Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития инновационного сектора экономики РФ'

Актуальные вопросы развития инновационного сектора экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА / STRATEGY FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION 2020 / ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / VENTURE INVESTMENT / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РФ / MODERNIZATION OF THE RUSSIA''S ECONOMY / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / TECHNOLOGY ENTREPRENEURSHIP / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ / PRIORITY WAYS OF THE RUSSIA'' TECHNOLOGY DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА / INNOVATION ECOSYSTEM / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT CORPORATIONS / ГК "РОСТЕХ" / ROSTEC STATE CORPORATION / РОССИЙСКАЯ ВЕНЧУРНАЯ КОМПАНИЯ / RUSSIAN VENTURE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агамирзян Игорь Рубенович

Итогом реализации первого этапа «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» стало формирование в России основ инновационной экономики. Важный элемент инновационной экосистемы страны венчурное инвестирование. Благодаря комплексным усилиям государства, ОАО «РВК», других институтов развития и представителей делового сообщества, рынок венчурного инвестирования в РФ, еще несколько лет назад практически отсутствовавший, состоялся. Следующая задача устранение диспропорций и перекосов в развитии венчурного рынка и всего инновационного сектора экономики РФ. Важным условием ускоренного развития инновационного сегмента экономики РФ является взаимодополняющая деятельность государственных институтов и корпораций развития. В частности, широкие перспективы открываются в рамках дальнейшего сотрудничества ОАО «РВК» и ГК «Ростех» в интересах реализации государственной политики по инновационному развитию экономики России. ОАО «РВК» государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. ОАО «РВК» было создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р. Основные цели деятельности ОАО «РВК» стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Problems of the Innovation Sector Development in Russian Economy

RVC is a government fund of funds and a development institute of the Russian Federation, one of Russia's key tools in building its own national innovation system. RVC was established by Russian Government on June 7, 2006 (Order No. 838-r). Its mission is to encourage Russia’s own VC industry and boost capital of VC funds. RVC’s role is that of a government fund of venture capital funds channeling public incentives to venture capital and financial support to the hi-tech sector, and of a Russian VC industry development institution.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития инновационного сектора экономики РФ»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

развития инновационного сектора экономики рф

И. Р. Агамирзян

И. Р Агамирзян, генеральный директор, председатель Правления ОАО «РВК» [email protected]

Итогом реализации первого этапа «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» стало формирование в России основ инновационной экономики. Важный элемент инновационной экосистемы страны — венчурное инвестирование. Благодаря комплексным усилиям государства, ОАО «РВК», других институтов развития и представителей делового сообщества, рынок венчурного инвестирования в РФ, еще несколько лет назад практически отсутствовавший, — состоялся. Следующая задача — устранение диспропорций и перекосов в развитии венчурного рынка и всего инновационного сектора экономики РФ. Важным условием ускоренного развития инновационного сегмента экономики РФ является взаимодополняющая деятельность государственных институтов и корпораций развития. В частности, широкие перспективы открываются в рамках дальнейшего сотрудничества ОАО «РВК» и ГК «Ростех» в интересах реализации государственной политики по инновационному развитию экономики России.

ОАО «РВК» — государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. ОАО «РВК» было создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р. Основные цели деятельности ОАО «РВК» — стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации. http://www.rusventure.ru/

RVC is a government fund of funds and a development institute of the Russian Federation, one of Russia's key tools in building its own national innovation system. RVC was established by Russian Government on June 7, 2006 (Order No. 838-r). Its mission is to encourage Russia's own VC industry and boost capital of VC funds. RVC's role is that of a government fund of venture capital funds channeling public incentives to venture capital and financial support to the hi-tech sector, and of a Russian VC industry development institution. http://www.rusventure.ru/ru/

Ключевые слова

«Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», венчурное инвестирование, модернизация экономики РФ, технологическое предпринимательство, приоритетные направления технологического развитая инновационная экосистема, институты развития, корпорации развитид,-тК«Рос ОАО «РВК».

#

В 2013 году завершается первый этап реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».1 В самое ближайшее время органам государственного управления всех уровней, институтам развития, бизнесу, научному сообществу и представителям системы образования предстоит дать профессиональную и сбалансированную оценку не только имеющихся достижений, но и тех проблем, которые необходимо решить, чтобы реализовать главную задачу, сформулированную в Стратегии: построить в Российской Федерации современную, эффективную, социально ориентированную инновационную экономику. Впрочем, о целом ряде качественных итогов можно говорить уже сегодня.

