Венчурное финансирование
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. п. власов,
заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы
Проблемы развития малого бизнеса в инновационной сфере связаны с необходимостью привлечения в нее инвестиций и слабой доступностью банковских кредитов на этапе становления и развития бизнеса. Отсутствие эффективного механизма кредитования коммерческими банками инновационных (рискованных) проектов приводит к высокой долговой нагрузке на предприятия малого бизнеса ввиду отсутствия методики оценки венчурных проектов, системы управления инвестиционных и инновационных рисков.
изучение мирового опыта определяет формирование системы экономического стимулирования инновационной деятельности кредитными организациями с учетом двух критериев: выделение стратегических наукоемких проектов и конъюнктурой мирового рынка наукоемких технологий. Один из известных принципов выбора инвестиционных проектов — максимизация прибыли на вкладываемый капитал при минимальном уровне риска — является основополагающим и при выборе инновационных проектов.
следует отметить, что участники финансового рынка и товаропроизводители в российской Федерации считают, что «повышение конкурентоспособности, поддержание высоких темпов развития производства и рост прибыли невозможны без использования новых технологий и научных разработок. ни в одной стране государственный бюджет не в состоянии финансировать тысячи инновационных проектов. В странах с открытой рыночной экономикой основной капитал находит-
ся у коммерческих банков, частных предприятий, иностранных инвесторов. Важно запустить в финансовый оборот частный капитал. наиболее перспективными вариантами ускорения инновационного бизнеса являются: синдицированный кредит, проектное и «пакетное» финансирование»
В последние годы государство изменило свои подходы к взаимодействию с бизнесом при решении проблем социально-экономического развития страны и стало активнее использовать новые инструменты частно-государственного партнерства. термин «частно-государственное партнерство» можно рассматривать в широком и узком смысле этого слова.
В широком смысле частно-государственное партнерство — это любое взаимодействие государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития. речь может идти о совместной разработке стратегических документов, нормативных правовых актов, продвижении государством частных проектов российских компаний за рубежом, совместной работе по улучшению имиджа россии. В узком смысле частно-государственное партнерство — это совместное финансирование крупномасштабных проектов либо иное финансовое участие государства в бизнес-проектах. для частно-государственного партнерства в узком смысле этого слова целью государства является привлечение частных инвестиций в реализацию социальных программ и инвестиционных проектов,
1 Береговой В. А. Механизмы финансирования инноваций
коммерческими банками // налоги. 2008. № 3.
финансы и кредит
51
имеющих стратегическое значение. Заинтересованность бизнес-сообщества в частно-государственном партнерстве также достаточно велика. К числу основных причин заинтересованности бизнеса можно отнести следующие:
— возможность доступа в сегменты экономики, где роль бизнеса минимальна;
— поддержка государства при реализации крупномасштабных проектов с недостаточно высокой рентабельностью и большими сроками окупаемости;
— ликвидация «узких мест» экономического развития, связанных с низким уровнем развития инфраструктуры;
— повышение роли бизнеса в ключевых для него направлениях политики повышения качества человеческого капитала.
Проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала страны является одной из ключевых в ряду проблем сегодняшней России. В значительной степени судьба научно-технической сферы зависит от решения вопроса привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в разработку и реализацию наукоемких инновационных проектов, как правило, очень рискованных.
Особо важная роль в этом стратегически важном деле принадлежит государству, заинтересованному в создании благоприятных условий для подключения частных инвесторов к финансированию перспективных научно-технических, социально значимых проектов. В россии создаются венчурные фонды и компании, особые экономические зоны и технопарки, прорабатываются механизмы льготирования инновационного предпринимательства2.
Одним из шагов на пути решения этой проблемы является формирование системы венчурного инвестирования, в рамках которого государство берет на себя ответственность по страхованию инвестиционных рисков частных инвесторов, выразивших готовность вкладывать деньги в инновационные проекты.
