_____________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА____________________________
2012 ЭКОНОМИКА Спец. выпуск
РАЗДЕЛ IV. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
УДК.330.322(470)
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н.П. Паздникова, к. экон. наук, доц. кафедры финансов, кредита и биржевого дела
Электронный адрес: [email protected]
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
М.С. Сигитов, экономист аналитического отдела
Электронный адрес: [email protected]
ЗАО «ИК» «Витус», 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 50
Рассмотрен эволюционный путь развития институтов венчурного инвестирования как один из инструментов инновационного развития. Проведены исследование и анализ институтов венчурного инвестирования в РФ, образующих современные формы инновационного развития. Выявлены проблемы и предложен путь по совершенствованию венчурного инвестирования.
Ключевые слова: венчур; инвестиции; инновационное развитие; фонд; государственно-частное партнерство; институт.
Одно из приоритетных направлений развития России, обозначенное высшим руководством нашей страны, - переход на инновационный путь развития в рамках технологической модернизации. Основное количество рабочих мест будет создаваться в высокотехнологичных отраслях и в сфере интеллектуальных и иных услуг. Экономический рост в основном будет обеспечен за счет модернизации и повсеместного внедрения инноваций. Опыт развитых стран говорит о том, что создание инновационной системы может существенно повысить эффективность функционирования всех сфер жизнедеятельности государства. Решение данного вопроса должно превратить РФ из экспертно ориентированной державы в мирового производителя наукоемкой продукции. В последние годы внедрение инноваций в РФ тесно связано с использованием государственно-частного партнерства (ГЧП). Под ГЧП понимается сотрудничество государства и частного бизнеса с целью решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях [1].
Успешное развитие инноваций в РФ невозможно без использования механизма ГЧП -института венчурного инвестирования. Под венчурным инвестированием понимается способ финансирования малых высокотехнологичных перспективных компаний в целях получе-
ния инновационного дохода от прироста стоимости вложенных средств. Механизм венчурного инвестирования является одним из основных экономических инструментов, обеспечивающих на протяжении последних десятилетий инновационное развитие ведущих индустриальных стран Запада.
В настоящее время существуют разные позиции относительно роли государства в регулировании венчурной индустрии. Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что для обеспечения нормального функционирования и развития венчурного предпринимательства необходимо создать специфическую нормативноправовую базу, которая будет регулировать вопросы относительно деятельности венчурного капитала. Отметим, что практически во всех странах мира нет специальных законов о венчурном финансировании. Кроме того, даже на родине венчурного предпринимательства -США нет законодательно закрепленного понятия «венчур». Это объясняется тем, что по своей природе венчурные инвестиции являются прямыми и, соответственно, не требуют специальных законов. Несмотря на это, Комитетом по экономической политике и предпринимательству Г осударственной Думы РФ была разработана концепция федерального закона о венчурной деятельности. Данный документ вызвал бурную
© Паздникова Н.П., Сигитов М.С., 2012
критику со стороны экспертов, многие из которых подчеркивали не столько его бесполезность, сколько вредность для венчурного бизнеса России, который на данном историческом этапе только формируется. Есть мнение, что принятие специального закона, который декларируется как помощь в развитии венчурной деятельности, приведет к обратному результату: заниматься этой деятельностью станет сложнее, продолжится и усилится тенденция последних лет - уход венчурных компаний в иностранные юрисдикции. Профессионалы венчурной индустрии отметили, что предлагаемая концепция не учитывает важных аспектов специфики венчурной деятельности, не содержит продуманной системы мер, направленных на стимулирование венчурного инвестирования в части предоставления налоговых льгот и преференций субъектам, а также уделяет мало внимания вопросам государственно-частного партнерства.
Механизм ГЧП в венчурном бизнесе состоит в долевом участии государства в венчурных фондах напрямую или через посредничество «фонда фондов», а также в финансовом содействии частным венчурным фондам и инновационным компаниям. Профессор Гарвардского университета ДжошЛернер (автор исследований «Цикл венчурного капитала» и «Бульвар разбитых надежд») называет мифом идею о том, что венчур - это прекрасная среда свободного предпринимательства, рискованных и романтичных инвесторов, которые своими деньгами двигают вперед науку и технологии. В основе венчурной экономики лежит система взаимодействия государства и бизнеса. Государство должно гарантировать бизнесу прочность фундамента венчурных инвестиций, а также то, что риски, в крайнем случае, будут минимизированы. А в это время венчурный предприниматель помогает государству развивать жизненно важные отрасли, инвестируя большую часть денег. Целью механизмов частно-государственного партнерства является появление прибыльного и самоподдерживающего-ся сектора венчурных инвестиций, ориентированного на сектор малых инновационных предприятий [2].
