Инвестиционный потенциал
ОБЗОР РЫНКА ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ рОссии ЗА 2009 Г.
А. А. СИЛАЕВ, аспирант кафедры оценочной деятельности Е-mail: [email protected] Московская финансово-промышленная академия
В статье отмечается, что российский рынок венчурного инвестирования в 2009 г. развивался под воздействием мирового финансового кризиса. Наметилась тенденция к увеличению доли государства на рынке, что в основном связано с оттоком иностранных инвестиций, а также повышением внимания государства к данной отрасли. Однако, несмотря на общефинансовые трудности, в стране было открыто более 10 венчурных фондов и бизнес-инкубаторов. Рассматриваются дальнейшие перспективы развития венчурного инвестирования в России.
Ключевые слова: инвестиции, венчурное финансирование, технопарк, бизнес-инкубатор, особые экономические зоны.
В 2009 г. в России продолжилось формирование институтов поддержки развития инновационной экономики и венчурной индустрии на основе партнерства бизнеса и общества. На тенденции и развитие рынка венчурных инвестиций, как и на всю экономику в целом, оказал существенное влияние мировой финансовый кризис. На крупнейшем в мире инвестиционном рынке в США в I квартале 2009г. объем вложений составил 3,9 млрд долл., что на 50% ниже показателей 2008г. Объем венчурных инвестиций в ИТ сократился за год на 52 % — до значения, минимального за последние 12 лет. По данным аналитиков агентства Dow Jones VentureSource, индустрия венчурного финансирования достигла своих исторических минимумов.
Специалисты Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) утверждают, что общий объем расходов на инновации в России сократился более чем на 75 % и составил около 35 млрд руб. за I квартал 2009 г. За рассматриваемый период изменилась
общая структура расходов, постепенно идет увеличение доли государства (см. рисунок).
Стоит отметить, что в столь не простое для экономики время венчурная индустрия продолжает развиваться и показывает достаточно неплохие результаты.
Деятельность фондов и инвесторов. За рассматриваемый период деятельность венчурных фондов и прочих инвесторов в РФ не претерпела серьезных изменений по сравнению с 2008 г. В 2009 г. было открыто несколько новых фондов, в основном с участием государства. Однако эти фонды созданы только на бумаге и о реальных действиях речи пока не идет. Новые венчурные фонды представлены в табл. 1.
Достаточно масштабно проявились негативные тенденции. В 2009 г. посевной фонд Т^та
100
I квартал 2008 I квартал 2009
■ Государство ■ Частные инвесторы
Соотношение расходов государства и частных инвесторов в РФ в 2008-2009 гг., %
финансы и кредит
73
Таблица 1
Венчурные фонды, созданные в 2009 г., млрд руб.
Наименование Объем капитала Управляющая компания
Новые технологии 3,061 Альянс РОСНО Управление Активами
Атланта Старт 0,035 УК «Атланта»
Атланта Венчур 0,03 УК «Атланта»
Московская венчурная компания 1,5
Волгоградский венчурный фонд 0,28 УК «Ай-Мэн Кэпитал»
Новосибирский венчурный фонд 0,28 УК «Ай-Мэн Кэпитал»
Венчурный фонд Самарской области 0,4 УК «Инвест-Менеджмент»
ОАО «Башкирская венчурная компания» 9,15
Seed Fund перестал вкладывать средства в новые проекты и заморозил инвестиции в проекты с дефицитным бюджетом ввиду сложившейся экономической ситуации. В похожей ситуации находился Венчурный фонд Тюменской области, созданный в 2007 г. сроком на 7 лет, который может быть закрыт досрочно. За два года работы фонд не одобрил ни один из представленных проектов.
