат. Образование технопарков является средством привлечения инвестиций в сектор НИОКР. Их задача -обеспечить максимальную поддержку инновационным предприятиям, особенно венчурному бизнесу, способствовать кооперации между находящимися в них организациями. По данным Международной ассоциации технопарков, в мире создано около 600 технопарков, на территории которых работают около 65 тысяч фирм. В национальном хозяйстве создание технопарков, наукоградов и академгородков пока не имеют серьезного влияния на инновационный климат в силу различных причин. Технопарки еще не успели себя показать. Их роль в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьезные надежды на технопарки. Технопарк - это организация, управляемая профессионалами, чьей целью является повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности, связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений. Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007-2014 гг. составляет на весь период около 10 млрд рублей. Предусматривается предоставление субсидий в 2013-2014 годах на строительство, реконструкцию или расширение объектов технопарков в сфере высоких технологий для субъектов Российской Федерации на конкурсной основе. В Минсвязи рассчитывают, что число сотрудников технопарков увеличится. Сегодня в России действуют и развиваются 12 технопарков в 10 регионах. В рамках программы уже введены в эксплуатацию объекты технопарков: «ЗападноСибирский инновационный центр» в Тюменской области; технопарки в Республике Татарстан (Казань) - «ИТ-парк» и первая очередь «Технополиса "Химград"»; первые очереди технопарков в Новосибирской и Кемеровской областях. (В совокупности площадь введенных в строй технопарков составила 169 тыс. кв. м.) В октябре 2011 года в рамках Программы был запущен бизнес-инкубатор «ИТ-парк Анкудиновка» в Нижегородской области. В Республике Мордовия введен в эксплуатацию объект технопарка - Информационно-вычислительный комплекс; в 2012 году для него планируется получение сертификата Т1ег-4. В январе 2012 года в городе Новосибирске с вводом в строй Центра информационных технологий запущена вторая очередь «Технопарка Новосибирского Академгородка».

Важным шагом для развития технопарков стало создание в июле 2011 года некоммерческого партнерства «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» [2].

Существуют серьезные барьеры для развития наукоградов в России. В первую очередь, это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований - наукоградов и академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что программа развития наукоградов не является приоритетной. Благоприятному инновационному климату способствует венчурное финансирование. Для предприятий, начинающих инновационный бизнес, оно играет значительную роль.

В основе венчурного финансирования лежит привлечение денежных средств на достаточно длительный период времени. Эти денежные средства должны аккумулироваться в фондах, которыми могут быть страховые компании, банки и другие институты. Для того чтобы заниматься венчурным финансированием они должны быть достаточно крупными и иметь собственные средства. Венчурный бизнес подтвердил свою эффективность во многих странах мира. На Западе инфраструктура инвестирования венчурного бизнеса широко развита и поддерживается сетью экономических субъектов - от крупных корпораций до пенсионных фондов. Специализированные венчурные фонды в настоящее время сформированы почти всеми крупнейшими коммерческими банками. Примером «инновационной среды», поддерживающейся на основе венчурного инвестирования, является «Силиконовая долина» в США. Оно иллюстрирует основной расчет, на котором построено венчурное финансирование (диверсификация инвестиционного риска). Российская венчурная компания - это содействие правительства в направлении привлечения крупного бизнеса в инновации. Государство предлагает в управление деньги, сохраняя права на плоды венчурных проектов. К недостаткам можно отнести непрозрачность распределения доходов и рисков по проектам. А также не проработанные методы контроля за направлениями расходования средств фондов. Причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии условий для финансирования. В России доля национального капитала минимальна, что является тормозом развития этого института. Российские инвесторы практически отсутствуют. Шансы инновационного проекта значительно возрастут, если удастся в качестве соинвесторов задействовать в проекте международные организации. Сегодня в России достаточно широко распространена практика предоставления грантов на проведение исследований или реализацию прикладных проектов.

В последнее время в России возрастает число видов деятельности, поддерживаемых и лоббируемых правительством. Наряду с этим важной мерой является привлечение к участию в проекте местных властей, что позволит опираться на их поддержку в текущих вопросах, и особенно в кризисных ситуациях. В наиболее крупных компаниях разворачивается практика организации так называемых ОЯ-подразделений, в задачи которых входит выстраивание отношений с властью. Государственная поддержка - значимая поддержка инновационного развития, но нужно привлечь к этому процессу другие сектора хозяйства. Наши же предприниматели пока не замечены в стремлении к инновациям. Более того, они склонны скорее к использованию экстенсивных методов развития, да и то преимущественно в традиционных экспорториентированных отраслях. При изолированности высокотехнологичных отраслей от всего остального хозяйства вполне возможно воспроизведение ситуации советского времени, когда НТП имел анклавный характер, а передовые разработки не тиражировались в массовом порядке. В инновационных возможностях госкорпораций заставляют сомневаться имеющиеся оценки эффективности работы предприятий различных форм собственности. Наивысшую производительность труда в промышленности демонстрируют предприятия российско-иностранной формы собственности, вдвое уступают им предприятий смешанной российской собственности, в 2,3 раза - частной формы собственности, в 3,2 раза - государственной. Рынок капиталов - одно из «больных» мест российской экономической системы. В настоящее время он представляет рынок коротких денег, имеет спекулятивную направленность. Вероятно, главной причиной неблагоприятной ситуации являются недостатки в законодательстве корпоративного управления.

