1(139) - 2013
Инвестиционная политика
УДК 336:001.895(045)
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Т. Н. СЕДАШ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента E-mail: t_sedash@mail. ru
Л. А. СЕТЧЕНКОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента E-mail: sela117@mail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Статья посвящена анализу зарубежного и российского опыта финансирования инновационных процессов в экономике. Рассмотрены механизмы государственной поддержки инновационного развития, в том числе функционирование финансовых и нефинансовых институтов развития: венчурных фондов, технопарков, особых экономических зон, бизнес-инкубаторов и кластеров на примере стран с развивающейся экономикой - Китая, Индии и России.
Ключевые слова: инновация, механизм финансирования, государственный, поддержка, институт развития, венчурные инвестиции, венчурный фонд.
В мировой практике финансирования инновационной и инвестиционной деятельности активно используется венчурное финансирование, которое является действенным и активно развивающимся механизмом, позволяющим реализовывать передовые идеи, стимулировать бизнес к переходу на инновационный путь развития, повышать эффективность экономики в целом.
Мировой опыт показывает, что наиболее развит механизм венчурного финансирования в США, Германии, Великобритании, Японии - эти страны традиционно являются мировыми лидерами по объемам экспорта высокотехнологичной продукции. Значительные успехи в сфере наукоемких производств также достигнуты в последние годы в странах Азии (Китае, Индии и др.).
Особая роль в инновационном развитии названных стран принадлежит функционирующим в них институтам развития - организационным структурам, специально создаваемым государством с целью реализации и софинансирования важных для экономики и общества проектов, развития приоритетных отраслей и инфраструктуры, перераспределения в их пользу ресурсов.
Виды институтов развития разнообразны. К ним относят агентства развития, экспортно-импортные банки, экспортные, страховые и долговые агентства, финансовые корпорации, инвестиционные, венчурные и суверенные фонды. Всего в мире их насчитывается свыше 750.
Еще более многочисленным (более 50 тыс.) является нефинансовый тип институтов развития: специальные (свободные, особые) экономические зоны, технополисы, технопарки и кластеры, научно-внедренческие инновационные, образовательные и экспертно-аналитические центры, научные фонды, промышленные союзы, торговые ассоциации.
Как правило, институты развития являются по форме государственными структурами - корпорациями или акционерными обществами со 100 %-ным государственным капиталом, а также некоммерческими организациями. Основной целью их работы является не получение прибыли, а решение конкретных задач, связанных с созданием условий для экономического роста и стимулированием инвестиций в стране. Деятельность институтов развития часто проводится в соответствии с принятыми специально для регулирования их работы законами и иными правовыми актами.
Экономически развитые страны создают благоприятные условия и законодательно стимулируют частные инвестиции в инновационные предприятия через специализированные структуры - фонды венчурных инвестиций. Выделяют два типа участия в них государства: функционирование полностью государственных фондов финансирования инновационных предприятий, которые занимаются обеспечением проектов ресурсами, а также работа фондов фондов, действующих через иные, автономные или полностью независимые от государства венчурные фонды, задачи которых -помощь в организации опытного производства и поддержка проекта, вплоть до выхода на рынок на стадии раннего роста.
В США венчурный капитал играет значительную роль при финансировании малых и средних инновационных предприятий, и, по некоторым оценкам, его доля в общем объеме инвестиций в малые инновационные компании составляет около 80 %. Объем инвестиций венчурных фондов в США по итогам 2005 г. составил 23 млрд долл., или 0,2 % ВВП. Получившие финансирование предприятия демонстрируют значительную эффективность: выручка поддержанных венчурным капиталом предприятий составляет 16 % американского ВВП, на них работают 9 % занятых в частном секторе [4].
В Европе значение венчурного капитала также велико, хотя здешние фонды предпочитают инвестировать средства в малые и средние предприятия традиционных секторов. В 2005 г. объем вложений
венчурных фондов достиг на континенте рекордного значения - 47 млрд евро, число инвестиций составило почти 11 тыс. На долю предприятий технологического сектора пришлось 17 % всего объема средств венчурных фондов и 45 % общего числа сделок [6].