Для России венчурные инвестиции -явление сравнительно новое. Можно выделить четыре основных этапа развития рынка венчурных инвестиций в РФ :
> 1990-1999гг. - стихийное формирование негосударственного сектора инновационной инфраструктуры;
> 2000-2006гг. - становление инфра-
структуры венчурного рынка при поддержке государства;
> 2006-2009 гг. - активизация усилий государства по развитию института венчурных инвестиций;
> 2009 г. - настоящее время - гармонизация секторов инфраструктуры венчурного рынка
Первый венчурный капитал в Россию пришел из-за рубежа в начале 90-х гг. В 1993 году в качестве помощи России со стороны ЕС и мирового сообщества Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) организовал 11 региональных венчурных фондов. В 1993-1994 годы был присвоен статус государственных научных центров (ГНЦ) пятидесяти научноисследовательским институтам. Предполагалось, что ГНЦ станут своего рода национальными лабораториями, вначале получающими приоритетное финансирование и выполняющими проекты государственного значения, а затем, в течение 10 лет, станут коммерческими организациями, работающими на основе заказов рынка. В 1994 году были также запущены программы по линии фонда Сороса, софинансирующего проекты создания инфраструктуры информационного общества, а также программы по линии TACIS, финансирующие проекты НИОКР в области ИТ и телекоммуникаций.
С 1994 года функционирует Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Данный фонд является государственной некоммерческой организацией, которая финансирует малые инновационные предприятия на «посевной» стадии. В него направляются 1,5% средств федерального бюджета на науку. В 2008 году эта сумма составила 1 567 500 тыс. руб. Основные средства Фонда Бортника направлены на проекты НИОКР. Отраслевая тематика проектов отражает направленность малых инновационных компаний на решение социальных задач и создание высоконаукоемких продуктов. Остальные средства Фонда Бортника (около 15,0%) направляются на создание сети инновационно-технологических центров (создано по России 29 ИТЦ площадью свыше 100 тыс. кв. м., предоставленных для размещения на льготных условиях сотням предприятиям), на развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и университетов в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.
Деятельность фонда базируется на следующих принципах:
1) фонд поддерживает малые инновационные компании, обладающие правами на интеллектуальную собственность (на основе открытого конкурса);
2) проект не финансируется полностью за счет Фонда Бортника (принцип софинансирова-ния).
Основные объекты поддержки Фонда Бортника - малые инновационные предприятия.
На сегодняшний день в фонде существуют две программы, ориентированные на «посевную» стадию развития инновационной компании: программа «СТАРТ» и программа «Умник». Основной целью программы «СТАРТ» является содействие предпринимателям в образовании наукоемких компаний. Программа рассчитана на три года. В первый год от предприятия не требуется собственных вложений в проект - фонд предоставляет финансирование в размере до 1 млн руб., из которых на проведение НИОКР предоставляется до 750 тыс. руб., что может позволить предприятию выйти на рынок или самостоятельно, или с помощью привлечения внебюджетных инвестиций. Со второго года проект финансируется в двух случаях: фонд или софинансирует проект вместе с внебюджетным инвестором, или совместно с предприятием финансирует его инновационную деятельность. Объемы вложений со стороны фонда за второй и третий годы участия в программе составляют до 5 млн руб. Программа «Умник» - вторая программа Фонда Бортника в нише «посевного» финансирования. В ходе программы каждый год объявляется молодежный научно-инновационный конкурс и тысяча его участников, победивших на этом конкурсе, получают на два года государственную поддержку для работы над своими инновационными идеями в размере 200 тыс. руб. в год. Хотя за такие деньги бизнеса не «раскрутишь», они позволяют молодому человеку с идеей не отвлекаться от работы над ней из-за необходимости приработков на стороне для обеспечения своих жизненных потребностей [7].