Одним из инструментов инновационного климата является выставочно-ярмарочная деятельность. У России уже есть определенный опыт в этом деле. Ежегодно проводится Московский международный салон инноваций и инвестиций, заслуживший признание как у отечественных, так и у зарубежных специалистов. Существует острая потребность в выставочных мероприятиях, ориентированных на основополагающие сферы научно-технического прогресса. Это - информационные технологии и коммуникации, космические программы в коммерческих целях, создание альтернатив-

ных источников энергии, биотехнологии, охрана окружающей среды, генная инженерия, новые конструкционные материалы, оборудование и материалы для производства новых лекарственных средств, НИОКР в сфере военно-промышленного комплекса. Выставки являются площадкой, где могут найти друг друга изобретатели и инвесторы. Именно там инвестор может за предельно короткий срок познакомиться со всем разнообразием идей и разработок, а затем принять решение, в какой инновационный продукт вложить деньги. Опыт показывает, что для успешного продвижения в регионы новой продукции необходима инфраструктура трансфера продуктов интеллектуальной деятельности. В настоящее время широкое распространение получили интернет-технологии, которые позволяют проводить аукционы в электронном виде - экономия значительных средств городского бюджета за счет снижения трудоемкости обеспечения конкурсных процедур. Проведение таких торгов позволяет вовлечь в товарообмен практически все регионы, стимулировать развитие малого инновационного бизнеса на местах и тем самым содействовать расширению межрегионального сотрудничества. Региональная инфраструктура должна строиться с учетом сложившейся в стране системы расселения и географии центров экономической активности. Регионы должны быть заинтересованы в инновационной продукции, и осуществлять заказ на проведение НИОКР в научных центрах, расположенных на единой территории с производством, которые имеют соответствующий научно-технический потенциал и соответствующие права интеллектуальной собственности. Такие условия в совокупности с развитием внебиржевого рынка акций высокотехнологичных компаний определяют возможность функционирования региональных научно-технических зон. Хорошим примером формирования инновационного климата в зарубежных странах является сотрудничество фирм с университетами.

Один из первых центров трансфера технологий возник в Московском университете, где уже накоплен определенный положительный опыт. Центры трансфера технологий создаются в федеральных округах на базе институтов РАН, университетов и государственных научных центров Российской Федерации. Для дальнейшего их развития необходимо снять некоторые ограничения в законодательстве. Например, унитарные предприятия и НИИ не имеют права участвовать в создании совместных предприятий, парт-нерств. Администрации субъектов федерации не могут финансировать расположенные на их территории вузы, а те в свою очередь не могут создавать малые и средние предприятия, покупать акции на бирже и др. Между тем эти эффективные инструменты коммерциализации результатов научных исследований широко используются в развитых странах мира. Опыт США свидетельствует, что в конечном итоге такие центры могут стать самоокупаемыми примерно через 8-10 лет. Проблемы инновационного климата обсуждаются в России на различных мероприятиях довольно часто, но качество дискуссий по-прежнему оставляет желать лучшего. В целом, настоящее положение в Российской экономике обусловлено как объективными условиями и факторами (социально-политическими, цикличностью развития науки и техники, а также дезорганизацией хозяйственных связей), так и монополизмом производителей, доминированием ВПК в инновационной деятельности, ухудшением профессионально-квалификационного качества трудовых ресурсов и массовым выездом научных работников за границу. К аспектам, негативно влияющим на инновационный климат, можно отнести: неразвитость системной инфраструктуры; отсутствие системной законодательной и нормативной базы; низкий общественный статус научной и инновационной деятельности; отсутствие кадров, способных выполнять функции менеджеров инноваций, инженеров-консультантов; неупорядоченность терминологии в инновационной деятельности; отсутствие конкурсной системы на выполнение государственных заказов на научные исследования и проекты; отсутствие единой государственной системы информационного обеспечения инновационной деятельности; защита интеллектуальной собственности; отсутствие института поддержки и координации инновационного предпринимательства. Кроме того, влияет

дефицит государственного бюджета, расходы на дотацию отстающих предприятий, несовершенство налоговой политики лишь усугубляют и без того глубокий технологический кризис, в котором оказалась Российская Федерация. К благоприятным для экономики России условиям и факторам инновационного климата, обеспечивающим технологическое развитие в будущем, можно отнести: богатые природные ресурсы, обеспечивающие внутренние потребности; значительные валютные резервы, позволяющие постепенно наращивать денежное предложение; огромную территорию, обеспечивающую потребности населения, географическое положение по отношению к странам Европы и Азии; достаточно высокий уровень образования населения; развитый научно-производственный потенциал [1]. Несмотря на недостаточное финансирование, сокращение численности научных работников, Россия все еще имеет относительно высокий уровень науки, большую долю специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве. Все вышеприведенные условия и факторы служат исходными предпосылками формирования инновационного климата для преодоления технологического отставания России и превращения ее в общество, построенное на знаниях, высокотехнологичных отраслях и наукоемкой продукции. Учитывая всю совокупность факторов, в отличие от мнения различных авторов, нам кажется инновационный климат, прежде всего, формируется на уровне страны государственной инновационной политикой, в которой отражены все основные параметры его образования. Инновационный климат на уровне регионов мы можем рассматривать только в том случае, если данные регионы обладают достаточной самостоятельностью формирования своей собственной инновационной политики.