В этом же направлении функционирует механизм венчурного финансирования в Израиле -модель Yozma (на иврите это означает «инициатива»), во многом основанная на интеллектуальном потенциале российских ученых-эмигрантов. Она предполагает создание государственного венчурного фонда фондов и последующее развитие 10 частных фондов с участием государства, каждый с капиталом 20 млн долл. или более. Подобным фондом фондов в России является Российская венчурная компания.
Конечными результатами реализации программы Yozma стали резкий рост инновационной активности в Израиле и расширение экспорта высокотехнологичной продукции. Благодаря реализации проекта на сегодня эта страна имеет общепризнанные прочные позиции на мировом рынке венчурного капитала.
В развивающихся странах с инновационно ориентированной экономикой функционирование финансовых институтов развития, инвестиционных и венчурных фондов успешно сочетается с активным использованием нефинансовых механизмов развития, а также с косвенными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности. Показательным в этом отношений является опыт Китая в развитии инноваций.
Структура отрасли венчурных инвестиций в Китае во многом уникальна. Основной особенностью инвестиционной политики страны является определяющая роль государства в формировании венчурной индустрии. Можно выделить три направления, по которым оно воздействует на развитие отрасли:
• децентрализация управления;
• предоставление непосредственной финансовой
поддержки венчурным проектам;
• создание институциональной среды для развития венчурного бизнеса.
Все венчурные фонды, функционирующие ныне в КНР, можно подразделить на четыре типа: государственные, университетские, корпоративные и иностранные венчурные фонды. Более 60 % крупнейших венчурных фондов, действующих в Китае, являются иностранными.
Важнейшими достоинствами иностранных венчурных фондов для экономики Китая являются солидная финансовая база, наличие квалифицированных менеджеров с большим опытом работы в венчурном финансировании и готовность брать на себя высокие риски и инвестировать в долгосрочные проекты1.
Для преодоления научно-технического отставания КНР от развитых стран был утвержден ряд государственных программ, в рамках которых предприятиям оказывается содействие в коммерциализации инновационных разработок, способствующих росту производства высокотехнологичных товаров. В 1990 г. начал действовать государственный план приоритетного внедрения научно-технических достижений, источниками финансирования которого стали главным образом государственные кредиты, капитальные инвестиции, собственные средства предприятий, общественные сбережения, деньги отраслей или провинций. Это в значительной мере способствовало развитию инновационного предпринимательства в действующих и вновь создаваемых технопарках.
Сейчас в Китае функционируют более 130 технопарков. Расположены они по всей стране, и в них действует около 16,5 тыс. предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью.
В качестве примера приведем технопарк Чжун-гуаньцунь, который образован в 1988 г. на северо-западе Пекина и объединяет 5 0 высших учебных заведений, 30 научно-исследовательских институтов и лабораторий. На его территории функционирует более 22 тыс. компаний с общим оборотом 80 млрд долл.
Фактически технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Это позволяет весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.
В ходе реализации политики открытости и реформ в КНР было создано большое количество зон с особым экономическим статусом - свободных экономических зон, зон новых и высоких технологий, зон технико-экономического развития и др. Благодаря государственной поддержке в начале 1990-х гг. в Китае стали создаваться так называемые зоны высоких технологий. Они специализируются
1 URL: http://www. rvca. ru/rus/resource/library/RVCA-Course-2011.
на разработке и внедрении современной техники и технологий с привлечением иностранных компаний. Там используется система различных льгот, в том числе частичное или полное освобождение от подоходного налога. В настоящее время в Китае функционируют 55 таких зон, в них сосредоточено более 3 000 высокотехнологичных предприятий и 650 исследовательских центров. На технические инновации в этих зонах в виде поддержки было выделено свыше 15 млрд юаней [13, с. 67].