Вызовы инновационного развития России

Конкуренция в мире усиливается, а скорость технологических изменений с каждым годом нарастает. Как следствие, за последние десятилетия существенную модернизацию претерпела сама модель экономического соперничества между государствами на глобальной арене. Помимо традиционной конкуренции на рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, государства в XXI веке вступили еще и в конкуренцию юрис-дикций, в которой успех определяется привлекательностью каждой конкретной страны для запуска и ведения высокотехнологичного бизнеса.

Опыт развитых стран показывает, насколько мощный импульс способен придать национальной экономике «инновационный рычаг». Следовать общемировым трендам, используя имеющийся научный, технологический и кадровый потенциал, — практически безальтернативный путь для России, чтобы стать полноправным участником сложившегося сообщества инновационно-активных развитых стран. От того, насколько эффектив-

ным будет ответ России на все более серьезные глобальные экономические вызовы, зависит, останется ли наша страна в числе ведущих мировых держав и какую геополитическую роль она будет играть в XXI веке.

Задача построения инновационной экономики требует поиска системных ответов сразу во множестве сфер нашей жизни. Эффективная национальная система государственного управления, низкий уровень коррупции и административного давления на бизнес, высокая предпринимательская культура, жизнеспособная и самовоспроизводящаяся инновационная экосистема, передовая наука и современное образование, правильно выстроенная инфраструктура поддержки стартапов — все это необходимые условия для существования полноценной инновационной экономики.

На фоне депрессивных трендов в мировой экономике необходимость ускоренного продвижения России по пути построения инновационной экономики приобретает чрезвычайную важность. Положение на внутреннем рынке страны также складывается непросто. Сдерживающее влияние на рост экономики РФ оказывает целый ряд факторов — как внешних, так и внутренних. Как известно, прогноз роста ВВП по итогам 2013 года трижды корректировался в сторону уменьшения: с 3,6 до 2,4 процента, затем до 1,8 процента, а теперь — 1,5 процента или даже менее. В условиях ухудшения экономической конъюнктуры Правительство РФ решило пойти на сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета 2014 года на 5-10 процентов, которое произойдет, в основном, за счет уменьшения расходов инвестиционного характера, а Минэкономразвития РФ в своем прогнозе заменило базовый умеренно-оптимистический сценарий развития более консервативным вариантом «перебалансировки экономического роста», предполагающим сохранение инерционных трендов и снижение

1 Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 года.

инвестиционной активности. Публикуемые независимые прогнозы развития российской экономики на 20142016 годы также весьма осторожны.

Нынешние экономические сложности — дополнительный вызов и стимул для ускоренного развития всего инновационного сегмента экономики РФ. Ведь замедление роста экономики России во многом связано с исчерпанием потенциала прежнего уклада, тогда как механизмы экономики нового типа, предусмотренные «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», еще не полностью сформировались и не начали оказывать определяющего влияния.

В сложных текущих экономических условиях на повестку дня выходит задача форсирования темпов развития инновационного сектора экономики РФ, что позволило бы снизить зависимость страны от традиционных рынков сбыта (в том числе существенно повысить устойчивость к кризисам на рынке энергоносителей), закрепить и расширить присутствие России в новых технологических сегментах, демонстрирующих уверенный рост, а также сформировать растущий поток экспортной выручки, приходящейся на продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Тем самым будет реализован имеющийся интеллектуальный потенциал страны, а также решен целый ряд других задач, сформулированных в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

На российском рынке и в обществе в целом уже сформировалось понимание инноваций как одного из драйверов экономического развития. Но важно понимать: за последнее десятилетие инновации стали не столько привлекательной «опцией», а в определенном смысле — главной возможностью и главным вызовом, который стоит перед всем человечеством. Вот почему всем нам очень важно не только правильно оценить этот вызов, чтобы адекватно отреагировать на него, но и максимально эффективно использовать тот обширный научный, технологический и человеческий потенциал, которым обладает Россия.

Формирование основ инновационной экономики РФ

Главной задачей начального этапа (2011-2013 гг.) «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» является повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям благодаря повышению инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологичных секторов экономики (прежде всего тех, приоритеты развития которых определены Президентом РФ), активизации деятельности институтов развития, снижению и устранению барьеров в системе государственного регулирования, препятствующих инновационной активности, а также за счет целого ряда других механизмов, включая развитие конкуренции и стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием.