В 2009 г., как и в 2008 г., наблюдался тренд увеличения доли государства в венчурной индустрии, что, однако, имеет свою специфику. При государственном софинансировании рано или поздно может встать вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств. Так, одной из главных новостей венчурной индустрии в 2009 г. стало появление претензий Генеральной прокуратурой РФ к деятельности ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), связанных с расходованием бюджетных денежных средств, выделенных государством на развитие инновационной инфраструктуры России. РВК заявляла о своей доходности за первый год. Однако вся доходность связана с депозитами в банках, а не с финансированием венчурных проектов. В связи с этим был отправлен в отставку практически весь топ-менеджмент компании, а Минэкономразвития России заявило о масштабных переменах в госкорпорации. Но данное потрясение принесло и положительные результаты:
— во II квартале 2009 г. РВК и Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехно-логий» (РОСНАНО) заявили о создании посевных фондов в рамках корпораций;
— до конца 2009 г. была оперативно разработана и представлена концепция сети венчурных партнеров РВК и запущен механизм по их отбору;
— госкорпорация РОСНАНО перечислила 66,4 млрд руб. в государственный бюджет в рамках решения правительства о возврате части временно свободных средств.
Сам факт инициативы по созданию посевных фондов участники рынка поддерживают. В условиях кризиса возможности частного капитала инвестировать в проекты на посевной стадии существенно снизились. Поэтому дополнительный капитал из новых источников придется как нельзя кстати. Господдержка инноваторов ранних стадий необходима еще и потому, что частные российские инвесторы, имеющие деньги, знания и понимание технологического бизнеса, — это большая редкость. Венчурная индустрия в России сталкивается с серьезной проблемой отсутствия компаний на посевной стадии и на старт-апе.
Достаточно позитивной тенденцией является соглашение о сотрудничестве между ММВБ и РОСНАНО по созданию в рамках группы ММВБ нового биржевого сектора — рынка инноваций и инвестиций. Сама идея размещения акций высокотехнологичных компаний не нова, но только в 2009 г. и при поддержке РОСНАНО такая инициатива воплотилась в жизнь.
2009 г. для венчурного бизнеса, как и для всей экономики в целом, выдался достаточно непростым. В результате часть ранее заявленных проектов была перенесена на 2010 г. (табл. 2).
За рассматриваемый период появилась информация о том, что госкорпорации и крупные венчурные фонды стали проявлять интерес к иностранным высокотехнологичным активам. РОСНАНО планирует участвовать в крупных проектах с американскими и финскими компаниями. С одной стороны, это достаточно хороший знак. Ведь для современной российской истории это один из первых случаев инвестирования российского капитала в компании, не связанные с нефтью и газом. Данные вложения должны помочь в приобретении интересных высокотехнологичных активов. С другой стороны, данный шаг — скорее средство освоить бюджетные
Таблица 2
Венчурные проекты, заявленные на 2010 г.
Наименование Регион Время ввода
Бизнес-инкубатор Тобольск I квартал
Венчурный фонд Пермь I полугодие
Бизнес-инкубатор «Ингрия» Санкт-Петербург В течение года
Венчурный фонд Тверская область В течение года
Посевной фонд «Наносибирь» Новосибирск I полугодие
средства ввиду отсутствия большого числа привлекательных инновационных проектов в России.
Государственные инициатива и законодательные акты. В 2009 г. произошло несколько достаточно значимых событий. На первом заседании комиссии по модернизации экономики Президент РФ Д. Медведев определил пять направлений инновационного развития российской экономики:
— энергоэффективность и энергосбережение;
— ядерные технологии;
— космос;
— медицина;
— стратегические информационные технологии.
Был принят Федеральный закон от 02.08.2009
№ 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». По сути это закон о малых инновационных предприятиях при вузах. Он разрешает учреждениям науки и образования быть как учредителями, так и участниками фирм, занимающихся практическим применением их интеллектуальной деятельности. Эксперты и участники рынка утверждают, что данный закон был абсолютно необходим индустрии и положительно сказался на развитии всего венчурного инвестирования. Невозможность вузов и НИИ коммерциализировать свои изобретения являлась одной из главных проблем рынка.
За истекший период местные органы управления провели большое количество актов и инициатив, направленных на поддержку инновационной инфраструктуры. Власти столицы, Амурской и Челябинской областей решили выдавать гранты по 300 тыс. руб. тем, кто захочет создать свой бизнес. В Тюмени на поддержку молодых предпринимателей в 2009 г. потратили 10 млн руб.
Инфраструктура. Развитие инфраструктуры венчурного инвестирования осуществлялось в основном за счет открытия новых бизнес-инкубаторов и технопарков. Стоит отметить, что инфраструктурные вопросы наиболее сложны и крайне неоднозначны.
Компания Cisco Systems заявила о возможном партнерстве с особыми экономическими зонами (ОЭЗ) России в статусе резидента. На территории особой экономической зоны «Дубна» были открыты объекты инновационной инфраструктуры. Они созданы для поддержки резидентов и субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере на стадии подготовки к получению статуса
резидента особой экономической зоны Российской Федерации. Ставки аренды для резидентов ОЭЗ «Дубна» были уменьшены в 10 раз.
В Петрозаводском госуниверситете открылся 1Т-парк. Он рассчитан на 330 чел. Парк предоставляет помещения и оборудование для исследований в области информационно-телекоммуникационных технологий и системотехники.
В Екатеринбурге открылся новый бизнес-инкубатор «Стартап» на территории нового Делового информационно-выставочного центра. В нем предприниматели имеют возможность получить бесплатные консультации по созданию и развитию бизнеса. В Челябинской и Саратовской областях также появились бизнес-инкубаторы.
В технопарке Nagatino i-Land открылось первое офисное здание — Немецкий центр промышленности и торговли. Этот центр разместил на своих этажах представительства 120 малых и средних предприятий Германии.
Одной из тенденций развития инфраструктуры стали заявления представителей ряда областей о создании совместно с РОСНАНО центров нано-технологий. Данный шаг достаточно логичен: ведь строительство технопарков и бизнес-инкубаторов затратно, получение дохода от их эксплуатации в ближайшей перспективе невозможно. Поэтому разделение рисков между субъектами Федерации и РОСНАНО выглядит вполне обоснованным. Первой ласточкой стал Байкальский центр нано-технологий, созданный на базе Иркутского государственного политехнического университета.
Однако в целом ситуация с инфраструктурой остается достаточно напряженной. По мнению президента НАИРИТ О. Усковой, программа по созданию технопарков в России фактически сорвана: возведение большинства из них так и не начато, а по тем объектам, где строительство ведется, есть заметное отставание от графика.
Решение приостановить финансирование программы технопарков принял министр связи и массовых коммуникаций РФ И. Щеголев. Финансирование технопарков заморозили до тех пор, пока правительственная комиссия по транспорту и связи не рассмотрит предложения специальной межведомственной комиссии по технопаркам о корректировке их финансирования и хода создания. Причина такого решения — итоги мониторинга ряда технопарков, проведенного межведомственной комиссией. Он показал, что многие технопарки не выполняют поставленных перед ними задач.
финансы и кредит
75
Наличие инфраструктурных проблем подтверждается также тем, что Президент России Д. Медведев упразднил Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Его функции переданы Минэкономразвития России.
Открытие новых фондов и технопарков — несомненно, положительная тенденция. Но о достижении успехов и кардинальном изменении ситуации можно будет говорить только тогда, когда инвестиции действительно дойдут до компаний, а те в свою очередь будут расширяться и приносить стабильный доход. В текущей экономической ситуации все больше встает вопрос о нецелевом использовании средств и о пересмотре планов развития отрасли. Таким образом, в ближайшее время можно прогнозировать увеличение числа проинвестированных компаний со стороны фондов с федеральными средствами, а также возможно более жесткий контроль государства за индустрией.
По мнению участников рынка, 2010 г. должен стать судьбоносным не только для мировой и российской экономик, но для венчурной индустрии. Многие госкорпорации и венчурные фонды, созданные при участии государства, уже не первый
год работают на рынке. Следовательно, можно ожидать увеличения количества профинансированных инновационных компаний. Также вероятно появление новых региональных венчурных и посевных фондов с участием РОСНАНО и РВК.
При этом под большим риском находятся инфраструктурные проекты по развитию особых экономических зон и инновационных технопарков. Здесь возможны новые потрясения и перестановки, более глобальные, чем ранее.
В 2010 г. ожидаются крупные сделки по приобретению зарубежных инновационных активов, которые в период кризиса стали стоить гораздо дешевле и ввиду дефицита наличности могут быть более охотно отданы российским компаниям и госкорпорациям.
Список литературы
1. URL: http://www. unova. ru.
2. URL: http://www. allventure. ru.
3. URL: http://www. rusnano. com.
4. URL: http://www. rusventure. ru.
5. URL: http://www. rosoez. ru.