В целях формирования механизмов отбора и коммерциализации перспективных инновационных разработок, преобразования идей в проекты, а проектов — в инновационные компании, способные обеспечить на основе высоких технологий производство конкурентоспособной продукции, на федеральном уровне и на уровне регионов идет интенсивный процесс создания новых для страны институтов развития — венчурных фондов. Эти фи-
2 Вышегородцев М. М. Положение обязывает. Как живет сегодня малый бизнес столицы // Банки и деловой мир. 2008. № 4.
нансовые структуры, являясь воплощением высокоэффективного частно-государственного партнерства, призваны сыграть ключевую роль в модернизации экономики на высокотехнологичной основе.
Следует отметить, что исходя из опыта мировой практики, венчурное инвестирование позволяет осуществить стратегический инновационный прорыв. Ярким примером осуществления такого прорыва является Польша, в которой объем венчурных инвестиций вырос с 150 млн долл. до 1 млрд долл. США в течение 1 года3.
Многочисленные проблемы, с которыми приходится сталкиваться как венчурным инвесторам, так и непосредственным получателям венчурных инвестиций, мешают этому процессу. Так, в частности, отсутствует полноценный информационный взаимообмен; наблюдается разрозненность в деятельности участников процесса венчурного инвестирования; несовершенна институциональная и нормативная база; недостаточно действен механизм его государственного стимулирования; не хватает квалифицированных специалистов; практически отсутствует необходимый опыт управления венчурными процессами; не развиты формы и методы активного привлечения венчурных инвестиций; не сформирована система мотивации инвестирования капитала в венчурные проекты и др.
таким образом, существует необходимость в эффективной организации управления процессом венчурного инвестирования с четко выстроенной системой самоуправления структурных составляющих венчурной индустрии.
Под венчурным финансированием как начальной стадией движения венчурного капитала понимается способ финансирования малых высокотехнологичных перспективных компаний в целях получения инновационного дохода от прироста стоимости вложенных средств. Необходимость возникновения венчурного финансирования обусловливается неспособностью традиционной финансовой системы предложить гибкие формы финансирования малых и средних высокотехнологических компаний. Оперируя такими понятиями, как активы, пассивы, рентабельность, кредитоспособность, которые неприменимы к новым фирмам, чьи активы нематериальны, и состоят из перспективных идей, умений и знаний их создателей, — традиционная финансовая система не может оценить перспективности того или иного научно-технического направления.
3 Ныров А. А. Управление развитием венчурного инвестирования в России: Автореферат канд. экон. наук. М.: РАГС, 2008. С. 4.
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере в области венчурного финансирования в настоящее время должны, на наш взгляд, быть следующие4:
1) создание насыщенной инфраструктуры в виде сети венчурных фондов;
2) создание системы гарантий и страхования инвестиций при венчурном финансировании;
3) ведение государственного реестра структур, работающих в сфере венчурного инвестирования;
4) организация системы подготовки кадров менеджеров инноваций для венчурного предпринимательства;
5) обеспечение гарантий прав венчурных компаний на интеллектуальную собственность;
6) создание условий для применения механизма соединения инвесторов с венчурными предпринимателями;
7) разработка эффективного механизма образования и использования средств венчурного фонда;
8) разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей правовые отношения в сфере венчурного инвестирования;
9) разработка процедуры допуска на российский рынок иностранного венчурного капитала;
10) разработка методологии оценки рыночных перспектив коммерциализации научно-технической продукции в рамках реализации венчурных проектов.
Венчурное финансирование имеет ряд основополагающих принципов, разработанных основателями венчурного бизнеса — Т. Перкинсом, Ю. Клейпером, Ф. Кофилдом и др. Их суть заключается в создании партнерств в виде венчурных фондов, сбора денег у партнеров с ограниченной ответственностью и установления правил защиты их интересов, использование статуса генерального партнера. Эти принципы лежат в основе механизма венчурного финансирования.
