Научная статья на тему 'Институциональные аспекты инновационного развития Нижегородского региона'

Институциональные аспекты инновационного развития Нижегородского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / НИЖЕГОРОДСКИЙ РЕГИОН / INNOVATION / INNOVATION ECONOMY / VENTURE CAPITAL / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / NIZHNI NOVGOROD REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова Татьяна Павловна

Реализация инновационного сценария развития Нижегородского региона предполагает создание правовых, регулирующих и финансовых институтов, стимулирующих развитие инновационного процесса на всех его стадиях: от идеи до реализации на рынке. Анализируются институциональные условия разработки и внедрения инноваций в регионе, причины недостаточной активности инновационного процесса, обозначены перспективные направления совершенствования институтов инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION

The implementation of the innovative development scenario of the Nizhni Novgorod region involves the creation of legal, regulatory and financial institutions that promote the development of the innovation process at all stages: from ideas to their realization in the market. The article analyzes the institutional conditions for the development and innovation in the region, the reasons for insufficient activeness of the innovation process and identifies some promising directions for improving the institutions of innovative development.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты инновационного развития Нижегородского региона»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 3 (2), с. 523-528

УДК 322.146.2

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО РЕГИОНА

© 2010 г. Т.П. Логинова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского taanya1@yandex.ru

Поступила в редакцию 24.05.2010

Реализация инновационного сценария развития Нижегородского региона предполагает создание правовых, регулирующих и финансовых институтов, стимулирующих развитие инновационного процесса на всех его стадиях: от идеи до реализации на рынке. Анализируются институциональные условия разработки и внедрения инноваций в регионе, причины недостаточной активности инновационного процесса, обозначены перспективные направления совершенствования институтов инновационного развития.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, венчурный бизнес, институциональная

среда, Нижегородский регион.

Перед Россией стоит сложная стратегическая задача - к 2020 году по объему экономики войти в пятерку ведущих стран мира, что предполагает необходимость развития инновационной, высокотехнологичной составляющей российской экономики. По определению экспертов Международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на современном этапе развития общества именно инновации стали ключевой движущей силой более продуктивного экономического роста. Развитие высокотехнологичных производств открывает возможность создавать изделия, кратно превышающие по своей стоимости сырьевые продукты, обеспечивать за счет мультипликативного эффекта резкий рост производительности труда в масштабах всего народного хозяйства. Подсчитано, что на 1 долл. прибыли, полученной от добычи сырья, при его переработке обеспечивается 10 долл. прибыли, а от продажи ноу-хау прибыль может достигать 1 тыс. долл. [1].

В современной экономической литературе под инновациями понимают вновь созданные технологии, продукты или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства, социальной сферы. Таким образом, главные характеристики любой инновации — это новизна и направленность этой новизны на улучшение каких-либо процессов.

Реализация инновационного сценария развития России, позволяющего добиться роста конкурентоспособности отечественной экономики

и завоевания лидерских позиций России в мире, предполагает создание не только национальной инновационной системы, включающей в себя инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и социально-экономических институтов инновационного развития. Базовыми элементами национальной инновационной системы являются создаваемые сегодня наукограды, особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, старт-апы, инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы и иные подобные структуры. А высокая скорость и непрерывность инновационного цикла должны обеспечиваться финансовыми институтами, в том числе механизмом венчурного финансирования.

Венчурное финансирование - это источник капитала для прямого инвестирования и форма вложения средств в частные компании. Венчурный капитал предоставляется на патентование или внедрение идеи, а также для финансирования нескольких последующих стадий - вплоть до запуска продукта в коммерческое производство. Дальнейшее участие в проекте называется частным финансированием. Венчурное инвестирование возможно как в формальном, так и в неформальном секторах. В первом случае основным инструментом становятся венчурные фонды, объединяющие ресурсы ряда инвесторов: частных и государственных фондов, корпораций, частных лиц. Участниками неформального сектора венчурного капитала являются частные инвесторы - так называемые «бизнес-ангелы». В 2008 году объем рынка венчурного инвестирования в России, по данным Яе-

search Techart, вырос на 25%, достигнув почти 1.3 млрд долл. По оценкам, в кризисном 2009 году рынок венчурного инвестирования вырос не более чем на 15-20%.