Помимо льготных условий, представляемых центральным правительством, местные администрации и комитеты по управлению делами зоны также вырабатывают дополнительные льготные положения для поощрения и привлечения отечественных и зарубежных инвесторов. Например, предприятия в зоне освоения новых и высоких технологий г. Харбина пользуются следующими дополнительными льготами:
1) с момента аккредитации полностью освобождаются от подоходного налога на первые 3 года, 50 % налога (по ставке 7,5 %) оплачивают вторые 3 года и с 7-го года платят налог в полном объеме по ставке 15 %;
2) если объем экспорта превышает 50 % от объема годовой валовой продукции, оплачивают подоходный налог по ставке 10 %;
3) импортируемые приборы и оборудование, не имеющие отечественных аналогов, предназначенные для проведения исследований и освоения высоких технологий, освобождаются от ввозной таможенной пошлины;
4) ряд льготных условий при капитальном строительстве на территории зоны. Необходимо отметить, что зоны освоения новых и высоких технологий в КНР отличаются рядом особенностей:
- ключевым направлением деятельности является создание особого инновационного климата, включая условия для развития бизнеса;
- большинство зон базируется на заимствовании иностранных технологических новинок;
- в последнее время начался постепенный переход от простого заимствования к созданию на базе нескольких импортированных технологических новинок нового изделия, которое мало уступает, а иногда и превосходит зарубежные аналоги [13, с. 67].
Нельзя не упомянуть также об особенностях развития в передовых странах бизнес-инкубато-
ров и кластеров. Это нефинансовый инструмент поддержки венчурного бизнеса, однако важность этого института невозможно переоценить: бизнес-инкубаторы и кластеры обеспечивают необходимые условия для создания и начального развития бизнеса.
В КНР действует около 500 бизнес-инкубаторов, и в их числе свыше 200 различных «инкубаторов научно-технических предприятий». Правительственное агентство по управлению инкубаторами входит в состав министерства науки и технологий, поэтому большинство инкубаторов Китая оказывают услуги компаниям, занимающимся технологиями.
Основная часть инкубаторов расположена в крупных городах. Например, в Шанхае их более 30, и самый большой обслуживает 300 компаний. Многие инновационные фирмы созданы так называемыми вернувшимися учеными, которые получили образование за рубежом и возвратились в Китай, чтобы создать новые компании. Инновационные компании пользуются налоговыми льготами - при базовой ставке налога на прибыль в 25 % для предприятий новых и высоких технологий, поддерживаемых государством, ставка с 01.01.2008 снижена до 15 %.
Все перечисленные меры государства по поддержке венчурной индустрии привели к тому, что в 2008 г. в КНР действовали 7 298 образовательных и исследовательских организаций. Общее число инженерных центров, созданных с привлечением иностранных инвестиций, увеличилось за последние четыре года с 200 до 750. Ныне в научно-технической сфере Китая сосредоточено 38,5 млн чел., и по численности занятых в этом секторе страна занимает ведущее место в мире. На сегодня в Китае насчитывается около 86 тыс. высокотехнологических компаний, где создано около 5,6 млн рабочих мест, а совокупная корпоративная выручка составила около 180 млрд долл.
Министерство науки и техники КНР предполагает, что к 2020 г. Китай войдет в число государств инновационного типа, к которым относятся, в частности, США, Япония, Республика Корея и Финляндия. Это будет обеспечиваться созданием в стране целостной научно-технической системы развития инновационной деятельности. В Основных положениях государственного плана средне- и долгосрочного развития в области науки и техники на 2006-2020 годы отмечается необходимость дальнейшего усиления инновационной и научной деятельности.
Предполагается, что к 2020 г. доля капиталовложений в научные исследования и открытия в валовом внутреннем продукте Китая возрастет до 2,5 %; до 60 % и более вырастет коэффициент вклада науки и техники в экономику; на 30 % снизится внешняя техническая зависимость. Для этого правительство Китая последовательно увеличивает вложения в исследования и разработки. Так, в 2004 г. общий размер таких инвестиций составил 108,9 млрд долл. (1,5 % ВВП), в 2005 г. - 125,4 млрд долл., в 2006 г. - 139,6 млрд долл., а в 2010 г. расходы на научные исследования достигли 220 млрд долл. [3].
Интересен также опыт Индии в создании венчурной индустрии. Успехи, которых достигла страна в последние годы в развитии новых технологий, заставляют крайне внимательно отнестись к используемым ею мерам, стимулирующим инновационную деятельность.
Особый упор в Индии делается на создание необходимой инфраструктуры, оказание технической, информационной и методологической помощи, а также на снижение рисков инновационной деятельности за счет государственного финансирования проектов.