Разумным для формирования инновационного климата, изначально на федеральном уровне, воспользоваться мировым опытом; разработать стратегию и принять ряд мер, позволяющих упорядочить законодательную базу, политику; построить НИС; объединить усилия академической и вузовской науки. Государству инициировать применяемые в развитых странах методы стимулирования инновационной деятельности, такие, как: льготное кредитование ИР, долевое финансирование крупных проектов, включение затрат предприятий на ИР в себестоимость продукции и т. д. Но приоритетной целью, должно быть, воспитание психологической восприимчивости общества к инновациям. Существующее на уровне подсознания недоверие населения к инновационной деятельности, является первостепенным негативным фактором, влияющим на инновационный климат, что нужно учитывать при формировании инновационной политики на долгосрочную перспективу. Выстраивая ее на региональном, окружном, федеральном уровне с приоритетом государственной роли, так как возможности у государства выше региональных (например, формирование экономического механизма с использованием инструментов налогообложения). Необходимость просветительской работы всех слоев населения в вопросах инновационной восприимчивости может быть реализована через систему образования путем введения соответствующего курса лекций, создания инновационных региональных центров, консорциумов вузов. Одним из важных факторов инновационного климата является готовность предпринимателей к инновационной деятельности.

Серьезным стимулом могли бы стать программы федерального и местного уровней управления, направленные на формирование инновационного климата, которые должны опираться на согласованную с другими долгосрочными документами Концепцию инновационного развития, отражающую воздействие финансово-кредитных механизмов; механизмов обусловленных законодательными и нормативными правовыми актами; механизмов вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот; институциональные преобразования; механизмов в сфере образования; механизмов в сфере экспорта. В программе намечаются первоочередные меры инновационного развития на близлежащий период, который должен охватывать направления по всем сферам деятельности, в том числе инновационные мероприятия. Региональная инновационная политика является одним из наиболее важных этапов формирования национальной инновационной системы. Исследование формирования инновационного климата регионов и их социально-

экономического развития составляет сущностный базис для формирования инновационного плана, который нужно рассматривать с учетом инновационной инфраструктуры, представляющей совокупность институтов, стимулирующих инновационный климат.

Литература

1 Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. URL: http://spkurdyumou.narod.ru

2 Минкомсвязь России. URL: http:www.minsvyaz.ru. Технопарки.

3 Миркина О.Н. Элементы технологического маркетинга в распределении продукции / Проблемы теории и практики управления. № 5. 2007.

Background and the estimation of the innovation climate of the local economic system

Larisa Aleksandrovna Mylnikova, Cand.Econ.Sci., associate Professor, Smolensk state University

The article considers the priority of the formation of the innovation climate of the institutional system promoting innovative development of the economy. Activation of innovative activity is a necessary condition ^ for ^ further qualitative and quantitative development of the national economy. The content of the ongoing processes requires active involvement in the analysis of economic phenomena of the institutional approach. The institutional approach seems to be particularly promising in relation to the assessment of trends associated with the development of innovative economic systems, because of the dynamics of this process depend on the pace of development of the national economy.

Key words: innovations, institutional, investment climate, infrastructure, airport, technoparks, innovation potential.

УДК 343.35(47)

МАСШТАБЫ КОРРУПЦИИ И ИНДЕКС ЕЕ ВОСПРИЯТИЯ

Светлана Владимировна Сильченкова, ст. преп. кафедры экономики

E-mail: iuliy_67@mail.ru Смоленский государственный университет http://www.smolgu.ru

Рассматриваются вопросы методики расчета индекса восприятия коррупции, сопоставление значений данного индекса и других показателей, характеризующих коррупцию на примере стран: Финляндия, Беларусь, Германия, Китай.

Ключевые слова: индекс восприятия коррупции, коррупция, методология расчета индекса восприятия коррупции, ущерб от коррупции, уровень коррупции.

Основным показателем, характеризующим масштабы коррупции в мире, является индекс восприятия коррупции (ИВК). Однако анализ других показателей (ущерб от коррупции в стоимостном выражении, уровень коррупции по отношению к внутреннему валовому продукту (ВВП) страны) показывает некоторые противоречия в оценке масштабов данного явления.

Рассмотрим методику расчета индекса восприятия коррупции. Данный индекс рассчитывается исходя из мнений бизнесменов и международных экспертов. Учитывается объем и частота взяток в государственном секторе, решения, принятые без ведома общественности, и злоупотребления при распределении средств бюджета [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.