Основные задачи Фонда Бортника:
> формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности (стимулирование в приоритетном порядке создания и развития малых наукоемких предприятий, малых форм в научно-технической сфере);
> развитие науки и формирование национальной инновационной системы (в том числе на основе создания условий, обеспечивающих активное вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, развития системы государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, в первую очередь малого бизнеса);
> вовлечение молодежи в инновационную деятельность
На 1 октября 2010 года в Фонд поступило 24 000 проектов, свыше половины из них -из регионов России, поддержано свыше 8 200 проектов. Представительства Фонда активно работают в 43 регионах Российской Федерации. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово -
экономическую обоснованность, перспективу
производственной и рыночной реализации продукции. Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве около 3500 запатентованных изобретений, выпустили продукции на 6 млрд руб., их отчисления государству в виде налогов превышают в 1,8 раза сумму полученных ими бюджетных средств, а выработка на одного работающего достигла 1,5 млн руб. На фирмах созданы тысячи новых рабочих мест.
В 1997 году была создана Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). Основными задачами РАВИ являются содействие развитию венчурной индустрии и лоббирование интересов венчурного сообщества. К 2003 году Россия вошла в первую десятку (8-е место) самых привлекательных для иностранных инвестиций стран. В конце 2004 года несколько ведущих мировых венчурных фондов(Меп1оУеп(иге&', InsightVenturePartnersи др.) начали осуществлять финансирование российских компаний. По информации РАВИ, доля российских венчурных фондов в общем объеме венчурных инвестиций в России на конец 2005 г. составила всего лишь 2%. Однако в последнее время стала очевидной тенденция увеличения расходов отечественных компаний на исследования и научные разработки. Не последнюю роль в этом сыграла государственная политика, направленная на поддержку инноваций. Был осуществлен целый комплекс мер, направленных на развитие венчурной индустрии в РФ, многие из которых себя вполне оправдали.
В 2000 году был создан Венчурный инновационный фонд (ВИФ), играющий роль катализатора в деле создания венчурных фондов, в т.ч. инвестирующих в ИТ и телекоммуникации, в качестве «фонда фондов» и начавший работу с марта 2004 г.В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. с целью стимулирования создания собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов было создано ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). В настоящее время данная компания представляет собой государственный фонд венчурных фондов, уставный капитал которого составляет около 30 млрд руб. На принципах частно -государственного партнерства были сформированы семь венчурных фондов сроком на 10 лет, в которых 49% принадлежат РВК, а 51% составляют средства частных инвесторов:
> «ВТБ - Фонд венчурный» (3,061 млрд
руб.);
> «БиопроцессКэпиталВенчурс» (3 млрд
руб.);
> «Максвелл Биотех» (3,061 млрд руб.);
> «Лидер - Инновации» (3 млрд руб.);
> «Тамир Фишман СИ ай Джи венчурный фонд» (2 млрд руб.);
> «С-Групп Венчурс» (1,800 млрд руб.);
> «Новые технологии» (3,061 млрд руб.)
Инновационных компаний, ценные бумаги которых включены в состав активов фондов с участием ОАО «РВК», по состоянию на
февраль 2010 г. насчитывалось 21, при этом совокупный объем проинвестированных средств -2,867 млрд руб. Количество уже одобренных компаний, сделки с которыми в стадии оформления, - 26 (общая сумма одобренных средств -3,340 млрд руб.).
Таблица 1
Созданные в РФ государственные институты (фонды) поддержки инновационной деятельности
Наименование Цель создания Активы под управлением, млрд руб. Объем инвестиций в один проект, млн руб.
ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно- коммуникационных технологий» (РИФИКТ) Финансирование перспективных проектов ИКТ на стадии стартапа(startup) 2,9 100
ОАО «Российская венчурная компания» Государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом 28 750-2000
Венчурный инновационный фонд Содействие развитию региональных венчурных фондов в РФ 7,82 150-200
В конце 2007 г. по указанию Президента РФ был создан Российский инвестиционный-фонд информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ)[5\. Таким образом, были образованы сразу несколько государственных институтов (фондов) поддержки инновационной деятельности (табл.1).