В 1992 г. была создана Индийская ассоциация венчурного инвестирования, объединяющая отечественных, а также американских и европейских участников. Среди крупнейших индийских членов ассоциации можно назвать Национальный венчурный фонд программного обеспечения и информационных технологий, Фонд развития мелких и средних предприятий. Основные задачи этих учреждений - снижение характерных для инновационных отраслей долгосрочных рисков, поиск новых компаний и инвестирование в такие секторы, как, например, информационные технологии, пищевая промышленность, инфраструктура здравоохранения, логистика.
Поддержку компаниям на стадии расширения оказывает созданный правительством Индии в 1996 г. Совет по технологическому развитию. Он предоставляет льготные кредиты, участвует в уставном капитале инновационных компаний. Предоставляемые суммы обычно не превышают 50 % стоимости проекта, при этом получателям запрещается тратить их на создание лабораторий, проведение фундаментальных исследований, рефинансирование и т. п.
Один из основных элементов современной инновационной системы Индии - технологические парки
и инкубаторы. Задача поддержки этих институтов признана одной из важнейших государственных задач: в рамках правительства функционирует специальное Агентство по созданию научно-технологических парков и поддержке науки и технологий.
Существуют следующие меры поддержки предприятий, входящих в технопарк:
- снятие ограничений на привлечение иностранных инвестиций;
- налоговые и таможенные льготы;
- предоставление инфраструктуры: офисных
помещений, доступа в Интернет и т. д.
По данным Центра международного промышленного сотрудничества, в Индии действует свыше 2 000 кластеров, из которых 388 - промышленной направленности и 1 657 ориентированы на взаимодействие ремесленных предприятий. В кластеры входят 6 900 экспортно ориентированных малых предприятий, поставляющих свыше 60 % экспортной продукции страны. Некоторые крупные кластеры производят до 90 % отдельных видов продукции, выпускаемой в стране.
Центром научно-технического прогресса в Индии являются г. Бангалор и прилежащие территории, где тесно переплетены связи между исследовательскими институтами и высокотехнологичными отраслями электроники, телекоммуникаций, оборонной промышленности и машиностроения, взаимодействующими с множеством малых и средних предприятий.
Благодаря государственным инвестициям, направляемым в институты и на предприятия этого города, удалось организовать устойчивый процесс технических инноваций во многих секторах промышленности. Если в 1985 г. в особых экономических зонах (ОЭЗ) работали 12 компаний, которые разрабатывали информационные технологии, то в настоящее время тут работают порядка 1 400 организаций. На Бангалор приходится 35 % всего индийского экспорта информационных технологий, в 2005 г. годовой рост экспорта из ОЭЗ составил 43 %.
Таким образом, изучение зарубежного опыта финансирования и стимулирования инновационных процессов в экономике показывает лидирующую роль государства, причем она не всегда предполагает прямое финансирование. Индия и Китай большое внимание уделяют международному сотрудничеству и используют политику открытых дверей с целью привлечения иностранного капитала для систематического развития ряда отраслей на протяжении
десятилетий. Частные компании и иностранные инвестиции быстро изменили экономические системы обеих стран, которые стали в результате поступления зарубежных технологий и ноу-хау важными поставщиками высокотехнологичных продуктов и услуг на глобальном рынке.
Не менее интересным является развитие венчурного финансирования в России.
В последние годы в России в связи с реализацией государственной политики по модернизации экономики, внедрению инноваций, стимулированию взаимодействия государства и частного сектора роль институтов развития многократно возросла.
По данным Минэкономразвития России, общий объем капитала российских институтов развития на начало 2010 г. составил около 1,2 трлн руб. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт-РА», на сегодня в России присутствуют практически все виды институтов развития, существующие в мире. Большинство организовано на федеральном уровне, а в регионах они работают в форме представительств и отделений.
Кроме того, в субъектах Российской Федерации создано более 200 организаций, которые, исходя из осуществляемых функций, могут быть отнесены к институтам развития. Основными направлениями их работы являются стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания, поддержка малого и среднего предпринимательства. Преимущественно региональные институты развития создаются в виде фондов поддержки, региональных венчурных фондов, бизнес-инкубаторов. Они финансируют инвестиционные проекты, оказывают инфраструктурную поддержку, а также софинансируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
В России можно выделить следующие виды институтов развития [2].