Механизм венчурного финансирования является одним из основных экономических инструментов, обеспечивающих на протяжении последних десятилетий инновационное развитие ведущих индустриальных стран Запада. Под механизмом венчурного финансирования, с нашей точки зрения, необходимо понимать организационно-экономическую форму осуществления деятельности по размещению венчурного капитала и способствование ее проведению, поиска инвестиционных
4 Беликова А. В. Проблематика венчурных инвестиций // Инвестиционный банкинг. 2006. № 4.
проектов, а также стимулирование и регулирование этой деятельности. Принципиальная схема механизма венчурного финансирования такова. Венчурный фонд (обычно это профессиональная финансовая фирма, управляющая капиталом от имени других (пенсионных фондов, страховых компаний, и т. п.) или управляющая компания от его имени, приобретают долю (пакет акций) молодой, быстрорастущей или трансформирующейся компании по минимальной стоимости и вводят в ее орган управления своих представителей, являющихся, как правило, профессиональными менеджерами. Последние активно участвуют в регулировании инновационного процесса и контроле за расходованием средств. Так обеспечивается блокирующий пакет венчурного инвестора при сохранении свободы предпринимательской инициативы основных владельцев предприятия. Чаще всего венчурные фонды специализируются в финансировании компаний, находящихся на специфической стадии развития, поскольку данный вид финансирования требует специальных навыков управления, размер типичной инвестиции также изменяется в зависимости от стадии.
Целевым сегментом венчурного финансирования выступают малые (реже — средние) предприятия, преимущественно высокотехнологические. Это можно объяснить некоторыми особенностями малого и среднего бизнеса. При рассмотрении особенностей венчурного инвестирования подходы к финансированию фирмы, осуществляющей венчурный проект, во многом определяются той стадией развития, на которой она находится в данный момент. В экономической литературе рассмотрены различные подходы к их определению. В мировой практике выделяют следующие семь стадий венчурного финансирования, которые соответствуют этапам развития фирмы и предопределяют продолжительность осуществления венчурного проекта: посевная стадия (seed), стартовая стадия (start-up), первая ранняя стадия (early), вторая ранняя стадия (early expansion), стадия расширения (expansion), стадия выкупа фирмы ее (или сторонними) менеджерами (MBO/MBI), «мезонинное» инвестирование (mezzanine) (табл. 1).
типичными причинами необходимости второй ранней стадии инвестирования являются:
♦ перерасход денежных средств, произошедший при разработке нового товара;
♦ неудачи с реализацией нового товара;
♦ необходимость проведения на рынке нового позиционирования разработанного товара;
♦ потребность в усовершенствовании товара в связи с обнаружившимися в процессе пробных продаж недостатками;
♦ необходимость подготовки к большему объему производства в случае превышения прогнозного спроса.
Обычно венчурные капиталисты предпринимают второй и последующие раунды инвестирования при условии, что обязательства по дополнительному инвестированию приведут в обозримом будущем к существенным выгодам. В случае объединенного (синдицированного) инвестирования в фирму несколькими венчурными капиталистами на этом этапе они очень тщательно обговаривают последующую готовность и возможности вложения ими денежных средств.
В то же время для осуществления выкупа фирмы сторонними менеджерами необходимо наличие следующих условий:
— существование команды сторонних выкупающих менеджеров, характеризующихся достаточной квалификацией и опытом успешного управления фирмой, предпочтительно в той же отрасли промышленности;
— наличие команды собственных менеджеров фирмы, желающих остаться работать в ней с командой сторонних менеджеров в переходный период;
— существование инвестора (венчурного капиталиста), способного найти хорошую команду менеджеров и принять на себя связанный с выкупом фирмы сторонними менеджерами более высокий риск;
— наличие инвестируемой фирмы, недостаточно успешно работающей из-за ее неспособного управления, менеджеры и акционеры которой намереваются продать фирму.
Развитие венчурного капитала является процессом кругооборота венчурного капитала, в котором он проходит три стадии (обращение — производство — обращение), в ходе которых венчурный капитал совершает полный оборот», принимает и сбрасывает три формы, возвращаясь в первоначальную. Выделяются три функциональные формы, в которых существует венчурный капитал: на стадиях обращения венчурный капитал выступает в форме денежного венчурного капитала и товарного венчурного капитала, на стадии производства — в форме производительного венчурного капитала. Механизм венчурного финансирования содержит определенное количество взаимосвязанных элементов, имеющих иерархическую соподчи-ненность и индивидуальную функциональную нагрузку, и включает в себя следующие составные части: источники венчурного капитала, механизм аккумуляции средств, механизм вложения акку-
Таблица 1
Стадии венчурного финансирования
Стадия Характеристика Недостатки
1. Посевная стадия (seed — зарождение) Возникновение идеи технологии/продукта Финансирование — личные сбережения Сроки реализации — 1 — 2 года Нет организационного оформления Нет рыночного сбыта
2. Стартовая стадия (start-up) Организация деятельности компании Сроки реализации — до 5 лет Недостаток новых инвестиций Увеличение расходов на маркетинг
3. Первая ранняя стадия (early) Успешный выпуск продукции Сроки реализации — 1 — 3 года Отсутствие или низкий уровень прибыли Риски кадрового потенциала, старения товара Возможность поглощения конкурентом
4. Вторая ранняя стадия (early expansion) Функционирование и развитие компании Сокращение венчурного финансирования Постоянное позиционирование товара
5. Стадия расширения (expansion) Высокий объем продаж Рост потребностей в расширении производственных мощностей Увеличение персонала Разработка новой продукции Сроки реализации — 2 — 4 года Подготовительный этап для выхода венчурных финансистов из состоявшегося нового бизнеса
6. Стадия выкупа фирмы ее (или сторонними) менеджерами (management buy-in / management buy-out) Приобретение контрольного пакета акций Расхождение интересов менеджеров и собственников Разработка защитной стратегии от поглощения
7. «Мезонинное» финансирование (mezzanine) Подготовка к публичной эмиссии на фондовом рынке Комбинация акционерного и заемного капитала
Таблица 2
показатели частно-государственных венчурных закрытых пифов в рф
№ п/п субъект рф Год объем Зпиф, млн руб. ук
1 Республика Татарстан (проект 1) 2005 800 Тройка Диалог
2 Москва 2005 800 Альянс РОСНО Управление активами
3 Томская область 2005 120 Мономах
4 Пермский край 2005 380 Альянс РОСНО Управление активами
5 Красноярский край 2005 120 Тройка Диалог
6 Московская область 2005 284 Тройка Диалог
7 Республика Татарстан (проект 2) 2006 300 АК Барс капитал
8 Санкт-Петербург 2006 400 ВТБ Управление активами
9 Воронежская область 2006 280 Повторный конкурс
10 Волгоградская область 2006 280 Повторный конкурс
11 Калужская область 2006 280 ПИОГЛОБАЛ Эссет менеджмент
12 Тюменская область 2006 280 ПИОГЛОБАЛ Эссет менеджмент
13 Чувашская Республика 2006 280 Повторный конкурс
14 Республика Башкортостан 2006 400 Повторный конкурс
15 Нижегородская область 2006 280 ВТБ Управление активами
16 Самарская область 2006 280 Повторный конкурс
17 Республика Мордовия 2006 280 Альянс РОСНО Управление активами
18 Свердловская область 2006 280 Ермак
19 Саратовская область 2006 280 ВТБ Управление активами
20 г. Москва (проект 2) 2007 800 Конкурс
21 Краснодарский край 2007 800 Подготовка к конкурсу
мулированного капитала, механизм контроля за инвестированным капиталом, механизм возврата инвестиций.