Достижение целей, сформулированных в Стратегии, стало важной задачей не только для государственных органов и институтов развития, но и для значительной части российского общества. С уверенностью можно утверждать, что обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих ми-

ровую политическую повестку дня, стало важным элементом национальной идеи современной России.

Мероприятия первого этапа реализации Стратегии были направлены на расширение поддержки недавно образованных инновационных компаний институтами развития, а также претворение в жизнь инициатив по поддержке малого бизнеса и конкретных проектов в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм, разработанных для высокотехнологичных секторов экономики. Кроме того требовалось сформировать механизмы государственно-частного партнерства, обеспечивающие взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании передовых исследований и разработок.

Экспертно-аналитическое иссле-дование2 состояния инновационного сектора РФ, предпринятое ОАО «РВК» при содействии Минэкономразвития РФ и поддержке институтов развития в середине 2013 года, в целом, подтвердило вывод о том, что основы инновационного сектора экономики России созданы. В соответствии с положениями «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» принимаются и вводятся в действие соответствующие отрасле-

2 Россия: курс на инновации. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития российской Федерации на период до 2020 года». Выпуск I. ОАО «РВК» при содействии Министерства экономического развития РФ.// URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Report_2_RU.pdf

вые и федеральные программы, институты развития сформировали необходимые инструменты стимулирования инновационной деятельности, растет активность частного капитала, идет реформа системы образования и науки. А некоторые механизмы, такие как инфраструктура поддержки инновационной деятельности и сопутствующая ей экосистема, уже эффективно работают.

Однако ясно и другое. На повестку дня выходит задача постоянного наращивания набранных темпов, решительного устранения все еще сохраняющихся барьеров и введения в действие новых инструментов. Только при этом условии возможен значимый, решительный прогресс по ключевым направлениям Стратегии. Формирование компетенций инновационной деятельности и органичное стремление бизнеса к инновациям, эффективная наука и современное инновационное государство, инфраструктура инноваций и все более активное участие России в мировой инновационной системе, интенсификация инновационного развития в регионах и совершенствование законодательства — каждый элемент чрезвычайно важен для того, чтобы «инновационный лифт» заработал не только в отдельных отраслях, но и стал одним из основных катализаторов роста всей экономики страны.

Венчурное инвестирование — один из важнейших элементов экосистемы инноваций РФ

Не вызывает сомнения тот факт, что наиболее заметных результатов на мировых технологических рынках сегодня добиваются страны, сумевшие выстроить эффективные национальные системы поддержки технологического предпринимательства и, в том числе, венчурного инвестирования. Стимулирование инновационных разработок, формирование сбалансированного потока стартапов, наличие работоспособного «инновационного лифта» и, в целом, качество национальных экосистем поддержки технологического бизнеса — ключевые слагаемые успеха в условиях глобальной конкуренции.

Деятельность ОАО «РВК» сфокусирована на развитии в России

собственной индустрии венчурного инвестирования в качестве одного из важнейших элементов инновационной экономики. С учетом этой задачи РВК формулирует и свою миссию на 2014-2016 годы: осуществить с учетом приоритетов государства увеличение объема, ускорение темпов роста и коррекцию направлений развития венчурного рынка РФ с целью повышения конкурентоспособности инновационного сектора экономики страны в международном масштабе.

Для стабильной и продуктивной работы национальной экосистемы инноваций обязательным является не только наличие базовых элементов, но и их гармоничное, соразмерное развитие. Наука, инженерно-техническое сообщество и вузы выступают основными поставщиками инновационных идей для коммерциализации, а также человеческого капитала, являющегося главным ресурсом при формировании команд разработчиков для технологических компаний и научно-технической экспертизы. Соответствующая инфраструктура создает комфортные условия для роста молодых инновационных компаний. Устойчивый внутренний и внешний спрос на инновации выступает залогом функционирования и расширения экосистемы в целом, а эффективное законодательно-правовое поле должно обеспечивать мотивирующую среду не только для инновационных компаний как таковых, но и для всех

участников экосистемы, задавая правила игры, позволяющие выстраивать разумный баланс интересов между различными рыночными игроками. При этом важнейшим связующим звеном является развитая индустрия венчурных инвестиций, отвечающая за привлечение в экосистему финансовых ресурсов и бизнес-компетенций, необходимых для становления инновационных компаний и превращения их в конкурентоспособные предприятия, обладающие потенциалом существенно нелинейного роста капитализации.