Финансовые институты развития:
• государственная корпорация «Внешэкономбанк»;
• Инвестиционный фонд Российской Федерации;
• ОАО «Российская венчурная компания - государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации»;
• научные фонды - Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития.
Нефинансовые институты развития:
• ОАО «РОСНАНО»;
• государственная корпорация «Ростехноло-гии»;
• инновационный центр «Сколково»;
• Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
• особые экономические зоны и ОАО «Особые экономические зоны»;
• технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы.
Дадим краткую характеристику институтов развития, призванных сыграть важную роль в модернизации экономики страны.
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» создана и действует в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» и Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» от 27.07.2007 № 1007-р. Главными целями деятельности банка являются повышение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификация, стимулирование инвестиционной деятельности. Для их достижения используются разные механизмы поддержки: долговое и долевое финансирование, гарантии и поручительства, страхование экспортных кредитов, лизинговые операции, инвестиционное консультирование. В структуре направлений деятельности Внешэкономбанка 26 % принятых органами управления решений относятся к развитию инфраструктуры, 23 % - к развитию инноваций, 21 % - к повышению ресурсоэффективности, 10 % - к поддержке экспорта [5].
Для стимулирования создания российской индустрии венчурного инвестирования в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.06.2006 № 838-р была создана ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) - государственный фонд венчурных фондов, вкладывающий средства в инвестиционные фонды вместе с частными инвесторами.
На сегодня компания сформировала 12 фондов (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции), их размер - более 26 млрд руб., доля ОАО «РВК» -более 16 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний в сентябре 2012 г. достигло 123. Совокупный объем вложенных средств - 10,4 млрд руб. [11].
В соответствии с Направлениями работы ОАО «РВК» на 2011-2013 годы деятельность компании в этот период будет направлена на расширение инвестиций; создание венчурных фондов, ориентированных на приоритеты развития (кластерные, отраслевые венчурные фонды); расширение инструментов инвестирования и, возможно, докапи-тализацию фондов РВК.
Спектр инвестиционной деятельности РВК в 2011-2013 гг. будет расширен за счет управления региональными фондами Минэкономразвития России. Планируется, что компания вложит до 10 млрд руб. в создание 10-15 новых венчурных фондов в РФ (уставной капитал РВК - 30 млрд руб.). Такая необходимость возникла после того, как совет директоров РВК принял решение создать «дорожную карту» венчурных инвестиций в России.
Государственная корпорация ОАО «Российская корпорация нанотехнологий» (ОАО «РОСНАНО») работает в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О российской корпорации нанотехнологий». Она относится к отраслевым институтам развития и по принципам своих инвестиций близка к венчурной компании, которая вкладывает средства в проекты с использованием наноматериалов и нанотехнологий, разделяя риски с партнерами.
Корпорация ставит цель вывести рынок нанотехнологий на такой уровень, чтобы к 2015 г. выручка российских компаний, использующих нанотехно-логии, достигла приблизительно 900 млрд руб., при этом прибыль компаний с участием ОАО «РОСНАНО» должна составлять 300 млрд руб. Планируется, что общее число фондов с участием корпорации составит почти полтора десятка. Однако первые 17 проектных компаний РОСНАНО в 2010 г. дали совокупную выручку лишь в 1 млрд руб. [10].
В своей деятельности корпорация использует имущественный вклад Российской Федерации (на сегодня — в объеме 130 млрд руб.), а также часть прибыли корпорации. Деятельность ОАО «РОСНА-НО» ведется по следующим направлениям.
1. Инвестиции в развитие производства продукции наноиндустрии, формирование рынков нанопродукции (инвестиционные проекты).
2. Финансирование инфраструктурных программ в области нанотехнологий, научного прогнозирования и создания «дорожных карт», работ по стандартизации, сертификации и метрологическому обеспечению, обеспечения безопасности в наноин-дустрии.
3. Финансирование проектов в области образования, популяризации науки, продвижения России как одного из мировых центров наноиндустрии.