Кроме того, с 2006 года начали реализовываться венчурные проекты по результатам проведенного Минэкономразвития России федерального конкурса на организацию частногосударственных региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-
Созданные в РФ региональные венчурные фонды
технической
технической сфере (в форме ЗПИФВИ) сроком на 7 лет.
Структура активов фондов: 25% - средства федерального бюджета; 25% - средства бюджета региона; 50% - вложения частных инвесторов (табл. 2).
Общий объем средств созданных региональных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере - 8 624 млн. руб.
В 2007 г. появилась гос. корпорация «РОСНАНО», вкладывающая деньги в компании, занимающиеся разработками в области нанотехнологий.
Таблица 2
инвестиций в малые предприятия в научно-сфере
№ Название фонда Управляющая компания Размер фонда, млн руб. Год создания
1 Г орода Москвы Альянс РОСНО Управление активами 800 2006
2 Г орода Москвы (второй) ВТБ Управление активами 800 2008
3 Воронежской области Сбережения и инвестиции 280 2009
4 Волгоградской области Ай-МэнКэпитал 280 2009
5 Калужской области Сбережения и инвестиции 280 2010
6 Краснодарского края Ай-МэнКэпитал 800 2009
7 Красноярского края Тройка Диалог 120 2006
8 Московской области Тройка Диалог 284 2007
9 Нижегородской области ВТБ Управление активами 280 2007
10 Новосибирской области Ай-МэнКэпитал 400 2009
11 Пермского края Альянс РОСНО Управление активами 200 2006
12 Республики Башкортостан Сбережения и инвестиции 400 2009
13 Республики Мордовия Альянс РОСНО Управление активами 280 2007
Окончание табл. 2
№ Название фонда Управляющая компания Размер фонда, млн руб. Год создания
14 Республики Татарстан Тройка Диалог 800 2006
15 Республики Татарстан (высоких технологий) АК Барс капитал 300 2007
16 Самарской области Инве ст-Менеджмент 280 2009
17 Санкт-Петербурга ВТБ Управление активами 600 2007
18 Саратовской области ВТБ Управление активами 280 2007
19 Свердловской области Ермак 280 2007
20 Томской области Мономах 120 2006
21 Челябинской области Сбережения и инвестиции 480 2009
22 Чувашской Республики НИК развитие 280 2009
Следует отметить, что финансирование производится на возмездной основе. Задача корпорации - выступить в качестве соинвестора проектов, взяв на себя часть рисков (в том числе финансовых), чтобы сделать их привлекательными для инвестиций частного капитала, так как подобные проекты ограничены в привлечении частного капитала из-за длительных сроков реализации. Объем предоставляемого финансирования определяется индивидуально (на основе оценки проекта). Этот объем должен быть достаточен для привлечения частных инвесторов в проект, но не может превышать контрольного пакета - 50% уставного капитала проектной компании. В целях развития инвестиционных проектов также осуществляется финансирование вспомогательных направлений, таких как НИОКР, создание объектов инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров, а также административная и экспертная поддержка[3].
В 2009 году Группа ММВБ и Госкорпорация РОСНАНО подписали Соглашение по созданию на базе действующего Сектора ИРК нового биржевого сектора - Рынка инноваций и инвестиций(РИИ).Основная задача РИИ -привлечение инвестиций в компании высоких технологий и компании малой и средней капитализации. В рамках нового сектора функционируют 3 сегмента, рассчитанные на компании с различной степенью зрелости, капитализации и групп инвесторов:
> Сектор ИРК, позволяющий быстрорастущим компаниям инновационного сектора проводить IPO и вторичные торги во всех основных режимах ММВБ.
> Площадка частных размещений (ИРК-2) позволяет проводить частные размещения с использованием биржевых технологий и листинга. Вторичное обращение осуществляется среди квалифицированных инвесторов в рамках торговых технологий, ориентированных на торговлю крупными пакетами.
> Сектор для непубличных компаний (в процессе доработки) - площадка по привлече-
нию финансирования для молодых и растущих компаний, которые пока не готовы к размещению и обращению на полноценном публичном рынке.