Следует отметить, что за последние несколько лет комплексные усилия государства, ОАО «РВК», других институтов развития и представителей делового сообщества по созданию национальной индустрии венчурного инвестирования начали приносить ощутимые результаты. Главный итог предыдущего этапа развития: рынок венчурного инвестирования в РФ, еще несколько лет назад практически отсутствовавший, — состоялся. За последние три-четыре года российский венчурный рынок, как минимум, утроился. Согласно оценкам РВК, по итогам 2012 года общий объем венчурных сделок в России достиг уровня 3032 млрд. рублей.

Достигнутые успехи отмечают не только российские эксперты, но и авторитетные международные организации. Ещё совсем недавно венчурная отрасль России практически

Ф

не фигурировала на венчурной карте мира из-за малых масштабов и почти абсолютной непрозрачности, закрытости рынка. Но сегодня многое изменилось. Подтверждениеv тому стала, в том числе, публикация изданием The Wall Street Journal результатов исследования Dow Jones VentureSource: по итогам 2012 года наша страна была признана самым быстрорастущим венчурным рынком Европы в сфере высоких технологий, поднявшись на четвёртое место по объёмам инвестиций. А согласно данным агентства Bloomberg, по итогам 2012 года Россия заняла 14-е место в рейтинге 50 наиболее инновационных стран мира, что также служит отражением продвижения нашей страны по пути формирования и дальнейшего развития индустрии венчурного инвестирования.

Анализируя итоги деятельности в 2007-2013 годах, невозможно обойти стороной такую важную составляющую, как создание саморазвивающейся венчурной отрасли путём вовлечения частного капитала. За последние несколько лет приток частного капитала на рынок венчурного инвестирования РФ значительно вырос. Эту тенденцию подтверждают и независимые исследования, согласно которым доля РВК как источника денег для венчурной индустрии в процентном отношении от общего объёма рынка существенно снизилась — при одновременном росте абсолютного показателя в денежном выражении. По сути, отечественная индустрия венчурного инвестирования более не зависит от одного единственного центра финансирования — государства, благодаря существенному росту активности частных инвесторов и запуску механизмов рыночного воспроизводства. Это обстоятельство является убедительным доказательством эффективного выполнения РВК задачи по развитию рынка.

Важной характеристикой молодой российской индустрии венчурного инвестирования является такой позитивный системный фактор, как «взросление рынка». Уровень развития венчурной индустрии определяется не только количественными показателями, но и качеством инвестиций. Так,

2012 год положил конец волне «эмоциональных» стартапов и неоправданно завышенных инвестиционных ожиданий, эта тенденция укреплялась и в течение 2013 года: инвесторы стали намного более тщательно подходить к отбору проектов.

Дальнейшее снижение роли РВК как финансового игрока на рынке венчурного инвестирования РФ — наш стратегический ориентир. В наиболее развитых индустриальных секторах и в наименее рисковых поздних стадиях инвестиций на венчурном рынке РФ уже успешно действует частный капитал. Поэтому приоритеты деятельности РВК как в 2013 году, так и на среднесрочную перспективу, определяются необходимостью решения задач, для которых частной инициативы и частного капитала пока недостаточно.

Очевидно, что молодой российский рынок венчурного инвестирования все еще отличает ряд перекосов. Структура предложения денег не идеальна и имеет явные диспропорции. Налицо острый недостаток предложения капитала на посевной и предпосевной стадиях, а также в большинстве приоритетных отраслей. Отмечается недостаток предложения капитала и в большинстве приоритетных отраслей, кроме электронной коммерции, интернет-проектов и некоторых секторов ИТ и телекоммуникаций. Инвестиционные инструменты венчурного рынка не одинаково доступны на всей территории страны, а региональные экосистемы венчурного инвестирования имеют все необходимые элементы лишь в ограниченном числе инновационных регионов страны (таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск и др.). Наконец, невозможно обойти стороной и «проблему масштаба», характерную для всего инновационного сектора экономики РФ: доля российского инновационного бизнеса (продуктов и услуг) в ВВП страны составляет, по разным оценкам, от 11 до 15 процентов против 30 и более процентов — в развитых странах.

Таким образом на повестку дня в среднесрочной перспективе выходят коррекция рынка (как венчурного, так и рынка инновационно-технологического предпринимательства в целом), его санация от неэффективных и гармонизация деятельности практически полезных инструментов. Указанные обстоятельства в значительной мере определяют список актуальных задач, на решении которых в ближайшие годы необходимо будет сосредоточить свои усилия государству, институтам развития, представителям системы образования, сферы науки и, разумеется, предпринимательскому сообществу в рамках реализации второго, основного этапа «Стратегии инновационного развития Российской Федерации»: к 2020 году инновационное развитие должно стать основным источником экономического роста страны.