Инновационный центр «Сколково» - научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Его строительство началось с принятием Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Из федерального бюджета на развитие комплекса было запланировано направить в 2011 г. 15 млрд руб., в 2012 г. - 22 млрд руб., в 2013 г. - 17,1 млрд руб. При этом в 2012 г. поддержка участников проекта в виде грантов составит примерно 10 млрд руб., в институте науки и технологий начнут работу первые исследовательские центры [7].
К концу 2011 г. участниками программы «Сколково» стали 300 компаний. Из них 90 были приняты в состав биомедицинского кластера, 80 - в состав энергоэффективного, а 100 стали частью 1Т-кластера.
Участниками инновационного центра могут стать от 600 до 800 компаний. Фонд «Сколково» на данный момент привлек 265 млн долл. инвестиций от 22 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. В проекты иннограда уже проинвестировано около 70 млн долл. По мнению экспертов, модель разделения затрат на создание стартапов между государством и частными инвесторами в рамках иннограда работает удачно.
Планируется, что Сколково станет российской Кремниевой долиной. В структуру фонда входят технопарк (его цель — поддержка компаний — участниц проекта в развитии их технологических активов и корпоративных структур путем предоставления необходимых сервисов) и пять кластеров, соответствующих направлениям развития инновационных технологий: биомедицинских, энергоэффективных, информационных и компьютерных, космических, ядерных.
Стоит отметить, что для участников проекта «Инновационный центр «Сколково» предусмотрены беспрецедентные налоговые льготы. Согласно п. 1 ст. 145.1 Налогового кодекса РФ организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в течение 10 лет со дня получения ею статуса участника проекта. Кроме того, согласно
п. 1 ст. 246.1 того же кодекса такие организации в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщиков налога на прибыль.
Лишившись права на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль, такие организации получают ставку по налогу на прибыль 0 %, если в налоговом периоде (в котором совокупный размер прибыли, полученной нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, когда участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 246.1 Налогового кодекса РФ, превысил 300 млн руб. и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта) полученная им прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке 20 %. Кроме того, для участников проекта предусмотрены льготы по уплате госпошлины, налога на имущество организации, земельного налога, а также упрощенный налоговый и бухгалтерский учет.
Важным институтом развития, получившим широкое распространение в зарубежной практике, являются особые экономические зоны. В России они начали развиваться с принятием Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В 2006 г. было создано ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ»), выполняющее функции управляющей компании, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые ОЭЗ. С 2006 по 2012 г. в российские особые экономические зоны пришло более 300 инвесторов из 20 стран, объем заявленных резидентами инвестиций - более 360 млрд руб. [9].
В настоящее время действуют 25 особых экономических зон четырех типов:
• промышленно-производственные (4 зоны);
• технико-внедренческие (ТВЗ) или инновационные (4);
• туристско-рекреационные (14);
• портовые (3).
Для развития высокотехнологичных отраслей экономики и производства новых видов наукоемкой инновационной продукции были созданы технико-внедренческие ОЭЗ, функционирующие на основе кластерного подхода. На сегодня их создано четыре - это города Дубна, Зеленоград, Томск, Санкт-Петербург.
Мерами государственной поддержки ОЭЗ выступают:
• прямое финансирование из федерального бюджета строительства объектов инфраструктуры;
• налоговые льготы: инвесторы освобождаются от налога на землю, имущество и транспорт на пять и более лет, в некоторых случаях есть льготы по снижению налога на прибыль. Для резидентов инновационных экономических зон предусмотрено сокращение ставки единого социального налога;
• льготные арендные ставки на землю и офисные помещения. Инвесторы имеют право выкупа земельного участка под возведенными ими объектами капитального строительства;
• на территориях ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны;
• инвесторы имеют правовые гарантии, которые защищают их от возможных неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве;
• в особых экономических зонах формируется режим дружественного администрирования, включающий предоставление услуг в режиме одного окна.
Однако бюджетные обязательства по развитию ОЭЗ постоянно секвестрируются. До 2011 г. с 16 до 8 млрд руб. были снижены обязательства государства по внесению в уставной капитал ОАО «ОЭЗ» денег на создание инфраструктуры. В Федеральном бюджете на 2011 г. и на период 2012 и 2013 гг. также намечено снижение государственных инвестиций в создание объектов инфраструктуры для обеспечения функционирования особых экономических зон. ОАО «ОЭЗ» на 2011 г. выделено 15,6 млрд руб., на 2012 г. - 6,0 млрд руб., и такая же сумма планируется на 2013 г.