Развитие венчурной индустрии в России началось в 1990 г. В 1993 г. в качестве помощи России со стороны ЕС и мирового сообщества Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) организовал 11 региональных венчурных фондов, однако, к сожалению, до настоящего времени ни один из фондов себя не проявил. В 1997 г. была создана Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). Основными задачами РАВИ являются содействие развитию венчурной индустрии и лоббирование интересов венчурного сообщества. По данным этой организации, в России в настоящее время работают около 80 венчурных фондов.
Российская венчурная индустрия, к сожалению, не имеет такой развитой инфраструктуры, как американская или европейская, и включает только РАВИ, членами которой являются региональные фонды венчурного капитала ЕБРР и ряд американских венчурных фондов. По информации РАВИ, доля российских венчурных фондов в общем объеме венчурных инвестиций в России на конец 2005 г. составила примерно 2 %. В настоящее время еще слишком рано говорить о существовании национального сектора российского венчурного бизнеса, основой которого являлся бы отечественный капитал. Хотя в последние годы интерес к это-
му механизму финансирования малого и среднего бизнеса (в особенности высокотехнологичного) существенно возрос5.
К 2003 г. Россия вошла в первую десятку (8-е место) самых привлекательных для иностранных инвестиций стран. В конце 2004 г. несколько ведущих мировых венчурных фондов (Menlo Ventures, Insight Venture Partners и др.) начали осуществлять финансирование российских компаний.
Правительством РФ были предприняты меры в поддержку развития венчурного бизнеса. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 05.05.2005 № 93 «О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» была запущена программа формирования региональных венчурных фондов.
В 2007 г. в ряде регионов реализуются венчурные проекты по результатам проведенного Минэкономразвития России федерального конкурса на организацию частно-государственных венчурных закрытых
5 Гранкин В. Инвестиции в кадровый потенциал науки // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 8.
ПИФов, инвестиции которых должны направляться в малые предприятия научно-технической сферы в соответствии со следующими условиями финансирования: из федерального бюджета — 25 % средств, регионального — 25 % и вложений частных инвесторов — 50 %. Количество таких фондов постоянно растет (табл. 2).
На конец 2007 г. в 19 регионах России был создан 21 частно-государственный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере (в форме ЗПИФ ВИ), в 2008 г. продолжены работы по созданию еще ряда подобных фондов. Общий объем средств созданных региональных фондов — около 30 млрд руб.
В том числе Москва — как один из победителей конкурса — осуществляет инвестирование государственных средств с участием «Фонда содействия развития венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы», который аккумулировал в себе средства, предоставляемые государством для поддержки инновационного малого предпринимательства.
Примером первого в России венчурного фонда, созданного как частно-государственное партнерство, является «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы», который зарегистрирован в форме ЗПИФ ВИ в ноябре 2006 г. Размер Фонда при формировании составляет 800 млн руб., ожидаемый период жизни — 7 лет. Управляет Фондом компания ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами». Пайщиками Фонда на паритетных условиях являются «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы», учрежденный Правительством Москвы, и крупнейший российский несырьевой холдинг — ОАО «Акционерная Финансовая Корпорация «Система». К середине 2008 г. фонд инвестировал почти 50 % средств (около 400 млн руб.).
Еще одним аргументом в пользу данной формы является то, что в России уже действуют частно-государственные фонды в виде простых товариществ6. Например, как простое товарищество структурирован венчурный фонд корпорации «Аэрокосмическое оборудование», созданный с участием фонда фондов ВИФ. Ничто не мешает структурировать подобным образом и фонды Минэкономразвития России, а надлежащий государственный контроль за деятельностью фондов может быть обеспечен
6 Погорелов Д. И. Финансовый потенциал «Российской венчурной компании» // Финансы. 2006. № 10.
через участие представителей государственных инвесторов в инвестиционном комитете фонда.