На взгляд РВК, решение задач корректировки инновационного рынка, устранения диспропорций и перекосов, должно осуществляться с опорой на сбалансированный набор как финансовых, так и нефинансовых инструментов и, возможно, потребует существенных изменений в деятельности институтов развития. Так, во многих случаях использование инструментов нефинансового типа способно оказывать на рынок не менее, а более эффективное воздействие. Именно такие подходы заложены в «Направлениях работы ОАО «РВК» на 2014-2016 годы»3, определяющих деятельность РВК на среднесрочную перспективу.

Новые инструменты развития рынка, создаваемые РВК, будут ориентированы на:

• индустриальные сектора, в которых по тем или иным причинам невелико присутствие частного капитала, но которые важны для сбалансированного инновационного развития страны (биотехнологии и медицина, энергетика и энергоэффективность, интеллектуальные системы и др.);

Ф

3 Утверждены решением Совета директоров Открытого акционерного общества «Российская венчурная компания», протокол №7 от 30 июля 2013 года.

ИННОВАЦИИ ■ ДЕКАБРЬ 2013 31

• начальные стадии развития технологических компаний (прежде всего — на посевную), где из-за высоких рисков в настоящее время предложение капитала и соответствующих инструментов недостаточно;

• новые возможности, которые уже появляются или могут появиться на российском и глобальном рынках;

• развитие российских венчурных инвесторов, в том числе — бизнес-ангелов;

• поддержку глобализации российской венчурной индустрии: РВК должна сыграть роль «шерпы» для международных инвесторов в России и оказать содействие встраиванию российских инновационных компаний, продуктов и услуг в глобальные цепочки создания стоимости;

• региональное развитие инфраструктуры венчурных инвестиций и технологического предпринимательства;

• повышение профессионализма участников венчурной экосистемы;

• продвижение и популяризацию инновационной деятельности.

эффективное взаимодействие институтов и корпораций развития как фактор роста инновационного сектора экономики РФ

Важным условием ускоренного развития инновационного сегмента экономики РФ является взаимодополняющая деятельность государственных институтов и корпораций развития. По оценке РВК основными направлениями взаимодействия, требующими особой координации, сегодня являются развитие инновационной инфраструктуры, а также стимулирование развития инноваций и спроса на них.

Среди ключевых партнеров ОАО «РВК» — АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Ассоциация инновационных регионов России, ГК «Внешэкономбанк», ГК «Ростех», Инвестиционный фонд Российской Федерации,

Инновационный центр «Сколково», ОАО «МСП Банк», ОАО «Особые экономические зоны», ОАО «Росин-фокоминвест», ОАО «РОСНАНО», Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.

В качестве одного из стратегических приоритетов в части взаимодействия с институтами и корпорациями развития РВК рассматривает дальнейшее расширение сотрудничества с ГК «Ростех». При этом прочной основой для совместной плодотворной работы является нацеленность РВК и ГК «Ро-стех» на содействие реализации государственной политики по инновационному развитию экономики России.

ГК «Ростех» выстраивает свою стратегию с опорой на бизнес-модель корпорации развития (инновационной корпорации), развивая промышленные технологии и создавая высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости, соответствующую мировому уровню. При этом деятельность ГК «Ростех» предусматривает баланс коммерческих целей с задачами развития дочерних организаций в корпоративном портфеле, «выращивания» стратегически сфокусированных промышленных корпораций мирового класса. Подобный подход открывает широкие возможности по интеграции усилий РВК и ГК «Ростех» с учетом целей и задач «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Стимулирование институциональных преобразований наукоемких отраслей экономики, содействие появлению в России конкурентоспособных промышленных компаний мирового класса, привлечение инвестиций для реализации инновационных проектов, организация трансфера технологий, развитие научного и кадрового потенциала России при обеспечении социальной стабильности и повышении качества жизни — все эти цели в равной степени актуальны и для ГК «Ростех», и для РВК как государственного фонда

фондов и института развития венчурного рынка РФ.