Стоит отметить, что современный зарубежный опыт свидетельствует о том, что для нормального обустройства 1 км2 промышленно-производствен-ной зоны требуется 40-45 млн долл. вложений. В Китае аналогичные затраты на освоение Тяньц-зинской зоны технико-экономического развития составили около 15 млн долл. На период развития ТВЗ «Дубна» государством были запланированы инвестиции в инфраструктуру в размере 3 млн долл. на 1 км2. Фактически, по данным на 2010 г., инвестиции составили 1,2 млн долл. Примерно такое же соотношение плановых и фактических затрат в инфраструктуре заложено в ТВЗ «Томск» и других зонах [1].
Другой важной проблемой, тормозящей развитие ТВЗ, является неэффективное использование государственного финансирования. Так, проверка деятельности технико-внедренческих зон Счетной палатой РФ в 2006-2008 гг. выявила нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, связанных со строительством и оснащением объектов инфраструктуры.
Технопарки в России начали создаваться в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р. Аналогичным документом от 27.12.2010 № 2393-р срок действия программы продлен до 2014 г.
Хотя прообразом российских технопарков были академгородки (наукограды), при их создании был учтена модель технопарка Силиконовой долины. Особенностью отечественной программы является создание объектов инфраструктуры за счет государственной финансовой поддержки. Стратегической целью развития технопарков стало создание системы территориальной интеграции бизнеса, фундаментальной науки и прикладных исследований.
Технопарки должны представлять собой взаимодополняемые элементы одной системы, которая позволяет пройти все стадии инновационного проекта - от научно-исследовательских работ до мелкосерийного производства. Технопарки создаются как объекты полного цикла. В рамках программы они тесно взаимодействуют для достижения си-нергетического эффекта и обеспечения проектов компаний-резидентов всем спектром услуг, в том числе предлагаемых разными участниками.
В инфраструктуру технопарков по итогам 2011 г. было вложено 7 млрд руб. из федерального бюджета, 8,5 млрд руб. из региональных бюджетов и 4 млрд руб. частных инвесторов. Выручка компаний — резидентов технопарков с 2009 г. превысила 39 млрд руб. (за 2011 г. — около 17 млрд руб.). Таким образом, возврат налогов в бюджеты всех уровней составил 5,6 млрд руб.
Эффективность создания технопарков как социально значимого проекта доказывает создание 9 тыс. рабочих мест. Планируется, что общий объем произведенной продукции и оказанных услуг в сфере высоких технологий компаний — резидентов технопарков к 2014 г. составит более 200 млрд руб., а количество новых рабочих мест превысит 37 тыс.
Сейчас в России действуют и развиваются 12 технопарков в 10 регионах. В рамках программы введены в эксплуатацию объекты: Западно-Сибирский инновационный центр в Тюменской области; «ИТ-парк» и первая очередь «Технополиса «Химград» в Республике Татарстан; первые очереди технопарков в Новосибирской и Кемеровской областях (в совокупности площадь введенных в строй объектов составила 169 тыс. м2). В октябре 2011 г. введен в строй бизнес-инкубатор «ИТ-парк Анкудиновка» в Нижегородской области. Технопарки активно сотрудничают с другими институтами развития. Предполагается, что инновационные проекты, отобранные экспертными советами в технопарках, будут получать статус резидентов проекта «Сколково» и финансовую поддержку на первом этапе развития.
Отметим следующие мировые тенденции стимулирования инновационных и инвестиционных процессов:
• экономически развитые страны (США, Европа) активно используют финансовые меры стимулирования, в том числе деятельность финансовых институтов развития (банков развития, венчурных и инвестиционных фондов), сочетая их с экономической поддержкой хозяйствующих субъектов (в частности, применяя налоговые льготы);
• страны с развивающейся экономикой (Индия, Китай) успешно используют нефинансовые институты развития (свободные экономические зоны, технопарки и технополисы, бизнес-инкубаторы и кластеры), создавая таким образом условия для развития высокотехнологичных производств.