С учетом существующих в России частных венчурных фондов инновационной направленности (общий объем доступных для инвестирования средств оценивается примерно в 35 млрд руб.) совокупное предложение венчурного капитала составляет более 50 млрд руб. По данным мониторинга «Научно-производственное и технологическое состояние малых производственных предприятий города Москвы» (2007 г.), потребность в финансировании испытывают 79 % производственных и научно-технических предприятий.
В 2006 г. была создана Российская венчурная компания (РВК) в форме ОАО со 100 %-ным государственным участием (распоряжение Правительства РФ от 07.06.2006 № 838-р), которая совместно с частным капиталом занялась финансированием компаний сферы информационных технологий, телекоммуникаций, нано- и биотехнологий. Цель ее деятельности — способствовать формированию инновационной системы и модернизации экономики путем инвестирования в создание венчурных фондов, которые, в свою очередь, будут финансировать около 200 начальных этапов (старт-апов) российских предприятий. Финансовое участие РВК в венчурных фондах будет ограничено 49 % от ее средств, остальные средства будут предоставлены частными венчурными инвесторами. Таким образом, руководство венчурными фондами будут осуществлять частные инвесторы, а РВК сохранит необходимый контроль за целевым назначением такого фонда. Правительство РФ приняло решение о внесении в уставной капитал РВК 15 млрд руб. (5 млрд — в 2006 г. и 10 млрд — в 2007 г.), размер каждого венчурного фонда, создаваемого с участием РВК, ограничен суммами от 60 млн руб. до 3 млрд руб., что позволит гарантировать достаточную диверсификацию портфеля фонда. При этом венчурная программа Правительства РФ не запланирована как затратная, ожидаются полный возврат вложенных средств и небольшая прибыль. Кроме того, 15 мая 2007 г. были объявлены итоги первого конкурсного отбора юридических лиц (управляющих компаний) для передачи им в доверительное управление денежных средств РВК в целях их последующего инвестирования через механизм венчурных фондов в отечественные инновационные компании.
Этими компаниями стали:
— ЗАО «ВТБ Управление активами» с заявленным денежным размером венчурного фонда в 3 млрд 61 млн руб.;
— ООО «Управляющая компания «Биопроцесс Кэпитал Партнерс» с заявленным денежным размером Венчурного фонда в 3 млрд руб.
Итоги второго конкурсного отбора управляющих компаний были подведены 8 июня 2008 г. Победителями с заявленным денежным размером венчурного фонда в 3 млрд руб. признаны следующие участники конкурсного отбора:
— ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами»;
— ООО «Максвелл Эссет Менеджмент»;
— ЗАО «Лидер»;
— ООО «Управляющая компания «Север Эссет Менеджмент»;
— ЗАО Управляющая компания «ЦентрИн-вест».
Таким образом, можно отметить, что в России идет активное стимулирование развития форм государственно-частного партнерства с созданием ОЭЗ, технопарков, центров трансферта технологий и Российской венчурной компании. Тем не менее слабо развиты нормативно-правовые, организаци-
онно-экономические и финансовые инструменты реализации механизма государственно-частного партнерства в сфере развития инновационной экономики, а также высокая доля рисков.
Литература
1. Береговой В. А. Механизмы финансирования инноваций коммерческими банками // Налоги. 2008. № 3.
2. Беликова А. В. Проблематика венчурных инвестиций. // Инвестиционный банкинг. 2006. № 4.
3. Вышегородцев М. М. Положение обязывает. Как живет сегодня малый бизнес столицы // Банки и деловой мир. 2008. № 4.
4. Гранкин В. Инвестиции в кадровый потенциал науки // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 8.
5. Ныров А. А. Управление развитием венчурного инвестирования в России: Автореф. канд. экон. наук. М.: РАГС, 2008. С. 4.
6. Погорелов Д. И. Финансовый потенциал «Российской венчурной компании» // Финансы. 2006. № 10.
Не успели оформить
подписку на 2009 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]