Важно отметить, что взаимодействие РВК и ГК «Ростех» базируется на прочном фундаменте, заложенном в предыдущие годы. В июне 2012 года, в рамках 2-го Международного форума «Технологии в машинострое-нии-2012», между ОАО «РВК» и ГК «Ростех» было подписано Соглашение о сотрудничестве в области инновационного развития РФ, определившее ключевые направлениями взаимодействия: создание и развитие инновационной инфраструктуры (включая бизнес-инкубаторы и центры коллективного пользования), посевных и венчурных фондов, поддержку экспертного сообщества в инновационной сфере, проведение аналитических исследований. Компании также выразили готовность вести совместную деятельность по разработке и проведению образовательных и тренинговых программ, направленных на повышение квалификации кадров в инновационной сфере. Кроме того, важным аспектом сотрудничества была определена законотворческая деятельность, предусматривающая разработку и продвижение проектов законодательных и других актов государственного регулирования инновационной сферы, направленных на создание благоприятных условий для деятельности субъектов в сфере высоких технологий.

Руководители РВК и ГК «Ростех» входят в состав советов директоров ряда институтов развития, что также содействует координации совместной деятельности. Представители РВК принимают участие и в установочных сессиях Департамента инноваций и стратегического развития ГК «Ро-стех» — периодических мероприятиях на базе предприятий и холдингов, предполагающих презентации проектов и обсуждение возможностей их коммерциализации, в том числе — при содействии и участии институтов развития.

Вместе с другими институтами развития РВК принимала активное участие в проведении открытого конкурса гражданских инновационных проектов организаций оборонно-промышленного комплекса России, проходившего

Ф

в рамках деловой программы международного форума «Технологии в машиностроении», инициатором которого выступила ГК «Ростех». Кроме того, РВК и ГК «Ростех» выступают активными участниками Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub) — профессионального сообщества топ-менеджеров крупных компаний, отвечающих за научно-исследовательскую деятельность, разработки и развитие инноваций в целях повышения конкурентоспособности бизнеса в различных отраслях российской экономики.

Одним из наиболее ярких результатов совместной деятельности стало заключение Соглашения о сотрудничестве по реализации проекта создания Технопарка «Раменское», подписанное в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2013 в присутствии Председателя Правительства Российской Феде-

рации Д. А. Медведева. Инициаторами этой масштабной инициативы выступили РВК, ГК «Внешэкономбанк», ГК «Ростех» и Правительство Московской области. Ядром Технопарка «Раменское», призванного объединить элементы научно-производственной и социальной инфраструктуры в форме технополиса (крупные промышленные компании, исследовательские и производственные мощности, венчурные фонды, внедренческие и консалтинговые компании) станет региональный центр разработки и производства высокотехнологичной продукции мирового класса.

Концепция и бизнес-план технополиса были разработаны РВК в 2011-2013 гг. совместно с ОАО «Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро» (РПКБ). Тогда же началось формирование инвестиционных инструментов, между-

народной и российской партнерской сети. В активную фазу проект вступил благодаря активному содействию Правительства Московской области и ГК «Ростех», включившей в свои планы перевод профильных предприятий-участников на территорию технополиса. Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры проекта составит до 30 млрд рублей и будет предоставлен ГК «Внешэкономбанк». Со своей стороны РВК предоставит финансовые инструменты инвестиционной поддержки резидентов технополиса: Фонд посевных инвестиций (ФПИ) РВК, фонд «Гражданские технологии ОПК», «Инфрафонд РВК» и др., а также технологическую и бизнес-экспертизу проектов для резидентов технополиса.

Список направлений сотрудничества институтов и корпораций развития весьма обширен: взаимное участие в разработке и согласовании стратегических планов развития, содействие эффективной коммерциализации потенциала центров инновационной активности и трансферу бизнес-компетенций, организация разработки форсайтов и дорожных карт перспективных направлений науки и технологий с привлечением ведущих экспертов в профильных областях, расширение взаимодействия на институциональном и проектном уровнях, популяризация модели открытых инноваций, участие в разработке и продвижении перспективных форм бизнеса в наукоемких сегментах. При этом важно помнить, что сегодня именно от институтов и корпораций развития во многом зависит эффективность российского «инновационного лифта».

Впереди у участников российского инновационного рынка еще много работы, причем работы весьма непростой. Но это творческая, содержательная и, без сомнения, очень важная работа. Ведь построение инновационной экономики — единственный для России способ снизить зависимость экономики от неустойчивой конъюнктуры на традиционных рынках и обеспечить себе место в клубе ведущих, наиболее развитых стран, определяющих ключевые тренды глобального развития. Ш

Ф

ИННОВАЦИИ ■ ДЕКАБРЬ 2013 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.