Для венчурного финансирования характерны повышенная степень предпринимательского риска, а также особые методы его распределения между участниками венчурного процесса -инвестором и предпринимателем. Главным результатом подобного финансирования считается не столько получение прибыли, сколько резкое увеличение стоимости (капитализации) компании, сумевшей реализовать некую техническую новинку и тем самым обеспечить себе значительное рыночное преимущество по сравнению с потенциальными конкурентами. Данный вид инвестиционного финансирования позволяет привлечь дополнительный стартовый капитал на ранних стадиях жизненного цикла компании, когда у нее нет ни прочных позиций на рынке, ни достаточных финансовых ресурсов, ни ликвидных залоговых активов, то есть когда традиционные кредитные и биржевые формы привлечения капитала для нее практически недоступны [2, с. 59].

Развитие венчурного бизнеса рассматривается в большинстве стран как важнейший фактор и приоритет инновационной политики. Сотрудничество государства и частных инвесторов при создании венчурных фондов осуществляется по двум ключевым направлениям:

1. финансирование создаваемых в стране венчурных фондов с участием государственного капитала из государственного бюджета либо внебюджетных фондов;

2. участие государственных и региональных органов власти в управлении венчурными фондами. Формы такого участия достаточно разнообразны [3, с. 58].

На самой проблемной стадии инновационного процесса - между научными разработками и серийным производством - к реализации модели венчурного финансирования закономерно активное подключение государства. Так, в 2010 году в России на науку, инновационные проекты и федеральные целевые программы выделяется 1,1 трлн руб. В кризисном 2009 году ассигнования бюджета по данным направлениям также были увеличены по сравнению с 2008 годом на 300 млрд руб. [4]. Таким образом, следует признать, что, несмотря на нехватку «длинных» денег, государство осознает всю важность указанной задачи и прилагает необходимые усилия для ее решения.

Для реализации инновационного сценария развития в России создан ряд правовых, регу-

лирующих, финансовых институтов, разработана и принята к реализации серия государственных инициатив, направленных на поддержание интенсивного роста индустрии венчурного инвестирования. Создано 80 технопарков, несколько особых экономических зон, образована Российская венчурная компания и сопутствующие ей венчурные фонды [5, с. 234-235]. Всего в России, по данным Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), зарегистрировано 92 венчурных фонда. Но реально работающих среди них, по оценкам участников рынка, лишь 15-20, только 10 технопарков оказались способными удовлетворять основным требованиям к их деятельности, а большинство из них перешло к непрофильной коммерческой деятельности. Поэтому кроме создания институтов правовой, финансовой поддержки, роль государства заключается и в формировании спроса на инновации, в том числе через госзаказ. Через этот механизм планируется инвестировать более 4 трлн руб. ежегодно, для чего необходимо принять поправки в закон о госзакупках, чтобы главным критерием была не цена, а качество товара или услуги [4].

Создание институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности экономики, развития и поддержки инновационной деятельности - важнейшее направление экономической политики Нижегородского региона. Уникальный научно-технический потенциал (развитый оборонный комплекс, машиностроение, авиа- и судостроение, радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика, медицина, материаловедение) в сочетании с мощной образовательной базой (ведущие вузы Нижегородской области входят в десятку лучших вузов России, а количество исследователей на 10 000 населения превышает средний показатель по России в 4 раза) позволяют Нижегородской области занимать 4 место в России по инновационному потенциалу. В регионе созданы эффективные правовые, регулирующие и финансовые институты, стимулирующие развитие инновационного процесса на всех его стадиях: от идеи до реализации на рынке инновационного продукта.

Так, в 2007 г. был принят областной закон «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники», и с 2007 г. в целях стимулирования инновационной составляющей в экономике области, привлечения инвесторов для внедрения инноваций в производство и для более широкого информирования потенциальных потребителей инноваций Российским фондом фундаментальных исследований проводится региональный

конкурс инновационных проектов. В 2009 г. в нем приняли участие 28 предприятий Нижнего Новгорода и области, разрабатывающих и внедряющих инновационные продукты и технологии в свою деятельность. Промышленность, информационные технологии, медицина, транспорт и логистика - именно в этих сферах инноваций Нижегородская область развита лучше всего. В настоящее время доля инновационно-активных предприятий за последние три года выросла и достигла 15%, а доля инновационной продукции в общем объеме экономики региона составляет 4%, которую планируется довести в ближайшей перспективе до 25% [6].

Для решения этой задачи сформирована стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, в соответствии с которой намечено осуществление крупномасштабных комплексных инновационных проектов - создание технопарков, промышленных кластеров, индустриально-логистических центров. Так, в течение последних лет на базе Федерального ядерного центра (ВНИИЭФ, г. Саров) был открыт технопарк в Сатисе, бизнес-инкубатор для предприятий малого бизнеса в Нижнем Новгороде (на ул. Ларина), созданы региональный венчурный фонд с уставным капиталом 280 млн руб. и Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства, центры поддержки и развития предпринимательства в районах и городах области, реализуются проекты второго бизнес-инкубатора (рядом с университетом им. Н.И. Лобачевского) и технопарка информационных технологий («Анкудиновка»), действуют различные программы поддержки инновационных проектов (Фонд Бортника), ведутся разработки в вузах, НИИ и т.д. [7, с. 3]. На территории Нижегородской области начались работы по созданию химического кластера, намечено создание кластера автомобилестроения и автокомпонентов. Кластеры подразумевают сверхконцентрацию высокотехнологичного производства, кадрового и научного потенциала, что должно обеспечить генерацию и претворение в жизнь постоянного потока инноваций, которые сделают производство опережающе рентабельным и конкурентоспособным.

До конца 2010 года будет введена вторая очередь ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» (НИБИ), что позволит разместить на его территории до 45 молодых инновационных компаний. За три года 7 из 18 компаний, прошедших конкурсный отбор на размещение в ГУ «НИБИ», начали коммерческие продажи и находятся на различных стадиях коммерциализации, 6 компаний резидентов

покинули бизнес-инкубатор и вышли на свободный рынок, еще 6 прошли отбор и заняли их место. Суммарный объем продаж резидентов (с учетом выпускников) бизнес-инкубатора в 2009 году составил 32 млн руб., прибыль - 2,1 млн руб., налоги в бюджет и платежи во внебюджетные фонды составили около 4,8 млн руб. [8]

В рамках ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» в 2010 году планируется строительство целой сети инфраструктурных объектов - 5 бизнес-инкубаторов в Выксунском районе, в городах Заволжье, Павлово, Дзержинск и Бор и II очереди бизнес-инкубатора в Тоншаево за счёт средств федерального, областного и местных бюджетов. Кроме того, намечено создание Центров поддержки и развития предпринимательства в Сосновском и Сокольском районах и в Сарове [8].

За период действия закона Нижегородской области от 14 февраля 2006 года «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» правительством Нижегородской области было заключено 22 соглашения о предоставлении государственной поддержки с 19 организациями, реализующими приоритетные инновационные проекты Нижегородской области. В рамках закона субсидируется часть процентной ставки по банковским кредитам, выданным предприятиям, которые осуществляют инновационную деятельность и чьи инновационные проекты признаны приоритетными областным правительством. Объем государственной поддержки, предоставленной за период действия закона, составил более 69 млн рублей, а объем инвестиций в приоритетные инновационные проекты - 2,5 млрд рублей. Объем финансирования, заложенный в областной бюджет на поддержку проектов, значительно вырос по сравнению с 2006 годом, когда закон был только принят: на субсидирование части процентной ставки из областного бюджета в 2006 году было направлено 10,5 млн руб., в 2007 - 21,5 млн руб., в 2009 году на эти цели направлено 25 млн руб., а в 2010 - 30 млн руб.

Несмотря на то, что были сформированы правовые и финансовые институты, создана сопутствующая инфраструктура, рынок инноваций в Нижегородском регионе, как и в стране в целом, пока не сформирован. Одна из причин недостаточной активности инновационного процесса - низкая коммерциализация проектов. По итогам 2009 г. доля промышленных предприятий, разрабатывающих и внедряющих тех-

нологические новации, не превышает 10%. А доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства России составляет всего 5,5%, тогда как в других развитых странах эта цифра достигает 30%. При этом слабая инновационная составляющая обусловлена не отсутствием изобретений и рацпредложений, а медленным внедрением новшеств в производство. По подсчетам специалистов, Россия ежегодно теряет из-за слабого внедрения научных и технологических новшеств не менее 3 млрд долл. [9].

По оценке Агентства регионального развития, в Нижегородской области только 3-4% инноваторов, предлагающих свои проекты потенциальным инвесторам, имеют опыт практического внедрения разработок. Инноваторам не хватает навыков коммерциализации идеи, у них не отточена производственная и маркетинговая стратегии. Для того чтобы компания разработчиков стала бизнес-единицей, должна оформиться ее организационная и технологическая структура, необходимо отладить важные с коммерческой точки зрения процессы - составление бизнес-плана, маркетинг, управление финансами, привлечение инвестиций.

Чтобы завоевать внимание венчурного капитала, нужны механизмы отбора и инкубации проектов, способных найти потенциального рыночного потребителя. Ключевым фактором привлечения венчурного финансирования является оценка потенциальной доходности проекта и увеличения стоимости компании. Согласно западной статистике, до половины инновационных проектов заканчивается полной или частичной потерей вложенных средств, еще треть показывают среднюю доходность, но остальные 20% приносят доход, который покрывает убытки по всем остальным проектам, и дают значительную прибыль. Этим и объясняется тот факт, что российская Национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал» рассматривает проекты, прогнозируемая рентабельность которых составляет минимум 35-40%. Причем эта цифра действительна для уже работающих проектов, которым инвестиции нужны для расширения бизнеса. Для проектов на более ранних стадиях рентабельность должна быть выше. В настоящее время таким требованиям соответствует не более 3-5% всего объема инновационных проектов.

Таким образом, невысокая привлекательность венчурного инвестирования как инструмента вложений для частных лиц является второй причиной низкой инновационной активности. Поэтому финансирование разработок на

ранней стадии в России происходит в основном за счет государства, тогда как во многих зарубежных странах поддержку НИОКР осуществляет преимущественно частный сектор. Все это приводит к тому, что Россия, несмотря на свой инновационный потенциал, создаваемую инфраструктуру и институциональную поддержку, по некоторым текущим показателям инновационной деятельности занимает далеко не лидирующие места. Например, в нашей стране практически отсутствуют инвестиции в проекты на посевной или начальной стадии развития, а среди отраслей преобладают традиционные рынки - информационные технологии (почти 50% инвестиций в 2008 г.) и мобильные технологии (чуть более 9%).

Кроме того, необходимо отметить низкую ликвидность венчурных инвестиций. Она в значительной мере обусловлена недостаточным развитием в России фондового рынка, который считается наиболее привлекательным путем выхода венчурных фондов из проинве-стированных предприятий. В России на данный момент наиболее распространенным способом «выхода» является продажа инвестором своей доли стратегическому партнеру, работающему на том же рынке. Так, Delta Capital Management, управляющая инвестиционным фондом The US Russia Investment Fund, продала 15-процентный пакет акций «Святого источника» всемирно известной фирме Nestle'Waters. Из 80 реализованных за 1994-2005 гг. выходов лишь два были осуществлены с помощью IPO, что принесло покинувшим компанию инвесторам среднюю доходность на уровне 30%. По мнению экспертов, развитие фондового рынка, являющегося одним из важнейших институтов, обеспечивающих свободный выход венчурных фондов из проинвести-рованных предприятий, в значительной степени способно обеспечить рост ликвидности венчурных инвестиций и тем самым активизировать деятельность на рынке.

Третьей проблемой невысокой активности инновационной деятельности в России является несовершенство правовых институтов, в частности, неурегулированность юридической стороны защиты интеллектуальной собственности, что обусловливает необходимость разграничения прав собственности на продукт и его последующую коммерциализацию. Многие зарубежные фирмы живут за счет своих патентных портфолио. У гигантов типа IBM тысячи патентов, они зарабатывают на лицензировании интеллектуальной собственности значительные суммы. В России большая часть научных разра-

боток была проведена либо полностью за государственный счет, либо с участием бюджетного финансирования, в связи с чем результаты научной деятельности по закону закреплены за государством. В России, занимающей 31 место в мире по подаче заявок на патент, 90% прав на патенты принадлежат не авторам разработок, а организациям. Но средств на внедрение ноу-хау в производство у государства нет, поэтому возникает необходимость юридического закрепления права на дальнейшую коммерциализацию изобретения за его автором либо за другим лицом.

Необходимо обратить внимание и на усиление регулирования экспорта продукции, содержащей высокую долю интеллектуальной собственности. В США и во многих других государствах установлен жесткий контроль за передачей за рубеж научно-технических достижений, содержащих изобретения и ноу-хау. Для этого требуется получение генеральной или специальной лицензии, введена также государственная регистрация лицензионных соглашений. В России такая система применяется практически только в отношении военных технологий и технологий двойного применения, не налажены должный учет и регистрация лицензионных соглашений и договоров об уступке патентов. В результате, по оценке руководителя Роспатента Б. Симонова, только от поставок за рубеж незапатентованной военной техники Россия ежегодно теряет 5-6 млрд долл. [10]. Всего же, по данным Росстата, поступления от экспорта результатов российских научных исследований составили в 2006 г. 83 млн долл., а патентов, лицензий и ноу-хау - лишь 3,2 млн долл.

Экономический кризис внес свои коррективы в процесс становления инновационной системы как в стране, так и в Нижегородском регионе. Почти все инновационные проекты рассчитаны на длительный срок. А банки в условиях оттока средств уже не могут обеспечить длительные кредиты, и многим инновационным проектам просто отказано в финансировании. Кроме того, если существующие венчурные фонды в условиях нестабильности всё же могут продолжать работу, то создание новых фондов сопряжено с большими трудностями. Государственные же венчурные фонды не всегда готовы рисковать. Например, государственная Российская венчурная компания аккумулировала порядка 30 млрд руб., но, по оценкам экспертов, зарезервированное в прошлом году пока реализовано лишь на 30%. Одной из острейших проблем остается нехватка профессиональных инвесторов в сфере инноваций. Многие компании, желающие проводить повышение квалификации

персонала в области работы с инновациями, в условиях кризиса временно приостанавливают эти программы, что автоматически приводит и к остановке инновационной активности в регионе.

Подводя итог вышесказанному, можно обозначить перспективные направления совершенствования социально-экономических институтов инновационного развития в Нижегородском регионе:

- создание правового поля для развития инновационной деятельности в Нижегородской области;

- концентрация усилий и ресурсов на реализации приоритетных инновационных проектов;

- формирование привлекательных условий для инвестиций в инновационную сферу деятельности;

- создание условий для развития системы подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства;

- информационное обеспечение инновационной деятельности.

Список литературы

1. Краснов Л.В., Шуйский В.П., Алабян С.С.,

Комиссаров А.В., Морозенкова О.В. Место России на мировых рынках интеллектуальных услуг в условиях перехода к инновационному развитию [Электронный ресурс] // Экономический портал: сайт. -URL: http://institutiones.eom/innovations/1379-rynki-

intelektualnyx-uslug.html (дата обращения: 01.03.2010).

2. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 52-64.

3. Логинова Т.П. Роль государства в системе венчурного инвестирования // Государственное регулирование экономики. Региональный аспект. Материалы Седьмой Международной научнопрактической конференции. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009. Т. 1. С. 57-60.

4. http://fintimes.km.ru/ekonomika-rossii/finansiro-vanie/10066 (дата обращения: 04.03.2010).

5. Логинова Т.П. Венчурное инвестирование как фактор инновационного роста экономики России // Экономика России в меняющемся мире: сборник научных статей / Под ред. Л.В. Новокшоновой. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2009. С. 233-237.

6. http://www.kreml-tv.ru/teleprogramma/Innova-tciya_regiona2009 (дата обращения: 19.03.2010).

7. Тезисы послания губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева Законодательному собранию // Нижегородская правда. 2008. Спец. выпуск № 15. С. 1-4.

8. http ://www.r52.ru/index.phtml?rid= 12&fid= 10&sid=6&nid=36081 (дата обращения: 22.03.2010).

9. http://www.eg-online.ru/artiele/99215/ (дата обращения: 20.04.2008).

10. http://nvo.ng.ru/forees/2006-07-21/1_news.html (дата обращения: 22.04.2008).

INSTITUTIONAL ASPECTS OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION

T.P. Loginova

The implementation of the innovative development scenario of the Nizhni Novgorod region involves the creation of legal, regulatory and financial institutions that promote the development of the innovation process at all stages: from ideas to their realization in the market. The article analyzes the institutional conditions for the development and innovation in the region, the reasons for insufficient activeness of the innovation process and identifies some promising directions for improving the institutions of innovative development.

Keywords: innovation, innovation economy, venture capital, institutional environment, Nizhni Novgorod region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.