Чуть позже, осенью 2009 г., ОАО «Российская венчурная компания» учредила Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании. Создание подобного фонда стало значимым событием, ведь ранее внимание российских венчурных фондов было обращено в сторону стартапов, а проекты, находящиеся на посевной стадии развития, могли рассчитывать только на получение инвестиций от бизнес-ангелов. Бизнес-ангелы - это частные лица, инвестирующие от 10 000 дол. в инновационные проекты. Участниками Фонда посевных инвестиций являются ОАО «Российская венчурная компания» (99%) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1%). Фонд ориентирован на инвестирование в российские инновационные компании с высоким потенциалом роста. Активы средств под управлением фонда составляют 2 млрд руб., срок функционирования фонда не ограничен.
Несмотря на уже осуществленную практическую работу, венчурного капитала, рискового капитала в нашей стране явно не хватает. На сегодняшний день в России действуют 43 активных венчурных фонда с объемом капитала около 2 млрд дол. Причем практически половина этих средств - это фонды с участием Российской венчурной компании и Министерства экономического развития, работающие в форме государственно-частного партнерства. И, соответственно, в них часть средств государственные. Более того, в кризисный период наметилась тенденция к еще большему увеличению доли государства на рынке. Это связано в первую очередь с оттоком из России иностранных инвестиций, а также с повышением внимания государства к данной отрасли. Кризис отразил высокую зависимость венчурного рынка от финансового состояния институциональных инвесторов и от наличия спроса от крупных технологических компаний на технологические
прорывы. Соотношение государственных и частных венчурных инвестиций в РФ в 2008-2009 гг. представлено на рис. 1.
Другими институтами поддержки инновационной деятельности в РФ, функционирую-
щими на принципах государственно-частного партнерства, являются бизнес-инкубаторы, технопарки и ОЭЗ[4].
I квартал 2008 года I квартал 2009 года
■ Государтсво □ Частные инвесторы
Рис. 1Соотношение расходов государства и частных инвесторов в РФ в 2008-2009 гг., %
Бизнес-инкубатор представляет собой инфраструктуру, которая оказывает поддержку предприятию на начальной стадии путем создания благоприятных условий для создания и развития бизнеса. Поддержка связана, с одной стороны, с материальными вложениями в организацию рабочего пространства, такими как льготная аренда помещений, доступ к офисному оборудованию, почтово-секретарские услуги, а с другой - с помощью в определении рынков сбыта, по грамотному продвижению продукта, поиску партнеров и инвесторов. Можно сказать, что в мировой практике бизнес-инкубатор - это бизнес по выращиванию бизнеса. Находясь в бизнес-инкубаторе, предприниматель может сосредоточиться на одной задаче - начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы должна решать команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты). В настоящее время в России действуют свыше 100 бизнес-инкубаторов, большинство из которых созданы в рамках федеральной программы поддержки предпринимательства. Многие бизнес-инкубаторы находятся на территориях вузов. Время нахождения компании в инкубаторе составляет от 3 до 36 мес.
Технопарк- это специальная территория, на которой объединены научно -
исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Цель создания техно
парка состоит в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований. В случае одобрения инновационного проекта экспертами новаторы получают все необходимое для развития, становления, реализации проекта. На начальном этапе молодым компаниям предоставляют все виды услуг: помещение, юридическое оформление, бизнес-планирование, маркетинговые исследования, техническое обеспечение и т.д. Другим преимуществом размещения в технопарке для компании является то, что технопарки привлекают в качестве «якорных» резидентов крупные транснациональные корпорации, производящие высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, которые в дальнейшем могут стать потребителями производимой инновационными компаниями продукции или услуги. Кроме того, команды технопарков проводят различные конкурсы и мероприятия, что позволяет как организовать собственную PR- компанию, так и заниматься поиском новых инвестиций. Также в технопарке сосредоточен большой объем человеческих ресурсов, развиваются компании, работающие в одном направлении, что также способствует росту бизнеса. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на данное время в среднем около 10 лет. Необходимо также отметить, что сегодня в России реализуется государственная
программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», согласно которой предусмотрено общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в течение 4 лет, с 2007 по 2010 г.
Кроме того, важнейшим инструментом воздействия на инновационную среду является создание особых экономических зон (ОЭЗ), правовой основой которых стал Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно ст.2 особая экономическая зона - «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Согласно п.6 ст.6 ОЭЗ создается на сорок девять лет, причем срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.
Механизм ОЭЗ предполагает преференции по ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов. Резиденты промышленнопроизводственных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и
транспортного налогов, на 4 - 20% снижается налог на прибыль. Кроме этого, ввозимые на территорию ОЭЗ импортные материалы и оборудование не облагаются таможенными сборами. Для технико-внедренческих ОЭЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 до 14%. Совокупность вышеперечисленных льгот позволяет резиденту ОЭЗ экономить 15-20% вложенных инвестиций. Это очень существенно.
Финансирование инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета [8]. Другими словами, резидент ОЭЗ освобождается от дополнительных затрат на строительство дорог, канализацию, воду, энергетику, освещение, коммуникации. Резидент ОЭЗ получает возможность строить только коммерческие объекты, что многократно увеличивает рентабельность его инвестиций.
Внедрение системы «одного окна» подразумевает размещение представителей территориальных органов Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), а также иных федеральных и региональных органов власти в одном офисе - так называемом административно-деловом центре, создаваемом на территории ОЭЗ [6].
Таблица 3
Созданные в РФ ОЭЗ
Тип ОЭЗ Местоположение ОЭЗ
Технико-внедренческие г. Дубна г. Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград») г. Санкт-Петербург (поселок Стрельна, ТВЗ «Нойдорф») г. Томск
Промышленно-производственные г. Елабуга (ОЭЗ «Алабуга») г. Липецк (ОЭЗ «Липецк»)
Туристско-рекреационные Республика Алтай Республика Бурятия Алтайский край Краснодарский край Ставропольский край Иркутская область Калининградская область
В конце 2007 года по указанию Президента РФ был создан Российский инвестици-онныйфонд информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ). Таким образом, были образованы сразу несколько государственных институтов (фондов) поддержки инновационной деятельности (табл.1).
В настоящее время в России уже созданы две производственно-промышленные, четы-
ре технико-внедренческие и семь туристско-рекреационных зон (табл. 3).
По состоянию на июль 2009 г. всего в них зарегистрировано 189 компаний. Из них 24
- в промышленно-производственных зонах, 144
- в технико-внедренческих, 21 - в туристско-рекреационных (рис. 2).
Рис. 2 Компании-резиденты ОЭЗ РФ(шт.)
Общий объем заявленных инвестиций
- 212 млрд руб. Данные предприятия создали 42 тысячи новых рабочих мест и произвели продукции и услуг на 2,7 трлн руб.
Таким образом, многообразие инструментов инновационного развития внутри страны определяется элементами, основными из которых являются институты государственно -частного партнерства. Эволюция данных институтов инновационного развития продолжается. Сегодня стало очевидно, что информация и создание данных институтов были только одним из множества элементов, необходимых в инновационном процессе. Другими значимыми элементами могут стать законодательная и методологическая базы. Более инновационными территориями и, следовательно, более конкурентоспособными являются те, которые способны создавать, поддерживать и использовать совокупность оптимального портфеля инструментов инновационного развития эффективным образом.
Список литературы
1. Бекетов Н.В. Мировой опыт использования механизма венчурного финансирования инновационных процессов //Финансы и кредит. 2008. № 11 (299). С. 82 - 85.
2. Власов И.П. Частно-государственные венчурные фонды в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2008. № 43 (331). С. 51 - 57.
3. Косов М.Е., Сигарев А.В. Источники финансирования инновационных компаний // Финансы и кредит. 2010. № 25 (409). С. 18 - 22.
4. Косов М.Е., Сигарев А.В. Бизнес-ангельское финансирование инновационных проектов // Финансы и кредит. 2010. № 22 (406). С. 31 - 35.
5. Силаев А.А. Обзор рынка венчурного инвестирования России за 2009 г. // Финансы и кредит. 2010. № 26 (410). С. 73 - 76.
6. Федеральное агентство по управлению
особыми экономическими зонами: [офиц. сайт]. URL: http://www.rosoez.ru (дата обращения:
10.05.2012).
7. Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. URL: http:// www.fasiem.ru (дата обращения: 10.05.2012).
8. Шешукова Т.Г., Колесень Е.В. Оценка финансового потенциала инновационных предприятий и групп компаний с применением многокритериальной оптимизации // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 3(14). С. 39-49.