Можно сделать вывод, что при создании российской системы финансирования инновационной деятельности был в полной мере учтен мировой опыт работы институтов развития, а также использования гибкой схемы предоставления налоговых, таможенных льгот и других преференций инвесторам. Однако следует выделить ряд проблем, тормозящих развитие инновационной сферы в России.
Во-первых, неэффективное использование бюджетного финансирования инноваций. Речь идет не только о злоупотреблениях в этой сфере, но и о низкой координации и управляемости инновационного процесса в целом. В настоящее время регулирование нормативно-правовой деятельности технико-внедренческих зон возложено на Министерство
экономического развития РФ, правовое обеспечение наукоградов — на Министерство образования и науки РФ, а технопарков - на Министерство связи и массовых коммуникаций РФ [8]. Необходимо создать единый орган управления инновациями в стране, повысить скоординированность действий, создать эффективную систему контроля за расходованием бюджетных средств.
Кроме того, стоит проблема постоянного недофинансирования ряда институтов развития, а также федеральных целевых программ (ФЦП). На раздел «Наука, инновации и передовые технологии» выделяется до 15 % общего объема финансирования ФЦП. При этом уровень исполнения государственной части федеральных целевых программ составляет не более 40 %.
Во-вторых, необходимо создать спрос российских предприятий на инновационную продукцию. Остается низкой восприимчивость бизнес-структур к технологическим инновациям. В 2009 г. их разработку и внедрение проводили 9,4 % общего количества предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8 %), Бельгии (53,6 %), Эстонии (52,8 %), Финляндии (52,5 %) и Швеции (49,6 %).
Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8 % от общего количества. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства России составляет 1,9 % (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4 %, в Финляндии -3,9 %, в Германии — 3,4 %) [12].
Необходимо предоставить налоговые льготы промышленным предприятиям, использующим инновационно-технологические разработки. При этом стоит предусмотреть ряд стимулов для постоянного обновления технологий.
Кроме того, нужно развивать рынок государственных закупок инновационной продукции. Действующий закон, регламентирующий систему госзакупок, не стимулирует производства инновационной продукции. Если при размещении госзакупок главным критерием выступает минимизация затрат (а инновационная продукция на первой стадии, как правило, дороже), конкурс выигрывают старые модели товаров, позволяющие на данный момент сократить затраты.
В-третьих, в отличие от стран с развитой экономикой в России недостаточно развита система государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8 % (в Германии - 8,8 %, в Бельгии -12,7 %). Необходимо расширить законодательную базу, предусмотрев создание партнерства на основе не только концессионного соглашения, но и других договорных форм, например контрактов жизненного цикла, частной финансовой инициативы и др.
В-четвертых, недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса. Например, в Израиле он обеспечивает в сфере высоких технологий более 11 % ВВП страны. Необходимо разработать меры поддержки создания малых предприятий и стимулирования банков, повышающие заинтересованность последних в выдаче кредитов малому бизнесу.
Таким образом, мировой и российский опыт показывает, что развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.
Список литературы 1. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики / под ред. А. Г. Зельднера, И. И. Смотрицкой. М., ИЭ РАН, 2012. 212 с.
2. Институты развития и бюджет: результаты и перспективы. М.: ин-т экон. политики им. Е. Т. Гайдара, 2011.
3. Официальный сайт Ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций Китая. URL: http:// www. cvca. com. hk.
4. Официальный сайт Ассоциации венчурных инвестиций США. URL: http://www. nvca. org.
5. Официальный сайт Внешэкономбанка. URL: http://www. veb. ru.
6. Официальный сайт Европейской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций. URL: http://www. evca. eu.
7. Официальный с айт инновационного центра «Сколково». URL: http://www. sk. ru.
8. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. URL: http://minsvyaz. ru.
9. Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны». URL: http://www. oao-oez. ru.
10. Официальный сайт ОАО «РОСНАНО». URL: http://www. rusnano. com.
11. Официальный сайт Российской ассоциации венчурных инвестиций. URL: http://www. ravi. ru.
12. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/ innovations.
13. Цао Чжундэ. «Новый локомотив» китайской экономики - приморский район Тяньцзиня // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж — 500 экз.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru